Наша камера
на «Ланжероне»
Лобода Лобода
в Садах Победы
Погода в Одессе сейчас -4 ... -2
утром -5 ... -3
Курсы валют USD: 25.899
EUR: 27.561
Регистрация
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

Обыкновенное чудо общения

Четверг, 27 августа 2015, 08:37

Георгий Андреев

Слово, 06.08.2015

Выражение «каждый ребенок — гений» известно многим из нас, но, к сожалению, что кроется за этими словами, понятно далеко не каждому, секрет их спрятан за семью замками. И одна из великих миссий бабушек и дедушек, которые действительно любят своих внуков, открыть эти замки и помочь состояться великому чуду — способностям, заложенным Творцом в каждом ребенке.

УРОКИ ВЕЛИКИХ ЛИЧНОСТЕЙ

Примеров того, как это происходит, история дала нам немало. Один из хрестоматийных — няня Александра Сергеевича Пушкина Арина Родионовна Яковлева, простая крестьянка, доброта и привязанность которой к ее «ангелу Александру Сергеевичу» была неисчерпаемой! Неграмотная женщина, стала для великого поэта «наперсницей волшебной старины», к ней он на всю жизнь сохранил трогательное, любящее отношение.

Еще один взрослый друг маленького Саши — его дядя Василий Львович Пушкин, человек, по отзывам современников, необыкновенно доброжелательный, наделенный редким даром общения, остроумный рассказчик и собеседник с чертами младенческого простосердечия.

Кто знает, но мне кажется, что без няниных сказок, без игр в буриме (стихотворение, составленное на заданные рифмы) с дядей, а более того, без просто общения с такими личностями, как они, поэт Александр Пушкин мог бы и не состояться.

Так же, как и вокальный педагог и композитор, основоположник русской классической музыки Михаил Глинка, которого родители с трех лет водили в театр и приобщали к музыке.

НАДО ЖИТЬ «ДЕТСКОЙ ЖИЗНЬЮ»

Я, уже не молодой человек, и сам до сих пор вспоминаю одно из ярких событий далекого детства — первый мой выход в театр. Мне было лет одиннадцать. Жили мы на Крайнем Севере. В то время (начало 50-х годов) на русских Северах было много людей искусства, пребывавших там по политическим статьям: трубач Эдди Рознер, певец Вадим Козин, артист Георгий Жженов и многие другие. Тяга к искусству у людей была потрясающая! Мать, большая любительница музыки и театра, повела нас с сестрой на спектакль. Ставили пьесу Фридриха Шиллера «Коварство и любовь». Сюжет явно не для детского возраста, но какая вдохновенная игра артистов, какие декорации! Это стало для меня не просто впечатлением — потрясением для детской души. Чувство это до сих пор живет во мне.

И благодаря этому и некоторым другим событиям моего детства, у меня и по сей день осталось какое-то благоговейно-трепетное отношение ко всему прекрасному.

Детки от рождения (и даже до того!) впитывают в себя все, как губки. Их маленький организм на физическом уровне всегда чувствует, что для него хорошо и что плохо, и мгновенно отзывается соответствующими реакциями. Потом развиваются зрительные, слуховые и другие анализаторы. Дети начинают к чему-то тянуться, а что-то другое — отталкивать. Просыпается «рефлекс обезьянки» — копировать, повторять, развивается начальное осмысление всего, что попадает в поле зрения, слуха и других ощущений.

Вот тут уже можно начинать работу над развитием способностей.

Не научите детей хорошему — они сами научатся плохому. Очень ответственный момент!

Выдающийся советский педагог Василий Сухомлинский неоднократно повторял: дети до семи лет — творцы, они все воспринимают образно (эйдетически) и комплексно, не разделяя целое на отдельные фрагменты. Методы Шерлока Холмса им пока недоступны, и слава Богу! Этим потом займется школа, трансформируя творческие задатки ребенка в ремесленные навыки, результатом чего, в конце концов, является атрофия творческого начала, и только более способные и более целеустремленные дети пробиваются через эту губительную методику общеобразовательных (и не только) школ.

К СОЖАЛЕНИЮ, ОБЩАЯ КАРТИНА ИМЕННО ТАКОВА.

Готов принять любые удары в свой адрес, но за свою уже достаточно долгую жизнь я не раз был свидетелем всевозможных реорганизаций и оптимизаций школ и, полагаю, имею право на собственное мнение.

Основываясь на изучении различных теорий и практики выдающихся педагогов и специалистов в области развития творческих способностей, а также исходя из собственного опыта, обращаюсь к бабушкам и дедушкам и, конечно же, к родителям, — т. е. ко всем людям, имеющим детей и внуков, с добрыми пожеланиями: окружите детей своим душевным теплом и заботой, создайте в семье, даже если она неполная, атмосферу любви, доброты, понимания и чуткости, станьте ребенку лучшим, незаменимым другом, играйте с ним, радуйтесь вместе с ним его удачам, поощряйте его успехи, почаще показывайте, что гордитесь им. Обсуждайте с ним его проблемы и помогайте в затруднительных ситуациях. Найдите в себе что-нибудь творческое и старайтесь научить любимому делу свое чадо.

Приобщайте к искусству, спорту (на детском уровне), играйте с ним в развивающие и подвижные игры. Бывайте вместе, хотя бы изредка, на природе, пойте вместе, читайте стихи. Дети давно доказали, что они могут учиться играя.

Венгерский педагог, музыкант, общественный деятель Золтан Кодай утверждал, что приобщать ребенка к музыке нужно за девять месяцев до его рождения. Потом он пошел в своих утверждениях дальше: об этом нужно думать за девять месяцев до рождения его матери. Японский скрипач, дирижер, педагог, проживший активной творческой жизнью до 100 лет, Синити Судзуки однажды удивил всех своим открытием: взрослого человека, в общем-то, трудно научить иностранному языку, а вот маленькие дети на ходу схватывают любой язык. В многонациональной местности дети свободно говорят на нескольких языках, любят такие игры, как шашки, шахматы и способны обучаться им с трех-четырех лет.

К слову, есть уже пособия для ознакомления с шахматами с двух (!) лет. Конечно, в сказочно-развлекательной форме. И это доказали не только вундеркинды, например, один из чемпионов мира по шахматам Хосе Рауль Капабланка, который освоил игру, просто наблюдая за шахматными баталиями своего отца с приятелем уже в четырехлетнем возрасте, и даже подсказывал ему правильные ходы. Обыкновенным «детсадовцам» вполне по плечу это занятие!

Преимущество шахмат в том, что это игра, а дети очень любят играть и побеждать. Наблюдая за игрой детей в шахматы, педагог Василий Сухомлинский отмечал, что это занятие дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память и, конечно же, закаляет характер.

А вот еще факт в пользу шахмат. В одной из начальных школ их стали преподавать наряду с другими предметами, и результаты оказались просто поразительными: средний уровень учеников тех классов, где проводились уроки шахмат, значительно возрос, повысилась успеваемость по всем предметам, заметно улучшилась дисциплина.

Еще о музыке. На одном из Интернет-сайтов я видел, как здорово играют на пятирядных баянчиках финские дошколята! А как технично и вдохновенно исполняла на аккордеоне пьесу А. Фоссена «Флик-фляк» Лиза Кейзерова с оркестром Владимира Спивакова «Виртуозы Москвы»!

У нас эта пьеса под названием «Карусель» в обработке Ю. Шахнова в течение многих десятилетий является мерилом профессионализма для баянистов и аккордеонистов. Вот так «подпирают» взрослых дети.

Ребенок свободно осваивает то, что культивируется вокруг него, и там, где созданы условия для этого. В молодости мне довелось общаться с воспитанниками 11-летней музыкальной школы-интерната. Дети официально могли осваивать три инструмента, но фактически многие играли и на четырех, и достаточно прилично, т. е. профессионально. Они ведь жили вместе и перенимали навыки друг у друга даже без учителей.

«САМОТЕЧНЫЙ» ПРОЦЕСС НЕДОПУСТИМ

Вот и подошли мы к выводу: воспитывается, развивается, обучается маленький человек на основе заложенной в нем генетики и — главное! — в окружающей человеческой среде. Если пустить эти процессы на самотек, то и результат будет такой же — самотечный. Аналогия: сплавляются по реке после массовых порубок бревна. Редкое из них доплывает до цели. Большая часть становится «топляками» или засоряет реку, образуя непроходимые заторы, а затем и заболачивание местности. Так уничтожается природа.

Вот так и наши дети, часто брошенные при живых родителях и как бы пущенные в свободное плавание. Их, конечно, кормят, одевают, обувают, задабривают часто совершенно ненужными игрушками, а пуще того, пичкают мультиками без разбору. А потом пускают в Интернет, где они, как в болоте, тонут, не умея еще отличить полезное, нужное от просто желаемого. Бывает, что взрослым некогда заниматься детьми — и проблемами выживания они перегружены, и собственные потребности не удовлетворены… Вот дети и становятся своего рода балластом для общества, тянущим само это общество ко дну, т. е. к деградации.

НЕСКОЛЬКО РЕКОМЕНДАЦИЙ ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Есть чудесные книги для детей, родителей, педагогов. Очень советую прочитать всем взрослым, а также детям старшего возраста, десять книг В. Мегрэ «Анастасия». Начиная с третьей книги («Образ любви») вы все больше будете соглашаться с автором в том, что жизнь начинается с детства, с детства ее и нужно строить, а не плыть по течению по принципу «куда вынесет». Осильте все десять книг — не пожалеете! За внешней беллетристикой автор поднимает целые пласты судьбоносных вопросов.

Лично я убежден, что если ребенка в детстве не развивали, не приобщали к чему-то творческому и возвышенному, не воспитывали в рамках нормальной человеческой морали, то у него не было детства и наверстать упущенное потом будет чрезвычайно проблематично.

Почитайте книгу Синити Судзуки «Взращенные с любовью» (М., изд. «Попурри», 2005). Автор описывает свой метод воспитания талантов и утверждает: каждый ребенок талантлив и способен к обучению. Это книга о творчестве и нравственном воспитании детей. Рекомендуется педагогам и родителям. Сведения об авторе и саму книгу можно найти в Интернете.

Еще несколько интересных изданий: С. В. Мазаник «Шахматы для всей семьи» («Питер-пресс»). Книга настолько доступная, что научиться азам шахмат можно всем детям, начиная с трех-четырех лет (кроме особо ленивых).

И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» (М., Поматур, 2000). Писал эту книгу педагог, Учитель с большой буквы, влюбленный в шахматы и обожающий детей.

Г. Шалаева «Школа раннего развития. Занимательные тесты, упражнения, логические задачки» (Изд. Слово. АСТ-2009).

А. Звонкин «Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников» (М., МЦНМО МИОО-2006). Автор — профессиональный математик, рассказывает о своем опыте занятий с дошкольниками. Книга будет интересна родителям малышей, а также их бабушкам и дедушкам, воспитателям детсадов, учителям начальных классов и вообще всем тем, кого интересует процесс развития детского интеллекта.

Еще раз хотелось бы напомнить: если семья ничему не научит и не воспитает ребенка, то этим займется улица. Результат всем известен и вполне предсказуем. Помните об этом!
8391

Комментировать: