Погода в Одессе
Сейчас от ° до °
Ночью от ° до °
Море +°. Влажн. %
Курсы валют
$28.18 • €32.32
$26.85 • €31.55
$26.85 • €31.55

В Одессе в 18-й раз проходит международный джазовый фестиваль

Воскресенье, 23 сентября 2018, 19:43

Редакция

Как сообщает, традиционный open-air в Городском саду, хоть и был ненадолго прерван временным отключением электричества, прошёл душевно и красиво.
22 сентября чествовали детей – лауреатов премии Юрия Кузнецова, которая была создана для поддержки молодых талантливых музыкантов, исполняющих джаз. Победители определялись в двух номинациях: инструментальная музыка (солисты, малые джазовые составы, биг-бенды); вокал (солисты и вокальные группы). Премия присуждалась в двух возрастных категориях: младшая группа — исполнители в возрасте от 6 до 15 лет; средняя группа — исполнители в возрасте от 15 до 23 лет. Премиальный фонд составил четыре премии по 10 000 гривен каждая.

Лауреатами были объявлены: в первой возрастной группе — Аким Груй, рояль; во второй возрастной группе — ансамбль «AeroplaN»; Екатерина Кравченко — вокал; Михаил Звенигородский — гитара.

Концерт открыл литовско-украинско-испанский проект: вместе с секстетом jazz band, созданным специально ко Дню восстановления независимости Литвы, выступили вокалистки – одесситка Анастасия Букина и испанка каталонского происхождения Сандра Карилло.

Отмечается, что директор по развитию Всемирного клуба одесситов Елена Павлова вручила значки и грамоты гостям, которые также приняли членство в клубе. От Ассоциации туризма Одессы было вручено удостоверение почётного посла нашего города мэру Клайпеды Витаутасу Грубляускасу, который тоже является джазменом и выступает на сцене.

Продолжили программу молодые украинские пианисты Владислав Аграмаков и Александр Мельничук, лиричный дуэт Claire Parsons Duo (Люксембург – Израиль). Исполнитель джаза на балалайке Денис Кинчев показал, как органично на этом инструменте может звучать сверхпопулярный стандарт Caravan, а чешского барабанщика-экспериментатора Павела Файта после некоторой задержки, связанной с отсутствием света, искупали в овациях. Группа «Екатерина Делиева & JustPlay» также удостоилась оваций.

В ОДЕССЕ В 18-РАЗ ПРОХОДИТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЖАЗОВЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ODESSA JAZZFEST.

Начался он мастер-классом норвежского музыканта, композитора, продюсера и преподавателя Фруде Барта, который рассказывал юным музыкантам о том, как можно услышать музыку даже в политических дебатах и шуме улиц, о том, каким оригинальным путем пошло развитие норвежского джаза, питаясь богатством скандинавского фольклора. Гитаристу подкорректировал фразировку, флейтисту показал интересные приемы звукоизвлечения, и даже юной степистке сумел подсказать важные ритмические нюансы. А затем все переместились в Горсад, где дали еще один опен-эйр с участием как талантливых детей, так и взрослых участников.

После этого концерты переместились под надежную крышу Одесской филармонии.

Всего два года существует секстет Lithuanian Trombone Project с 5-ю тромбонистами в составе и одним ударником. Казалось бы, нет в составе клавишных, и это могло бы стать проблемой, подчеркнула ведущая фестивальных концертов Елена Шевченко, но всего достаточно!

Тромбонисты джазовым сопровождением поддержали исполнительницу фольклора Лорету Сунгалиене, которая пела народные песни весеннего, летнего и зимнего цикла, печальные причитания и задорную песенку о том, как стелется дым по Вильнюсу, но он не опасен, ведь это девушка печет блины для своих друзей, молодых людей… Достойный пример того, каким своеобразным может быть фолк-джаз. Голос Лореты прозрачен, ясен и в то же время с медовой сладостью в тембре.

Во втором сете публику взбодрил греческий Palette Ensemble/Sokratis Votskos Quartet, участникам которого удается сочетать северный ECM-овский минимализм и южный темперамент. Великолепные греки также блеснули мастерством импровизации на традиционном джем-сейшне в клубе «Ай лав ю, Петрович», где в ночное время происходит неформальное общение джазменов.

Открытием стал южнокорейский электро-фанковый проект Kim Yong Woo & HG FunkTronic. Сперва прозвучали вполне джаз-роковые композиции, где солировали по-европейски в лучшем смысле этого слова трубач Брайан Шин и саксофонист Хионпил Шин, а современный акцент всему этому придавал DJHunter. Но когда запел опять-таки фольклорный исполнитель Ким Йонг Ву в мелодичном стиле под названием «сори», и все это легло на джазовый ритм, это было по-настоящему удивительно, видимо, новые идеи стоит почерпнуть именно там, в прошлом…

Это был еще один сладкий голос фестивального вечера, как будто внутри шоколадного батончика под слоем неонового цвета глазури оказался натуральный, чуть подвяленный, но мягкий и сахаристый экзотический фрукт…

Посмотрим и послушаем, какие впечатления принесет завершающий концерт в Филармонии, который состоится уже сегодня.

«ПОМИДОРЧИКИ НА БАЛКОНЧИКЕ», ТАНЦЫ В КРЕСЛАХ И ЖАРКИЙ ЯНВАРЬ: ЗАВЕРШИЛСЯ ODESSA JAZZFEST   
Международный джазовый фестиваль Odessa JazzFest провел последний концерт в Филармонии и джем-сейшн в клубе «Ай лав ю, Петрович». «Думская» грустит, ведь продолжения теперь ждать целый год.

Прежде всего, порадовал немецко-австрийский проект Kusimanten, точнее, одесско-австрийский, ведь вокалистка Тамара Лукашева, хоть последнее десятилетие и живет в Германии, но ведь наша, одесситка…

 «Мы стараемся не приглашать одни и те же составы, — произнесла со сцены ведущая фестивальных концертов, музыковед Елена Шевченко. – Но с Тамарой особый случай – она участвует в фестивале уже в четвертый раз, второй раз – после смерти основателя фестиваля Юрия Кузнецова. Она была его ученицей и не скрывает, что именно он дал импульс многим ее творческим поискам».

С юмором и восхищением Тамара представила двух красоток – альтистку Мари-Терез Хертель и виолончелистку Дее Линде. Обе талантливые молодые женщины родились в маленькой деревушке блиц Граца в семьях известных исполнителей и исследователей австрийской народной музыки, отсюда в джазовые импровизации проникают черты фольклора Штирии — знаменитое горловое пение «йодль» им знакомо.

Они профессионально подпевали Тамаре. А виртуозное владение академическими инструментами исполнительницам дала Венская консерватория. Импровизируя, австрийки пританцовывают (и даже сидящая с виолончелью Дее Линде, еще и брала в зубы смычок, когда требовалось играть в технике пиццикато, щипком) по-джазовому раскованно, хотя с первых звуков слушатель может подумать, будто находится на камерном концерте…

Группа Kusimanten (в названии переставлены буквы, надо бы Musikanten, но вспомним, что композитора и пианиста Юрия Кузнецова друзья звали Кузей, и становится понятно: посвящение учителю, все буквы на своем месте). «Кузины музыканты» впервые встретились благодаря общему другу и коллеге – выдающемуся немецкому трубачу Маттиасу Шрифлю.

Успешно дебютировали в 2014 году, а в 2017-м издали дебютный альбом Bleib Ein Mensch («Оставайся человеком») на знаменитом британском лейбле Leo Records. Титульную композицию альбома, отстаивающую независимость мышления («Не пускай чужие мысли в свою голову» — вольный перевод одной из строк) ансамбль исполнил в Одессе.

Поскольку Мари-Терез сама пишет музыку, да еще и выращивает на своем балкончике, как та одесситка Соня из песни, вкусные плоды (только не лимончики, а помидорчики), дамы исполнили шутливую песенку BemyParadeiser, английско-немецкая игра слов приглашает: «Будь моим помидорчиком, райским помидорчиком»… Тамара Лукашева, помимо виртуозного пения, продемонстрировала владение духовой гармоникой (ее часто любил использовать на концертах Кузнецов), и за неимением ритм-секции временами энергично хлопала себя по груди, добиваясь резонанса.

Работая с Тамарой, нельзя было не проникнуться украинским фольклором, украинскими эстрадными песнями – овациями встретил зал хит на все времена «Рiдна мати моя». И напоследок прозвучала «лебединая песня» Кузнецова – «Месяц ясный», в новом альбоме Лукашевой, который выйдет в будущем году. Это будет единственная композиция, не принадлежащая ее авторству.

Женское трио сменилось мужским: на сцену вышло немецкое Contrast Trio, лидером которого является пианист с классическим образованием, уроженец Ивано-Франковска Юрий Сыч.

В прошлом году он привез в Украину своих коллег для записи очередного, уже третьего своего альбома Letila Zozulya, созданного при участии украинского народного хора. Несколько композиций из этого альбома, основанных на украинском фольклоре, прозвучали на концерте в «облегченном» варианте, но ритм был задан всему залу, слушатели пританцовывали в креслах. Юрий Сыч выразил со сцены восхищение Одессой, в которой ансамбль провел «два невероятных дня» и рассказал, что в записи альбома принимали участие также исполнители на аккордеоне (его отец), скрипке и гитаре. На киностудии имени Довженко диск записывали в легендарном звукоцехе, где когда-то записывался саундтрек к «Человеку с киноаппаратом» Дзиги Вертова.

Последними в этот вечер на сцену Филармонии вышли музыканты из Одессы. Трио Алексея Петухова представило акустический вариант авторского прочтения цикла «Времена года» Петра Ильича Чайковского. А что «Январь» получился не по-зимнему горячим, удивляться нечего — в современном мире есть возможность летом оказаться в Исландии либо на Аляске, зиму проводить на Карибах. Все смешалось, ну совсем как в джазе…

10754

Комментировать: