Погода в Одессе
Сейчас от ° до °
Ночью от ° до °
Море +°. Влажн. %
Курсы валют
$28.18 • €32.32
$26.85 • €31.55
$26.85 • €31.55
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

Киноискусство: подарки от корифеев

Воскресенье, 12 августа 2018, 15:36

Евгений Женин

Как это нередко бывает, на фоне пустозвонного пафоса и вселенской шумихи, непременно сопровождающих «креативное» восхваление ничтожных, по своей сути, околокультурных деяний, остаются незамеченными подлинно веховые события. Вот и совсем недавно, пока эхо примитива сопутствовало «эпохальному» телемылу и самозванным «Кинофестам» a ля Нью-Васюки, сразу три отличнейшие книги о кино попали в руки благодарным профессионалам десятой музы.

1.  Борис САВЧЕНКО.  «ПОДВОДЯ ЧЕРТУ»

Одессит по рождению и по духу, один из мэтров отечественного кинематографа – Борис Савченко вместил в один том немало: учебник профессиональной кинорежиссуры, собственный проект реформы кинообразования, сборник сценариев и аналитический очерк несбывшихся идей.

Девять игровых фильмов и пять документальных. Тринадцать фестивальных наград. Председательство в жюри Международных кинофестивалей в Чехии, Беларуси, Азербайджане, Украине, России. Три ордена… – таков послужной список недавнего Председателя Национального союза кинематографистов Украины, народного артиста страны, кинорежиссера и руководителя творческой мастерской в главном творческом вузе Украины Б.И.Савченко. И еще двадцать (!) кинофестивальных призов завоеваны в США, Канаде, Италии, Германии, Польше¸ Греции, Японии, России его учениками.

«Подводя черту» – такое имя дал Б.И.Савченко своему двуязычному печатному детищу. Одни разделы здесь написаны на украинском, другие – по-русски. Все зависит исключительно от контекста и, как наверняка убедится читатель, вполне оправдано им. А единственным поводом к спору с автором, пожалуй, является название книги. Уж настолько увлекает он своими размышлениями о том, что, как и почему случалось в нашем кино, настолько покоряет неоспоримой аргументацией тезисов, настолько подкупает абсолютной искренностью воспоминаний и высочайшим профессионализмом рекомендаций, – что у читателя однозначно возникает стойкое желание все продолжать и продолжать общение с Борисом Ивановичем.

А вот вошедший в книгу учебник кинорежиссуры (на основе лекций, которые читал автор своим студентам) – это не только увлекательный мир открытий для начинающей путь в искусство творческой молодежи, но и «замечательно интересная и талантливая исповедь патриарха». Собственно, эта характеристика неслучайно приведена цитатно: прочитав книгу, я стопроцентно разделяю сказанное о ней ровесником и коллегой Бориса Савченко, как и он – кинорежиссером, также народным артистом Украины и академиком – Вилленом Новаком.

2. Станислав СУКНЕНКО.  «В ГОЛЛИВУД – ИЗ УКРАИНЫ»

Неожиданное и на редкость увлекательное повествование о вчерашних и сегодняшних кумирах зрителей не только Украины, но и всего мира составляет суть фундаментального исследования, которое осуществил киновед Станислав Сукненко в своей книге «В Голливуд – из Украины». Казалось бы, автор ведет речь исключительно об американских звездах, но… все его герои – с украинскими корнями. Дастин Хоффман, Стивен Спилберг, Сильвестр Сталлоне, Мила Йовович, Мила Кунис, Леонардо ди Каприо, Ник Адамс, Сандра Ди, Джек Паланс, Натали Вуд, Александр Гранах, Джордж Монтгомери… – мы при всем желании не перечислим всех наших земляков и потомков наших земляков, что прибыли в Калифорнию и чьи судьбы высвечены и расцвечены дигами голливудских съемочных павильонов.

Актеры, режиссеры, модельеры-дизайнеры и гении спецэффектов – тех самых спецэффектов, что каждый раз вновь и вновь приводят в изумление зрителей на всех континентах – все они, понятно, и составляют великую историю кино. И прежнего – Великого Немого, и нынешнего – Великого Говорящего.

Временн`ые рамки работы С.В.Сукненко охватывают столетний период. И получается, что фактически-то на образцах творчества выходцев из Одессы, Белой Церкви, Киева, Винницы и других украинских градов и весей исследователю удается воссоздать масштабную, голографически объемную и яркую картину развития мирового кинематографа. Ну, вот лишь один пример: рожденная в Ялте и учившаяся в Одессе Аделаида Левентон под псевдонимом Алла Назимова в 1916 году стала первой иностранной звездой Голливуда. Первой звездой – и одновременно такой яркой, такой ослепительной, что впоследствии уже ее, Назимовой, образ создавали, и этим обретали успех – Изабелла Росселини и Леди Гага.

Книга Станислава Викторовича Сукненко вышла в Украине небольшим тиражом и на английском языке. Однако, уже на презентации издания выяснилось, что спрос на нее со стороны профессионалов и простых киноманов столь велик, что в ближайшие месяцы Министерство информационной политики намерено форсировать перевод на украинский и выпуск более солидного тиража.


            3. Игорь КОКАРЕВ. «ИСПОВЕДЬ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА»

И снова Украина и Голливуд – на сей раз они переплелись в судьбе автора третьей книги, о которой мы сегодня рассказываем. Называется она «Исповедь иностранного агента» и вышла в Лос-Анджелесе одновременно на двух языках – английском и русском. Ее автор – Игорь Кокарев.

Профессор ВГИКа, президент Международной гильдии кинокритиков, крупнейший киновед, один из самых деятельных кинопрофессионалов периода бурных восьмидесятых-девяностых, основоположник-разработчик теории подлинно серьезного кинематографического бизнеса, настоящий Гуру для большинства сегодняшних продюсеров на постсоветском пространстве, основатель и руководитель «Американо-советской инициативы», научный сотрудник Академии общественных наук при ЦК КПСС и Института США и Канады, а при этом… личный враг приснопамятного члена Политбюро сталиниста Лигачева – он пишет о себе:

«Так случилось, я родился в Одессе. Это много значит для тех, кто понимает. Вот здесь, рядом со школой Столярского, что у Сабанеева моста, и баней, откуда был известный только нам, пацанам, подземный ход в катакомбы. Для счастья достаточно было черного хлеба с жесткой конской колбасой и стакана чая с куском сахара. И Черного моря из окна».

Одесса оставалась в его душе и сердце и в до-путинской Москве, и в калифорнийской Санта-Монике, куда перебрался он, напрочь не приемля нынешнего хозяина Кремля и восставая против него всей своей одесской душой. Так и оказался Игорь Евгеньевич Кокарев личным врагом не только по-прежнему не ушедшего в мир иной Лигачева, но и пока еще такого же живого Путина…

Жизнь-калейдоскоп. И в рамках воспоминаний и размышлений о жизни – кино, что называется, изнутри. Из начальственных кабинетов и из курилки с легендарными творцами. Из собственных теоретических разработок и из опыта друзей и недругов. С позиций исследователя-американиста, загнанного в прокрустово ложе советских идеологем, все понимающего и вынужденного находить все новые средства эзопова языка, чтобы в годы брежневщины и андроповщины донести правду истории и правду искусства, а не протухшую мифологию Кремля и Лубянки.

Потому – и «иностранный агент». Потому – и «Исповедь».

О кино спорят: есть оно сегодня, или нет. Считать киноискусством тот эрзац фильмов и фестивалей, которым забиты телепрограммы, или брезгливо отвернуться от домашнего экрана. Так давайте же, как говорил гениальный Станислав Лем, «договоримся о терминах». Одним словом, требуются критерии. По Гамбургскому счету: без скидок. Где их взять, эти критерии?
А вот, кстати, как раз те самые три совсем еще свежие книги, о которых у нас шла речь, и подскажут ответ на эти вопросы.
10665

Комментировать: