Наша камера
на «Ланжероне»
Loboda Loboda
в Садах Победы
Погода в Одессе сейчас +7 ... +8
вечером +6 ... +7
Курсы валют USD: 0.000
EUR: 0.000
Регистрация
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

Одесса театральная – золотой век

Воскресенье, 1 марта 2009, 21:18

Олег ШАПАРЕНКО

Odessa Daily, 26.02.2009

Одесса театральная сильна не только любовью своих зрителей. Имена талантливых актёров, режиссеров, драматургов, родившихся в Одессе или связавших свою жизнь и творчество с городом, внесли огромный вклад в развитие украинской и мировой театральной культуры. Уже в 1803 году тут осуществлялись любительские театральные представления, в 1810 - открылся городской театр. На одесских театральных площадках наряду с итальянскими, французскими труппами выступали украинские и российские.

В нашем городе достаточно сильны театральные традиции, унаследованные после золотого века театральной жизни Одессы. По словам заведующего литературной части Русского театра Юрия Ющенко, пик популярности театров пришелся на 50-60-е года. «Тогда Одесский театр оперетты по всесоюзному рейтингу считался вторым в стране, в середине века и Русский театр был одним из самых посещаемых в СССР», - говорит Юрий Владимирович. - Объясняется это тем, что тогда в театрах работали выдающиеся на всю страну актеры, в Одессе выступало множество «секс-символов» большой сцены».

Воспоминания театралки

Коренная одесситка Антонина Петровна в молодости пересмотрела практически все постановки одесских театров. Сейчас в театры женщина ходит редко - здоровье не позволяет, но о тех временах вспоминает с воодушевлением. «На спектаклях я сидела всегда в первых рядах, причем в основном ходила бесплатно через служебный вход, - рассказывает Антонина Петровна. - Тогда я работала секретарем компартии завода, а наше предприятие шефствовало над Украинским театром. Я помню еще, как на сцене блистали молодые Водяной, Дынов, Крупник, Фаер и другие, первый спектакль, который они играли, назывался «Пять студентов». Одесситка вспоминает, как в середине прошлого столетия театр Музкомедии не имел своего здание: труппа играла в Украинском и Русском театрах, потом оперетта поселилась в здании ТЮЗа. Когда же театр, наконец, переехал в новое здание, директором стал Водяной, Михаил Григорьевич еще подшучивал, мол театр имени меня. К слову выдающийся актер по происхождению был евреем с фамилией Вассерман, что по-еврейски значит «вода», вот и решил мэтр назваться Водяным.

«В молодости я работала на сдельщине и училась в вечерней школе, но пропустить премьеры просто не могла, так я ходила на спектакли по частям, - отмечает Антонина Петровна. - Приду в один день – посмотрю первое действие, потом умираю от того, что спать хочу - значит пора домой. На второй день я иду на продолжение, но всегда досматривала постановку до конца!» Подружившись с коллективом театра, Антонина Петровна получила приглашение на встречу Нового года. «Праздновали в фойе Украинского театра, год был петуха, так артист Твердохлиб принес клетку и посадил туда птицу, а он всю ночь нам кукарекал. До утра гуляли с актерами, а директор культурного учреждения Васылько чудак был еще тот (сейчас его именем назван театр), пригласил меня на медленный танец. Мы познакомились, а потом он предложил мне попробовать свои силы на сцене, я правда отказалась…»

В четвертом часу ночи занавес опускался…

В театрах того времени были сплошные аншлаги, особенно в летний сезон, тогда билеты раскупали за несколько недель до назначенной даты. «После командировки я вернулась в Одессу и бегу в Музкомедию, что бы взять на несколько спектаклей билеты, - вспоминает театралка. - Прихожу, а кассир говорит: ну что вы женщина - уже как пару дней назад последние раскупили. Вдруг в окне кассира появляется известный тогда актер Дынов и говорит ей: этой даме дайте билеты на все спектакли, которые только есть. Вот так благодаря благосклонности актера я попала в любимый театр на лучшие места». Кроме того, когда в город приезжали гастролирующие труппы, особенно петербургские актеры, билетов, вообще было не достать. Но для партийного начальства часто организовывали дополнительный спектакль, идущий после планового спектакля, зал был также набит зрителями, и только в четвертом часу ночи они расходились по домам.

По словам театралки, тогдашний поход в театр всегда обязывал достойным поведением и видом. Когда у женщины появился сын, она водила его на все детские спектакли. «И когда я с ним пошла на дневной сеанс «Лебединого озера» в Оперный театр, он внимательно изучал все вокруг, а потом говорит мне: мама ну нельзя же так одеваться в этом театре, надо что бы все женщины были в белых платьях, а мужчины только лишь во фраках…»

Была у актеров и своя традиция, касающаяся одесских театралов. Считалось, что гастроли всегда нужно начинать с Южной Пальмиры, - если у зрителей спектакль пройдет «на ура», значит, успех обеспечен, и наоборот.

Возрождение подмостков

После распада Советского Союза театрам приходилось нелегко. «Мы оказались практически на грани выживания, - вспоминает Юрий Ющенко. - Как сейчас помню, когда я получил свою первую зарплату в театре, я мог на нее купить бутылку хорошего шампуня и торт, остальные деньги оставались только на проезд на работу и назад. Спектакли тогда выпускались, что называется на «двух табуретках», а самым молодым актером считался Александр Суворов, которому тогда было уже за тридцать лет».

Начиная, с начала двадцать первого столетия Одесса театральная потихоньку начала возрождаться. Сейчас в городе функционирует шесть профессиональных театров и целый ряд любительских и полупрофессиональных. «В прошлом году у нас в компании зашел спор: является ли Одесса театральным городом? Театралы приводили многочисленные примеры удачных постановок, фамилии популярных актеров и мнения критиков, а вот несогласные с мнением о театральности Одессы утверждали, что все это хорошо, но не на том должном уровне, который определяет для города понятие «театральный», - говорит театрал Сергей Петров. - Любопытный аргумент привели противники, говорят, в российских театральных столицах люди больше ходят в театр, что бы увидеть искусство: неожиданные сюжетные линии и игру актеров. А современные одесситы за этим в театр не ходят, им скорее, себя показать, чем людей посмотреть».

По мнению Юрия Владимировича в наше время театр изменился, в нем появились вещи, которые были неприемлемы в прошлом, теперь же - это главный козырь спектаклей. «Театр должен конкурировать с такими искусствами, как кино, современная эстрада, поэтому спектакли становятся более зрелищными, появляются новые направления: модным сейчас является жанр мюзикла, идут экспериментальные постановки», - говорит деятель. Завлит Украинского театра Любовь Федченко рассказала о том, что недавно в театре проводилось анкетирования зрителей и работники обнаружили, что молодежи в театр приходит больше нежели зрелых театралов. Хотя последняя группа также присутствует, приходят и пенсионеры и интеллигенция, многие приезжают даже с области. «А когда у нас проходят спектакли на «сцене 38», ко мне приходят люди и со слезами на глазах жалуются, что они не успели достать билетов, просят помочь, - говорит Любовь Ивановна. - Я бы сказала, что у каждой категории зрителей свои предпочтения, молодежь больше ходит на экспериментальные постановки, старшее поколение - предпочитает классику».

15-20 походов на один спектакль и фанклуб: «многие крутят у виска, а нам нравится»!

Двадцатишестилетняя Лариса Пасечник «заболела» театром с прошлого года, причем даже сама пыталась принять участие в экспериментальной постановке, но когда пришлось выбирать между актерством и окончанием учебы в университете, предпочла последнее. «Большинство своих знакомых и друзей я обрела именно в театре, - говорит Лариса. - Из всех театров больше всего нравится Украинский, он как-то ближе по настроению, атмосфера приятная. Хотя некоторые туда не ходят из-за языкового барьера, приезжают гости из России, и не хотят, вот такой негативный оттенок у некоторых театралов. На счет Русского театра - более строгий и официальный, а вот Музкомедия как-то не привлекает, хотя есть люди фанаты, именно этого театра». Театралка рассказывает, что сейчас в театры ходит преимущественно молодежь, возрастные рамки от 13 до 30, причем люди разных специальностей – журналисты, врачи, экономисты, юристы и даже инженеры. «Не знаю, видимо в последние годы у нас в городе начался своеобразный театральный бум, многие начали ходить в театры после премьеры «Вия» и «Ревизора» и «Ромео и Джульетты», все они культовые постановки. Когда идешь домой после спектакля, а в голове еще осмысливаешь постановку - значит, время потратил не зря, а режиссер, безусловно, заслуживает уважения. Еще бывает, сидишь на спектакле, а ползала зевает, но им все равно нравится…», - считает госпожа Пасечник.

Есть и зрители, которые приходят по 15-20 раз на одно и тоже название, за последние годы в Одессе образовался даже фанклуб спектакля «Вий». Фаны считают своим долгом посещать каждый спектакль, а если пропускают - очень расстраиваются. «Бывает, пришел в очередной раз на «Вий», а некоторые реплики зрители изрекают раньше самих актеров, или песни подпевает ползала. Многие крутят у веска, а нам нравится…», - говорит Лариса Пасечник. Год назад на одном из одесских сайтов был открыт театральный форум. «Это была первая точка сбора театралов, ведь раньше не было места и повода встречаться, пусть даже в «электронном» режиме, делиться впечатлениями от спектаклей, обсуждать актеров, - отмечает девушка. - Мы организовывали онлайн конференции с одесскими актерами и даже встречались с ними в одном из артхаусных баров на Пастера. Однако когда встречи проходили в небольшой компании – было интересно, но когда на посиделки начали прибывать толпы по 30-40 человек, общаться нормально не удавалось. Сейчас снизилась активность на нашем форуме, не знаю чем это объяснить, наверное, некоторые завели личные знакомства с театральной богемой и перестали посещать виртуальное пространство, но сам театр по-прежнему не утратил своего зрителя!» Свой форум имеет и сайт Украинского театра, там проходит онлайн общение с актерами и руководством театра. «Зрители высказываются о качестве спектаклей, актерском составе, причем это не только фанаты, дарящие комплименты - гости форума основательно судят и критикуют работы», - говорит Любовь Федченко.

Завсегдатаи партера: не пропустят ни одной премьеры и знают всех актеров в лицо

О своем взгляде на градацию театралов рассказывает Юрий Ющенко: «Те люди, которые ходили в театры в середине века обрели своих детей и внуков, и им в какой-то степени передаются традиции, заданные родителями, - отмечает работник театра. – У нас в городе существует группа людей, которых можно назвать театралами с большой буквы, они считают своим долгом посещать все премьеры, гастроли других театров, они знает всех местных актеров и режиссеров. Но таких людей не так много, как хотелось бы». По словам Юрия Владимировича количества театралов напрямую зависит от качества спектаклей. За последние десять лет сделан очень серьезный шаг вперед, театры начали совершать определенный маневры, что бы создавать более бюджетные постановки, налаживается взаимообмен режиссеров, педагогов. «По моим субъективным наблюдениям существует две прослойки театралов: первая категория - это зрители, которым за 50, это дети тех настоящих театралов «золотого» века. Вторая группа возрастом от 16 до 30 - одесситы, интерес которых формируется на основе новых спектаклей. Это так называемые «нео-театралы», зрители нового поколения, может их родители были равнодушны к театру, а они приходят туда, что бы получить свои эмоции. Тем же, кому за тридцать - в основном активно работающие люди, даже знакомых приглашаю в театр, но они работают с утра до вечера, поэтому просто некогда».

А вот что рассказывают сами театралы: «С детства хожу на спектакли, родители привили привычку, если на сцене идет что-то стоящее, обязательно сходим, - говорит студентка Александра. – В фаворитах все спектакли Ковтуна, «Эдип» в Украинском, а вот «Кармен» в Оперном - как-то слабовато, или я чего-то не понимаю. «Лэдис найт» - три часа держит публику, а вот «таксист» затянутый и немного вульгарное чувство юмора». Мама девушки Светлана считает, что дело не в самом театре, а в отношении людей. «Одесситы начали больше интересоваться искусством, духовный подъем грядет. Был период безразличия среднего поколения, а молодежь в 90-х годах вообще в театр затянуть не получалось, оно и понятно ходить было практически некуда…» Ирина и Руслан пришли в театр впервые: «До этого не ходили ни разу. Вчера знакомые были на «Ромео и Джульетте», им понравилось, посоветовали и нам сходить хоть куда-нибудь…» Пенсионер Сергей Петров всю сознательную жизнь посещает театры, для каждого из одесских театров у него в гардеробе отдельный костюм. «Летом, когда у театров каникулы я сдаю их в химчистку. У нас в семье так принято было, а сейчас и жену приучил, так она теперь требует, что бы я ей перед каждым сезоном покупал новое платье», - рассказывает театрал. Пожилая женщина подходит к двум девушкам с обращением: «Красавицы, не будет лишнего билетика? Жаль… Тут недавно студентки приходили, говорят билетов на всю группу, а половина не пришла, вот и вспомнила я годы молодые, как по театрам ходила…»

Артисты о своем зрителе

Свое отношение к одесским театралам и собственным поклонникам высказывают звезды театров.

Юлия Скарга, Русский театр: «Обычно я надеваю утемненные очки, но это не всегда помогает. Иногда, те, кто был на моих спектаклях, подходят и здороваются, кто-то просто улыбается, а другие шепчут своей подруге: «Посмотри, она играла в «Школе жен». Есть некоторые актеры, которые смакуют каждый момент «распознавания», я же отношусь к этому спокойно. Мы такие же люди. Только на работу мы идем, как на праздник, и возвращаемся с нее довольными и веселыми, а если повезет, то еще и с букетом роз.

Как-то раз после спектакля мне подарили сервиз, было очень приятно, т.к. как раз в тот день у меня были именины, такого подарка от поклонника я не ожидала. А еще раньше в начале 90-х, когда зарплаты не выплачивали по несколько месяцев, был просто уникальный случай. Мой сосед по рекомендации подруги решил сходить в театр, знакомая ему намекнула, что было бы учтиво подарить цветы и что-то еще на его усмотрение. И вот финал, мы раскланиваемся зрителям, выходит он и протягивает мне букет и продуктовый паек… там была головка сыра, палка колбасы, шампанское, кофе и красная икра. В общем, подкормил человек артистку!»

Яков Кучеревский, Украинский театр: «Бывает, с некоторыми поклонниками, даже начинаем дружить, а потом они мне признаются, что выгляжу я довольно сурово, даже страшно было подойти. Я не призываю зрителей любить себя, поэтому они обычно просто благодарят за спектакль, сфотографироваться, автограф взять - нормальные дела, особо не досаждают. Даже по улице, когда иду, вижу - узнали, я поклонницам машу правой рукой, на которой у меня обручальное кольцо, что бы имели ввиду».

Кирилл Туриченко, Музкомедия: «Самые отчаянные фанатки узнают мой адрес, поджидают после концертов, бывают даже телефонные звонки с угрозами убить себя. Теперь я стараюсь не отвечать, если звонит неизвестный номер. Пока я не особо страдаю от преследований, в основном поклонницы оставляют свои эмоции на сайте фан-клуба. А вообще девушки сильно поддерживают меня, так на отборе на Евровидение они сами изготовили бейджи, что бы пройти за кулисы и раздавали флаеры с текстом: Голосуйте за Кирилла».
2120

Комментировать: