Наша камера
на «Ланжероне»
Лобода Лобода
в Садах Победы
Погода в Одессе сейчас -5 ... -3
днем -2 ... -1
Курсы валют USD: 25.899
EUR: 27.561
Регистрация
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

Vivat Academia, vivat professores!

Вторник, 12 апреля 2011, 08:40

Ирина Тимохова

Вечерняя Одесса, 07.04.2011

В Одесском музее западного и восточного искусства открылась международная выставка «Санкт-Петербург – Одесса». Представлены работы выпускников Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. На многолюдном открытии присутствовал Генеральный консул Российской Федерации в Одессе Ю. А. Антонов.

Со времени появления в Одессе заведений художественного образования (Рисовальной школы, затем Художественного училища) высшие профессиональные знания одесские художники стремились получить в Санкт-Петербурге. Питомцы академии преподавали в школе и училище, а их выпускники отправлялись в Петербург продолжать учебу.

Культ академического рисунка, строгость графического начала, аскетизм цвета – вот типично петербургские черты, с которыми неминуемо сталкивались наши молодые художники. Молодые отнюдь не были «зелеными», за ними стояла традиция одесской южнорусской школы, но главное, все они были природными южанами. Ведь в какой бы области Украины они ни родились, они видели вокруг мир, чьи краски несравнимы с петербургскими.

Не многие знают, что в Императорскую академию художеств выпускников Одесской художественной школы принимали практически без вступительных экзаменов: это было признание силы южнорусской школы со стороны северного художественного Олимпа. Что возникало из этого соединения южного пламени и холодноватого совершенства севера? Вся экспозиция, представленная в ОМЗВИ и состоящая из 110 произведений живописи, графики и скульптуры 17 авторов – один развернутый ответ.

В мастерской батальной живописи Френца возмужал талант заслуженного художника Украины, участника Великой Отечественной войны Аркадия Викторовича Русина, до сих пор сохраняющего академический интерес к развернутой композиции, к историко-батальному жанру. Генералиссимус А. Суворов, изобретатели славянской письменности Кирилл и Мефодий – герои его исторических полотен. Заслуженный художник Украины, профессор Валентин Филиппенко в свое время закончил аспирантуру в Академии художеств. Его академические рисунки по сей день украшают учебники и служат студентам наглядным пособием штудирования натуры. Изысканный живописец и тонкий график, он 7 лет преподавал в художественных вузах Китая. В свою обдуманную и «обкатанную» систему живописи Филиппенко привносит элемент импульсивного, играющего порыва («Рассерженная Эко», «Россиянка», «Всадница).

Верность реалистической традиции демонстрирует в своих натюрмортах художник-реставратор Инна Русина, награжденная Государственным орденом княгини Ольги III степени и орденом св. Варвары – за спасение национальных святынь. Галина Лекарева-Никитина, дипломант международных выставок, работает сейчас вне канонов академизма. Ее в искусстве привлекает материализация духовного («И дам им одежды белые», «Одинокая ракушка»), взаимосвязь человека с Космосом.

Вадим Кучер – лауреат Академии художеств, его дипломная работа получила высшую оценку на конкурсе работ. Эффект вибрирующей красочной поверхности получает полную степень выражения в его пейзажах и натюрмортах. В течение многих лет работы В. Кучера открывают «Русские сезоны» во Франции. К слову, именно Вадиму Кучеру принадлежат идея создания и организация этого проекта.

...Мастерскую Орешникова – Угарова – Рейхета (она же легендарная «репинская») окончили большинство участников выставки. В. М. Орешников – выдающийся российский живописец ХХ века, народный художник, ректор института. Он вышел из сезаннизма и кубизма. Декоративность и красота цветового решения были первостепенными в его композициях. В. И. Рейхет – народный художник, родился в Одесской области, учился в мастерской Орешникова, был превосходным колористом. Надо признать, что среди учеников мастерской нет ни одного «академического клона».

Скромный, талантливый Олег Волошинов в конце концов «привлек к себе любовь пространства, услышал будущего зов». Его работы можно уподобить «иероглифам счастья», где так много света, неба. Реализм Леонида Гервица и Юрия Гаврильченко, импрессионизм В. Кучера, символизм Г. Лекаревой-Никитиной, полуабстрактные композиции В. Филиппенко – это все плоды обучения в одной мастерской, и все они отстаивают право индивида перекраивать реальность по своему усмотрению.

Мастерскую графика Ветрогонского окончили такие непохожие Д. Жижин и Н. Потужный. Дмитрий Жижин – создатель удивительных по чистоте исполнения и восприятия акварельных пейзажей. Николай Потужный, тяготеющий к женским образам, отчасти навеянным античной скульптурой, воспевает красоту, исполненную величия и достоинства.

Школу академика Е. Мыльникова прошел Леонид Шилов. Декоративные работы Шилова подтверждают мысль великого французского символиста Мориса Денни: «Исходная позиция подлинного искусства – чистая арабеска, заполняющая пустую плоскость». Амазонки Л.Шилова вместе с их белыми конями образуют некую формулу красоты. В них ощутима наследственная связь со стилем модерн.

Из мастерской профессора Зайцева вышла Ольга Токарева, художник тонкого чувства цвета и формообразующей структуры. В ее солнечных пленэрных работах («Озорство весны», «Яркость лета», «Виноградная веранда») главным событием становится сама живопись. Мастерскую В. В. Загонека представляет Татьяна Вафина – поэт-романтик пригородных дворцов Петербурга.

Выпускницей реставрационного отделения (мастерская М. М. Девятова) является Ольга Куцан, зав. отделом реставрации ОМЗВИ. Во время учебы в академии Ольга принимала участие в реставрации знаменитой картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи». «Кто умеет копировать, тот умеет и рисовать», – это высказывание, приписываемое Микеланджело, подтверждают классические пейзажи и фигурные композиции О. Куцан, имевшие большой успех во Франции. Светлана Юсим, воспитанница архитектурной мастерской профессора Баручева, продуктивно работает в абстрактной живописи, сочетая символичность цвета со спонтанностью граффити («Надежда», «Посвящение»). Интересен ее символичный красно-бело-черный триптих, где чувствуются боль, гнев, борьба и катарсис.

Творчество двух учеников выдающегося русского скульптора Аникушина – Серафима Чаркина и Александра Токарева – хорошо известно в нашем городе. Александр Токарев – лауреат премии «Твои имена, Одесса». В реализме он по-прежнему видит много перспектив и возможностей.

Академия – это не путы, академия – это крылья. Об этом говорится в поздравительном письме профессора трех академий: Академии художеств имени Репина, Нью-Йоркской Академии реалистического искусства и академии Сиэтла, – лауреата американских и международных конкурсов, нашего земляка Леонида Гервица.

Жаль только, что городские власти проигнорировали столь знаменательное событие культурной жизни...
2945

Комментировать: