Погода в Одессе
Сейчас от ° до °
Ночью от ° до °
Море +°. Влажн. %
Курсы валют
$27.84 • €33.55
$27.75 • €31.45
$27.70 • €31.40
  • Обзор одесских соц.сетей:
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

Травиата в Одесской опере

Понедельник, 1 февраля 2021, 12:15

Александр Бирштейн

ИЗ ВИКИПЕДИИ:
«Травиа́та» — опера Джузеппе Верди (итал. La traviata — «падшая», «заблудшая», от гл. traviare — сбивать(ся) с пути)
Язык либретто: итальянский.
Первая постановка: 6 марта ‎1853.‎
Источник сюжета: «Дама с камелиями Александра Дюма-сына».
Длительность (прибл.): 1,5 ч. Три действия, четыре картины.

К длительности спектакля, указанному в эпиграфе, мы еще вернемся. А пока поговорим о спектакле «Травиата» в Одесском Национальном театре оперы и балета. Это не первый показ «Травиаты» в нашем театре. Я помню еще постановку Г. Дикого, где Виолетту, если не ошибаюсь, пела Народная артистка Украины Раиса Сергиенко. Были еще постановки. И наконец, нынешняя.

Джузеппе Верди «Травиата».
Режиссер-постановщик Е. Лавренчук.
Дирижер-постановщик В. Чернухо-Волич.
Второй премьерный спектакль 30.01.2021

Я не думаю, что должен пересказывать сюжет. Любители оперы знают его досконально. А те, кто придет на оперу впервые, все поймут и без моего пересказа.

Сперва о самой постановке. Известно, что опера Верди «Травиата» самая цельная, мощная опера композитора. Она не требует никаких сценических эффектов. Впрочем, слово «общеизвестно» я, видимо, употребил напрасно. Режиссер спектакля Е. Лавринчук явно с этим не согласен. И если какие-то его решения, хоть и неожиданны, но точно во благо спектаклю, то другие спецэффекты и непонятны и очень, как по мне, вредят даже музыке Верди. Дело в том, что музыка оперы необыкновенно цельная, она не терпит разрывов. Тем не менее, после первой картины второго действия на авансцене появляется человек с рогами, который молча стоит там не менее десяти минут. Тем временем, его коллега, отнюдь не молчаливый, также присутствуя на авансцене, зачитывает зрителям отрывки из писем Д. Верди. Это еще что! Нам еще демонстрируют видеофильм снятый, наверное, на худсовете, где дискутируется необходимость сорокаминутного!!! перерыва между вторым и третьим действием. Перерыв нужен для монтажа сложных инженерных конструкций, использование которых, хоть и интересно, но занимает в самом спектакле слишком мало времени, чтобы, как по мне, быть оправданным.

И еще о спецэффектах. Лично меня покоробили полуголые рогатые мальчики на цепочках у хозяек. И еще один мальчик, сильно-сильно полуголый вертящийся на шесте для стриптиза, а после исполняющий соответствующий танец.
Я понимаю, что все это – отсыл к учителю постановщика Роману Виктюку. Но Р. Виктюк был гением и знал время и место всему. А Е. Лавренчук просто режиссер. А что положено цезарю…

Вместе с тем, мне очень понравилось цветовое решение спектакля. Черное, белое и серое. Серое – это толпа, окружающая Виолетту. Черны нравы в этой толпе. А Виолетта в белом, воздушном. Она – облако. И это облако растает в конце и исчезнет.

И конечно, конечно надо об актерах. Да-да, не просто о певцах, поющих свои партии, а именно об актерах, ибо нынешняя «Травиате» — это, безусловно, спектакль ансамблевый и прекрасный.

Сначала о хоре. Одно слово вырывается у меня и слово это: — Изумительно!
Так слаженно, так прекрасно… Причем и вокально и актерски!

Понравилась очень Екатерина Цымбалюк в роли Флоры Бервуа. Она трогательна, немного смешна и очень достоверна. Удивляет только бутылка шампанского у нее в руках всю третью картину. Еще больше удивляет то, что она пьет из горлышка. Несколько необычное занятие для светской дамы середины 19 века.

Альфред Жермон – возлюбленный Виолетты – в исполнении Заслуженного артиста Украины Владислава Горая – человек любящий, но слабый, подверженный влиянию. Он влюблен, он любим. Потеряв, как ему кажется, любовь Виолетты, он сломлен и… мстит. Герой В. Горая никогда не будет счастлив, ибо не умеет быть счастливым. Воспоминания и вина не оставят его никогда! Вот что удалось сыграть и показать нам актеру. И он справедливо заслужил овации зала.

Жорж Жермон – отец Альфреда. Он суров, ожесточен и, вроде, непоколебим. Но это сначала. Очень удивила и обрадовала трактовка режиссером и актером образа Жоржа Жермона. В большинстве известных мне спектаклей он герой отрицательный. Но не так это в спектакле, о котором говорю. Герой солиста Метрополитен Опера, театра Ля Скала, Венской государственной оперы Виталия Билого очень неоднозначен. Он проходит путь от презрения, даже ненависти к Виолетте — к пониманию, восхищения, жалости и осознания своей вины. Он презирает сына, оскорбившего в порыве обиды Виолетту.

И, наконец, Виолетта – Алина Ворох. Послушайте, она не только прекрасный голос, Алина замечательная актриса. Она не играет, она живет в образе. И ей веришь безоговорочно. Веришь ее любви, верности, самоотверженности. Веришь всему. И когда ее Виолетта умирает на сцене, ощущаешь огромную потерю.

Осталось только сказать о режиссере-дирижере спектакля Вячеславе Чернухо-воличе. Да, собственно, что говорить – его работа, работа оркестра – безукоризненны.