Погода в Одессе
Сейчас от +30° до +31 °
Вечером от +25° до +30°
Море +24°. Влажн. 44-46%
Курсы валют
$26.44 • €30.50
$26.85 • €31.55
$26.85 • €31.55

Одесский кинофестиваль. Нетривиальный взгляд профессионала

Пятница, 28 июля 2017, 18:22

Алексей Овчинников

Известный одесский джентльмен, драматург, теле- и киносценарист Алексей Овчинников поделился на своей странице в Fасеbооk впечатлениями об Одесском международном кинофестивале, которые он написал по заказу Всемирного клуба одесситов. Причем, поделился настолько интересно, что мы сочли возможным (с согласия автора) перепечатать его рассказ на страницах «Глобуса Одессы».

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. «ОДИН ЦВЕТ: КРАСНЫЙ»

Фильм открытие — просто проворонил. Трудно въехать, что началась кинодекада. Перед открытием фестиваля полиция перекрыла квартал по Пушкинской от Греческой до Ланжероновской. Там вообще обычно движение — в основном спец.транспорт к гордуме. Так вот — те же машины так же заезжали, но уже после препирательств с полицией. Что, само собой, создало пробку.

Ну и любимая обывателями «красная дорожка».

ДЕНЬ ВТОРОЙ. «ПОСЛЕДНИЙ ФИНСКИЙ КОВБОЙ»

Для меня этот день был определен единственным фильмом, который я никак не мог пропустить – «По ту сторону надежды».

Когда Аки Каурисмяки получал за фильм «По ту сторону надежды» награду на Берлинском кинофестивале, он заявил, что завершает кинокарьеру и это его последний фильм. Кто же такой этот режиссер, фамилию которого не все могут запомнить?

Начнем с очевидного – это самый значительный финский режиссер. Достаточно посмотреть на его многочисленные призы и награды. Кроме того – это настоящий классик, человек, создавший свой мир, свою вселенную. Сегодняшняя Финляндия и ее народ вообще воспринимаются его глазами. Дело в том, что актеры, которые у него снимались, стали играть финнов во всем мире, а на них уже стоял некий штамп, или даже знак качества, господина Аки.

Каурисмяки чем-то схож с двумя другими киноклассиками – Вернером Фассбиндером и Джимом Джармушем. Он, так же как Фассбиндер, снимает всю жизнь одних и тех же актеров и так же плодовит. Фильм в год – это в молодости было для него явно мало. Ну, а с Джармушем они не только схожи манерой повествования, но и просто друзья. В «Ночи над землей» эпизод в Хельсинки играют актеры из Каурисмякских «Ленинградских ковбоев…»

«Ленинградские ковбои едут в Америку» – самый раскрученный фильм Аки. В ю-тубе до сих пор куча просмотров эпизодов из этого «роад-муви» (дважды в кавычках).

В «Ленинградских ковбоях…» Аки дал полную волю своему комическому таланту, что для него совсем нехарактерно. Первым его фильмом было «Преступление и наказание», как всегда адаптированное под реалии современной Финляндии. Он добрался и до «Гамлета», как обычно – минималистичного, ироничного и с полным отсутствием морализаторства. Режиссер как-то сказал в интервью, что по отсутствию явной морали и определяет классическое в литературе.

Но давайте все-таки вернемся к его последнему фильму «По ту сторону надежды». Тема беженцев, а главный герой – сирийский беженец, главная тема Европы последних лет. Каурисмяки и прошлый фильм – «Гавр», снимал именно об этом. НО! Его взгляд на беженцев – очень прост – это просто люди, со своими плюсами и минусами, в принципе – такие же разные, как и сами европейцы. Не могу не привести одну сцену:

Хозяин бара выносит мусор и у бака находит беженца-бомжа.
— Ты что тут делаешь?
— Это мой дом! Уходи!
— Нет. Это моя помойка, сам уходи.
Бомж бьет хозяина в нос. Хозяин бьет его в ответ. Склейка. Весь персонал бара ухаживает за бомжом. Повар говорит хозяину – Надо сдать его полиции! Хозяин в ответ – Не могу. Я же его победил…

Кстати – самые, пожалуй, смешные сцены – из будничной жизни бара. Тут чувствуется знание вопроса. И не даром – Аки и его старший брат Мика Каурисмяки являются совладельцами бара «Корона» в Хельсинки. (Прямо захотелось его посетить)

А вечером состоялся уже традиционный показ немого фильма на Потемкинской лестнице.

«Дамское счастье» – один из последних французских немых фильмов. Судьба деревенской девушки, попадающей в Париже в салон, торгующий дамским нижним бельем… Кончилось все трагически, конечно… Всё в сопровождении оркестра из оперного и французской солистки Софи Фурнье.

Забавно было проехаться на фуникулере и снять все это.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. «ИСКУШЁННЫЙ МИСТЕР ШТАЙН»

Мой кинодень начался в 12-30. Давали фестивальный фильм «Самозванцы». Фильм эстонского режиссера Тоомла, так что ажиотажа никакого не было, можно было удобно развалиться на балконе. А то мне прямо везет на соседей. То дама болтает с подругой без умолку весь сеанс, то толстяк сопит рядом с той же силой, с какой обычные люди храпят. Но – это так, лирическое отступление.

Перед финальными титрами главные герои говорят друг другу – «Ничего не случилось… Ничего не случилось… Ничего не случилось…» Я бы так фильм и назвал, особенно первую половину. Начинал подзасыпать. Герой – трус, героиня – врунья и эти факты разжевали даже для самого тупого зрителя. Правда – природа эстонских островов – обалденная и артисты отличные. Кстати, вероятные претенденты на победу в актерских номинациях, как по мне.

Позже я понял, о чем этот фильм – о трудностях самовоспроизведения в северных странах. Героиня роняет в середине фразу – «А спим мы друг с другом раз в год». Это при том, что они явно моложе 30-ти. Короче, они много чего там навыделывали друг другу, но… Ничего. Я все ждал, что они в финале хотя бы поцелуются… Нет.

А минут 7-10 – это настоящий фильм ужасов. И пара кадров – прямо хичкоковских. Я за них один балл в зрительском голосовании накинул. Пошел пить кофе и ждать Копполу.

По кулуарам шептали, что зал будет забит в пять раз. Но – ничего подобного. Было забито, но не как селедок в бочке.

За фильм «THE BEGUILED» (в русском переводе «Роковое искушение», хотя скорее тогда уж «Искушённый») Софья Коппола получила в Каннах приз за режиссуру – третий по значимости каннский приз. Это костюмное кино времен войны Севера и Юга. И, в общем, – трагедия. Но зал постоянно то смеялся, то просто ржал. Режиссура действительно мастерская и смех вызывают детали – как кто принарядился, как кто переглянулся. Про актерский ансамбль и его игру и говорить нечего – всё сделано блестяще. А эти платья, эти брошки… Несмотря на возможные обвинения в сексизме, скажу честно, кино абсолютно женское – семеро разновозрастных дамочек избавились от Колина Фаррела, когда не смогли его толком поделить. Видели бы вы одухотворенные лица всех зрительниц, выходящих из зала…

Забавно, что в 1971 году был снят фильм по тому же роману (и, кстати, с тем же английским названием) с брутальным Клинтом Иствудом в главной роли. Так вот название переводили – «Попавший в ловушку» и взгляд на киноисторию был мужской – подлые бабы обманом погубили честного ирландского парня, хотя он им сразу не доверял…

А завершал мой кинодень – Пьер Ришар. Если кто соскучился по «настоящей» французской комедии – вам на «Мистер Штайн идет в онлайн». Создатели явно хотели создать ретрокомедию из 80-х. Даже музыку заказали Владимиру Косма, автору музыки и к «Высокому блондину…», и к «Игрушке». Косма не подвел и создал нужную атмосферу. 82-летний Ришар немного молодится и играет 79-летнего дедушку, который освоил компьютер и сайты знакомств. Дальше рассказывать бессмысленно. Можно посмеяться от души. Ну, а киноманам там делать нечего – фильм исключительно для нормальной публики.

А как там народ в клубе на французской вечеринке под капающим дождем? Бог весть… Силы кончились».

P. S. Известная в прошлом одесская, а ныне московская журналистка, кинокритик Сусанна Альперина, в этом году впервые не приехавшая на Одесский кинофестиваль, прокомментировала этот пост Алексея так:

«Леша, пиши — создаёшь мне эффект присутствия». ))

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. «В ОЖИДАНИИ ОЗОНА»

Для начала – немного филологии. Слово «кинофестиваль» – сложносочиненное. То есть включает в себя две вещи: кино и фестиваль. (Как я дал «Капитана очевидность»?)

Так вот – фестиваль – это красная дорожка, церемонии, фестивальная площадь, выставки и концерты в ночном клубе. А главное – приток туристов. Фестивали – это события, на которых все известные фестивальные города просто тупо зарабатывают. Трудно себе представить жителя Канн (хотя, мизантропы и там найдутся), который был бы не рад кинофестивалю. Гости все равно разбредаются по городу, покупают сувениры и едят в разных кафе. Деньги текут и в городскую казну и прямо в карманы жителей. Одесса тоже зарабатывает, но могла бы делать это гораздо активней. И тут у фестиваля – огромный потенциал. Повторю, для ясности, – фестиваль, это событие для туристов, на котором горожане зарабатывают деньги. Если у кого не получается – пусть включит воображение и знаменитую одесскую коммерческую жилку. На что тут ворчать? Не знаю. Каннский кинофестиваль – вовсе не для того, чтоб жители этого городка посмотрели новинки кино.

Второе слово – кино. Тут у ОМКФ всё в порядке. Фильмы год от года все лучше. И в конкурсной программе, и в разных спецпрограммах. Их еще можно развивать и развивать. Причем, достаточно недорого. Например, ретроспективы. Я в этом году был искренне удивлен, сколько народу пошло смотреть «Джеки Браун». Жизнь скоротечна и огромная масса молодежи это кино не смотрела. Так вот, в отличие от Каннского кинофестиваля (который, как я уже писал, почти всегда не для жителей), одесские любители искусства имеют простейшую возможность познакомиться с лучшими фильмами мира, не заходя в авиакассу. Это – по-настоящему круто!

Ну и о костюмах. Фотографы вылавливают фриков, фрики позируют фотографам. Все при деле, никто никому морды не бьет. Поймите: без фриков – скучно… В икающие уже от поминаний Канны съезжаются фрики со всей Европы. Шизофреники – тоже люди, им тоже надо где-то выплеснуться.

Короче говоря – LONG LIVE OIFF!

Ну а вечером была гала-премьера Франсуа Озона. Режиссер из самых любимых. Он и узнаваемый, и разный. Видимо режиссеру скучно ограничивать себя одним жанром, и он постоянно разнообразит свое творчество. В фильме «Двойной любовник» Озон обратился к жанру «психологического триллера».

Звезда фильма «Молода и прекрасна» Марина Вакт играет истеричную девушку, которая представляет себе секс с двумя братьями, двумя психотерапевтами. Спят они то вместе, то поврозь и эти отношения становятся всё страньше и страньше. Джон Карпентер как-то сказал, что ни в каком жанре кино не бывает так много любви, как в триллерах. Ну и в «Двойном любовнике» это высказывание вполне находит подтверждение.

Кстати, фильм вызывает большие сомнения в качестве французской медицины. Героиню неоднократно осматривают врачи, но не видят у нее ни кисты, ни близнеца-паразита. А ведь все дело было именно в этом самом близнеце. Я полез в медицинскую литературу – это действительно факт. Зафиксированы случаи, когда еще в утробе один близнец поглощает другого. Эту редкую патологию и разбирает Озон в фильме.

Я так скажу – даже на неудачи большого мастера смотреть интересно. До завтра!

ДЕНЬ ПЯТЫЙ. «АРИТМИЯ»

Ну и правда, – чистая аритмия. Я умудрился приехать к Музкомедии в 9-30. Попивал кофеек и рассматривал спешащих на показ журналистов. По слухам, «Король бельгийцев», который поучаствовал в Венецианском фестивале, должен был быть неплохим фильмом. Сразу скажу – предчувствия никого не обманули, фильм обязательно что-то получит из призов, может, и главную награду.

Роад-муви, снятый в стиле мокьюментари *. Жанр, близкий создателям, ведь Петер Бросенс и Джессика Вудворт начинали кинокарьеру как документалисты. Король, который волей обстоятельств спешит инкогнито через Балканы в родную Бельгию. По дороге он впервые в жизни самостоятельно сочиняет речь к своему народу и впервые живет без протокола… И смешно, и поучительно. Плюс – прекрасная природа болгарских гор и хороший актерский ансамбль. В общем, – всем советую.

На пресс-конференции после фильма реальная болгарская певица, которая в фильме играла солистку ансамбля «Черноморские сирены», спела нам песню, которая когда-то была отправлена в космос в качестве послания инопланетным цивилизациям.

Потом была пауза на обед. А потом – «Ржака». Ну, «Ржаки» я выдержал минут 10. Что-то не поржал, но понял, что это эдакий римейк «8 ½ долларов», если кто помнит этот культовый фильм 90-х. Впрочем, может я и не прав – боялся опоздать на «Аритмию». Тут была небольшая накладка по времени, всюду хотелось успеть.

«Аритмия» — прямо фильм года для российского кино. Ездит с фестиваля на фестиваль бесконечно. И действительно – неплохое кино. Но… что в нём шедеврального? «Жизнь – дерьмо», это высказывание на уровне школьника, познающего бытие. Если воспринимать «Аритмию» как социальный фильм, то у Быкова, мне кажется, высказывания острее. Трах на малогабаритной кухне? Ну да – на западного зрителя может произвести впечатление…

Мне очень понравилась Ирина Горбачева, раньше ее толком не видел. Ну, а Александр Яценко снимается просто во всем. Боюсь – растранжирится. Мне его глаза побитого мальчика уже порядком надоели. Пора парню искать что-то новенькое, а то так растиражируют, что всех тошнить будет.

Ну, а завершал кинодень корейский фильм «Ассура. Город сумашествия.» Вечер, полный зал… И началось: тыдыщь-тыдыщь, тыдыщь-тыдыщь, тыдыщь-тыдыщь. Полный отсыл к Брюсу Ли. Такие фильмы нужно в детскую программу ставить, что ли. Сюжет такой – добро победило зло.

До завтра!

* Псевдодокументальный фильм, псевдодокументалистика — кинематографический и телевизионный жанр игрового кино, которому присущи имитация документальности, фальсификация и мистификация. На родине жанра — США — был введён термин мо́кьюментари (mockumentary; от to mock «подделывать», «издеваться» + documentary «документальный»); используется как заимствованное слово также в других языках. Жанр появился в 1950-е годы в ответ на коммерциализацию документального кино, со всеми вытекающими последствиями: всё большее количество явной лжи, то есть дезинформации и постановочных сцен в документальном кино. В псевдодокументальном жанре игрового кино всё это доводится до абсурда.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ. «2 ЦЕЛЫХ И 1/3 ФИЛЬМА 1-ГО КИНОПРОФЕССИОНАЛА»

Посмотрел два конкурсных фильма и треть конкурсных короткометражек. С утра шел фильм довольно молодого сербского режиссера Бояна Вулетича «Реквием по госпоже Й». (Кстати, одним из продюсеров выступил небезызвестный Александр Роднянский). Крепкое фестивальное кино. Очень мрачное – режиссер средствами кино показывает глубокую депрессию и это, надо признаться, у него отлично получилось.

Здесь очень удобное место для того, чтобы поговорить о том, почему на этот фильм никогда не пойдет широкий зритель. Казалось бы – проблемы героини близки любому зрителю Восточной Европы: муж умер, завод закрыли – ее уволили без выходного пособия, куда ни пойди – везде бездушные бюрократы, старшая дочь, которая кормит всю семью – залетела от такого же небогатого работника гипермаркета, младшая дочь – матерится хуже сапожника. Но ведь это проблемы поколения 40-50-60-летних. А в кино мы давно не ходим. В кино ходят люди до 30. И у них совсем другое на уме. Конечно, и у них бывает депрессия, но совсем по другим поводам. В общем, это был хороший тяжелый фильм. Еще поездит по фестивалям. Кстати, параллельно в «Родине» шел фильм «Стремглав» — по отзывам друзей, тоже тяжелый хороший фестивальный фильм.

Следующее кино – испанское, называлось «Лето 1993». Кино про девочку Фриду, которая осиротела и попала в семью к дяде. Судя по возрасту режиссера, – в фильме есть что-то автобиографическое. Местами – очень забавно, но драматургически – развития никакого. Полюбит она новую семью – у нее выбора нет. Потом была та самая третья часть короткометражек, остальное покажут завтра-послезавтра. Разберу каждую в двух словах.

«Mery-go-round» — это что-то навроде — Мэри-карусель. В общем — видеоарт. Вполне для выставок подойдет.

«Ні! Ні! Ні!» — Неплохая работа с правильным месседжем о современной Украине, но создатели зря туда напихали кучу героев, это создает сумбур.

«А ви любите Держпром?» — забавный фильм о жизни знаменитого дома в центре Харькова.

Дальше был фильм, снятый на телефон. Такой себе – якобы жизнь без прикрас. Попал в программу явно за оригинальность.

«Ленинопад» — шикарное кино с вполне понятной идеей. Он мог бы появиться и в 90-ые. В фильме явно присутствует хроника из тех времен, ведь тогда тоже статуи Ленина сносили. Запомнился кадр, как голову Ильича переплавляют в колокол. Зал 3 минуты аплодировал. Я бы этот фильм показывал каждый год на 7 ноября.

Ну и «Temporary» — жизнь украинского «заробитчанина» в Квебеке. Крепкая студенческая работа.

Вот и все, что успел посмотреть в шестой день ОМКФ. А еще было «Хорошее время» с Паттисоном и Дженифер Джейсон Ли, и режиссерская версия «Чужого», и «5 терапия», имеющая непосредственное отношение к Одессе. Но я про дурдом кино смотреть не могу, уж простите.

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. «АРМЯНСКАЯ НОЧЬ НЕМОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА»

Уже давно наметил именно в этот день посетить ночной клуб фестиваля – обещали армянский джаз, так что весь день прошел под немного кавказским настроением.

Утром показывали литовский фильм «Иней». Кино перед этим показывали на секции критики в Каннах. Была бы у нас на фестивале такая – надо было бы его показывать только там. Проходит час экранного времени – не произошло ничего. Литовский парень везет ботинки украинским военным. Маленький пример: его микроавтобус останавливают гаишники (ну, мы же понимаем – наши гаишники увидели машину с иностранными номерами…) Спрашивают его – Что везешь? Он – Ботинки. – Откройте кузов. А там… Именно ботинки.

Еще в фильме снялась Ванесса Паради. Она в пространном монологе проговаривает что-то о том, что она – перелётная птица и ей не до любви. Это всё. Надо, конечно, отдать должное мужеству создателей фильма – они реально снимали в зоне АТО и кадры оттуда – это лучшее, что было. В конце концов, парень гибнет. Хотя по всем голливудским законам погибнуть должна была его подруга-изменщица. А еще лучше было бы убить Ванессу Паради. Но, понимаю, за один съемочный день ее не убьешь. Думаю – фильму обязательно дадут какой-нибудь приз. Не за художественные достоинства, а исключительно за то, что он правильно идеологически выдержан.

Потом забежал в пресс-службу. (Которая, к слову, традиционно работает прекрасно) Хотел взять билеты на вечерний показ «Кроткой». 11 утра – а всё – билетов нет… Думаю, это связано с приездом на этот показ Лии Меджидовны Ахеджаковой. Давненько она не была у нас в городе…

Следующим конкурсным фильмом была французская «Сирота». Этот фильм из таких, которые обожают драматурги и сценаристы. Очень сложно закрученный сюжет, который я лично до конца распутал, когда фильм уже давно кончился. Кстати, тот человек, который писал анонс для сайта фестиваля – так ничего и не понял. В фильме играют многие французские звездочки нового поколения, всех перечислять не буду – кого-нибудь точно узнаете. Плюс – девушка Бонда Джемма Артертон! Кино очень стремительное, масса линий и навороты событий. Может, кому не по нраву насилие и секс на экране – тогда не ходите на него. Деталь – одной из героинь на жизненном пути попадается один хороший дядька – не трахнул ее, просто пожалел и денег дал. Так он внешне был – чистый армянин, этакий дядюшка Андраник. Думаю, фильм (и актеры из него) тоже будет претендентом на призы. Жаль, что пропустил пресс-конференцию после фильма, интересно было бы пообщаться со сценаристами. Но надо было спешить в «Родину».

Там показали аргентинский фильм, получивший «Кубок Вольпи» на Венецианском фестивале прошлого года — «Почетный гражданин». Чудесный фильм. Эдакий сборный латиноамериканский гений Борхес-Маркес-Кортасар приезжает в родную деревню. Ему там и памятник ставят и чуть не убивают. Очень всё узнаваемо – люди везде одинаковы… Много юмора. Вы, например, знаете, что аргентинцы считают, что шашлык придумали именно в Аргентине?… Искренне рекомендую посмотреть.

Ну и ночью, наконец, добрался да ночного клуба фестиваля, где получил и бесплатную порцию армянского коньяка, и удовольствие от джаза. Лаура и Кристина Марти исполняют ту версию джаза, за которую его и любит большинство. Начали очень спокойно, потом раскачались и «дали джазу». Очень интеллигентно и красиво пели, да и музыканты были на уровне. Впрочем, судите сами…

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ. АГНЕШКА И «КВАДРАТ»

Днем, в большом зале кинотеатра «Родина», состоялась творческая встреча с выдающимся польским (и французским, и американским) режиссером – Агнешкой Холланд. Никогда ее вживую не видел и наметил посетить мероприятие сразу, как узнал о нем.

Агнешка Холланд – одна из главных представителей «большого» польского кино, наряду с Занусси, Кислёвским и Вайдой. Она много работала сценаристом – писала для Кислёвского, а с Вайдой вообще сделала огромное количество фильмов. Она много говорила о покойном Мастере, вспоминала, как он ее, молодую диссидентку, фактически спас от тюрьмы, поселив в своем большом и хлебосольном доме в Варшаве.

Забавно, что наш город присутствует неявно и в ее биографии. Свой первый, еще студенческий, фильм она сняла по рассказу Исаака Бабеля «Грех Бога».

Зрителю из поколения «Пепси» Холланд известна по нескольким громким сериалам. Например, она снимала серии в третьем и четвертом сезонах «Карточного домика». Об этом тоже шла речь на встрече.

Ну и (можно визжать!) – она в 1995-ом снимала двадцатилетнего Ди Каприо в фильме «Полное затмение». Если кто не знает – там Ди Каприо играет французского поэта Артюра Рембо. Агнешка рассказывала, что Ди Каприо до сих пор остался немного пацаном, который до сих пор прислушивается к своему папе Джорджу, художнику и старому хиппи.

Но самой важной информацией на встрече было то, что свой следующий фильм Агнешка Холланд собирается снимать в Украине, и одной из его тем будет «голодомор». Съемки должны начаться в начале будущего года. На следующий фестиваль фильм, наверно не успеет, но надеюсь, его отберут на ОМКФ 2019. Ведь следить за разнообразным творчеством Агнешки Холланд всегда интересно.

Вечером, очень теплым вечером, в фестивальном дворце намечался показ обладателя золотой пальмовой ветви этого года – картины шведа Рубена Эстлунда «Квадрат». Я сразу предполагал, что будет убийство на входе в зал. Так и вышло.

Великолепная сатира Эстлунда была отлично встречена одесской публикой. Победители Канн последних лет – обязательно фильмы, поднимающие социальные и общественные проблемы. Но этого мало.

Оператор Фредрик Венцель сработал на «пять с плюсом». Несколько кадров до сих пор осмысливаю… И, конечно, двойной-тройной сатирический слой. Мальчик-палестинец, который полфильма нагло требует перед ним извиняться. Смесь Олега Кулика с Путиным – «человек-обезьяна». Чудовищный секс главного с американкой, закончившийся перетягиванием презерватива. Бомжиха, которая не ест лук. Всего – не перечислишь.

Начинается все с того, что сносят старую конную статую и на ее месте воздвигают инсталляцию «Квадрат». Между прочим, министром культуры Швеции, еще совсем недавно, была Лена Адельсон Лильерот – реальная современная художница, проводившая разные странные инсталляции. Она, например, привезла из США настоящего американского полицейского и поселила его в шведской глубинке. Или съела торт, испеченный в виде целого африканца. Так что реалии фильма выдуманы лишь отчасти.

Ну и датский актер – Клас Банг. Великолепная роль. Он снимался крайне мало (что вы хотите – Дания не самая киношная страна), но потенциал чувствуется огромный. Что-то мне подсказывает, что мы его еще увидим в голливудских блокбастерах. Фестиваль подходит к концу, и можно твердо сказать, что он удался. До завтра.

P.S. Вечером, в Зеленом театре показывали один из шедевров Киры Муратовой – «Долгие проводы». Я во время пресс-конференции Холланд постоянно ловил себя на мысли, что Агнешка неуловимо (манерой поведения и разговора) напоминает Киру Георгиевну… Налет профессии? Не знаю…

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ. «ТРОФЕИ И НАГРАДЫ».

Еще шли последние показы. Двигался на фильм Агнешки Холланд с ее словами в голове. Это будет «анархический, феминистический фильм с элементами черного юмора и сказки». Его название – «Трофей», но наши прокатчики, как водится, – главные креативщики в мире. Так что смотрим «След зверя».

Итак: анархический… Ну да – главная героиня – убивает плохих людей, курит траву и поет «House of the rising sun». А еще прикидывается идиоткой, судящих людей только по гороскопам.

Феминистический… Не особо. Но все злодеи охотники – мужики, факт.

Черный юмор… Да его полно и не только черного.

Сказка? Только в том смысле, что нас долго обманывают, и мы начинаем думать, что звери действительно «охотники на охотников». Внимательные глаза оленя постоянно смотрят на все происходящее…

Фильм неторопливый, но нет ни одной лишней сцены – всё работает. Такую историю и нельзя было рассказать в темпе голливудского боевика. Агнешка Холланд рассказала, что съемки были очень длинными из-за животных. Чуть не три года их снимали. Я, честно говоря, думал: «Посмотрю около часа, все пойму и пойду на фильм закрытия фестиваля. Увлекся, остался досматривать. Прекрасная работа. Жаль – не в конкурсе…

Как я уже сказал, из-за «Трофея» не пошел на «Вечеринку». Жаль, думаю фильм Салли Поттер – прекрасная черная комедия. Вернее – трагикомедия. Да и актерский ансамбль впечатляющий. Надо обязательно потом посмотреть.

Тем временем начали объявлять призеров…

С «Королем Бельгии» я угадал. Гран-При. Кроме прочих достоинств, он оказался близок одесской публике. Я лично рад и поздравляю создателей. Да и сопродюсер фильма Мира Сталева, которая получала приз, показалась мне очень приятной персоной. Она, кстати, решительно собирается снимать продолжение. Желаю поменьше трудностей на этот пути.

Жюри же посчитало лучшим испанский фильм «Лето 1993». Тут есть некоторые возражения. У рекламщиков считается дурным тоном использовать в роликах детей и животных. Так и тут. Девочка прекрасная. Но уж больно вся эта картина сопливая… По мне – с перебором.

Лучшими актерами признали актерский ансамбль из грузинского фильма «Моя счастливая семья». Кино не видел, но отзывы очень хорошие. И знаю, что, там поют! Уже ради этого надо смотреть. Приз за режиссуру тоже взяли создатели этого фильма супруги Нана Эквтимишвили и Симон Гросс.

Лучший украинский фильм – «Dixie Land» Романа Бондарчука. Документальный фильм о судьбах юных музыкантов одного оркестра. Снимали его 7 лет! Уже за это – полный респект.

Лучший документальный – «Главная роль», снятая Сергеем Буковским о собственной маме – актрисе Нине Антоновой.

Лучший короткий метр – «Выпуск’97» Павла Острикова. Комедия о бывших одноклассниках, снятая действующим стенд-ап комиком. Короче говоря, скоро, наверно, мы увидим и комедийный полный метр.

Призы от ФИПРЕССИ, то бишь от кинокритиков, получил полный метр «Уровень черного» и короткометражка «Сирень». Ни тот, ни другой не видел – не буду комментировать. Но, раз критики что-то в них рассмотрели – значит так и есть.

И финал-апофеоз. Награды сразу двум выдающимся женщинам. Приз за вклад в киноискусство получила Агнешка Холланд. О ней я уже писал. Она действительно выдающийся кинодеятель, без всяких оговорок. Ну и, сюрпризно для многих, приехавшая Изабель Юппер получила такого же «Золотого Дюка». Юппер сейчас – французская актриса номер один. И, конечно, ее приезд повышает статус фестиваля. Для того и звали.

Вот и все, фестиваль 2017 закончился, да здравствует фестиваль 2018!

Послевкусие. Жаль, что «Арарат» не выпустил никакой продукции специально к фестивалю… Пока так.

СПРАВКА:
Алексей Овчинников. Одессит. В 1995 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров, мастерская В. С. Фрида.
Автор многочисленных шоу и телепрограмм, статей и юмористических рассказов.
Соавтор и автор нескольких документальных и художественных фильмов и телесериалов.
Член Международного союза журналистов.
Чемпион КВН 1990 года («Джентльмены из ОГУ»)

10115

Комментировать: