Погода в Одессе
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

Особенности украинской эвакуации или Мое еврейское счастье

Четверг, 9 апреля 2020, 09:07

Юлия Сущенко

Одесская жизнь, 05.04.2020

Вирус COVID-19 вот уже несколько месяцев кошмарит жителей земного шара. Сначала он бушевал в Китае, потом перекинулся в Европу. Впрочем, еще в начале марта в нашей стране мало кто предполагал, что мы станем свидетелями всемирного карантина. Это беспрецедентное событие как лакмусовая бумажка обнажает проблемы государства, которое оказывается не готовым к чрезвычайным ситуациям такого масштаба.

ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ

После Нового года, оценив материальные и физические возможности нашей семьи, мы с мужем решили совершить поездку, о которой давно мечтали — наши друзья пригласили нас в гости в Израиль. Время было выбрано самое замечательное — март месяц. Во-первых, в Израиле заканчивается сезон зимних дождей, наступают теплые, но не жаркие деньки, во-вторых, в этом году, 10 марта, евреи отмечают древний и колоритный праздник Пурим, в-третьих, оказывается, в Израиль можно недорого добраться лоукостами, которые с недавних пор летают из Одессы. Таким образом, комбинируя билеты разных авиакомпаний, два билета по маршруту Одесса-Катовице-Тель-Авив и обратный Тель-Авив-Вена-Одесса по стоимости вышли как один билет из Одессы национального перевозчика. 5 марта мы отправились в путешествие, а 18 марта планировали вернуться в Одессу.

Мы следили за ситуацией с коронавирусом в Европе, и она нам не нравилась, но самолеты летали, мы собирались в эпидемически благополучную страну, отказаться от билетов мы не могли. К тому же мы летели на десять дней. Купив дорогие маски, которые действуют на протяжении суток и антисептики, мы со спокойной совестью улетели.

При вылете из Катовице в Тель-Авив нас спросили, были ли у нас контакты с китайцами или путешествия в Китай. Мы честно ответили, что нет, и добавили, что даже в Италии и Франции последние полгода не были.

По прилету в Израиль на пограничном контроле нас встретила реклама поездок в Китай. Это было символично. А пограничника более интересовали подробности нашего пребывания в стране, нежели здоровье. Через пять дней в Израиле объявили карантин для всех въезжающих.

КАРАНТИН ДЛЯ ВЪЕЗЖАЮЩИХ. КАК ЭТО РАБОТАЕТ В ИЗРАИЛЕ

Наверное, у каждого одессита в Израиле есть много знакомых, а то и родственники. У нас с мужем — только друзья. Одна из моих бывших коллег уже несколько лет живет недалеко от Хайфы и мы еще в Одессе договорились обязательно встретиться. 10 марта она позвонила мне и сказала, что, увы, наша встреча не состоится. Так как она вернулась из-за границы, их с мужем обязали соблюдать обязательную двухнедельную самоизоляцию. При этом граждане страны отправлялись на официальный больничный. Специальная служба регулярно узнавала об их здоровье при проверках и по телефону. Они не имели права выйти в магазин и к врачу, пригласить родственников или гостей. Врач вызывался по телефону, а продукты заказывать доставкой. О нарушении режима не могло быть и речи — помимо моральной ответственности их предупредили об ответственности криминальной, до 7 лет лишения свободы.

Накануне в стране были отменены массовые мероприятия в крупных городах — те самые карнавалы, которые традиционно проходят в Пурим, ради которых мы и планировали поездку в эти даты. Но так как мы жили в небольшом городке Йокнем, то нам удалось увидеть хоть и небольшой, но очень душевный праздник, которые местные жители решили провести.

В стране работали школы, кружки, библиотеки, предприятия. Все достопримечательности продолжали принимать туристов. 12 марта мы поехали на экскурсию в Иерусалим. Все храмы, Стена плача, рынки и магазины были открыты, однако туристов было в разы меньше. Если честно, это радовало, так как увидеть полупустой Храм Гроба Господня дано не каждому.

Именно в Иерусалиме, мы услышали разговоры русскоговорящих туристов, о том, что многие авиакомпании отменяют рейсы в Израиль.

БИЛЕТНАЯ ЛИХОРАДКА

Вечером мы проверили наши билеты и действительно, наш вылет 17 марта был аннулирован. Взамен нам предложили или получить деньги обратно, или поменять дату вылета. Мы выбрали второе и перенесли вылет в Вену на три дня раньше. Тут же забронировали отличные апартаменты в самом центре за смешные деньги и решили, что лишних три дня в столице Австрии — тоже не самый плохой вариант. Но у вируса уже были свои планы на эти дни.

Конечно, после первого звоночка, мы продолжали мониторить ситуацию, и она просто менялась на глазах. Через несколько часов стало известно, что Австрия закрыла границы с 14 марта и даже если мы попадем в Вену, мы уже оттуда не выберемся. Пришлось принимать быстрые решения, пока была такая возможность. Открытой оказалась Польша — можно было добраться в Одессу с удобной ночной пересадкой в Кракове, но об удобстве уже речь не стояла. С 17 марта Украина сообщила об остановке регулярных авиарейсов. Таким образом, и следующие билеты ждала участь предыдущих. У нас оставалось два дня. И тут началось самое интересное. Билеты на прямые рейсы авиакомпании МАУ выросли в цене в четыре-пять раз. Так, в Одессу можно было попасть за 585$ c человека. У нас таких денег не было.

Мы продолжали искать билеты у других перевозчиков. Израильский Эль-Аль, показывал билеты в Киев по 160 евро, однако при попытке бронирования нас выбило из системы. Турецкие авиалинии возили за 221 доллар, но пока мы разбирались с Эль Алем и виснущей системой, то этих билетов тоже не осталось. 14 марта нам попалось предложение Авиалиний Молдовы на рейс, вылетающий 15 марта в 23:50. Долететь в Кишинев предлагали за 130 евро (т.е. цены не подняли в четыре раза, как МАУ), а там до Одессы — рукой подать. Днем накануне вылета мы докупили еще и багаж и хотели зарегистрироваться на рейс онлайн, но такой возможности, почему-то, не было. В назначенное время мы прибыли в аэропорт. Однако, к нашему удивлению, пассажиров с паспортами других государств на рейс не регистрировали. Представитель компании объяснила — что в этот же день вышло распоряжение правительства и соответственно, главы авиакомпании. При этом никаких оповещений об этом нововведении пассажиры, а таковых было порядка двух десятков, не получали. При оплате багажа и на сайте авиакомпании также не было такой информации даже на момент регистрации злополучного рейса. Звонки на горячую линию МИДа ничего не дали. Нам даже отказали в выдаче письменного подтверждения того, что нас не пустили на рейс по объективным причинам.

ЭВАКУАЦИЯ? НЕТ, НЕ СЛЫШАЛИ

Дальше мы понимали, что в последний день работы регулярных рейсов мы не вылетим. Благо, нам не надо было платить за отель, и мы могли без паники ожидать обещанных Президентом специальных эвакуационных рейсов. В системе «Друг» мы также зарегистрировались, вышли на контакт с консульством, заполнили необходимые формы и таблички, общались с дежурными сотрудниками на горячей линии.

Со вторника на телефон позвонили из консульства и предложили перелет на 20 число за сумму «около 500$» (если быть точными — 525$). Сказали, что это чартерный рейс, а не эвакуационный. На вопрос, почему такая стоимость, на конце провода ответили, что не отвечают за действия коммерческих структур, а информацию передают, потому что «все просили». На следующий день предложили рейс на 19 марта с аналогичной ценой. Потом стало известно, что рейс на 20 марта подешевел на 125 долларов. И если у нас есть деньги, то надо лететь, а не надеяться на то, что кто то вам что то пообещал. Для «очистки совести» мы позвонили все-таки по телефону туристической фирмы «Каспи-тур», через которую осуществлялась продажа билетов. Нам сообщили, что это, скорее всего, последний чартер, билеты раскупаются как «горячие пирожки» и мы можем не успеть вообще и кстати, Зеленский в перечне стран на эвакуацию Израиль не упоминал ни разу. Мы даже подумали, что может все-таки одолжить у знакомых деньги. Но выяснилось, что купить билет можно было только или наличкой в офисе компании в Тель-Авиве или с помощью израильской банковской карты, который у нас не могло быть в принципе. К тому же в Израиле, к этому времени закрыли междугороднее пассажирское сообщение и смотаться за 100 км за билетами мы физически не могли. Пришлось опять позвонить на горячую линию, чтобы прояснить ситуацию, так как в сообщении Посольства Украины в Израиле на своей странице в ФБ появилась информация, что это «максимально низкая цена из всех возможных». При этом на сайте МАУ билеты на апрельские рейсы стартовали от 178$.

«Президент говорил, что если у вас есть возможность обеспечить себе самостоятельное возвращение, то вы должны это сделать, сообщила сотрудница посольства. — Эвакуация была в Италии — там было много людей, и туда полетел самолет. Почему в Израиле его нет — я не знаю. Может, потому что тут зарегистрировалось лишь 200 человек? С одной стороны это много, с другой — не очень. И вообще, разоткровенничалась сотрудница — если у вас есть возможность, то лучше оставайтесь тут до конца карантина».

Такой поворот событий не входил в наши планы, но друзья очередной раз подтвердили свою готовность нас принимать и далее. Тем более, что хозяйку дома уже отправили в плановый отпуск в связи с эпидемией.

СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ — ДЕЛО РУК САМИХ УТОПАЮЩИХ

Застрявшие за границей украинцы создали целую сеть чатов в Telegramm «Хочу домой». В чате «Хочу домой Израиль-Украина» зарегистрировалось около ста человек. Люди, у которых на руках были недействительные билеты, сообщали, что они не могут поменять свой билет на какой либо рейс — все надо было покупать заново, по гораздо большей цене.

Кроме того, одна из украинок задала вопрос о возможной материальной помощи тем, у кого совсем нет денег. В консульстве сообщили, что возможности оказывать финансовую помощь, у них нет, кроме одноразовой выплаты в 40$. Для этого надо предоставить информацию о состоянии своих счетов, чеки, договор аренды жилья и т.п.

В чате оказались украинцы из разных городов и ситуация у всех была одинаковая — денег на покупку билетов у большинства не было. Люди писали об этом в ФБ, эти сообщения увидели журналисты, и новости о странных рейсах появились в украинских СМИ.

ИСХОД

Чисто механически, я решила снова промониторить сайт МАУ и О, чудо! В системе появились билеты на рейс за 240$ на следующий день. Я моментально оформила билеты. В приложении «Друг» также появилось сообщение об этом рейсе, с примечанием, что рейс не эвакуационный. Не знаю, что это было, но видимо, наши действия и публикации в СМИ дали эффект, и руководство МАУ организовали рейс по регулярной цене.

Однако, и им не все смогли улететь. Кое-кто так и не нашел денег, кто-то побоялся отмен, кто-то просто не смог добраться до аэропорта — в Израиле с 20 марта вступали в силу особо жесткие меры по работе пассажирского транспорта, отменили все автобусы и даже таксистам запрещено брать в авто более 1 пассажира. Стоимость такси из курортного Эйлата в Тель-Авив составляла 1600 шекелей — это 400 евро. С севера страны консульство организовало бесплатный трансфер из Хайфы.

Таким образом, самолет был заполнен на процентов 80%. На борту пассажиров встретили бортпроводники в спецформе. Все пассажиры были с масками (их можно было взять перед контролем на безопасность), правда, не все их надели.

Сам аэропорт оказался пустынным — минимум людей, не работающие магазины. Из всей инфраструктуры — одно кафе и магазин с безалкогольными напитками и шоколадками. Даже зарядки для телефона в залах практически все были отключены.

БОРИСПОЛЬ

В полете пассажиров не кормили даже за деньги — фирмы, занимающиеся кейтерингом, уже не работали, не продавали на борту привычную парфюмерию и алкоголь. Нам раздали памятки про самоизоляцию, с перечнем опасных стран. Израиля среди них не было.

Через три часа самолет приземлился в Борисполе. На борт зашли сотрудники специальной службы и измерили каждому температуру бесконтактным градусником. У всех пассажиров все оказалось в порядке. Перед паспортным контролем надо было обязательно заполнить форму и оставить свои контактные данные. Все процедуры заняли немного времени, и уже через 45 минут мы вышли в зону прилета терминала F.

Накануне, в телеграмм-канале нашего МИДа появилась информация о том, что на специальной стойке в Борисполе, жители других городов могут запросить трансфер за отдельную плату. Добраться домой можно было на восьмиместной маршрутке за тысячу гривен с человека в любой город, кроме Черновцов — там уже ввели ЧС и полностью закрыли область.

Мы же еще в Израиле связались с водителем бла-бла кара, который забрал нас и еще одних пассажиров из аэропорта. Ночью мы были в Одессе

А ЧТО В ДРУГИХ СТРАНАХ

В других странах подобная ситуация. Люди не успели выехать по одной причине — внезапном многократном подорожании билетов МАУ. Антимонопольный комитет сообщил, что начал проверку действий авиакомпании, и если они окажутся незаконными, то на перевозчика наложат штраф в размере до 10% годового дохода. В свою очередь, в МАУ объяснили ситуацию «Радио Свобода» тем, что стоимость билетов формировала электронная система Revenue Management System, которая автоматически поднимает цену на билеты при повышенном на них спросе.

На сегодняшний день эвакуировано более 50 тысяч украинцев. Еще часть остается в подвешенном состоянии. Это те, кто застряли на островах Карибского бассейна, Тихоокеанском бассейне, Индии. Ближайшие хабы, через которые организованы спецрейсы для украинцев находятся в Европе, рейсы отменены или проходят транзитом через страны, в которые нужны визы, например, Великобританию, США, Канаду. Таким пассажирам нужны специальные гарантийные письма от консульства, однако консул отказывается их выдавать, пишет в ФБ одесситка Наталия Сторожева, отдыхавшая с мужем на Кубе. Сейчас на Кубе находится порядка 30 украинцев, еще около ста в Доминикане. Есть информация о наших людях в Чили, Аргентине, Бразилии.

ПЛАКАЛИ ЛИ НАШИ ДЕНЕЖКИ?

Конечно, надо понимать, что данная ситуация Форс-мажора. Тут никто ни от чего не застрахован. И фирмы, которые предлагают солидную компенсацию при задержке или отмене рейсов в «мирное время» такими случаями не занимаются. Но именно в таких условиях и проверяется человечность и порядочность компаний, пропадает доверие или, наоборот, зарабатывается авторитет.

МАУ: разрешает бесплатно только раз изменить дату путешествия независимо от класса бронирования и правил тарифа. Это правило касается только регулярных рейсов. Если вам пришлось лететь специальным чартером, тогда пассажирам приходилось купить новый билет, и потом, в указанном авиакомпанией порядке возвращать стоимость билетов.

Wizz air: предлагает несколько видов решения вопроса. В то время, когда регулярные рейсы совершались, можно было обменять свой билет на любой другой билет без доплаты. Если рейс должен был состояться, но его отменили в последний момент, то пассажиру предлагали либо вернуть деньги в 100% объеме на карту, с которой происходила оплата билета, либо в 120% объеме на в виртуальный Wizz счет. Воспользоваться деньгами можно в течение двух лет.

Ryan Air: автоматически предлагал или возврат средств, или замену рейса. Однако из-за огромного потока желающих вернуть деньги, система возврата денег в компании дала сбой. Сотни жалоб на работу сервиса в ФБ тому подтверждение. Через несколько дней попыток заявление было подано, деньги обещали вернуть в течении 7 рабочих дней. Этот срок пока не прошёл.

Автобусный перевозчик Slovak Lines: автоматически вернул деньги за автобусные билеты Вена-аэропорт Братиславы на карту, с которой была совершена покупка

Booking.com: вернул 50% стоимости невозвратного тарифа аренды апартаментов в Вене.

Air Moldova: авиакомпания зарегистрировала в своей системе обращение о возврате стоимости билетов, компенсации материального и морального ущерба в связи со сложившейся ситуацией 15 марта. Никакого официального ответа или комментария от перевозчика до сих пор не последовало.