Наша камера
на «Ланжероне»
Loboda Loboda
в Садах Победы
Погода в Одессе сейчас -7 ... -6
утром -5 ... 0
Курсы валют USD: 0.000
EUR: 0.000
Регистрация
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

Прогулка по улице Бунина (фото) (добавлено)

Вторник, 29 декабря 2015, 13:44

Илона Кац, Александр Бирштейн

Сегодня, 13.04.2015

Когда-то в центре Одессы была Полицейская улица, а также одноименный мост и площадь, названные так из-за расположившегося в этом районе полицейского участка. Теперь все это находится на улице Бунина. Правда, известный писатель не имел к ней никакого отношения, а в разное время улица носила имя генерала Романа Кондратенко, прославившегося во время осады Порт-Артура, революционерки Розы Люксембург и "16 Октября". Последнее название придумали румыны, зашедшие в этот день 1941 года в Одессу. По словам краеведа Олега Губаря, якобы топонимический казус с нынешним названием улицы можно оправдать тем, что в 1882 году фамилию Бунин также носил главный городской полицейский. Когда-то тут однофамилец барда Высоцкого продавал мужские шляпы и жил изготовитель лучших шабских вин швейцарец Иоанн Ансельм.

Тут в XIX веке кутил Адам Мицкевич

В самом начале улицы Бунина можно заметить серый неказистый домик, некогда — дом шляхтича Залесского. По свидетельствам историков, его стены помнят поэта Адама Мицкевича, который был сослан в Одессу по политическим мотивам. В первой половине XIX века дом Залесского был одним из самых популярных мест проведения светских раутов и балов в Южной Пальмире. Здесь молодой повеса Мицкевич встретил своенравную красавицу Каролину Собаньскую, законную супругу коммерсанта и любовницу графа Яна Витте.

Сейчас дом постепенно разрушается, а в память о поэте и упоительных вечерах свидетельствует лишь памятник неподалеку.

Французский мост со сквозной дырой

Если пройти чуть дальше, вы окажетесь у начала уникального моста Коцебу над Карантинной балкой, который был сооружен архитектором Ландесманом еще в конце XIX века. Интересно, что каркас для конструкции изготовили в Париже, а в Одессе мост только собрали и установили, дав ему имя последнего генерал-губернатора Павла Коцебу. Кстати, в период своего правления чиновник отверг проект строительства моста на Полицейской.

Сейчас мост в удручающем состоянии — уже более года в нем зияет сквозная дыра, от которой то и дело ползут новые трещины. Если, рискуя жизнью, зайти под мост, то можно увидеть, как обваливается кирпичная кладка и разрушаются бетонные блоки. Строитель Владислав Роменский говорит, что дальнейшая судьба моста Коцебу зависит от того, как "чувствуют себя" металлические и бетонные конструкции: "Если металл изъеден коррозией до дыр, то стоять ему осталось недолго".

Здание биржи — как дворец в Венеции

В здании №15 на Полицейской расположилась одесская областная филармония. А когда-то здесь находилась купеческая биржа. Здание ее было построено в 1899 году в стиле венецианского неоренессанса по конкурсному проекту молодого и подающего надежды архитектора Викентия Прохаски (позже проект был переработан архитектором Александром Бернардацци). За основу был взят проект дворца Палаццо Дукале в Венеции. Фасад биржи украшен керамической плиткой, мрамором и витражами, интерьер — живописными панно, потолок выполнен из резного дерева, а зал вмещает 1000 человек. По многочисленным свидетельствам современников, "товарная биржа не только украсила улицу, но и принесла Одессе славу коммерческого центра Новороссийского края". Кстати, над парадным входом филармонии и сегодня можно различить замазанные краской медальоны гербов Одессы, а также Бессарабской, Таврической, Екатеринославской и Херсонской губерний. К слову, благодаря необычной акустике гости не слышат сторонние звуки из зала, а только музыку, доносящуюся со сцены.

