Погода в Одессе
Сейчас от ° до °
Ночью от ° до °
Море +°. Влажн. %
Курсы валют
$27.10 • €30.57
$27.75 • €31.45
$27.70 • €31.40
  • Обзор одесских соц.сетей:

Восемь дней под знаком кино

Четверг, 9 сентября 2021, 12:25

Андрей Райков

Одесский международный кинофестиваль (ОМКФ) в этом году был самым скромным из всех предшествующих. Общая мировая ситуация сказалась и на отечественных финансовых возможностях. Тем не менее в рамках фестиваля, помимо показа фильмов, прошло несколько интересных событий, с которыми мы и знакомим тех, кому не довелось побывать на этом форуме. Начало см. «Порто-франко» от 2 сентября с. г.

КАК РОЖДАЮТСЯ СЮЖЕТЫ

Национальная премьера фильма «С завязанными глазами» растрогала зрителей и получила благодарные комментарии во время обсуждения.

«Все началось с того, что моя знакомая рассказала о своей ситуации. А, когда я начал писать сценарий, то понял, что очень многие девушки вынуждены следовать правилам, которые навязало им общество», — рассказал режиссер фильма Тарас Дронь.

Более того, он рискнул предположить, что его картина — это «современная интерпретация «Заповiта» Тараса Шевченко». Заявление смелое; ставить себя фактически в один ряд с национальным гением решится не каждый. Но не преждевременно ли?

Постановщик фильма Национальной конкурсной программы «Соперник» Маркус Ленц был более скромен. Ни сравнивая себя ни с кем из корифеев, он просто поделился концепцией своей картины.

«Это очень простая история, — рассказал режиссер. — Мальчик хочет жить со своей матерью, а обстоятельства ему не позволяют. Поэтому он становится «бойцом» за свою жизнь».

По мнению исполнительницы главной женской роли Марии Бруни, это история о взрослении. Главные герои фильма взрослеют в ходе развития сюжета.

Большой интерес вызвал фильм в жанре фантастики «Простор» режиссера Дмитрия Томашпольского, поскольку он снимался в условиях изоляции во время карантина.

Как рассказал режиссер, уже на третий день карантина в марте 2020 года его осенила идея снять фильм — игровой, фантастический, полнометражный. Актеры были приглашены благодаря объявлению на Фейсбуке. Главным условием для съемок было то, что актеры должны были находиться исключительно на изоляции и выполнять каждый день новое задание. В конце трех месяцев съемок было получено семьсот часов материала.

Продюсер ленты Алена Демьяненко призналась, что эта история дала возможность создателям фильма прожить год без ощущения, поскольку все это время они снимали кино.

Член жюри ОМКФ Эли Граппе, представляя свой фильм «Ольга», рассказал, что сюжет основан на реальных событиях. Героиня картины, 15-летняя украинская гимнастка, которая могла уехать из Украины в то время, когда ее мать-журналистка освещала события Евромайдана.

«В картину вошло много реальных историй, — сказал постановщик. Моя работа заключалась в том, чтобы вплести эти истории в сюжет и передать драму через образ главной героини».

Лента получила приз сообщества писателей и композиторов SACD — за лучший сценарий Каннской недели критики.

Правда, как оказалось, собственно о гимнастике режиссер имеет крайне слабое представление. Его страшно удивил вопрос, почему героиню картины — украинскую спортсменку — он назвал именем, которое во всем мире ассоциируется с гимнасткой из Белоруссии Ольгой Корбут. Эли объяснил это тем, что ему просто имя Ольга для его слуха звучит «очень экзотично».

А ДЕНЬГИ — ВСЕГДА ВПЕРЕДИ

Кинопроизводство — сфера весьма и весьма затратная. Потому неудивительно, что на ОМКФ большое внимание уделяется финансам.

Проблемы проката фильмов обсуждали в первый день работы Летнего Кинорынка.

«Кинопрокат — это именно та сфера, которая больше всего пострадала во время карантина», — сообщила исполнительный директор ОМКФ Анна Мачух.

Тем не менее она настроена оптимистично: «Несмотря на трудности и вызовы, с которыми столкнулась индустрия, мы уверены, что кинопрокат будет и дальше существовать. Ведь именно он дает те ощущения, которые ни один онлайн-просмотр не сможет подарить зрителю».

Финансовая тема была продолжена в ходе Летней киношколы. Там прошла дискуссия о сотрудничестве продюсера и режиссера в дебютном кино. Максим Наконечный, киевский режиссер одесского происхождения, назвал сотрудничество постановщиков и продюсеров «браком из-за любви, где самое важное — умение договариваться».

Своего рода иллюстрацией этого тезиса стал мастер-класс, который провела продюсер Полина Толмачева.

«Первое правило успешного маркетинга, — считает она, — это понимание того, что именно вы снимаете. Каков жанр фильма, какова его тематика. Может показаться, что это очень просто, но это не так. Треть зрителей обычно выбирают фильм по жанру и тематике — потому что люди предпочитают эмоции.

Также важно договариваться с потенциальными «послами» фильма. Люди очень прислушиваются к тому, что говорят другие. И я очень советую, особенно когда речь идет об авторском кино, искать таких «послов», которые будут о нем рассказывать».

МУЗЫКА И «КОТИКИ»

Два интересных мастер-класса прошли в рамках Летней киношколы: «Музыка в кино» и «Визуальное решение фильма».

Для композитора Антона Байбакова идеальный вариант, когда режиссер, заказывая музыку в своей картине, рассказывает ему о своих чувствах, об атмосфере или других вещах, которые он видит в своем кино, а не просит: возьми гитарку и сыграй здесь пару аккордов.

«Конкретика чаще портит мое вдохновение», — считает композитор.

Другому автору музыки, Никите Моисееву, нравится переход от реальной игры музыканта в кадре до медленной игры за кадром.

В качестве примера он приводит сцену из фильма «Пианистка», где героиня идет по улице, за кадром звучит сюита Баха, а затем она играет — продолжает ту же композицию на семейном концерте.

Оператор Сергей Стеценко признался, что во время съемки фильма «Наши Котики» референсом для создателей была известная картина «Голый пистолет».

Чтобы было понятно, что имел в виду оператор, приведем ссылку из Википедии: «Референс (англ. reference — справка, сноска) — вспомогательное изображение: рисунок или фотография, которые художник или дизайнер изучает перед работой, чтобы точнее передать детали, получить дополнительную информацию, идеи. Референсом могут быть фотографии человека в различных позах, фотографии только рук или иных частей тела, необходимые для изучения и отрисовки анатомии. В сфере компьютерной графики референс используются как примерное представление того, что хотелось бы видеть или попытка предоставить собеседнику на чужих примерах свое представление. Референсы часто используют и современные художники для своих проектов. Обычно в них входят: полное изображение персонажа, некоторые характерные особенности, описание размеров, текстовые комментарии некоторых объектов и т. д.

Впрочем, уточняет Сергей Стеценко, «это был не четкий референс, а скорее желание сделать такой жанр. Также шла работа с психологами, чтобы показать, насколько нужен юмор на войне».

Еще оператор объяснил разницу между документальным и художественным фильмом. Она заключается в том, что в документальной работе часто невозможно контролировать происходящие события, и сразу следует реагировать — придумать эпизод. По его мнению, в документальном кино работать сложнее, чем в игровом, потому что часто надо принимать быстрые решения, от которых зависит и то, что зритель видит на экране.

СОЗДАТЕЛИ — О ФИЛЬМАХ

Документальная лента "Национальный музей" режиссера Андрея Загданского — это видеопортрет Национального художественного музея, где хранится и экспонируется искусство Украины. Ленту представил сам режиссер, который рассказал, что идея фильма сформировалась после Майдана.

"Я подумал, что хочу сделать фильм, который бы отражал сегодняшнее состояние Украины. Но не политический и не военный. Музей оказался абсолютно идеальным объектом. В нем есть история искусства, история Украины, в нем есть несчастье, достижения и состояние страны — это единственный объект, который подходит для моего исследования".

Еще один документальный фильм "Розы. Фильм-кабаре" Ирены Стеценко впервые был показан на ОМКФ. Это фильм-концерт музыкально-театрального коллектива "Dakh Daughters", современное политическое кабаре, в котором искусство становится способом осмысления событий революции и войны в Украине.

"Девчата из "Dakh Daughters" полностью перевернули мою жизнь. Мы отсняли более двух тысяч часов, съемки длились шесть лет", — рассказала режиссер.

После просмотра Dakh Daughters под аплодисменты зрителей спели одну из песен из своего репертуара.

Член жюри сербский режиссер Срджан Драгоевич представил свою работу "Небеса". Он признался, что не ожидает, что публика поймет все, что он хотел сказать в этом фильме. Ибо если бы хотел этого, то, наверное, был бы шизофреником, как герой фильма. Постановщику было важно, чтобы зрителям стало понятно, почему в нескольких местах появляется золотой телец.

"Это значит, что наше общество более поганское, чем христианское", — отметил режиссер.

Во внеконкурсную программу "Украинские Гала-премьеры" попал дебют Анатолия Сачивко "Водуруду". Автор фильма — руководитель танцевального коллектива Apache Crew. Это народно-импровизационный кинобалет.

"С 2016 года мы выходили на локации и снимали различные сцены. Это все было интуитивно, отталкивались от ощущения моего состояния. Это опыт рассказа о том, что ты просто идешь, падаешь, встаешь", — рассказал режиссер.

И тут после просмотра коллектив Apache Crew воспроизвел пластически-танцевальную импровизацию.

В предпоследний день ОМКФ кинофестиваля зрители увидели короткий метр Национального конкурса, в который вошли восемь фильмов. Свои работы представили творческие команды фильмов, они рассказали об основных замыслах и вдохновениях.

Так, режиссер фильма "Вторая волна" Мария Стоянова призналась, что картина — о ее одесском дедушке. Автор фильма "Папины кроссовки" Ольга Журба поблагодарила за возможность продемонстрировать свой фильм большому количеству людей.

"Мой фильм является немного документальным, ведь чувства девочки на экране — это мои собственные чувства", — рассказала автор анимации "Тигр бродит рядом" Анастасия Фалилеева.

Никон Романченко, говоря о своей работе "Leopolis Night", признался, что это был сумасшедший опыт, игровой эксперимент, в котором сценарий, хотя и очень своеобразный, но откровенный и искренний".

"Мой фильм был снят прямо перед пандемией, и теперь, мне кажется, что многие из нас могут узнать чувства героя. Фильм посвящается всем gooboys, goodgirls и взрослым", — рассказала Мария Пономарева, режиссер фильма "Хороший мальчик".

ЛУЧШАЯ ЛЕНТА

Когда на фестивале прошла украинская премьера фильма "Стоп-Земля" Екатерины Горностай, еще никто не знал, что эта лента станет обладателем Гран-при, который вручается по итогам зрительского голосования. Но интерес к фильму был огромный. Ведь эта картина получила приз "Хрустальный медведь" на престижном кинофестивале в Берлине.

Судя по откликам, фильм оправдал ожидания. В отзывах в социальных сетях и при встрече с творческой группой зрители больше всего отмечали самобытный стиль режиссера, визуальное решением и отличное музыкальное наполнение ленты. Приведем несколько отзывов.

"Сложно снять о подростках-то такое, чего еще не было. Но у Екатерины Горностай получилась очень теплая, искренняя работа с очаровательной картинкой, героями и офигенной музыкой".

"Надеюсь, что этот фильм увидит украинская молодежь".

"Фильм, после которого хочется пойти на школьную дискотеку".

"Спасибо за кино. У меня душа коснулась тела (как-то так?) Мура-а-ахи и очень крутое ощущение внутри".

"Вчера Екатерина Горностай просто положила на лопатки весь Одесский кинофестиваль со своей "Стоп-Землей".

"Стоп-Земля" — автобиографическая история. 16-летняя Маша учится в обычной киевской школе в 11-м классе. Не чувствовать себя странно и отстраненно в коллективе ей помогают близкие друзья Яна и Сеня, по-своему переживая напряженную школьную обыденность. Кроме будущих экзаменов, выйти из зоны комфорта Машу заставляет влюбленность в одноклассника Сашу. Она понимает, если не решишься спросить — никогда не знаешь, взаимно ли чувство.

Мировая премьера картины состоялась на Берлинском кинофестивале, где "Стоп-Земля" получила награду "Хрустальный медведь" от юношеского жюри конкурсной программы Generation 14plus как "Лучший полнометражный фильм".

Главные роли в картине исполнили непрофессиональные актеры-подростки — Мария Федорченко, Арсений Марков, Яна Исаенко, Александр Иванов.

"Когда мы начали готовиться к съемкам, то решили, что хотим сделать вот такую школу, в которой учитель почти университетский преподаватель, который дружит со своими учениками и уважает их", — рассказала режиссер.

"При подготовке к съемкам у нас получилась актерская лаборатория, занявшая два месяца. При этом мы не видели сценария, не знали, о чем будет этот фильм", — дополнила актриса Мария Федорченко.

Выход "Стоп-Земли" в широкий украинский прокат запланирован на 4 ноября 2021 года.

"КИНОДОМ ВОЙТЕНКО"

Так называется YouTube- канал известного украинского киноведа, члена Украинской киноакадемии Владимира Войтенко. В выпусках канала автор подробно анализирует украинский экранный мир.

Владимир Войтенко рассказывает о том, чем и как живут украинская кино-, теле- и сериальная индустрии, общается с создателями, исследует историю тех или иных явлений, которые происходят в отрасли.

Первый выпуск, который уже доступен на канале, посвящен языковому вопросу в медиапространстве. В программе "Языковая ловушка" Войтенко фокусируется на проблеме языка в украинском кинематографе, с которой сталкиваются создатели в течение практически всей истории украинского кинематографа. В выпуске приняли участие Юрий Шевчук, Михаил Ильенко, Наталья Ворожбит, Екатерина Лесик и Николай Княжицкий.

Кроме того, Войтенко подготовил серию выпусков с 12-го ОМКФ.

Владимир Войтенко — украинский кинокритик, киновед, лектор, автор более 900 публикаций по вопросам кино и телевидения. Член Национального союза кинематографистов Украины, главный редактор кинопортала "КИNОКOLO.UA" и "Сценарная мастерская", автор и ведущий программы "Аргумент-Кино". Публикуется в украинских и зарубежных периодических изданиях, в аналитических сборниках, фестивальных каталогах, энциклопедиях, а также на интернет-сайтах.

МОЖЕТ ЛИ ЖЕНЩИНА СНЯТЬ БЛОКБАСТЕР?

Эта тема возникла во время презентации Украинской ассоциации женщин в кино и медиаиндустрии (UFFI). Спровоцировал ее обсуждение автор этих строк, которому стало скучно слушать восторженные рассказы основательниц этой организации Ксении Бугримовой и Ларисы Гутаревич о ценности UFFI и векторах ее развития.

Безусловно, познавательно было узнать, что UFFI — это организация, которая имеет целью поддержку женского кинематографического движения, способствовать профессиональному развитию, достижению равных возможностей в кино и медиаиндустрии. К ассоциации присоединилась Шери О’Доннелл — международный финансист в киноиндустрии, которая выступила на презентации.

После презентации началась панельная дискуссия "Что происходит с женщинами в киноиндустрии?", в ходе которой собственно дискуссия и не ночевала. Спикершы рассказывали о гендерных стереотипах, жаловались на разницу в размерах зарплат женщин и мужчин при одинаковых профессиональных качествах и т. п. Все правильно, но дискуссия предполагает спор. Который и попытался завязать автор этих строк, задавший вопрос, каким образом новая организация собирается помогать женщинам-режиссерам снимать кассовое кино, в том числе и блокбастеры. Вопрос базировался на том историческом факте, что за всю более чем столетнюю историю кино в Украине лишь одна женщина-режиссер, а именно Суламифь Цыбульник, сумела снять фильмы, имевшие солидный зрительский успех: "Будни уголовного розыска", "Инспектор уголовного розыска" и в "В мёртвой петле". Это вызвало гневную реакцию представительниц киноиндустрии, которые тут же принялись высказывать свои обиды. При всей возможной справедливости каждого конкретного случая стоит все-таки заметить, что при этом за рамками разговора остались такие немаловажные факторы, как талант и характер, которые, собственно, и обеспечивают успех в любой отрасли.

Наиболее адекватной была реакция Шери О’Доннелл, которая пожелала новой женской организации активно сотрудничать с аналогичными международными структурами.

(Продолжение следует.)