Погода в Одессе
Сейчас от ° до °
Утром от ° до °
Море +°. Влажн. %
Курсы валют
$26.27 • €30.60
$27.75 • €31.45
$27.70 • €31.40
  • Обзор одесских соц.сетей:
Жители Одессы

Кира Муратова

Среда, 22 сентября 2021, 19:23

Евгений Женин

Кира Георгиевна родилась 5 ноября 1934 года в г. Сороки, Румыния (ныне – Молдова). Отец – Юрий Александрович Коротков, инженер, секретарь сорокского подпольного уездного комитета коммунистической партии Румынии. Мать – Наталья Ицковна (Исааковна) Короткова-Скурту (урожденная Резник) – еврейского происхождения, выпускница Льежского университета, работала врачом-гинекологом, впоследствии – заместителем министра здравоохранения Румынии. Написала несколько пособий по уходу за новорожденными. В 5 лет Кира переехала с родителями в Бухарест. Потеряв отца в годы Второй Мировой войны, оказалась с матерью в Ташкенте.

В 1952 году поступила на филфак МГУ, но, мечтая о кино, в 1959 году окончила актерско-режиссерскую мастерскую С. Герасимова и Т. Макаровой во ВГИКе (неофициальное название мастерской – «Курс 50» – по числу выпускников, ставших Народными артистами СССР).

С 1961 года – на Одесской киностудии, в 1964 году поставила здесь первый полнометражный фильм «Наш честный хлеб» (вместе с первым супругом Александром Муратовым). Фильм хорошо принят кинематографическим руководством, однако… есть расхожая характеристика ярких и талантливых личностей: «Лица необщим выраженьем». Андрей Вознесенский сформулировал это еще точнее: «Умеют хором журавли. Но лебедь не умеет хором».

Словно и впрямь – о Муратовой сказано…

И вот –

«В Ватикане прошел мелкий дождичек,
Папа Римский пошел по грибы…»

Это пел В. Высоцкий в фильме «Короткие встречи», который Муратова (уже самостоятельно) поставила в 1967 году (и выступила партнершей Высоцкого на экране). Тут у бдительных «искусствоведов в штатском» ушки взметнулись на самую макушку. Встречи зрителей с этим фильмом оказались и впрямь короткие.

Пришла эпоха «Долгих проводов» (1971) – и не только в название фильма пришла. Вместо того, чтобы советская женщина была счастлива уже одним сознанием того, что она советская женщина, в душе и сознании экранной героини – глубокая драма. И вовсе не веселится и ликует, как обязан был веселиться и ликовать весь советский народ – сын героини.

Фильм запрещают.

Задумывает Муратова экранизировать Лермонтова, но фильм «Княжна Мэри» ей так и не дают сделать.

Кира уезжает в Ленинград, где запускают в производство ленту «Познавая белый свет». Завершив ее, мчится в Одессу – показать в узком кругу друзей Одесского отделения союза кинематографистов.

В начале восьмидесятых в Одессе удается начать работу над фильмом «Среди серых камней» («Дети подземелья»), по В. Короленко. Занимаясь подбором актеров, звоню Р.Я. Плятту, которому решено предложить одну из ролей. Едва успеваю поздороваться, как в телефонной трубке звучит монолог собеседника: ему много лет, он плохо себя чувствует, отказывается от всех съемок, даже в театре им. Моссовета то и дело заменяют спектакли с его участием…

– Очень жаль, Ростислав Янович, ведь Кира Георгиевна так хотела именно Вас снимать… – говорю я.
– Кто?
– Наш режиссер, Кира Муратова…
– Да что же вы сразу не сказали! – перебивает меня Плятт. – Не слушайте тех, кто станет вам говорить, что мне много лет, что я болен, что я отказываюсь от съемок, что я не играю спектакли… У Муратовой я готов и хочу сниматься!

(Увы, к началу съемок, Р.Я. Плятт и вправду был очень болен. На экране ту роль, на которую его звали, сыграл другой актер, В. Гоголев…)

А еще, подбирая детей на главные роли, Муратова отказалась от отличников из образцово-показательных школ, которых пытались навязать в гороно. Напротив: она отправлялась по… колониям для несовершеннолетних. Именно такой путь поиска принес результаты. Но каково же было наносить эти визиты за заборы с проволокой, где требовалось предъявлять паспорт и регистрировать его в журнале… Ведь Кира Георгиевна на тот момент была иностранкой, и паспорт у нее был не советский, а румынский…

И все же – фильм почти готов. Но – очередное ЧП. Вместо «счастливого детства», как хотелось руководящим инстанциям, на экране – «Дети подземелья». В точном соответствии с Короленко: «В дурном обществе» – так называлось его произведение.

Киру – как не справившуюся – снимают с картины. Другим режиссерам предлагают «доработать» фильм – не соглашается никто. Муратова отказывается от своего имени в титрах. На вопрос, кого же указывать сценаристом и режиссером – раздраженно бросает:

– Кого угодно пишите! Хоть Иванова, хоть Петрова, хоть Сидорова…

В титрах появляется строка: «Сценарий и постановка Ивана Сидорова».

Ленту надо сдавать Госреперткому, чтобы студии была засчитана производственная единица в план. Кинематографисты со стажем помнят, что такое ГРК? Где на каждую страницу монтажных листов ставился штамп «Политредактор. Проверено», чтобы в итоге титульный лист папки увенчать огромным штампом с номером, датой и фамилией политредактора. Только с таким паспортом фильм мог быть допущен к прокату – номер из штампа фигурировал в «Разрешительном удостоверении», выдаваемом студии-производителю. Спорить же с политредактурой (читай – КГБ) – все равно, что плевать (или отправлять известные физиологические потребности) против ветра.

Каюсь, грешен: у меня были свои секреты получать регистрационный номер даже по телефону, а уже потом привозить фильм для просмотра и оформления по всей форме. Но в данном случае на такой путь надежд не было: сама по себе фамилия Муратовой приводила в бешенство всемогущего Андропова, что уж говорить о завотделом ЦК КПСС Шауро и чиновной челяди рангом пониже… Однако директор киностудии Геннадий Пантелеевич Збандут сказал:

– Езжай, Женя, все равно перспектив никаких, так хоть другие наши фильмы сдашь без проблем… А ненароком случится – и этот в общем списке проскочит…

Как в воду глядел!

В «высших кабинетах» Госкино истерически вопили: «Кого угодно – иванова-петрова-сидорова – но никаких Кир Муратовых!!!» И тогда я откровенно блефанул: «А вот, как раз документы на Ивана Сидорова»… И получил нужную подпись!!! Тут же помчался на «Мосфильм», где располагался главк кинопроката. Хозяин одного из его кабинетов, куда я примчался за документами на фильм «Среди серых камней» (он был другом Збандута и потому был посвящен в детали авантюры), покачал головой:

– В Малом Гнездниковском (адрес Госкино СССР) уже все раскусили. Только что звонили оттуда. Но я ответил, что ты уже все подписал и уехал. Сегодня они уже ничего не успеют, до конца рабочего дня меньше десяти минут. Словом, чтобы духу твоего, Остап Бендер, в Москве не было – дуй в свою Одессу. Документы у тебя на руках, единица в план студии засчитана, остальное не твоя забота.

После чего лично расписался на «Разрешительном удостоверении» и спросил, есть ли у меня «концы в кассах», чтобы вылететь из Внукова ближайшим рейсом. Спустя считанные часы я был уже в Одессе. В аэропорту меня ждала машина Збандута, который потребовал бумаги о приемке фильма доставить ему домой не-мед-лен-но…

Фильм, хоть и приняли, но положили «на полку». И лишь в афише специализированного, сугубо для кинопрофессионалов, но закрытого для обычной публики московского кинотеатра «Иллюзион», в программе «Мастера мировой кинорежиссуры», наряду с лентами И. Бергмана, Р. Клера, М. Антониони, Ф. Феллини и С. Крамера – значится кинокартина Ивана Сидорова…

Муратова от работы отстранена. С учетом отсутствия советского паспорта, ее едва ли не выселяют из Одессы… Она готова работать докером в порту, уборщицей…

Вспомнили о ней при Горбачеве. Молодежь американских киношкол давно хочет пообщаться с нею – и в Москве формируют делегацию советских кинематографистов, 28 человек (!). А в это время в Одессе чинуша обкома партии, вручая Кире загранпаспорт, читает ей мораль, как вести себя в Америке. В ответ она хлопает дверью и уходит. В итоге, предстоит отбывать делегации – без Муратовой. В Одессу мчится секретарь ЦК КП Украины, оказавшийся из-за этой истории под угрозой лишения партбилета. Он чуть не на коленях умоляет Киру согласиться на поездку. И Кира летит в США, где ее встречают с восторгом и овациями.

В 1987 году по рассказу Сомерсета Моэма она ставит фильм «Перемена участи». С этого фильма начинается новая страница жизни. Муратова обласкана и награждена. Ее признает весь мир, приглашают на международные фестивали – в жюри или почетным гостем. Порою она отказывается – искренне поясняя, что нужно, скажем, сделать ремонт в квартире…

У нее собственный взгляд на мир. Иногда – парадоксальный.

По какому принципу она подбирала актеров?

В кадре могли быть Б. Ступка и О. Табаков, А. Демидова и С. Маковецкий, а рядом – никому не известная анекдотичная бабка. У Муратовой часто снимались непрофессионалы, не уступавшие корифеям. Просто она улавливала что-то любопытное для себя в них, заставляла «разговориться» – и эффект оказывался поразительным.

Ее фильмы – нестандартное кино. Его называют авторским, личным. Когда-то я спросил ее, для кого она снимает. «Для того, кому это интересно», – ответила она.

Триумфально прошедший по экранам всего мира «Астенический синдром» (1989) принес ей «Серебряного медведя» от Берлинского МКФ.

Характер у Муратовой был непростой. Она всегда поступала так, как считала правильным в эту секунду. Во время путча ГКЧП 19 августа 1991 года снимали «Чувствительного милиционера». Съемочная группа прильнула к телеэкрану – там шла пресс-конференция с трясущимися руками Янаева. Кира возмутилась: «Из-за ерунды срывать съемки недопустимо!»

Однажды я услышал от нее парадоксально сформулированную суть бытия:

«Жизнь – игра. И кошка играет с мышкой, зная, что ее съест. Но и мышка знает, что ее кошка съест, однако играет с ней – ради игры!»

Что она любила? – Дождь в Ленинграде. И ту самую игру мышки с кошкой.

Безразличная к сугубо демонстративным акциям, она буквально загоралась, если требовалась… помощь животным. Тут она была готова не только поставить подпись под любым обращением, требованием, петицией, но и лично пробиваться с этой бумагой в любой начальственный кабинет.

Однозначно и мгновенно она отвечала на вопрос о своем отношении к деньгам: они нужны ей, чтобы делать кино.

В дни российской агрессии против нашей страны – жестко и категорично подчеркнула, что находится на стороне Украины.

Творчество Муратовой вызывает восхищение у профессионалов, но нередко – и непонимание у массового зрителя. Специалисты кино вспоминают Антониони и Бергмана, Германа и Сокурова. А секрет в том, что существует кино, и существует фильм. Фильм – это произведение для зрителей. Кино – это творчество мастера, далеко не всегда ориентированное на зрителя. Уместна аналогия с фигурным катанием: для публики – произвольная программа и показательные выступления. Для судей же мерило класса фигуристов – обязательная программа, узоры на льду от коньков.

2 сентября 2014 года к 220-летию Одессы открывали Аллею звезд – и в числе первых шести удостоенных этой чести была Кира Муратова.

5 ноября 2014 года мэр Одессы вручил Кире Муратовой Почетный знак Одесского городского головы имени Григория Григорьевича Маразли ІI степени.

В 2017 году она стала Почетным гражданином Одессы.

6 июня 2018 года Кира Георгиевна Муратова ушла из жизни.

День спустя на вопрос молоденькой тележурналистки: «Кем для вас была Муратова?» я ответил:

– Безумно интересно находиться рядом с человеком, от которого исходит особая атмосфера сиюминутного творчества…

Муратова Кира Георгиевна (1934-2018) – кинорежиссер, сценарист, актриса, классик мирового киноискусства. Академик Национальной академии искусств Украины. Народная артистка Украины (1990), лауреат Национальной премии Украины им. Т. Шевченко (1993), Государственной премии Украины им. А. Довженко (2002), «Главной премии искусств» (Берлин, Германия – 1999), «Свобода» (Американский фонд кино, США – 2000), призов МКФ «Серебряный Медведь» (Берлин, Германия – 1990), «Леопард» (Локарно, Швейцария – 1994), ФИПРЕССИ (Международная федерация кинопрессы, 2009), «Ника» (1990, 1994 – в двух номинациях, 2013), «Кинотавр» (1994, 1997), «Триумф» (1995), «Белый слон» (2014) и др.
Почетный гражданин г. Одессы (2017).

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Режиссер: Кира Муратова

2012 – Вечное возвращение
2009 – Мелодия для шарманки
2007 – Кукла (короткометражный фильм)
2006 – Два в одном
2004 – Справка (короткометражный фильм)
2004 – Настройщик
2002 – Чеховские мотивы
2001 – Второстепенные люди
1999 – Письмо в Америку (короткометражный фильм)
1997 – Три истории (киноальманах)
1994 – Увлеченья
1992 – Чувствительный милиционер
1989 – Астенический синдром
1987 – Перемена участи
1983 – Среди серых камней (в титрах – Иван Сидоров)
1978 – Познавая белый свет
1971 – Долгие проводы
1967 – Короткие встречи
1964 – Наш честный хлеб
1961 – У крутого яра (короткометражный фильм, дипломная работа)
1958 – Весенний дождь (короткометражный фильм)

Сценарист: Кира Муратова

2012 – Вечное возвращение
2009 – Мелодия для шарманки
2004 – Настройщик
2002 – Чеховские мотивы
2001 – Второстепенные люди
1999 – Письмо в Америку
1997 – Три истории (киноальманах)
1994 – Увлеченья
1992 – Чувствительный милиционер
1989 – Астенический синдром
1987 – Перемена участи
1983 – Среди серых камней
1978 – Познавая белый свет
1967 – Короткие встречи
1961 – У крутого яра (короткометражный фильм)
1958 – Весенний дождь (короткометражный фильм)

Роли в кино:

1987 – Сад желаний – ведьма
1969 – Опасные гастроли – Нина Александровна, революционерка
1967 – Короткие встречи – Валентина Ивановна Свиридова (главная роль)
1961 – У крутого яра (короткометражный фильм) – эпизод
1958 – Весенний дождь (короткометражный фильм) – девушка
1954 – Надежда (короткометражный фильм) – эпизод

Участие в фильмах:

2003 – Кира (документальный фильм)
1993 – Посторонний (документальный фильм)