Наша камера
на «Ланжероне»
Loboda Loboda
в Садах Победы
Погода в Одессе сейчас +1 ... +3
утром +2 ... +5
Курсы валют USD: 0.000
EUR: 0.000
Регистрация
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

«Мышиная возня на Театральной площади» (обновлено)

Суббота, 23 февраля 2013, 23:47

Михаил Рева, Геннадий Калугин, София Левкович

Одесская ПравДа, 15.02.2013

19 февраля Одесский горсовет попробует вновь согласовать место установки скульптурной композиции скрипачу Давиду Ойстраху.

Ранее под нее выделялось место на Сабанеевом мосту, возле школы Столярского. Но авторы проекта – скульптор Николай Олейник и архитектор Владимир Глазырин настаивали, что стоять она должна на Театральной площади. В ходе обсуждения вопроса решено было поместить туда же и скульптуру известного пианиста Святослава Рихтера.

Длится эта история уже лет пять. Проблема в том, что скульптуры видел только узкий круг людей, а место, на котором их планируют ставить, как говорится, обязывает. Я с уважением отношусь к музыке, к гениальности Ойстраха и Рихтера, однако существует закон Украины о размещении монументальных скульптур в публичных местах.

Согласно ему, должен быть объявлен конкурс на эскиз памятника, чтобы общественность города и специалисты могли оценить его художественные качества, архитектурное решение. Есть определенная процедура, и Владимир Львович Глазырин, как бывший главный архитектор города, знает о ней.

Фокус заключается еще и в том, что скульптура Ойстраха якобы отходит городу в дар. И хотя дареному коню в зубы не смотрят, логичнее было бы поместить ее, к примеру, во дворике какого-нибудь отеля, на приватной территории.

Я опасаюсь, что обсуждение этого серьезного вопроса пройдет, как междусобойчик. Сейчас уже началась игра слов – говорят, что скульптура Ойстраха не памятник, а мемориальный знак. Но если этот знак три метра в высоту, скажите мне, что тогда считается памятником? Уверен, здесь кроются личные амбиции определенных людей, поскольку выбрано такое престижное место.

Оперный театр, будучи признанным памятником национального и мирового значения, может попасть в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Любая скульптура, возникающая там как новодел, снижает эти шансы. В этом отношении никакие личные амбиции не имеют под собой почвы. Другие поколения подарили нам шедевр, и наша ответственность – сохранять и сооружение, и прилегающую территорию.

Из-за того, что наши законы можно обойти, Одессу лишили права выбора, и возле имен великих музыкантов идет какая-то мышиная возня. Я не против установки этих памятников, но не такими обманными методами.

* * *

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ: СПАСТИ ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Вечерняя Одесса, 19.02.2013

Геннадий Калугин

В «Вечерней Одессе» за 29 ноября 2012 г. и 15 января 2013 г. рассказывалось о той несуразной ситуации, которая сложилась в связи с попытками пересмотреть принятое ещё в сентябре 2011 года решение горсовета о сооружении памятника знаменитому одесситу — скрипачу, альтисту и педагогу Давиду Ойстраху.

Энциклопедии рассказывают, что Давид Ойстрах родился в Одессе 17 (30) сентября 1908 г. в семье купца второй гильдии Фишеля Давидовича Ойстраха и его жены Бейлы. С пяти лет он обучался игре на скрипке и альте у Петра Столярского, сначала частным образом, а с 1923 года — в Одесском музыкально-драматическом институте (консерватории), который окончил в 1926 году. То есть одесское происхождение Д. Ойстраха не может вызывать сомнений. Юноша проявил такой талант и умение, что стал знаменитым музыкантом, победителем и лауреатом ряда музыкальных конкурсов, в том числе международных (Варшава, 1935, и Брюссель, 1937), заслуженным деятелем искусств РСФСР, народным артистом СССР, лауреатом Ленинской и Сталинской премий первой степени, был награждён орденами и медалями СССР, а также Финляндии и Бельгии.

Д. Ойстрах был избран член-корреспондентом Академии искусств в Берлине, почётным профессором Будапештской консерватории, почётным доктором музыки Кембриджского университета, стал почётным членом зарубежных музыкальных академий — Лондона, Рима, Бостона, Стокгольма. Умер музыкант от сердечного приступа 24 октября 1974 г. в Амстердаме (Голландия) после очередного концерта. Похоронен он на Новодевичьем кладбище в Москве. Так что есть множество подтверждений не только отечественного, но и, что важно в данном случае, международного признания таланта этого музыканта. Именно это последнее определяет необходимость, в соответствии с законодательством Украины, памятник на родине Д. Ойстраха создавать только по результатам конкурса проектов.

Одесса не забыла своего знаменитого земляка. В память о нём на доме № 24 по улице Бунина (угол Екатерининской) установлена мемориальная доска. На беломраморной плите легко узнаваемый барельефный портрет вдохновенно играющего на скрипке музыканта и надпись: «В этом доме родился и жил Великий Музыкант ХХ века Давид Ойстрах». На мраморной полке-подцветочнице — розы. В 2011 году горсовет принял решение о возведении «скульптурной композиции» Давиду Ойстраху перед детской музыкальной школойим. профессора П. С. Столярского, которая находится между Сабанеевым мостом и Екатерининской площадью, что исторически обосновано и предопределено, — ведь это имя является гордостью «школы великих музыкантов», как её называют не только в Одессе. Место установки «скульптурной композиции» согласовано решением областного совета от 11.08.2011 г. № 579. Уже созданы фундамент и подиум для памятника. Но вдруг кому-то этого показалось мало...

Вопрос о сооружении памятника Давиду Ойстраху в Одессе возник не так давно. На последней сессии горсовета, которую проводил Э. Гурвиц, он сообщил, что от бывших одесситов из-за рубежа поступило предложение о финансировании сооружения памятника Давиду Ойстраху на Театральной площади. Сообщив об этом депутатам, мэр заметил (как информировал участник заседания), что следовало бы сначала запросить согласие на то одесситов, и, как положено, направил вопрос на рассмотрение топонимической комиссии горсовета.

В связи с выборами городского головы произошло это рассмотрение не сразу, но в конце концов было принято вполне обоснованное решение сессии горсовета. Создание памятника уже началось, и в Интернете даже появилось изображение скульптуры — бронзовая фигура музыканта в полный рост со скрипкой в опущенной руке, сведения об авторах. Всё вроде бы складывалось...

Но в повестке дня декабрьской сессии (2012 г.) горсовета появился вопрос о корректировке решения о создании «скульптурной композиции Давиду Ойстраху» (заметили несуразность фразы — не памятника, а «композиции» кому-либо?). А по предшествовавшим телерепортажам стало известно, что речь идёт о перенесении «композиции» на Театральную площадь и о дополнении её в последующем симметрично стоящим памятником Э. Гилельсу. Тех, кто знает и «историю вопроса», и историю Театральной площади, и об обнаруженных здесь археологами ценных артефактах, не могли не удивить и даже возмутить такие предложения. Но в самом начале сессии вопрос был снят при обсуждении повестки дня.

Зная достойную лучшего применения настойчивость инициаторов, легко предположить, что этим дело не закончится. Действительно, в проекте повестки дня очередной сессии горсовета, намеченной на сегодня, 19 февраля, вновь фигурирует вопрос «О внесении изменений в решение Одесского городского совета от 20.09.2011 г. № 1255-VI «О согласовании места установки скульптурной композиции Давиду Ойстраху в г. Одессе». В этот раз корректировка предлагается как бы при поддержке целого ряда деятелей культуры Украины. Подписи действительно собраны, но насколько хорошо знают и желают учитывать весьма уважаемые деятели из Киева и других мест Украины, и даже из Одессы, суть проблемы — историческую «насыщенность» одесской Театральной площади? Знают ли, что одесситы вовсе не против памятника Д. Ойстраху и уже приняли своё обоснованное решение? Владеют ли они вполне достаточной информацией и не находятся ли в заблуждении? Всё это вызывает очень обоснованные сомнения.

Поэтому консультация специалистов в области охраны объектов культурного наследия была весьма необходима. По поручению городского головы было дано следующее заключение (№ 01-18-18/647 от 18.12.2012) городского управления по вопросам охраны объектов культурного наследия, содержащее значительные сведения, малоизвестные, как ни странно, большинству одесситов:

«Согласно «Историко-архитектурному плану, проекту зон охраны, определению границ исторических ареалов», утверждённому приказом Министерства культуры и туризма Украины от 20.06.2008 г. № 728/0/16-08, Театральная площадь находится в границах Центрального исторического ареала города Одессы, на территории комплексной охранной зоны.

В границах исторического ареала приоритетным направлением градостроительной деятельности является сохранение традиционного характера исторической среды. Важную роль в сохранении традиционного характера облика ядра исторического центра играет решение вопросов о размещении новых объектов градостроительства, архитектуры и монументального искусства, которые не должны разрушать традиционный характер исторической среды.

В границах ареала определены режимы сохранения архитектурного и градостроительного наследия, распространяется действие Закона Украины «Об охране культурного наследия» в части сохранения традиционного характера среды исторического наследия места. Одесса включена в Список исторических населённых мест Украины, который утверждён постановлением Кабинета Министров Украины от 26.07.2001 г. № 878.

В мае 2008 года Одесса стала членом «Лиги исторических городов» — международной организации, в которую входят города с уникальной культурой, традициями и богатым историческим наследием. Её членами являются более 70 городов разных стран мира, обладающих большим количеством выдающихся сооружений, архитектурных памятников, достопримечательностей и исторических мест.

Ядро Центрального исторического ареала, которое включает ансамбли Приморского бульвара, Думской площади, Театральной площади и Екатерининской площади, практически сохранило аутентичную застройку конца ХIХ — начала ХХ веков. Большинство зданий здесь являются уникальными памятниками архитектуры и градостроительства национального значения, которые приняты под охрану государства правительством Украины. Это историческая часть города, планировка и застройка которой имеют высшую ценность и ансамблевые качества.

Исторический центр портового города Одессы включён в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО (33-я сессия Комитета, г. Севилья, Испания, июнь 2009 г.). В целях сохранения традиционного характера исторической среды были перемещены памятники «Потёмкинцам — потомки» с Екатерининской площади на Таможенную площадь и памятник академику Глушко с Приморского бульвара на одноименный проспект. В этой же связи были перенесены и другие объекты. Эти объекты диссонировали с исторической ансамблевой застройкой и являлись препятствием для номинирования Одессы в основной список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В связи с вышеизложенным, в целях защиты традиционного характера исторической среды города и обеспечения соблюдения режима использования памятников национального и местного значения, их территории, зон охраны, управление по вопросам охраны объектов культурного наследия Одесского горсовета считает, что какое-либо преобразование на территории исторического ареала и комплексной охранной зоны с учётом требований памятникоохранного законодательства Украины, в том числе и размещение объектов монументального искусства, скульптурных памятников на Театральной площади города Одессы, не могут быть осуществлены без разработки историко-градостроительного обоснования и соответствующей научно-проектной документации, согласованных и утверждённых Департаментом культурного наследия и культурных ценностей Министерства культуры и туризма Украины (г. Киев).

Дополнительно сообщаем, что данный вопрос неоднократно рассматривался на профильных комиссиях Одесского городского совета и топонимической комиссией Одесского городского совета, в состав которой включены историки, краеведы, представители профильных управлений и департаментов Одесского городского совета.

А. И. Шелюгин, Начальник управления»

Заключение это даёт хорошее представление о значении именно Театральной площади и в создании образа «города с уникальной культурой, традициями и богатым историческим наследием», и в формировании ядра Центрального исторического ареала города, и в получении для Одессы возможности стать членом «Лиги исторических городов», и в успешном ее номинировании в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Заметьте, «исторического ареала», «исторических городов», то есть того, что историей УЖЕ создано. Даёт представление и о том, для чего и почему отсюда уже были вынесены некоторые объекты современного монументального искусства.

Очень интересно также данное по поручению № 7784/02-24/01 от 03.12.2012 г. главы облгосадминистрации заключение (№ 01-12/3 от 03.01.2013) соответствующего управления охраны объектов культурного наследия (в переводе на русский язык):

«Нормативно-правовыми документами, регулирующими вопросы сооружения в Украине памятников и монументов, являются постановление Кабинета Министров Украины от 8.06.2004 № 1181 «О некоторых вопросах сооружения (создания) памятников и монументов», Порядок сооружения памятников и монументов, утверждённый совместным приказом Госстроя и Минкультуры Украины от 30.11.2004 № 321/806, Порядок проведения архитектурных и градостроительных конкурсов, утверждённый постановлением Кабинета Министров Украины от 25.11.1999 № 2137.

...В соответствии с пп. 3.4, 3.5 упомянутого порядка, после принятия решения о сооружении (создании) памятника управление культуры областной государственной администрации проводит конкурс на лучшее проектное предложение касательно памятника и обеспечивает создание эскизного проекта. Лучший проект по результатам конкурса должен быть согласован на совместном заседании архитектурно-градостроительного совета при управлении градостроительства и архитектуры областной государственной администрации».

Дальше говорится: «В соответствии с утверждённой научно-проектной документацией, согласование программ и проектов (...), дачу разрешений на проведение работ в исторических ареалах производит центральный орган исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия — Министерство культуры Украины».

В следующем абзаце сообщено:

«В ноябре 2012 г. инициативная группа представителей творческой интеллигенции г. Одессы обратилась к городскому голове с предложением инициировать внесение изменения в решение Одесского горсовета о согласовании нового места размещения памятника Давиду Ойстраху — на Театральной площади в г. Одессе. По информации Одесского городского совета от 18.12.2012 № 03-03/1528, инициаторы считают, что бюст на пьедестале является не памятником, а скульптурной композицией, то есть принадлежит к малым архитектурным формам, установка которых регулируется Законами Украины «О регулировании градостроительной деятельности» и «О благоустройстве населённых пунктов». Таким образом, по мнению инициаторов, установка памятника не требует проведения конкурса и исполнения других требований, определённых порядком сооружения (создания) памятников и монументов».

Вы заметили чередование в одном абзаце понятий «памятник» и «скульптурная композиция»? Разве скульптура — бюст выдающегося деятеля истории и культуры на пьедестале — не является памятником ему? «Мнение инициаторов» и их желание за счёт подмены терминов избежать законных, а в данном случае ещё и очень обоснованных требований в части защиты исторически сложившегося комплекса памятников весьма прозрачны и понятны. Ну, а где же заключение или хотя бы «мнение» на этот счёт начальника управления, как раз и призванного блюсти законность в весьма важной и тонкой сфере? Его не оказалось. Как же без достаточно чёткой позиции можно защищать интересы государства и соблюдение законности в нём? Вряд ли это может удовлетворить гаранта соблюдения законности в области — главу облгосадминистрации. Правда, есть констатирующие заявления в письме-заключении о том, что в настоящий момент отсутствует и установленное законом разрешение Министерства культуры Украины на сооружение чего-либо перед школой имени профессора П. Столярского (а как же начатое уже сооружение?), как и то, что какие-либо действия по установке памятника Давиду Ойстраху «на Театральной площади г. Одессы в данное время не имеют правовых оснований».

В связи с некоторой «игрой в понятия», давайте уж сами разберёмся в терминах и понятиях в соответствии с тем, как это представляют энциклопедии, а не инициаторы их искажения. Слово «памятник», на установке которого справедливо настаивали инициаторы из диаспоры, означает произведение искусства, которое, как в рассматриваемом нами случае, создается для увековечения людей или исторических событий. Это может быть скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие и т. д. Наиболее развитый вид памятников — мемориальные сооружения. Термин «скульптура» означает вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластичных материалов. При этом отмечается, что городскую скульптуру можно отнести к категории памятников довольно условно, ибо она служит скорее украшением наших улиц и парков, чем памятником какому-либо известном у человеку, и в большинстве случаев это просто бытовые сценки из жизни окружающих нас людей. В качестве же примеров «скульптурных композиций» приводятся многофигурные группы: «Лаокоон и его сыновья», «Укрощение коня» (СПб), группы детей, горожан, монахов и прихожан, пассажиров и торговцев, индейцев и переселенцев, часто с животными — конями, быками, собаками, и уникальная композиция из болида, шлема и прочего в память о гонщике — у автотрассы в Бельгии... Во всяком случае, заметим, что бюст или скульптура в полный рост для увековечения памяти о человеке — это и есть памятник. Собственно, так все и считают.

Теперь вспомним о том, сколько усилий и средств потребовалось для выноса из исторической зоны скульптурной композиции «Потёмкинцам — потомки», бюста академика В. П. Глушко, и ради чего это сделано было — в целях сохранения традиционного характера исторической среды. Так нужно ли сегодня вновь создавать проблему, чтобы потом «героически» с ней бороться? Ведь есть уже вполне взвешенное решение. И разве ещё не надоело одесситам жить по надуманным «понятиям», а не по законам?

* * *

ПАМЯТНИК ОЙСТРАХУ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ИСКУССТВА

Вечерняя Одесса, 23.02.2013

Глава миссии Давида Ойстраха и Святослава Рихтера, известный пианист и педагог Юрий Дикий делится мыслями и эмоциями, вызванными решением последней сессии городского совета об установке памятника великому скрипачу Давиду Ойстраху на Театральной площади:

— Когда пару лет назад я увидел на сцене филармонии изображение скульптуры и услышал на пресс-конференции масштабы «обронзовевшего Ойстраха», я был в шоке. Могу понять и принять садово-парковую «обронзовелость» Утесова, Уточкина, Веры Холодной и даже уличного Пушкина с тросточкой, но не бронзовый монумент Давида Федоровича со скрипкой в правой руке. А сама поза? Растопырив руки, он словно приглашает зайти в отель «Моцарт». Как зазывала какой-то... Схожесть, соглашусь, действительно гораздо больше со Жванецким (правда, вместо портфеля скрипка) и даже с Хрущевым.

В далеком 1966 году я был у Дмитрия Федоровича дома, и он подписывал мне письмо Екатерине Фурцевой о спасении нашей кирхи. Это был остроумный, мягкий, улыбчивый, добродушный человек, каким знают и помнят его одесситы. А здесь совковую «монументальность» архитектор пытается прилепить к скверу Театральной площади.

Как глава миссии я должен был бы радоваться, что в моем родном городе появится памятник Ойстраху, о котором приходилось только мечтать, поскольку денег у властей раньше не было даже на памятную доску. А в результате?! Типичный оксюморон — греки говорили «острая глупость». Воплощение крылатой фразы покойного Черномырдина: «Хотели, как лучше, а получилось — как всегда».

Скоро придется констатировать, что Одесса перестала быть Одессой. Наши сменяющиеся городские и областные власти превращают Одессу в уездный город Глупов с «помпадурами и помпадуршами», совсем по Салтыкову-Щедрину. Примеров не занимать.

Об Ойстрахе и Рихтере власти не вспоминали, пока наша миссия с общественностью города не начала в 2002 году инициировать и за свой счет устанавливать мемориальные доски, проводить международные фестивали, концерты, публиковать статьи, готовить циклы телепрограмм. Реагирование «сверху» минимальное. Распоряжение мэра Руслана Боделана о выделении средств на проведение к 95-летию Ойстраха «Ойстрах-Ассамблей», так и осталось на бумаге, как и губернаторские обещания к «Рихтерфестам».

В 2011 году отмечалась юбилейная дата — 140 лет со дня рождения Петра Столярского, великого одесского Учителя, в том числе и Ойстраха. На торжествах депутатов горсовета не было, а жаль. Возлагались цветы к мемориальной доске, на которой они бы могли прочитать надпись о том, что профессор П. С. Столярский всю оккупацию, до 1944 года, проживал на Пушкинской.

После празднования 95-летия Д. Ойстраха и проведения в Одессе «Ойстрах-Ассамблей» в 2003 году, длившихся три месяца и получивших международный резонанс (благодарности Министерства культуры и посольства России в адрес миссии), в Киеве инициативная группа обратилась к Президенту Леониду Кучме с письмом о проведении I Международного конкурса Ойстраха в Одессе (накануне выборов Президента 2004 года).

«Креатив та творчу концепцiю проекту здiйснює Мiжнародна корпорацiя «Слов’янський базар»...» — писал в письме генеральный директор «МК «Слов’янський базар» композитор Александр Злотник как президент конкурса. Понятно, что «кто имеет деньги, тот и заказывает музыку». Насколько мне известно, было выделено 3 миллиона гривен, что позволило пригласить в жюри известнейших музыкантов и обеспечить высокий размер премий. Это было 96-летие Д. Ф. Ойстраха.

Не буду останавливаться на трагикомических сюжетах в кулуарах конкурса, достойных глубокой «провинции». На II конкурсе в 2006 году ситуация поменялась, а к 100-летнему юбилею (конкурсы прекратились) и в период «дней Ойстраха в Одессе» бывшим генеральным директором конкурса Игорем Курыливом был выставлен для обозрения готовый проект данного памятника.

Правление миссии намерено обратиться в правоприменительные органы и ходатайствовать об отмене решения сессии городского совета. Конкретикой сейчас занимается наш юрист. Все происходило без общественного обсуждения, «по совету киевских друзей». Проигнорированы одесситы, в первую очередь профессионально-музыкальная общественность, наша общественная организация. Своим безразличным решением о нас «вытерли ноги», и оставаться равнодушным — означает инициировать подобные прецеденты. Я надеюсь, что есть еще одесситы, не потерявшие гордости за свой город, которые нас поддержат.
4096

Комментировать:
  1. Житель и участник
    . Я не против установки этих памятников, но не такими обманными методами. - Уважаемый М. Рева! обоснуйте выше написанное! Также этот слэнг = " пройдет, как междусобойчик" ! Именно так Вы назвали сессию ГороСовета!
    Ответить