Погода в Одессе
Сейчас от +10° до +12 °
Вечером от +11° до +12°
Море +15°. Влажн. 84-86%
Курсы валют
$26.53 • €31.36
$26.85 • €31.55
$26.85 • €31.55
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

«Я прислушиваюсь к людям, у которых есть камертон»

Воскресенье, 20 августа 2017, 20:11

УСИ, 19.07.2017

Михаил Рева – известный украинский художник и скульптор из Одессы. Его работы украшают Одессу и другие города мира. "Двенадцатый стул", "Дерево любви", "Сердце мира", "Источник" давно отмечены на туристическом маршруте гостей города. Также одесский скульптор является автором памятника знаменитому актеру Богдану Ступке, монументальной скульптуры "Ангел милосердия", установленой над входом в центр реабилитации детей-инвалидов в Одессе, монумента "Памяти жертв терроризма во всём мире" в Киеве и множества других работ.

Одесса – один из немногих городов Украины, который может похвастаться множеством уникальных туристических точек, которые принято называть "визитными карточками" города. Почти все эти знаковые места связаны или с элементами монументальной архитектуры, или с уникальными скульптурными работами. "Двенадцатый стул", "Дерево любви", "Сердце мира", "Источник" давно отмечены на туристическом маршруте гостей города. Автором этих работ является известный украинский художник и скульптор из Одессы Михаил Рева. Также одесский скульптор является автором памятника знаменитому актеру Богдану Ступке, монументальной скульптуры "Ангел милосердия", установленной над входом в центр реабилитации детей-инвалидов в Одессе, монумента "Памяти жертв терроризма во всём мире" в Киеве и множества других работ. Украинская Служба Информации пообщалась с заслуженным художником Украины о том, как спасти Одессу культурой.

В разгар курортного сезона, 11 июля, состоялось открытие Вашей скульптуры "Дом солнца". Расскажите об этом символе, а также о ландшафтном парке, который может появиться в Одессе.

Начнем с того, что в прошлом году я открыл свой фонд "Reva Foundation", который нацелен на поддержку культуры. Я пытаюсь всеми фибрами души помочь юным талантам, которым в это время очень сложно. Поэтому был создан фонд. Единственное оружие фонда – это креатив, который я могу придумать. Мне пришла идея создать туристический объект – ландшафтный арт-парк. Его не будет создавать Рева. Эту работу будет финансировать фонд. Я первый раз буду финансировать собственную работу. Уникально (смеется – ред.). Мне будут помогать спонсоры. Но самое главное, что мы создаем туристическую точку. Кроме этого, на сайте фонда будет презентоваться ювелирная серия, которая тоже будет продаваться, а деньги будут уходить на благотворительность. За счет этих денег мы и будем поддерживать таланты, и реализовывать идею ландшафтного арт-парка. Это будет международный проект. Мы будем предлагать людям со всего мира поучаствовать в этом проекте. А экспертный совет, который указан на сайте фонда, будет отбирать работы, которые мы будем презентовать одесситам. Тем самым мы можем создать через длительное время большой ландшафтный арт-парк от Ланжерона до 16-ой станции Фонтана. Это не обязательно какие-то монументальные скульптуры. Это могут быть лавочки, зонтики – любые предметы, которые решены с юмором, философией, остроумием.

Каким Вы этот ландшафтный парк представляете? Будет ли у этих разных работ какая-то общая логика?

Логика такая: эти работы должны вписываться в пространство. Это самая главная логика. Любой элемент, который там возникает (по Трассе здоровья, в ландшафтной части), должен быть к месту, органичным, интересным, запоминающимся. Он может нести в себе даже какие-то элементы и сувенирного бизнеса, который потом возникнет само собой. Это только начало. Ведь создание ландшафтного парка – это не только создание среды, но и создание туристического маршрута. Это определенная площадка для диалога в культуре, но на мировом уровне. Потому что это все связано и с арт-терапией, и с обучением детей, и с созданием выставочных площадок, которых у нас в городе, к сожалению, нет. У нас есть старые площадки. Я это называю хорошие коллекции в плохих пространствах, потому что они не современны, не актуальны уже, и уже не "работают". Одессе необходимо создавать культурную среду.

"Дом солнца" должен стать началом этой грандиозной идеи?

Культура – это культ света, культ солнца. Потому что когда у человека есть свет в душе, он не может делать плохие вещи. И солнце – это главный символ, который дает человечеству жизнь, дает основу всему. Поэтому мы начинаем наш проект с не просто скульптурной композиции, а с девиза, со своего рода меморандума. Это такая Конституция красоты. На пригласительных к открытию "Дома солнца" написано, что радость – это лучший способ привлечь счастье.

Сам проект получился случайным и очень интересным. Эта дверь стояла в Одессе по адресу Ришельевская, 21. Она и правда пережила уже свой ресурс. В двери была огромная дырка, где невозможно было даже замок поставить. Поэтому ее выкинули. Но в ней есть своя харизма, своя история, и я решил продолжить ее жизнь, но уже в другом качестве, образе, интерпретации. Я надеюсь, что "Дом солнца" станет новым туристическим объектом, новой визитной карточкой города. Там внизу написано слово salve. Все вспоминают папиросы "Сальве", а на самом деле это слово писалось в каждой одесской парадной. Это слово обозначает "приветствую тебя!", "салют!". Я приветствую тебя, солнце!


Наш город развивается очень хаотично. Какую роль играет скульптор в городской среде? В одном из интервью Вы говорили, что своими скульптурами-цветами, установленными на центральной аллее Аркадии, Вы лечили пространство. Может ли скульптор изменить, вылечить пространство своими работами?

Мы должны давать себе отчет, в какое время мы живем. Восточные мудрецы говорят – не дай Бог тебе жить в эпоху перемен. Мы живем в эпоху перемен. Мы должны четко понимать, что мы больны, мы инфицированы очень сложной болезнью. Потому что то общество, из которого мы вышли, советское общество, оно имело и лаковую обложку, и страшную. На этот советский эксперимент было положено 100 млн. жизней, не считая иммиграции. Поэтому сейчас все и развивается хаотично. Все болячки и проблемы нам достались оттуда. Мы с ними пришли. Почему здания не реставрируются? Да их не реставрировали 30,50,60 лет. Потемкинскую лестницу реставрировали в 1930-х годах. На моей памяти улицу Пушкинскую реставрировали в 1980-е годы, и она потом все равно вся облезла. Поэтому все очень сложно. Механизмы все нарушены. Но мы, слава Богу, возвращаемся в цивилизованный мир. Шаг за шагом.

Скульптура, конечно же, может изменить какую-то часть пространства. Она может создать атмосферу романтики, любви. Но самое главное, что все мои скульптуры направлены не к старшему поколению, а к юному, к детям. Когда я создавал скульптуру "Одесское время", я обращался к детям. Поэтому эта работа сделана в детском масштабе. Я не могу воскресить дерево, которое там росло. Мы все живем немножко прошлым, а надо жить будущим. Прошлое мы уже не перепишем, а будущее можем написать.

Скоро будем праздновать День независимости. В 2001 году Вы участвовали в выставке, посвященной Дню независимости Украины, которая проходила в США. С тех пор прошло 16 лет. Что изменилось в нашей стране для Вас с того времени?

Мы возвращаемся в Европу шаг за шагом. Это очень позитивно, что сейчас нашей стране дали безвизовый режим с Евросоюзом. Сейчас Канада нам даст безвизовый режим, Япония. Мы становимся частью мировой семьи, возвращаемся. И я желаю россиянам тоже туда вернуться. Потому что все успехи Российской империи связаны с тем периодом, когда они имели диалог с Европой, а не с Азией. А мы потихоньку возвращаемся. Я понимаю, что увижу только ростки той будущей страны, я не увижу ее рассвет. Но я хотел бы, чтобы мои внуки это увидели. Это будет полноценная страна, где чтут традиции семьи, где чтут поколения, которые ушли. Всегда очень просто посмотреть, больное общество, или нет. Придите на кладбище, и вы все увидите. В здоровом обществе чтут те поколения, которые создавали эту страну. Процесс исцеления долгий, и я надеюсь, что части моего творчества будут помогать, способствовать тому, чтобы лекарство было найдено.

Важно ли для скульптора, художника общественное мнение? И какую роль оно играет в процессе Вашего творчества?

Процесс творчества – это процесс интимный. Надо говорить шепотом, но с главным творцом. Я его кисточка. Я не прислушиваюсь к толпе. Я прислушиваюсь только к нему. Я не работаю на потребу масс. Да, я прислушиваюсь к людям, которых я уважаю. Обязательно. Они для меня являются носителями некоего знания, кода. Это могут быть разные люди. Это может быть великий Резо Габриадзе, великий Юра Рост, это может быть ребенок, или моя дочка Маша. Я прислушиваюсь к людям, у которых есть камертон, отзывающийся на прекрасное. Просто у каждого есть свой путь. Мой путь – такой, я его выбрал. Я люблю сам процесс, придумывать, менять среду, люблю создавать.

Если бы у Вас была возможность в Вашу скульптуру поместить капсулу с пожеланием будущим поколениям. Что бы Вы там написали?

В каждой моей работе есть капсула. Перед тем, как что-то перевести в бронзу, я должен подумать, что об этом скажет человек через 150, 200, 300, может быть даже, через 1000 лет. Поэтому перед тем, как я что-то делаю, я очень хорошо думаю. Я там оставляю некий код души, энергии.

У Вас есть еще одна работа, над которой Вы в данный момент трудитесь. И, насколько мне известно, уже скоро она появится в нашем городе. Расскажите подробнее о ней.

Эта работа будет открыта 2 сентября ко Дню рождения Одессы. Она связана с созданием Греческого парка. Я курирую этот проект. Это первый элемент, который будет стоять в ложе Воронцовского дворца. Это памятный знак греческим колонистам, которые приехали сюда 2,5 тыс. лет назад и заложили основу города. Мы работали вместе с историком Андреем Красножоном. Это потрясающий человек. Я для себя очень многое открыл благодаря ему. У этого памятного знака будет 4 стороны, каждая из которых будет иметь свою грань. Первая грань (или часть) - посвящена мифам, всем героям мифов, которые были здесь (Геракл, Ахиллес и другие). Вторая часть будет связана с городами, которые основали на этой территории - от болгарского берега до Одессы и чуть выше до Ольвии. Третья часть – это великие люди, которые были здесь. Для меня было открытие, что тут бывал Александр Македонский, царь Дарий. Четвертая часть связана с раскопками, в ходе которых были найдены подтверждения того, что здесь был город, который назывался Истриан.

10154

Комментировать: