Погода в Одессе
Сейчас от ° до °
Утром от ° до °
Море +°. Влажн. %
Курсы валют
$27.95 • €31.98
$27.75 • €31.45
$27.70 • €31.40
  • Обзор одесских соц.сетей:
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

Дико-академический театр

Вторник, 30 ноября 2021, 21:15

Евг. Женин, почетный работник культуры Украины

Некролог в трех актах с прологом и эпилогом
Место действия – Одесский академический украинский музыкально-драматический театр им.Василько
Время действия – 2017-2021 г.г.

Действующие лица и исполнители:
директор-художественный руководитель — Юлия Пивоварова
главный режиссер — Максим Голенко

ПРОЛОГ.

С глубоким прискорбием извещаем, что после тяжелой и продолжительной творческой конкуренции, 11 сентября 2021 г. на 97-м году жизни Одесского украинского театра скоропостижно ушла в небытие надежда хотя бы на один из 46 (сорока шести!) наградных дипломов Всеукраинского фестиваля «Мельпомена Таврии – 2021».
          Группа товарищей-зрителей

Акт 1. ИЗ РУК В РУКИ

2017 год. В Одесском областном Управлении культуры проходит, но по ряду причин не приносит результата конкурс на замещение должности директора-худрука Академического Украинского музыкально-драматического театра им.Василько. Проводится новый конкурс, его победителем признают Юлию Пивоварову. В ее программе однозначно и неукоснительно заявляется сохранение и дальнейшее развитие курса многолетнего лидера театра – признанного корифея и патриарха сцены народного артиста Украины Игоря Равицкого, который в течение трех десятилетий находил и привлекал в труппу самых талантливых выпускников театральных вузов страны – актеров и режиссеров, успешно включая их в творческий процесс наряду со знаменитыми ветеранами. Именно у Равицкого получали путевку в профессию многие ныне именитые мастера, а выпестованный им Театр не только снискал искреннюю любовь благодарной публики, но и неизменно завоевывал высшие оценки профессиональной критики, а равно и внушительную коллекцию наград на самых престижных фестивалях и зарубежных гастролях.

В дни проведения конкурса на должность директора-худрука Игорь Равицкий серьезно болеет. И, увы, еще до официального представления Юлии Пивоваровой коллективу — Игорь Николаевич уходит в Вечность. В щедрых своих интервью прессе и телевидению новоиспеченная директор-худрук с удвоенной энергией божится-клянется в верности традициям Мастера.

В начале 2018 г. она приводит в театр свою команду – и молодых, по-хорошему амбициозных, и опытных, уже изведавших толк в профессии. Нет, речь пока не об актерах, а о тех, кто не выходит на сцену, но от кого многое зависит в поддержании четкой работы театра. А что до сугубо творческих кадров – тут Театр Равицкого, не грех повторить, не просто укомплектован, а представляет собою и впрямь отлаженный на уровне швейцарских часов механизм.

И вот уже любимый воспитанник Равицкого — 27-летний в то время режиссер Иван Урывский выпускает блистательную премьеру «Одруження», замысел которой обсуждал еще с Равицким. Вскоре киевлянка Ирина Зильберман ставит теплый и светлый детский спектакль «Дюймовочка». Разумеется, при этом Святая Святых репертуара остается наследие Равицкого.

Традиции! Устои! Каноны! (фото 1-2-3)

Рафинированная интеллигентность Игоря Равицкого успевает найти свое продолжение в острой, на кончике нерва, пронзительности последующих спектаклей Ивана Урывского, в феерическом пиршестве украинского духа и ослепительном каскаде режиссерских находок Георгия Ковтуна («Конотопська відьма»), в буквально хлещущей со сцены в зал неизбывной душевности и сердечности Татьяны Аркушенко («Клуб самотніх сердець»)…

Так что же, преемственность поколений – и впрямь налицо? Впрочем, давайте-ка, по театральным законам, дождемся второго акта… Ну, наверняка же неслучайно их заявлено (см.выше) целых три…

Акт 2. НА ВЫХОД, С ВЕЩАМИ…

В спектакле «Eнеїда-ХХI» со сцены в зал несется мат – на фоне античных богинь в, мягко говоря, недвусмысленной «экипировке» и соответствующих этой экипировке позах: так дебютирует на одесской академической сцене режиссер Максим Голенко из киевского «Дикого театра». Даже мимолетная встреча с этим «независимым» (без своего помещения, негосударственным и для зрителя нетрадиционным, как минимум, по названию и репертуару) заведением — напоминает известный тезис: как ты яхту назовешь – так она и поплывет. Воистину: «Дикий театр»! Не зря, видать, на своем сайте он презентует… что бы вы думали… «Гей парад»! Детям, как и взрослым, воспитанным на принципах морали, это видео лучше не смотреть.). Именно «дикое поветрие» определяет отныне курс прославленной одесской труппы: уже в одесском «Собачьем сердце» у того же Голенко — и фундаментально пьющий Преображенский, и наркоманствующий Борменталь, и «специфической ориентации» Швондер. А еще — персонажи со спущенными на авансцене штанами. Слух зрителя «ублажают» ненормативной лексикой, а в финале Шарикова возносят аж на котурны. Да и декорации – из «Гей-парада» в «Диком театре». Далее в «гейпарадовских» же декорациях (фото 4) и с традиционно (!?) спущенными штанами на сцене выпустят «Золотого теленка». Еще и с трансвеститами…

Осенью 2020 г. дотоле «бездомный» М.Голенко (нет же стационара у его Дикого театра!) представлен уже как одесский главреж. И если герой Василия Шукшина провозглашал: «Я пришел дать вам волю», то Голенко декларирует: «Я давно хочу взять государственный театр за горло». И — конкретно об Украинском (Равицкого!) театре: «Театр маргинализировался…»
 
Отныне здесь нет Ивана Урывского, своими спектаклями на лучших сценах страны быстро и уверенно завоевавшего место на Олимпе режиссуры и немереную коллекцию наград самых престижных фестивалей. Так и не воплотив здесь свои замыслы по Шекспиру и Айтматову, покидает Одессу активно востребованный в стране и за рубежом Линас Зайкаускас,. Нет больше тут знатной когорты актеров разных поколений, составлявших костяк труппы Равицкого и Урывского – в т.ч. медийных лиц, желанных для любого театра, заинтересованного хотя бы в загрузке зала (заслуженные артисты Украины Я.Кучеревский, О.Петровская, С.Гужва; Е.Юхновец, Т.Саковская, Б.Паршаков, В.Швец, М.Климова, К.Кириленко, М.Линник, А.Коваль и др…)

Ну, скажут, у каждого свои причины. Да уж больно совпадает по времени совокупность этих причин с приходом директора-худрука Ю.Пивоваровой. Как и явное сокращение в афише спектаклей эпохи Равицкого, верность которому она истово декларировала. (А еще — снята с репертуара и собиравшая аншлаги изумительная «Конотопская ведьма», поставленная Г.Ковтуном уже после ухода в Вечность Игоря Николаевича.)

Идет неменьшая «ротация» и других людей — и работавших с Равицким, и членов команды, приведенной лично Пивоваровой. Тех, на кого она, вроде, нарадоваться не могла. Сменяются главный режиссер, главный инженер, завлит, дважды – главбух, по три раза каждый – замдиректора, главный художник и завпост, и еще, и еще… Конечно, тоже — «по разным причинам». Вот и недавний конкурс на ВАКАНТНЫЕ должности: снова главный художник, снова завпост и… 12 (двенадцать!) артистов.

Зато теперь – все «Бомбезно!», согласно лексике Светланы Бондарь, сменившей в кресле завлита дипломированного театроведа, ближайшую в течение 30 лет соратницу Равицкого. Именуя себя «Медиатором-экспертом по медиаграмотности», С.Бондарь в беседе о режиссерской концепции спектакля, того и гляди, может недоуменно вскинуть бровь: «Вы имеете в виду сюжет пьесы?» Или – с обезоруживающей искренностью спросить, кто такие, скажем, Захаров и его «Ленком». Неужто после этого — говорить с ней о книге Григория Бояджиева «От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров», коли напрочь «небомбезны» оные брехты да софоклы? Куда важнее для нее, видать, после бесславного, уже при Голенко, выезда театра на фестиваль в Херсон — допытываться через Фейсбук у находившегося в те дни в Киеве (!) журналиста: а почему это нам ничего за «Собачье сердце» не дали?! (скриншот 6). После чего «медиатор-эксперт-завлит» счастливо разрешится от бремени (в прямом смысле слова) и уйдет в декрет. Хоть это хорошо!

Акт 3. КАТАФАЛК ПОДАН

23 августа 2021 г. руководители города и области вместе с директором-худруком Ю.Пивоваровой перерезают красную ленточку у входа в театр, торжественно отмечая финал его многолетнего ремонта. Через день ремонтные работы возобновятся: дел еще, кажись, невпроворот. Не разбираясь в инженерно-строительных делах и финансах, не рискнем соотносить реальный итог ремонта с выделенной на него и обнародованной во всеуслышание суммой — 50 миллионов гривень. Лишь в порядке сугубо оценочного суждения упомянем, что цвет внутренних дверей и лестницы к рабочим кабинетам весьма напоминает фирменную раскраску спецтранспорта похоронной фирмы «Анубис». Хотя у «Анубиса», пожалуй, это как-то поаккуратнее выглядит…

Впрочем – случайно ли о катафалках вспомнилось?

15 лет назад «специфическими экзерсисами» в «Танахшпиле» шокировал зрителей Одесского Русского театра Евгений Лавренчук. Лет десять спустя оральному сексу в «Гамлете» на сцене ТЮЗа обучала тинейджеров Светлана Свирко. Нынче, в 2021-м, к счастью, удалось уже нашей Опере освободиться от приснопамятного Лавренчука, на сей раз ошарашившего меломанов своей «интерпретацией» (интертрепацией?!) «Травиаты»…

Зато эстафету Лавренчука и Свирко подхватил Максим Голенко. Уже не ограничиваясь Киевом и Одессой, он ставит во Львове «Трехгрошовую оперу», в Одессе – «Золотого теленка». Вот лишь несколько откликов на два эти действа:

Аня На

Зґвалтуємо вас за ваші гроші. Режисера «Трьохгрошової опери» вважають генієм, він живе на мої податки, і робить… антисемітські вистави за 150 тис гривень зарплатні. Я розгублена, що держава підтримує роботу таких людей, як Максим Голенко, зокрема від мого імені. Мені страшно, що він є режисером і має владу і вплив.

Lyudmila Puljaeva

Я ледве досиділа першу дію. Мені шкода було хороших акторів, які творили це так зване дійство. Риба гниє з голови.

Юлія Мережко

Коли кажуть «культура внє політікі» я починаю демонічно реготати)) культура в політиці займає чи не найвищий щабель і є засобом передачі інформації та нарративів в широкі маси. Культура формує суспільство, його світосприйняття, його поведінку й таке інше.

Теперь — комментарии к восторженным рецензиям на одесский «Золотой теленок» Голенко:

GideonSword Гробы, рога, черепа, бабец в чулочках, нарком с пистолем — голова идет кругом

dolento В українському театрі фігня з оскоминою на зубах видається за високе мистецтво

Mishkazver «Масса непуганых идиотов».

Зачем?

mr.Truth Мои друзья, фанаты театра, были на премьере и плевались, ушли в антракте

И на этом фоне: «Мне стало комфортно с того момента, когда в театр пришел главный режиссер Максим Голенко. Это очень профессиональный человек, который имеет опыт работы и режиссера, и руководителя независимого театра. Сейчас Максим ищет лучших актеров, чтобы комплектовать труппу театра…» — из интервью директора-худрука Ю.Пивоваровой. https://day.kyiv.ua/…/ukrainskiy-teatr-na-beregu-morya

В столь важных заботах, понятно, не до музея театра: его де-факто уже нет. А о 75-летии Игоря Равицкого вспомнили разве что частным визитом к его могиле две актрисы и экс-завлит…

ЭПИЛОГ.

На сайте Одесского украинского театра https://ukrteatr.odessa.ua/collective/maksym-holenko главреж М.Голенко представлен как «мастер театрального трэша». «Трэш» в переводе с английского (дословно!) – «мусор, хлам, отбросы». Комментарии требуются?

При Игоре Равицком театр заслуженно получил редкий по тем временам и заветно-желанный для любой труппы высший статус — «Академический». Заняв кресло (кушетку? – фото 6) директора-худрука, Юлия Пивоварова не скрывала надежд получить статус «Национальный».

(К слову. Однажды она посетовала: «Омерзительны прилипалы к театральной жизни». Не знаем, висит ли зеркало перед упомянутой кушеткой, или относились эти слова к кому-то иному..)

Так вот. Исходя из реалий, уже сегодня театр имени Василько имеет все основания, не дожидаясь статуса «Национальный», получить статус «Дикого» и впредь полноправно именоваться так: «Одесский дико-академический театр».