Наша камера
на «Ланжероне»
Loboda Loboda
в Садах Победы
Погода в Одессе сейчас +7 ... +9
днем +7 ... +10
Курсы валют USD: 0.000
EUR: 0.000
Регистрация

«Пределы свободы: независимость по обе стороны экрана»

Вторник, 7 июня 2016, 13:02

Пресс-релиз

Украинская ретроспектива 7-го Одесского международного кинофестиваля

К 25-летию независимости Украины 7-ой Одесский международный кинофестиваль представляет украинскую ретроспективу «Пределы свободы: независимость по обе стороны экрана», подготовленную совместно с Национальным центром А.Довженко. Кураторами ретроспективы стали сотрудники научно-программного отдела Национального центра А.Довженко – Станислав Мензелевский, Анна Онуфриенко и Александр Телюк.

Практически сразу после провозглашения независимости Украины 25 лет назад это знаковое событие стало интерпретироваться, в большинстве случаев, как событие исключительно политического порядка. Однако, за пределами официальных страниц истории всегда существовала обыденная человеческая жизнь, на которую новообретенная независимость тоже оказывала влияние. В программу ретроспективы вошли редкие и, зачастую, забытые украинские фильмы ранних 90-х, отражающие этот период не с официальной позиции, а показывающие жизнь рядовых украинцев. «Пределы свободы: независимость по обе стороны экрана» раскроет тему изменений в украинской культуре после обретения страной независимости, а каждый фильм представит зрителям историю, в которой новообретенная независимость проявляется в разных формах, сюжетах и жанрах.

Кинолента «Распад» (1990) Михаила Беликова – первый художественный фильм про аварию на Чернобыльской АЭС, детали которой пытается узнать главный герой – журналист Александр Журавлев. Картина рассказывает не столько про выброс радиоактивных веществ, сколько про разрушение человеческих отношений и коллапс циничного госаппарата – несмотря на замалчивание властями масштабов и последствий трагедии, Александру удается докопаться до правды и «освободить» ее.

Об иной свободе идет речь в кинокартине «Цветение одуванчика» (1992) режиссера Александра Игнатуши. Молодой человек после 8-летнего тюремного заключения возвращается в родное село уже независимой Украины. Герою приходится приспосабливаться к новым порядкам в новой стране и противостоять остаткам старой системы. Например, милиции, которая продолжает жить и действовать так же, как и при тоталитарном и репрессивном государстве.

По-другому посмотреть на эту репрессивную машину предлагает Кира Муратова в своем первом постсоветском фильме «Чувствительный милиционер» (1992). Абсурдистская комедия рассказывает историю эмансипации рядового милиционера, который находит в капусте ребенка и решает усыновить его. Эта авантюра помогает герою освободиться от навязанных гендерных стереотипов, превратиться из сурового представителя власти в чувствительного и мечтательного постсоветского обывателя с родительскими амбициями.

Название фильма Натальи Андрейченко «Шамара» (1994) вторит прозвищу главного персонажа Зины. Она – новый тип героини для украинского кино, такой, каким, в свое время, была «маленькая Вера» для советского. Она ведет себя брутально, но в душе носит романтические чувства к своему мужу-заключенному, который женился на ней, чтобы избежать сурового наказания за ее изнасилование. И хотя действие фильма разворачиваются в 70-х, стиль киноповествования, «декорации» – тюрьма, больница, дают право называть этот фильм кинолентой, отражающей реалии 90-х.

В ретроспективе также представлены комедии. «Вперед за сокровищами гетмана!» (1993) Вадима Кастелли повествует о потомке гетмана Полуботка, который узнает о своем казацком происхождении и о сокровищах, спрятанных его предком в Лондоне. Теперь на нем лежит миссия государственной важности: забрать гетманское золото, за которым также охотятся КГБ, украинская мафия, партийцы и ЦРУ. Фильм является ироничной реакцией на «истерические» попытки реставрации казацкого наследия в начале 90-х.

«Практически сразу после провозглашения независимости, последняя стала толковаться как событие политического порядка. Культура, в сложившейся ситуации, воспринималась скорее как декоративная рамка в нескончаемой череде официальных мероприятий. Эта редукция практически выхолащивает весь пафос независимости и сводит многообразный спектр эмансипативных процессов к бюрократическим практикам, оставляя за кадром потенциал эпохи. С помощью кинематографа, а именно редких и зачастую забытых украинских фильмов ранних 1990-х, мы попробуем показать, что же происходило за границами официального и государственного пафоса на маргиналиях украинской независимости», – говорит один из кураторов программы Станислав Мензелевский.

Напомним, что 7-ой Одесский кинофестиваль пройдет с 15 по 23 июля. Помимо украинской ретроспективы в рамках фестиваля в этом году будет показана программа «Shakespeare on Film», в которую вошли пять знаковых экранизаций Шекспира.

9519

Комментировать: