Погода в Одессе
Сейчас от ° до °
Днем от ° до °
Море +°. Влажн. %
Курсы валют
$28.18 • €32.32
$26.85 • €31.55
$26.85 • €31.55

Первые открытия, радости, недоумения

Вторник, 17 июля 2018, 20:34

Тина Арсеньева

Вечерняя Одесса, 17.07.2018

Итак, в пятницу, 13 июля, девятый Одесский международный кинофестиваль торжественно открылся на сцене Оперного театра!

Конферансье церемонии, актриса Янина Соколова и телеведущий Олег Панюта, объявили, что девятый ОМКФ получил 1011 заявок из 95 стран на участие в конкурсных программах, отобрано же было 108 кинофильмов из 45 стран, причем, как сказала со сцены, приветствуя фестиваль, его президент Виктория Тигипко, большинство иностранных фильмов так и останутся в памяти зрителей как эксклюзивные показы: 90% кинолент фестивальной программы не увидят широкого проката. Однако, если в 2017 году удалось закупить 37 наименований фильмов, в нынешнем число покупок планируется довести до 50. В Украине осталось всего 520 кинозалов, и ориентированы они на коммерческую развлекательную продукцию, Одесский же кинофестиваль предлагает серьезное кино, поднимающее актуальные социальные и моральные проблемы.

Открытие фестиваля приветствовали: вице-премьер-министр Украины Павел Розенко; председатель Государственного агентства Украины по вопросам кино Филипп Ильенко; председатель Одесской облгосадминистрации Максим Степанов; председатель Одесского областного совета Анатолий Урбанский; одесский городской голова Геннадий Труханов.

Оргкомитет ОМКФ, государственная администрация, мэрия, представители депутатского корпуса, участники и зрители фестиваля выразили солидарность с объявившим бессрочную голодовку в российской тюрьме Олегом Сенцовым и потребовали его освобождения.

Приз Аде Роговцевой за вклад в украинское кино вручил Эрик РобертсПриз Аде Роговцевой за вклад в украинское кино вручил Эрик Робертс

Гость ОМКФ, американский киноактер Эрик Робертс вызвал на сцену почетную гостью — народную артистку и Героя Украины Аду Роговцеву, чтобы вручить ей приз за вклад в украинское кино — статуэтку «Золотой Дюк». «Когда мне было два месяца от роду, — сказала актриса, благодаря фестиваль, — меня привезли в Одессу. Здесь я росла четыре года, и мое детство было опалено войной. После той войны я долго жила, мне через три дня исполнится 81 год, и снова страна в состоянии войны. Но пусть у нас хватит сил, вдохновения, доброты и милосердия, чтобы созидать».

Кинофестиваль приветствовал сатирик и лирик Михаил Жванецкий.

...В ходе церемонии были объявлены фильмы конкурсных программ и составы жюри. Церемония завершилась демонстрацией фильма-открытия «Женщина на войне». Музыкальный номер из кинофильма исполнила на сцене группа-трио «Erling Band»; зрителям были представлены исполнительница главной роли в фильме Халлдора Гейхадсдоттир, продюсер Карин Лебланк, копродюсер от Украины Сергей Лавренюк и актриса Елена Лавренюк.

Кстати, приветствуя зал, Виктория Тигипко заявила о ключевом событии фестиваля — образовании клуба предпринимателей, готовых поддерживать создание кино в Украине.

На следующий день стартовал киномарафон в режиме нон-стоп. Первые же просмотренные фильмы, как международной конкурсной программы, так и различных внеконкурсных — взятые избирательно, ибо успеть на все подряд невозможно физически, — оказались серьезными, иногда спорными по мысли, но неизменно интересными. Многие фильмы, создаваемые сегодня в мире, камня на камне не оставляют от нашего самонадеянного европеоцентризма, демонстрируя совершенно не похожую на обиход «цивилизованного мира», фактически первобытную жизнь азиатской либо латиноамериканской глубинки, где человек живет, в сущности, первобытными инстинктами, являясь, не в обиду будь сказано, наивным и жестоким дикарем с айфоном, рационализируя свои первобытные повадки «традицией» и «обычаем» и нисколько не чувствуя себя ущемленным удручающей несхожестью с комфортной Европой.

Так, весьма интересным и человечным оказался художественный фильм в рубрике «Фестиваль фестивалей», принадлежащий иранскому перспективному режиссеру Джафару Панаги: «Три лица». Тема фильма популярна ныне в кино Ближнего и Среднего Востока: рискованная борьба женщины за равноправие с мужчиной (приз Каннского МКФ 2018 года за лучший сценарий). Подобные фильмы, снятые на том же уровне, уже появлялись на нашем ОМКФ: например, лауреат Гран-при ОМКФ 2015 года, по результатам зрительского голосования, и лауреат приза жюри за лучшую режиссуру, очаровательный трагикомический «Мустанг» режиссера-женщины Дениз Гамзе Эргювен (Турция); фильм режиссера-палестинки «Ни тут, ни там», 2017 год.

А конкурсный фильм «Перелетные птицы», показанный нынче в третий день фестиваля, снятый Кристиной Гайего и Сиро Герра в копродукции «Колумбия — Мексика — Дания» и повествующий нам, в балладной форме, о жизни первобытного — невзирая на модные наряды и персональные самолеты, — племени индейцев гуахиро, они же вайю, проживающих в Колумбии и втянутых, в процессе выживания, в наркотрафик и клановые войны, — этот фильм, сдобренный этномотивами чисто в духе каналов «Discovery» и «National Geographic» и очень человечный, вызвал овацию зрительного зала. И, кстати, смотря фильм, шкурой чувствуешь: так вот откуда выросли «Сто лет одиночества»!..

...Событием стали ретроспекция фильмов японского режиссера-женщины Наоми Кавасе и творческая встреча с нею в кинотеатре «Родина». О творчестве Наоми Кавасе см. номер «Вечерней Одессы от 21 июля 2015 г., фестивальный обзор «Так чего же хочет зритель?».

...С большим удовольствием принял продвинутый зритель хорошо забытое старое — кинофильм Ингмара Бергмана «Персона» с Лив Ульман и Биби Андерсон, снятый в 1966 году и посвященный теме, которая, разумеется, кровно волнует Художника: сущности актерского ремесла, психофизическому складу актера. Ситуация, разыгранная в фильме, гротескно-условна, режиссер, по выражению Достоевского, «пишет эссенциями», сгущая краски, гиперболизируя, доводя предлагаемую ситуацию до граничного предела, до принципа «как если бы», чтобы рельефно заявить проблему. К тому же, Бергман активно использует в фильме прием интроспекции, когда не ясно, происходит ли показанное на самом деле или в воображении героини. Здесь не место для пространной рецензии, но я дам наводочку молодому зрителю: актриса, однажды устав и захотев для себя естественной, вне сцены, жизни, вдруг... замолчала, словно по обету. А не замолчать она не могла, ибо актер не имеет в жизни своего собственного тек ста, такова его природа: он — матрица, наполняемая чужими словами и чувствами. И прошу это иметь в виду. Точнее — Бергман предупреждает...

Гость из Швеции Гуннар Бергдаль представил после просмотра «Персоны» свой документальный фильм — интервью с 83-летним Ингмаром Бергманом в 2002 году. Причем интервьюером выступает поначалу Ингмар Бергман: его собеседник Бергдаль был директором кинофестиваля в Гетеборге и работал там вместе с киноклассиком Бергманом, — но постепенно форма «вопрос — ответ» выливается в задушевную беседу об искусстве, жизни и смерти...

...Еще одним приятным событием была демонстрация полного варианта лирико-ностальгического видового фильма «INTOнация большой Одессы», срежиссированного одесситом, выпускником ВГИК Александром Бруньковским, спродюсированного одесситкой же, с некоторых пор москвичкой, журналистом Сусанной Альпериной и снятого камерами целой бригады отменных операторов. Фильм ведет нас по странам и континентам, сталкивает с одесситами-эмигрантами, которые, как известно, бывшими не становятся, и пытается разгадать человеческий феномен Одессы, похожей на Париж, Неаполь и Грецию.

Многое еще предстоит увидеть: о событиях девятого ОМКФ расскажем в следующих номерах нашей газеты.

10627

Комментировать: