Погода в Одессе
Сейчас от +25° до +26 °
Утром от +25° до +30°
Море +25°. Влажн. 57-59%
Курсы валют
$27.67 • €31.46
$26.85 • €31.55
$26.85 • €31.55

По следам Odessa JazzFest

Вторник, 4 октября 2016, 21:20

Мария Гудыма

В Одессе расширили границы джаза: нью-йоркский рэп, русская симфония и лежащие французы

Таймер, 27.09.2016

Играть свою музыку — вот что важно.

Odessa JazzFest, впервые прошедший без своего отца–основателя, пианиста и композитора Юрия Кузнецова, завершился. На «экваториальном» концерте в филармонии царил дуэт всемирно известного валторниста–импровизатора Аркадия Шилклопера (Германия) и джазового тубиста Джона Сасса (США).

Виртуозно–ироничный дуэт двух великолепных духовиков, Mini Brass Band, как музыканты сами называют свой проект (Сасс время от времени переключался на чтение рэпа, вспоминая молодые годы в Нью-Йорке), публика не хотела отпускать со сцены. Столь элегантное сочетание валторны (в нескольких пьесах звучал складной альпийский рог, «выраставший» до неимоверных размеров на глазах зала) и тубы появилось благодаря знакомству двух виртуозов в знаменитом австрийском Vienna Art Orchestra. Аркадий Шилклопер — востребованный солист, дающий немало концертов как в родной России, так и по всему миру, в различных составах.

«Юра был для меня не просто коллегой, он был братом, — произнёс со сцены Аркадий. — Наше общение всегда было тёплым, добрым, я мечтал сыграть с ним дуэтом, но не получилось. Вероятно, сыграю дуэт с ним виртуальным…».

В антракте музыкант рассказал о секрете своего неподражаемого позитива на сцене:

«Думаю, это секрет многих творческих людей, кто–то связывает это с выбросом адреналина в процессе общения с публикой. Я знаю знаменитых классических музыкантов Дениса Мацуева и Валерия Гергиева. Это трудяги, они постоянно находятся на гастролях, успевают при этом заниматься благотворительностью… Мне в чём–то проще, чем им — у меня меньше концертов, к тому же я играю в основном свою музыку, которая написана и рождена мной, а ведь им нужно исполнить своё отношение к замыслу композитора. У меня таких задач нет, создавать музыку помогает не только опыт, связанный с приёмами игры, но и эмоциональный опыт. А бывает, что во время концерта приходит какая–то подпитка из зала — получается лучше, чем на репетиции!».

На нашем фестивале Шилклопер блестяще выступал с американским музыкантом, но в то же время он ратует за самобытное развитие российского джаза, без копирования американских образцов. В этом нет противоречия.

«Мы с Джоном Сассом исполняем пьесы, в которых есть и элементы афроамериканской культуры — ритм, пульс, грув, свинг. Есть и элементы русского классицизма, тут задействована, в любом случае, корневая культура, — поясняет Аркадий. — С Вадимом Неселовским мы исполняем много пьес с элементами русского фольклора. Я не против традиций, важно, насколько ты эту традицию через себя пропускаешь; не против джаза — против убийства собственной культуры, своеобразия…».

Вместе с самым известным на сегодня джазовым музыкантом из Одессы, ныне проживающим в Штатах пианистом Вадимом Неселовским Аркадий Шилклопер исполнил в память о Кузнецове пьесу «Последний снег». Это произведение написал Неселовский, а Юрий Анатольевич хвалил, говоря, что они с Вадимом «похоже мыслят в музыке».

«Я под его влиянием находился со дня нашего знакомства, я тогда занимался в школе педпрактики при консерватории, — признаётся Вадим Неселовский. — Первое впечатление было таким: неужели на сцену можно так просто одеться: джинсы, свитер, кроссовки? Та одежда, в которой чувствуешь себя свободно? Стал заниматься музыкой не из–под палки, а по–настоящему. Он изменил мою жизнь… Два года назад мы приезжали в Одессу, Юрий Анатольевич был жив и представлял нас на фестивале, что для меня было чрезвычайно важно».

Неселовский на концерте даже спел проникновенную печальную песню на собственные стихи о единении с природой и побеге от суеты, а затем обратил внимание слушателей на то, что мелодия этой песни — не что иное, как поданная в другом ритме тема второй части Четвёртой симфонии Петра Ильича Чайковского. Столь деликатно прикоснуться к русской классике и ввести её в джазовое поле может только большой музыкант. Впрочем, Неселовский само определение «джаз» подвергает сомнению: «Оно нужно тем, кто продаёт музыку, а сегодня благодаря Интернету продавать нечего. Всё доступно – можно расслабиться и получать удовольствие от творчества».

Вот именно джаз и характерен тем, что играют его с удовольствием, без нервов и боязни сделать что–то не то! Публика тоже понимает, что «можно расслабиться». Тепло принимали слушатели международный музыкальный проект Holler My Dear (Австрия — Германия), в особенности — вокалистку и композитора Лауру Винклер, греческий дуэт Flying Jazz, а дуэт французского кларнетиста Самюэля Берто и вокалиста–аккордеониста сербского происхождения Станко Маринковича доказал, что зажигательное исполнение можно демонстрировать даже в лежачей позиции! Трио Infiltrators из Литвы и проект немецкого пианиста Клеменса Орта добавили новых впечатлений, ведь оба эти состава значительно расширяют границы джаза, экспериментируют за их пределами. Всё говорит в пользу того, чтобы 17-й джазовый фестиваль в Одессе состоялся осенью будущего года, публика, исправно заполнявшая концертные залы и ломившаяся на ночные джем–сейшны в Central Bar, доказала: эта музыка нужна, востребована. Своя она.

* * *

Джаз — он в звуках и любви

Вечерняя Одесса, 27.09.2016

Завершился Международный джазовый фестиваль Odessa JazzFest, впервые прошедший без своего отца-основателя, пианиста и композитора Юрия Кузнецова. Замечательно прошел масштабный опен-эйр в Городском саду. Первая концертная программа в Большом зале филармонии была посвящена памяти Юрия Кузнецова, ушедшего из жизни в мае нынешнего года.

«Для меня бессмертие — в звуках и любви», — прозвучал с экрана голос музыканта (запись делали для концерта в Одесской опере, который стал финальным).

— Я мало вращалась в музыкальной среде, но он взял меня за руку и повел за собой, принял в свой близкий круг, — вспоминала на сцене заместитель губернатора Одесской области Соломия Бобровская. — Был задуман проект «Ступени», и первая «Ступень» стала для Юрия единственной.

Соломия Бобровская вручила первую музыкальную премию имени Юрия Кузнецова молодым лауреатам в возрасте от 8 до 23 лет, которые накануне соревновались в номинациях «вокал» и «инструментальная музыка» на конкурсном прослушивании в училище искусств и культуры имени Константина Данькевича.

Награды достались ученикам детской музыкальной школы № 1 Вячеславу Литовченко (гитара) и Ане Шаталовой (вокал), студентке-вокалистке училища имени Данькевича Виктории Шостак, победительнице телешоу «Голос страны», вокалистке Ане Ткач, ударнику Якову Тарунцову. В первом отделении концерта лауреаты доказали, что награды достались им не зря.

Во втором отделении бенд Олега Субботина «усилил» Национальный Одесский филармонический оркестр под управлением Игоря Шаврука, исполнив программу «Киномузыка Юрия Кузнецова». Ученица маэстро, проживающая в Германии одесская вокалистка, композитор и аранжировщик Тамара Лукашева создала аранжировки музыки к кинофильмам «Блюстители порока», «Запах осени» и другим, к которым Юрий Кузнецов писал музыку (необязательно джазовую), и порадовала вокальными импровизациями. За роялем был одесский пианист Андрей Показ, вела концерт музыковед Елена Шевченко, которая выразила надежду, что киномузыка маэстро будет звучать и в дальнейшем. Вдова композитора, продюсер фестиваля Наталья Эртнова намерена поднять из архива все записи музыки к кинофильмам, их так много, что киномузыка может стать постоянной рубрикой джазового феста. Наталья призналась, что ее не покидает ощущение: Юрий с нами, он рад происходящему на этой сцене...

На следующий день в филармонии царил дуэт всемирно известного валторниста-импровизатора Аркадия Шилклопера (Германия) и виртуозного джазового тубиста Джона Сасса (США). Виртуозно-ироничный дуэт двух великолепных духовиков (Сасс время от времени переключался на чтение рэпа, вспоминая молодые годы в Нью-Йорке) публика не хотела отпускать со сцены.

— Юра был для меня не просто коллегой, он был братом, — произнес со сцены Аркадий. — Наше общение всегда было теплым, добрым, я мечтал сыграть с ним дуэтом, но не получилось. Вероятно, сыграю дуэт с ним виртуальным...

Вместе с самым известным на сегодняшний день в мире джазовым музыкантом из Одессы, ныне проживающим в Штатах пианистом Вадимом Неселовским Аркадий Шилклопер исполнил в память о Кузнецове пьесу «Последний снег». Это произведение написал Неселовский, а Юрий Анатольевич хвалил, говоря, что они с Вадимом «похоже мыслят в музыке».

Тепло принимали слушатели международный музыкальный проект Holler My Dear (Австрия — Германия), в особенности — вокалистку и композитора Лауру Винклер, греческий дуэт Flying Jazz, а дуэт французского кларнетиста Самюэля Берто и вокалиста-аккордеониста сербского происхождения Станко Маринковича доказал, что зажигательное исполнение можно демонстрировать даже в лежачей позиции!.. Трио Infiltrators из Литвы и проект немецкого пианиста Клеменса Орта добавили новых впечатлений, ведь оба эти состава значительно расширяют границы джаза, экспериментируют за их пределами.

Все говорит в пользу того, чтобы 17-й джазовый фестиваль в Одессе состоялся осенью будущего года, публика, исправно заполнявшая концертные залы и ломившаяся на ночные джем-сейшены в Central Bar, доказала: эта музыка нужна, востребована и по-настоящему бессмертна.

9766

Комментировать: