Наша камера
на «Ланжероне»
Loboda Loboda
в Садах Победы
Погода в Одессе сейчас 0 ... +1
ночью -7 ... -6
Курсы валют USD: 0.000
EUR: 0.000
Регистрация
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

Музыкальное сердце Одессы

Воскресенье, 23 сентября 2007, 06:00

Семен КОГАН

Тиква, 19.09.2007

Очерк истории Одесского академического театра оперы и балета посвящен открытию театра после реставрации

Одесский оперный театр — выдающийся памятник архитектуры второй половины ХIХ столетия. Архитекторы Ф. Фельнер и Г. Гельмер подарили Одессе театр-жемчужину, неповторимый облик которого принес ему мировую славу.

В творческой биографии Фельнера и Гельмера одесский театр по счету был тринадцатым, но оказался самым совершенным. Ф. Фельнер и Г. Гельмер перенесли в одесский проект театра приемы и традиции, сложившиеся к тому времени в европейском театральном зодчестве. Стремление к эффектным композициям, иногда сугубо декоративным, к показной роскоши, изобилию лепных деталей, скульптур, эмблем и аллегорий — все это в полной мере нашло воплощение в архитектуре одесского театра. Разнообразие стилевых приемов внешней и внутренней архитектуры, которое в истории искусств получило название эклектизм (сочетание разнообразных стилевых элементов) составило подлинный шедевр, каким является одесский театр. Сочетание элементов трех стилей — итальянского ренессанса, венского барокко и французского рококо — характерная особенность архитектуры здания театра.

Театр был построен на средства города и пожертвования горожан. Строили его три года и две недели.

На протяжении всего периода строительства ни Фельнер, ни Гельмер не приезжали в Одессу. Архитекторы Ф.В. Гонсировский при участии А. Бернардацци и Ю. Дмитренко многое пересмотрели и усовершенствовали в проекте Фельнера и Гельмера, который в деталях разработан не был.

Фасад здания выдержан в стиле венского барокко. Скульптурные композиции создают эстетический образ театра. В нишах над лоджиями установлены бюсты А.С. Пушкина, М.И. Глинки, Н.В. Гоголя и А.С. Грибоедова. По фронтону расположены 16 фигур («путти») — танцующих и играющих амуров. Центральный вход венчает двухъярусный портик — композиционный центр здания, напоминающий Триумфальную арку. Над ним расположена скульптурная группа — одна из девяти муз древнегреческой мифологии Мельпомена, покровительница искусств, сдерживающая четверку разъяренных пантер, запряженных в колесницу. Факел в ее поднятой руке освещает путь искусству. Над аркой центральной лоджии — две фигуры Славы с лавровыми венками. Ниже — две скульптурные группы, олицетворяющие оперу и балет: слева Орфей, покоряющий игрой на кифаре Кентавра — получеловека-полулошадь. Справа Терпсихора, покровительница танца, обучающая этому сложному искусству молодую танцовщицу.

У входа в театр две скульптурные композиции: слева сцена из трагедии древнегреческого драматурга Эврипида «Ипполит», справа сцена из комедии Аристофана «Птицы» работы венского ваятеля Теодора Фридля.

В основе внутренней композиции театра — зрительный зал в стиле французского рококо. Это самая красивая часть здания. Зал украшен лепным орнаментом, тонкой позолотой. Главный мотив орнамента — раковина в виде завитков различной формы. Рисунок орнамента нигде не повторяется. Изящно оформлен потолок зрительного зала. Его украшают четыре картины художника Ф. Лефлера на темы произведений Шекспира. В центре потолка роскошным цветком распустилась люстра — переливаясь всеми цветами радуги, сверкают сотни хрусталиков. Основной тон зрительного зала — цвет слоновой кости.

Акустика зала прекрасна. Занавес сцены завершает декоративное убранство. Их было два — на первом Ф. Лефлер написал картину по мотивам сказки А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Широкие мраморные лестницы фойе, зеркала и камины, бронзовые и гипсовые скульптуры, оригинальные бра и светильники — все это поражает своим великолепием и торжественностью, вызывая восторг и восхищение.

«Одесский театр лучший в мире!» — воскликнул Ф. Фельнер, приехав в Одессу по случаю окончания строительства, и вручил городскому голове Г.Г. Маразли позолоченный ключ от театра. Этот символический ключ был помещен в металлический ящик и замурован у подножия зеркала на центральной белой лестнице.

Газета «Одесский вестник» писала: «Для окончательного завершения постройки недоставало только одного камня, он лежал тут же, готовый к укладке у главной лестницы. Градоначальник, городской голова и главный архитектор Фельнер ударили по камню три раза деревянными молотками, и постройка театра была объявлена законченной».

Здание театра представляло собой феерическое зрелище в блеске электрического света, который впервые был дан в театр (хотя электрическое освещение в Одессе появилось в 1910 году) из специально отстроенной инженером А.Д. Новопологи электростанции.

Торжественное открытие театра состоялось 1 октября 1887 года. В ослепительных лучах прожекторов поднялся парадный занавес. Оркестр под управлением одесского композитора Г. Лишина исполнил торжественную кантату, действующими лицами которой были Екатерина Великая, де Рибас, Ришелье, Г. Потемкин, А.С. Пушкин, М.С. Воронцов. Драматическая труппа антрепренера И.И. Черепенникова показала сцену из драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов» и третий акт комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

С первых лет существования театр становился центром общественной и музыкальной жизни Одессы. На протяжении ряда сезонов здесь выступали знаменитые мастера оперного и драматического искусства: Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, Н.Н. Фигнер, С.А. Крушельницкая, М.Г. Савина, В.Ф. Комиссаржевская, М.В. Дальский. Дирижировали П.И. Чайковский, Э.Ф. Направник, Н.А. Римский-Корсаков, танцевала легендарная Анна Павлова. Каждый сезон гастролировала немецкая, французская, но чаще итальянская труппа, сменяли друг друга зарубежные гастролеры.

Как отмечал в книге «60 лет в оперном театре» Н.Н. Боголюбов: «Замечательное здание Одесского городского театра было отстроено и открыто в 1887 году. С тех пор в театре ставились, чередуясь с русской драмой, итальянские оперные спектакли. И не было в Западной Европе ни одной знаменитой певицы или певца, которые не пели бы в Одесском оперном театре».

Организаторами оперных сезонов были антрепренеры, в чьих руках оказывались судьбы артистов, судьбы искусства. Первым антрепренером Одесского городского театра был И.И. Черепенников. Театр был отдан ему безвозмездно на два года, но с условием — наряду с драмой давать оперу. Черепенников пригласил в Одессу итальянскую труппу.

Второй антрепренер, И.Я. Сетов (Иосиф Яковлевич Сетгофер), также пригласил итальянских певцов: Дамерини, Прево, Боронат, Арамбуро, Броджи, а также знаменитую балерину В. Цукки.

С 1891 года антрепризу в Городском театре держал артист Императорских театров И.Н. Греков. Одним из первых он решил дать в Одессе русскую оперу. В репертуар сезона 1892-1893 годов театр включил оперу «Демон» и начал готовить «Пиковую даму».

Постановка «Пиковой дамы» совпала с приездом П.И. Чайковского в Одессу. Триумф композитора начался с первых дней его пребывания в городе. Находясь в зале театра, П.И. Чайковский делал замечания, давал советы исполнителям главных партий, а также дирижеру Н.Б. Эммануэлю, готовившему премьеру оперы, которая прошла с большим успехом.

В 1893 году П.И. Чайковский рекомендовал И.В. Прибика, и в следующем году дирижер был принят по конкурсу в качестве главного дирижера одесского Городского театра.

И.В. Прибик сорок три года бессменно был главным, почетным дирижером одесского Городского театра. Одному из первых в стране ему было присвоено звание заслуженного, а затем и народного артиста Украины, героя труда.

В сезоне 1899 года в Одессе гастролировали Ф. Шаляпин и Л. Собинов, супруги Фигнер и выдающийся баритон Л. Яковлев.

Конец ХIХ столетия музыкальная Одесса отметила исполнением Девятой симфонии Бетховена под управлением известного дирижера А.Н. Виноградского. Концертная жизнь Одессы била ключом. Прошли выступления одесского скрипача А.П. Фидельмана, авторские концерты С. Рахманинова и А. Скрябина, концерты оркестра Берлинского филармонического общества под управлением А. Никиша, гастроли Яна Кубелика и Оскара Недбала. Ряд симфонических концертов прошли с участием А.К. Глазунова, Ф.М. Блуменфельда и И.В. Прибика.

С 1897 по 1900 годы при антрепренере А.И. Сибирякове театр пережил пору наивысшего расцвета. На сцене пели Тетрацини, Баттистини, Саммарно, гастролировала драматическая труппа Н.Н. Соловцова.

С 1903 года антрепризу взяла в свои руки М. Лубковская — известная певица, выступавшая на многих оперных сценах нашей страны, а также Италии, в театре «Ла Скала». Артистическую деятельность М. Лубковская успешно совмещала с административной, не уступая в этом лучшим антрепренерам провинциальных театров. Особенно плодотворной была ее работа в Одессе, где в 1905 году она организовала гастроли Титта Руффо. В ряде спектаклей — «Евгений Онегин», «Демон» и др. — вместе с Титта Руффо пели итальянский певец Д. Ансельми и блестящая певица Я. Вайда-Королевич.

Революционные события 1905 года всколыхнули всю Россию. На сцене одесских театров ставят пьесы А. Чехова, М. Горького, Ф. Шиллера. А на оперной сцене постановка «Ивана Сусанина», «Князя Игоря», «Демона», «Царской невесты», «Мазепы» свидетельствует о расцвете русской оперы в Одессе.

Украшением одесской оперной сцены в первое десятилетие нового ХХ века были выдающиеся исполнители П.И. Цесевич, А.Л. Каченовский, С.С. Залевский, Л.Я. Липковская, П.Л. Карпова и др. В сезонах 1912-1914 годов усиливается интерес к украинским операм, к творчеству украинских композиторов.

В предгрозовой 1916 год наблюдалось снижение интереса к оперному искусству.

Февральская революция была воспринята в Одессе восторженно. Колонны демонстрантов на улицах города пели революционные песни. Газеты того времени сохранили на своих страницах романтику эпохи, неутолимую жажду театра, которую не могли остановить или уменьшить ни голод, ни нищета, ни разруха.

Журнал «Пролетарская культура» писал: «Вся Одесса сверкает, звенит и гремит театрами. Никогда их не было так много, и никогда они не были такими переполненными, как теперь».

В сезоне 1919-1920 гг. в Одесский оперный театр был приглашен режиссер В.А. Лосский. За короткое время им были осуществлены постановки опер «Хованщина», «Руслан и Людмила», «Аида», «Кармен», «Богема», «Иоланта».

В середине февраля 1920 года в театре организовался оперный коллектив под руководством талантливого певца В.А. Селявина. В.А. Селявин впервые появился в Одессе в сезоне 1910 года, вскоре стал кумиром публики. На протяжении многолетней деятельности в Одессе В.А. Селявин создал яркие образы в спектаклях «Сказки Гофмана», «Вертер», «Фра-Дьяволо», «Пиковая дама».

Сюрпризом для публики явилось выступление молодого певца Н.К. Печковского в сезоне 1923 года, который в первом же спектакле «Евгений Онегин» в партии Ленского привлек внимание меломанов красивым тембром голоса и актерской игрой.

В следующем сезоне пресса высоко оценила спектакль «Самсон и Далила» с участием Ф. Мухтаровой и Ю. Кипоренко-Даманского. В театре пел Н. Зубарев, красивый голос которого звучал в операх «Демон» и «Паяцы».

Горячо и восторженно принимала Одесса Григория Пирогова. Его выступления в операх «Борис Годунов», «Фауст» и «Севильский цирюльник» оставляли незабываемое впечатление. «Словами невозможно передать все тонкости вокальных нюансировок, которыми пользовался этот выдающийся артист, — надо было видеть и слышать Григория Пирогова, чтобы понять всю мощь его природного дара и мастерства», — писал о Пирогове певец А. Иванов в книге «Жизнь артиста».

Театральный сезон 1925 года был омрачен трагическим событием. 15 марта в театре случился пожар. В этот вечер давали оперу Мейербера «Пророк». Спектакль шел в оформлении художника А.Н. Реджио (Беклемишева), более 25 лет возглавлявшего постановочную часть театра. На спектакле присутствовал режиссер Н.Н. Боголюбов.

Некоторые утверждали, что «пожар» в спектакле стал причиной пожара в театре. Раздавались упреки в адрес художника за чрезмерное увлечение огнем, хотя известное мнение Н. Боголюбова, что «пожар в последнем акте был сделан отлично; главным источником «огня» были электрический свет, вентиляторы и пар», свидетельствует о беспочвенности таких обвинений.

Пожар нанес большой ущерб театру. Сгорели сцена, декорации, «пушкинский» занавес, первые ряды партера, инструменты в оркестровой яме. От гари и копоти пострадал потолок зрительного зала.

Началась реставрация. Работами руководили инженер С.И. Давыдов и режиссер Н.Н. Боголюбов. В Одессу приехал А.В Луначарский, чтобы ознакомиться с ходом восстановительных работ.

Наряду с ремонтом здания шел активный процесс восстановления декораций спектаклей. Художник А. Головин писал декорации к операм «Сказка о царе Салтане», «Кармен» и «Борис Годунов». Главный декоратор гостеатров в Москве Ф. Федоровский создает декорации к операм «Садко» и «Лоэнгрин». Оформление спектакля «Князь Игорь» было поручено В. Васнецову, «Самсон и Далила» — художнику Лансере. По эскизам А. Головина его ученики Шарбе и Альмединген вышивают главный занавес сцены. Художник Зандин расписывает плафон зрительного зала.

Через две недели после пожара Одесское филармоническое общество (ОФО), основанное в 1925 году известным врачом-кардиологом и дирижером А.М. Сигалом, назначило симфонический концерт, объявив в афише, что «весь чистый сбор поступает в фонд восстановления Гостеатра».

Наиболее плодотворным в театре оказался 1930 год, когда балетную труппу возглавил М. Моисеев. Поставленный им балет Б. Яновского «Ференджи» стал очень популярным.

В 1940 году балетный коллектив возглавил Вахтанг Вронский. Его работа над героико-романтическим балетом К.Ф. Данькевича «Лилея» подытожила творчество многих его предшественников — талантливых балетмейстеров, художников, дирижеров, артистов, став своеобразным гимном танцевальной истории одесского балета в предвоенную эпоху.

В годы Великой Отечественной войны и временной оккупации Одессы немецко-румынскими захватчиками многие артисты театра сражались на фронте, выступали с концертами в составе фронтовых бригад. Оставшиеся в городе артисты оперы Н. Савченко, Н. Топчий, В. Селявин, В. Губерт, артисты балета Е. Евстратова, Т. Гвоздинская, А. Терехов и В. Лесневский, дирижеры Н. Чернятинский и В. Кортацци были вынуждены работать в театре. В те годы в театре шли спектакли «Тоска», «Фауст», «Кармен», «Паяцы», «Травиата», «Риголетто», «Корсар», «Лебединое озеро», «Спящая красавица». Ставились и русские оперы — «Евгений Онегин» и «Борис Годунов».

А часть труппы, эвакуировавшись из Одессы, объединилась с днепропетровским коллективом и работала в Красноярске, дав более пятисот спектаклей. С успехом шли «Евгений Онегин», «Наталка Полтавка», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан».

В апреле 1944 года войска Третьего Украинского фронта, преодолевая отчаянное сопротивление фашистов, подошли к Одессе. Над городом висело багряное зарево пожаров — горели заводы, школы, жилые дома и портовые сооружения. Оккупанты планировали взорвать оперный театр. Солдаты 248-й стрелковой дивизии под командованием Н. Галая прорвались в центр города, и первое красное знамя в освобожденной Одессе было водружено над оперным театром.

Вскоре после освобождения Одессы от немецко-фашистских захватчиков был открыт оперный театр. Творческая жизнь коллектива вошла в нормальное русло. В спектаклях пели И. Воликовская, З. Садовская, М. Топчая, С. Ильин, И. Тоцкий, Н. Савченко, С. Данченко, В. Попова, А. Мацкевич, Н. Дудученко, Н. Топчий.

Редким успехом пользовался в Одессе замечательный артист и певец Донато Донатов. Обладая отнюдь не блестящим голосом, он, тем не менее, на протяжении трех сезонов (1949-1952 гг.) покорял публику талантливой игрой и высокой артистической культурой.

На смену ветеранам в театр пришла талантливая молодежь — выпускники Одесской консерватории Р. Сергиенко, Г. Поливанова, Г. Олейниченко, Б. Руденко, Л. Ширина, А. Арье, А. Дуда, А. Бойко, А. Джамагорцян, В. Олейникова, Т. Мороз, В. Затынайко, З. Лысак, А. Базарченко, А. Капустин, В. Нещеретный, Н. Огренич.

Труппа театра блистала выдающимися мастерами: Н. Ткаченко, Н. Мельник, И. Сорокин, В. Анисимов, Е. Иванов, А. Рихтер, Г. Дранов, В. Тарасов.

Двадцать лет, с 1944 по 1964 год, художественное руководство в театре осуществлял главный дирижер народный артист УССР Н.Д. Покровский. В послевоенные годы им были поставлены оперные и балетные спектакли, определившие репертуарную политику театра. Наряду с русской и западноевропейской классикой ставились произведения советских композиторов. Одной из первых была поставлена опера М. Коваля «Севастопольцы».

В творческом содружестве с режиссером Я.А. Милешко и художником П.А. Злочевским дирижер Н.Д. Покровский ставил оперы К. Данькевича «Богдан Хмельницкий» и «Назар Стодоля». В последующие годы дирижер Я.А. Вощак поставил оперу Ю. Мейтуса «Дочь ветра», Б.Е. Грузин — «Июльское воскресенье» В. Рубина, Б.И. Афанасьев — оперу-балет В. Губаренко «Вий» и «Семен Котко» С. Прокофьева, к творчеству которого в 60-е годы обратился талантливый дирижер Г. Проваторов, осуществивший вместе с балетмейстером М. Лавровским постановку балета «Ромео и Джульетта». Балетмейстер О. Виноградов и художник В. Левенталь поставили «Золушку». «Вальсы» и «Подпоручик Киже» шли в постановке О. Тарасовой и А. Лапаури, дирижера Г. Проваторова и художника Б. Мессерера.

Успехом пользовались балеты Р. Щедрина «Анна Каренина», «Конек-Горбунок» и «Кармен-сюита», которая вот уже более тридцати лет не сходит с афиш театра.

В 1954 году труппу балета возглавили хореографы С.А. Павлов и З.А. Васильева. В их постановке шли балеты «Лебединое озеро», «Медный всадник», «Фадетта», «Красный мак», «Доктор Айболит».

С 1958 года по 1970 главным балетмейстером театра был талантливый хореограф Н. Трегубов, который дебютировал постановкой балета «Большой вальс» на музыку И. Штрауса. Творческая деятельность Н. Трегубова в Одессе была весьма плодотворной. Его спектакли волновали, запоминались.

О них говорили, спорили, писали. Н Трегубов часто обращался к творчеству одесских композиторов. В 1959-1960 годах он поставил «Голубую ленту» Р. Свинского и «Торжество любви» Ю. Знатокова (в оркестровке Е. Русинова).

Большим успехом пользовались балеты композитора и дирижера Е.И. Русинова «Олеся», «По синему морю» и «Дюймовочка», которые в разные годы привлекали внимание многих постановщиков. Очарования и сказочной красоты был наполнен балет Е. Русинова в постановке В. Вронского и художника П. Злочевского «Весенняя сказка» на музыку произведений П.И. Чайковского.

Наряду с постановкой балетов «Лесная песня» М. Скорульского и «Берег надежды» А. Петрова ставились «Отелло» А. Мачавариани и «Спартак» А. Хачатуряна. На музыку из его же произведений был создан замечательный спектакль «Маскарад» в оформлении художника И. Глазунова.

Видное место в репертуаре театра занимали одноактные балеты, своеобразные художественные миниатюры — «Франческа да Римини» на музыку П.И. Чайковского, «Болеро» Равеля, «Дон Жуан» Р. Штрауса, «Озаренность» А. Пахмутовой, «Я имя твое пишу....

В начале 70-х годов балетный коллектив театра воозглавил молодой балетмейстер И. Чернышев, разноплановое, подчас противоречивое творчество которого нашло выражение в ряде спектаклей как классического, так и современного репертуара.

Все достижения хореографов становились возможны благодаря наличию талантливой труппы солистов и кордебалета. На смену старшему поколению артистов балета (А. Рындина, И. Михайличенко, Е. Русинова, Д. Алидорт, В. Каверзин, А. Данченко, А. Середа) пришла молодежь: С. Вальтер, С. Антипова, И. Чичкова, С. Осенина, Н. Карабах, П. Фомин, А. Медведев и др. Велика была роль талантливых педагогов-репетиторов И. Михайличенко, К. Васиной, Ю. Плахта, П. Фомина, Н. Барышевой, Шевелевой в совершенствовании мастерства артистов балета.

В буклете, который был выпущен к открытию театра после реставрации 1965-1967 годов, значились 28 названий оперных и 24 — балетных спектаклей. Эти спектакли коллектив сохранял в трудных условиях работы на разных сценических площадках. В отреставрированном помещении театра Г. Проваторов дирижировал операми «Князь Игорь» и «Пиковая дама», «Дочь ветра» и «Гибель эскадры»; под управлением Е. Русинова шли «Мазепа» и «Травиата», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Виндзорские проказницы» и «Манон Леско». Б. Грузин дирижировал операми «Борис Годунов» и «Трубадур», балетом «Золушка». В его постановке шла опера С. Баневича «Белеет парус одинокий» — спектакль был посвящен городу-герою Одессе.

Главный дирижер театра Б.И. Афанасьев поставил «Хованщину» М. Мусоргского, «Богему» Дж. Пуччини, монооперу В. Губаренко «Письма любви» и «Алеко» С. Рахманинова.

Театр располагал прекрасными коллективами хора и оркестра, где трудились и трудятся творчески одаренные мастера: Л. Куклоченко, Р. Егорова, Л. Максимова, П. Барышников, А. Вырвихвист, А. Лапейко, И. Соколов, хормейстеры И.Л. Спивакова, Д.С. Загрецкий, В.В. Киоссе, Л.М. Бутенко — золотой фонд талантов, которым театр вправе гордиться. Во главе оркестра находились талантливые музыканты-концертмейстеры Р.А. Блюмберг, А.Н. Шнайдер, И.С. Митник, Д.А. Межвинский, Ф. Чечельницкий, Б.Л. Школьник, а пришедшие им на смену Л. Ульяш, М. Турчинский, Э. Бланк, С. Коган, Э. Сигал, В. Аптекарь, Р. Вильшанский стали украшением оркестра театра.

Большую роль в организации высокого творческого уровня спектаклей играли пианисты-концертмейстеры Р. Ройзман, А. Черткова, А. Абрамович (родственница еврейского писателя Ш. Абрамовича, известного под псевдонимом Менделе Мохер-Сфорим), В. Богатырская, З. Чувашова, С. Тимофеева, Н. Григор, Л. Хороленко, В. Платов.

Приглашение выдающихся гастролеров в оперные и балетные спектакли театра в послевоенные годы, а также выступления одесских артистов в столичных постановках и за рубежом стали своего рода политикой, определяющей как художественную, так и финансовую деятельность театра. Эту политику на протяжении многих лет проводили и проводят руководители театра К. Алексеев, Л. Богданович, Е. Блох, В. Семенов, Г. Дранов, В. Василенко, В. Навротский, С. Холденко, В. Палиенко, а также легендарный администратор Мирон Соломонович Аранович.

В 1996 году началась реставрация театра — нужно было спасать здание от неизбежного разрушения. Труппа продолжала работать до тех пор, пока ремонтные работы не начались в зрительной части. Театр был закрыт, спектакли шли на сценах Украинского музыкально-драматического театра имени В. Василько и Театра музыкальной комедии имени М. Водяного. Реставрация продолжалась 11 лет. Но вот остались позади трудные годы ожидания. Снова забьется музыкальное сердце Одессы. Теперь уже навсегда. Театр будет жить вечно.
859

Комментировать: