Наша камера
на «Ланжероне»
Лобода Лобода
в Садах Победы
Погода в Одессе сейчас -2 ... 0
утром -2 ... +2
Курсы валют USD: 25.638
EUR: 27.246
Регистрация
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

Взгляд и музыка (добавлено)

Вторник, 2 июля 2013, 11:52

Валентина Левчук, Дмитрий Покровский, Анастасия Козачок

Вечерняя Одесса, 22.06.2013

В эти дни, с 21 по 23 июня, на морвокзале проходит четвертый фестиваль немого кино и современной музыки «Немые ночи», организованный по инициативе благотворительного фонда имени Ивана и Юрия Лип.

Кинопросмотры традиционно проходят на причале яхт-клуба и в помещении морвокзала, билет можно приобрести на входе, программы начинаются в 21.00. Фильмы демонстрируются под живую музыку в исполнении авторов.

Этот рискованный культурологический проект за три года приобрел друзей и ценителей. Его основная идея — отыскивать киноленты немого кино, реставрировать их силами специалистов Национального центра Александра Довженко (существует национальная программа реставрации кинематографического наследия) и затем использовать в массовой пропаганде кино, знакомя публику с вехами истории этого самого могущественного и самого уязвимого из искусств.

Да, есть у фестиваля финансовый риск, подтверждает заместитель генерального директора Национального центра Довженко Иван Козленко, но на массовый ажиотаж никто и не рассчитывал, это эксперимент, а пятьсот зрителей на просмотре — очень даже неплохая цифра, и она неуклонно растет.

Надо приучить молодежь к культуре кино. Все думают, что они любят кино, однако много ли таких, кто действительно понимает специфический язык этого искусства?! Организаторы фестиваля нашли выигрышный ход: они приглашают к музыкальному сопровождению фильма продвинутых, авангардных, модных авторов. Может, большинство молодежи идет на морвокзал потусоваться, выпить коктейль в творческой обстановке, в которой так легко и себя ощутить «продвинутым». Может, поначалу им чихать на Великого Немого. Зато музыка — привлекает. А вот как лягут модные музыкальные гармонии на изображение, да как вдруг предстанет старый кинокадр авангардным — дальше некуда! Вот так и въедет молодняк в тему, «что такое кино»...

Звезде одесского джаза Юрию Кузнецову выпало на этот раз, 23 июня, музыкальное сопровождение комедии Кинга Видора «Патси» (1928 г.) с голливудской белокурой звездой Мэрион Девис в главной роли. Изюминка музыкального проекта — импровизация: маэстро развивает музыкальную тему, глядя на экран. Непростая задача! На предварительной пресс-конференции Юра Кузнецов смешно рассказал, каково ему пришлось в прошлом году, когда он «положил на музыку» великий фильм Карла Дрейера «Страсти Жанны Д’Арк». Фильма-то он наизусть не знал и должен был применяться к его ритму... а костер Жанны все не загорался, и пианист сам едва не изжарился, нагнетая драматические пассажи и не зная, в какой момент последует кульминация.

Теперь вот — жанр комедии. «Работая для комедии, я найду новые грани в себе, — считает музыкант. — Озвучить фильм непросто: надо подчинять себя монтажу, тонкой смене состояний. Умная комедия — это когда смешные вещи можно выявить через печальные, и наоборот. Такая комедия подпитывается правдой жизни, а в жизни далеко не все так уж весело. Мне нравится этот фестиваль: он заполняет дыру, зиявшую в нашей культуре, а следовательно, в душе».

Сверх того, маэстро Кузнецов пообещал джем-сейшн. «Вспомним молодость»! Он очень рад встретиться на «Немых ночах» с коллегой, с которым лет десять назад играл на международных джазовых фестивалях: выдающимся саксофонистом, суперавангардистом Сергеем Летовым.

Российский дуэт «Летов энд Голоухов» озвучит фильм — гвоздь программы: шедевр корифея немецкого экспрессионизма, выдающегося режиссера Фридриха Мурнау «Последний человек» (1924 г.). Это произойдет сегодня, 22 июня, в 21.00. Кстати, помните ли вы, как несколько лет назад мы смотрели в Украинском театре отреставрированного «Носферату» Ф. Мурнау — первую экранизацию «Дракулы» Б. Стокера?..

Тандем вибрафониста-виртуоза Владимира Голоухова, чей творческий диапазон пролег между Эдисоном Денисовым и Гариком Сукачевым, и саксофониста Сергея Летова как раз и стал знаменитым на озвучивании немой киноклассики. Дуэт создал музыкально-шумовое сопровождение к первому российскому полнометражному фильму А. Ханжонкова и В. Гончарова «Оборона Севастополя» (1911 г.). Это сопровождение было принято в качестве канонического.

Польская группа «Orange the Juice» создала свой саундтрек к еще одному фестивальному фильму — «Укразия» Петра Чардынина (1925 г.), а белорусская «Port Mone» — к фильму Миколы Шпиковского «Хлеб» (1930 г.). Звезда чешского андеграундного рока, перкуссионист Павел Файт представит музыку к экранизации «Крейцеровой сонаты» Л. Толстого Густавом Махати (1927 г.). В последний, воскресный, вечер фестиваля выступит с шоу-концертом эксцентричное киевское кабаре «Dakh Daughters».

...Фестивальное посвящение нынешнего года — троим персонам Великого Немого: Луке Ляшенко (1898—1976), Мэрион Девис (1897—1961) и Петру Чардынину (1872—1934).

Лука Иванович Ляшенко — украинский актер, режиссер, киносценарист. В качестве актера дебютировал в фильме Миколы Шпиковского «Шкурник» (1929г.). Был особенно ценим Александром Довженко, снимался у него в фильмах «Земля» и «Щорс».

Мэрион Дэвис (настоящая фамилия — Доурас) начала кинокарьеру в 1917 году, в возрасте 20 лет, и прославилась как звезда лирической комедии. А карьеру ее устроил газетный магнат Уильям Херст, ставший впоследствии прототипом героя знаменитого фильма Орсона Уэллса «Гражданин Кейн». История многолетней любовной связи Мэрион Девис и Уильяма Рэндольфа Херста вошла в киноанналы. Когда они познакомились, ей было 20, ему — 54, и эта связь продлилась до самой его смерти в 1951 году, невзирая на то, что звезда Девис погасла с воцарением звукового кино...

Кто такой Петр Чардынин, могила которого находится на Втором христианском кладбище, одесситам, я думаю, разъяснять не надо, равно как и кто такая Вера Холодная. В «Немых ночах» Чардынин предстанет в непривычной ипостаси — режиссера украинского кино. Кстати, после «УкрАзии» за ним как режиссером числятся «Тарас Шевченко», «Тарас Трясило» и «Черевички»...

Программа «Немых ночей» предоставляет и молодым кинолюбителям возможности для самовыражения. Многие художники сегодня ищут себя в жанре видео-арта. Партнером «Немых ночей» в этом проекте выступает одесский экспериментальный центр современного искусства «Чайная фабрика». В ее залах (улица Карантинная, 21/1), в проекте «Видео сквот», вчера представили свои работы 15 молодых художников из Киева, Москвы, Харькова, Одессы, АР Крым, а также из Роттердама.

«Немые ночи»-2013 организованы при поддержке Государственного агентства Украины по вопросам кино и благотворительного фонда Рината Ахметова «Развитие Украины» в рамках грантовой программы. Партнерами фестиваля выступили Национальный центр Александра Довженко, Польский институт и Чешский центр в Киеве.

* * *

«В Украине даже проститутки – и те приличные!»

Комсомольская правда, 25.06.2013

На выходных в Одессе прошел четвертый фестиваль кино «Немые ночи»

Смотр традиционно организовали на площадке морвокзала. Одесситам показали пять фильмов 20-х годов прошлого столетия. Открыл фестиваль первый украинский детектив Петра Чардынина – «Укразия».

– Моя бабушка призналась, что на нашем фестивале она смотрит фильмы своего детства, – рассказал организатор «Немых ночей» Олег Мельничук. – Мы открываем фестиваль фильмом известного режиссера Петра Чардынина, в этом году исполняется 140 лет со дня его рождения.

Из 200 минут кинокартины сохранилось около 70-ти, но в итоге киношникам удалось собрать из оставшегося материала полноценный фильм. Публика с интересом разглядывала на экране знакомые места в городе. Штаб белогвардейцев находился в реформаторской церкви на Пастера, у фонтана Оперного театра ездили машины, а сцены сражений снимали у старого здания железнодорожного вокзала. Каждые несколько минут зрители словно по команде вытягивали спины и даже привставали со стульев – из-за низко расположенного экрана прочесть субтитры было проблематично. Впрочем, этот недостаток перекрывала необычная атмосфера просмотра фильмов у самого моря. Шарма показу придали музыканты, которые импровизировали прямо по ходу демонстрации фильма.

Второй день фестиваля омрачила погода, российский фильм «Последний человек» досматривали буквально под дождем. Когда же на экране появились титры, зрители кинулся искать укрытие, а организаторы – спасать технику. Чтобы не зависеть от погоды, в последний день демонстрацию перенесли в концертно-выставочный зал морвокзала. Там публика аплодировала игре известной комедийной актрисы Мэрион Дэвис и параллельно игре Юрия Кузнецова, который аккомпанировал фильму. Джазмен сочетал классику с импровизацией, игру на рояле с игрой на губной гармошке, и даже воссоздавал звук автомобильного клаксона, когда в кадре появлялись машины.

Фееричным окончанием трехдневного фестиваля стало выступление украинского фрик-шоу Dakh Daughters Band. Шесть девушек появились на сцене в зеленых пальто, темных очках, с цветками на голове и разрисованными подобно мимам лицами. Эпатажные участницы коллектива на час завладели вниманием публики, играя на инструментах, танцуя румбу и даже разыгрывая этюды. Нашлось место и юмору.

– Украинские девчонки все веселые, чернобровые и порядочные. Даже проститутки, – заключили участницы коллектива.

* * *

«Великий немой» шагает по Одессе

Анастасия Козачок

Юг, 27.06.2013

Несмотря на малую известность современного украинского кино в мире, все большие обороты набирают «немые» ленты наших соотечественников. Возможно, это связано с недавней эйфорией по голливудскому «Артисту», взявшему несколько Оскаров. А может быть, наших кинематографистов наконец-то разглядели и по достоинству оценили западные киноманы. Так или иначе, спрос на «украинского немого» явно возрос, что доказывает четвертый кинофестиваль «Немые ночи», недавно завершившийся в Одессе.

Отметим, что публика здесь была, мягко говоря, разношерстная: одесский бомонд, люди искусства, школьники, хипстеры, обычные туристы — всех понемногу. Нельзя было выделить «ядро» фестивальной аудитории. Возможно, потому что всех гостей объединял не статус или возраст, а любовь к кино и к современной музыке. Вот и организаторы на вопрос о целевой аудитории ответили: это, прежде всего, люди, готовые к эксперименту над собой и своим мировосприятием. Из-за такой аудиторной ориентации фестиваль и носил характер не архивного, а эстетического, призванного удовлетворить в первую очередь мышление зрителя. И только потом — развлечь.

Открыл форум фильм «Укразия» Петра Чардынина. Именно этот режиссер в свое время познакомил зрителя с королевой немого кино Верой Холодной, которая до этого «использовалась» в синема, скорее, как интерьерное украшение, чем объект действия. Чардынин же имел свой собственный подход к работе с актерами, а также к съемочному процессу целиком, выводя на первое место не декорации, а фабулу сюжета. Он стал первооткрывателем украинского кинодетектива и исторической драмы, боевиков и литературных экранизаций, был признан «мастером салонного кино».

Фильм «Укразия» был снят в далеком 1925-м. На экраны в свое время картина так и не вышла, поскольку ее сценарист был признан врагом народа. Лента, длительность которой изначально составляла двести минут, до наших дней дошла только с хронометражем в семьдесят. Реставраторы из Национального центра имени Довженко с огромным трудом восстановили фильм. Самой большой утратой «новой версии» считается ненайденная сцена с выступлением известного шансонье Александра Вертинского. Но организаторы фестиваля решили восполнить эту потерю, пригласив для музыкального сопровождения «Укразии» польский коллектив «Minimatikon».

Вторым украинским фильмом стал «Хлеб» Николая Шпиковского (1930 г.). Надо сказать, что это уже вторая картина Шпиковского, демонстрируемая на «Немых ночах» (в 2012-м был показан его «Шкурник»). Создатель этих лент, как и многие деятели украинского искусства эпохи «Расстрелянного возрождения», был вычеркнут из истории кинематографа, хотя и признавался своими современниками «королем киноавангарда». До этого момента картина «Хлеб» не демонстрировалась широкой публике, поэтому организаторы «Немых ночей» назвали показ фактически мировой премьерой фильма. Озвучивать картину доверили белорусской фолк- и этногруппе «Port Mone».

Кроме отечественных лент, в рамках фестиваля были продемонстрированы работы чешского, немецкого и американского режиссеров. Густав Махаты, создатель известного эротического шедевра «Эротикон», был «введен» в программу с картиной «Крейцерова соната» (1926 г.) по мотивам одноименной повести Льва Толстого и с музыкальным сопровождением чешского рокера Павла Файта.

Фридрих Вильгельм Мурнау, один из немногих европейских режиссеров, кто сумел «прижиться» в Голливуде, предстал с фильмом «Последний человек» (1924 г.), снятым на пике рассвета немецкого экспрессионизма. История самой ленты достаточно интересна: у американских прокатчиков был свой взгляд на искусство, и им не подходили ни излишняя депрессивность немецкой ленты, ни полное отсутствие субтитров. Последними Мурнау хотел подчеркнуть полноценность киноязыка и ввести субъект восприятия посредством движения камеры. Не договорившись с американскими продюсерами, режиссер переснял концовку и добавил финальный крайне нелогичный титр. В качестве аккомпаниаторов «Последнему человеку» был приглашен дуэт Летов & Голоухов. Сергей Летов — известный саксофонист и брат рокера Егора Летова.

Последним киношедевром в программе стала лента американца Кинга Видора «Патси» (1928 г.) с Мэрион Дэвис в главной роли. В свое время мисс Дэвис прославилась гораздо больше подробностями своей жизни с медиамагнатом У. Херстом, нежели ролями. Однако это отнюдь не уменьшает ее таланта и того эстетического удовольствия, которое получили зрители от игры актрисы.

Музыкальное сопровождение для фильма написал известный одесский джазовый пианист Юрий Кузнецов, для которого это был дебют в озвучивании комедий. До этого он уже сотрудничал с организаторами фестиваля, выступив композитором психологических драм «Страсти Жанны д’Арк» К.Драйера и «Палаюче вогнище» И.Мозжухина. Накануне на пресс-конференции Кузнецов отметил: сам конечную версию фильма «Патси» еще не видел, потому с удовольствием посмотрит ее.

Сразу после показа «Патси», который состоялся в последний день программы, был устроен концерт, где, помимо задействованных ранее музыкантов, принял участие новый киевский проект «Dakh Daughters». Он был создан на базе театра «Dakh» и состоит из семи актрис, исполнивших песни на стихи Иосифа Бродского, Михайля Семенко и других поэтов.

В этом году «Немые ночи», как и раньше, были разделены на сеты, каждый из которых посвящался знаменитым киноактерам прошлого — Петру Чардынину, Луке Ляшенко и Мэрион Дэвис. Но в отличие от предыдущих лет, нынешний фестиваль включал в себя только вечерние сеансы с учетом интересов зрителей, спешащих после просмотра на общественный транспорт.

За четыре года своего существования «Немые ночи» могут уже похвастать наличием постоянных гостей, и, как подчеркнул один из организаторов и заместитель генерального директора Национального центра имени Довженко Иван Козленко, двадцать процентов из них — киевляне. А это значит, что это меро-приятие получило распространение и за пределами Одессы.

«Фестиваль из невыигрышного становится популярным», — подытожил Юрий Кузнецов. А вместе с известностью возрос и его бюджет, который увеличился в четыре раза по сравнению с начальными капиталовложениями.
4658

Комментировать: