Наша камера
на «Ланжероне»
Лобода Лобода
в Садах Победы
Погода в Одессе сейчас -2 ... +2
днем 0 ... +3
Курсы валют USD: 25.638
EUR: 27.246
Регистрация
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

Неожиданные открытия одесских искусствоведов

Среда, 23 июля 2014, 18:49

Сергей Дибров

Думская, 16.07.2014

В последнее время одесситам удалось сделать ряд интересных открытий в области искусствоведения. Директор музея Западного и Восточного искусства Людмила Сауленко согласилась показать «Думской» пока только два из них.

Первая находка связана с шедевром итальянского художника XIX века Доменико Морелли. В коллекции музея вот уже 90 лет хранится полотно знаменитого неаполитанского мастера «Портрет неизвестной». В глубоком кожаном кресле сидит красивая женщина со строгим лицом: прекрасные черные волосы, изысканный наряд, затаенная печаль во всем облике.

Картина была написана в 1875 году. Она попала в музей в 20-е годы прошлого века из Народного художественного музея, который находился в особняке Толстых, что на Сабанеевом мосту — там впоследствии разместился Дом ученых.

Картина под названием «Портрет неизвестной» провела в музее долгие десятилетия, но только сейчас удалось узнать имя изображенной на ней женщины. Исследователь истории одесского Дома ученых Галина Терещенко изучала генеалогию семь Толстых, и на одной из старинных фотографий нашла лицо той самой красавицы, которая вдохновила великого Морелли. Как выяснилось, итальянский художник написал портрет графини Елены Григорьевны Толстой, жены графа Михаила Михайловича Толстого.

Судьба этой женщины поистине удивительна. Графиня Елена родилась в семье крепостного крестьянина Григория Смирнова. В 1861 году, после отмены крепостного права, Смирнов получил вольную и переехал в Одессу.

Здесь в юную девушку, которая работала прачкой в доме Толстых, влюбился молодой граф, выпускник Ришельевского лицея Михаил Михайлович. Их связь длилась много лет, у Елены родилось двое детей — Михаил и Константин. Рожденные вне брака, они не имели права наследовать фамилию и титул отца.

Через несколько лет граф Михаил Дмитриевич понял, что намерения его сына, который связал свою судьбу с бывшей крепостной, были серьезными. Он написал письмо императору с просьбой узаконить гражданский брак Михаила и Елены. Поручителем выступил еще один выпускник Ришельевского лицея, князь Семен Воронцов. Через некоторое время высочайшее разрешение было получено. Император Александр II Освободитель не только разрешил неравный брак, но и санкционировал узаконение Михаила и Константина, которые приняли фамилию отца и вступили во все законные права и преимущества, предусмотренные графским титулом.

Венчание Михаила и Елены прошло в церкви на Молдаванке, где жила семья Смирновых. Затем граф и графиня уехали за границу, где прожили долгое время. Во время пребывания в Италии в 1875 году Доменико Морелли написал тот самый портрет. Картина висела над письменным столом в кабинете графа-отца в особняке на Сабанеевом мосту.

После революции этот особняк стал Народным художественным музеем, а в 20-е годы его экспозиция вместе с картиной под названием «Портрет неизвестной» была передана музею Западного и Восточного искусства. В 1941 году коллекция музея была эвакуирована, а после войны вернулась в родную Одессу. И вот сейчас, в 2014 году, одесские исследователи вернули картине Морелли ее первоначальное имя.

Интересным образом судьба картины Морелли связана с еще одним полотном из коллекции музея — «Ожидание рыбаков». Эту картину из частной коллекции музей приобрел тридцать лет назад — в 1984 году. На картине, стилистика которой соответствует последней четверти XIX века, изображена группа женщин и детей, собравшихся у шеста с украшенной цветами иконой — так в Сицилии жены рыбаков просили Мадонну о заступничестве для своих мужей.

На картине имелась и подпись автора — «F. Manchini». Увы, итальянская фамилия Манчини очень распространена. Среди Манчини были и аристократы, и композиторы, и публицисты, и выдающиеся футболисты. Были и художники, причем сразу у трех из них были имена, начинающиеся на букву Ф. Кому из них принадлежит эта картина?

Как рассказала нам Людмила Сауленко, ответ на этот вопрос удалось найти при помощи Интернета. На заднем плане картины «Ожидание моряков» изображена очень характерная каменная гряда. Сопоставив очертания островов и утесов с фотографиями сервиса Panoramio и другими размещенными в Сети изображениями, исследователи убедились, что на картине изображен легендарный Козий остров и скалы, которые называются «Циклопами».

Согласно античной легенде, именно на этом маленьком островке Одиссей и его спутники пировали после удачной охоты на коз, которые водились на нем в изобилии. На берегу напротив острова жил циклоп Полифем, который захватил в плен Одиссея и его спутников, убил и съел шестерых из них. Хитроумный Одиссей сумел подпоить великана, ослепить его и бежать на своем корабле. Разъяренный циклоп кидал им вслед огромные камни, которые навсегда остались около берега.

Сейчас на берегу Сицилии напротив Козьего острова находится городок Ачи Трецца (Aci Trezza), и несомненно, что действие картины происходит именно там. Установив это, исследователи однозначно назвали автора картины. Им оказался ученик великого Доменико Морелли, сицилийский художник Фредерико Манчини-Ардиццоне. Он родился в рыбацкой семье в городке Ачиреале, в нескольких километрах к северу от Ачи Трецца, и с детства увлеченно рисовал. Талантливого мальчика заметил ученик Морелли, художник Буонакорси. По его рекомендации, на средства коммуны, юный Франческо отправился в Неаполитанскую академию, где стал учеником Морелли. В ранний период творчество Манчини писал картины из жизни рыбаков, одна из который и оказалась в коллекции Одесского музея западного и восточного искусства в 1984 году.

Какова судьба этой картины, как и когда она попала в Одессу — это ученым еще предстоит выяснить. А пока заканчивается ее реставрация, которую проводит Ольга Куцан. Корреспонденты «Думской» побывали в реставрационной мастерской, где продолжается работа, и смогли увидеть этапы восстановления картины XIX века.

Картина, написанная учеником Морелли в Ачи Трецца, связана с еще одним выдающимся произведением, на этот раз кинематографическом. Франческо Морелли скончался в 1948 году, а в том же году один из основоположников итальянского неореализма Лукино Висконти снял фильм «Земля дрожит» (La terra trema), получивший приз на Венецианском кинофестивале. Действие фильма происходит в той самой деревушке Ачи Трецца, где Манчини писал свою картину «Ожидание рыбаков». Более того, в одном из эпизодов фильма можно увидеть тот самый Козий остров и тех самых «циклопов» примерно в том же ракурсе, с которого их запечатлел художник…
6078

Комментировать: