Наша камера
на «Ланжероне»
Loboda Loboda
в Садах Победы
Погода в Одессе сейчас -2 ... -1
ночью -4 ... -2
Курсы валют USD: 0.000
EUR: 0.000
Регистрация
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

Постфактум Одесского кинофестиваля (добавлено)

Среда, 31 июля 2013, 11:12

Влад Тимофеев, Александр Жуков, Валентина Левчук, Анна Грищук, Андрей Дмитриев, Наталья Бржестовская

АХ, ФЕСТИВАЛЬ, ФЕСТИВАЛЬ...

Перефразируя крылатую кинематографическую фразу о том, что жизнь в городе начинается тогда, когда в него входят военные (фильм Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово»), можно смело утверждать: Одесса оживает с началом международного кинофестиваля. Не в том смысле, что сюда из разных уголков «входят» (съезжаются) звезды экрана. Не в том, что публика имеет возможность увидеть первой киношедевры и просто… премьеры. Не в том, что на торжественных мероприятиях можно лицезреть массу напыщенных депутатов и политиков различных уровней с супругами, и не только. Даже не в том, что сложно отличить высокопрофессиональных «ночных бабочек» от кинематографической массовки…

Просто-напросто Жемчужина у моря, каковой издавна является Одесса, преображается буквально на глазах. Вдруг драят улицы и мостовые, «марафетят» фасады зданий, высаживают деревья и разбивают клумбы, латают дороги, организуют не только освещение улиц, но и иллюминацию. Словом, делают все то, что входит в повседневный круг обязанностей многочисленных служб системы ЖКХ, но… Выполняется ими исключительно по редким праздникам и исключительно в центральной части города. Как бы ни было, но польза от «кина» безусловная, хотя и обходится местному бюджету (а значит, и жителям) отнюдь не в копеечку — в миллионы гривень.

Вечером минувшей пятницы жемчужина архитектуры — Одесский национальный академический театр оперы и балета впервые принимал участников IV Международного кинофестиваля. И вот сегодня следующая вечерняя торжественная церемония — закрытия.

По восьмидесятиметровой красной дорожке, проложенной от знаменитого угла (пересечения Дерибасовской и Ришельевской), под музыку джаз-бенда проходят участники, почетные гости фестиваля, а также светские (и не очень) персоны. Праздничный театральный «официоз» ведут популярный телеведущий канала «Украина» Алексей Суханов в паре с очаровательной Машей Ефосининой.

Первой слово при открытии предоставили президенту ОМКФ Виктории Тигипко:

— С каждым годом фестиваль не только растет, но и меняется. 2010 год был знаковым — ведь мы провели первый фестиваль. На Втором ОМКФ сделали важный шаг — учредили украинский национальный конкурс. На третий год нашли свой, правильный формат: фестиваль стал зрительским и «Золотой Дюк» за лучший фильм поручили определять вам! Сегодня уверены, что это был очень удачный шаг…

— Есть города, которые меняют судьбу страны, и для Украины такой город — Одесса, подарившая миру выдающихся писателей, музыкантов и кинематографистов, — сказал со сцены председатель жюри международного конкурса влиятельный медиаменеджер, признанный документалист, президент российского фестиваля «Кинотавр» Александр Роднянский. — Именно в Одессе зародился советский, а позже и украинский кинематограф. Есть события, которые меняют судьбу города, и Одесский кинофестиваль — именно такое событие.

В ходе пресс-конференции Виктория Тигипко отметила, что количество профессионально заинтересованных в фестивале людей растет с каждым годом. Нынче это шесть тысяч зарегистрированных участников из тридцати стран, восемьсот студентов — слушателей «Летней киношколы». Будет перекрыт и зрительский барьер в сто тысяч посещений!

Менее оптимистично, но все же прозвучал ответ на вопрос об источниках финансирования. Со слов госпожи президентши, оказывается, общий бюджет ОМКФ составляет три миллиона евро, из которых лишь пятнадцать процентов — из государственной казны. Однако ее радует то, что «доля со стороны Одесской обладминистрации растет, доля Минкульта падает, а доля города приближается к доле области. Мировая практика показывает, что обычно шестьдесят процентов бюджета покрывает государство, мы будем к этому стремиться. Пока же восемьдесят пять процентов средств приходится изыскивать самостоятельно, но мы не плачем. Какие-то спонсоры уходят, какие-то остаются. У нас на первом кинофестивале было около десяти партнеров, сейчас их уже сотня».

Еще на самом старте нынешнего ОМКФ вручили один из основных его призов. Счастливым обладателем «Золотого Дюка» стал — за вклад в развитие киноискусства — актер, режиссер и певец Эмир Кустурица. Под бурные овации публики он, кавалер ордена Почетного легиона, поднялся на сцену Оперного театра. Спич сербского почетного гостя был предельно кратким:

— Ваш город ассоциируется у меня с тремя фамилиями: Бабель, Довженко и Потемкин. В своем творчестве я опираюсь на этих необыкновенных людей. Я в восторге, что оказался в центре кинематографической мифологии! Поэтому вечерний концерт на Потемкинской лестнице для меня — один из самых трепетных моментов в музыкальной карьере.

Зрители встретили его слова шквалом аплодисментов, простив неточность с третьим из перечисленных «персонажей». Вероятнее всего, Кустурица имел в виду не Потемкина, а знаменитого Эйзенштейна, снявшего в Одессе легендарный «Броненосец «Потемкин».

Как бы то ни было, сразу со сцены Оперного Эмир поспешил на Потемкинскую лестницу. Там вместе со своей панк-фолк-группой «The No Smoking Orchestra» пятидесятивосьмилетний мэтр дал просто-таки «оторванный» (вживую, с гимнастическими элементами и неповторимым цыганским надрывом) двухчасовой концерт под открытым небом для всех желающих. И это после непростого авиаперелета и мастер-класса, проведенного для начинающих кинематографистов. На втором часу выступления артист объявил: «Сейчас мне нужна настоящая русская Джульетта», и одна из юных девушек вызвалась сыграть на сцене роль красавицы, перед которой преклоняются все трубадуры на свете. Вообще же, слушателей на Потемкинской и возле нее собралось, по самым скромным подсчетам, более двадцати тысяч! Таких массовых танцев Одесса не видела давно…

Фильмом открытия ОМКФ стал (как ранее уже сообщал «Юг») «Не угаснет надежда», одновременно это была и всеукраинская премьера ленты Джеффри Чендора.

— У нас всего один актер, который постоянно в кадре, — прокомментировала продюсер фильма Анна Герб. — Его поливали водой, он был постоянно замерзшим и мокрым. Не каждый молодой человек выдержит то, что выдержал он… Фильм малобюджетный, всего девять миллионов долларов, что очень мало для такой масштабной работы. Все, что происходит на экране, настоящее: рыбы, включая акул, все, что творится под водой и на воде. Лента не монтаж, а реальные съемки. Мы снимали на Багамах, на побережье Мексики, Калифорнии. Мы использовали для этого оборудование, которое создавали в свое время для съемок «Титаника» Джеймса Кэмерона.

Как призналась продюсер, относительно Одессы у нее имеются личные «мотивы»: ее предки — выходцы из Одессы. Потому госпоже Герб было очень важно показать «Не угаснет надежда» именно в Южной Пальмире. Нынче родственников в Одессе у Анны не осталось, потому она разместилась в отеле.

К слову, о расселении, питании и вольном времяпрепровождении кинозвезд и сопровождающих их лиц. По словам организаторов ОМКФ, наиболее сложно «было договориться» с Кустурицей. Он прибыл в Одессу спецрейсом на частном самолете, никого заблаговременно не предупредив о времени приземления. Из-за этого чуть было не сорвалась пресс-конференция открытия фестиваля. Помимо того, сербский режиссер затребовал для себя двухкомнатный люкс в четырехзвездночном отеле «Континенталь», что на самой Дерибасовской. Стоимость такого номера — около трех тысяч гривень в сутки. Эмир пожелал, чтобы ему предоставили кофемашину. Благо, подобные «предъявы» длились всего одни сутки — именно столько находился на фестивале Кустурица. Впрочем, как и другая всемирная знаменитость — польский режиссер Кшиштоф Занусси.

О нем, одном из самых уважаемых среди почетных гостей, почему-то забыли, не упомянув даже на церемонии открытия. Возможно, в силу скромности семидесятичетырехлетнего Мастера. Вот и в Одессе за ним сохранился титул самого непритязательного: в свой райдер он внес единственное условие — наличие набора открыток с видами Одессы.

На втором (после Кустурицы) месте по «отельным капризам» оказался Гоша Куценко, затребовавший для себя с супругой Ириной люкс с террасой — две с половиной тысячи гривень в сутки. В этом он обошел самого Тимура Бекмамбетова, который согласился на полулюкс, но… В итоге один из самых известных и кассовых эсэнговско-голливудских продюсеров прибыть в Одессу не смог и пообщался с начинающими коллегами по скайпу.

Популярная Ирина Апексимова, напарница Гоши Куценко по фестивальной ленте, разместилась с девятнадцатилетней дочерью Дарьей в люксе в две тысячи в национальной валюте. Александр Роднянский со своей супругой — в люксе отеля «Моцарт» (стоимость размещения здесь весьма солидная, но о членах, тем более, о главе жюри не распространяются).

Американский режиссер и продюсер Роджер Корман пожелал познакомиться с достопримечательностями Одессы и ее окрестностей. Всем кинознаменитостям предложили застолья в лучших ресторанах города и морские прогулки на яхте.

В первый официальный день форума представили картину Виктора Шамирова «Игра в правду» в рамках традиционной секции «Неделя российского кино в Одессе».

— Фильм рассказывает о дружбе и ударах судьбы: трое друзей и их общая первая любовь встречаются спустя много лет и, спасаясь от неловкости, решают правдиво отвечать на любые вопросы друг друга, — сказал исполнитель одной из главных ролей (он же один из трех продюсеров) Гоша Куценко. — Это предельно откровенный и очень правдивый, жизненный фильм. До Одессы я его целиком не видел, сейчас посмотрел впервые.

— Много хорошего начинается на этой сцене, я дебютировала здесь, и моя жизнь и карьера неплохо сложились, — поделилась Ирина Апексимова, начинавшая свою профессиональную карьеру в Одессе. — Желаю этому фильму, чтобы с ним все произошло не хуже, чем в моей жизни.

Запомнился грандиозный киноперформанс — показ ленты «Восход солнца» классика немецкого киноэкспрессионизма Фридриха Мурнау, снятый им в Голливуде в 1927 году. Этот фильм обозначил «восход» эры звукового кино и получил три статуэтки «Оскар» на первой в истории церемонии вручения наград Американской киноакадемии (в 1929 году). Показ проходил в самом большом кинотеатре Одессы под открытым небом — на Потемкинской лестнице.

В программу, кроме конкурсных фильмов, гала-премьер и спецпоказов, вошли также ретроспективы режиссеров Сергея Параджанова и Майкла Винтерботтома, мастер-классы образовательного проекта «Летняя киношкола», мероприятия профессиональной секции и по традиции — подборка фильмов нового российского кинематографа.

* * *

ТОДОРОВСКИЙ СОРВАЛ КУШ, «ДЮКА» ЗА ИГРУ ДАЛИ ДЕТЯМ

Сегодня, 22.07.2013

Закрывать кинофест людей собралось несколько меньше, чем в день открытия — отсутствовали бизнесмены и чиновники, наводнившие театр в прошлый раз. Несмотря на это, на алом бархате вновь образовался затор — гламурная тусовка и местный бомонд то и дело наступал на пятки актерам, режиссерам и сценаристам, многие из которых привели с собой детей и устроили фотосессию под софитами. Все это придавало происходящему некую сумбурность. Но зрители безошибочно определяли звезд кино: кого-то многотысячная толпа встречала гробовым молчанием, а при имени артистов взрывалась овациями. Громче всего публика аплодировала любимице одесситов Нонне Гришаевой — она была со своей 17-летней дочерью Настей — а также Александру Ревве и специальному гостю фестиваля Остапу Ступке. Он рассказал «Сегодня», что в Одессу приехал с дочерью Устиной. «Я планировал попасть на открытие, но вместо этого поехал в Лондон на концерт Rolling Stones. И знаете, тоже набрался хороших впечатлений. У меня даже на телефоне их логотип стоит. А вот фильмы, которые участвуют в конкурсной программе, посмотреть, к сожалению, не успел», — говорит Остап Ступка. Михаила Жванецкого встречала вся Театральная площадь, причем хлопали и визжали даже те, кто за стеной плотно сомкнутых спин так и не смог разглядеть легендарного писателя. К слову, Михаил Михайлович — единственный, кто кланялся и благодарил людей за теплую встречу, а в театре произнес шутливый спич о себе и о кино: «Меня слышно? Раньше я боролся за то, чтобы меня было видно, теперь борюсь за то, чтобы меня было слышно. Ибо показывать мне уже особо нечего, а вот говорить я еще могу», — сказал Жванецкий и продолжил говорить уже о кино, а точнее, о первом одесском кинофестивале: «Он бежал из кинотеатра, бросив жену, детей, любовницу и друзей. Таков был фильм. Таков был он», — вещал Михаил Михайлович.

Почетный президент фестиваля Виктория Тигипко говорит, что фестивалю уже стало тесно в нынешних локациях и в будущем году он будет расширятся. «Если нам не удастся найти приемлемое решение, то мы поступим так, как поступают на других кинофорумах — построим временный ангар. Это будет немного дороже нашего обычного бюджета в 3 млн евро».

* * *

ИТОГ ФЕСТИВАЛЯ — СОГЛАСИЕ МЕЖДУ ЖЮРИ И ПУБЛИКОЙ

Вечерняя Одесса, 23.07.2013

Одесский международный кинофестиваль 20 июля подвел итоги и вручил награды. Фестиваль — зрительский: Гран-при определяется голосованием публики. В этот раз выбор зрителем «лучшего из лучших» совпал с мнением жюри профессионалов.

Гран-при четвертого ОМКФ — статуэтка «Золотой Дюк» и денежное вознаграждение в размере 12000 евро — присуждены по результатам зрительского голосования российскому режиссеру Александру Велединскому за художественный фильм «Географ глобус пропил». «Золотого Дюка» принял на сцене Оперного театра из рук президента ОМКФ Виктории Тигипко продюсер фильма Валерий Тодоровский. Напомним: фильм А. Велединского получил в этом году Гран-при 24-го открытого российского фестиваля «Кинотавр», а исполнитель главной роли Константин Хабенский был отмечен призом «Кинотавра» за лучшую мужскую роль.

Творческой группе фильма-фаворита: режиссеру Александру Велединскому, актрисе Евгении Брик и продюсеру Валерию Тодоровскому — выпало удовольствие выйти на триумфальную сцену дважды. Зритель определяет будущего фаворита проката, но жюри оставляет за собой прерогативу назвать лучший фильм конкурсной программы, для чего существует своя номинация. Так вот, награду в номинации «Лучший фильм фестиваля» председатель жюри международной конкурсной программы Александр Роднянский вручил... режиссеру Александру Велединскому за фильм «Географ глобус пропил»! «Мы приняли решение единогласно и мгновенно, — сказал Роднянский. — В картинах мы обращали внимание на неординарность и глубину художественного замысла, свежесть драматургии, гуманизм, умение создать характеры. Абсолютное достоинство этого фестиваля, отличающее его, поверьте, от очень многих, это умелое сочетание фильмов для широкой публики с произведениями для профессионалов и приверженцев арт-хауса».

Надо сказать, что продюсер Александр Роднянский — первый украинец, возглавивший жюри ОМКФ. Один из самых успешных медиа-менеджеров СНГ. Он в 1994 году основал украинский телеканал «1+1». С 2004 года — владелец и председатель попечительского совета российского кинофестиваля «Кинотавр».

Виктория Тигипко огласила со сцены результаты зрительского голосования. На третьем месте оказался фильм «Параджанов»: 4,38 балла. На втором месте — «Ланчбокс»: 4,6 балла. На первом — «Географ глобус пропил»: 4,624 балла.

Зрительские предпочтения полностью совпали с оценками жюри! Как видим, российский «Географ» опередил индийский «Ланчбокс» с ничтожным отрывом. А фильм «Ланчбокс» («Dabba») победил в номинации «Лучшая режиссура».

Многие журналисты и молодые зрители прочили абсолютную победу этому изысканному черно-белому, изумительно тонкому, лиричному фильму молодого индийского режиссера Ритеша Батры («ланчбокс» — судочки для еды). Всех тронула полная мягкого юмора история об одиночестве человека, затертого в толпе мегаполиса, о попытках преодоления этого одиночества, о неразделенной любви и страхе перед надвигающейся старостью, о душевном благородстве и стремлении обрести надежду. Фильм не завершается хэппи-эндом, но призывает к терпению и достоинству перед неизбежностью.

Ритеш Батра не смог присутствовать на церемонии закрытия фестиваля, так как поспешил на родину, где была намечена премьера фильма. Но он адресовал слова благодарности Одесскому кинофестивалю посредством видео.

«Золотой Дюк» в номинации «Лучшая актерская работа» тоже оказался сюрпризным. Статуэтку вручили актерскому дуэту социальной драмы «В цвету» (режиссеры — Нана Эквтимишвили и Симон Гросс): очень юным исполнительницам главных ролей Лике Баблуани и Мариам Бокерия. Это их первая награда! Приз вручили члены жюри Франциска Петри и Андрей Курков.

Награду «Золотой Дюк» в номинации «Лучший украинский полнометражный фильм» (фестивальной секции «Украинская национальная кинопремия, полный метр») была вручена режиссерам биографического фильма «Параджанов» Елене Фетисовой и Сержу Аведикяну. Приз вручили почетные гости фестиваля, актеры Ольга Кабо и Александр Кузнецов. Кстати, следующий день, 21 июля, был днем памяти Сергея Иосифовича Параджанова (9.01.1924 — 21.07.1990), которому фестиваль сполна отдал должное, организовав художественную выставку и показав полную ретроспективу, а также документальные фильмы о гениальном кинорежиссере.

...Церемонию закрытия четвертого ОМКФ приветствовали со сцены Оперного театра Почетный гражданин города Одессы, писатель-сатирик Михаил Жванецкий, актер Остап Ступка, который напомнил, что 22 июля исполняется год со дня смерти его отца, гениального украинского актера Богдана Сильвестровича Ступки. «Я уверен, — сказал сын, — он сейчас на нас смотрит и радуется».

Были объявлены также результаты конкурса «Украинская национальная кинопремия: короткий метр». Подведение итогов и вручение наград в этой фестивальной секции состоялось накануне в Фестивальном дворце, которым на время ОМКФ стал Театр музыкальной комедии.

Приз «Золотой Дюк» с денежным эквивалентом 10000 гривен за лучший короткометражный фильм получила картина «Дорога» 19-летнего Максима Ксенды. Приз от компании «UDP», 25000 гривен, был вручен лауреату Каннского МКФ в коротком метре Марине Вроде за полнометражный проект «Степне».

Жюри Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI) определило своих фаворитов. Ими стали полнометражная лента Валентина Васяновича «Креденс» за «акцентирование проблем современности с юмором» и короткометражная картина «Уроки украинского» Руслана Батыцкого «за ужасную красоту и кинематографическую мощь».

Фильмом-закрытием четвертого ОМКФ стала картина Валерии Бруни-Тедески «Замок в Италии», номинированная в этом году на «Золотую пальмовую ветвь». Президент ОМКФ Виктория Тигипко отмечает, что посещаемость фестиваля в этом году выросла на 15% в сравнении с прошлым годом и что пора увеличить количество фестивальных площадок. Объявлены даты проведения пятого, юбилейного, ОМКФ: с 11 по 19 июля 2014 года.

* * *

ДО ВСТРЕЧИ, ФЕСТИВАЛЬ!

Одесская Правда, 23.07.2013

Вот и отгремел четвертый по счету Одесский международный кинофестиваль. За неделю кинофорум посетили около 115 тысяч зрителей, показали около 150 фильмов, состоялись десятки презентаций и веселых вечеринок.

На церемонию закрытия ОМКФ иностранные топзвезды не пожаловали, зато хорошо «пошли» российские знаменитости. В белом кружевном платье с откровенным разрезом блистала российская актриса Ольга Кабо, которая появилась у Оперного в компании своей 15-летней дочери Татьяны. Также вывела в свет дочку одесситка Нонна Гришаева. Бурно встречали на красной дорожке резидента Comedy Club Александра Ревву. Среди гостей были также актер Остап Ступка, режиссеры Кира Муратова, Валерий Тодоровский, создатели Ukrainian Fashion Week Владимир Нечипорук и Ирина Данилевская, ведущая Маша Ефросинина, продюсер Валид Арфуш и сатирик Михаил Жванецкий. К слову, именно он и открыл церемонию.

– Меня слышно? Раньше я боролся за то, чтобы меня было видно, теперь борюсь за то, чтобы меня было слышно. Ибо показывать мне уже особо нечего, а вот говорить я еще могу, – остроумничал Михаил Михайлович со сцены и продолжил свою речь словами о самом кинофестивале: «Он бежал из кинотеатра, бросив жену, детей, любовницу и друзей. Таков был фильм. Таков был он. Из чего состоит актер? Из спортзалов, текстов, выпивки, таланта. Умения не спать, но переспать, и желания стать режиссером. Из чего состоит кинофестиваль? Самое ожидаемое – это конец. Все становится ясным – ах, вот кто, оказывается, гений!

В итоге, гением признали съемочную группу российского фильма «Географ глобус пропил» с Константином Хабенским в главной роли – фильм режиссера Александра Велединского и продюсера Валерия Тодоровского получил Гранпри ОМКФ по мнению зрителей, а также признан лучшим фильмом по мнению жюри.

ПОЧТИЛИ ПАМЯТЬ СТУПКИ

Во время церемонии закрытия показали видеоряд, посвященный Богдану Ступке – легендарный актер ушел из жизни год назад – 22 июля 2012 года. Пока на экране мелькали кадры с Богданом Сильвестровичем, весь зал поднялся и стоя аплодировал великому артисту. Многие не смогли сдержать слез. После на сцену вышел сын Богдана Сильвестровича Остап.

– Я уверен, что папа сейчас видит все происходящее и рад тому, что фестиваль живет и развивается, – сказал Остап Ступка со сцены. – Говорят, что наше общество имеет короткую память, но я не верю этому. И пока будет жить память о моем отце, мы будем вместе продолжать дело его жизни.

Затем Президент фестиваля Виктория Тигипко со цены торжественно сообщила о закрытии 4-го ОМКФ и тут же пригласила всех на пятый юбилейный фестиваль, который пройдет с 11 по 19 июля 2014 года. Как отмечают организаторы, форум значительно расширится, и в следующем году нужно будет искать новые киноплощадки.

– Мы вскоре обратимся с этим вопросом к областной и городской администрациям, но если новые места не будут найдены, то просто построим ангары, – пояснила Тигипко.

Отметим, что по предварительным подсчетам в этом году число зрителей увеличилось минимум на 15% и составило 115 тысяч. При этом бюджет кинофорума остался прежним – 3 млн евро. Как и раньше, мероприятие остается дотационным, и, по словам Виктории Тигипко, она не знает ни одного подобного фестиваля, который бы себя окупал. Только в других странах доля участия государства составляет 50-60%, а в Украине – 15%.

В свою очередь начальник управления культуры и туризма Одесской облгосадминистрации Владислав Станков отметил, что ОМКФ – это уже не просто фестиваль, а большое социальное явление в Одессе.

– Фестиваль приближает нас к мечте о том, чтобы город стал культурной столицей Украины, – подчеркнул чиновник и пообещал, что область не останется сбоку на юбилейный 5й фестиваль и будет подставлять свое финансово-организационное плечо.

КАКИЕ ФИЛЬМЫ ВЫ ПОСМОТРЕЛИ?

Мэр Одессы Алексей Костусев:
Я был только на открытии и закрытии фестиваля, фильмы, к сожалению не смотрел. Я люблю советские фильмы про войну, а также мощное современное кино, например «Гладиатор», «Царство небесное», «Аватар».

Вице-мэр Елена Павлова:
Я не много видела фильмов, но из того, что успела посмотреть, понравился как раз «Географ глобус пропил».

Вице-мэр Светлана Бедрега:
Мне повезло, я посмотрела фильм, который стал победителем. Конечно, хотелось бы увидеть больше. Наверное, в следующем году надо брать отпуск, чтобы все посмотреть, но «Географа» я посмотрела и от этого счастлива. Видела еще «Вечное возвращение» Киры Муратовой и «В цвету». Тоже очень понравилось.

ЗА КУЛИСАМИ ФЕСТИВАЛЯ

4-й Одесский международный кинофестиваль окончен, и как на любом масштабном мероприятии помимо основной программы с фильмами и мастерклассами, здесь во всю кипела закулисная жизнь.

Звезды не теряли времени зря и с радостью совмещали приятное с полезным. Например, оскароносный американский режиссер и продюсер Роджер Корман кроме обзорной прогулки по Одессе посетил Белгород-Днестровскую крепость. Руководитель гостевой службы Юлия Синкевич рассказала нам, что режиссер остался очень доволен увиденным. Он также дважды побывал на Одесской киностудии, которая произвела на него неизгладимое впечатление. А поездку в Вилково, о которой говорилось ранее, организаторы решили отменить из-за того, что трехчасовая дорога только в одну сторону могла бы утомить 87-летнего американца.

Кроме культурной пищи, режиссера интересовала и украинская кухня. Он очень хотел ее попробовать и несколько дней просил организаторов сводить его в настоящий украинский ресторан. Естественно, желание гостя было выполнено, и его накормили варениками и борщом в ресторане «Хуторок».

– Он был в восторге и довольный улетел домой, – отметила Юлия Сенкевич.

Все звезды с удовольствием пользовались возможностью отправиться на морскую прогулку на яхте вдоль одесского побережья, во время которой они могли искупаться и половить рыбу. Правда, ничего существенно никто из звезд не поймал. Ежедневно в море выходили 12-15 человек.

Еще одной неотъемлемой частью фестиваля были закрытые вечеринки для его участников. Так, на тусовке, которая прошла в ночь на 19 июля, звездные гости так хорошо погуляли, что наутро не смогли принять участие в традиционном футбольном матче между гостями фестиваля, организаторами и участниками киношколы. В итоге в футбольном турнире сошлись всего 12 человек.

Еще одним казусом мероприятия стала пропажа портмоне у Гоши Куценко, но, по словам Юлии Сенкевич, у него его не крали, как сообщали некоторые СМИ, а актер просто сам его где-то потерял.

В общем, все звезды, прибывшие на фестиваль, остались довольны тем, как их приняли, и никто не выдвигал во время пребывания в Одессе никаких особых требований и претензий.

НАГРАДЫ ОМКФ-2013

Гран При: «Географ глобус пропил» Александра Велединского.

«Лучший украинский полнометражный фильм»: «Параджанов» Елены Фетисовой и Сержа Аведикяна.

«Лучшая актерская работа»: актерский ансамбль фильма «В цвету» – Лике Баблуани и Мариам Бокерии.

«Лучшая режиссура»: фильм «Ланчбокс» Ритеша Батра.

«Лучший фильм фестиваля»: «Географ глобус пропил» Александра Велединского.

Лучший короткометражный фильм Украинской национальной кинопремии: «Дорога» Максима Ксенды.

Лучший проект продюсерского питчинга в рамках ОМКФ2013: проект полнометражного дебюта Каннского лауреата Марины Вроды «Степне».

* * *

КАМЕРА. МОТОР. СТОП.

Юг, 25.07.2013

В Одессе завершил работу Четвертый международный кинофестиваль. Вот и свернута красная дорожка у Оперного, опустела площадка фестивального дворца (в него на время преображается Театр музыкальной комедии) и фестивального центра (им из года в год становится кинотеатр «Родина»). Отгремели музыкальные фестивальные ритмы в клубе «Бернардацци», разъехались многочисленные гости с более и менее громкими именами. Пришло время, обернувшись назад, подвести итоги.

Четыре прошедших года показали справедливость решения проводить масштабный кинофорум именно в Одессе, хотя доля скептицизма поначалу была велика.

Тогда, четыре года назад, зрителей и представителей прессы, освещавших кинособытия, спокойно вмещали два зала «Родины», которые на утренних и дневных показах первого ОМКФ бывали на треть пусты. Во время нынешнего кинофестиваля уже казалось, что весь город все девять дней жил одним кинематографом. Центр культурной жизни Одессы на время переместился на Пантелеймоновскую: в ее начале — фестивальный дворец, а в конце — фестивальный центр.

Жизнь здесь начиналась и нескончаемо бурлила с раннего утра до глубокой ночи, площадь перед дворцом пустела лишь с окончанием последнего киносеанса. Эти два средоточия главных культурных событий в городе сообщались между собой с помощью размеренно курсирующих автомобилей с кинематографистами, журналистами, слушателями летней школы и школы кинокритики. За столиками кафе и на площади перед дворцом денно и нощно живо обсуждались просмотренные фильмы двух конкурсных и целого ряда внеконкурсных программ. Там же можно было наблюдать прямую трансляцию пресс-конференций с создателями и исполнителями представленных на фестивале кинолент. А тем временем у входа вытягивались нескончаемые очереди на следующую картину.

Как сообщила, подводя итоги форума, его президент Виктория Тигипко, количество зрительских посещений возросло в этом году на пятнадцать процентов. На некоторые фильмы зрители просто не смогли попасть, и это при вместимости залов дворца и центра — 1260 и 516 мест соответственно. Поэтому в следующем году (Пятый ОМКФ запланирован на 11-19 июля 2014 года) его организаторы намерены расширять фестивальные площадки, возможно, строить для этих целей какие-то специальные ангары.

Пока же кинотеатром под открытым небом, как и в предыдущие годы, вновь стал Ланжероновский спуск. По этому случаю его, наконец, несколько подлатали и подновили. Дважды местом особых событий ОМКФ-2013 служила Потемкинская лестница. В день открытия фестиваля тысячи зрителей собрал открытый концерт Кустурицы и его «The No Smoking Orchestra». Несколькими днями позже там же, по сложившейся традиции, в живом музыкальном сопровождении был представлен шедевр немого кино 1927 года, получивший первого Оскара, — «Восход солнца» режиссера Фридриха Мурнау.

Фильмов было много и разных. Однако в целом прослеживается мрачная тональность современного мирового кино. Минорный тон задал фильм-открытие фестиваля со знаменитым Робертом Рэдфордом, название которого переведено как «Не угаснет надежда», хотя в английском варианте картина называется «All is lost» — «Все потеряно». Надежде зрителей за неполные два часа в самом деле было суждено угаснуть. И хотя герой неведомым образом в последнюю минуту спасся, не дали шанса на оптимизм другие ленты конкурсных и внеконкурсных программ: «Необходимая смерть Чарли Кантримена» (или «Влюбиться до смерти»), «Девушка и смерть», «Когда я умирала», «Пока еще жива», «Не хочу умирать», «Убийца внутри меня». Даже в фильмах с, казалось бы, нейтральными названиями щемяще звенит тема тяжелой болезни или смерти, а их герои — психически неуравновешенные или безнадежно больные люди.

Действие во французской киноленте «Камилла Клодель, 1915» с блистательной Жюльетт Бинош целиком происходит в психиатрической лечебнице. Смерть вторгается в жизнь героев фильма «Люди и звери». Убийство — центральное событие фильма «Автоинспекция». Героиня конкурсной картины «Пчелка» с энтузиазмом занимается эвтаназией, помогая больным отправиться на тот свет. Эмоциональный разлад диагностирует психиатр у главного персонажа ленты «Простые сложности Нико Фишера». Фильм «Должник» с блистательным Тимом Ротом заставляет содрогнуться зрителей от погружения в кошмарный мир убийств и расчлененки.

Может, в силу этого российская кинолента «Географ глобус пропил» с Константином Хабенским в главной роли получила в Одессе сразу две главные награды. Приз «Лучший фильм фестиваля» и Гран-при — статуэтку «Золотой Дюк» по результатам зрительского голосования вкупе с денежным вознаграждением в размере двенадцати тысяч евро. То есть организаторы, жюри и зрители на этот раз были единодушны. При этом не оригинальны: совсем недавно «Географ…» режиссера Александра Велединского и продюсера Валерия Тодоровского уже получил главную награду российского «Кинотавра». Вручая награду ОМКФ, глава жюри международной конкурсной программы Александр Роднянский подчеркнул, что это решение, занявшее у членов жюри всего несколько минут, было принято единогласно.

Всего в этом году в международном конкурсе было представлено двенадцать фильмов, а за украинскую национальную кинопремию боролись четыре полнометражные картины и двенадцать лент-короткометражек.

Лучшим короткометражным фильмом Украинской национальной кинопремии признана картина «Дорога» Максима Ксенды. Обладателями призов жюри Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI) стали полнометражная лента Валентина Васяновича «Креденс» и короткометражная картина «Уроки украинского» Руслана Батицкого.

Впервые в этом году, как объявили ведущие церемонии подведения итогов и закрытия кинофестиваля, на ОМКФ вручена награда за лучший украинский полнометражный фильм — «Параджанов». Два года назад этот проект представляли на питчинге ОМКФ. Проект успешно был реализован. А его победа изначально прогнозировалась — картина, являющаяся ко-продукцией сразу четырех стран — Украины, Армении, Грузии и Франции, — номинировалась одновременно на две премии двух конкурсных программ.

На пресс-конференции сорежиссеры Серж Аведикян и Елена Фетисова (она же сценарист и продюсер) объясняли журналистам, что фильм под названием «Параджанов» не является документальным, это художественное кино. Увы, но и в этом случае мне показалось, что личность такого яркого неординарного художника и человека не раскрыта в полной мере, как не нашли отражения в ленте события и люди, сыгравшие в жизни Мастера очень важную роль. Оттого фильм при его несомненных достоинствах и великолепной операторской работе оставляет впечатление незавершенности, эскизности.

«Золотого Дюка» авторам фильма вручали известные российские актеры Александр Кузнецов и Ольга Кабо. И не случайно. Именно они сыграли главные роли в картине, снятой в Одессе ровно двадцать пять лет назад, — «Приморский бульвар». Показ киноленты стал одним из событий нынешнего кинофестиваля.

Приз «За лучшую актерскую работу» члены жюри международной конкурсной программы Франциска Петри и Андрей Курков вручили актерскому дуэту — юным Лике Баблуани и Мариам Бокерии, сыгравшим главные роли в фильме «В цвету» грузинского режиссера Наны Эквтимишвили. История взросления тринадцатилетних подростков на фоне событий начала девяностых в Тбилиси никого не оставила равнодушным.

Как не оставила никого равнодушным история двух, по сути, очень одиноких людей, мужчины и женщины, которых жизнь нечаянным образом вдруг подвела друг к другу, в картине «Ланчбокс» индийского режиссера Ритеша Батра, удостоенного приза «За лучшую режиссуру».

Не нужно быть пророком, чтобы понять одну нехитрую истину, и фильмы-победители лишний раз это подтверждают. Зрители истосковались по романтизму, по настоящим чувствам, которым все меньше места в нашей жизни, и ищут это в кино. Но в современном кино душа бродит в мрачных потемках в поисках выхода, не видя поводов для радости. Как будто кто-то объявил их анахронизмом и упорно изживает с экрана.

Когда ОМКФ только задумывался, была у его организаторов шальная мысль — сделать фестиваль в Одессе с юмористическим веселым уклоном. Но бесперспективность и тесные рамки такого направления заставили вскоре от нее отказаться. Теперь же безрадостный, если не сказать безотрадный, настрой последних кинолент фестиваля заставляет ностальгически вспомнить любимые киноленты, благодаря которым мы даже в самые мрачные периоды истории улыбались и чувствовали себя счастливыми.

* * *

Не угаснет надежда географа

Артем Губарьков

Одесские известия, 30.07.2013

Завершился IV Одесский кинофестиваль. Надо сказать – в этом году творческая его составляющая была скучноватой. И даже специальный гость Эмир Кустурица никак не сумел спасти такое безрыбье, отсутствие действительно ярких кинокартин. Но были и проблески.

Я поначалу списывал на свое невезение то, что каждый раз попадаю на какую-то напыщенную нелепость, играющую в многозначительность и «фестивальность». Какие иной раз панорамные кадры мелькали в этих кинокартинах, и как здорово было бы, кабы режиссеры снимали исключительно пейзажи (что недавно проделал Рон Фрике в фильме «Самсара»), оставив своих беспомощных персонажей где-нибудь за кадром. Об этом, например, хотелось попросить Джеймса Франко (известного актера по трилогии о «Человеке-пауке»), чей претенциозный фильм по Фолкнеру «Когда я умирала» не вызвал ничего, кроме фразы после просмотра: «Не читал, но, видимо, на это он и рассчитывал»; и Бахтияра Худойназарова, режиссера «В ожидании моря» – фильма не менее претенциозного и слабенького по актерской игре, месседж которого несся к зрителю, неумолимо угасая. Во многих кинолентах, на мой взгляд, была заметна скорее беспомощность режиссеров сказать что-либо новое, важное.

По удивительному стечению обстоятельств фильм-открытие американского режиссера Джей Си Чендора «All is lost» – «Все утрачено» (по каким-то позитивистским соображениям название переведено как «Не угаснет надежда») стал очень точным выразителем этой беспомощности и растерянности. В этом фильме дяденька (замечательный Роберт Рэдфорд) посередь океана обнаружил утром однажды, что его парусник столкнулся с дрейфующим контейнером и получил пробоину. Далее начинается выживание с замечательной хемингуэевской детальной дотошностью («Старик и море») и почти без реплик. Стихия понемногу отбирает у него пространство, вытесняет его: сначала парусник идет ко дну после долгой борьбы, затем он пытается выжить в спасательной шлюпке, которая тоже оказывается ненадежной. Было ощущение, что постоянно подступающая вода – суть время, а фильм о том, как природа понемногу отказывает человеку во всем, но объяснение тогда было бы сложнее фильма. Но похоже, что перед нами просто фильм-клич: мол, в этом хрупком мире человек нигде уже не в безопасности, и то, что каждый считал надежной основой под ногами, может легко уйти из-под ног. И вот, кажется, надежда – главный герой машет сигнальным огнем, а перед ним безразлично проплывают караваны контейнеровозов, оставляя бедолагу позади. Хорош фильм с хемингуэевским эффектом айсберга: семь восьмых скрыто под водой.

А бывает фильм настолько убедительный, что о нем сложно писать что-либо. Абсолютно лучший фильм фестиваля этого года «Географ глобус пропил» (реж. Александр Велединский) вполне справедливо получил Гран-при Одесского кинофестиваля и награду за «Лучший фильм фестиваля». Главный герой, биолог Виктор Служкин (Константин Хабенский), от безденежья идет работать географом в обычную пермскую школу, где он пытается совладать с учениками. Дома у него тоже не все будь здоров: маленькая дочь и жена, которая его терпеть не может и видит в нем отпетого неудачника. Тут сразу же традиционная картина, мол, трагедия плюс бичевание суровой русской действительности в декорациях провинции. Ан нет, Служкин остается добрым, остается человеком – пьющим, да – но удивительно самоироничным, и вообще эта ирония и несерьезное отношение к себе пронизывает весь фильм. В этом герое есть что-то по-чеховски трогательное, доходящее до некоторого юродства, а подо всем – мятущаяся душа человека, который просто пытается жить. Здесь, конечно, и мотивы фильма Балаяна «Полеты во сне и наяву», и «Доживем до понедельника» Ростоцкого, и лента «Пацаны» Асановой. Можно согласиться с тем, что это лучшая роль Константина Хабенского, и с тем, что в кинематографе появился новый, уникальный герой, психологически достоверный характер, одним словом – живой, настоящий, коих почти не было на наших экранах с начала 2000-х. Но и здесь пальма первенства принадлежит не совсем кинематографу, но литературе, потому как фильм – экранизация по одноименному роману пермского писателя Алексея Иванова. В общем, географ возможно и пропил глобус, но обрел нечто более важное – себя…
4795

Комментировать: