Погода в Одессе
Сейчас от ° до °
Днем от ° до °
Море +°. Влажн. %
Курсы валют
$27.45 • €32.79
$27.75 • €31.45
$27.70 • €31.40
  • Обзор одесских соц.сетей:
Специально для глобуса

Предупреждение всем нам

Пятница, 25 декабря 2020, 19:47

Александр Бирштейн

ПОСЛЕДНЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Трагикомедия.
Автор Никита Воронов.
Режиссер Елена Озерная
Художник Анастасия Ильченко.
Премьера 22 декабря, 2020 года. Русский театр, малая сцена.

Знаете, я рад. Я рад тому, что вторая подряд премьера в Русском театре встречена овациями зрителей. Значит, не все потеряно. Жив наш театр.

Представляете, у премьер-министра, числящегося прогрессивным, во время очередного выступления случился инфаркт. Умер он, короче. И очутился… Нет, это не пресловутый «тот свет». Это нечто совсем иное. Это… общежитие, где решают, куда дальше попадет человек. Если сможет вспомнить свой самый большой грех, попадет во второй круг, где, видимо условия «жизни» получше, полегче. А не повезет, не вспомнит в отведенное время, вернется назад, на землю с другим именем и другой судьбой. Несладкой, между прочим.

Комната, три кровати, душ и туалет в коридоре, по расписанию, понятное дело. Спецодежда, талоны на сахар, курево. Развлечения – телевизор в подвале. И в этой комнате обитают трое.

Бывший премьер Торчалов, его роль прекрасно исполнил артист Андрей Ершов. Его герой сначала уверен в себе, солиден, брезглив. Барин и только. Грехов за собой он не видит. Нет их вроде. Но со временем, поняв, что тут он такой же, как все, становится проще, человечней… Тут всплывает и грех, который его тяготит. Большой грех. Но и он оказывается не самым страшным. Но не станем углубляться. Все выяснится, как говорится по ходу пьесы. Сложнейшая задача предстояла артисту. Он должен был показать моральное перерождение человека, который искренне считал, что среди всех мерзостей, совершенных им – донос, ложь, воровство – есть поступок, который его оправдывает, хоть частично. Но оказалось, что именно этот поступок его тягчайший грех. И артист прекрасно справился с этой задачей.

Вообще надо сказать, что вся пьеса построена на парадоксах. И то, что считается тяжким грехом, и не грех вовсе и наоборот. Семен Кушкин, его роль исполнил Валентин Сальников, пожертвовал жизнью, спасая подлеца и негодяя. И был спокоен, но именно это оказалось его тяжким грехом. Трудная задача выпала Валентину Сальникову, но как здорово он справился с ней.

Третий обитатель палаты-камеры Пыжов. Он бывший народоволец, один из убийц царя. Пыжов истеричный демагог, алкоголик и… трус. Да, у него есть принципы, и он пытается их не нарушать, например, не выдать подпольного торговца самогоном. Да-да, и такие обитают в этом чистилище-общежитии. И актеру Ярославу Белому удается показать своего героя таким, каким его видел автор.

Валентину Сальникову пришлось сыграть еще одну роль – роль сына Семена Кушкина. И если отец чистый и порядочный человек, то сын прожженный негодяй. Виртуозная работа актера.

В программке роль Альберта Каспаряна обозначена – милиционер. Не милиционер он вовсе, а надсмотрщик, следователь, каратель. Ему никогда не суждено ни подняться выше, ни вернуться на землю. И он ненавидит всех. Каменное лицо, рубленные фразы, полная невозмутимость. И лишь однажды он срывается, показывая свое подлинное лицо. А оно еще омерзительней. Он – самоубийца. И я все время думал: а как такой человек может стать самоубийцей? И понял, что он был задавлен, изуродован там, на земле вышестоящими и страхом. Таким страхом, что выходом стала смерть. И теперь он мстит. Всем. Я считаю, что Альберту Каспаряну вполне удалась эта нелегкая роль.

Чудесная, радостная работа получилась у Аллы Нестеровой. Ее Лиза бывшая крепостная у знатного вельможи. Она служанка. В доме вельможи бывает Пушкин, который не обходит ее вниманием. Она не ведает, что Пушкин великий поэт, отвергает его ухаживания. Лиза весела, легка, беззаботна. Думается, а ее-то за что? А оказывается, что она зарубила топором негодяя, шантажировавшего ее. Лиза искренне считает, что это ее самый страшный грех. Ан нет, все совсем по-другому. Лиза не хочет уходить в другой высший мир. Ей страшно, она боится перемен. И опять я должен признать, правда, с удовольствием, что это большая победа актрисы. Жаль, я не видел ее в других ролях. Было бы интересно.

И наконец, Римма – комендант. Глава всему. Железная женщина. Олицетворение закона и беспощадности. Эсесовка. И… самая чистая, самая светлая из героев. Вынужденная навечно оставаться тут, она делает свою работу, но она, в глубине души, не ненавидит своих «постояльцев». Стройная фигура, строгая одежда, каменное лицо. И глаза, в которых мелькает сочувствие, горечь, теплота. Малая сцена. Актеры рядом. И можно видеть их глаза. Я смотрел и поражался мастерству Анастасии Борисовой.

Вы уже поняли, что мне очень понравился спектакль, что практически получается у меня не рецензия, а панегирик. Но и он будет не полным, если я не скажу о режиссере. А режиссуру спектакля считаю безукоризненной. Впрочем, как и работу художника спектакля Анастасии Ильченко.