Погода в Одессе
Сейчас от ° до °
Утром от ° до °
Море +°. Влажн. %
Курсы валют
$27.04 • €31.84
$27.75 • €31.45
$27.70 • €31.40
  • Обзор одесских соц.сетей:
Специально для глобуса

Вчера, сегодня и всегда. Одесса в коллекции Вадима Мороховского

Воскресенье, 20 июня 2021, 15:18

Сергей Осташко, Евгений Голубовский

Побывал в Музее современного искусства на экскурсии Вадима Мороховского по его коллекции. Он хочет вернуть и сохранить полузабытых одесских художников 20-х догов. Коллекция представлена на первом этаже музея. Вадим Викторович рассказал историю каждого зала и каждой картины.

Одну картину 2х3 метра «Рапсоия-3» Бориса Розенфельда он купил на аукционе «Сотбис». На картине — вверху светлое пятно — рай, а внизу и по бокам странные темные лица и фигуры, мужчины, женщины, судьбы. Картина висит у него в кабинете и, разглядывая ее, он каждый раз видит что-то новое.

Не знал я, что поэта из изначально художника Маяковского сделал его друг Давид Бурлюк. «Ты поэт, ты должен писать стихи», — говорил он. — Я буду тебя содержать, ты только пиши стихи». «Но у тебя же нет денег», возразил Маяковский. «Я буду заключать пари, выигрывать их, а деньги давать тебе». И тут же выиграл спор у богача, заявив, что сможет поцеловать свой глаз. Один глаз у Барлюка был искусственный, он просто вынул его и поцеловал. Это были первые деньги, которые Маяковский получил не как художник, а как поэт.

Еще одно я узнал, как у Александра Грина появилось название повести «Алые паруса». Оказывается, он увидел на картине своего друга Амшея Нюренберга в море на горизонте корабль под алыми парусами. «Я так долго искал название для своей повести», — сказал он художнику.

Интересного было очень много, а некоторых фамилий я просто не знал. Увы, не специалист. Поэтому лучше меня об этой выставке рассказал на своей странице в Facebook вице-президент Всемирного клуба одесситов, журналист Евгений Голубовский.

Замечательная традиция – на свой день рождения делать подарки всему городу. На моей памяти зачинателем стал Олег Губарь. Выпускал свои книги, чтоб одарить гостей.

Сегодня эту отличную традицию продолжил Вадим Викторович Мороховский, банкир, депутат, меценат. За несколько дней перед своим пятидесятилетием он подарил городу возможность в залах, созданного им Музея современного искусства, посмотреть свою частную коллекцию.

Разве может успокоиться душа истинного коллекционера?

Да, он купил у Михаила Кнобеля коллекцию одесских нонконформистов. На её основе создал Музей. Пополнял его. Но желание вернуть Одессе наследие ее живописцев не иссякало. Более того, оно не вписывалось в хронологические рамки коллекции созданного музея.

Киевские коллекционеры купили на аукционе собрание картин Якова Перемена, «одесских парижан». Неужели ничего более нельзя найти?

Одиннадцать лет назад купил Вадим Викторович портрет работы Петра Нилуса, друга Бунина, соратника Костанди. Это точка отсчета. Мы увидели сегодня этот портрет, написанный в традициях южнорусской школы. В том же зале работа Костанди, пейзажи Нилуса уже парижского периода.

Но в собрании Мороховского есть работы художников мировой известности. Назову то, что ошеломило меня.

Сандро Фазини, родной брат Ильи Ильфа, арестованный во Франции в годы войны, погибший в Освенциме. Живописец и график, фотограф. Конструктивист. Имеющий свое лицо. «Композиция»

Филипп Гозиасон, художник, писатель, автор первой в России книги об Эль Греко, вышедшей в Одессе в 1918. До второй мировой писал фигуративные работы, после войны, ошеломленный её ужасами, перешел на абстрактную живопись. «Пейзаж с фигурой»

Борис Анисфельд, выпускник Одесского художественного училища, затем Петербургской Академии, мирискуссник, декоратор балетов Дягилева, с 1917 года в США, где работал и театральным художником в опере и писал станковые декоративно-экспрессионистических картины. Одна из последних работ сейчас в собрании Мороховского.

Соня Делоне, Амшей Нюренберг, Теофил Фраерман… Называю художников, чьи работы вызывали яркие эмоции. Нужно еще разы приходить в музей и оставаться с картинами наедине.

И как вишенка на торте – целый зал работ замечательного украинского художника Михаила Жука. Вот по какому пути должно развиваться национальное искусство, а не в поэтизацию вышиванок-шаровар.

Как вы понимаете, это не рецензия. Время уже расставило все точки над ё.

Это слова благодарности человеку, который целенаправленно старается вернуть Одессе её художественное наследие.

Это слова признательности Музею, так прекрасно показавшему коллекцию.

Поздравляю Вадима Викторовича с первым юбилеем. Желаю, чтоб к 60-летию его коллекция расширилась настолько, что показать ее можно будет только Музее западного и восточного искусств. Чтоб зал Михаила Жука стал музеем Михаила Жука. Чтоб был выпущен альбом с экспонатами этой коллекции.

На фото — Вадим Мороховский у первой работы своего собрания — портрета работы Петра Нилуса.