Ойстрах играл в уличного музыканта

Миновав несколько зданий, мы остановимся у дома, где жил лучший ученик "фабрики талантов" Петра Столярского, Давид Ойстрах. Он дебютировал на большой сцене в 5-летнем возрасте, исполнив вариации Данкля, а впоследствии его имя уверенно вошло в историю улицы и города. Историки пишут, что любимым занятием будущего "Царя Давида" (так называли скрипача) была игра в уличного музыканта в одном из дворов на улице Бунина. "В нотах я тогда ничего не понимал, но для виду смотрел в них. Окруженный малышами, я старательно пиликал. Звуки, извлекаемые из канареечно-желтого инструмента, казались мне божественными", — пишет в своих мемуарах Ойстрах. Во время войны юный скрипач в сопровождении бабушки пробирался на урок к Столярскому под грохот пушек и треск пулеметов, чтобы постичь азы скрипичного искусства и ансамблевого музицирования. Сейчас о том, что в доме жил скрипач, напоминает только мемориальная табличка.

Пиво, бублики и медиум

Наша следующая остановка — у доходного дома Эгиза. В предреволюционные годы тут была пивная Попандопуло — излюбленное место возлияний одесситов, а также ресторан грека Кариоти "Медведь", описанный Бабелем в рассказе "Любка Казак". Хозяина ресторана также помнят и как щедрого мецената. Так, "Одесский листок" в 1911 году писал: "23 декабря содержателем ресторана пожертвовано Петропавловскому комитету помощи бедным 600 белых хлебов для раздачи бедным, в память его родных. Хлеб сего же числа совместно с еженедельно выдаваемым пособием и углем роздан беднякам". А вот в соседний, 32-й дом, одесситы спешили за ароматными бубликами господина Катарова. Литературоведы предполагают, что именно эта бубличная навеяла на Катаева сюжет сказки "Цветик-семицветик", в которой даже дворовой пес не мог устоять перед соблазном отведать баранки. Кстати, неподалеку, в доме Гааза, медиум Елена Блаватская проводила свои спиритические сеансы.

Бронзовые дети и Вера Холодная

Сразу за пожарной частью на улице Бунина когда-то располагалася полицейский участок, а сейчас — миграционная служба. Заканчивается наша прогулка сквером актрисы одесской киностудии и звезды немого кино Веры Холодной. Здесь же расположен кинотеатр "Одесса", который уже давно не работает, а в центре площади почему-то установили скульптуру "Петя и Гаврик" — бронзовые изображения героев повести Валентина Катаева "Белеет парус одинокий". Парни в шортах, с закатанными рукавами рубашек и взглядами, мечтательно устремленными вдаль — к морю и свободе. Бронзовый памятник ребятне в 1988 году создал скульптур Николай Степанов. Позировали ему обычные одесские мальчуганы. А памятник самой Вере Холодной установили на краю площади, почти у самой Преображенской улицы. Актриса, изображенная во весь рост, в широкополой шляпе и длинном платье, вытягивает вперед руку, в которую одесситы и гости города часто кладут букеты цветов. Выбор места неслучаен: именно здесь, на месте небольшой стеклянной галереи, когда-то находился дом Папудовых, где некоторое время жила дива кинематографа.

* * *

Полицейская имени Бунина

Отражения, 2015

Знаете ли вы, какая улица называлась «Полицейской», а потом… Хотя давайте по порядку…

Первое упоминание о «Полицейской» относится к 1817.

Присутствует она и в описании событий 1905 года в повести В. Катаева «Белеет парус одинокий»:

«Через два квартала навстречу мальчикам из-за угла выбежала женщина с корзиной, из которой сыпались древесный уголь и айва.
— Ой, господи Иисусе Христе, ой, мать пресвятая богородица… — бессмысленно повторяла женщина, стараясь дрожащей рукой натянуть сбившийся с головы платок. — Ох, господи, что же это делается! На кусочки разорвало…
— Где?
— На Полицейской…»

Улица соединяет Канатную до Преображенскую и тянется параллельно улицам Греческой и Жуковского. Длина ее составляет около 1200 метров. На ее пересечении с Преображенской в 20-х годах 19 века было выстроено здание полицейского управления. Теперь это дом № 41.

Видимо, поэтому и первоначальное название, сохранившееся до 1905 года.

А в 1905 году в Одессу доставили гроб с телом героя русско-японской войны Романа Исидоровича Кондратенко.

Вот как описывает это событие Ю.Олеша — в повести «Ни дня без строчки»:

«В пасмурный летний день — и тем более летний, что он был пасмурный, когда зелень прямо-таки красовалась на сером фоне, — мы с бабушкой стояли в парке над панорамой порта и распростертого до горизонта моря и смотрели на то интересное и новое для нас, что происходило в порту… Конечно, слово «гроб» фигурировало в нашем переговаривании с бабушкой, поскольку мы смотрели на похороны, но я не помню гроба. Наверно, был и катафалк, вернее всего, даже лафет, поскольку похороны были военные…
— Генерал Кондратенко, — то и дело повторяла бабушка…
Гроб с телом героя Порт-Артура генерала Кондратенко провезли по Полицейской до Пушкинской, а потом повернули к вокзалу».

Это событие явилось по тем временам достаточным основанием для того, чтобы улица получила имя Кондратенко. Правда, ненадолго. В 1920 году ее переименовали в честь одной из крупнейших фигур международного рабочего движения Розы Люксембург, которая вместе с Карлом Либкнехтом была зверски убита в Берлине в январе 1919 года, при подавлении революционных выступлений в Германии.

Кстати, Одесса, наверное, держала первое место в СССР по увековечению имен немецких общественных деятелей. Энгельс, Маркс, Либкнехт, Цеткин, Люксембург… Каждой улице по социалисту. Кстати, оккупационные власти фамилии своей землячки на придомовых табличках терпеть не стали и дали улице новое название — «16 октября». Ненадолго. В апреле 1944-го она опять была отдана Розе Люксембург.

После развала СССР городские власти долго размышляли над тем, как теперь поступить с этой улицей, и, наконец, вспомнили, по счастливой случайности (мало ли, что могло им прийти в голову) о нобелевском лауреате И.А. Бунине, часто и надолго приезжавшем в Одессу. Конечно, если бы им была доступна логика, то имя Бунина, коль уж так приспичило, надо было отдать Княжеской или Пастера, где писатель жил. Но вряд ли они это доподлинно знали, как и понятия не имели о том, что городским полицмейстером с 1882 года бы некий… Яков Иванович Бунин. Все произошло само собой.

И еще одна деталь. Параллельно улице Бунина идет улица Жуковского. А отчима Василия Андреевича Жуковского звали Афанасий Иванович Бунин.

Но это так. К слову…

Напротив бывшего и нынешнего, между прочим, управления полиции-милиции располагался совсем бывший кинотеатр для школьников «Смена». Помните? Билет в кино стоил неизменные 10 копеек, а детские фильмы были совсем неплохими. Иногда даже замечательными. Да и гривенник на кино любой мог наскрести. Правда, как уверяли учителя, процент прогульщиков после открытия кинотеатра заметно возрос. Наверное, они правы. Я и сам там не раз «казенил» …

Следует еще отметить и то, что в этом доме в 1881-1896 году жил видный ученый-анатом, академик АН УССР, лауреат Ленинской премии В.П. Воробьев. Он родился в Одессе, в семье купца в 1876 году. С детства мечтал стать врачом, но так как в те годы в Одессе не было медицинского факультета, поступил в Харьковский университет. По окончании вуза остался на кафедре анатомии. В 1908 году защитил докторскую диссертацию. В 1924 году, совместно с Б.И. Збарским, разработал метод сохранения мертвой органики. Участвовал в бальзамировании тела В.И. Ленина, за что в 1926 году получил звание лауреата премии имени вождя. Но известен Воробьев не только этим. Он автор первого советского пятитомного анатомического Атласа, и создатель единственного в мире Музея становления человека. Улицы, названные его именем, есть и в Одессе, и в Харькове.

Следующее за кинотеатром здание под номером 40 — доходный дом Ландесмана, появившийся на свет в конце позапрошлого века. Здесь жил замечательный поэт Юрий Михайлик.

Примечателен и № 36-ой. Именно на этом месте стоял так называемый дом Гааза, где в декабре 1872 года медиум Елена Блаватская, едва ли не самая загадочная личность среди русских оккультистов-литераторов, останавливалась у своей тетки, генеральши Витте, после продолжительных путешествий по восточным странам. Екатерина Андреевна Витте, мать С.Ю. Витте — будущего премьер-министра России, была сестрой Елены Ганн — матери Елены Блаватской. Вообще, с Одессой связаны годы и годы жизни медиума. Ее семья переехала сюда в 1835 году, когда ей исполнилось четыре, и прожили они тут год с лишним. Потом приезжали в 1839 году и в 1841… Наконец, в 1872 году Елена Блаватская осталась в этом доме на 9 месяцев.

Стесненная в средствах, но обладающая бесспорным даром и огромной практикой в сфере оккультизма, Блаватская предложила помощь одесской жандармерии, однако, тогдашние правоохранители не проявили к ней энтузиазма. Может быть, и к лучшему. Ведь тогда история Одесса рисковала бы утратить таких одиозных, но тем не менее, известных личностей, как Михаил Винницкий — Мишка Япончик, его правая рука Семен Волович, в народе — просто Сеня Вол, а также урожденную Софью Блювштейн, известную ныне под именем еще одной воровской легенды — Соньки — Золотой ручки.

Вспоминает С.Ю. Витте: Блаватская, «поселившись в Одессе… сначала открывает магазин и фабрику чернил, а потом цветочный магазин (магазин искусственных цветов). В это время она довольно часто заходила к моей матери… Когда я познакомился ближе с ней, то был поражён её громаднейшим талантом всё схватывать самым быстрым образом… многократно, на моих глазах, она писала длиннейшие письма стихами своим знакомым и родным… В сущности, она была очень незлобивым, добрым человеком. Она обладала такими громаднейшими голубыми глазами, каких я никогда в жизни ни у кого не видел».

Сергей Юльевич Витте, двоюродный брат Блаватской, за два года до ее приезда окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса), получил степень кандидата физико-математических наук… Для того, чтобы показать, что было потом, ограничимся справкой из энциклопедии.

СПРАВКА
«Серге́й Ю́льевич Ви́тте (17 (29) июня 1849 — 28 февраля (13 марта) 1915) — граф, российский государственный деятель, министр финансов России (1892-1903), председатель комитета министров, председатель Совета министров Российской империи (1905-1906)». Кроме этого, он являлся одним из «отцов» южных железных дорог. Мемориальная доска в его честь висит на стене Управления ЮЗЖД, что у вокзала.

Знаменитое здание, где все они проживали, было в войну разрушено. На его месте возник ресторан «Киев», где нынче размещаются банк и разного рода офисные помещения.

Вот мы и приблизились вплотную к Александровскому проспекту, где стоит обратить внимание на памятник великому польскому поэту Адаму Мицкевичу.

Пошли дальше? Домом по правой стороне улицы, на углу Полицейской и Красного переулка, под номером 32/34 на рубеже 19 и 20 веков владел М.С. Попандопуло. В 1906 году двойная нумерация была ликвидирована. С этой поры домом под номером 32 по-прежнему владел М.С. Попандопуло, а номером 34-м — телефонное общество. В основном строительство здания продолжалось с 1837 по 1838 год по проекту архитектора Ф.К. Боффо, но завершил его в 1841-1842 годах архитектор Г.И. Торичелли.

В доме Попандопуло находилась галантерейная лавка Годеля Дзюбина, отца поэта Эдуарда Багрицкого. Годель Мошкович был в жизни неудачником, мечтал собрать денег и начать собственное дело. Деньги собрал, магазин открыл и сразу прогорел. А в 1919 году умер от рака желудка. Мать поэта — Ита Абрамовна Дзюбина (урожденная Шапиро), — высокая, сухощавая брюнетка, слыла фантазеркой, и странное для еврейской семьи имя Эдуард было выбрано по ее инициативе.

Чуть выше по улице, в доме № 31 оживленно бурлил трактир грека Кариоти под названием «Медведь», переехавший сюда ненадолго с угла Кондратенко и Ришельевской. Похоже, именно тут «заседал» Симон-Вольф из рассказа И. Бабеля «В подвале».

«С Симон-Вольфом тоже уладилось. Он ушел со своими приятелями-барышниками пить чай в трактир «Медведь». В этом трактире прихватывали водку вместе с чаем, можно было рассчитывать, что Симон-Вольф задержится…».

Бунина угол Екатерининской. О, тут размещались знаменитые бани! Турецкие! Здесь подавали славный кофе и коньяк. Говорят, тут частенько бывал А.С. Пушкин.

А напротив, в доме № 30 более 40 лет функционировала типография Луи Готлибовича Нитче (1817-1903 год), саксонского подданного, старейшего одесского печатника.

В начале прошлого века по этому адресу квартировала частная женская гимназия Терезы (Тамары) Копп-Жаботинской, старшей сестры знаменитого писателя и теоретика сионизма Владимира Зеева Жаботинского. Гимназия пользовалась всеми правами государственного учебного заведения.

Частных гимназий на этом отрезке улицы, вообще, хватало. В номере 26 размещалась еще одна, принадлежавшая Александре Иосифовне Малиновской.

Весьма значительный след в истории города оставили ее педагоги Андрей Афанасьевич Сапегин и Борис (Барух) Исаакович Эгиз. А. Сапегин, селекционер, действительный член (с 1929 года) и вице-президент (с 1939 года) АН УССР был широко известен своими работами по выведению ряда сортов озимой пшеницы («кооператорка», «заемка», «степнячка»), одного из сортов яровой пшеницы — «одесская 4», ячменя — «№ 32» …

Б. Эгиз, родившийся 30 июля 1869 года в Одессе в семье караимов, был живописцем. Учился он в рисовальной школе у К.К. Костанди. Дружил с художниками Е.И. Буковецким и П.А. Нилусом. С 1893 года стал членом Товарищества южнорусских художников (ТЮРХ). Участвовал в большинстве выставок ТЮРХ, в Юбилейной выставке Одесской рисовальной школы, художественно-промышленной выставке 1910 года, благотворительной Выставке-лотерее (1914 года) и в Салоне Издебского (1909/1910 года). Он — один из сооснователей общества имени К.К. Костанди.

Что у нас дальше? Дом 24, где 30 сентября 1908 года родился в семье купца второй гильдии Фишеля Давидовича Ойстраха и его жены Бейлы и прожил 16 лет Давид Ойстрах, «первая скрипка Одессы», который уже в шестилетнем возрасте дебютировал на большой сцене. С пяти лет он обучался игре на скрипке и альте у Петра Столярского, а с 1923 года — в Одесском музыкально-драматическом институте (консерватории), который окончил в 1926 году. Ойстрах — один из наиболее выдающихся представителей отечественной скрипичной школы. Его исполнение отличалось виртуозным владением инструментом, техническим мастерством, ярким и тёплым звучанием. Неоднократно Ойстрах выступал и в качестве дирижёра. В его репертуар входили классические и романтические произведения. Исполнение Ойстрахом скрипичных сонат Бетховена — совместно со Львом Обориным — до сих пор считается одной из лучших интерпретаций этого цикла. С большим энтузиазмом Ойстрах работал и с произведениями современных авторов, например, охотно исполнял крайне редко звучащий со сцены Скрипичный концерт Хиндемита. Ойстраху посвящён ряд сочинений Прокофьева, Шостаковича, Мясковского, Вайнберга. Впрочем, нужно ли продолжать?

В том же доме жил великий армянский поэт Аветик Исаакян, арестованный в 1896 и сосланный в 1898 году в Одессу за деятельность, направленную против царизма. «От родимой страны удалился / Я, изгнанник, без крова и сна, / С милой матерью я разлучился, / Бедный странник, лишился я сна».

Не стал бы я обходить вниманием и доходный дом Л.Кречмара, № 21, на углу с Ришельевской улицей. Тут держал посредническую контору по продаже земледельческих машин Маня Ицкович Бобель, он же Эммануил Исаакович Бабель, отец известного русского писателя и драматурга Исаака Эммануиловича Бабеля.

А в трактире «Медведь» Г. Кариоти (том самом, о котором уже упоминалось) можно было пропустить рюмочку, и это дело закусить. Как писал И. Бабель: «В этом трактире прихватывали водку вместе с чаем…».

Далее, под номером 19, изысканный доходный дом В. Абрамсона, построенный в 1843 году по проекту архитектора И.О. Даллаква и реконструированный И.С.Козловым спустя девять лет. С 1888 года, со дня своего рождения, и по 1921 год здесь проживал известный писатель и литературовед Леонид Петрович Гроссман. В 1921 году он переехал в Москву, преподавал в Московском Литературно-художественном институте им. Брюсова; дружил с выходцами из Одессы Ю. Олешей и К. Чуковским. В 1948 году обвинялся в космополитизме. Написал биографии А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского.

Бунина № 15! Филармония!

Построил будущую филармонию А. Бернардацци. Этот подвиг отмечен встроенным в здание бюстом в честь 50-летия творческой деятельности архитектора. Слева и справа от бюста установлены две колонны, увитые лентами с именами всех строителей здания.

Оно напоминает Дворец дожей в Венеции. Искусно имитируя формы ренессанса флорентийской школы, архитектор выполнил перекрытие главного входа в форме небесного свода, украшенного знаками Зодиака. Наружный декор исполнил М. Молинари, используя витражи и каррарский мрамор. Не менее удачна архитектура внутреннего дворика филармонии, заглянув в который, попадаешь в эпоху итальянского Возрождения.

Л.О. Утесов в своей биографической повести «Спасибо, сердце!» так описывает здание биржи:

«Есть в Одессе и место, где делаются … сделки, — биржа. Это одно из красивейших зданий в городе. Вот история этого здания, как рассказывают ее потомки лепетутников. В свое время экспортеры и банкиры при поддержке лепетутников выписали из Италии архитектора Бернардацци.
«Бернардацци! — сказали ему, — надо построить биржу, но зал должен быть такой, чтобы не было никакой акустики. Если два человека разговаривают между собой — чтоб рядом стоящий ничего не слышал. Так нужно для дела.
И Бернардацци построил зал без акустики. Теперь в этом зале сделали… филармонию».

В том же здании долгое время находился и дом актера… Многие помнят о потрясающих его вечерах и капустниках. Увы… Теперь на месте Дома актера и СТД — ресторан.

А через дорогу, в № 14, по сию пору принимает гостей первая четырехэтажная гостиница Одессы — знаменитая «Красная». Великолепное здание, напоминающее своей отделкой, лепными украшениями, вензелями, окнами, решетками что-то воздушно легкое, невесомое, похожее на огромный свадебный торт. Это памятник архитектуры. Здание построено в 1898-1899 гг. по проекту архитекторов Александра Бернардацци и Адольфа Минкуса в стиле необарокко.

В отеле останавливались: известный русский писатель И.Бунин и звезда немого кино — В. Холодная, писатели Анри Барбюс, Теодор Драйзер и Джеймс Олдридж.

Отель то и дело менял имена. Правда, без особой выдумки. «Бристоль — «Красная» — опять «Бристоль». Остается добавить, что ресторан и бар «Красной» всегда пользовались в Одессе огромной популярностью. Стены этих заведений видели в состоянии творческого взлета многих замечательных людей: Исаака Бабеля, Зиновия Гердта, Владимира Высоцкого.

Пойдем дальше, к дому 12, серому зданию «Ломбарда», построенному Прохазкой в 1904-1905 годах… После революции тут была швейная фабрика имени Воровского…

На месте скромного здания административного корпуса завода «Эпсилон» — мы в детстве считали этот завод сверхсекретным — ныне, совершенно в стиле нашего бездумного времени, — здание банка. Ну, и здесь же обитает таинственный при отсутствии своего флота морской административный центр.

А в номере 9 — бывший гастроном «Темп». Я частенько упоминал этот магазин в своих рассказах. Именно сюда я бегал за продуктами, именно тут продавалась вкуснейшая селедка к воскресной картошке в мундирах.

Мост… мост Коцебу (Котцебу), или Полицейский, через Карантинную балку сооружен архитектором Ландесманом в 1889-1892 гг.

Металлический каркас для его конструкции изготовили в Париже, а в Одессе только собрали и установили. Строительство моста было начато в 1890 году и окончено в августе 1892 года. Прикрепленная к ферме моста с помощью заклепок памятная доска свидетельствует о дате изготовления ферм на заводе.

Назван мост в честь последнего Новороссийского генерал-губернатора Павла Евгеньевича Коцебу, находившегося на этом посту с 1862 г. по 1874 г. и, к слову, очень много сделавшего для Одессы, но — вот парадокс! — отказавшегося от строительства этого моста в период своего правления.

Центр моста украшает первый герб города Одессы. Вернее, украшал, ибо ныне мост частично разобран, якобы ремонтируется.

Очень представителен и сейчас дом 8. Угол переулка Ю. Олеши и Деволановского спуска. В 1893 году по этому адресу проживали его владельцы: член комитета Одесского кредитного общества, член Попечительства Касперовской общины сестер красного креста Александр Николаевич Новиков и его жена, Елисавета Ипполитовна Новикова, член Попечительства Касперовской общины сестер красного креста. С 1926 по 1936 год в этом доме жил и работал Народный художник СССР, Лауреат Государственной премии Украины им. Т. Шевченко Алексей Алексеевич Шовкуненко.

Дом № 5 практически разрушен. Да и во дворе разруха.

А ведь этот дом тесно связан с именем Адама Мицкевича! Именно здесь в 1825 году, будучи сосланным в Одессу по политическим мотивам, польский поэт провел не один вечер у своей очаровательной возлюбленной. Сегодня трудно поверить в то, что полтора века назад дом шляхтича Залесского был одним из наиболее популярных мест проведения светских раутов и балов. Здесь молодой повеса Мицкевич встретил своенравную красавицу Каролину, законную супругу коммерсанта Сабанского и любовницу молодящегося графа Яна Витте. Год ссылки в Одессе, по свидетельствам очевидцев, оставил в сердце Адама Мицкевича самые теплые воспоминания.

Бунина, 3, дом Ж. Фраполли (архитектор Ф. Моранди). Здание вошло в русскую криминальную хронику, благодаря молодой особе Анне Кравцовой, проживавшей тут и прославившейся тем, что в погребальных конторах города она заказывала гробы и венки и отсылала их по адресу изменившего ей любовника.

А оканчивается улица Т-образным перекрестком с Канатной, упираясь прямо в казармы, построенные помещиком Сабанским в 1827 году как склад для зерна.

Вот, пожалуй, и все. До следующей встречи…
7393

Комментировать: