Погода в Одессе
Сейчас от +1° до +2 °
Вечером от +1° до +2°
Море +7°. Влажн. 78-80%
Курсы валют
$27.80 • €31.55
$27.92 • €31.50
$27.90 • €31.40

Такое у нас кинолето

Пятница, 21 июля 2017, 20:34

Александр Галяс, Мария Чумакова

Порто-франко, 21.07.2017

8-й Одесский международный кинофестиваль в фильмах, людях, мнениях, историях.

ПЕРВЫЕ РАДОСТИ

В день открытия кинофестиваля Одесский горсовет приготовил ему подарок. Дополнительно на финансирование ОМКФ выделено 500 тыс. грн. О чем с большим удовольствием поведала на вступительной пресс-конференции президент фестиваля Виктория Тигипко.

Таким образом, общая сумма поддержки горсоветом составляет 2 млн грн. За что г-жа Тигипко выразила глубокую благодарность «городскому совету и лично мэру Одессы за поддержку». Однако вклад горсовета составил всего около 1/30, поскольку общий бюджет 8-го ОМКФ потянул на 2 млн евро.

А благодаря телекоммуникационной компании TENET фестиваль обзавелся собственным телевидением. По каналу 499 на TENET-TV можно видеть прямые трансляции с «красных дорожек», церемоний и мастер-классов «звездных» экспертов.

Яркие эпизоды ОМКФ могут видеть в каждом городе Украины, причем совершенно бесплатно. Кроме показа по TENET-TV, события фестиваля транслируются на площади у Кинофестивального дворца — Театра музыкальной комедии им. М. Водяного.

ОТКРЫЛИСЬ...

Сидя в кафе на Жуковского, можно заметить первых гостей — иногородних и иностранцев, которые заходят на кофе, неся сразу несколько сумок на плече. Днем на пресс-конференции Виктория Тигипко признается, что в этом году было рекордное количество заявок на участие в кинофестивале. Но это не единственный рекорд. Так волонтерская команда ОМКФ состоит ныне не только из молодых украинцев, но также из португальца, учащегося в Одессе, австралийки — поклонницы творчества Киры Муратовой, и британки, которая узнала о фестивале от своего преподавателя в Кембридже. Ведь кинофестиваль — это не только кино, но и люди. Причем люди в первую очередь, ведь именно они формируют атмосферу, антураж и киновыбор.

В первый день, естественно, главным событием дня стала церемония открытия. О лицах говорить не стоит, так как из года в год они почти не меняются: одесские актеры, политики и селебрити местного разлива. Но есть одна вещь, которую хочется отметить в организации «красной дорожки» — выбор музыки, а именно — джаза. В этом есть своя изюминка. Если бы еще гости были такими же яркими, как мелодии!

Церемония открытия представляла из себя довольно тривиальное действо с перечнем членов жюри, фильмов-конкурсантов и официальных речей политиков. Официоз в своей речи Геннадий Труханов разбавил размышлением о современных технологиях, делая акцент на том, что сейчас каждый в этом мире может быть сам себе режиссёром. А под конец мэр сделал селфи со всеми зрителями в зале Оперного театра.

Во время церемонии вспомнили об Олеге Сенцове, украинском режиссёре, приговоренном к 20 годам заключения в России. 13 июля Олегу исполнился 41 год, и, конечно же, со сцены звучали поздравления, пожелания свободы, слова поддержки. Зал поздравил Сенцова стоя.

Вообще вся церемония в этом году была пропитана духом патриотизма. На этом делали акцент как ведущие церемонии Янина Соколова и Олег Панюта, так и приглашенный коллектив Dakh Daughters, исполнившие песни «Чому на свiтi так багато зла?» и «То моε море». Специфическая группа, представляющая «фрик-кабаре», вторую композицию исполнила с ведущей церемонии Яниной Соколовой, закончив официальную часть на позитивной ноте.

КАК ЭСТОНЦЫ ВДОХНОВИЛИ ГРУЗИНА

Интересную историю создания своего фильма «Мандарины» (номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус») рассказал член жюри Национального конкурса Заза Урушадзе: «Все началось с того, что я приехал в Эстонию на фестиваль грузинского кино. Один из эстонских продюсеров предложил мне снять кино про эстонцев, которые жили в Абхазии, и уехали, когда там началась война. Сначала я не понимал, какой должна быть история, но когда я вернулся в Грузию, идея сюжета пришла мгновенно. Я написал сценарий очень быстро — за две недели. Идея с завязкой фильма мне показалась очень удачной — герой приютил двух врагов, и им приходится жить под одной крышей, делить еду».

ПЬЕР РИШАР ПОШЕЛ В ОНЛАЙН

«Гвоздем показов» этого дня киноманы назвали ленту Стефана Робели «Мистер Штайн идёт в онлайн». Вся площадь перед Театром музкомедии наполнилась зрителями, ожидавшими запуска на фильм. Вот, что случается, когда привозят фильм с Пьером Ришаром в главной роли. Давний любимец нашей публики на этот раз сыграл 85-летнего француза, который, оставшись без жены и работы, грустил в своей маленькой квартирке. И тут внуки решили порадовать дедулю, подарив ему персональный компьютер.

Пенсионер открыл для себя сайт знакомств, скрыв свой возраст. К нестандартному жениху проявила интерес милая барышня, которая предложила встретиться. Чтобы не шокировать красотку своим возрастом, вдовец затеял интересную авантюру...

Зрители приняли фильм «на ура».

- Мне эта лёгкая и добрая комедия напомнила старую добрую Францию, какой она была до эмигрантов, терактов и прочих проблем, — сказала после просмотра одесская студентка Мария.

- Типичный французский фильм, типичная французская музыка и Пьер Ришар. Приятно видеть свежие лица, потому что французские актёры постоянно кочуют из одного фильма в другой. Мне очень понравилось, — поддержала свою землячку Любовь.

Анастасия, выпускница Нью-Йоркской киноакадемии, прежде всего выделила красивые операторские съемки и хорошую работу актеров. По ее мнению, «фильм передаёт очень позитивный дух».

Марина, одесситка, жившая в Париже, сказала, что этот фильм «именно о французах, ибо именно с таким невозмутимым выражением лица, какое было у Ришара весь фильм, французы обычно и говорят, что всё будет хорошо».

«ДАМСКОЕ СЧАСТЬЕ» В ПОТЕМКАХ НА ПОТЕМКИНСКОЙ

«Визитная карточка» Одесского кинофеста — традиционный вечерний open-air-киноперфоманс на Потемкинской лестнице. На этот раз был представлен один из последних немых французких фильмов, который снят знаменитым режиссером Жюльеном Дювивье по мотивам одноименного романа Эмиля Золя «Дамское счастье». Музыку к фильму написал канадский композитор Габриэль Тибодо. Впервые за историю Одесского кинофестиваля показ на Потемкинской лестнице прошел в совместном сопровождении симфонического оркестра и вокалиста — вокальные партии исполнила оперная певица Софи Фурнье.

«НИ ТУТ, НИ ТАМ»: НИ ВАШИМ, НИ НАШИМ

Картина «Ни тут, ни там» 35-летней Майсалун Хамуд стала сенсацией сразу после выхода на экраны. Эта лента, в которой идет речь об арабских женщинах, борющихся со своим консервативным обществом, реально вызвал идеологические столкновения.

Фильм рассказывает о жизни трех арабских женщин, которые уезжают из дома, чтобы работать и учиться в Тель-Авиве, где жизнь бурлит и где никто не мешает жить другим. Они оказываются в сложном положении, между арабским обществом, отвергающим нетрадиционные социальные роли для женщин, и израильским обществом, более открытым, но не воспринимающим арабов как равных.

Тут необходимо пояснение. Арабы составляют около 20 % граждан Израиля. Их этническое происхождение, язык и культура те же, что и у палестинцев, живущих на Западном берегу или в секторе Газа, потому израильские арабы идентифицируют себя как палестинцев, а не как израильтян. В силу чего многие евреи видят в них подрывной элемент и «пятую колонну».

Одна из героинь фильма — Сальма, девушка из консервативной христианской семьи, лесбиянка, диджей и барменша, вся в пирсинге. Другая — ее соседка по квартире Лайла, острая на язык юрист; она много тусуется, любит выпить и покурить. Когда выясняется, что бой-френд Лайлы стесняется представить ее своей семье, она его бросает. Третья героиня — Нур, религиозная девушка из консервативного мусульманского города на севере Израиля, учится программированию в Тель-Авивском университете. Жених Нур, благочестивый мусульманин, который работает в благотворительной организации, считает, что соседки Нур оказывают на нее дурное влияние, и давит на нее с тем, чтобы она съехала от них и скорее вышла за него замуж, хотя она еще не готова к этому.

«Я хочу донести до палестинского общества ту идею, что мы — очень, очень сильные женщины, — говорит Муна Хава, исполнительница роли Лайлы. — Мы не ущербны, не ущербен наш голос, не ущербны наши поступки или решения, мы способны полностью отвечать за свои действия. И мы даже не знаем, что мы такие сильные, потому что мы так живем, как будто нам все время необходим рядом мужчина».

Арабская община Израиля была шокирована тем, что режиссер (она же сценарист) решилась показать в своей ленте секс, наркотики, тусовки, гомосексуальность и изнасилование в среде израильских арабов.

Для еврейской аудитории фильм стал откровением, ибо израильтяне едва ли не впервые увидели на экране бурлящий, динамичный мир свободно мыслящих, эмансипированных молодых арабских женщин.

Сама режиссер при создании своего фильма отталкивалась от собственного опыта жизни в Тель-Авиве в течение последних десяти лет, а показанный ею срез общества называет «палестинским андерграундом».

«Пришло время для женщин встать и заговорить, — считает Хамуд, — ведь до сих пор мы слушались мужчин, и они заправляли всем вокруг».

Что любопытно: англоязычная версия картины называется «Между». В арабских странах фильм идет под названием «Суша — море»; это выражение означает «Ни тут, ни там», и так же фильм назван на иврите. Режиссер Хамуд вытатуировала у себя на предплечье названия своего фильма на арабском и на английском.

Перед тем, как попасть в Одессу, фильм «Ни тут, ни там» получил восемь наград международных кинофестивалей, в том числе в Хайфе, Торонто, Сан-Себастьяне и Стамбуле. Но споры вокруг него продолжаются, и дело доходит до запрета для показа в некоторых арабских городах.

ФЕСТИВАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА: КОНЦЫ НЕ СХОДЯТСЯ

На ОМКФ -2017 было подано 911 заявок от представителей 81 государства. Из них:

645 заявок — на участие в Международной конкурсной программе, 266 — в Национальной конкурсной программе, 32 — украинские полнометражные фильмы, 234 — короткометражки отечественного производства.

Фестиваль, по утверждению организаторов, планируют посетить 60 тысяч гостей, его освещают около 600 журналистов.

К моменту открытия на фестивальные показы было продано более 14 тысяч билетов.

Организаторы рассчитывают превзойти уровень посещаемости 2016 года — 120 тысяч просмотров.

Попробуем проанализировать, удастся ли им достичь в этом году рекордных показателей. При этом мы исходим из того, что абсолютно на всех сеансах залы будут забиты на 100%.

В Театре оперы и балета вместимостью 1600 человек пройдут два мероприятия — открытие и закрытие. Их посетит 3200 человек.

Фестивальный дворец (Театр музкомедии) вмещает 1260 зрителей. 34 сеанса дают нам 42640 посетителей.

Фестивальный центр «Родина» имеет два зала.

Синий вмещает 516 зрителей, 26 сеансов — это 13416 зрителей.

Красный зал намного меньше (184 места), и хотя сеансов в нем больше (34), но зрительский потенциал невелик — 6256 человек.

Семь показов пройдут в Синема-сити (1270 мест) — добавляем 8890 зрителей.

Это показы, на которые продаются билеты. Теоретически билетов может быть продано 74202, но понятно, что на практике такой показатель будет намного меньше; солидную часть кресел займут организаторы, члены жюри, почетные гости, журналисты, участники. Но 74202 — это та цифра, которую можно сосчитать с точностью до единицы — согласно сведениям, помещенным в Программе фестиваля.

Однако в рамках фестиваля состоится ряд событий, где невозможно предугадать количество посетителей. Их зрительский потенциал возьмем по максимуму.

Показ на Потемкинской лестнице, как утверждают организаторы, привлечет 15000 человек.

Восемь бесплатных просмотров в Зеленом театре — это порядка 16000 зрителей.

Итого мы имеем порядка 105 тысяч зрителей.

Такова фестивальная арифметика.

Говоря о 120 тысячах просмотров, организаторы кинофеста, наверное, что-то «имеют в загашнике». Что именно — об этом мы рассчитываем узнать на заключительной пресс-конференции.

В ОДЕССЕ НЕЛЬЗЯ БЕЗ ПРИКОЛОВ

Эту историю выложил на Фейсбуке Дмитрий Рейфман.

В партере сидит мужик: ноги на передних сиденьях, руки на соседних, голова закинута, язык наружу. Люди просят дать им возможность пройти на свои места. Ноль внимания.
Вызвали администратора. Ноль эмоций.
Наконец позвали охрану.
- Значит так, ноги убери!
Молчание.
- Ты что, совсем офигел, я сказал, ноги убери!
Молчание.
- Ты что, меня не слышишь? Откуда ты такой взялся?
И тут мужик, еле шевеля губами, говорит:
- С балкона...

10122

Комментировать: