Погода в Одессе
Сейчас от +10° до +11 °
Утром от +9° до +10°
Море +15°. Влажн. 90-92%
Курсы валют
$26.57 • €31.20
$26.85 • €31.55
$26.85 • €31.55
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

Москва на Новоаркадийской, Париж в санатории Чкалова

Суббота, 10 июня 2017, 18:45

Дмитрий Жогов


Думская, 08.06.2017


Корреспондент «Думской» Дмитрий Жогов погрузился в историю Одессы кинематографической.
- Сразу хочу предупредить этот вопрос! Мне его задавали бессчетное количество раз! Я уже звереть начинаю, когда его слышу! Мушкетеры пели песню «Поpа, пора порадуемся…» НЕ В ОДЕССЕ! Не на Военном спуске! Не в Воронцовском переулке! А во Львове!

Он непреклонен, как робот Вертер, и суров, как лилльский палач! Он не терпит неточности. Каждый фильм препарирован, каждый кадр тщательно изучен и снабжен бирочкой. Планета Марс снималась на Малой Арнаутской в подворотне за мусорным баком. И точка! Локация выяснена! Я утрирую, но он строг. Он придирчиво отсматривает советские фильмы, не промелькнут ли где одесские пейзажи. Он знает о съемках на натуре в Одессе все. Знакомьтесь — Олег Елагин краевед, киновед и просто хороший человек.

С ним мы прошлись по местам съемок легендарных фильмов.

ШУРИК, ЛИДА И «ХОДЯЧИЕ МЕРТВЕЦЫ»

«25 октября — прошло освоение площадки у «Лидиного дома» по адресу Пролетарский бульвар, 22. Присутствовали Демьяненко, Селезнева, дрессировщик с собакой и кошкой». Из съемочного дневника фильма «Операции «Ы» и других приключениях Шурика».

«Операция «Ы» в Одессе! У меня и в мыслях не было, что насквозь московский фильм снимали у нас!
Однако факт остается фактом. Шурик и Лида неспешно шли по Москве, а потом… бац! Продолжают променад по Французскому (Пролетарскому) бульвару, а на них ворчит и не пускает в парадную боксер–медалист.

А в те времена вполне могло быть, что главный герой садится в троллейбус у ВДНХ, билет компостирует в Ялте, а выходит в Ростове.

- В Москве началась плохая погода, — рассказывает Олег Елагин. — Октябрь месяц, однако. Ехали в Одессу за продолжением лета. Был такой фильм «Почти смешная история». Глузский и Антонова приезжают в Москву, гуляют по городу. И вдруг – бах! Мы видим Екатерининскую угол Дерибасовской, дом китобоев. Тоже в Москве выпал снег, когда снимали, и они приехали ради одного эпизода.

Олег отмеряет шаги. Присматривается к парадным, поминутно сверяет с кадрами из фильма в смартфоне.

- Надо бы кого-то из старожилов разыскать, — говорю я, оглядывая балконы.
- Вот вы, если понадобится, вспомните съемки пятидесятилетней давности? Актеры и режиссеры не помнят, в каком парадном они снимали, у них все перемешивается в памяти! А вы хотите опрашивать жителей…

Олег замирает, смотрит в смартфон и торжествующе говорит:
- Вот этот подъезд! Нашли!

Тогда, в 1965 году, «киношники» повесили над парадной веселенький разноцветный навес. Все сияло новостроечной свежестью. Для «оживляжа» вымыли окна подъезда, воткнули в землю деревцо.
Ныне дом выглядит постапокалиптично. Облезлые, заклеенные рваными объявлениями стены. Окна, забранные какой-то жестью, решетками. В такой подъезд в самый раз забегать Рику Граймсу с утомленной командой, отстреливаясь от зомби. Двум влюбленным студентам здесь явно не место.

ПРОФЕССОР АРОНАКС И АВТОХАМЫ

Следующим местом нашего паломничества была стена, огораживающая санаторий «Аркадия». Знатная стена. Со львами и вязью, с колоннами сверху. Ее обожали киношники. Стена огораживала королевский дворец в «Волшебном голосе Джельсомино», возле нее прогуливались герои фильма «Вино из одуванчиков». А какая она была, когда снимали «Капитана Немо»! Новенькая! Чистенькая! Как только вчера построенная!

Сейчас она уже «не торт». Сверху изгажена какими-то ультра-левыми «искровцами», снизу просто грязная донельзя. Львы местами отбиты вовсе, местами размалеваны. Одно неизменно: что тогда асфальт буграми шел, что сейчас. По фильму это была стена дома профессора Аронакса. Но ворота к нему, т.е к санаторию «Аркадия», и тротуар надежно перегородил автохам.

Профессор бы из дому не смог выйти! И, безусловно, опоздал бы на военный фрегат «Блю Стар», не попал бы в экспедицию и не встретил бы капитана Немо.

ВЕРБЛЮДЫ НА ПРОСПЕКТЕ ШЕВЧЕНКО

На проспекте Шевченко, 7 снимали «Старика Хоттабыча». В дворовую арку въезжал наколдованный Хоттабычем волшебный караван, груженный драгоценностями.

- В Одессе съемочная группа этой сказки оказалась тоже вынужденно, – рассказывает Олег Елагин. — Здесь гастролировал цирк с экзотическими животными, а для сцены каравана с сокровищами нужны были слоны и верблюды. Чтобы не тащить несчастных животных в Москву, решили Магомета снять у горы и найти «московскую» натуру на месте! Нашли жилой массив «Южный» (так он тогда назывался) со сталинками.

Женщина, набирающая код на двери и с интересом прислушивающаяся к рассказу, не выдерживает:
- Даже мой балкон в кадр попал!
- А вы сами видели эти съемки? – спрашиваю я.
- Нет, ну что вы. У нас тут очевидцев не осталось уже. 60 лет прошло. Те, кто ребенком тут тогда скакал, уже старики.

Двор по сравнению с «киношным», пустынным и похожим на плац, зеленый, весь в цветах. Настоящие джунгли. Но я присматриваюсь и только вздыхаю. За буйной растительностью скрываются остатки балюстрады. А ее можно было бы спасти. Если бы было желание. В сегодняшнюю дворовую арку караван испугался бы въехать. «Врата Шайтана!» — сказали бы возницы, оглядывая мрачную, осыпающуюся арку с переплетением проводов, и завернули бы верблюдов.

Олег Елагин ведет с проспекта Шевченко в переулок Романа Кармена. Во время съемок он назывался 1-й Пролетарский переулок.

- «Сталинок» в Одессе было немного, — рассказывает наш экскурсовод. — В основном ими латали дыры в центре города, на месте разрушенных во время войны домов. Ленфильмовцам повезло: незадолго до съемок построили целый квартал новых зданий на углу Ботанической улицы и Новоаркадийской дороги (Гагарина угол Шевченко, — Ред.). Для Одессы дома считались высотными, но для Москвы их высоты не хватало. Поэтому использовали дорисовку — популярный в докомпьютерную эпоху вид комбинированной съемки: перед камерой установили кусок стекла, на котором дорисовали недостающие этажи, а заодно и московскую высотку на заднем плане (похожую очертаниями на МГУ). Теперь походило на Москву. Но если приглядеться, под рисованной высоткой мы можем наглядно увидеть, что из себя представлял будущий проспект Шевченко в 50-е годы — деревянные заборчики и одноэтажные халабуды!

БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ», ИЛИ ДЕЛО — ТРУБА!

Мы стоим в печальном Валиховском переулке. На территории городской больницы №2 высится здоровенная труба. Олег задирает голову и придирчиво осматривает трубу с выбитой на ней датой постройки «1889».

- Хороша труба! Киношная труба, — почти шепчет он. - Снимали в 1966. Можно предположить, что тогда этого здания не было, а вместо этого сарая, наоборот, было какое-то строение! Все равно не получается! Не та эта труба! — наконец решительно заявляет Елагин. И раздосадовано идет прочь.

Дело в том, что фильм «Берегись автомобиля» тоже снимался в Одессе. Одна из сцен, когда Деточкин карабкается по лестнице и в кадре маячит силуэт здоровенной трубы, до сих пор не рассекречена.

Где это снимали, остается загадкой. Если кто узнал знакомые очертания, помогайте в опознании! Можете зайти к Олегу на сайт, на нем есть раздел неотгаданных локаций, их около 300, хорошая тренировка для памяти. И дело хорошее сделаете. zanuda-32.narod.ru (Только обязательно установите на свой браузер adblock. Реклама замучает!).

Дом культуры, в котором силами самодеятельного театра «замахнулись на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира», не что иное, как телефонная станция на Жуковского угол Екатерининской. Она построена в 1930 году. Редкий для Одессы образчик конструктивизма.

- Ступеньки, которые сейчас ведут в никуда, — показывает Елагин. — Раньше на месте центральных окон были три входа.

Опять-таки стены изрисованы. Кто-то настырно предлагает купить «бошки» (это соцветия конопли с повышенным содержанием наркотических веществ) с номером телефона.
К нам подскочил небритый гражданин с перегаром и хрипло предложил свои услуги:

– Вам шо-то конкретно надо? Может, я подскажу?
- Мы что, так похожи на туристов? — возмутился Елагин.
- А чего тогда фотографируете? — бдительно прохрипел похмельный гражданин и пошел, покачиваясь и ругаясь.

ДВА ФЕДОРА

- Несколько лет назад я сделал страничку на «Народ.Ру», — рассказывает Олег. — Тогда это еще было не так позорно. Появилась идея сделать сайт киноляпов в советских фильмах. А надо сказать, что их очень много. Например, во всех революционных фильмах нет соответствующих эпохе автомобилей. В «Зеленом фургоне» ездят на машине 1935 года, хотя действие происходит в дореволюционной Одессе. В фильмах про войну грузовики, танки – это один большой киноляп. Начал их (киноляпы) выкладывать, и стали в поле зрения попадаться фильмы Одесской киностудии. Всегда хочется вспомнить, как выглядела Дерибасовская в 70-е годы. Где стояли телефонные будки и автоматы с газводой, какие были урны… И я стал находить кадры с Одессой в фильмах и выкладывать их на сайте. Работал на киностудии, в студии мультипликации, и у старых сотрудников студии стал узнавать все больше и больше. Сперва хотел сам обнаружить все эти места, потом понял, что у самого это не получается. Очень сильно помогали ребята с «Одесского форума». Там специалисты по пляжам, по транспорту, по архитектуре, по особнякам, и я к каждому обращаюсь. Многие сами предлагают свою помощь. Иногда они умудряются определить место съемки по мелкой завитушке на доме.

Мы приехали на Известковую. Здесь, по сценарию фильма, после окончания Второй мировой вернувшийся на родину Фёдор-большой встречает мальчишку-беспризорника Фёдора-малого. Они живут в доме с видом на городскую ТЭЦ.

Известковая загородилась заборами. ТЭЦ можно сфотографировать, лишь привстав на цыпочки. Раньше тут открывался вид на Пересыпь. Теперь кусты и заборы.

ИЗ ГОВНА И ПАЛОК

Надо сказать, что военное министерство Франции в «Капитане Немо» выглядело несколько диковато. Бывшая дача Ашкенази в санатории Чкалова, заросшая бурьяном и усыпанная желтыми листьями, хороша для меланхоличных девиц с зонтиками, но никак не для бравых вояк. Но что было под рукой, то и сняли. Олег Елагин, как и мы, нежно любит старое кино, но понимает всю его ущербность.
«Думская». Вот на Западе сейчас очень популярно покупать реквизит после фильмов, допустим молот Тора или перчатку Фредди Крюгера, а у нас не продавался реквизит с того же «Капитана Немо»? Вы бы купили?

О.Е. Там и реквизита-то никакого не было! Был аквариум, через который снимали все подводные сцены, поставив его перед объективом. Были из «фольги» (это я фигурально сказал) сделанные водолазные костюмы, шлемы с мотоциклетными фарами, и актеры ходили в жару в этих костюмах якобы под водой – замедленно!

В самом конце фильма, когда Аронакс, Нед Ленд и Консель бегут с «Наутилуса» в спасательной капсуле, то попадают в водоворот Мальстрем, и эта капсула крутится там! И потом видно, что она игрушечная и прикреплена к леске, потом ее разносит на куски, т.е. дергают за противоположные концы лески, и она якобы разваливается и болтается на этих ниточках. А еще в «Капитане Немо» была схватка с морским чудовищем! Не помните? Вы, наверное, в этот момент моргнули! Она длится меньше секунды. Пиу-пиу! Капитан уничтожает неведомое морское ктулху из лазерной винтовки.

«Думская». «Капитан Немо» вышел в том же году, что и «Челюсти» Стивена Спилберга, но сравнивать их невозможно…

О.Е. Судя по тому, сколько денег выдавалось на фильм, то это был героизм — снять тех же «Мушкетеров»! Чтобы запечатлеть пробег лошади с д'Артаньяном в седле, наняли такси. У съемочной группы НЕ БЫЛО МАШИНЫ! Оператор залез на крышу такси и оттуда снимал этот эпизод.

С другой стороны, непонятно, на что могли потратить выделенные деньги. Был, например, такой фильм «Только ты». Там персонаж, которого играл Спартак Мишулин, должен был прыгать в море, якобы удирая от преследователей, и весело помахать им из воды рукой. А снимали в январе месяце. Режиссеру не понравилось, как выглядит сведенное судорогой лицо актера. Для того, чтобы заставить его непринужденно рассмеяться в кадре, наняли аж пятерых настоящих водолазов, чтобы они щекотали ему пятки под водой.

Есть такая легенда. В конце 1970-х годов на Одесскую киностудию привезли «Звездные войны». Показали коллективу и сказали: «Ребята, а вам слабо такое снять?» — «А вот Левин у нас фантастику снимает! Он уже «Капитана Немо» снял!». И тогда Левин стал снимать «Петлю Ориона». Наш ответ Чемберлену. Вероятнее всего, нашим кинематографистам показали «Космическую одиссею 2001 года» — уж больно много кадров в фильме Одесской киностудии взято именно оттуда.

Самое интересное во всей советской фантастике — это то, что показывают, как «космические корабли бороздят просторы Большого театра», а быт остается прежним! Советским! На уровне 60-х годов! В космическом корабле, отправляющемся вглубь Вселенной член экипажа сидит на обычном полосатом пуфике (у меня в детстве такой был), а полиция в «Волшебном голосе Джельсомино» ходит с игрушечными автоматами из «Детского мира». Но в детстве говно и палки, из которых вся советская фантастика и была сделана, мы не замечали…

Олег Елагин замолкает, а потом грустно говорит:

- Знаешь, когда у меня закончилось детство? Когда актрисы, игравшие в сказках принцесс, стали играть проституток…

10039

Комментировать: