Погода в Одессе
Сейчас от +7° до +9 °
Утром от +7° до +8°
Море +8°. Влажн. 86-88%
Курсы валют
$27.41 • €32.46
$26.85 • €31.55
$26.85 • €31.55
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

Кривая оптика одесской архитектуры

Четверг, 30 ноября 2017, 22:27

ForshMag, 02.11.2017

Одесса хорошо известна как архитектурный музей под открытым небом, памятник эпохи историзма и эклектики. Но вот с современным зодчеством в широком смысле слова у нас не заладилось. Необарокко, причудливые прочтения модерна с примесью советского классицизма, безстилевые «коробки» — едва ли не все новые постройки так или иначе пропитаны веяниями прошлого.

Одесса хорошо известна как архитектурный музей под открытым небом, памятник эпохи историзма и эклектики. Но вот с современным зодчеством в широком смысле слова у нас не заладилось.

Архитектурные стили ХХ века пришли в Одессу в середине 2000-х, когда на волне зарождающегося капитализма и становления постсоветского общества архитекторы смогли применить в своих проектах наработки нового времени, и то, скорее как аллюзию и стилизацию, чем в чистом виде. С той поры нам достался «одесский деконструктивизм» — ряд административных построек, непохожих на соседей. «Странных кривых домиков», которые одних удивляют своей необычностью, другим кажутся уродливыми.

Идейная основа деконструктивизма — отрицание смыслов. Для него характерны неожиданные линии и подчеркнутая дисгармония форм, внешняя утрата целостности вплоть до имитации разрушения. В роли отрицаемого смысла выступает конструктивизм — подчеркнуто рациональное направление в архитектуре начала ХХ века, которое отличает строгая функциональность и игра объемов, воплощенная в правильных геометрических формах.

Во многих странах мира деконструктивизм стал неотъемлемым элементом фоновой застройки, но у нас такие дома стоит поискать. Я насчитал всего пять штук, хотя не исключено, что их больше. Например, в частном секторе.

Отдушина архитекторов

Причина немногочисленности построек «одесского деконструктивизма» лежит в плоскости культуры и экономики, уверен автор проекта реконструкции дома в переулке Топольского Николай Чепелев:

«Любая попытка внедрить передовые направления современной архитектуры упирается в заказчика. В нашей стране архитектор и его профессиональная аргументация не имеют такого авторитета, как за рубежом. Приходится находить доводы, понятные заказчику, но обычно они разбиваются об экономическую составляющую». 

Как правило, выразить себя и порадовать заказчика получается в проектах частных домов. Особняк — лицо хозяина, который охотно идет на то, чтобы сделать его узнаваемым. Административные здания — другое дело. Но и в этом случае необычная архитектура может сыграть на руку заказчика, став дополнительной рекламой его бизнеса. 

Смысл и форма

В 2000-е, когда бизнес чувствовал себя вполне вольготно, некоторые предприниматели согласились применить этот стиль в своих коммерческих постройках. Здание гостиницы «Улисс» необычно само по себе, оно привлекает особое внимание нефункциональными рамами в верхнем углу. Они тяжеловесны и непропорциональны, напоминают сцепившихся в схватке борцов. Их трудно не заметить. 

Здание компании «Мое Море» интересно многообразием планов. Намек на английский загородный дом в нем сочетается с чертами советского авангарда, а внешние конструкции из металла уподобляют постройку яхте.

Интересен и комплекс автоцентра «Тойота» на Таирова — единственный в своем роде ансамбль современных форм в Одессе. Криволинейны здесь даже будки охранников и рисунок металлических ограждений.

Особенность админздания в Школьном переулке — трапециевидные окна и «башенка» — правильный цилиндрический объем, обращенный к улице глухой стеной. В сочетании с небольшими оконцами слева он представляет как бы автономную часть здания, идейно близкую к авангардным формам начала ХХ века. Таким образом, автор проекта соединил в одной постройке старое и новое, деконструктивизм и одну из его идейных предтеч — советский конструктивизм.

Такую же игру смыслов видим в переулке Топольского, вот только конструктивизм здесь «родной». Современное здание оказывается продолжением старого общежития Мореходки, построенного в 1928 году. Его «фишка» — выступающие объемы оконных секций, сочетание округлых и неправильных форм. По мнению ряда архитекторов, облик здания не вяжется с застройкой исторического центра. Сам автор Николай Чепелев считает его удачным акцентом, обозначающим начало улицы Кузнечной.

«Ненастоящий» стиль

Таков «одесский деконструктивизм» во всем своем немногообразии. Рассказ о нем стоит закончить… отрицанием смысла (на что сразу намекали кавычки вокруг названия «стиля»). К деконструктивизму указанные здания можно отнести с натяжкой.

«В Европе это направление вышло прежде из философии и миропонимания, а не от желания архитекторов быть уникальным, — рассказывает архитектор Юлия Фролова, аспирант института архитектуры ОГАСА. — Поэтому направление имело обширное поле реализации и не особо попадало под ограничения вроде „как видит клиент“ или „как может сделать прораб“. Со временем к деконструктивизму стал тяготеть структурализм, пост-структурализм, пост-деконструктивизм, дигитальная архитектура — все, что связано с разрушением смыслов, привычных явлений и структур».

Местные образцы, по мнению Юлии, являются скорее стилизацией, отделенной от идейного фундамента. Но некоторые из них она считает выразительными и достаточно удачными, а само направление — перспективным, если речь идет о спальных районах, а не историческом центре Одессы.

10293

Комментировать: