Наша камера
на «Ланжероне»
Loboda Loboda
в Садах Победы
Погода в Одессе сейчас +1 ... +3
утром +2 ... +5
Курсы валют USD: 0.000
EUR: 0.000
Регистрация
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

Одесса по-прежнему – с джазом!

Воскресенье, 14 октября 2012, 04:05

Фаворит, 10.2012

С 21 по 23 сентября в Одессе во второй раз проходил международный джазовый фестиваль «Odessa JazzFest», проводимый под патронатом губернатора Одесской области Эдуарда Матвийчука и при поддержке управления культуры и туризма облгосадминистрации. Арт-директор фестиваля известный джазовый музыкант и композитор Юрий Кузнецов обещал, что в программе будут как имена всемирно известных легенд джаза, так и молодых джазменов. И обещание свое он сдержал: в фестивале приняли участие музыканты из 11 стран мира, больше половины из которых впервые выступили в Украине. Одесситы и гости города могли слышать их композиции не только в большом зале Одесской филармонии, где проходило основное фестивальное действо, но и в клубе-ресторане «Бернардацци», пространство которого было отведено под импровизации джем-сешн.

ПОЭЗИЯ И РОЯЛЬ.

В каждом фестивальном составе этого года присутствовал сильный пианист, поэтому можно сказать, что на этот раз акцент был сделан именно на пианизме. С фортепианной музыки начался и первый день «Odessa JazzFest – 2012». За рояль сел сам Юрий Кузнецов, а к микрофону подошла не певица, как можно было ожидать, а победительница поэтического фестиваля «Пушкин в Одессе» Александра Велич. Под импровизации пианиста Саша проникновенно прочла свое стихотворение «Гений», посвященное ушедшей от нас в этом году джазовой певице Татьяне Боевой... Юрий сообщил, что в ноябре состоится отдельный концерт, посвященный памяти блистательной одесситки, а также рассматривается вопрос о присвоении ее имени одной из одесских музыкальных школ.

ПРИВЕТСТВУЕМ, ПАН ЗБИГНЕВ!

Слушателей первого дня потрясло выступление легендарного польского джазмена 73-летнего Збигнева Намысловского с его квинтетом, работающим в стиле хард-боп. Входящий в состав ансамбля известный польский джазовый пианист Славомир Яскулке, правда, в Одессу не приехал, но молодой его коллега – 17-летний Гжегож Тарвид – нисколько не разочаровал, наоборот, очень понравился и техникой, и ясным джазовым мышлением. Ученик всемирно известного джазового пианиста Анджея Ягодзиньского, музыкальный вундеркинд с 13 лет принимает участие в престижных пианистических конкурсах и становится их победителем. Одесса, известная любовью к пианистам, награждала Тарвида за импровизации даже более горячими аплодисментами, чем самого пана Збигнева за соло на саксофонах или его сына Яцека Намысловского, играющего на тромбоне. Энергия хард-бопа, этнический мелос народных польских песен плюс элементы фри-джаза, европейская элегантность существования на сцене – вот слушал бы и слушал, никакого пресыщения...

НЕМНОГО ЭКЗОТИКИ. КАК ЖЕ БЕЗ НЕЕ?

Несколько в стороне от джазовой тенденции оказались грузинско-украинский проект «Asea Sool» с вокалисткой Атиной Корнелиус и вокальный квартет из Южной Африки «Soweto Entsha», но и эти составы обрели в Одессе своих поклонников. Грузинские музыканты уже попробовали свои силы на джазовом фестивале в Коктебеле, а голосистые зулусы начали свою карьеру совсем недавно и спонтанно: пунктом отсчета на пути к успеху стало их выступление в пригороде Йоханнесбурга, где в июле 2008 года их услышал французский продюсер и... пригласил в Париж. И понеслось! Они выступали на открытии Кубка мира FIFA, на сцене «Casino de Paris», принимали участие во всемирно известном шоу «African Footprint» и престижном «Edinburg Festival Fringe». На очереди – выход их первого CD. А что касается собственно джаза, Лвази Зулу, Моргана Нджобо, Зензеле Мтетву Думисани и Сбусисо Ксулу, впервые их приобщил к этой музыке именно Юрий Кузнецов, пригласив на джем-сешн и объяснив, как происходит процесс спонтанной импровизации. Так что не исключено, что творческий рост группы продолжится в области джаза.

АНТОН ИВАНОВИЧ БОЛЬШЕ НЕ СЕРДИТСЯ

Впервые в Одессе свой новый совместный проект представлял номинант на премию Grammy немецкое трио «Klazz Brothers» и певица, пианистка Мария Маркезини – эффектная рыжеволосая итальянка греческого происхождения. Опять-таки здесь был пианизм на грани фантастики, причем сама Мария Маркезини периодически садилась рядом с пианистом коллектива Бруно Бёмером Камачо и вплетала в импровизации темы европейской классической музыки (название коллектива и состоит из первых слогов слов «классика» и «джаз»). Наверное, все классики были немножко джазменами в душе, и подобные проекты это просто выявляют – очень тактично и впечатляюще. И попытка сочетать гармонии Баха с джазовым мышлением, так рассорившая героев старого советского фильма «Антон Иванович сердится», более не вызывает творческих споров.

КАК СДЕЛАТЬ СЕМЬ ШАГОВ К РАЮ?

Швейцарское трио «VEIN» в составе братьев Арбенц (Михаэль – пианист, Флориан – ударник и лидер коллектива), а также контрабасиста Томаса Ленца, явил нам эффектный поток музыкального сознания в стиле пост-боп. Поразила оригинальнейшая интерпретация «Summertime» Гершвина (казалось бы, что еще тут можно придумать?!), а композиция «7 Steps to Heaven» и вправду оказалась семью шагами к слушательскому раю... Публика была вынуждена постоянно «работать» – прислушиваться к тембровым нюансам, следить за логикой музыкальных высказываний, а ведь за этим, собственно, и идут на джазовый фестиваль.

Джазовые звезды сразу трех стран Европы – Австрии, Болгарии и Франции – входят в состав проекта «Brein’s Cafе». В Украине они впервые дали концерт в новом составе: Георг Брайншмид, Антони Дончев, Марио Форте. Правда, с контрабасистом Брайншмидом мы уже знакомы, он приезжал в наш город с легендарным валторнистом Аркадием Шилклопером, а сейчас оказался в центре легкого, виртуозного, театрализованного проекта, сочетающего мотивы парижских улиц и ресторанов, классики джаза, мелодии мобильников и многое другое, щедро приправленное иронией и мастерством. Пианизм Антони Дончева (он бывал в Одессе с саксофонистом Анатолием Вапировым) мог бы стать предметом отдельной статьи, как и уникальный талант скрипача Марио Форте.

Даже не верилось, что трио в этом составе выступает на публике всего второй раз, настолько он показался сыгранным: выверен каждый акцент, каждая секунда, отведенная на искрометные импровизационные соло и совместные блестящие каденции... Брайншмид (как известно, он покинул Венский филармонический оркестр ради джазовой карьеры) в забавной шляпке не только водил смычком по струнам, но и строил гримасы, приплясывал, насвистывал, словом, получал максимум удовольствия от процесса (а настоящий джазмен и счастлив, пока играет!).

КИНОРЕЖИССЕРАМ НА ЗАМЕТКУ

Восходящая звезда итальянского джаза Кекко Форнарелли со своим трио (а также новым альбомом «Room of Mirrors») и молодежный французский коллектив «Paradox» проявили стремление оставаться в русле мейнстрима, но при этом сочетать все возможное, помогая себе использованием электроники. Оба коллектива словно созданы для работы в кинематографе, видеоряд к их поискам порой кажется просто необходимым. Классный пианист Форнарелли, собственно, и признался, что альбом задумывался им как череда маленьких кинозарисовок, навеянных жизненными ситуациями и впечатлениями. Бас-гитарист Кенни Руби, к сожалению, не смог в полной мере продемонстрировать эксперименты на клавишных (бывает, электроника тоже подводит), но с бас-гитарой в руках сорвал немало аплодисментов. Древний африканский язычковый инструмент санза (по виду напоминает мышеловку, по звучанию – клавесин), повторявший один и тот же мелодический оборот, умело использовался ударником Нико Ражао, который, впрочем, произвел бы впечатление и без санзы, а саксофонист Рафаэль Дюмон, бесспорно, еще достигнет пика известности, начало карьеры у него – многообещающее. В 2007 году этот коллектив победил в Национальном конкурсе молодых талантов на джазовом фестивале в городе Вьене (Франция), а в Одессу приветствовать ребят приехал сам Посол Франции в Украине Ален Реми, который вышел для этого на сцену филармонии.

ДВА МАСТЕРА – ДВА РОЯЛЯ

Роскошным завершающим аккордом фестиваля стало совместное выступление двух знаменитых одесских джазовых пианистов – Юрия Кузнецова и Сергея Терентьева. Ученик известного педагога Людмилы Гинзбург Сергей Терентьев за свою долгую музыкальную карьеру успел поиграть и в Московском джазовом оркестре, и в Одесской филармонии, преподавал в консерватории имени Падре Аикюнно в испанском Сопере. Его сдержанный, лирический, классический подход к музыке стал визитной карточкой музыканта. Первым из советских исполнителей Терентьев совмещал в одном концерте классический и джазовый репертуар. По собственному признанию Сергея, любовь к джазу у него в крови, хотя по своей манере игры он всегда был неким антагонистом другого одесского маэстро – Юрия Кузнецова. Их совместные концерты всегда становятся событием! Не стал исключением и последний фестивальный вечер.

А после этого на сцену вышли все музыканты, игравшие в последний вечер, и устроили незабываемый джем-сешн. Остается нетерпеливо ожидать феста в следующем году: ну что же еще приготовят для одесситов организаторы?..

Виолетта Cкляр

* * *

Фестиваль из-за кулис

Порто-франко, 05.10.2012

Три дня Одесского джаз-фестиваля, проходившего в филармонии, оставили массу впечатлений. И не только от того, что происходило на сцене.

Легендарный поляк Збигнев Намысловский выступал с квинтетом. Уникальный мультиинструменталист на этот раз играл на саксофоне. После концерта, когда музыканты и часть публики собрались в клубе-ресторане «Бернардацци», Збигнев просто сидел за столиком и наслаждался праздником. В джем-сейшне он не участвовал; не захотел ждать, пока ему установят микрофон. Что ж, мировым знаменитостям можно и покапризничать. И взять интервью у него не получилось. На мой вопрос, на каком еще музыкальном инструменте он бы хотел сыграть, Збигнев только махнул рукой: мол, и так на многих играю. А на вопрос, нравится ли ему происходящее в зале, он крикнул, что да, и побежал танцевать, несмотря на возраст, усталость после концерта, предстоящую дорогу. Танцевал он под джазовые импровизации группы из Африки Soweto Entsha, где без единого инструмента четыре молодых чернокожих парня пели, прихлопывали и танцевали, создавая оригинальные джазовые импровизации. Между прочим, как рассказала исполнительный продюсер фестиваля Екатерина Мальцева, приезд африканских музыкантов был под угрозой срыва. Перед приездом в Одессу группа побывала в Молдавии. Забыв взять визу, они собрались ехать в Украину. На таможне ребят не хотели пускать в нашу страну, и только благодаря титаническим усилиям организаторов их концерт в филармонии состоялся.

Юрий Кузнецов, президент фестиваля, назвал их выступление «новым настоящим джазом», после чего добавил, что он и сам в душе африканец.

Завораживающий голос Атины Корнелиус из группы Asea Sool заставил зал громко хлопать от восторга. Юрий Кузнецов сказал, что, хотя джаза в выступлении группы маловато, джазовое настроение она обеспечила. После чего крепко обнял и поцеловал хрупкую девушку в огромной белой шапке. Чуть позже Атина (уже в черной стильной шляпке) и ее брат Бек Бексон присоединились к общей компании на площадке клуба «Бернардацци», и девушка под аккомпанемент Юрия Кузнецова проникновенно спела грузинскую народную песню «Сулико».

Второй день фестиваля открыло немецкое трио Klazz Brothers, которое представило новый проект с греческой певицей Марией Маркезини. На вечернем джем-сейшне Мария исполнила еще несколько композиций, очаровав зрителей своим голосом, манерой исполнения и длинными волосами медного цвета, которые струились как будто в такт ее песням.

Интернациональное трио под руководством контрабасиста Георга Брайншмида исполнило классический джаз с элементами цыганских мелодий и балканских ритмов. Юрий Кузнецов, наблюдавший из-за кулис за выступлением, рассказал, что у контрабаса, когда на нем играют, очень высокая температура струн, поэтому контрабасисты набивают себе специальный мозоль на пальце, чтобы было легче играть.

Еще прозвучали композиции в исполнении итальянского трио Кекко Форнарелли и трио VEIN. В своем комментарии Юрий Кузнецов подчеркнул, что даже «мега-звезды» не играют так красиво и вдохновенно, как музыканты, исполняющие джаз сегодня.

Также в этот день мы услышали интересное выступление французской группы Paradox.

Елена Шевченко, ведущая концертов фестиваля, давая оценку происходящему, сказала, что ее «радует полный зал и демократичность в отношении прослушивания музыки. Ведь если человеку не нравится, он уходит. Раньше я мучила себя тем, что нужно досидеть и дослушать композицию, сейчас я понимаю, что слушать нужно то, что нравится». Я спросила, собираются ли организаторы приглашать в Одессу исполнителей, которые играют не только классический джаз. Так на фестивале в Коктебеле организовали сцену «Ню-джаз», где в прошлом году выступали такие группы, как Red Snepper, «Зорге», а также Нино Катамадзе, Борис Гребенщиков.

«Мы уходим от традиций, — отметила Е. Шевченко. — Это можно заметить уже по тому, что были приглашены такие группы, как Asea Sool, Soweto Entsha. Думаю, в следующий раз таких исполнителей будет больше».

Завершился же фестиваль совместным выступлением одесситов Сергея Терентьева и Юрия Кузнецова и большим джем-сейшном.

Джаз-фестиваль стал значительным событием в культурной жизни нашего города. Хочется сказать спасибо его организаторам, а музыкантам пожелать творческих успехов и новых импровизаций.

Юлия Цымбал
3687

Комментировать: