Наша камера
на «Ланжероне»
Лобода Лобода
в Садах Победы
Погода в Одессе сейчас -2 ... +2
днем 0 ... +3
Курсы валют USD: 25.638
EUR: 27.246
Регистрация
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

«Немые ночи» одесского лета

Пятница, 18 июля 2014, 21:13

Марина Некрасова, Наталья Шестакова, Оксана Крижановская, Мария Гудыма, Светлана Агрест-Короткова

«НIМI НОЧI»: ВОЛЯ К ЖИЗНИ

ЯТЬ, 26.06.2014

Наталья Шестакова

События в Украине и в Одессе не только выбили многих из колеи, но и сказались на мероприятиях, которые много лет сопутствовали мирной жизни. Вот и устроители ежегодного фестиваля «Немые ночи» два с половиной месяца пребывали «в анабиозе», не зная, проводить ли юбилейную акцию в существующих обстоятельствах или разумней воздержаться. Но, как пояснил журналистам директор «Немых ночей» Иван Козленко, «вмешательство недружественных нам сил направлено на дестабилизацию нашего обычного ритма жизни. И мы решили придерживаться своих мирных привычек и провести - в подтверждение нашего стремления к жизни - этот фестиваль, как символ победы и воли над обстоятельствами». Хотя обстоятельства эти, безусловно, сказались на программе нынешнего фестиваля, ориентированной на проблематику толерантности во всех ее аспектах – национальном, сексуальном, религиозном и пр. «Таким образом, мы стараемся восстановить баланс, нарушенный в нашем городе майскими событиями. Нам с этим жить, и нужно этот опыт как-то осмыслить и перебороть», - резюмировал директор фестиваля.

«Немые ночи-14» – своего рода подведение итогов минувших пяти лет, дающее уверенность, что акция эта была задумана не случайно и имеет глубокий смысловой символизм. Как рассказал инициатор и директор фестиваля, изначально, в 2010 году, фестиваль задумывался как коммерческий и даже мог иметь иное название – «Три ночи» или «Три ноты», но в процессе организации стал культурно-просветительским мероприятием, несущим в себе эстетико-идеологический смысл. Поначалу фестиваль включал в себя лекционные курсы, дневные студенческие сеты, однако с каждым годом в формат фестиваля вносились небольшие коррективы и, оглядываясь назад, можно констатировать: сформирован «скелет» «Немых ночей» (это украинское немое кино и мировая киноклассика этого жанра), вокруг которого ежегодно наращиваются различные инициативы – разовые или повторяющиеся. На первом фестивале были показаны фильмы украинского производства и те, в которых принимали участие украинские актеры или режиссеры. Далее организаторы отошли от этого принципа, отдав часть фестивального поля иноземным немым картинам, которые, как правило, озвучивают отечественные музыканты. Украинские ленты, по замыслу устроителей, «таперят», в основном, зарубежные исполнители. За эти годы у фестиваля сформировалось четкое ядро команды, бренд обрел имя, с просьбами об участии обращаются мирового уровня музыканты, присоединяются многочисленные государственные организации и международные фонды, чего не было на стадии становления «Немых ночей».

В этом году к организаторам присоединилось Посольство США, профинансировавшее приезд великолепного проекта Alloy Orchestra. Этим музыкантам доведется завершить нынешний фестиваль, сопровождая фильм Джозефа фон Стернберга «Последний приказ» (1928 г.). Фильм этот, кстати, показывает «другую Россию» и чрезвычайно актуален – картина перекликается с современным конфликтом российской диссидентской интеллектуальной мысли и официального вектора развития страны. «К сожалению, история показывает, что существование «другой России» было возможно лишь за пределами территории этой страны. Хотя мы надеемся, что когда-нибудь инвазия «иной России» произойдет в такой мере, что само это государство сможет добыть свою свободу и перестанет угрожать свободе иных народов», - высказал пожелание директор «Немых ночей».

Подчеркнет возросший международный статус фестиваля-2014 и японский перформер Ичиро Катаока, которому предстоит 27 июня вместе с бессменным участником «Немых ночей» Юрием Кузнецовым озвучивать три киноленты – «Запах адониса: Эпизод сказок про цветы» (реж. Джиро Кавате, Япония, 1935 г.), «Игрушечный поезд Таро» (реж. Чуцо Аодзи, Япония, 1929 г.) и «Кузнец» (реж. Бастер Китон, США, 1922 г.). «Я очень сильно мечтал обыграть какой-нибудь мультфильм и что-нибудь из эротики. И в этом году обе мои мечты сбылись. Один из японских фильмов переходит в анимацию, а второй – эротика 30-х, которому я снова буду аккомпанировать вслепую, не зная заранее, что произойдет на экране», - признался одесский джазмен.

Надо отметить, что два фильма – «Запах адониса» и «Кузнец» – до позапрошлого года считались утерянными. Первый удалось восстановить совершенно случайно, благодаря интернет-аукциону, и впервые фильм был презентован в прошлом году на фестивале в Порденоне, где упомянутый выше И. Катаока, по давней японской традиции, озвучивал диалоги ленты.

Еще один фильм, которому «тапером» назначен Ю. Кузнецов, - «Ящик Пандоры» (реж. Георг Вильгельм Пабст, Германия, 1929 г.), будет показан 28 июня. Это тоже эротика. А в главной роли данной картины снялась обворожительная Луиза Брукс, секс-символ тех лет.

«У нас есть все условия, кроме доброй воли меценатов и их щедрости. Порденоне, Санремо… По сравнению с этими итальянскими деревнями, у нас – гигантский город. С огромными возможностями. Но мы плетемся позади всего мира. Правда, плетемся бодро и мужественно», – описал в свойственной ему манере пятилетние перипетии развития «Немых ночей» Ю. Кузнецов.

В этом году впервые к фестивальному движению на Морвокзале присоединится одесское FKP trio (Виталий Фесенко, Тарас Кузнецов, Мирослав Пятников), которое откроет «Немые ночи-2014» свадебной комедией «Ягодки любви» (Александр Довженко, Украина, 1926 г.). Для ребят это будет пилотный проект, а для зрителей – открытие новых граней молодого коллектива. Стоит уточнить, что фильм «Ягодки любви» снимался в Одессе, хотя формально считается, что произведен на Ялтинской киностудии, как и первый крымско-татарский фильм «Алим» (Украина, 1926 г., реж. Георгий Тасин). Озвучивать «Алим» приедет гражданин Украины, крымчанин, виртуозный гитарист Энвер Измайлов, которого одесситы давно знают и любят. «Мы понимаем, что ничем сейчас крымчанам, ратовавшим за целостность Украины, помочь не можем. Но отдав таким образом часть фестивального пространства крымско-татарской теме, мы решили выразить им свою поддержку и сопереживание», – сказал И. Козленко, уточнив при этом, что до 17 июня, пока не было возобновлено железнодорожное сообщение с Крымом, участие в фестивале Э. Измайлова оставалось под вопросом.

Крымско-татарская тема, изначально устроителями вроде и не планируемая, начала вплетаться в канву фестиваля тонко и уверенно, массой символичных совпадений, подчас невероятных. Одно из таких – участие белорусского музыканта Егора Забелова, который начинал свою карьеру в дуэте под названием «Гурзуф». На «Немых ночах» этому аккордеонисту достался французский фильм «Менильмонтан» (реж. Димитрий Кирсанофф, 1926 г.).

Фестиваль в этом году анонсирует две основных площадки: причал яхт-клуба Морвокзала и КВЗ Морвокзала. По замыслам устроителей, первые два дня пройдут под открытым небом, а завершающий – в концертно-выставочном зале. Однако, в эти планы серьезные коррективы может внести погода, и тогда дислокация фестиваля будет скорректирована в угоду метеокапризу. Забегая вперед могу сказать, что «метеокаприз» заключасля в том, что все три дня погода была отличная и заключительный день (ночь) фестиваля тоже прошла open air.

Третья площадка (в рамках показа параллельной программы фестиваля) будет находиться в Hub Гостиной. Здесь 27 июня в 19.00 одесситы увидят живые страсти 20-х годов в киноленте «Тот, кто получает пощечины». Фильм (1924 г.) снят блестящим шведским режиссером и актером Виктором Шёстрёмом, основателем шведской кинематографии, по одноименной пьесе Леонида Андреева. А накануне, 26 июня эта же кинолента будет продемонстрирована на препоказе в Киеве в рамках «Ночи авангарда» в «Мистецьком Арсеналi». Сопровождать ленту будет упомянутое уже трио Alloy Orchestra. Этот саундтрек – последняя работа американских музыкантов.

На показе также будет организован благотворительный сбор средств для помощи детям переселенцев из Восточной Украины.

МУЗЫКА ВЕЛИКОГО НЕМОГО

Одесский вестник, 05.07.2014

Марина Некрасова

Море, звезды, наивное очарование Великого немого и концептуальный драйв современного джаза. В яхт-клубе Одесского морвокзала – фестиваль немого кино и современной музыки «Немые ночи».

Сегодня у фестиваля, уже пятый год радующего одесских гурманов кино и джаза, сложилось плотное ядро его верной аудитории. Одесские «Немые ночи» стали мировым брендом — фестивалем международного уровня, участвовать в котором стремятся признанные мэтры достаточно специфичного, но в последние годы, кажется, взлетевшего на гребень модной волны музыкального андеграунда — создания саундтреков к киношедеврам Великого немого.

И в этом году взыскательную публику «Немых ночей» восхитили своим искусством;
любимцы джазовой Одессы FKP TRIO, к сожалению, выступившие duo – без Мирослава Пятникова;
обладатель премии Сергея Курехина в области современного искусства «Этно-Механика» белорусский аккордеонист Егор Забелов;
прославленный гитарист-виртуоз Энвер Измайлов;
известнейшая в мире музыкальная группа, создающая музыку для классических фильмов немого кино, – Alloy Orchestra (США).
И конечно, «талисман» «Немых ночей», виртуозный джазовый импровизатор Юрий Кузнецов, ошеломивший первый фестиваль блестящим перформансом «Арсенала» Александра Довженко, а затем — из года в год берущий новые импровизационные высоты в разнообразнейших киножанрах.

В этом году, признался джазмен, сбылась его мечта – мультфильм озвучивать. К тому же делал он это с открытием фестиваля – японским актером Ичиро Катаока. Обаятельный, улыбчивый гость из Японии познакомил одесситов с уникальным мастерством бэнши-перформанса – озвучиванием немого фильма находящимся на сцене актером, различными голосами и с разнообразнейшими интонациями разыгрывающим диалоги героев. Традиция бэнши-перформанса, берущая свое начало от театральных канонов классического японского театра Кабуки и Но и сохранившаяся в Японии до 40-х годов, последние 20 лет стала вновь популярной. И Ичиро Катаока – непосредственный преемник мастеров этого уникального искусства. Вместе с мэтром одесского джаза японский актер озвучил уникальный для своего времени, объединяющий кукольную и рисованную анимацию, японский мультик «Кукольный поезд Таро», тонкую, исполненную скрытого эротизма японскую драму «Запах адониса: эпизод сказаний о цветах» и сногсшибательную комедийную короткометражку одного из величайших комиков Великого немого Бастера Китона.

Замечательным музыкальным перформансом стала импровизация Юрия Кузнецова к блестящему фильму немецкого режиссера Георга Вильгельма Пабста «Ящик Пандоры», в главной роли которого снялась икона немого кино Луиза Брукс. А вот лай комнатной собачки, появившейся на экране, джазмен, вероятно, вдохновившись примером японского актера, озвучил самолично – без помощи музыки.

Открылся же фестиваль снятой в Одессе в 1926 году ранней комедией Александра Довженко «Ягодка любви», очаровательной и безумно смешной, в лучших традициях «американской комической» — и к тому же с родным одесским колоритом. Блистательный Марьян Крушельницкий в роли недобросовестного отца, тщетно пытающегося избавиться от нежеланного чада, просто приковал к экрану хохочущую публику. К тому же фильм, ставший в 20-е годы XX века рекордсменом кассовых сборов, сопровождала живая джаз-импровизация FKP TRIO. Одесские джазмены, старательно избегая откровенного регтайма, который так и напрашивался в этот хит 20-х годов, привнесли в фильм современное, ироничное звучание ретро-шутки. Хотя музыкальных цитат и интонаций тех времен музыкантам избежать не удалось, зато удалось создать собственный уникальный киномузыкальный образ.

Формально картина «Ягодка любви» снималась на Ялтинской кинофабрике ВУФКУ. Так же, как и первый крымско-татарский фильм «Алим» режиссера Георгия Тасина. Динамичная драма, построенная на этнографическом материале, вполне вписывалась в кинематографический мейнстрим 20-х годов тех времен. Наследуя голливудскую традицию приключенческой драмы, где блистали Рудольфо Валентино и Дуглас Фербенкс, отечественный кинематограф создал вполне конкурентоспособную продукцию с неотразимым Хайри Эмир-заде в роли благородного разбойника. Фильм даже в Берлин и Париж экспортировали. Сегодня же виртуозная, блистательная импровизация Энвера Измайлова вновь вдохнула экспрессию и романтизм в старый фильм о Робин Гуде Крымского полуострова.

Меланхоличную прелесть фильма «Менильмонтан» русского режиссера-эмигранта Дмитрия Кирсанова, сумевшего уловить поэзию парижских предместий, проникновенную игру актрисы Нади Сибирской, лирический экспрессионизм операторской работы Кирсанова и Леонса Круана, воплотил в великолепную музыку Егор Забелов.

А фильмом-закрытием фестиваля стал «Последний приказ» Джозефа фон Штернберга – блестящего немецкого режиссера, зажегшего звезду Марлен Дитрих. Историю о крахе великой державы, крахе белоэмигрантского мира, отождествлявшегося с честью, достоинством, благородством уходящей эпохи, озвучил креативный и интеллектуальный Alloy Orchestra.

В общем, эксперимент тандема современного музыкального и «архаичного» образного ряда фильмов удался. По сути, музыканты, создавая музыку к немым кинолентам, становились их сорежиссерами – создавали новое произведение искусства. И, вероятно, в немалой мере их заслуга в том, что сегодня немое кино не воспринимается унылым артефактом. Впрочем, ему ведь недаром присвоен титул Великого немого.

В ОДЕССЕ ЗАВЕРШИЛСЯ ПЯТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ НЕМОГО КИНО И СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ «НІМІ НОЧІ»

Одесский обозреватель, 01.07.2014

Оксана Крижановская

В прошедшие выходные причал яхт-клуба одесского морвокзала вновь превратился в кинотеатр под открытым небом.

Несмотря на огромное количество мероприятий, проводимых в городе в эти дни, фестиваль немого кино и современной музыки «Німі ночі», как всегда, привлек большое внимание одесситов и гостей города, его посетили и провели брифинг для журналистов Министр культуры Украины Евгений Нищук и генеральный директор кинофестиваля «Молодость» Андрей Халпакчи.

Юбилейный фестиваль, инициированный в 2010 году Благотворительным фондом им. Ивана и Юрия Лип, в этом году проходил в рамках празднования Дня Конституции Украины при поддержке Государственного агентства Украины по вопросам кино, Благотворительного фонда «Розвиток України», Национального центра Александра Довженко, Одесской областной государственной администрации и Одесского городского совета. Партнерами фестиваля выступают Посольство США в Украине, Французский институт и Британский Совет в Киеве.

Организаторы кинофорума не обманули ожидания зрителей – программа пятого феста стала самой пестрой и экзотической за все время его существования. Три дня фестиваля в этом году были посвящены великим актерам немого кино — крымскотатарскому актеру, поэту Хайри Эмир-заде, американскому секс-идолу ХХ века Луизе Брукс и выдающейся актрисе Джоан Кроуфорд, столетие со дня рождения которой мир отмечает в этом году. Именно ее портрет и стал образом фестиваля «Німі ночі -2014».

А началось все с … японца, вернее, с лекции Ичиро Катаока, приехавшего в Одессу озвучивать японские картины «Запах адониса: Эпизод сказок про цветы» режиссера Джиро Кавате (1935) и «Игрушечный поезд Таро» режиссера Чуцо Аодзи (1929). Во втором фильме, уникальном для своего времени, соединяющем кукольную и рисованную анимацию, малыш Таро играет с детьми в саду, изображая локомотив, остальные – вагоны поезда, а затем ему снится, что он кондуктор, пассажиры – это животные, попадающие в курьезные ситуации…

Ичиро Катаока очень колоритно смотрелся в кимоно на фоне морвокзала. Театральный актёр и чтец-декламатор поделился особенностями своей профессии, сообщив о том, если в Японии в 1928 году было 7 тысяч рассказчиков, то сейчас их осталось только 10. Интересный факт — если в картине речь шла о самураях, то рассказчикам не надо было прилагать особых усилий, так как сюжет в ленте «растекался», и основной акцент делался на музыкальное сопровождение.

Репертуар Катаока состоит из 250 немых фильмов, его «на ура» принимали на фестивале немого кино в Бонне, Международном Токийском кинофестивале (2011), на самом крупном фестивале немого кино в Порденоне Giornate del cinema muto in Pordenone (Италия, 2013), а также в Австралии, Германии, Хорватии, США.

Оригинальное голосовое сопровождение от Ичиро Катаока великолепно дополняло замечательное музыкальное оформление от Юрия Кузнецова. Известный одесский музыкант также был бесподобен, озвучивая американскую короткометражную комедию Бастера Китона «Кузнец» (1922 г.) и ленту немецкого режиссера Георга Вильгельма Пабста «Ящик Пандоры» (1928 г.).

Произвела впечатление на зрителей и ранняя комедия Александра Довженко «Ягодка любви», снятая в Одессе в 1926 году. В немалой степени этому способствовала игра FKP trio (Одесса), чего стоит только «плач ребенка», озвученный на контрабасе Виталием Фесенко. Заслуженные аплодисменты получил и белорусский аккордеонист Егор Забелов, в полной мере передавший трагизм французской экспериментальной мелодрамы Дмитрия Кирсанова «Менильмонтан» (1926 г.).

Гитарист-виртуоз Энвер Измайлов, озвучивший на фестивале первый крымскотатарский фильм «Алим», созданный на Ялтинской кинофабрике ВУФКУ в 1926 году Георгием Тасиным, признался, что впервые увидел ленту две недели назад и это его дебют в немом кино, в отличие от американского трио Alloy Orchestra, 25 лет занимающегося сопровождением немых фильмов. В Одессе музыканты озвучили психологическую драму американского режиссера Джозефа фон Стернберга «Последний приказ» (1928 г.), завершившую кинофорум.

Прошедший фестиваль «Німі ночі» еще раз доказал, что немое кино до сих пор интересно современному зрителю. До встречи в следующем году!

«НЕМЫЕ НОЧИ» - С БОЛЬШИМ ВКУСОМ И МАСТЕРСТВОМ

Порто-франко, 11.07.2014

Мария Гудыма

Хорошая погода на сей раз не помешала любителям старинных фильмов смотреть их на открытом воздухе под шум моря и живую музыку известных исполнителей. Пятый фестиваль немого кино и современной музыки «Немые ночи», проходивший на причале яхт- клуба на Одесском морвокзале, познакомил публику со знаковыми фильмами 20-х годов прошлого века. Юбилейный фестиваль, инициированный в 2010 году Благотворительным фондом имени Ивана и Юрия Лип, в этом году проходил в рамках празднования Дня Конституции Украины при поддержке Государственного агентства Украины по вопросам кино, Благотворительного фонда «Розвиток Украïни», Национального центра Александра Довженко, Одесской областной администрации и Одесского городского совета. Партнерами фестиваля выступают Посольство США в Украине, Французский институт и Британский Совет в Киеве.

Программа пятого фестиваля сначала представила японские фильмы «Запах адониса: эпизод сказаний о цветах» (1927) и раннюю анимацию «Игрушечный паровоз Таро» (1929), а также недавно найденную американскую короткометражную комедию Бастера Китона «Кузнец» (1922). Все три фильма сопровождались выступлением джазового пианиста Юрия Кузнецова. Раннюю комедию Александра Довженко «Ягодка любви», снятую в Одессе в 1926 году, сопровождал джаз от FKP trio (Одесса).

Перед началом показов второго дня фестиваля на брифинге выступил перед журналистами директор международного кинофестиваля «Молодость» Андрей Халпахчи.

- Иногда говорят, что много кинофестивалей проводят в Украине, - заметил кинодеятель. - Но их значительно меньше, чем в Польше, Венгрии, Чехии, не говоря уже о Германии и Франции. «Немые ночи» - настоящий фестиваль, где программа сформирована с большим вкусом.

Белорусский аккордеонист Егор Забелов рассказал, что уже выступал на открытии центра культуры в Люблине, сопровождая своей игрой показ французской экспериментальной мелодрамы Дмитрия Кирсанова «Менильмонтан» (1926), для него это весьма живой и интересный вид творчества. К тому же, подчеркнул музыкант, ему нравится оставаться с фильмом наедине, без коллег-ансамблистов, озвучивая ленту соло.

Две серии по часу каждая публика любовалась Луизой Брукс в самой эротичной ленте 1920-х годов немецкого режиссера Георга Вильгельма Пабста «Ящик Пандоры» (1928). Юрий Кузнецов, как и зрители, видел фильм впервые, его выступление было чистой импровизацией, а лай комнатной собачки, появившейся на экране, музыкант предпочел воспроизвести собственным голосом.

Завершила фестиваль программа, посвященная 70-летию депортации крымско-татарского народа, открывавшаяся показом первого крымско-татарского фильма «Алим». Фильм создан на Ялтинской кинофабрике ВУФКУ в 1926 году Георгием Тасиным. Саундтрек обеспечил гитарист-виртуоз Энвер Измайлов. Закрылся фестиваль психологической драмой «Последний приказ» (1928) американского режиссера Джозефа фон Стернберга в сопровождении американского трио Alloy Orchestra. Также в рамках третьего фестивального дня состоялся брифинг нового министра культуры и туризма Украины Евгения Нищука, который впервые предстал перед одесситами. Министр дал понять, что нынешнее руководство Одесской оперы скоро будет заменено, но кем - пока неизвестно. А что касается «Немых ночей» - тут никаких кадровых изменений не предвидится. Немое кино еще изобилует неизвестными современному зрителю лентами, а когда уже показывать станет нечего, прогнозируют организаторы, можно произвести эксперимент - демонстрировать звуковые фильмы без саундтрека, опять-таки под живые импровизации!

ЗВОНКИЕ АККОРДЫ «НЕМЫХ НОЧЕЙ»

День, 11.07.2014

Светлана Агрест-Короткова

В Одессе состоялся V Международный фестиваль немого кино

На фоне трагических событий последних месяцев, навязанных «благожелательным» соседом, скорбных процессий и ежедневного геройства наших ребят, казалось бы, не до культуры. Но слава безумцам, верящим в слово, визию и звук, понимающим, сколь важна гуманитарная составляющая не только для духовного здоровья нации, но и презентация ее миру. Одесский фестиваль «Немые ночи», который уже в пятый раз прошел в яхт-клубе Морпорта, под шум волн, на фоне звездного южного неба, — в этом ряду.

В 2010 году, когда стартовал фестиваль, его основной идеей было не только вернуть наследие Великого Немого, но дать возможность услышать тот «эзопов язык», который так успешно освоил кинематограф того времени. Времени жестокой цензуры. Это было особенно актуально, т.к. в нашей стране, по словам идеолога фестиваля Ивана Козленко, «наступала эпоха сумерек». За пять лет команда фестиваля создала собственную территорию творчества, неуклонно расширяя круг своих почитателей. У истоков этого удивительного действа стояли: подвижница украинской культуры в Одессе Галина Дольник; неизменный исполнительный директор фестиваля русскоязычная Екатерина Мальцева, которая вместе с фестивалем постигала украинскую культуру. И в этот «заговор постижения толерантности» включались все новые и новые люди, очень разные, которых фестиваль соединил в поисках новой идентичности, — Катерина Козленко и Наталья Эртнова, Вячеслав Касим и Ирина Медушевская, Дмитрий Абрамов и Андрей Сечковский. Заранее прошу прощения, если кого-то не назвала из этой маленькой, но так хорошо слышащей друг друга команды, создавшей удивительную страну, где царит кино и музыка. И куда уже привычно собираются музыканты и зрители с разных концов света.

Открывала юбилейный фестиваль смешная и трогательная комедия Александра Довженко «Ягодки любви», снятая им на 2-й кинофабрике ВУФКУ в 1926 году. Эта лента, в отличие от более поздних фильмов Мастера, сделана в стиле кино Макса Линдера, Чаплина и Бастера Китона. Она полна гегов, трюков и погонь. В главной роли — Марьян Крушельницкий. Озвучил эту «довженковскую шутку», придав ей новое очаровательное звучание, этноджазовый проект FKP TRIO.

Открытием «Немых ночей»-2014 стал японский фильм «Запах горицвета» Джиро Кавата. Поражает его эмоциональность, свобода высказывания, тонкий эротизм, которому может позавидовать сегодняшний кинематограф. Тандем мастера искусства бенши — актерского перформанса-озвучки титров, базирующегося на традициях театра Кабуки и Но, — Ичиро Катаока, и виртуозного украинского джазового пианиста Юрия Кузнецова, представили зрителям незнакомый пласт наследия мировой культуры. А удивительная для своего времени японская анимация в фильме Чуцо Аодзи «Игрушечный поезд Таро», соединяющая кукольный и рисованные кадры, показала истоки столь популярного сегодня жанра анима.

Тандем Дмитрия Кирсаноффа и Надежды Сибирской, создателей потрясающего авторского кино, никогда не прибегавшего к помощи продюсеров, был представлен лентой «Менильмонтан». Это один из шедевров французского киноэкспрессионизма, полного нежного лиризма и новаторских приемов. Известнейший аккордеонист белорусского музыкального андерграунда, автор музыки ко многим классическим немым фильмам, Егор Забелов блестяще озвучил сей французский изыск.

Многие годы признанный шедевр классика немецкого кинематографа Георга Вильгельма Пабста «Ящик Пандоры», своеобразно повествующий историю женщины-вамп Лулу, был в забвении. Подвергнутый цензуре и сокращенный, благодаря усилиям энтузиастов он вернулся к зрителю в конце 1950-х. Открытием также стала умопомрачительная — как внешне, так и по своим актерским данным, актриса Лумза Брукс, вдохновившая не одно поколение режиссеров, включая французскую «новую волну». Ленту эту ярко и вдохновенно, несмотря на немалый хронометраж — 130 минут, — озвучил, украсив неожиданными импровизациями, все тот же Юрий Кузнецов.

Американский фильм «Последний приказ» Джозефа фон Стернберга посвящен перипетиям судьбы бывшего царского генерала Сергея Долгорукого, которого эмиграция забросила статистом в Голливуд. В главной роли величайший артист Эмиль Яннингс, получивший за нее первого в истории «Оскара» за лучшую мужскую роль. Веселые американские ребята из ALLOY ORCHESTRA, давно и успешно работающие в области новой музыки для немого кино, с энтузиазмом озвучили этот фильм, вплетая в свои музыкальные пассажи известные русские мелодии.

Даже на фоне яркой, разнообразной и насыщенной программы фестиваля этого года фильм «Алим», созданный на 2-й кинофабрике ВУФКУ в 1926 году Георгием Тасиным, был актуальнейшим открытием. Сценарий картины написан Мыколой Бажаном по мотивам пьесы крымско-татарского поэта и драматурга Ильчи Умера, рассказывает историю татарского Робин Гуда. Она несколько плакатная, но полна приключений, любви и борьбы. Примечательно, что тайным распоряжением «Укринфильма» от 21 апреля 1937 года фильм был запрещен к показу, а копии должны были быть уничтожены. Вопреки всему — картина на украинских экранах, и это укрепляет веру в нашу общую победу.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ

Специально для создания музыкальных импровизаций к этому фильму на фестиваль приехал уникальный гитарист, лауреат первой премии Европейского международного конкурса гитаристов в Лозанне, этноджазовый композитор Энвер Измайлов.

— Энвер, вы как блестящий музыкант уже давно — человек мира.

— Представляете, даже некоторые соседи не знают, чем я занимаюсь. А вы говорите — «человек мира». Надо осторожней (смеется).

— Это говорит об интеллигентности, что не достаете соседей пассажами с утра до ночи. Тем не менее, когда привычный нам мир насильно пытаются перекроить, мы не можем не реагировать на это. Что думаете по поводу происходящего?

— Я — мусульманин, но буквально недавно узнал такую историю. В арабских странах за особо тяжкие преступления — сразу смертная казнь. Это понятно. А тех, кто попался на воровстве, на мошенничестве, освобождают в том случае досрочно, когда они наизусть выучат и прочитают Коран. Результат стопроцентный! Когда человек вникнет в эту книгу, уже не может себе позволить какие-то нечестивые поступки. Жаль, в школе общеобразовательной преподают разные предметы, читают книги разных писателей, не буду судить о художественном качестве произведений. Но если бы с детства, со школьной скамьи и хотя бы один-два раза в неделю проводили уроки Библии, Корана, не было бы такой войны. Не было бы такого количества преступлений.

— Я безумно уважаю ваш народ, потому что...

— ...Народы все одинаковы.

— Дело в том, что есть у отдельных человеческих сообществ невероятная сохранность, духовная, несмотря на гонения, испытания, которые выпадают на их долю. Вот в данном случае, считаю, что крымские татары, которых так чудовищно лишали основы — земли, сохранили себя, свою культуру, создали инфраструктуру внутри народа. Есть свои учителя, свои врачи, юристы. Это очень важно, мне кажется. Но реалии сегодняшнего дня неумолимы, как видите будущее?

— Вся надежда на Всевышнего. Если Он сделает такой бонус в разумах наших как правителей, так и простого народа. Правители не рождались правителями. Они тоже рождались обычными людьми. Голыми, беззащитными. Испокон веков существует непонятная, даже умышленная тенденция — направлять людей на путь антибожеский. Поведенческие мотивы, стяжательские. Деньги я называю «шайтан», и чего человек ради них только не сделает... Есть такой анекдот: жил персонаж, который любил деньги и пытался их заработать быстро и много. Это ему удалось путем обмана, убийств, подлости... Наконец, добился, всего перепробовал. И на старости лет стал думать о том, как бы завоевать место в раю. Все-таки со временем любой человек обращается к Богу. И он начал строить мечети, синагоги, на церкви деньги давать, детские дома. Пришло его время, идет прямо к воротом рая, а его тормозят:
— Куда вы?
— В рай.
— «Нет, тебе в обратную, противоположную сторону.
— «Как, я же деньги давал?!»
— «Не в деньгах счастье, в чистоте помыслов и деяний!»
Но я не ответил на вопрос. Не знаю. Самое страшное оружие — это информация. То, что говорится по обе стороны. Абсолютно все зомбированы. Когда каждый день что-то тупо вдалбливают, и сейчас это уже перешло в такую стадию, что не знаешь, кому верить. Вот у меня в Донецке сколько друзей хороших есть. Нормальных, истинных, человечных людей. Они видят весь этот беспредел. А не понимают, откуда все идет, зачем это? Наверное, какая-то доктрина есть — «разделяй и властвуй». Скорей всего, она работает.

— И, к сожалению, все происходящее в мире — и позитив, и негатив, — безусловно, отражается на творчестве?

— Знаете, Шостакович тоже написал о войне. Тоже было какое-то вдохновение. Кажется, надо вот встать и осмотреться всем вокруг. Каждому посмотреть, для чего это? Зачем? Земля наша, планета, как бы ты ее не называл, будет все время на одном месте стоять. А люди... Я смотрю иногда «В мире животных», так заложено в природе: пришел гепард, гонялся, гонялся за антилопой, повалил ее. Только кушать собрался — тут стая шакалов набросилась. Настроились съесть — львы появляются. Разогнали всех и едят, а все остальные стоят и ждут, когда им достанется. В жизни то же самое происходит. Кто сильный, он все забирает, а кто не сильный, значит, стоит, ждет, когда ему кинут.

— За долгие месяцы вы впервые выбрались с полуострова Крым на фестиваль и великолепно озвучили фильм, а потом с азартом принимали участие в джем-сейшене. Ваши впечатления от фестиваля, от публики?

— Для чего существует культура? Чтобы объединять все народы. Понять, что мы не однорогие или, наоборот, двурогие и т.д. В древние времена правители, когда ездили договариваться с кем-то, всегда возили с собой музыкантов. Поначалу всегда, естественно, возникало напряжение. Не знали, как себя вести. А потом, прежде чем сделать какой-то важный шаг, запускали этот свой «культурный мозг мероприятия». И уже возникает диалог. Это своего рода интродукция, и в этом позитиве переговоры заканчивались в нужном русле. То есть искусство всегда давало толчок к принятию правильных, важных, решений между правителем и странами.

— Извините, вы просили не говорить о политике. Но у меня просто с языка срывается вопрос в связи со сказанным выше. Тем не менее, целый ряд творческих людей, интеллигенции, которых мы привыкло ценить, уважать именно за их деяния, вдруг резко вклинились в политику. Стали подписывать какие-то жуткие письма в поддержку оккупации, еще чего-то. Насколько, на ваш взгляд, человек от искусства должен быть «в» или «вне» политики?

— Как говорят, «не суди, судим не будешь» — мой первый постулат. Но, знаете, у каждого человека есть люди, которые дороги ему, за которых он в ответе. Дети, например. Во всяком случае, я бы на их месте не подписывал. Но их не берусь судить. Как говорил мне один бармен, мы еще в Фергане работали, — ради своих детей на колени упаду перед каждым, убью ради своей семьи! Это — правильная жизненная позиция. И не знаю, как бы я на их месте себя повел. Но их, думаю, заставляли. Были в этом списке и те, от которых я не ожидал такого. Во всяком случае, людям искусства нельзя верить. Поймите. Никогда! Потому что политика — это само по себе грязное дело, а музыка — она должна быть светлой и чистой.

— Каким-то образом, в связи с реалиями сегодняшнего дня, изменилась ваша гастрольная деятельность? Как вы работаете?

— Конечно. Сейчас все планы были сломаны. И не только у меня. Практически — у всех. Не только в музыке, в бизнесе. Во всех отраслях. Организм начал полностью разрушаться. Но что делать? Наверное, ничего страшнее нет, чем потерять жизнь. А все остальное восстанавливается. Если не восстановится, можно заняться чем-то другим. В любом случае Бог дал жизнь, и ее надо прожить, потому что жизнь — это борьба. Вечная борьба.

— Можете ли дать совет, как найти тот универсальный язык, который соединит, а не разъединит?

— Каждый человек должен хотя бы чуть-чуть иметь отношение к музыке. Понять систему звукоизвлечения, почему это происходит. Потому что есть гармония, ритм, мелодия, душа. Главное, чтобы стремление было. Когда начинаешь понимать, слышать, начинает душа раскрываться. И вот когда человек будет в жизни все правильно делать, в гармонии, он станет с этой душой жить счастливо и красиво. И рядом стоящий человек будет самым близким ему...

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДВА ВИДЕОРОЛИКА:

Интервью с основателем фестиваля «Немые Ночи» Иваном Козленко

5 минут с министром культуры Украины Евгением Нищуком
6069

Комментировать: