Наша камера
на «Ланжероне»
Loboda Loboda
в Садах Победы
Погода в Одессе сейчас -1 ... +1
ночью -2 ... -1
Курсы валют USD: 0.000
EUR: 0.000
Регистрация
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

Юморина -2011

Вторник, 12 апреля 2011, 09:01

Веселится и ликует весь народ!

Одесский вестник, 02.04.2011

В апрельский день даже трухлявый пень мечтает стать звонкой березкой. И день этот – 1 апреля – провозглашен одесситами праздником Юмора. А так как, кроме завидной жизнерадостности, тонкой иронии и артистизма, жители нашего города славятся хорошим литературным вкусом, по традиции праздник Смеха начинается с открытия в Саду скульптур Литературного музея очередного памятника «одесскому» литературному герою либо писателю, прославившему наш город.

«ОДЕССКАЯ ШКОЛА»

В этом году одесситы решили увековечить сразу шестерых одесских писателей, сотворивших славу одесской литературы, создавших пресловутый одесский миф, – Валентина Катаева, Юрия Олешу, Эдуарда Багрицкого, Исаака Бабеля, Веру Инбер и Семена Кирсанова. Монумент сей, созданный скульптором Олегом Черноивановым по проекту «крестного отца» Сада скульптур Леонида Липтуги, называется «Одесская школа». Памятнику не откажешь в изяществе и завершенности композиции, а главное – в любви к персонажам скульптуры. Открытие памятника превратилось в открытый урок литературы, на котором выступали Роман Бродавко, Олег Филимонов, Сергей Гринивецкий...

Посетил «открытый урок» и одесский городской голова Алексей Костусев. – Я думаю, что Одессу трудно представить без Юморины, – считает Алексей Алексеевич. – Весь вопрос в том, какой она должна быть? Такой, какой она была последние годы, когда по улицам ходили толпы разогретых спиртным молодых людей, в основном – иногородние, а одесситы боялись показаться в центре города, Юморина нам не нужна. Одесский праздник Юмора должен быть интеллигентным, отличающимся тонким юмором, отражающим историю нашего города. В этом году мы попытались сделать Юморину по-другому. Я надеюсь на то, что сегодня она пройдет более интеллигентно и мы откроем новую страницу в ее истории.

«СМЕХ БЕЗ ГРАНИЦ»

А в Городском саду около кафе «Наполеон» открылась выставка карикатур, ставших за 38 лет истории Юморины ее неотъемлемой частью. Международная выставка «Смех без границ», представляющая работы карикатуристов городов-побратимов Одессы и Хайфы, в рамках Юморины проводится уже в четвертый раз. Первый секретарь посольства Государства Израиль в Украине Марк Довев перерезал красную ленточку. И все желающие могли от души и похохотать, и философски поиронизировать, рассматривая работы украинских и израильских карикатуристов. В этом году одесситов пытаются рассмешить семь израильских художников, среди которых – легендарный Аркадий Цыкун, создатель веселого морячка, уже 38 лет являющегося бессменным символом одесской Юморины. Экспозицию израильтян дополняют семь украинских карикатуристов, обладающих высоким профессиональным уровнем и виртуозно владеющих эзоповым языком.

«АХ, КАРНАВАЛ, УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР»

Но главное действо Юморины, ее сердце и пульс – безусловно, карнавальное шествие. Как утверждал генеральный продюсер Юморины Дмитрий Шпинарев, в нынешнем году этот непременный атрибут одесской Юморины можно будет сравнить с бразильским карнавалом. Одесситы, в Бразилии не бывавшие, возможно и поверили этому первоапрельскому розыгрышу. Не знаю, как в Рио-де-Жанейро, а карнавальное шествие в Одессе было красочным, веселым и смешным. Открыл парад яркий, словно яичный желток, «Запорожец», утверждающий транспарантом, на нем укрепленном, что «Лучший день недели – 1 апреля!». Весело прогремел духовой оркестр, традиционно покрасовались юные барабанщицы. Затем на Дерибасовскую выкатился... Оперный театр. Сегодня у мирового бренда Одессы тоже сорвало крышу. А с «безбашенного» культурного наследия и его балкона публику приветствовали юные надежды одесской оперной сцены, безапелляционно заявляющие слоганом на фасаде памятника архитектуры «Одесса – раскрутка талантов». В это верится, как никогда. Продефилировал традиционный первоапрельский морячок – привет одесской Юморине от клоунов израильского театра «То ли люди, то ли куклы». Карнавальную непредсказуемость костюмов и солнечные улыбки излучала колонна клоунов, собравшихся 1 апреля в Одессе на свой веселый фестиваль. И в противовес их беспечному ребячеству – многомудрый Анатолий Вассерман, выглядывая из своей легендарной жилетки, представлял колонну одесского «Что? Где? Когда?». А вслед – Борис Бурда, аппетитно угощающийся собственным варевом. Увы, гречневой каши ему сварить не удалось. Хотя за его «полевой кухней» проследовала «кулацкая подвода», груженная этим дефицитом. А вот «Парад невест» презентовал потенциальным одесским и иногородним женихам знойную женщину из папье-маше, переплюнувшую монументальностью форм кустодиевскую купчиху. За ее могучей грудью расположилось роскошное брачное ложе, на котором прочно обосновалась «шведская семья» из «Деревни дураков».

Театр «Каламбур», в котором оная деревня размещается – гость международного фестиваля клоунов «Комедиада». Его участники устроили гала-концерт на открытой площадке в центре города. Сказочно-яркое, наивное и непредсказуемое, их представление окунуло зрителей в мир веселой фантазии и еще раз подтвердило предположение о том, что мир – огромный карнавал.

В общем, не знаю, как в Рио-де-Жанейро, а в Одессе в этот день было по-настоящему весело и смешно. Разве что плакат «Перестаньте ржать! Лошадей пугаете!» удерживал участников Юморины в рамках благопристойности.

«ГРАЖДАНЕ ОДЕССЫ – ИЛЬФУ И ПЕТРОВУ»

В Городской сад после реставрации «вернулся» памятник 12-му стулу, ставший одной из визитных карточек нашего города. Честь открыть его была предоставлена автору композиции, известному одесскому скульптору Михаилу Реве и, конечно же, главному герою знаменитого романа Ильфа и Петрова – Остапу Бендеру.

После восстановительных работ у стула появился новый элемент – бронзовый постамент с монетами. Михаил Рева сказал, что это те самые деньги, которые хранились в стуле. После торжественной церемонии первым сел на единственный в своем роде бронзовый стул его автор и сфотографировался для потомков.

Что ж, памятник снова радует окружающих своей оригинальностью и красотой, а постамент украшает надпись, которая гласит: «Граждане Одессы – Ильфу и Петрову».

ЧИСТО ОДЕССКИЕ АТТРАКЦИОНЫ

Ни одна Юморина в Одессе не проходит без «Чисто одесских аттракционов». В этом году игровой городок расположился на Греческой площади.

Тысячи горожан и гостей города с удовольствием состязались в том, кто закинет с нескольких попыток тапок на крючок, выбьет наибольшее количество «кеглей», которыми на радость публике стали аптечные клизмы, украшенные цветами. Да что говорить, одесский бытовой акцент проявлялся во всех видах состязаний. В «Коммунальном теннисе» вместо настоящей спортивной ракетки отбивали шарик сковородкой. В конкурсе «Дело – труба» с четырех шагов бросали мячики в водосточную трубу – у многих выходило совсем и «не труба».

Не обошлось и без морской тематики. Конкурс «Попади арбузом в спасательный круг» пользовался популярностью у одесситов и многочисленных гостей города. И те, и другие очень старались закинуть символический арбуз в кольцо спасательного круга.

За труды все были вознаграждены – шоколадки, канцелярские принадлежности, сувениры с одесской символикой получили не только самые удачливые и меткие «стрелки», но и самые маленькие участники конкурсов. Они старались больше всех.

ДЕТСКИЙ СМЕХ ГРОМЧЕ ВСЕХ

А Городской сад наполнился детскими голосами. Разукрашенные и одетые в забавные костюмы мальчишки и девчонки вместе со своими родителями, бабушками и дедушками пришли на Юморинку.

Их встретили веселыми конкурсами и развлечениями озорные клоуны-ведущие Нюся, Тута и Сеня. Самых активных из ребят они испытали на прочность «смехом без причины», загадками и каламбурами. Взрослые тоже участвовали в конкурсах. Смельчаки-добровольцы во время одного из конкурсов получили «в подарок» от города по пять малышей, которых необходимо было по очереди перевезти в импровизированной машине.

Публику развлекали Микки-Маусы, шумные пчелки, трудолюбивые гномики и стиляги. Затем в небо Одессы малыши и взрослые отправили на воздушных шарах детскую улыбку!

Вероника Полищук, Александра Остроухова, Ольга Ростова, Ольга Ковалевская

* * *

«Ще не вмерла Гуморина!»

Вечерняя Одесса, 05.04.2011

«ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ОДЕССУ!»

Под таким лозунгом прошла «Юморина-2011», знаменуя старт весенне-летнего туристического сезона и презентуя события, которые должны пройти в городе в ближайшие месяцы. Потому и карнавальное шествие, в котором присутствовал старенький «Запорожец», помнящий первые «Юморины», стало своего рода анонсом грядущих Одесского международного кинофестиваля, «Джаз-карнавала», «Гоблин-шоу» и многих других мероприятий, которые, как надеются устроители, непременно привлекут в город новых гостей.

Для шествия в этом году были изготовлены новые декорации (их делали на Одесской киностудии). Изменилось и время старта юморинной колонны (в 12.30, а не во второй половине дня, как в прошлые годы), и ее маршрут: от Соборной площади участники прошли по Дерибасовской, Пушкинской, свернули на Думскую площадь и финишировали у Дюка.

Изменилось и место проведения большого праздничного концерта при участии звезд украинской и российской эстрады – он прошел на углу улиц Пушкинской и Ланжероновской.

Свежую струю в карнавальное шествие внесли участники Первого международного фестиваля клоунов «Комедиада», которые шли отдельной колонной. Они в очередной раз напомнили, что веселье заключается в том, чтобы чувствовать радость от жизни и уметь этой радостью делиться с другими.

«СМЕХ БЕЗ ГРАНИЦ»

Так называется открывшаяся 1 апреля и ставшая уже традиционной международная выставка карикатур. К сожалению, по независящим от организаторов причинам международный статус выставки пришлось ограничить участием в ней, кроме украинских, только израильских художников.

Как сообщил первый секретарь Посольства Государства Израиль в Украине Марк Довев, принявший участие в открытии выставки в Городском саду, одновременно такая же выставка открылась в израильском городе-побратиме Одессы Хайфе.

«Хайфа и Одесса близки друг другу по духу. И в одном, и в другом городе много одесситов. Культурные корни – универсальны, они объединяют людей. Я всегда говорил, что самое неблагодарное занятие – переводить анекдоты. А карикатура – это такой вид искусства, который не требует перевода. Настоящий юмор – это способность смеяться над самим собой. Это то, чем всегда отличались одесситы», – подчеркнул Марк Довев.

По мнению организатора выставки, председателя Ассоциации одесских карикатуристов Петра Сигуты, сегодня жанр карикатуры в Украине мало востребован. Политическая конъюнктура мало способствует развитию таких острых жанров, как карикатура и вообще сатира. Только Интернет остается «территорией», где может применить свой талант художник-карикатурист.

Однако внимание, которое оказали одесситы и гости города стендам выставки, показывает, что этот жанр по-прежнему любим зрителями.

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ШЕСТЕРКА В ТОГАХ И С КРЫЛЬЯМИ

Именно такими предстали одесские писатели начала ХХ века: Исаак Бабель, Эдуард Багрицкий, Вера Инбер, Юрий Олеша, Валентин Катаев и Семен Кирсанов в новом памятнике под названием «Одесская школа», открывшемся 1 апреля в Саду скульптур Литературного музея.

Традиция открывать памятники в день «Юморины», можно сказать, достигла своего «совершеннолетия». Шестнадцать лет назад, в 1995 году, была впервые реализована идея одессита Леонида Липтуги, и в Саду скульптур появилось «монументальное воплощение» вечного героя одесских анекдотов – Рабиновича, которого изваял знаменитый грузинский кинематографист, скульптор и кукольник Резо Габриадзе.

Из года в год экспозиция Сада пополнялась новыми персонажами. Из последних ими стали писатели Ильф и Петров и Константин Паустовский, которому в прошлом году, впервые на всем постсоветском пространстве, был установлен памятник. Автором их стал киевский скульптор Олег Черноиванов, очень любящий наш город. Олег Черноиванов принимал участие и в работе над восстановлением монумента Основателям города. На открытии своей новой работы он сказал: «Я счастлив, что судьба свела меня с организаторами Сада скульптур, которые вкладывают в это дело душу и ставят мне сложные задачи. Я надеюсь, что мне удается реализовывать их замыслы».

Олег Владимирский

* * *

Юморина таки рассмешила

Одесская жизнь, 06.04.2011

В Одессе били мировые рекорды и искали сокровища в Двенадцатом стуле.

ДВЕНАДЦАТЫЙ СТУЛ НАЧИНИЛИ ДЕНЬГАМИ

Скульптура и постамент вновь открытого после реставрации памятника теперь усыпаны монетами. Если раньше их было немного и только на сидении, то теперь деньги буквально разбросаны у подножия стула и уже даже были замечены желающие их присвоить. Должны разочаровать всех, кто падок на золото: автор монумента скульптор Михаил Рева опроверг слухи о несметных сокровищах внутри стула. Так что, увы, грабить нечего!

ВОТ ГДЕ ДЕНЬГИ «НА ШАРУ»!

Отсутствие сокровищ в Двенадцатом стуле одесситы компенсировали себе другим развлечением. Они самостоятельно ковали себе на память монету Юморины с помощью настоящей кувалды. Однако перед этим обязательно нужно было пройти инструктаж кузнеца.

ОДЕССКИЕ ПИСАТЕЛИ ТЕПЕРЬ МОГУТ ЛЕТАТЬ

Хоть одесские писатели не отличались ангельским характером, но им все же приделали крылья. В таком неожиданном виде в 2011 году открылся памятник одесским мастерам пера – Исааку Бабелю, Эдуарду Багрицкому, Вере Инбер, Юрие Олеше, Валентину Катаеву и Семену Кирсанову. Его можно увидеть в Саду скульптур Литературного музея.

ЖИЛЕТКА ВАССЕРМАНА ВЫРОСЛА В СОТНИ РАЗ

Гигантская жилетка одного из самых знаменитых одесских знатоков проехалась по улицам города, а внутри нее Борис Бурда готовил свои коронные блюда. Конечно же, все это происходило во время карнавального шествия.

БЬЕМ МИРОВЫЕ РЕКОРДЫ!

Украшением праздничной колонны стали невесты. Говорят, что у одной из них был самый длинный шлейф, который даже может войти в Книгу рекордов Гиннеса. Вот только осталось непонятным, всерьез ли вышла замуж эта одесситка?

БОДЕЛАН ВЕРНУЛСЯ В ОДЕССУ

Это не шутка! Экс-мэр города не только вернулся на Родину, но и пришел на открытие памятника в Литературный музей, где и угодил в объектив папарацци. Во время общения с прессой он старался уйти от политики, а напоследок сфотографировался с нардепом Сергеем Гриневецким.

ОДЕССИТЫ ИСКАЛИ ГРЕЧКУ

Во время праздника на улицах Одессы были замечены горожане, ищущие дефицитную гречку. Они рассказали, что уже обежали все улицы, но так и не нашли этот продукт.

ОЧКИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ

В нынешнем году главным праздничным атрибутом стали розовые и не только «смешные» очки. Их продавали по всем улицам центра Одессы всего за 20-40 гривен.

АВАТАР ЗАХВАТИЛ ОДЕССУ

Вернее, сердца одесситов. Синий человек-кошка обосновался в качестве привратника у входа в Музей восковых фигур на Ришельевской улице. 1 апреля тысячи горожан сфотографировались с гигантом. К нему очередь была не меньше, чем за право усесться на Двенадцатый стул.

ТЕЩЕ – КАКТУСЫ

Долой скучные подарки! В день Юморины продавцы кактусов предложили одесситам подшутить над любимыми девушками, женами и даже тещами, подарив им колючий подарок.

ПО ОДЕССЕ ГУЛЯЛИ КЛОУНЫ

Десятки комиков не только приняли участие в карнавальном шествии, но и выступили перед одесситами совершенно бесплатно. Возле сцены еще за несколько часов уже негде было яблоку упасть. Зрителей было насколько много, что даже журналисты не смогли пробиться к сцене.

Ольга Симоненко

* * *

Улыбайтесь, господа!

Юг, 07.04.2011

Юморина в Одессе по уже сложившейся традиции стартовала в Саду скульптур Литературного музея. Художественная экспозиция под открытым небом пополнилась новой скульптурой. На этот раз здесь открылся памятник писателям двадцатых годов двадцатого века, составившим мировую литературную славу Одессы, Юрию Олеше, Валентину Катаеву, Исааку Бабелю, Вере Инбер, Эдуарду Багрицкому и Семену Кирсанову.

Идея проекта, как и идея создания всей этой необычной, чисто одесской экспозиции, принадлежит Леониду Липтуге. Автор памятника – киевский скульптор Олег Черноиванов. Тандем этих двух творческих людей ранее уже подарил городу и «Джинсового Дюка» (2004), и «Неизвестного читателя» (2005), и трогательный «дуэт» Золотой теленок и двенадцатый стул (памятник Илье Ильфу и Евгению Петрову, 2008), и «Птицу-тройку» (памятник Николаю Гоголю, 2009), и «Сфинкса» (памятник Константину Паустовскому, 2010).

А первый постоялец Сада скульптур появился во дворике Литературного музея еще в 1995 году. Им стал герой одесских анекдотов Рабинович. Известный грузин-ский режиссер, скульптор и кукольник Резо Габриадзе изобразил его в образе часовщика-мечтателя, пытающегося разглядеть сквозь лупу звезды.

Леонид Липтуга на открытии монумента сказал:
– Конечно, каждый из шести писателей заслужил отдельного пьедестала, и мы могли бы шесть лет подряд открывать по памятнику. Но все же решили не разъединять лучших представителей Одесской литературной школы. Пусть все хоть тут будут рядом.

И в самом деле, выросшие в одно время в одном городе, ходившие по одним улицам в одни литературные кружки, прошедшие пробы пера в одних и тех же одесских журналах и составившие славу родного города писатели снова собрались вместе во дворике, входящем в дворцовый комплекс дома князя Гагарина.

Перед многочисленными гостями праздника герои композиции предстали в неожиданном виде – в образе ангелов, продолжив таким образом юмористическую направленность Сада скульптур. Авторы блистательной прозы и поэзии, отнюдь не отличавшиеся ангельским характером, облачены в римские тоги, к которым приделаны крылышки. Судьбы этих знаменитых одесских писателей сложились по-разному: у кого – трагически, у кого – внешне благополучно. Но все они, уверены авторы проекта, как добрые ангелы-хранители, оберегают с небес родной город. Меценатом проекта (тоже традиционно) выступила Одесская транспортно-туристическая компания «Пласке».

Среди гостей на открытии памятника, наряду с писателями, музыкантами, художниками, юмористами, были замечены и представители власти, прошлой и нынешней: заметно постаревший экс-мэр Одессы Руслан Боделан и ничуть не изменившийся экс-губернатор области Сергей Гриневецкий, суетливый нынешний губернатор Эдуард Матвийчук и кутающийся в бобровый воротник мэр Алексей Костусев.

За шестнадцать лет существования Сад скульптур стал своеобразным одесским брендом, пользующимся огромной популярностью у одесситов и гостей города. И именно здесь его зачинатели и вдохновители, опережая время и нерасторопных правителей, которым недосуг увековечить в камне и бронзе лучших представителей нашего города, утверждают историческую справедливость и дарят вторую жизнь и выдающимся личностям, и литературным персонажам, создавая собирательный образ Одессы.

Первого апреля в Городском саду к общей радости одесситов занял свое прежнее место бронзовый двенадцатый стул из одноименного романа Ильфа и Петрова. Излюбленный объект многочисленных туристов, установленный на Дерибасовской в 1999 году, в январе этого года пришлось демонтировать и отправить на реставрацию. Автор монумента одесский скульптор Михаил Рева не пожалел сил и времени, чтобы «починить» и укрепить самый знаменитый стул Одессы к началу нового туристического сезона. А чтобы этот предмет вожделения из бессмертного романа И.Ильфа и Е.Петрова и дальше мог выдерживать многочисленные «доказательства» всенародной любви, его и постамент укрепили металлическим каркасом. Теперь стул, пообещал Михаил Рева, прослужит не меньше четверти века.

В День смеха, кроме традиционного карнавального шествия, прошли и первый фестиваль клоунады, и большая Международная выставка карикатур, получившая название «Смех без границ». Но на этот раз художники состязались в остроумии не на Приморском бульваре, а в Городском саду, где на всеобщее обозрение было выставлено более семидесяти шаржей и шутливых рисунков самой разнообразной тематики.

Почему выставка карикатур, пользующаяся особой популярностью у одесситов и переросшая в отдельный фестиваль в рамках Юморины, является международной? Дело в том, что четыре года подряд одесские карикатуристы готовятся к ней совместно с коллегами из города-побратима Одессы Хайфы, где такая же выставка открывается одновременно с одесской в выставочном зале «Аудиториум». У одесситов, таким образом, имеется возможность оценить юмор средиземноморских художников, а израильские зрители могут вдоволь посмеяться, рассматривая одесские работы.

Организатор выставок председатель Ассоциации одесских карикатуристов Петр Сигута полагает, что идея вынести выставку на первоапрельскую улицу удачна и оправдана:

– Наша идея очень демократична. Выставку посмотрели тысячи одесситов и гостей города. Многие приезжают к нам за юмором. И получают его. Одесса имеет богатые традиции в карикатуре. И эти традиции живут и сегодня.

Но любоваться художественными произведениями профессиональных художников-сатириков только раз в году как-то совсем не смешно. Поэтому в планах создателей первоапрельского фестиваля открытие в нашем городе постоянной галереи карикатур, где и одесситы, и приезжие смогут увидеть работы художников со всего мира. Ну и оценить неиссякаемый и помогающий выживать во все времена одесский юмор и колорит.

Наталья Бржестовская

См. также материалы на странице СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ГЛОБУСА
2951

Комментировать: