Погода в Одессе
Сейчас от +17° до +19 °
Утром от +17° до +18°
Море +21°. Влажн. 88-90%
Курсы валют
$26.23 • €31.23
$26.20 • €30.00
$26.10 • €29.90
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

Церковная эстетика Одессы

Пятница, 2 июня 2017, 20:26

Оля Ивлева Zaчем, 29.05.2017

Редакция Zачем побывала в колокольне Спасо-Преображенского кафедрального собора Одессы и познакомилась со звонарём, который каждый день играет каноническую музыку для одесситов с запредельных высот курантов. Говорили о церковной музыке, электронных проигрывателях в храмах, колоколотерапии и многом другом.

Спасо-Преображенский собор – центральный храм Одессы. Сегодня все импульсы города так или иначе связаны как с ним, так и с Соборной площадью: все общественные марши, народные вече или туристические экскурсии начинаются именно с этого места.

Сам собор, каким мы знаем его сегодня, довольно юн. Строительство его первоначального образа датируется концом XVIII века. Так, небольшая церквушка начала постепенно обрастать пристройками, колокольней, боковыми куполами, портиком и другими сооружениями. Это длилось до 1936 года, далее церковь была разрушена большевистской властью, имущество разграблено и утеряно. Искусственный взрыв изнутри здания разрушил вначале колокольню, а после и сам храм.

Начиная с 1999 года, Спасо-Преображенский собор открывает новую страницу своей истории. Тут обустраивают верхний, а после – и нижний храмы, воссоздают колокольню, куранты и Андреевский зал. В январе 2003 года проходит первая служба в верхнем храме собора, приуроченная к завершению общестроительных работ. Таким образом, архитектурная эволюция собора неразрывно была связана как с историческими событиями, так и с жизнью народа в целом.

Колокольня воссоздавалась одной из первых, начиная с 2000 года. Открывали её в январе 2001. Под удары четырнадцати колоколов и при большом скоплении горожан часовню на первом ярусе освятили. Спустя несколько лет добавились ещё девять колоколов, а в 2008 собору передали последний Царь-Колокол, вес которого составил четырнадцать тон, а вес языка – четыреста пятьдесят килограмм. Показал колокольню и рассказал о всех тонкостях её работы Анатолий Буяновский – благовестник или просто звонарь храма.

 - В декабре 2000 года из Греции в Одессу нам доставили первые четырнадцать колоколов, которые были изготовлены из бронзы. Спустя шесть лет привезли ещё девять, а после и самый крупный, Царь-Колокол. Сегодня в Спасо-Преображенском соборе самое большое количество колоколов не только в Одессе, но и в Украине, - отметил Анатолий Валентинович.

По его словам, установка самого крупного колокола требовала немалых усилий. Его высота составила около трёх метров с таким же диаметром, что практически совпало с размерами оконных проемов колокольни. Не подготовлен к такому весу оказался и её фундамент, поэтому прежде чем установить Царь-Колокол, строительная фирма Одессы «Стикон» провела ряд укрепительных работ.

Двадцать три колокола были изготовлены в греческом городе Пирей фирмой «Братья Цитурас». Вес самого маленького – девяносто пять килограмм, дальше – по возрастающей. Выполнены они из бронзы с добавлением серебра. Главный, центральный колокол был изготовлен в Воронеже на известном заводе «Вера», который уже десятки лет отливает колокола для ряда стран Европы и Америки. Звучание их колоколов получается удивительным, отличаясь особенной глубиной. Современные технологии завода позволяют получать уже готовые колокола не только с заданной формой, но и колокольным звучанием. В Греции, по словам звонаря, дотачивают колокола вручную при помощи болгарки – это кропотливая и длительная работа, которая позволяет всё же «довести» колокол до нужно звучания или ноты.

Сегодня, когда электричество окончательно укрепилось в стенах церкви, некоторые колокольни перешли на компьютерные программы, с помощью которых и запускаются колокола.

- В настоящий момент в Спасо-Преображенском соборе работает электронный звонарь. Первую подобную программу нам привезли греки, на четырнадцать колоколов, но почему-то она у нас не прижилась. Поэтому нам пришлось разработать свою, более удачную. Каждый колокол соответствует ноте. Механизм действия простой: при помощи компьютера заданные команды передаются на щит управления, а уже оттуда сигнал поступает на приводные и ударные механизмы. Таким образом, дешифратор позволяет связать программу с колоколами и запускать любые мелодии. Магнитное поле выталкивает ударник, и он бьет в колокол. Самое удивительное в этой программе – бесконечное количество композиций: хотите – загрузите тысячу мелодий, хотите – две. Также у нас появилась возможность планировать мелодии на любое время. Поэтому подобная программа – это заслуга наших научных сотрудников во главе с Константином Пивоваровым, - рассказывает звонарь.

Как утверждает Анатолий Валентинович, в колокольне большой репертуар канонических музыкальных произведений, играют они в разное время: вечерние и утренние звоны, праздничные и будние, получасовые и четвертьчасовые, а также постовые перезвоны. Время их звучания различное – от пяти до десяти минут, но, согласно программе, это всё регулируется. Каждые пятнадцать минут в соборе играет музыкальный проигрыш – напоминание о времени, которое быстротечно. По словам звонаря, была у него задумка включать и светские мелодии, к примеру, экспериментировал с песнями Утёсова, однако верующие не разделили подобную «местячковую» затею звонаря, и колокольня перестала проигрывать подобный репертуар.

- Играть можно всё что душе угодно, в пределах двух октав. Из канонического репертуара у нас многое, но из любимых горожанами – «Многое лета» и «Коль славен наш Господь в Сионе» – классика церковных музыкальных произведений. А так как у нас самое большое количество колоколов, то соответственно и исполнение у нас уникальное, более сложное. 

Что касается электронных программ, то Спасо-Преображенский собор пока остаётся единственным храмом с подобной новацией среди церквей Одессы, в остальных – колокола ручные. Первые заказ на подобную музыкальную программу уже поступил, но церковь пока только строится – у гостиницы «Юность» (курирует строительство церкви Сергей Кивалов).

Особенная тема – становление Анатолия Валентиновича как звонаря. До прихода в церковь он был телемастером, работал в том же доме, где расположено Управление Архитектуры и Мостостроения, – на улице Гоголя. В управлении работал Владимир Николаевич Мещеряков, архитектор, который занимался возведением хама. Однажды он попросил починить рабочий компьютер, потом горели провода колокольни – и так все завертелось.

- Подобную программу для игры на колоколах посредством компьютерной программы мы первые запустили на просторах СНГ. После нас, спустя два года, она появилась и в России, однако у них она работает с ограничениями в девятнадцать колоколов, у нас же – на двадцать четыре. Для того, чтобы свести подобную программу, я нашёл на барахолке советский синтезатор «Электроник», вытащил его внутренности и сделал схему, которая обрабатывает сигнал с компьютера. Спаяно всё лично мною, поэтому и вещать мне значительно легче, я знаю, как это работает. Сегодня, когда играю, вначале набираю мелодию, прослушиваю её виртуально при помощи программы на компьютере, если надо – корректирую, и далее запускаю механизм, благодаря чему играет мелодия на колоколах. Для меня такой переделанный под колокола синтезатор – полноценный музыкальный инструмент, на котором можно играть, как на пианино. Несколько храмов из Луганска и Днепра уже успели перенять подобную систему, попросив меня установить все необходимое.

Что касается непосредственно игры на колоколах, то тут всё сложнее. Школы звонарей в нашей стране не распространены, поэтому каждый благовестник играет, как может или «как его Бог направляет». В это же время в Европе каждый год проходят масштабные фестивали колокольной музыки, проводят мастер-классы по зонарному делу и возрождают учение о колоколах – кампанологию. Изготовление качественных колоколов тоже у нас не особенно развито – этим делом занимались в Полтаве и Донецке. Качественнее считались последние, однако в связи с военными событиями пока о производстве колоколов пришлось забыть.

Были случаи, когда за колокольными звонами обращались в качестве метода лечения. Однажды родители привели в храм ребёнка с глубоким нарушением зрения, попросив Анатолия Валентиновича проиграть мелодию, пока девочка побудет под колоколами. Действие подобной колоколотерапии звонарь не ставит под сомнения, отмечая, что со звоном передается и Божья благодать, а значит – и шанс на поправление.

Между этажами в колокольне достаточное пространство для музея, указывает нам звонарь. Когда-то была идея соорудить здесь музей храма, обустроить помещение, привести в порядок пролёты между этажами и само пространство заполнить историческими памятками о кафедральном соборе, чтобы водить туристов и знакомить со звонарным делом Одессы. Анатолий Валентинович грустно вздыхает и отмечает, что пока это только в планах.

Что касается символичности колоколов в жизни церкви, об этом нам рассказал протоиерей собора Александр.

- Спасо-Преображенский собор – сердце нашего города. Это один из трёх храмов на Руси по своему величию и красоте. Находясь внутри него, мы можем услышать словоизвещание Священного писания или проповедь священника – это внутренний голос церкви. Колокол, звон, перезвон или, как его ещё называют, благовестник – является внешним голосом церкви, её символом и призывом человека к молитве. Даже если человек находится вне церкви, он знает, что если звенят колокола – начинается богослужение.

Колокольный звон всегда был особенным не только для верующих, но и для всего народа. В первую очередь, он оживотворяющий, благодатный, дает человеку умиротворение и может помочь от страшных недугов. Во все время он символизировал место помощи, куда спешили странники или корабли в туманном море, сбившись с пути. Именно посредством колокольного звона народ оповещали о стихийных бедствиях, военных событиях или важных праздниках. Колокол является непосредственно важной духовной связью между церковью и верующими. Поэтому центральная колокольня Одессы нашего собора – исторически и культурно особенное место для всех одесситов.

10028

Комментировать: