Погода в Одессе
Сейчас от +19° до +29 °
Днем от +30° до +31°
Море +25°. Влажн. 54-56%
Курсы валют
$27.45 • €31.32
$26.85 • €31.55
$26.85 • €31.55
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

Чем удивил Марчелло Рота

Воскресенье, 11 марта 2018, 23:45

Александр Леви Одесская жизнь, 08.03.2018

В Одессе выступил симфонический оркестр под управлением итальянского дирижера Марчелло Роты. Концерты из произведений легендарного кинокомпозитора Нино Роты стали настоящим музыкальным праздником. Прозвучали мелодии из фильмов великих режиссеров: Федерико Феллини, Френсиса Ф. Копполы, Франко Дзефирелли, Лукино Висконти.

Киномузыка Нино Роты, отмеченная множеством престижных наград, по праву считается непревзойденным образцом кинотворчества. Маэстро сумел «нарядить фильмы» в роскошные музыкальные одежды, создав поистине завораживающие мелодии. Нынче же они предстали в аранжировке племянника композитора. О музыке и не только — в интервью с Марчелло Ротой.

- Синьор Марчелло, вы раньше бывали в Украине?

- Доводилось, но редко. Об Одессе немало слышал. В том числе, в связи с итальянской оперной традицией. Знаю, что на сцене местного оперного театра выступали наши выдающиеся певцы Энрико Карузо и Титта Руффо. Популярностью здесь пользовались исполнители опер Д. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти.

Безусловно, Одесса - город высочайшей музыкальной культуры. Успешно выступить здесь - очень непростая задача.

- Правда ли, что одним из ваших учителей был урожденный киевлянин Игорь Маркевич?

- Правда. У него и у Франко Феррары я обучался дирижерскому мастерству в Сиенской музыкальной академии. Кроме того, у меня еще одно высшее музобразование – инструментальное: консерватория им. А. Вивальди по классу валторны.

- Хотя было бы эффектнее закончить консерваторию имени Нино Роты…

- Такая, действительно, есть в городе Монополи. При жизни дядя почти 30 лет был ректором другой консерватории, в Барии, где зарекомендовал себя дальновидным руководителем.

- Говорят, секрет обаяния мелодий Нино Роты кроется в их архаичности - в том, что удалось сохранить и донести дух давно ушедшего времени…

- Музыка Нино Роты напоминает о том времени, когда кино было волшебной дверью в мир удивительного и прекрасного. Всякий раз, когда слушаем его музыку или смотрим фильмы, над которыми он работал, эта дверь открывается снова.

- Именно его аранжировку вы используете нынче?

- Считаю такой подход верным и абсолютно оправданным. Кто еще способен лучше чувствовать музыку, нежели сам автор?! Для достижения цели использую ноты, когда-то принадлежавшие дяде. Он обладал феноменальной музыкальной интуицией, которая позволяла безошибочно передавать в мелодиях оттенки чувств, настроения.

- Ваш дядя начинал как оперный композитор, а стал выдающимся автором киномузыки…

- Будучи профессионалом, получившим фундаментальное музыкальное образование, он взялся за свою первую музыкальную киноработу, главным образом, из желания попробовать силы в новом для себя жанре. Он сочинял музыку, которой впервые в истории мирового кинематографа суждено было шагнуть с киноэкрана в самостоятельную жизнь.

- В этом плане показателен творческий тандем Нино Роты с Федерико Феллини...

- Лучшего примера, пожалуй, не найти! Дядя - автор музыки ко всем фильмам (около двух десятков!) этого величайшего кинорежиссера ХХ века. Помимо творческого, союз этот был еще и подлинно дружеским. Достаточно сказать, что по воле Феллини на его похоронах звучала музыка именно Нино Роты.

- В биографии вашего дяди – солидный послужной «киносписок», сотрудничество с режиссерами, среди которых Франко Дзефирелли…

- Их совместная работа началась, когда Дзефирелли был еще ассистентом Лукино Висконти. Потом он стал известным театральным режиссером. И Нино Рота неизменно писал музыку для его спектаклей. Когда Франко Дзефирелли уже самостоятельно «окунулся» в кино, их сотрудничество продолжилось. Результатом стало сначала прекрасное «Укрощение строптивой», а после - «Ромео и Джульетта». Считаю, именно музыка стала одной из составляющих поразительного успеха этих картин.

- Музыку из фильма «Ромео и Джульетта» нередко можно услышать вне экрана, например, на спортивных соревнованиях, в частности, фигуристов…

- В этом и заключается феномен Нино Роты, сумевшего сделать киномузыку самостоятельной «боевой единицей». Все музыкальные темы фильма необычайно выразительны. Кстати, мало кто знает, что дядя не только автор музыки к этой ленте, он также дирижировал оркестром при записи всех этих мелодий для киноверсии.

- Правда ли, что Нино Рота мог получить кинематографческий Оскар за музыку гораздо раньше: например, за тот же «Ромео и Джульетта» либо за первую часть «Крестного отца»?

- О, это весьма любопытная история! Что касается «Крестного отца» режиссера Френсиса Форда Копполы, то музыка к нему - пожалуй, один из самых знаменитых саундтреков. Но не все знают, что эта легендарная мелодия является самозаимствованием. В поисках вдохновения Рота обратился к своей же работе. Песню под названием Speak Softly Love выдвинули на Оскар. Однако в последний момент она была удалена из списка номинантов 1973 года. Именно в силу того, что композитор уже использовал эту музыкальную тему в комедии Эдуардо Де Филиппо 1958 года Fortunella. Хотя там тема была сыграна в бойкой комедийной манере. Однако мелодия была той самой.

Ранее, в 1972 году, это произведение удостоилось «Золотого глобуса» - престижной награды Голливудской ассоциации иностранной прессы, за лучшую музыку к фильму.

А уже в 1974-м вторая часть «Крестного отца» все же получила "Оскар" за лучшую музыку, хотя это была та самая тема любви, которую на год раньше сочли недостойной. Случается и такое!

Из досье
Нино Рота – автор 8 опер, 5 балетов, симфонии и музыки более чем к 150 кинофильмам. Его «роман» с кино начался 85 лет назад.

Федерико Феллини о Маэстро
«Самым ценным соавтором, с которым я когда-либо работал, был Нино Рота. Между нами мгновенно полная, абсолютная гармония… У него было геометрическое воображение, музыкальный подход, достойный небесных сфер. Поэтому ему не нужно было видеть образы из моих фильмов. Когда я спросил у него о том, какие мелодии он держит в уме, чтобы прокомментировать ту или иную сцену, я отчетливо понял, что он вообще не интересуется образами. Его мир был внутренним, внутри него, и реальности вход туда был заказан».

Фильм о вечном
Ровно 50 лет назад, в 1968 году, на экраны вышла культовая, «оскароносная» художественная кинолента «Ромео и Джульетта», удостоенная также «Золотого глобуса» и еще десятка престижнейших наград.

10429

Комментировать: