Наша камера
на «Ланжероне»
Loboda Loboda
в Садах Победы
Погода в Одессе сейчас -1 ... +1
ночью -2 ... -1
Курсы валют USD: 0.000
EUR: 0.000
Регистрация
Улицы

Прогулка по улице Греческой

Понедельник, 18 января 2016, 10:44

Александр Бирштейн, Артем Губарьков, Екатерина Фомина

«Там хлопотливо торг обильный…»

Отражения, 2016

Мы уже говорили о жанре этих записок, которые собираемся с определенной частотой продолжать — до тех пор, пока читать их вам окончательно не наскучит. На всякий случай уточним. «Прогулки» Александра Бирштейна по Одессе — не энциклопедически строгий компендиум фактов, не лирическая беллетристика, не краеведческие тексты, претендующие на какие-то открытия, совершенные на дне бабушкиных сундуков или в семейных фотоальбомах. То, что делает автор, человек бесконечно влюбленный в Одессу, сросшийся с нею всем своим существом, это, скорее, ни для кого не обязательный его путеводитель по историческому центру, даже не написанный, а произнесенный, иногда скороговоркой, иногда с чувством, толком, расстановкой, и адресованный тем, кто впервые начал пристально разглядывать то, что его окружало годами, или гостям, привлеченным в город его легендой. Потом, позже они подробно и обстоятельно извлекут из тысячи существующих источников информации об Одессе все, что заинтересует их принципиально. А с Бирштейном сделают по ней первые, робкие и счастливые шаги, вертя по сторонам головой и по-детски радуясь жизни.

Помните:

«… Я жил тогда в Одессе пыльной…
Там долго ясны небеса,
Там хлопотливо торг обильный
Свои подъемлет паруса;
Там все Европой дышит, веет,
Все блещет югом и пестреет
Разнообразностью живой.
Язык Италии златой
Звучит по улице веселой
Где ходит гордый славянин,
Француз, испанец, армянин,
И грек…»

Знаете, я думаю, что А.С. Пушкин написал эти строки под впечатлением от Греческой улицы, о которой и пойдет сегодня речь. Почему? Да потому, что эта улица, если вдуматься, и в пушкинские времена, и в нынешние — одна из самых одесских. Именно «торгом обильным» была она заполнена от начала и до конца. От дома, в котором квартировал поэт, до пересечения с Греческой всего-то метров пятьдесят. Или меньше. Да и многие посейчас сохранившиеся дома — из Пушкинского времени. Правда, тогда их было гораздо больше. Но славна Греческая была не столько домами, сколько их подвалами, где доспевали бочки с вином, хранились и продавались апельсины, лимоны, бананы, заморские фрукты. Когда дотошный историк Одессы Александр де-Рибас (или просто Дерибас, как говорят сейчас) писал о запахе Одессы, он, конечно же, имел в виду преимущественно атмосферу Греческой улицы.

«Проходя по Греческой, мимо открытых погребов под колониальными магазинами, вы не могли не слышать захватывающий запах этих дивных, сочных, солнечных плодов…»

«Есть дни, когда вся Греческая улица благоухает апельсинами…»

И вот, главное:

«Греческая улица имеет и теперь свой особенный запах. Пахнет на ней и финиками, и орехами, и рожками, и апельсинами, и всякими колониальными специями. И тянет из ее погребов душистым воздухом старой Одессы. Прибавьте к этому аромат акаций и вечно новый соленый запах моря и… вы помолодеете на несколько десятков лет…»
А. Дерибас, «Старая Одесса»

«Я мог бы распознать сирень, и то, когда она цветет. Сирень и акацию, Дерибасовская и Греческая улицы обсажены акациями…»
И. Бабель

Вот что такое Греческая!

Появилась улица под этим названием в 1817 году. В советские же времена, в 1920 году, была переименована в честь Карла Либкнехта, немецкого социалиста, убитого годом раньше… Возьмите это себе на заметку и — в дорогу по новой-старой Одессе, оглядываясь, всматриваясь, делясь воспоминаниями.

А начнем мы сегодня прогулку с больших номеров домов, двигаясь от Преображенской в сторону моря.

Так вот, первый короткий квартал, замыкающийся Греческой площадью, был буквально напичкан культурными заведениями. Судите сами: здесь поместились два кинотеатра — Горького и Котовского и столько же театров — Оперетты (потом сюда въехал ТЮЗ) и Русский. Даже ресторан на углу Греческой и Преображенской кормил и поил народ под вывеской «Театральный». Он занимал левый флигель «дома братьев Мими» (1825 г., архитектор Фраполли), а правый, весьма изящный и особенно похорошевший после реконструкций 1848 и 1887 г.г. постоянно оставался жилым. Это № 52.

Здание под № 47 напротив ресторана дом (другой угол у Преображенской) — это доходный дом П. Родоконаки, построенный Л.Л. Влодеком. Впоследствии он перешел к Павлу Степановичу Юрьевичу, владевшему им вплоть до революции. Здесь арендовала помещение кондитерская К.Ф. Амбарзаки, примечательная не только широчайшим ассортиментом сладостей, но и заоблачными ценами.

После революции она уступила место кинотеатру «Палас», получившему в 1933 году — имя Максима Горького. В период фашистской оккупации кинотеатр назывался «Акса». Отступая, фашисты сдуру взорвали аппаратную, и стена ее обрушилась внутрь большого зала. Однако начинку здания быстро привели в порядок, и после войны здесь опять заработал кинотеатр им. М. Горького, где в основном крутили повторное кино. Тогда, пожалуй, ничего особенного. Но сейчас эти афиши кажутся артефактами ожившей истории культуры. «Человек из ресторана» с гениальным Михаилом Чеховым, «Месс-мэнд», «Праздник Святого Иоргена» с Ильинским и Кторовым…

А теперь поверните голову назад. Чуть наискосок от кинотеатра, в доме под номером 48-а, придуманном архитектором М.И.Линецким, с 1916 заседало литературно-артистическое общество. Впоследствии сюда вселился театр оперетты, который заполучили в процессе обмена со Львовом, который взамен приютил у себя театр Дома офицеров, или театр Военного округа. Впрочем, до всех этих манипуляций Дом офицеров тут, в 48-м номере по Греческой, и находился. Именно здесь блистал в мастерской игре на биллиарде, любимец Одессы гроссмейстер Ефим Геллер. По слухам, он, недолюбливал шахматы, предпочитая преферанс, биллиард и… баскетбол.

А потом приехал театр Оперетты и сразу покорил город. М.Водяной, М. Демина, И.Иванова, Ю.Дынов, В. Применко, Дембская, чуть позже Л. Сатосова, С. Крупник… Кто не знал в Одессе этих первоклассных артистов?!

Бок о бок с нынешним ТЮЗом, сменившим в этом здании руки архитектора Ф.В.Гонсиоровского оперетту, расположилась Русская драма. Но не сразу.

Сперва сюда, в дом, который проектировался именно как театр, вселили почему-то хлебные склады. И только в 1873-74 гг. помещению вернули исходные функции. На этой сцене в конце 19-го — начале 20-го веков играли звёзды мировой величины — Сара Бернар, Элеонора Дузе, Бенуа Коклен, Жан Муне-Сюлли, Мария Савина, Владимр Давыдов, Мария Заньковецкая, Панас Саксаганский, Марк Кропивницкий…

Выступали здесь и В. Маяковский, А. Толстой, М. Булгаков, Н. Луначарский… В годы оккупации в театре пел Петр Лещенко. Впоследствии здание часто меняло свое назначение. Однажды оно превратилось даже в автосалон. Но до того, как в 1931 г. было окончательно отдано служителям Мельпомены, побывало в 1909-1912 г.г. еще и скейтинг-рингом.

Одесситы, верно, помнят великих и просто хороших актеров этого Русского театра. Лично я никогда не забуду наших дорогих и любимых друзей: Лию Исааковну Бугову, Бориса Ильича Зайденберга, Лидию Филипповну Полякову, Евгения Александровича Котова…

А ведь были еще Замберг и Чиниджанц, Михайлов и Горобец, Балашова и Дрозд, Ярмолинец, Дубровская, Аминова… Выступали тут на гастролях и звезды советской сцены И. Смоктуновский, А. Джигарханян…

А это, через дорогу от Русского, бывший кинотеатр Котовского (в свое время — доходный дом Анатра), где шли в основном фильмы, которые не рекомендовалось пускать первым экраном. Я, например, посмотрел тут почти все картины Андрея Тарковского…

Здание построено архитектором М.И. Линецким специально для тогдашней новинки — Электрического иллюзиона. В 1918-19 гг. на первом этаже располагалось кабаре, на сцене которого выступали Иза Кремер, Надежда Плевицкая, Александр Вертинский…

На месте же Греческой площади, которая замыкает это квартал, в 20-х годах 19 века шумел Греческий базар! Открыт он был как удобнейшее место для живого торжища 27 августа 1806 года. Отсюда по улице Гаванной, а потом — по Военному спуску дорога вела прямо в порт. Сначала, в 1804-1814 г.г., периметр Греческого базара был застроен двухэтажными домами, которые до настоящего времени, за исключением многократно переделанного фрагмента, входящего в комплекс греческого культурного центра, не сохранились.

Затем площадь нещадно застроили. Со стороны Александровского проспекта вырос ресторан Киев, где ныне нашел себе пристанище «Приватбанк»; посреди площади появился знаковый для Одессы круглый дом (на его месте сейчас — торговый центр «Афина»), а со стороны Дерибасовской — дом Ведде, позднее — знаменитый Дом книги и не менее знаменитый «букин» да «Филателия», у которых вечно клубилась толпа. Еще недавно то слева, то справа от дома Ведде бурлила и вела свою тайную жизнь была популярная «Книжка», переведенная затем на Александровский проспект.

Сейчас здесь расположился, повторю это, Греческий культурный центр. А еще… Еще масса уродливых, как по мне, сооружений, именуемых «новым лицом Греческой площади». Даст Бог, ненадолго.

№ 42. (П.Ларионова) на углу Красного переулка. Гостиница «Версаль» (владельцы М. Финкельштейн, впоследствии Гоберман), где в 1909 год несколько дней в 1909 году жил прекрасный украинский писатель Иван Франко. Страдая ревматоидным артритом, он приехал подлечиться на Куяльник. Писателя преследовали боли в суставах, выкручивало руки, мучили галлюцинации. Но И. Франко мужественно переносил болезнь, до конца не теряя силы духа и интеллекта. Здесь он встречался с членами украинского общества «Просвита» И. Луценко, С. Шелухиным.

В середине прошлого века в доме разместились Жовтневый отдел милиции и паспортное отделение одноименного райисполкома города. В наши дни — районное отделение ОГУ МВД Украины в Одесской области. Наверняка прошлое здания покрыто для милиционеров мраком.

Еще один любопытный дом 1836 года рождения. № 40. Его видно сразу за домом 42. Владелец его Кушнарев. Автор проекта Г.И. Торичелли. В 1902 году это здание, уже перестроенное, облюбовало на короткое время персидское консульство. Типичен для Одессы и двор этого дома.

Как там у Пушкина… «И больно, и смешно…». Тут побывало и похоронное бюро. Кстати, единственное в городе. Хоть раз в жизни сюда, увы, заглянул, как вы понимаете, каждый одессит. Тут было все официально. Но в длинных очередях. А на улице, в двух шагах от «похоронки», царила рыночная экономика. Тут можно было недорого и срочно заказать венок, ленту к нему… Заказы принимали «черноротые» тетки, крика которых пугались даже лихие водители авто, перекрашенных в катафалки».

А теперь мы — на углу Греческой и Екатерининской. Дом 32. Про подвал-винарку «Два Карла» я рассказывал уже не раз. Напомню только, что это название придумали завсегдатаи этого заведения, ибо подвал находился прямо на углу советских улиц Карла Либкнехта и Карла Маркса.

Дом, где обосновались «Два Карла», — один из старейших в Одессе. Он построен в 1825 году по проекту архитектора Д. Фраполли.

А напротив — знаменитый дом № 25, с длинным-предлинным балконом, возведенный в 1905 году по проекту того же Ю.М. Дмитренко, что спроектировал и 21-ый номер. Посмотрите на балкон третьего этажа: он начинается на Екатерининской тянется почти полквартала и заканчивается на середине квартала на Греческой.

Мало, кто знает, что на месте этого здания было другое — мясная лавка торговлей братьев Джузеппе и Джакомо Мариани. О, это был высший класс! Перед этим магазином пасовал даже колбасник-немец Фишер с Александровского проспекта.

Дом мадам Ржевусской, № 23 (архитектор Д.Фраполли, 1920 г. Реконструкция — в 1830-м., архитектор Ф.Боффо).

Тут стоит упомянуть Каролину Собаньскую, которая держала тут модный салон. И если все было так, как мне кажется, то не исключено, что в гости в этот салон наведывался и А.С.Пушкин, которого К. Собаньская по имеющимся сведениям безнадежно очаровала. Влюблен был в эту даму и А. Мицкевич.

Теперь — на угол Ришельевской. Бывший доходный дом Ф. Маврокордато, построенный в 1900 году по проекту Ю. Дмитренко, известен тем, что именно здесь размещался известный всей Одессе рыбный магазин «Дельфин», где рыбой и правда пахло, но названия, названия… Хек, простипома, бильдюга… Не выговоришь сразу. Даже неловко…

Дом 30 Цезаря Гинанда (1897 год, проект архитектора В.М. Кабиольского). Венчает здание бюст женщины, возможно, Флоры, обвитый лозами винограда…

Мы на углу Ришельевской. № 19. Азово-Донской коммерческий банк, сооруженный в 1910 — 1913 году по проекту А.Б. Минкуса, при участии В.И. Кундерта и С.В. Домбровского. На рубеже веков домовладельцем тут был, между прочим, Георгий Маразли. В 1931 году здание начали реконструировать под кинотеатр, открытый 1938 году в честь 20-летия Рабоче-крестьянской Красной Армии. Его так и назвали — кинотеатр имени «ХХ-летия РККА». Во время фашистской оккупации румыны дали ему имя «Дойна». А на другой день после освобождения Одессы, 11 апреля 1944 года, здесь показали фильм «Два бойца». Выходя из кинозала, зрители пели «Шаланды полные кефали». Название «Украина» кинотеатр получил в 1958 году. Сейчас здание эксплуатируют какие-то малоизвестные религиозные организации.

За бывшим кинотеатром — совсем новое здание. И опять-таки связанное с именем Григория Маразли, ибо стоит оно на месте дома, где 25 июля 1831 года родился удивительный градоначальник. Вот, что появилось в Одессе, благодаря ему: Александровский парк, конка, паровой трамвай, нынешний Оперный театр, лечебница на Куяльнике, несколько больниц; памятники А.С Пушкину и Александру II. Кроме того, Маразли купил дворец на Софиевской и подарил его городу для Художественного музея. Человеком он был весьма продвинутым, интеллигентным; дружил, например, с Сарой Бернар и дважды в 1881 и 1892 годах приглашал ее на гастроли в Одессу. В память о великом градоустроителе еще при его жизни назвали улицу — честь, которой удостаивались редко и немногие.

Дом 13 на пересечении с Пушкинской… Красив, не правда ли? В этом доме, построенном в 1904-1906 годах по проекту Ю. Дмитренко, находился Одесский учетный банк.

А сейчас перейдем на другую сторону, к доходному дому Ф. Маврокордато, построенному в 1870 году, но сохранившему свой № 20 (проект Ф. Гонсиоровского) и перешедшему впоследствии в распоряжение некоего Д.П. Бенедато.

Здесь издавна поселились Дом медработников и Союз художников. Больше сказать нечего, но, согласитесь, нельзя не обратить внимания и на ворота. Очень уж красивы.

А вот на углу Греческой и Пушкинской немного постоим. Тут есть что показать и рассказать…

Здание на Греческой, 18 построенное в 1901-1903 году по проекту Бернардацци, стало пристанищем «Общества взаимного кредита», потом — организации «партполитпросвета», вслед за чем сюда вселился банк «Порто-Франко», который обанкротился совсем недавно.

Напротив, в здании, спроектированном Оттоном, разместился нынешний музей Западного и Восточного искусства. Построенное в 1856-1858 как дворец государственного чиновника и богача Н.С. Абазы, после отъезда последнего из Одессы, оно перешло в распоряжение банкира Рафалович. После его разорения на спекуляции ценными бумагами дом отдали 4-ой мужской гимназии. И только в 1923 году в этих стенах обосновался музей, коллекция которого очень и очень серьезна. Тут есть работы Хальса, Рубенса, Караваджо. Работу Караваджо «Взятие Христа под стражу» не однажды элементарно украли. Искали несколько лет, и — бывает же такое! — нашли.

Организатором Одесского музея западного и восточного искусства был Теофил Борисович Фраерман (1883-1957 год), художник, ученик П. Пикассо. Он проживал во флигеле, находящемся во дворе нынешнего музея. Работал Фраерман в музее более 30 лет. Параллельно руководил кафедрой живописи в Одесском художественном институте, был профессором кафедры графики и рисунка Одесского инженерно-строительного института. Среди его учеников: народный художник СССР Е.А. Кибрик, О. Соколов, Д. Фрумина, В. Поляков, заслуженный художник УССР Н. Шелюто, профессор А. Постель, С. Отрощенко, Ю. Егоров и другие.

Через дорогу от помещения нынешнего Союза Архитекторов красуется дом Тальянского (архитектор Ф. Боффо), где в революционные времена располагалось знаменитое ЮгРОСТа. Там же, в квартире № 2, действовало бюро украинской печати — БУП, где трудились Багрицкий, Катаев, Олеша…

А с именем Ю. Олеши Греческая улица вообще связана более чем тесно. Во дворе дома Константиновского (№ 12), сооруженного в первой половине позапрошлого века, был прятался № 10-ый, в котором жил будущий писатель.

Здесь же с 1900 по 1919 год проживал Егор Степанович Главче, видный русский дерматовенеролог, о котором вспомнил в одной из своих рукописей Ю. Олеша в связи с тем, что дружил с его приемным сыном. «Доктор Главче повел меня и Андроньку вечером на выставку. … Мы отправились на выставку пешком. Это было недалеко от центра города, на территории парка. В середине шел доктор Главче, а по бокам — я и Андронька. Доктор Главче был в хорошем настроении, шутил, выделывал разные щелчки пальцами, играл тростью. Все сулило нам вечер чудес».

Очень любил Олеша и Строгановский мост, законченный монтажом в 1863 году. Он даже писал о нем, может быть, плененный открывающимся с моста видом в сочетании с особым стилем этой технологической новинки. С Греческой, 12, Олеша переехал на Карантинную угол Греческой и ходил по мосту почти ежедневно.

«Вот по залитому солнцем Строгановскому мосту мы идем с Гришкой Берберовым… На мосту никогда не бывает тени. Только от пешеходов, очень черная круглоголовая тень…» (Ю. Олеша)

Конечно, панорама эта с тех пор сильно изменилась. Интересно сравнить вид с моста в прежнее время и теперь.

Выросли новые здания, да и мост построен заново. Разве что ограда осталась прежней. А на прутьях ее — следы от пуль, выпущенных в какой-то из войн, которые он пережил. Можно сказать, что этот мост сыграл определенную роль и в жизни города, и в литературе о нем. Строгановским он стал именоваться с момента постройки. А назван был так в честь графа Александра Григорьевича Строганова, Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора, 50-летие деятельности которого на государственных должностях исполнилось в 1862 году. А.С. Строганов заменил на посту генерал-губернатора светлейшего князя М.С. Воронцова. С именем Строганова, кстати, связано и создание на основе Ришельевского лицея Новороссийского университета.

Со временем Строгановский мост пришел в ветхость, и в 1985 году старый настил разобрали, и там же уложили новый, примерно на два метра длиннее и на полтора метра шире.

К Строгановскому мосту примыкал дом судовладельца Трапани, сохранившийся до сих пор.

«Я не помню, при каких обстоятельствах я впервые увидел первую пишущую машинку, — вспоминал Юрий Олеша. — Возможно, что это чудо стало более или менее привычным, когда я уже мог заглядывать в окна. Во всяком случае, не помню какого-либо дня удивлений и восклицаний по поводу этой машинки. Возможно, что я увидел ее в окне пароходства Трапани, на углу Карантинной и Строгановского моста».

Алексей Александрович Трапани родился в Одессе в 1858 году. В начале своей карьеры служил в Российском обществе пароходства и торговли. Позже разбогател и открыл собственные пароходства и торговые экспедиции (в Одессе, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, в портах Дальнего Востока; ближневосточную, средиземноморскую, балтийскую линии).

Как повествуют легенды, которые вполне могут оказаться былью, из окна специальной башенки, которая все еще венчает дом, Трапани наблюдал за тем, как прибывают в порт и отчаливают его корабли.

А напротив дома Трапани сохранился «лоцмановский» дом. На табличке видно, что проживал тут знаменитый бас одесской Оперы Семен Иванович Ильин.

Родился Ильин в 1886 году в Симбирске. Скончался же в Одессе, в апреле 1972 года. С 1906 года он пел в церковном хоре, с 1907 — в хоре Симбирского любительского музыкально-драматического общества. Окончив Симбирскую духовную семинарию, поступил в Казанский ветеринарный институт и одновременно участвовал в концертах Общества любителей русской музыки. В 1910-915 году обучался пению в Петербургской консерватории. В 1912 году дебютировал в партии Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно) на сцене Петербургского Народного дома. В годы первой мировой и гражданской войн бывал в Одессе, выступая в оперных спектаклях в рабочих районах Одессы под аккомпанемент рояля. С 1927 года окончательно переселился в наш город. Как солист Одесской оперы, в годы войны переехал с театром в Алма-Ату, а затем в Красноярск. Пел и в других городах. Заслуженного УССР получил в 1932 г.

И, наконец, бывшая школа № 116. А о ней лучше Михаила Кордонского не скажешь…

«… В начале 50-х здесь были руины от бомбы. Здание сталинской архитектуры построено уже в годы хрущевской оттепели специально под школу. Да не простую, а физико-математическую, «колмогоровскую» — такие школы и создавали в стране полеты в космос, лазеры и ядерную, увы, физику. Стошестнадцатая образовала в Одессе то, что удается только самым престижным учебным заведениям мира — корпоративную сопричастность бывших выпускников. В 60-е годы школа отличалась не только хорошим качеством образования, но и невиданным уровнем свободы. Начиналось с того, что в школе можно было критиковать учителей: в стенгазетах, сценках театра миниатюр и КВН-команды, на собраниях и классных часах. Когда учителя не видели или делали вид, что не видят, по школе гуляли Мандельштам, Бродский, Пастернак, Солженицын и Булгаков, вперемежку с так же дефицитными тогда книгами о технике секса. Здесь пелись и проигрывались Высоцкий, Биттлз, Ким, Галич, Роллиг Стоунз и «Машина времени». Школу давно закрыли. Теперь в этом здании педагогическое училище для начальных классов сельской местности. Романтическая эпоха полетов в космос была обречена на потопление в мировом океане. Но эта школа, в числе других институтов советского гражданского общества, сначала установила внутри себя, а потом распространила на окружающий мир свой стандарт свободомыслия…»

Ну, вот, пожалуй, и всё на сегодня…. До встречи…

* * *

Прогулка по улице Греческой в Одессе

Сегодня, 28.11.2014

Квартиры обчищали подражательницы Золотой Ручки, а шумную молодежь чуть не закатали в бетон мафиози

Одесса всегда славилась своей многонациональностью — город населяли поляки, евреи, итальянцы, французы… А самой многочисленной была колония греков — так и появилась улица, заселенная преимущественно ими. Греческая берет начало от Канатной и упирается в Преображенскую улицу и Соборную площадь. Это одна из старейших улиц, которая сформировалась как торговая и пестрела вывесками типа: «Бакалейная и колониальная торговля Мавроматис», «Мясная лавка Пефани», «Пивная лавка Калифотиди», «Парикмахерская Тесеоглу». Иностранцы, посещавшие Одессу в XIX веке, считали эту улицу самой колоритной в городе. Здесь жили крупные греческие предприниматели, да и сам градоначальник Григорий Маразли был греком. «Греческая улица имеет свой особый аромат. Пахнет на ней и финиками, и орехами, и рожками, и апельсинами, и всякими колониальными специями», — написал в 1912 году журналист и летописец, внук брата основателя Одессы, Александр де Рибас.

БАНК И АЖУР НА СТУПЕНЬКАХ

По левой, нечетной стороне улицы Греческой, ваше внимание непременно привлечет величественное здание, расположенное на углу улицы Пушкинской, — раньше здесь был Одесский учетный банк, а сейчас расположились обычные офисы. Сам особняк был построен в 1906 году, боковым фасадом он выходит на Греческую, а главным — на Пушкинскую. Дом стоит на склоне поднимающейся вверх улицы, поэтому, как и во многих других здешних строениях, несколько окон первого этажа находятся на уровне земли. Сейчас фасад здания огорожен небольшой узорной решеткой и богато декорирован лепниной. По боковому фасаду здания над окнами сохранился барельеф головы Меркурия и его жезла.

Не менее оригинальный и следующий дом, постройки, примерно, середины прошлого века, — бывший особняк Брицци. В левой его части — четыре с половиной этажа, а в правой — только четыре. В дворовых флигелях сохранилась металлическая лестница с ажурными ступенями и перилами — такие встречаются во многих старых домах города. Здесь в прошлом веке размещалась обойно-драпировочная мастерская, промышленно-кооперативное товарищество «Химволокно», а сейчас — жилой дом с админи­стративными помещениями.

КРАЖА В ОДЕССКИХ ТРАДИЦИЯХ

Напротив особняка Брицци, по правой стороне Греческой, возвышается доходный дом Бенедато постройки конца XIX века. Во двор его ведут вычурные ворота с головами драконов. В начале прошлого века домом владел некто Музыкантский, который открыл торговую контору и попал в криминальную хронику. «Одесский листок» сообщал о домушнице Ольге Дьяченко, которая в компании камеристок арендовала и обкрадывала квартиры. Однажды агент сыскной полиции заметил ее у дома № 20 по Греческой улице и начал слежку. А когда девушек задержали с украденными вещами и воровским инструментом, оказалось, что компания обчистила Музыкантского.

Кстати, в этом же доме проживали помощник присяжного поверенного Фаддей Корнеевич Богров, штабс-ротмистр 4-го полевого жандармского эскадрона Александр Николаевич Феона и врач Наум Яковлевич Триггер.

КРАСАВИЦА СЛЕДИЛА ЗА ПУШКИНЫМ

Если пройти по Греческой на квартал выше, то по левой стороне вы увидите дом Ржевусской, возведенный в 1820 году архитектором Фраполли. Как утверждают краеведы, он связан со знаменитой Каролиной Собаньской, авантюристкой и тайным агентом царского правительства. Славилась она своей невероятной красотой и считалась любимой «музой» Александра Пушкина и польского поэта Адама Мицкевича. Литературоведы говорят, что Пушкин посвятил Собаньской стихотворение «Что в имени тебе моем», и предполагают, что при написании письма Онегина к Татьяне многое заимствовал из переписки со своей «зазнобой». А вот историки уверены, что красавица была агентом тайной полиции и просто следила за вольнодумцем-поэтом. Кстати, сестра Собаньской Эвелина Ганская, иногда гостившая у нее, была женой знаменитого писателя Оноре де Бальзака. Сейчас этот дом является жилым, а на первом его этаже открылось несколько модных бутиков.

ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ БАЛКОН И РАСПРАВА

Соседний дом Маврокордато, построенный в 1905 году, представляет собой уникальное архитектурное явление — это дом с самым длинным балконом в Европе. Феноменальный балкон опоясывает весь фасад здания на уровне третьего этажа. В дореволюционные годы в этом доме проживали состоятельные граждане, а после прихода советской власти квартиры переделали в коммуналки.

Старожилы рассказывают странную историю, связанную с этим домом, правда, из современности, когда в подвале строения располагался ночной клуб. Однажды ночью к дому подъехал грузовик и вылил полный кузов бетона на входную дверь клуба. Местные кивают на мафиози, но до сих пор доподлинно неизвестно, кто это мог сделать: то ли озлобленные постоянными плясками и шумом жильцы, то ли конкуренты.

ГРЕЧЕСКИЙ БАЗАР ОСТАЛСЯ БЕЗ ХРАМА

Почти у самого окончания Греческой нельзя не заметить огромное овальное здание посреди площади — это современный, десятиэтажный торговый центр. Правильнее сказать, что центр находится посреди площади и разбивает ее на две части. Площадь, на которой изначально находился шумный греческий базар с торговыми рядами, сменила множество названий: она была и Северной, и Александровской, и Маюровской, носила имена Карла Либкнехта, Мартыновского. История ее началась еще при планировщике города Франце де Волане в начале XIX века. На месте, где сейчас стоит овальное здание торгового центра, в середине позапрошлого века планировалось строительство храма. Однако на Соборной площади, расположенной неподалеку, уже был собор, и такое близкое соседство двух религиозных учреждений было нецелесообразно с архитектурной точки зрения. Фундамент церкви засыпали, и на месте его вскоре появились два овальных дома под магазины. Они были стилизованы под греческую архитектуру и вписывались в греческий базар. Затем рядом были пристроены еще два дома, и весь ансамбль получил форму овала. На Греческую площадь выходили старейшие двух- и трехэтажные здания-магазины и лавки. Со стороны переулка Красного эти помещения были жилыми, однако их снесли в 1999-2000-м.

СЦЕНА БУЛГАКОВА И МАЯКОВСКОГО

За торговым центром и переулочком находится Одесский русский драматический театр — старейший на юге Украины. Он был построен в 1875 году купцом Великановым и предназначался для выступлений любимой одесситами драматической труппы известного провинциального актера и антрепренера Милославского. В 1875 году «Театр Великанова» был продан и стал именоваться русским, одновременно став площадкой для самых больших театральных событий города. До революции здесь выступали многочисленные русские, украинские, немецкие, французские, итальянские драматические, оперные и опереточные труппы. На сцене театра в Одессе в конце XIX — начале XX века играли звезды мировой сцены: Сара Бернар, Элеонора Дузе, Бенуа Коклен, Жан Сюлли-Муне, Мария Савина, Владимир Давыдов, Мария Заньковецкая, Панас Саксаганский и Марк Кропивницкий. В 1914 году здесь выступал поэт-футурист Владимир Маяковский, а в 1928-м на сцене русского драмтеатра читал свою пьесу «Бег» Михаил Булгаков. Заканчивается Греческая, как сентиментальный роман прошлых веков — церковью, а точнее — Спасо-Преображенским собором, расположенным через дорогу, на Соборной площади.

Фото с сайта "Отражения"

9253

Комментировать: