Наша камера
на «Ланжероне»
Loboda Loboda
в Садах Победы
Погода в Одессе сейчас +7 ... +8
вечером +6 ... +7
Курсы валют USD: 0.000
EUR: 0.000
Регистрация
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

Одесский международный кинофестиваль

Пятница, 27 июля 2012, 08:50

КИНОФЕСТ: НЕ ФАНФАРЫ, А РАБОЧИЙ РЕЖИМ

Вечерняя Одесса, 17.07.2012


В пятницу, 13 июля, на сцене Оперного театра состоялось торжественное открытие третьего Одесского международного кинофестиваля...

По красной дорожке прошли, открывая церемонию, президент ОМКФ Виктория Тигипко и ее супруг, вице-премьер Украины Сергей Тигипко. Затем — участники и почетные гости ОМКФ: выдающийся британский режиссер Питер Гринуэй, дочь великого и незабвенного Чарли — актриса Джеральдин Чаплин, живая легенда европейского кино Клаудиа Кардинале, творческие группы представленных на кинофестиваль фильмов. Среди официальных лиц — глава Государственного агентства по вопросам кино Украины Екатерина Копылова. Прибыл также председатель НСКУ Сергей Трымбач.

На сцене публику приветствовали ведущие: заслуженная артистка России, киноактриса Нонна Гришаева, которая тут же уточнила, что она родом из Одессы, и «лицо телеканала «Украина» Алексей Суханов. Открыла фестиваль Виктория Тигипко, не преминув отметить то ироническое обстоятельство, что вечер открытия пришелся на «пятницу, тринадцатое».

Третий фестиваль — это Рубикон, перейдя который, остается только расти и крепнуть. «Ожидаем около 100 000 зрителей и 5000 гостей, — озвучила прогноз президент ОМКФ. — Впервые проводим национальный конкурс, отобрав за год 18 из 90 поданных на рассмотрение фильмов украинского производства. Верю, что свое кино в Украине будет!».

Фестиваль приветствовал Почетный гражданин Одессы Михаил Жванецкий, призвав великих артистов... рожать поздно: благодаря такому обстоятельству мы сегодня имеем возможность общаться с дочерью самого Чарли Чаплина!

Публике представился председатель международного жюри ОМКФ, почетный президент Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ), российский киновед Андрей Плахов. В составе жюри — немецкий актер Александр Фелинг (у нас его знают по роли сержанта Вильгельма в «Бесславных ублюдках» К. Тарантино); израильско-французский режиссер Михаль Боганим; от Украины — генеральный директор международного кинофестиваля «Молодость» Андрей Халпахчи; француз Олиас Барко, который в прошлом году увез приз ОМКФ «За лучшую режиссуру».

На фестивале работают пять международных жюри! Кроме жюри конкурсной программы, еще жюри Украинского национального конкурса, возглавляемое французским историком кино, украинцем Любомиром Госейко (родился во Франции); жюри ФИПРЕССИ; жюри Международной федерации киноклубов; жюри смотра кинопроектов.

Кинофестиваль поздравили со сцены, с заверениями во всемерной поддержке, министр культуры Украины Михаил Кулиняк, губернатор Одесской области Эдуард Матвийчук, одесский городской голова Алексей Костусев.

«Алмазным» событием церемонии стало вручение кинозвезде Клаудии Кардинале почетного приза ОМКФ «Золотой Дюк» — за вклад в развитие киноискусства. Приз вручил Эдуард Матвийчук. «Для меня это большая честь, я счастлива, — сказала муза Феллини и Висконти. — Приз замечательный... и очень тяжелый!».

Возможно, звезда имела в виду — «весомый», тут тонкости перевода... но сверкающий хрустальными гранями фестивальный «Дюк» и впрямь слегка оттягивал руки.

...В день открытия ОМКФ Клаудиа Кардинале участвовала в пресс-конференции. Ностальгические воспоминания, сказала звезда журналистам, не из ее репертуара: актриса — это профессия, и, проработав в ней 54 года, всего не упомнишь. Говоря о великом Феллини, актриса подтвердила, что режиссер считал и называл ее своей музой: «Я родилась в Африке, и для Феллини это означало, что я произошла из земли», — хотя, снимаясь в фильме «Восемь с половиной», отметила Кардинале, сложно было одновременно быть и музой режиссера, и играть саму себя.

Клаудиа Кардинале продолжает сниматься — и у молодых, и у корифеев кино. Актриса занимается общественной деятельностью: она — посол ЮНЕСКО по правам женщин, ее волнуют вопросы защиты окружающей среды, борьбы со СПИДом, помощь детям слаборазвитых стран. А насчет собственной внешности — звезда считает, что нужно смириться с бегом времени, принимать свой возраст как данность и «не заниматься всякими лифтингами».

Вечером после церемонии открытия ОМКФ Клаудиа Кардинале, «девушка мечты» из шедевра «Восемь с половиной», представила этот фильм на Ланжероновском спуске, все-таки немного поделившись воспоминаниями и восторгом: «Феллини — волшебник».

В оперном театре был показан фильм-открытие ОМКФ — лауреат Гран-при жюри кинофестиваля в Каннах 2012 года — «Реальность» итальянского режиссера Маттео Гарроне. Грустная история о неаполитанском мечтателе задала тон фестивальным кинопремьерам: доброты, сочувствия «маленькому человеку». Фактура фильма Гарроне напоминает наши впечатления школьного возраста, когда в СССР был бум итальянского кино. С одной существенной разницей. Когда-то экранные кварталы бедноты в старом Неаполе демонстрировали житейскую цепкость, народную солидарность, жизнеутверждающий пафос. В фильме «Реальность» мы наблюдаем словно бы упадок некогда великой цивилизации, признаки необратимого обветшания и распада всего и вся. Камера не случайно подолгу засматривается на эти в буквальном смысле слова головоломные лестничные пролеты, на щербатый песчаник кладки, проступающий из старинных колонн, словно остов из полуистлевших останков. И даже легендарная «Чинечитта» выглядит, ни дать ни взять, словно запустелая Одесская киностудия. Старый-престарый город стоит у подножия действующего вулкана и, похоже, согласился «умереть по-хорошему», не дожидаясь чего похуже.

В этих остатках былой красы живут простые люди, которые вовсе не тянут на европейский «средний класс», а пробавляются, точь-в-точь как здесь у нас, мелкой базарной торговлей и полукриминальным гешефтом. Привычных глазу экранных простонародных красоток что-то не видать: повально — целлюлитные толстухи.

Житейская неказистость угнетает душу главного героя фильма — рыбного торговца Лучано, которого угораздило принадлежать к породе мечтателей. А воплощенную мечту о красивой жизни предлагает простодушному обывателю телевидение. «Reality» — название фильма в оригинале: реалити-шоу заменило народу представления о царствии небесном, стало эрзацем познания и эталоном житейской морали. И вот у Лучано, натура которого полностью соответствует постулату: «Будьте, как дети», — на зыбкой почве суррогатной «реалити» заоблачного мира съезжает крыша...

Церковь тоже обветшала, выдохлась, погрязла во внешней обрядности и в словесах, она не в силах противостоять массовому влиянию вездесущих «медиа». Хотя пожилой сосед Лучано глубоко и искренне религиозен и пытается обратить мечтателя на путь истинный. Но наличие праведника не снимает вопроса о будущности города на вулкане: помнится, и в Содоме не нашлось достаточного количества праведников, найдется ли искомый десяток у нас? И спасет ли нашу Землю доверчивая детскость Лучано, повторяющего, с подачи соседа, подвиг Франциска Ассизского, но в жестоком пародийном варианте — ради того, чтобы заметили, отметили, вознаградили и прославили в реалити-шоу?..

В роли Лучано снялся Аньелло Арена (непрофессиональный актер: отбывает пожизненное заключение за убийство и участвует в тюремной театральной самодеятельности!); в роли его замордованной бытом, житейски приземленной, но любящей и верной жены — выразительная актриса Лоредана Симиоли, гостья ОМКФ-2012 вместе со сценаристом Маурицио Брауччи.

С первого дня кинофестивалю был задан деловой режим: меньше фанфар, больше работы. И работа кипит — только поспевай: конкурсные и тематические просмотры, интересные встречи, мастер-классы Летней киношколы. О впечатлениях ОМКФ — в следующих номерах нашей газеты.

Тина Арсеньева

* * *

ОДЕССКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ-2012: ВПЕЧАТЛЕНИЯ, ПРОГНОЗЫ, НАДЕЖДЫ

Одесский вестник, 17.07.2012


Пятница, 13-е, июльский зной, раскаленный подиум «красной дорожки» — так начался в Одессе Международный кино-фестиваль-2012. Fashion-парад, явивший изыски стиля и апофеоз кича, отрепетированные улыбки не столь уж обильных на небосклоне ОМКФ-2012 звезд и автографы публике, которая предпочла асфальтовое удушье освежающей неге пляжа.

Нажарившись на солнце, кинобомонд влился в роскошную прохладу Одесской оперы. И фестиваль, о котором говорили на протяжении как минимум последних трех месяцев, таки начал свою работу.

Очаровательнейшая, талантливейшая заслуженная «российская одесситка» Нонна Гришаева и шоумен украинского TV Алексей Суханов открыли торжественную церемонию его начала, припомнив, что Одесса позиционирует в числе своих культурных брендов звезду Великого Немого Веру Холодную и лучший фильм всех времен и народов «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, прославивший лестницу, соединившую город и море. Удачи одесскому кинофесту — самому ожидаемому, самому яркому событию не только в культурной жизни Одессы, но, хочется верить, и всей страны, незабываемых впечатлений и эстетических потрясений зрителям пожелали министр культуры Украины Михаил Кулиняк, губернатор Одесской области Эдуард Матвийчук, одесский городской голова Алексей Костусев. Поздравить одесситов с праздником кино приехал и самый цитируемый на одесских бульварах писатель, почетный гость фестиваля Михаил Жванецкий. Обворожительны и прекрасны, искрометными кометами Большого Кино сверкнули на сцене Одесской оперы Клаудиа Кардинале и Джеральдин Чаплин. Было представлено высокое международное жюри в составе возглавляющего его известного кинокритика, почетного президента Международной ассоциации кинопрессы (ФИПРЕССИ) Андрея Плахова, директора Международного киевского фестиваля «Молодость», основателя международного кинофестивального движения в Украине Андрея Халпахчи, французского режиссера, призера престижнейших кинофестов, в том числе ОМКФ-2011, Олеаса Варко и восходящей звезды немецкого кино Александра Фединга. И фестиваль — начался!

Когда задумывались и проводились два первых одесских кинофеста, его организаторы не могли избавиться от безусловного знания о том, что Одесса традиционно позиционируется «столицей юмора». И именно потому изначально решили проводить фестиваль фильмов, в которых чувство юмора хотя бы наблюдалось. Но уже во время ОМКФ-2011 поняли, что эта концепция очень сильно ограничивает в подборе конкурсных фильмов. Приходилось с болью в сердце отказываться от лент, в которых юмор найти было, прямо скажем, затруднительно, — фильмов трагических, драматических. Поэтому концепцию фестиваля пришлось изменить. И в этом году в рамках одесского кинофорума будут показаны ленты, принадлежащие к направлению арт-мейнстрим — фильмы высокого художественного качества, но предназначенные не для вьсоколобых интеллектуалов, принципиально посещающих лишь арт-хаусные кино-клубы, а для достаточно широкой публики. Таким образом, с одной стороны, пресловутому «широкому зрителю» пытаются привить хороший вкус, научить смотреть высококачественное кино и — полюбить его, с другой — сделать это кино более популярным. Именно этим и вызвано новшество ОМКФ-2012 — международное жюри определит победителей в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучший актер», а Гран-при одесского кинофеста, «Золотой Дюк», будет присуждать широкая публика на основании зрительского голосования. Ведь фестиваль будет жить только тогда, когда станет интересньїм для всех, а не только для узкого круга профессионалов.

К тому же в рамках ОМКФ-2012 впервые состоится национальный украинский конкурс. Возрождение украинского кинематографа, заявляют организаторы фестиваля, является самой главной миссией одесского кинофорума. Кто знает, может быть, на этой волне будет реанимировано и одесское кино. Но пока что в праздничном шоу на сцене Оперного Кира Муратова участия не принимала.

Высокое жюри обещает «жюрить» субъективно, — потому что у каждого из них, естественно, есть свое мнение и свои кинопристрастия, — но в результате прийти к объективной оценке.

- Хочется открывать что-то новое — бескомпромиссные, потрясающие и ошарашивающие фильмы, вырывающиеся за рамки всевозможных табу, — озвучил свои кинопредпочтения Олеас Варко.

- Хотелось бы просто наслаждаться фильмом, — признался Андрей Плахов. — В какой-то момент забыть о том, что ты — кинокритик, и просто переживать, страдать или смеяться. Эмоции, которые дает кинематограф, плюс профессиональная интуиция в сумме своей составляют критерии, на основе которых обсуждаются фильмы, режиссерские и актерские работы.

Думаю, зрители солидарны с именитым кинокритиком. Чего греха таить, порой увенчанные лаврами шедевры великого кинематографа, давая нескончаемую пищу интеллекту, увы, оставляют холодным сердце. Надеемся, одесский фестиваль будет верен выбранному курсу.

Фильм-открытие ОМКФ-2012 — «Реальность» итальянского режиссера Мат-тео Гарроне, удостоенный в этом году Гран-при Каннского фестиваля, равнодушным не оставил никого.

Очарование итальянского неореализма с его бурным неаполитанским темпераментом, романтической нищетой полуразрушенных «палаццо», нежным чадолюбием и необходимыми для поддержания семейного бюджета мелкими аферами, обрастая реалиями сегодняшнего дня, превращается в трагифарс, в театр абсурда, не оставляющий его участникам надежды на счастливый финал. Человек «общества зрелища», где даже церковь, призванная очищать, оберегать души человеческие, уверенно становится частью масс-медиа, продающей иллюзию, мечтает... стать фигурантом телевизионного pea-лити-шоу. В погоне за мечтой — калечит, разрушает свою личность, терпит крах. История заканчивается трагически.

А надежда... Может быть, отыскать ее можно в морской свежести рыб и моллюсков, звонкой сочности лимонов, прозрачности воды рыбной лавки, проданной героем в погоне за призрачным TV-счастьем?

Фильм Маттео Гарроне еще раз подтвердил высокий класс итальянского кинематографа. А вечером на Лан-жероновскм спуске его легенда, муза Федерико Феллини Клаудиа Кардинале представила легендарный фильм великого итальянца «8,5». Исповедь режиссера, где в стремительной фарандоле проносятся реальные люди и персонажи фильмов, вымысел и реальность.

Марина Некрасова

* * *

ПО ОДЕССЕ ГУЛЯЛИ ДЖЕРАЛЬДИН ЧАПЛИН, КЛАУДИА КАРДИНАЛЕ И НЕ ТОЛЬКО…

Деловая Одесса, 18.07.2012


Одесский кинофест стал ярким событием нынешнего лета. Его красная дорожка привлекла к себе многих знаменитостей. Грандиозное открытие III Международного Одесского Кинофестиваля состоялось в пятницу 13-го. Сделано это было под мелодии «Санта-Клаус въезжает в город» и другую классику. По красной дорожке торжественно прошли звезды мирового кинематографа, одесские бизнесмены, первые лица города и области.

РЕАЛИТИ-шоу для киноманов

Одним из самых ярких выступлений вечера стал спич Михаила Жванецкого. Под бурные аплодисменты и хохот сатирик зачитал: «Кинофестиваль, мне не звонили, не пригласили. Все молчат. Они не спрашивают: где вы? Вы что, не видите, что меня нет? Вы что не слышите, как я молчу? Хотя бы весточку, звоночек, записочку, маляву, мол так и так, любим и ждем. Я уже не говорю о приглашении. Я не желаю видеть. Я обиделся. Мне сладковато-горько. Я страдаю. Как они могли? И вдруг звонок. Внесли пакет. Господи, ждем, любим. И опять всем благодарен. А было так мучительно приятно». Впрочем, в пресс-службе кинофестиваля подчеркнули, что Михал Михалычу приглашение доставили вовремя. После этого был показан фильм-окрытие «Реальность» Маттео Гарроне. Лента снискала Гран-при Каннского кинофестиваля, но здесь была понята далеко не всеми. Ее главный месседж: реалити-шоу опасны для вашего психического здоровья — основной посыл итальянского режиссера. Тем временем в Пале-Рояле Майкл Медсен спокойно потягивал коньяк в компании супруги. Пока кто-то из гостей не разглядел звезду. Тут же налетела толпа желающих сфотографироваться и задать несколько вопросов. К слову, Майкл Медсен и Дэрил Ханна — впервые после тарантиновского бестселлера «Убить Билла» встретились на съемочной площадке. Актеры приехали в Одессу, чтобы представить фильм конкурсной программы ОМКФ «Голливудский мусор». Это дебютная картина режиссера Фила Волькена уже отмечена наградой Золотой Реми (Gold Remi) 45-го международного фестиваля независимого кино WorldFest-Houston.

Музыкальным открытием вечера стала группа из Великобритании «Oi Va Voi». Из туманного Альбиона музыканты привезли клейзмерские мотивы, которыми наслаждался знаменитый сводник Петр Листерман. Словом, открытие удалось.

Оскар для звезды

Открытие фестиваля ознаменовалось весьма важным событием. Популярная в 70-х годах актриса Клаудиа Кардинале получила статуэтку Золотого Дюка за весомый вклад в развитие киноискусства. Правда, для хрупкой легенды кино награда оказалась слишком тяжелой, поэтому ее вызвался подержать губернатор Одесской области Эдуард Матвийчук. На пресс-конференции кинодива рассказала, как работала с именитыми режиссерами — в частности, с Федерико Феллини и Лукино Висконти, которые, по ее словам, ненавидели друг друга.

Кинодива посетила Одессу, чтобы поучаствовать в церемонии открытия фестиваля и представить фильм Федерико Феллини «Восемь с половиной», который был показан на Ланжероновском спуске. В Одессе итальянская звезда провела три дня.

«Наконец-то я исполню свою давнюю мечту, и познакомлюсь с городом, о котором так много слышала», — призналась Клаудиа.

«За бесценный вклад»

Далее в фестивальном центре «Родина» состоялся мастер-класс звезды мирового кинематографа, дочери знаменитого Чарли Чаплина — Джеральдин Чаплин.

Кстати, в первый день фестиваля актрисе удалось погулять по городу, и ей очень понравилась Одесса. На вопрос о том, насколько помогает в актерской карьере фамилия отца, Джеральдин ответила: «Я никогда не стеснялась своего происхождения и не считаю зазорным пользоваться тем, что тебе дано от Бога. Я очень счастлива быть дочерью Чаплина. Тень отца не мешает, а согревает меня».

А одесситы на большом экране смогли посмотреть фильм Ричарда Аттэнборо «Чаплин», который частично основан на автобиографии звезды немого кино, который и представляла дочь знаменитого комика. В этом фильме актриса сыграла роль психически больной матери Чаплина. А роль самого Чаплина — Роберт Дауни-младший.

Фильм охватывает всю жизнь классика мирового кинематографа: нищее детство в Лондоне, первые шаги в профессии, взлеты и падения, колоссальный успех в немом кино, многочисленные судебные разбирательства и сложные отношения с женщинами, вынужденный отъезд в Швейцарию из-за обвинений за сочувствие коммунистам, триумфальное возвращение в Голливуд для получения почетного Оскара «за бесценный вклад в то, что в этом веке кинематограф стал искусством».

За исполнение роли Чаплина Роберт Дауни-младший также был номинирован на премию «Оскар».

Как и положено, не обошлось без слухов, которые, правда, очень быстро развеялись, Разговоры о беременности жены вице-премьера Сергея Тигипко, организатора Одесского международного кинофестиваля Виктории оказались лишь неподтвержденными предположениями.

«Это, к сожалению, не так. Но я всегда открыта к перспективам. Знаете, после трех детей, четверо-пятеро — не вопрос. Поэтому, если это, дай Бог, случится когда-нибудь, я буду только рада», — сказала жена вице-премьера в эксклюзивном интервью ТСН.

При этом Виктория заметила, что ребенка в семье не планируют: «Пока нет. Надо поработать еще на фестивале. Но ничего, кто знает».

Относительно пола четвертого ребенка, если он будет, Виктория Тигипко не беспокоится — говорит, как получится. На следующий вопрос — работают ли они с мужем над тем, чтобы в семье появился малыш, женщина ответила, что у них все в порядке.

«Послушайте, у нас есть свет (в конце тоннеля — ред.)... У нас все хорошо», — смеясь, сказала жена вице-премьера.

Немного мистики

Не обошлось и без мистических происшествий. А случилось это во время пресс-конференции Киллиана Мерфи в Одессе. Актер как раз рассказывал, что хотя и сыграл медиума в фильме «Красные огни», не верит в потусторонние силы: «Я не верю в мистику. Я — очень рациональный и скучный человек. Никогда не читаю гороскоп, никогда не ходил к медиумам». После этого присутствующие в пресс-центре, оборудованном между театром Музкомедии и трамвайными путями, услышали громкий треск, а затем пол начал проваливаться, но в итоге только «упал» на уровень ниже. Несмотря на это, пресс-конференция продолжилась. На Одесском кинофестивале ирландский актер представляет конкурсный фильм «Сломленные», а также премьеру фильма «Красные огни». Кинодебют британского театрального режиссера Руфуса Нориса — «Сломленные» — открывал Неделю кинокритиков на Каннском кинофестивале. В драме об 11-летней девочке, чья картина мира разрушается после того, как она становится свидетельницей жестокого нападения,

Мерфи снялся вместе с подающей надежды дебютанткой Элоиз Лоуренс и британским актером Тимом Ротом. Он признался, что растрогался, когда смотрел этот фильм.

«Эта роль важна для меня, ведь мои родители — учителя, но они еще не видели фильм. Сам я в школе был озорником», — рассказал актер. Киллиан Мерфи также сообщил, что уже успел частично познакомиться с городом. «Одесса мне очень нравится. Меня сводили в порт. Люди очень расслаблены и никто никуда не спешит», — поделился впечатлениями актер. Второй фильм с участием Киллиана Мерфи, который был привезен на Одесский кинофестиваль, — триллер о паранормальных исследованиях «Красные огни» популярного режиссера Родриго Кортеса. Также в фильме снялись Сигурни Уивер, Роберт Де Ниро и Крэйг Робертс.

У нас, как в Голливуде

Кто получит Золотого Дюка, станет известно 20 июля. Напомним, на фестивале представлены фильмы из разных стран, в том числе из Украины, России, Великобритании, Франции, Голландии. Кстати, в этом году Гран-при фестиваля будут вручать зрители, а не жюри. Всего в рамках 3-го Одесского международного кинофестиваля будут вручены три «Золотых Дюка»: Гран-При международного конкурса, приз за вклад в киноискусство, а также — фестивальное нововведение этого года — награда за лучший фильм Украинского национального конкурса. Ее автор Александр Рева утверждает, в эту статуэтку заложена одна одесская шутка. Связь между Одессой и Голливудом (который, по мнению мастера, был придуман именно одесситами), подчеркивается при помощи одной детали статуэтки.

«Постамент этого украинского Дюка — это точная копия постамента первого Оскара», — сознался автор.

Светлана Лисовская

* * *

ОДЕССА ПОЛНА ФЕСТИВАЛЕМ

Пресс курьер, 19.07.2012


Ливнеспособная и шквало-возможная погода минувшей недели не омрачила ни дефиле по красной дорожке перед Оперным театром на торжественном открытии III Одесского международного кинофестиваля, ни работу кинотеатра под открытым небом на Ланжероновском спуске. И это при том, что кинопраздник стартовал в пятницу, 13-го.

Вероятно, к трехлетнему возрасту (вполне приличному на фоне одноразовости большинства культурных событий в Украине) у него развился природный иммунитет. Да и с неприродным пока все в порядке, ведь президент Одесского кинофеста Виктория Тигипко и его директор Денис Иванов являются владельцами ООО «Украинский кинофестиваль».

На сей раз ОМКФ собрал пять тысяч гостей, предполагаемое число зрителей — около 100 тысяч. Среди звезд первой мировой величины — легенда европейского кино Клаудиа Кардинале, дочь Чарли Чаплина Джеральдин, британский режиссер Питер Гринуэй, актеры Майкл Медсен, Киллиан Мерфи и Гедеон Буркхарт. В состав международного жюри вошли немецкий актер Александр фелинг, израильско-французский режиссер Михаль Боганим, генеральный директор МКФ «Молодость» Андрей Халпахчи, режиссер Олиас Барко, которому в прошлом году достался приз ОМКФ за лучшую режиссуру.

На торжестве в Оперном присутствовали министр культуры Украины Михаил Кулиняк, вице-премьер Сергей Тигипко, губернатор Одесщины Эдуард Матвийчук, мэр Одессы Алексей Костусев, нардеп Сергей Кивалов.

Открытие фестиваля запомнится гостям затором на красной дорожке, где утомительное стояние на жаре соединило чувством локтя звезд кино и театра, представителей шоу-бизнеса, бизнес-элиты, чиновников высокого ранга. А еще — вручением Клаудии Кардинале награды ОМКФ за вклад в развитие киноискусства и показом фильма итальянского режиссера Маттео Гарроне «Реальность». Эта лента, получившая в текущем году Гран-при Каннского фестиваля — о владельце рыбной лавки Лучано, который сошел с ума из-за маниакального желания стать участником телевизионного реалити-шоу.

Примечательно, что главную роль в фильме исполнил Аньелло Арена, отбывающий пожизненное заключение в тюрьме города Вольтера — актер тюремного театра.

Надо отметить, что ОМКФ, заявивший поначалу о себе как о фестивале комедий, постепенно становится серьезным, настроенным на проблемы современности. То ли в стране не до смеха, то ли желание по большому счету соприкоснуться с хорошим мировым кино требует отказа от рамок.

В международную конкурсную программу фестиваля вошли двенадцать фильмов, включая «Последнюю сказку Риты» Ренаты Литвиновой (снятую в соавторстве с Земфирой), «В тумане» Сергея Лозницы, «Голливудский мусор» Фила Волькена, «Сломленных» Руфуса Норриса (Великобритания), «Песочного человека» Петера Луизи (Швейцария) (не путайте эту метафорическую фантасмагорию об ускользающем времени с одноименным фильмом ужасов Тури Мейера). Украина представлена в конкурсе лентой «Обычное дело» («Звичайна справа») известного документалиста Валентина Васяновича.

Традиция ОМКФ — внимание к французскому кино (в программе около 20 фильмов — как современных, так и ретроспектив).

«Изюминка» фестиваля — кинопоказы на Ланжероновском спуске. Зрители получили незабываемое впечатление от культовой ленты Федерико Феллини «8 1/2», которую на фестивале представила Клаудиа Кардинале. Еще одно особое зрелище в этом, воистину одесском из всех кинотеатров — фильм Ричарда Аттэнборо «Чаплин», основанный на автобиографии звезды немого кино. Джеральдин Чаплин, презентовавшая фильм на ОМКФ, сыграла в этой волнующей ленте 1992 года свою бабушку, потерявшую рассудок.

Среди сенсаций фестиваля — мастер-класс режиссера и кинофилософа Питера Гринуэя, призывающего к смене технологии производства фильмов на основе возможностей цифрового кинематографа. Гринуэй отдает приоритет визуальным образам, считая текст обедняющей основой кинолент. Он упраздняет границы кадра, отказывается от традиционной драматургической конструкции и белого полотна экрана.

17 июля творческой группе фильма о футбольной команде бомжей «Чемпионы из подворотни» (режиссер Ахтем Сейтаблаев) вручен Специальный приз ЮНИСЕФ в Украине.

До 21 июля программа фестиваля перенасыщена. Об итогах III ОМКФ — в нашем следующем номере.

* * *

ИНТЕРВЬЮ, АВТОГРАФЫ И… ПЛАКАТЫ

Юг, 19.07.2012


«РЕАЛЬНОСТЬ» И РЕАЛИИ

Как мы уже сообщали в субботнем выпуске «Юга», тринадцатого июля в Южной Пальмире стартовал Третий Одесский международный кинофестиваль. Его открыл фильм итальянского режиссера Маттео Гарроне «Реальность», получивший в нынешнем году Гран-при на Каннском кинофестивале.

Эта картина рассказывает о владельце рыбной лавки Лучано. В дополнение к скромному заработку он с женой проворачивает мелкие аферы. Лучано с удовольствием развлекает покупателей и родственников забавными спектаклями. Как-то по настоянию семьи он проходит кастинг на участие в реалити-шоу «Большой брат». Погоня за мечтой начинает менять его восприятие реальности — в ожидании звонка продюсеров Лучано попросту сходит с ума. Режиссер называет свою картину современной притчей или сказкой, а главного героя — современным Пиноккио.

Маттео Гарроне запомнился зрителям после криминальной драмы об итальянской мафии «Гоморра», которая также выиграла в Каннах Гран-при в 2008 году.

Любопытно, что главную роль в «Реальности» исполнил непрофессиональный актер Аньелло Арена, который отбывает пожизненное заключение в тюрьме города Вольтерра. Арена открыл в себе лицедейский талант в тюремном театре, где его и нашел Гарроне. Согласно частичной амнистии, заключенному разрешено работать в течение дня вне стен тюрьмы, что позволило ему участвовать в съемках.

В Одессе итальянскую ленту представляли сценарист Маурицио Брауччи и исполнительница главной роли Лоредана Симиоли (по фильму — супруга Лучано). Актриса призналась журналистам, что сыграла в «Реальности» свою первую большую роль. Хотя играть она начинала в театре, будучи четырнадцатилетней. Выбрала кино потому, что театр больших доходов не приносил. К тому же всю жизнь мечтала оказаться в кинематографе, который «соответствует ее биоритмам».

Свой тандем с настоящим убийцей актриса чем-то особенным не считает:

— О том, что он совершил преступление, не имела ни малейшего понятия. Меня поставили в известность только потом. Аньелло Арена уже стал профессионалом. Находясь много лет в тюрьме, он все время участвует в театральных постановках.

Куда больше, чем криминальное прошлое партнера по фильму, ее впечатлили одесские «достопримечательности».

— В аэропорту, который напоминает застывшее прошлое, я бы кое-что изменила, — сказала Лоредана. — Еще поразила ваша суровая таможня. Мне даже показалось, что я в другой эпохе. Вернулась в реальность, когда вышла из аэропорта.

По словам Маурицио Брауччи, работать с Гарроне очень трудно, но безумно интересно. Сценарий «Реальности» писали три автора. У каждого, как в футболе, своя роль — нападающий, защитник, вратарь. Этого и придерживались при создании фильма:

— Знаю, что «Реальность» восприняли неоднозначно. Но именно разные мнения очень важны. Ведь сюжет фильма позаимствован из реальной жизни. Когда в художественное кино привносится подлинная история, всегда сложно. Реальные истории, как правило, жесткие. Аналогично было с фильмом «Гоморра». Одни были восхищены и утверждали, что это все о них, об их стране. Другие резко протестовали, мол, картина слишком жесткая, и такого у них произойти не могло. В любом случае — о вкусах не спорят...

Удивило еще одно признание зарубежного гостя. Оказалось, что он — почитатель творчества Анны Ахматовой.

Стоит отметить, что в Италии «Реальность» увидят только в сентябре, чего не скажешь об актере, сыгравшем главную роль. Несмотря на то, что в Каннах Арену называли одним из основных претендентов на приз за лучшую мужскую роль, посещать премьеры и фестивали ему запрещено.

ВНЕ «РАСПИСАНИЯ»

Вечером того же 13 июля возле Одесского оперного, где проходила торжественная церемония открытия кинофестиваля, состоялась еще одна акция. Незапланированная. Пока по красной дорожке дефилировали почетные гости, нардепы, политики разного уровня и воззрений, а также артисты и режиссеры, все они могли лицезреть «блок» плакатов… с изображением вице-премьера (он же супруг президента одесского кинофестиваля) Сергея Тигипко и надписями: «Життя покращилось. Пенсии после жизни», «Отробив i на цвинтар? Пенсiонер — це ворог України?», «Политическое кидало».

Видел плакаты и людей, их державших, естественно, и сам Сергей Леонидович, сопровождавший супругу Викторию к центральному входу в театр. Желания пообщаться с протестовавшими, а также с журналистами, вице-премьер не изъявил: опаздывал, очевидно, к началу торжественного момента — открытию кинофорума. Не исключено, что просто не хотел омрачать праздничную картину, а тем более — портить себе настроение. В любом случае лучше там, в самом театре, где «с глаз долой — из сердца вон». Лучше там, где «жизнь улучшилась» реально, а не в лозунгах и на бумаге.

Оказавшись в театральном холле, вице-премьер моментально погрузился в атмосферу гламура и здесь же согласился пообщаться с журналисткой. Пусть и с телеведущей центрального канала Катей Осадчей. А уж вечеринка в Пале-Рояле... Короче говоря, «не испортят им обедни злые происки врагов».

«ОТ «КИНО» НАЛОГОВИКОВ СПАСАЕТ КИНО НАСТОЯЩЕЕ»

Абсолютно неожиданно среди гостей кинофестиваля заприметила генерального директора популярного телеканала ТВі Николая Княжицкого. Удивилась не тому, что он среди бомонда, а из-за ситуации, сложившейся вокруг телеканала. Ведь буквально накануне сотрудники налоговой милиции изъяли там всю документацию (об этом «Юг» рассказывал в субботнем выпуске газеты, «ТВi попал под уголовное дело»).

— Есть такое дело, — подтвердил Николай. — Принесли постановление суда о выемке документов и возбуждении уголовного дела в отношении меня по статье «Уклонение от уплаты налогов». Хотя в данном случае государство должно нам, а не мы ему. Вот ведь в чем весь парадокс. К тому же мы ранее уже выиграли суд по этому вопросу, однако сейчас я даже не знаю, чего ожидать в этой стране.

— Не опасаетесь, что «там» могут придумать еще что-то, пока вы отсутствуете?

— С утра я был на работе — ничего не происходило, потому что все, что можно было забрать, они уже забрали. Вот и поехал я на кинофестиваль, а в понедельник снова буду на работе. Такая вот наша жизнь — абсурдная. А кино от этого отвлекает, поэтому мы и приехали его посмотреть. Можно сказать, что от «кино» налоговиков спасает кино настоящее.

Лариса Козовая

* * *

ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ КЛАУДИА

Юг, 19.07.2012


Это казалось фантастикой, чудом, прекрасным сном — появление в Одессе великой актрисы и музы великих режиссеров, при жизни ставшей легендой, Клаудии Кардинале. Звезда мирового кино стала главной звездой и почетной гостьей нынешнего, третьего по счету Одесского международного кинофестиваля.

Журналисты с нетерпением дожидались кинодиву на объявленной пресс-конференции по случаю открытия фестиваля. И она заставила всех изрядно поволноваться, когда на сцену поднялись все участники встречи. Все, кроме нее. Звезда, как и полагается, взошла немного позже, появившись минут через десять под громкие аплодисменты всех представителей СМИ, которые обычно не слишком щедры на проявления чувств.

На сцену поднялась стройная невысокого роста женщина, та, что долгие годы будоражила сердца и умы миллионов мужчин, влюбленных в нее, и женщин, пытающихся быть на нее похожими. Сиреневый пиджак, черные брюки, черная майка со стразами, крупные украшения, завивка и дымчатые очки, скрывающие глаза. Годы, конечно же, изменили семидесятичетырехлетнюю звезду. Но улыбка, знаменитая улыбка все та же.

Лучшие кинематографисты наперебой снимали ее в своих лентах: Дамиано Дамиани, Серджо Леоне, Клод Лелуш, Франко Дзеффирелли, Альберто Сорди и, разумеется, она была любимой актрисой великих Лукино Висконти и Федерико Феллини. Да и все ее партнеры в кино, по собственному признанию актрисы, были потрясающими: Марчелло Мастроянни, Витторио Гассман, Тото, Ренато Сальватори, Витторио де Сика, Шон Коннери, Питер Крюгер, Ален Делон…

Кардинале вспоминала работу над фильмами. Феллини и Висконти были две противоположности, рассказывала актриса. Висконти был близок к театру, у него все было подробно расписано и четко оговорено. Феллини же работал практически без сценария, предпочитая импровизировать. Феллини, называвший Клаудию своей музой, заезжал за ней каждое утро и сам вез на съемочную площадку.

Великая итальянка призналась, что ей приятно по-прежнему бывать на кинофестивалях. Ведь это дает возможность вновь увидеть свои фильмы на большом экране. Вот и в Одессе Клаудиа Кардинале представляла ставшую культовой киноленту Федерико Феллини «Восемь с половиной», где она сыграла саму себя, Клаудию Кардинале, приехавшую на кинопробы. Ее показ прошел под открытом небом в день открытия фестиваля на Ланжероновском спуске.

Вспомнила актриса и как снималась в 1969 году в картине «Красная палатка» у выдающегося советского режиссера Михаила Калатозова в роли русской девушки Валерии, как стойко переносила морозы во время съемок.

С гордостью кинодива подчеркнула, что уже пятьдесят четыре года в этой профессии. Но в скольких всего фильмах сыграла — затруднилась ответить: не считает и не помнит. Да и зачем предаваться воспоминаниям, если и сегодня продолжаешь успешно сниматься и у начинающих режиссеров-дебютантов, и у корифеев кино?! «Я не живу прошлым, не испытываю ностальгии, я живу сегодняшним днем, — сказала Клаудиа. — Даже сейчас, находясь в определенном возрасте, я много снимаюсь, в основном у молодых режиссеров-дебютантов, которых мне хочется поддержать, им ведь сложно найти деньги на кино. В то же время недавно снялась у Мануэля де Оливейры, которому уже сто четыре года! Для меня важен сценарий и человеческая встреча с режиссером. Но если мне не понравится сценарий, я даже не буду встречаться с режиссером».

При этом актриса призналась, что если раньше кино вселяло мечты, то сейчас это уже не фабрика грез. Да и деньги на кино находить становится все сложней.

Кроме работы в кино, Кардинале ведет активную общественную деятельность. Она — посол ЮНЕСКО по правам женщин, занимается вопросами защиты окружающей среды, борьбы со СПИДом.

Слушая итальянскую знаменитость, можно было только позавидовать оптимизму и задору Клаудии Кардинале, ее правильному отношению к жизни и к своему возрасту. Великая актриса заметила, что важно принять свой возраст и факт своего старения и не мучить себя лифтингами и пластической хирургией: «Этого я не люблю и никогда не понимала актрис, увлекающихся пластикой».

Когда же один из присутствовавших в зале неуместно вдруг спросил Кардинале, не относится ли она к сословию аристократов, та лишь насмешливо сказала: «Я не аристократка!».

Кардинале — настоящая женщина, получающая радость от жизни и не горюющая о том, что ушло и не вернешь. Наверное, нелегко это — дарить поклонникам автографы на собственных портретах пятидесятилетней давности, где она так ослепительна и молода.

Но надо было видеть, как звезда, бурно реагируя и пританцовывая, слушала выступление британской группы «Oi Va Voi» на открытии кинофестиваля, чтобы понять: ностальгировать — действительно не в привычке Клаудии Кардинале.

С пресс-конференции звезду итальянского кино не отпустили без подарка: от партнера фестиваля ей был вручен коньяк «Шустов» завидной выдержки. Но это был не единственный дар, который кинодива увезла с собой из Одессы.

Вечером на церемонии открытия кинофестиваля знаменитой Клаудии Кардинале вручили первый приз — за вклад в киноискусство. Вручал статуэтку «Золотой Дюк» глава облгосадминистрации Эдуард Матвийчук. Но недолго подержав тяжелый приз в руках, знаменитость неожиданно вернула его Матвийчуку, объяснив, что самой ей его не унести. И пришлось главе облгосадминистрации препроводить актрису к месту в партере и донести нелегкую награду.

Наталья Бржестовская
3575

Комментировать: