Погода в Одессе
Сейчас от +20° до +26°
Ночью от +18° до +21°
Море 22°. Влажн. 77-79%
Курсы валют
$26.03 • €29.08
$27.05 • €29.00
$27.00 • €28.90
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

История одесской Кирхи

Понедельник, 20 февраля 2017, 20:05

Алексей Кузнецов

Одесская жизнь, 20.02.2017

В Одессе находится много религиозных учреждений и общин. Уважительное отношение одесситов к любым верованиям и обычаям, оставило значительный след в культурном наследии города. У нас появились храмы, синагоги и мечети. Большинство из них считаются настоящим достоянием Южной пальмиры. Один из таких архитектурных памятников — лютеранский кафедральный собор Святого Павла Немецкой Евангелическо-лютеранской Церкви Украины. Как появилась кирха на карте Одессы и кто ее строил, узнал корреспондент «Одесской жизни».

Немецкие поселения в Одессе

С целью привлечь в Российскую империю иностранных подданных, 22 июля 1763 года Екатерина II издала манифест «О даруемых иностранным переселенцам авантажах и привилегиях». Согласно этому документу, правительство России гарантировало каждому эмигранту заманчивые льготы и привилегии. Прибывшим иностранцам предлагалось выбрать место проживания по своему усмотрению. В зависимости от выбранного места, они освобождались от налогов сроком от 5 до 30 лет. Также они могли торговать и вывозить товары за границу беспошлинно. А для переезда малоимущих иностранцев, Российское правительство выдавало им беспроцентную суду сроком на 10 лет. Кроме того, каждому переселенцу гарантировалась свобода вероисповедания и освобождение от воинской повинности. Это обещание и стало главным «пряником», который привлек большое количество беженцев из немецких земель, которые в тот момент тонули в кровавых междоусобицах.

Большое количество мигрантов осели и в Одессе. Так, в 1803 году, недалеко от города, была основана первая немецкая колония — Гросслибенталь. А через год, одесский градоначальник Ришелье, назначает первого лютеранского пастора. Однако, своей церкви у одесских лютеран по-прежнему не было, и все литургии велись в арендованном помещении. Поэтому, в 1811 году, немецкая община подала городским властям прошение на строительство собственного храма. Но, по причине изнурительных войн с Францией и Турцией, его удовлетворяют только в 1823 году. Под строительство храма для немецкой общины был выделен земельный участок ограниченный улицей Кузнечной и улицей Новосельского, а также Лютеранским переулком и переулком Топольского.

Основание кирхи

Закладка здания церкви состоялась 28 апреля 1824 года. Архитектором был назначен Франц Боффо и для него это был первый крупный проект. В народе есть поговорка: «Первый блин — комом». Эта народная мудрость не обошла стороной и архитектора Боффо — в июне 1824 года произошло обрушение колокольни и десяти колон фасадной стороны. После такого провала, архитектором кирхи назначили более опытного одесского архитектора — Георгия Торичелли.

9 октября 1827 года прошла церемония открытия и освещения построенной церкви. Окрестили ее именем Святого Павла. С этого момента начинается многолетнее благоустройство храма: вокруг здания возвели ограду, высадили деревья и кустарники. В церкви устанавливают орган и два новых колокола. А в 1866 году, кирха уже была оборудована газовым освещением.

Первая реконструкция кирхи

К концу 19 века, здание кирхи Святого Павла сильно обветшало и стало тесным, так как численность немецкой общины возросла до 10 тысяч человек. Поэтому, церковный совет объявляет конкурс на лучший проект реконструкции кирхи.

Из четырех предложенных проектов по реконструкции храма, лучшим признали проект архитектора Германа-Карла Шойрембрандта. Реконструкцию церкви осуществляли с 1895 года по 1897 год. И, по сути, это было строительство новой церкви. В отличии от прежнего здания построенного в строгом классическом стиле, в новой кирхе были использованы черты готического и романского стилей. А общая вместимость здания была расчитана на 1200 человек. Кроме того, новая Лютеранская церковь стала самым высоким сооружением Одессы того времени — 50 метров. Верхушку ее башни можно было увидеть почти из любого уголка города. Более того, это сооружение внесли во многие морские лоции, как один из ориентиров для навигации.

Репрессии

Для одесской кирхи Святого Павла, самыми сложными оказались времена советской власти. В октябре 1921 года большевики изымают у церкви специальные метрические книги, в которых велись записи о рождении, бракосочетаниях и смерти прихожан. А под предлогом борьбы с голодом, 3 мая 1922 года из кирхи вывозятся все церковные ценности.

Но самые тяжелые потери кирха несет во времена сталинских репрессий. В 1931 году в Соловецких лагерях умирает викарий одесской лютеранской церкви Фридрих Мерц. После этого, в 1937 году, церковь теряет последнего пастора довоенного периода Карла Фогеля — его арестовывают, обвиняют в шпионаже и приговаривают к расстрелу. А в октябре 1941 года под расстрел отдают Теофила Рихтера — церковного регента и виртуоза органной игры, отца выдающегося советского пианиста ХХ столетия Святослава Рихтера.

В небольшой промежуток времени, пока Одесса была оккупирована Румынскими войсками, кирха возобновила свою деятельность и вела небольшие литургии.

Осквернение святыни

В послевоенное время здание кирхи выделили под нужды Института связи имени Александра Попова. С этого момента начинается самый унизительный период жизни церкви. В центре храма установили ринг, хоры оборудовали для занятия велосипедным спортом и гимнастикой. Апофеозом советского богохульства стало то, что на месте апсиды (алтаря) установили туалеты и душевые для спортсменов. «Убивалась» церковь не только духовно — рядом пристроили прачечную, сточные воды которой, размывали фундамент здания кирхи. А в начале 1960-х, аварийное здание и вовсе решили снести, чтобы построить общежитие для института связи. Однако, благодаря вмешательству студентов и творческой интеллигенции Одессы, кирху удалось защитить. Начались работы по ремонту и реконструкции здания, которые осуществлялись за счет благотворительности. Но, ночью 9 мая 1976 года, храм загорелся. Пожар был настолько интенсивным, что от церкви осталась лишь каменная кладка. Причина возгорания так и не была установлена, поэтому многие одесситы до сих пор считают, что поджог был умышленным — слишком «лакомый кусок» под застройку, чтобы отдавать его на духовные нужды людей.

Вторая реконструкция кирхи

После пожара кирха превратилась в заброшенное строение. И, по старой одесской традиции, его заселили лица без определенного места жительства, наркоманы и прочие сомнительные элементы общества. Ситуация в корне изменилась в 1992 году, когда Синод лютеранской церкви выбрал Одессу как центр украинской Епархии и церковь Святого Павла в качестве кафедрального храма Епархии. И уже в 1993 году городские власти дали свое принципиальное согласие на передачу руин кирхи в собственность лютеранской общины города.

Среди гостей и членов лютеранской общины Одессы, начался сбор средств на реконструкцию. Кроме того, помогала в этом и Лютеранская община Баварии. Всего на реконструкцию было собрано 6,5 миллионов евро. Это позволило не только качественно отремонтировать церковь, но и оборудовать колокольную звонницу на 4 колокола.

Икона Богоматери

В Лютеранской церкви Святого Павла есть большая икона Богоматери, кормящей младенца Иисуса. По словам служителя алтаря кирхи Натальи Яниной, эту икону церкви подарила женщина, в доме которой произошел пожар. Этой женщине удалось вынести икону из горящего дома. Однако, при пожаре сильно пострадала ее дочь. Девочку удалось вывезти на лечение в Германию, где ее здоровье удалось полностью восстановить. В благодарность за то, что ребенка удалось вернуть к нормальной жизни, женщина подарила спасенную икону немецкой общине и, в частности, кирхе. Несмотря на то, что в качестве церковной атрибутики, иконы в Лютеранстве не приняты, ее все же оставили и повесили в храме. Сейчас она висит в отдельном углу. Перед иконой стоит специальная подставка для свечей и каждый желающий может поставить свечку и помолиться:

«У нас церковь немецкой традиции. Это значит, что литургия в храме ведется согласно традициям старого Лютеранства. Но наша церковь открыта для всех независимо от национальности и вероисповеданий», — рассказала Наталья Янина.

Несмотря на свою двухвековую трагическую историю, одесская Кирха Святого Павла по-прежнему ведет службы и помогает нуждающимся. А по воскресеньям, даже дает органные концерты, которыми может насладиться любой желающий. Особо отмечу, что такая стойкость и процветание храма, обусловлены не только надежной кирпичной кладкой здания, а сплоченной и дружной общиной, которая ценит свое культурное и духовное богатство.

9897

Комментировать: