Погода в Одессе
Сейчас от ° до °
Ночью от ° до °
Море +°. Влажн. %
Курсы валют
$28.37 • €33.68
$27.75 • €31.45
$27.70 • €31.40
  • Обзор одесских соц.сетей:
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

Песни Вольного города»

Четверг, 3 сентября 2020, 08:31

Александр Галяс Порто-франко, 03.09.2020

Еще не ушли из памяти времена, когда сочетание «одесские песни» вызывало нервный тик у «товарищей», ответственных за «развитие советской культуры». Самый скромный из эпитетов, употребляемых применительно к этим мелодиям, звучал не оставлявшим надежды приговором «блатные». Когда в 1929 году Леонид Утесов попытался в программе своего джаза напомнить шлягер «С одесского кичмана», он удостоился такого потока «проработок», что ему надолго отбило охоту от исполнения этих песен.

Знаменитый Борис Рубашкин, в силу своей «экстерриториальности» недоступный для советских идеологов и потому имевший возможность петь одесские песни безо всяких экивоков и купюр, 30 лет назад говорил автору этих строк: «Я никак не пойму, кому выгодно считать эти песни «блатными» и не давать им права на жизнь. Если в них встречаются такие слова, как «амба», «крышка», «смыться», так это такой стиль…»

Да, «одесские песни» — это такой стиль. Суть которого гениально сформулировал замечательный поэт Борис Чичибабин: «по образцам отверженного вкуса схохмился город».

Можно с презрением относиться к так называемому «легкому жанру», но не уйти от факта, что многие песни, рожденные в нашем городе или сочиненные о нашем городе, врезались в память поколений и, благополучно пережив запреты, гонения и критические разносы, сегодня, по сути, явили миру какую по счету молодость. Чтобы не быть голословными, давайте припомним: «Лимончики», «Свадьба в доме Шнеерсона», «Мясоедовская», «Ах, Одесса, жемчужина у моря»… А какие судьбы, какие интереснейшие истории нередко стоят за этими названиями!

Песню «Ах, Одесса…» Модест Табачников сочинил, сидя за столиком в ресторане гостиницы «Лондонская». Музыканты тут же наиграли мелодию, написанную их коллегой на салфетке, и назавтра город запел: «Ах, Одесса, жемчужина у моря…». Кстати, однажды эта песня спасла ее автору жизнь в прямом смысле слова. Бандиты, пытавшиеся на ночной улице ограбить композитора, узнав, что перед ними тот, кто сочинил их любимую песню, тут же отпустили его с миром. Автору же слов «Мясоедовской», Морису Бенимовичу, так и не удалось добиться при жизни признания, и лишь после его смерти заговорили о том, что именно он, а никто другой открыл мелодию лихим припевом: «Улица, улица, улица родная…». А сколько тайн хранят одесские песни, сколько историй и судеб еще предстоит отыскать и открыть!

Об этом думалось во время трехдневного песенного фестиваля, в ходе которого Гарик Кричевский, Валентин Куба, Феликс Шиндлер и другие исполнители — соло и с ансамблями — творчески соревновались в том, кто лучше исполнит сочинения давно минувших дней. Это был не конкурс, а именно фестиваль — состязание, где оценку дает не жюри, а сами зрители, и где в принципе побежденных не бывает.

Песни, звучавшие в ходе трех концертов на Морвокзале, давно уже доказали свое право на долгую жизнь. И пока Одесса остается Одессой, тут будут звучать и рождаться одесские песни.

Вот только хотелось бы, чтоб их исполнители ушли от трафаретов; не превращали бы эти песни в тривиальную «попсу» и не злоупотребляли бы псевдоодесской интонацией. Ну нет уже в нашем городе тех, кто разговаривает, как герои Бабеля. «Нормальные» одесситы говорят, не подделываясь под героев еврейских анекдотов, чем так грешат создатели фильмов и сериалов из одесской истории.

Конкретный же совет очень простой: петь от души, от своего естества.

Есть такой старый одесский анекдот.

В первой трети 1920-х нередко на открытых площадках устраивали конкурсы исполнителей песен, в которых могли принимать участие все желающие. На одном из таких мероприятий рискнул выйти на эстраду молодой парень, явно не обладавший певческим дарованием. Но, когда зрители начали шикать, он остановился и бросил в зал: «Шо вы орете?! Я такой же биндюжник, как и вы!» Ответом был гром аплодисментов.

«Одесские песни» так и надо исполнять — как «человек из толпы». Но, разумеется, человек с талантом и вкусом.

Хочется верить, что на следующем таком фестивале таких исполнителей мы и услышим.