Наша камера
на «Ланжероне»
Loboda Loboda
в Садах Победы
Погода в Одессе сейчас +7
вечером +6 ... +7
Курсы валют USD: 0.000
EUR: 0.000
Регистрация
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

Масонский след в Одессе. Новый взгляд

Понедельник, 10 февраля 2014, 17:48

Корреспондент ОЖ

Одесская жизнь, 31.01.2014

Пробегая по улицам родного города, мы не обращаем внимания на привычные архитектурные красоты и уж, конечно, не останавливаемся специально, чтобы рассмотреть скульптурные изображения на фронтоне и фасаде зданий. Пассажа, например, или печально известного дома бывшего технического общества, того самого, что расположено на конечной остановке трамвая №28, или... Но если посмотреть внимательно, можно многое увидеть. А увидев — сделать выводы.

Сегодня наша беседа с выпускником геолого-географического факультета, специалиста по морской геологии, одним из организаторов Одесского астрологического клуба Андреем Зреловым.

- Андрей, давайте сначала напомним читателям, какие именно символы относятся к масонству.

- Прежде всего, это рабочие инструменты, принадлежащие масонам, называвшими себя Архитекторами Вселенной: циркуль и угольник в различных комбинациях, иногда с буквой G в центре (первая буква слова геометрия и God – Бог), отвес, строительный мастерок, молот, фартук, перчатки – всё это наиболее растиражированные символы, олицетворяющие братство Вольных Каменщиков. А также серп. Да-да, не удивляйтесь. В коммунистической символике можно встретить немало масонских образов, которые были прямо заимствованы, те же алые пятиконечные звёзды, о чём будет сказано ниже. Вряд ли открою секрет, если скажу, что революция и становление коммунизма в Росси во многом обязаны масонству. Важными масонскими символами являются лучезарная дельта – расположенное в треугольнике всевидящее око и только что упоминаемая пламенеющая пентаграмма – геометрический символ гармонии. Он уникален тем, что все его отрезки соотносятся друг с другом в пропорции «золотого сечения», а также тем, что ось симметрии пятого порядка встречается только в органическом мире, для мёртвого мира кристаллов она не характерна. Масонская символика включает также факел, ветвь акации, Солнце, Луну, петлю (галстук), шахматный пол, необработанный и обработанный камень, ступени, две колонны, поддерживающие пустоту или, как вариант, несущие на своих вершинах сферы – земную и небесную, обелиски, стеллы. Многие из этих символов можно видеть на деньгах, в частности на долларах. Встречаются они и на зданиях Одессы. Например, крыша Пассажа увенчана скульптурой Фортуны, несущей в одной руке факел, другой она опирается на венчающую нос судна голову барана. Обратите внимание, как выглядит скульптурное обрамление главного входа в торговую галерею – мужская фигура держит молот, женская – серп. Своеобразные рабочий и колхозница. Напомним, что Пассаж был окончательно построен в 1899 году, когда о социализме и речи быть не могло. Если присмотреться как следует, то внутри, среди богатой лепнины здания Пассажа, тоже можно увидеть неоднократно встречающиеся масонские молоток, циркуль и угольник. Пламенеющую пентаграмму можно видеть на памятнике Пушкину, который также был масоном, чему имеется достаточно исторических свидетельств. Бывшее здание мещанской управы, что на Старопортофранковской 34, украшено масонскими циркулем и угольником в сочетании с линейкой. Ну и конечно, Дом Одесского отделения Русского технического общества (впоследствии опытное производство ФХИ АН УССР) на Княжеской 1 (архитектор Александр Бернардацци). Одно из красивейших в прошлом зданий нашего города, которое сегодня практически разрушено, буквально насыщено символами, красноречиво указывающими на его масонское происхождение. На щите, на портике фасада, под буквами ТО (техническое общество) надпись: «Мера. Вес. Число». Ниже, под ней уже знакомые нам молоточки-топорики, циркуль и угольник. Те же циркуль и угольник изображены на башенках здания. Присутствуют масонские символы и на учебных корпусах бывшего Новороссийского университета, ныне ОНУ им. И. И. Мечникова.

- Думаю, если поискать, можно найти еще и еще.

- Совершенно верно. Но особенно меня поразила Филармония, яркий образец архитектурно-инженерного искусства. Очень интересное здание, в котором можно обнаружить множество масонских символов, зачастую искусно спрятанных. Что само по себе, конечно, не новость, а факт довольно известный.

- Все же, я думаю, известный далеко не всем.

- Здание Новой купеческой биржи, построенное архитектором Александром Бернардацци в конце XIX века, предназначалось, как мы знаем, отнюдь не для исполнения симфонических и других музыкальных произведений, а как раз напротив. Инженеры и архитекторы как следует потрудились над тем, чтобы акустика в помещение Новой биржи способствовала секретности деловых переговоров. Но дело не в этом. Когда побываете в Филармонии, обязательно обратите внимание на скульптуру самого Александра Бернардацци, который, судя по всему, тоже был масоном. Герб над головой именитого архитектора украшен циркулем с угольником, небольшие классические колонны расположены по бокам скульптуры. Видим мы две колонны и на входе в Филармонию. Колонны, поддерживающие сферы, земную и небесную, между ними лестница, важный символ масонства, стены вестибюля украшены множеством других масонских символов, да и среди мозаичных украшений снаружи здания можно встретить изображения перевёрнутых пятиконечных звёзд, скрещенных мастерков и других загадочных символов, значение которых ещё не вполне понятно. Но мое особое внимание привлекла роспись свода над колоннами. Помните ли Вы, что там изображено?

- Конечно, нет.

- Свод украшают двенадцать знаков зодиака, и это само по себе удивительно. Зодиакальную символику в нашем городе я встречал только в одном из зданий Медицинского университета, а больше нигде. И естественно, мне пришла в голову мысль — почему? Когда же я внимательно стал рассматривать роспись, обнаружил еще одну занятную вещь — в углах были помещены четыре буквы на латинице — N, O, S, W.

- Норд, Ост, Зюйд, Вест — стороны света. Действительно, интересно, но что здесь удивительного?

- В этом как раз и заключена интрига. Будучи геологом, я хорошо ориентируюсь в расположение сторон света в Одессе. Поэтому сразу заметил – на куполе Филармонии они отличаются от истинных направлений. Произведя замеры, я обнаружил, что точка, отмеченная, как восток, на самом деле направлена по азимуту 50°(азимут – угол между направлением на север и направлением на какой-либо предмет, отсчитываемый по часовой стрелке), в то время, как у настоящего востока это направление составляет 90°. Это показалось мне странным. Неужели более чем компетентные инженеры и архитекторы того времени могли допустить такую серьезную ошибку?

- Может быть, измерительные приборы давали некоторую погрешность?

- Вполне возможно, но в данном случае отклонение слишком велико для простой погрешности в измерениях. Сорок градусов — это не три, и не восемь, тут явно дело в чем-то другом. Если предположить, что за ориентир взят не географический полюс, а магнитный, то и для этого различие слишком велико. Магнитное склонение для нашей территории составляет всего несколько градусов.

- То есть, разумных ответов не было? Как же Вы выбрались из тупика?

- К тому времени, основательно изучив тему, я уже знал, что масоны особенно почитали восток, причём не столько географический, сколько направление восходящего солнца. А ведь это направление не всегда одинаково и отличается в разные дни года. Надо отметить, что ритуал закладки первого камня Одессы, а сведения эти я почерпнул из работ историка Андрея Добролюбского, тоже был проведен в соответствии с масонскими принципами. Это делалось так: устанавливали шест и, при появлении первого луча солнца, отмечали тень, которую он отбрасывает. Так обозначалась первая линия города — декумантус. К ней перпендикулярно проводили вторую — называлась она кардин. Место пересечения двух линий считалось «сердцем» города. Отсюда брали начало две первые улицы города. По направлениям декумантуса и кардина планировали в дальнейшем расположение остальных улиц. После того, как была взята турецкая крепость, и стало очевидно, что русские укрепились здесь основательно, по указанию Иосифа де Рибаса был проведен именно такой ритуал закладки первого камня города, а случилось это в конце января. Запомним эту дату на будущее.

- Недаром Одессу называют «город Солнца»...

-Да, именно об этом и писал Андрей Добролюбский. Подобная схема строительства городов дает много преимуществ, особенно на юге. Прежде всего, такое ориентирование обеспечивает максимально эффективную освещенность. Утром солнце светит вдоль улицы, освещая обе ее стороны. В обед - появляется лишь на одной стороне, вторая же остается в тени. Ближе к вечеру – опять возвращается на обе стороны улицы. Собственно, этот принцип известен еще со времен древнего Рима и применен при строительстве Одессы. Если вы утром встанете в начале какой-нибудь одесской улицы (имеется в виду, конечно, исторический центр города), то увидите, что солнце освещает ее всю. И так далее. Стоит отметить еще, что в нашем городе улицы расположены блоками, так называемыми форштатами. Первый, Военный, захватывает массив от улицы Преображенской и далее к морю. Второй, Греческий — примыкает к нему с запада (от Преображенской до Старопортофранковской). Из работ Андрея Добролюбского известно, что улицы Военного форштата – Ланжероновская, Дерибасовская, Греческая – ориентированы в направлении восхода солнца в конце января. Напомним, конец января — время, когда основатель Одессы Иосиф де Рибас провел ритуал закладки первого камня. Улицы же второго, Греческого форштата – Дворянская, Конная, Ольгиевская – ориентированы по направлению 50°, а ведь это именно то направление, которое указано на куполе филармонии. С помощью астрономических расчётов не трудно выяснить, что в наших широтах первый луч взошедшего солнца озарит эти улицы 21 июня, то есть, в день летнего солнцестояния, когда солнце максимально долго будет находиться на небе.

- Выходит, роспись на куполе Филармонии указывает на солнечную ориентацию второй части города? Но не слишком ли хитроумно, пусть даже и для масонов?

- Они были мастера загадок, знали в них вкус и толк. А в правильности моей догадки убедили меня следующие весьма интригующие наблюдения. При ближайшем рассмотрении обнаружилось, что знаменитая Потемкинская лестница ориентирована в том же направлении, то есть на восток, навстречу восходящему солнцу. Припомним, что лестница, символизирующая собой путь восхождения к духовным высотам, является одним из основополагающих символов Ордена.

Если смотреть на Потемкинскую лестницу со стороны моря, она выглядит как усечённая пирамида. Венчает ее памятник Ришелье. Представьте, как 21 июня первый луч солнца, восходящего из-за моря, освещает Потемкинскую лестницу. Величественное зрелище, не правда ли? В этом же направлении, конечно, смотрит и бронзовый Арман Эмманюэль дю Плесси, герцог де Ришелье, французский дворянин и потомок кардиналов, один из основателей Одессы. В том, что он был масоном, сегодня уже никто не сомневается. Кстати, насаждением акации в Одессе (масонский символ), Ришелье занимался лично. Одна из масонских лож в Одессе так и называлась – «Золотая акация».

- Получив такой ошеломляющий результат, Вы, конечно, не остановились в своих изысканиях.

- Логика подсказывала внимательнее приглядеться к памятнику Екатерины Великой на одноименной площади. Особенно интересно выглядит то, как установлены четверо ее сподвижников. Григорий Потемкин, Платон Зубов и де Волан смотрят прямо перед собой, а вот де Рибас, в отличие от них, повернул голову немного влево. Проследив за направлением его взгляда, можно заметить, что он смотрит на Дюка и оба они, таким образом, обращены лицом к восходящему в день летнего солнцестояния солнцу. Продлив линию взгляда де Рибаса дальше, мы увидим, что она упирается в Воронцовский маяк. Маяк – это, по сути, факел, еще один масонский символ. Продлив же эту воображаемую линию в другую от де Рибаса сторону, можно увидеть, что на ней установлен и памятник Воронцову.

- Еще одни масон...

- Конечно. Выходит, что все исторические памятники в Одессе выстроились на одной линии, и линия эта направлена на восток, навстречу первому солнечному лучу в день летнего солнцестояния. В этом направлении смотрят, как уж говорилось, Дерибас и Ришелье, а вот памятник Воронцову ориентирован в другую сторону – вдоль Дерибасовской.

- Опять загадка?

- Нет, как раз это относится к области разгадок, когда пазл собран и все его части становятся на свои места. Взгляд одесского губернатора тоже направлен на восход солнца, но на момент закладки первого камня Одессы, то есть, в конце января. Таким образом, Воронцов смотрит вдоль декумантуса Военного форштата, а Решилье и де Рибас – вдоль декумантуса Греческого форштата.

- Невольно приходят на ум и другие монументы. Например, Владимир Креститель в Киеве...

- Да, ведь он стоит на западном берегу Днепра, значит, ориентирован на восток. На памятнике Владимиру присутствует достаточное количество масонских символов. Стоит еще, пожалуй, припомнить, что Санкт-Петербург, Киев, Одесса и Египетские пирамиды в Каире находятся на одной и той же географической долготе, в чём нетрудно убедиться, проверив координаты по справочнику, или взглянув на карту. Градус долготы у них один и тот же, только минуты отличаются.

- Имеется в виду Пулковский меридиан?
- В принципе, да.
5779

Комментировать: