Погода в Одессе
Сейчас от ° до °
Вечером от ° до °
Море +°. Влажн. %
Курсы валют
$28.18 • €32.32
$26.85 • €31.55
$26.85 • €31.55

Сергей Лозница: «Я хочу быть собеседником зрителю, а не предлагать ему разжеванные истины»

Четверг, 2 августа 2018, 12:17

Наталя Шевчук

Одесские известия, 28.07.2018

«Донбасс» Сергея Лозницы, без сомнения, стал одним из самых обсуждаемых фильмов Одесского международного кинофестиваля. Во многом на это повлияла актуальность темы. Но только злободневностью нельзя объяснить эффект, произведенный фильмом на критиков и зрителей. На фестивале в Каннах «Донбасс» был удостоен приза за лучшую кинорежиссуру в номинации «Особый взгляд».

Расхожей стала фраза о том, что жизнь иногда подбрасывает сюжеты «как в кино» и даже еще удивительнее. Толчком к созданию «Донбасса» стали реальные ролики из жизни «народных республик», выложенные на Ютубе. Кусочки жизни: блокпосты и подвалы, разворовываемая благотворительность, свадьбы и молебны, попытки отжать бизнес, «позорные столбы» и общение с журналистами … Слезы и смех. Конечно, все это было художественно переосмыслено и приведено к единому сюжету. Но за всем этим трагифарсом чувствуется реальная подоплека, еще более подчеркнутая документальной манерой съемки. А обрамляет весь коллаж история о подставных телесюжетах, которые снимает «большой брат».

«Конечно, это художественное произведение, – говорит режиссер. – Для меня оно стало размышлением на тему: как отличаются реальная и экранная жизнь. Как влияет на нас то, что мы видим по телевизору и в интернете. Раньше серьезно влиял текст. Теперь у большинства выработалось более критическое отношение к тексту, но изображению люди еще верят. «Раз так показали, значит, так и было на самом деле». Не понимая, что тут тоже огромный простор для манипуляций: как сняли, как показали, как смонтированы кадры».

Лозница считает «Донбасс» фильмом-фантасмагорией, тестом на критическое мышление и проверкой того, в какой системе координат находится сейчас сознание зрителей. После показа в Каннах одна австралийская журналистка долго восхищалась творческой фантазией режиссера, и не верила, что минимум у 7 эпизодов есть совершенно реальные истории-прообразы.

«Конечно, отечественный зритель считает намного больше «слоев», и, вообще, украинцы будут смеяться не в тех сценах, где немцы, – отмечает автор фильма, – Но в целом, у фильма очень счастливая фестивальная судьба, а для зарубежного проката мы просто подготовили вступительные титры, коротко разъясняющие суть конфликта и взаимодействие территорий».

Для Лозницы было важно, чтобы среди участников съемок были реальные жители Донбасса, люди, которые ездили туда, те, кому эта тема близка и болезненна, даже если не все зрители смогут принять их трагедию близко к сердцу:

«Иногда мне задавали вопросы: вам не кажется, что за такой Донбасс не стоит бороться? А я отвечал: вам кажется. Этот фильм может стать хорошей предпосылкой для общественной дискуссии о дальнейшей судьбе этих территорий. Я не хочу предлагать готовые ответы, потому что это уже будет пахнуть пропагандой и тоталитарным государством. Мне хочется быть для зрителя собеседником, а не предлагать уже разжеванные истины. Чтобы люди задумались».

10650

Комментировать: