Наша камера
на «Ланжероне»
Loboda Loboda
в Садах Победы
Погода в Одессе сейчас -6 ... -4
вечером -7 ... -6
Курсы валют USD: 0.000
EUR: 0.000
Регистрация
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

Лучшему Остапу Бендеру — 80 лет (добавлено 2)

Понедельник, 23 марта 2015, 22:47

Анна Велигжанина, Денис Горелов, Эдуард Амчиславский, Таисия Бахарева, Сергей Осташко

16 марта исполняется 80 лет прекрасному артисту Сергею Юрьевичу Юрскому, которой внес свой весомый вклад в тему «Одесса в кино».
Три работы, но они навсегда останутся в памяти зрителей.
«Золотой теленок» — Остап Бендер. События происходят в Черноморске, читай Одесса. Многие эпизоды снимались на улицах города.
«Интервенция» — Маски (аристократ, спекулянт, дама полусвета и белогвардеец). Опять-таки, события в Одессе. Ряд эпизодов в городе. В том числе сцены на Воронцовской колоннаде — с участием С.Юрского.
«Место встречи изменить нельзя» — Иван Сергеевич Груздев. Производство Одесской киностудии. Одесских сцен, видов города, конечно же, в телефильме нет. Но разве кто-нибудь посмеет сказать, что это не одесский фильм?
А сколько раз Сергей Юрьевич приезжал в наш город со своими поэтическими вечерами...
Долгих лет и творческих успехов, уважаемый Сергей Юрьевич!

Эдуард Амчиславский.

* * *

Сергей Юрьевич считал роль дяди Мити в кинофильме «Любовь и голуби».
— Дядя Митя — абсолютно свободные человек, — рассказывает актер об этой роли. — такие люди ценят и рассветы, и закаты, и речку текущую, и листья опадающие. А дальше тоже то, что природой создано: кружечка пива, рюмочка водки, и собственно все.

РТР

* * *

«На Остапе Бендере я заработал 4000 рублей и воспаление легких

Комсомольская правда, 12.03.2015

Ироничный Остап Бендер из «Золотого теленка», человечный воспитатель Викниксор из «Республики ШКИД», растерянный Груздев из фильма «Место встречи изменить нельзя» — его героев помнят и любят миллионы зрителей. Накануне дня рождения мы дозвонились до артиста и поздравили его с юбилеем.

- Сергей Юрьевич, с наступающим вас! Как отпразднуете?

- Спасибо. Никаких мероприятий не планирую — очень устал.

- Не любите юбилеи?

- Я не люблю юбилей в этом году. Он мне не нравится. Когда-то я играл спектакль в БДТ под названием «Беспокойная старость». Это и было предуведомлением к тому, что происходит сейчас. Старость моя беспокойна! Сейчас у меня есть новая программа «Петербург» — читаю Гоголя, Достоевского, Маяковского, Мандельштама. Играю в поставленном мною спектакле «Полеты с ангелом» по пьесе Зиновия Сагалова.

- В этом спектакле играет и ваша супруга, актриса Наталья Тенякова...

- Я шутил: «Потому ли, что мы муж и жена, мы быстро понимаем друг друга на репетициях. Или потому, что мы быстро понимаем друг друга на репетициях, мы стали мужем и женой».

- Ваша дочь Дарья Юрская тоже актриса. Достойно продолжает династию?

- Она, несомненно, профессионал высокого класса. Я с ней играл в спектакле «Провокация». Даша много играет — она артистка Московского художественного театра.

- А ваш отец, знаменитый режиссер, не был против того, чтобы вы стали актером?

- Нет. Родители просто волновались, смогу ли я, достоин ли. Вот какое было мерило в те времена.

- Говорят, роль Остапа Бендера стоила вам немалых сил и здоровья.

- Да. Сцену, когда Остапа обирают на румынской границе, снимали зимой на совершенно пустом аэродроме в Тушине. Было жутко холодно, снег. Многочисленные дубли на морозе мне дорого обошлись — тяжелым воспалением легких. Зато картина получилась замечательной. Жизнь это подтвердила. Такой хороший фильм получился, потому что снимался он с точки зрения бедных людей, которые не ощущали своей бедности. Нынешних поклонников романа интересует, как человек из ничего сделал миллион. А нам было интересно, как человек решил сделать миллион, не имея ничего!

К съемкам «Золотого теленка» я достиг достаточной известности, и мне платили высшую ставку — 40 рублей за съемочный день. Этих съемочных дней у меня было сто. И я получил за роль Бендера 4000 рублей. Об автомобиле и мечтать было нечего. Параллельно я был ведущим артистом выдающегося театра. А машину купить себе не мог...

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

За последние 50 лет Сергей Юрский выступил на сцене примерно 7500 раз.

Количество фильмов, в которых снимался, — 74.

Количество телеспектаклей — около 200.

ШТРИХИ К БИОГРАФИИ

Покорил будущую жену сыром, посыпанным кофе

Первой женой Сергея Юрского стала его партнерша по театральной сцене Зинаида Шарко. Артисты поженились в 1961 году, их брак продержался семь лет. Со второй женой, Натальей Теняковой, Сергей Юрьевич счастливо живет с 1970 года по сей день. Юрский до сих пор с удовольствием вспоминает:

- Наташу Тенякову впервые увидел в спектакле «Трехгрошовая опера». Не обратить на нее внимание было нельзя. Она пела: «Пиратский корабль — сорок пушек по борту — унесет меня вдаль». У нее очень специфическая дикция, «корабль» она произносила как «коравль». Я не запомнил фамилию молодой исполнительницы, но когда мы обсуждали, какая она хорошая артистка, то называли ее просто «Коравль».

Наталья Тенякова признавалась, что после первой совместно проведенной ночи Сергей Юрьевич поразил ее окончательно и бесповоротно — одним жестом, точнее, принесенным в постель завтраком. Состоял он из кофе и бутербродов с сыром, посыпанным тем же кофе. «Он еще и готовить умеет!» — порадовалась она тогда. Но сыр, посыпанный кофе, так и остался вершиной кулинарного творчества артиста Юрского.

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

Рыцарь взвинченного образа

В галерее эмблемных героев «Ленфильма» его Викниксор из «Республики ШКИД» запечатлен с повязкой на лбу — так он больше походит на Дон Кихота. Для того же, наверное, и бородка, которую реальный педагог Сорока-Росинский не носил, ибо был тонкогуб и ограничивался усами.

Для того же на главную роль был утвержден Юрский — студия упорно лоббировала более вальяжного Андрея Попова, именно в тот год ставшего народным артистом СССР. Но Полока отстоял Юрского — со всем его шлейфом прежних и будущих ролей изгнанных стоиков и упорствующих одиночек. Юрский был Чацким в легендарной постановке БДТ, Эзопом в «Лисе и винограде», Мольером в «Кабале святош». Остапом, вытесненным на обочину бурлящей республики со своим никчемным миллионом и тонкостью великих комбинаций. Груздевым, которому бы действительно не мешало вовремя с женщинами разбираться и пистолеты где попало не раскидывать.

Начав с Чацкого, именно оскорбленное чувство Юрский сделает тайным двигателем своего актерского темперамента. Какая-то уязвленная преддуэльная горячка станет управлять поступками и желчными нотациями его дерганых героев — великого самоеда Ивана Сергеевича Груздева, Тартальи в «Короле-олене» («Раз Тарталья — так значит, каналья?») или даже Остапа в «Золотом теленке», раненного в самое сердце мелкотравчатостью кунаков, бескорыстием сограждан и безыскусным грабежом румынских пограничников. «Придется переквалифицироваться в управдомы» в его устах звучало именно как «Карету мне, карету!».

По экранным перевоплощениям Юрского нетрудно, кажется, восстановить, как вел себя в последнюю ночь Пушкин. Как смирял в себе натянутый бендеровский сарказм и как в корчах отчаяния по-груздевски топал ногой, грыз кулаки и дергал за лацкан ближайшего из ближних.

Горе попранного достоинства — вот что Юрский играл десятилетиями. И если в молодости читался в его противлении злу молодеческий азарт, если гусар Никита в «Крепостной актрисе» размахивал бутафорской сабелькой, аки разбушевавшийся лев, а Викниксор, вздев бородку, обещал аж до Дзержинского дойти — с годами кураж сник, а ворчба возобладала. В «Полутора комнатах» в роли отца Бродского он уже чаще прячется за газетой, как все слишком бывалые отцы слишком самонадеянных отроков.

Но эмоция осталась. В мемуарах народного артиста Юрского добрая треть отведена гневу благородного сердца по поводу советского вторжения в Чехословакию — хотя, казалось бы, какое место в биографии народного артиста может занимать та давняя интервенция?

Как видим, большое.

В отчаянные годы восставшего духа и траченой материи Викниксор наяривал на пианино вакхический гимн «Клянусь я сердцем и мечом». Возвращал идеалы сердца, меча и служения фатально опростившейся стране. Как сыгранный им же Пастернак в сериале «Фурцева». Как Циолковский в «Королёве». Как Пушкин в телеспектакле «Смерть Вазир-Мухтара».

Сыскать ли более завидную миссию для интеллигента в России?

* * *

Сергея Юрского в гриме, не пустили в кафе, приняв за пьянчугу

Факты, 14.03.2015

Известному актеру театра и кино исполняется 80 лет

Сергей Юрский не собирается отмечать свой юбилей. Говорит, что устал выслушивать от людей банальные признания. В этот день, 16 марта, Сергей Юрьевич вместе с супругой, актрисой Натальей Теняковой, устроят себе праздничный ужин в одном из малоизвестных ресторанчиков Москвы. Актер признается, что за 60-летнюю творческую жизнь устал от постоянного внимания и не готов в такое сложное для страны время устраивать пышных застолий. Кстати, Сергей Юрский стал одним из деятелей культуры, которые еще год назад поддержали Украину, выступив против аннексии Крыма и ввода российских войск в нашу страну. Юрский принадлежит к той плеяде актеров советского кино, которые давно уже снискали себе славу. Все его роли, даже эпизодические, моментально запоминались зрителям. Он сыграл более чем в 70 фильмах и около 7500 раз выходил на театральную сцену. Снимался в картинах «Ключ без права передачи», «Расмус-бродяга», «Место встречи изменить нельзя», «Не бойся, я с тобой», «Ищите женщину», «Любовь и голуби», «Золотой теленок». Кстати, роль Остапа Бендера Сергей Юрьевич называет одной из своих любимых.

11 малоизвестных фактов из жизни актера

Проучившись три года на юридическом факультете, Юрский бросил университет и пошел в театральный

1. Фамилия Юрский досталась Сергею Юрьевичу от отца, который, будучи актером немого кино Юрием Жихаревым, взял себе псевдоним. Судьба его сложилась непросто. Юрий Юрский был режиссером цирка и даже начальником театрального отдела управления культуры Ленинграда. Но в 1936 году его обвинили в связях с врагами народа и вместе с супругой и годовалым сыном Сергеем отправили в ссылку в Саратов. Лишь через два года семья смогла вернуться в Питер.

2. В семь лет Юрский впервые попал в театр. В эвакуации в Москве он посмотрел драматический спектакль «Роковой час», поставленный отцом. С тех пор желание стать актером Сергея не покидало. Кстати, Юрий Юрский довольно скептически относился к первым театральным пробам сына и даже говорил, что для профессии актера он не пригоден. Отец видел в нем адвоката.

3. В последних классах школы Сергей Юрский, идущий на золотую медаль, неожиданно увлекся цирком. Он не пропускал ни одного представления и хотел сам оказаться одним из артистов на манеже. Более того, будущий актер начал учиться цирковому искусству и через несколько месяцев уже неплохо жонглировал, стоял на голове и умело скакал на лошади. Правда, позже Сергей не выдержал изнурительных репетиций и расстался с мечтой о карьере циркача.

4. Провалив экзамены в школу-студию МХАТа, Юрский таки пошел поступать на юридический факультет Ленинградского университета. Там он стал звездой театральной студии, блистая в гоголевской «Шинели» и роли Хлестакова. Однажды на спектакль пришел и его отец, который позже признался сыну: «Да ведь ты настоящий актер». Через три года учебы Сергей бросил университет и поступил в театральный институт.

5. Дебют Юрского в кино состоялся, когда ему исполнилось 25 лет. Это была эпизодическая роль в картине «Повесть о молодоженах», которая не имела большого успеха. Одновременно он получил предложение сняться в фильме Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда». До него на главную роль пробовался уже известный в то время Игорь Ильинский. Едва появившись в прокате, картина была запрещена. По этому поводу было издано даже постановление ЦК КПСС, подписанное заведующим отделом культуры. В нем говорилось, что содержание картины о похождениях снежного человека чуждо советскому искусству и «представляет собой образец безыдейного трюкачества». Фильм лег на полку на долгих 27 лет. Правда, это совершенно не сказалось на карьере самого Юрского. Предложения о работе в кино посыпались одно за другим.

6. Сергей Юрский стал одним из деятелей культуры, обвинивших советскую власть во время пражских событий. Советские танки вошли в столицу Чехословакии в августе 1968 года, когда там на гастролях находился и Сергей Юрьевич. Он отказался комментировать события советским изданиям и в свою очередь написал материал о том, что не согласен с действиями советских властей. Об этом узнало руководство страны и последующие 20 лет актеру перекрывали кислород. Его запретили снимать в кино, ограничили работу в театре, разрешив лишь иногда играть в телеспектаклях.

7. В конце 60-х Юрскому неожиданно предложили роль Остапа Бендера в картине «Золотой теленок» режиссера Михаила Швейцера. На нее пробовались Владимир Высоцкий, Владимир Басов, Арчил Гомиашвили, но досталась роль Юрскому. Правда, актер признавался, что он от нее чуть не отказался. В Москву на пробы его пригласила жена Швейцера. Актер начал объяснять ей о своей занятости, на что она ему очень сердито сказала: «Сергей, вас вызывает на пробы Швейцер. Швейцер! Вы поймите!» Отказать он не посмел.

8. После «Золотого теленка» у Юрского появилось хобби — он стал собирать игрушечных телят и коров. Признается, что смотрел «Золотого теленка» всего несколько раз, но до сих пор Остап Бендер остается его любимым образом.

9. В начале 70-х Юрский женился на актрисе своего родного БДТ Наталье Теняковой. Через пару лет у них родилась дочь Дарья. А еще через пять лет Юрский вместе с семьей принял решение оставить театр и переехать из Ленинграда в Москву. Юрского не принял к себе в труппу Ленком, МХАТ. Семейную пару актеров взял на работу Театр имени Моссовета.

10. Для съемок картины Владимира Меньшова «Любовь и голуби» Сергея Юрьевича приходилось гримировать два часа — он должен был перевоплотиться в глубокого старика. Снимали картину в Карелии. Однажды во время перерыва Юрский зашел в местное кафе вместе с другими актерами, но его не пустили в зал, приняв за пьянчугу. Дело спас Меньшов, рассказав персоналу, что на самом деле это известный актер в гриме.

11. Несмотря на возраст, Сергей Юрский по-прежнему много работает. Ставит спектакли, выходит на театральную сцену и снимается в кино. Говорит, покуда будут силы, он не оставит актерскую профессию. «Мне ведь в жизни больше ничего не надо. Никаких благ. Лишь бы было здоровье», — признается знаменитый актер.

* * *

Интервью с Остапом Бендером

Моряк, 20.09.1988

Это интервью — было единственным, которое дал Сергей Юрский в сентябре 1988 года на первом Одесском кинофестивале «Золотой Дюк».
На этом фестивале мэтр был не в духе. Своим видом он показывал, что ему все не нравится, категорически отказывался беседовать с прессой и уехал из Одессы сразу после своего концерта, не дождавшись окончания кинофорума.
Первый раз я столкнулся с ним нос к носу, когда пробегал через сцену ДК Политеха, где находился Зрительский  центр фестиваля. Увидев в кулисах знакомое лицо, я машинально кивнул: «Здрасте», услышал в ответ: «Приветствую вас» и побежал дальше. И только спустившись в зал, сообразил, что так небрежно поздоровался с любимым актером, который настраивался на выступление.
Концерт прошел великолепно, Сергея Юрьевича долго не отпускали со сцены, и аплодисменты не смолкали даже когда он ее окончательно покинул.
Я «поймал» Юрского при выходе из гримерки. Он, к счастью, не узнал молодого нахала, но интервью дать отказался. «Я сильно спешу», — отрезал актер и энергичной походкой Остапа двинулся по длинному коридору политеховского закулисья.
«Да мне, собственно, даже не интервью, — нагло врал я, едва поспевая за командором. — Я для себя хотел узнать о впечатлениях лучшего Остапа Бендера о современном Черноморске».
Остап улыбнулся своей обаятельной улыбкой и на минуту остановился. И этого хватило мне, чтобы задать несколько вопросов. О блокноте пришлось забыть, поэтому все изложенное ниже восстановлено по памяти. Что из этого получилось — читайте сами.
А на прощание Сергей Юрьевич улыбнулся, пожал мне руку и сказал: «А вы хитрец, таки взяли у меня интервью. В вашем роду лейтенантов Шмидтов не было?»

P.S. Почему я вспомнил об этом эпизоде журналистской биографии именно сегодня? Прочтите ответ Юрского на мой последний вопрос.
Итак, представьте себе: сентябрь 1988 года, Одесса, кинофестиваль «Золотой Дюк».
 
Командор прибыл в Черноморск спецавиарейсом «Золотой Дюк» из Москвы.

— Я прибыл отнюдь не командовать парадом, — сказал он при встрече, — для этого есть достаточно молодых энергичных людей. Я приехал за впечатлениями.
И вот в разгаре фестивальной суеты мы снова встретились с создателем наиболее яркого образа великого комбинатора на экране.

— Сергей Юрьевич, скажите, каковы первые впечатления Остапа на первом международном Васюкинском турнире?

— Мне кажется, что пока турнир напоминает очень красиво разрисованное пасхальное яйцо. Все ярко, красочно, празднично, но это всего лишь скорлупа.

— А что же под скорлупой? Соответствует ли ее раскраска яркости содержимого?

— На этот вопрос я пока не могу ответить однозначно. Это станет ясно в конце фестиваля, когда выяснится, насколько совпали или не совпали мнения профессионального жюри и зрителей. И я очень хотел бы, чтобы они совпали. Это бы и значило, что фестиваль удался.

— А какое из событий фестиваля, на ваш взгляд, наиболее значительно?

— Я считаю, что наиболее значителен сам факт подобного фестиваля. Кинематографисты начали серьезный разговор о том, как жить дальше, как снимать кино вне отрыва от зрителя. Знаменательно наличие двух центров — профессионального и зрительского. Впервые делается попытка прислушаться к зрителю, открыть уши для его мнения. А ведь это только переходный этап к тому, чтобы открыть сердца. И сейчас важно, чтобы этот этап не затянулся.

— Какие вы видите пути развития у популярных жанров отечественного кинематографа?

— Во-первых, мне кажется, что сам термин «популярные жанры» несколько искусственен. Это просто более мягкое название коммерческого кино. Долгое время у нас считалось популярным не то, что нравится зрителям, а то, что, с точки зрения начальства, «требуется народу». Это была одна крайность. Сейчас мы, наконец, заговорили о кассовом кино, и здесь важно не броситься в другую крайность — когда коммерция заслоняет искусство. Я считаю, что кинематограф должен выражать то, что чувствует художник, сердце которого раскрыто зрителям.

— И последний вопрос: что Остап Бендер хотел бы пожелать жителям Черноморска?

— Одесса — удивительный, улыбающийся город. Я знаю все ваши беды, и если после всего того, что сделали с Одессой, вы еще не разучились улыбаться, то вы тем более не разучитесь это делать, когда беды будут позади. Что пожелать одесситам? Чистого моря, свежего воздуха и родного города.

С.Осташко, спецкорр. "Моряка" на кинофестивале «Золотой Дюк»

* * *

Сергей Юрский: «Ситуация не позволяет праздновать»

Комсомольская правда, 16.03.2015

Прекрасный актер отметил 80-летие.

Кто-то помнит его Великого комбинатора, кто-то — его великого педагога Викниксора, но большинство — его незабываемый голос, который больше полувека звучит со сцены и экрана.

— С юбилеем, Сергей Юрьевич!

— Спасибо. Но я не отмечаю. Ситуация не позволяет, да и устал очень.

— Много работы?

— Когда-то я играл довольно известный спектакль в БДТ под названием «Беспокойная старость». Это и было предуведомлением к тому, что происходит сейчас. Старость моя беспокойна!

— Знаю, что вы готовите новую литературную программу. Кого будете читать?

— Гоголя, Достоевского, Маяковского, Мандельштама, Бродского, Юрского.

— Это правда, что Иосиф Бродский был вашим близким другом?

— Друг — это много. Все-таки правильнее — мой товарищ.

— Говорят, он специально для вас писал?

— Специально для меня не писал, но мне посвящал.

— Вот в программе «Знакомое незнакомое» вы читаете незнакомого всем Бродского…

— Вся программа состоит из сцен. Это не стихи по Бродскому. Это некий короткий спектакль «Театральное» — страннейшее произведение, которое Иосиф, наш великий современник, посвятил мне и оставил на память о себе. «Театральное» — спектакль, впрочем, все мои концерты — спектакли. Это жанр, который всегда назывался театром одного актера. Но это театр! Как сделать так, чтобы зрители увидели как будто в реальности всех тех персонажей, которые будут представлены, чтобы для зрителя наполнилась ими сцена. Вот моя актерская задача...

— Ваш отец, знаменитый режиссер, не был против того, чтобы вы стали актером?

— Нет. Родители просто волновались. «Раз ты мой сын, ты достоин всего, я тебя буду продвигать…» — сегодняшняя философия. А тогда была другая — готов ли ты служить тому, чему всю жизнь служил я? Когда мне было 16 лет и отец меня с кем-то знакомил, он шутя говорил: «Вот, наследник всех моих долгов». Так себя и чувствую.

— Ваша дочь Дарья Юрская — актриса МХТ. Часто ли видитесь с дочкой, внуками?

— Нечасто, но общаемся. Часто созваниваемся, по телефону разговариваем.

— Не совру, если скажу, что миллионы зрителей до сих пор с удовольствием пересматривают фильмы с вашим участием. Но вы давно не снимаетесь. Есть надежда увидеть вас в новой роли? Или как режиссера?

— Нет. На кино сил уже нет. Кинобизнес теперь — фабрика. И нужно иметь готовый штат, который на эту фабрику работает. Я делал в десятые годы несколько фильмов для канала «Культура», но эти фильмы были рассчитаны на час, и это очень специфический жанр. Кино — это промышленность. Новые способы съемки, новые способы организации, руководства. Нужно было не бросать это дело — иметь свой штат. А собирать группу сейчас — слишком сложно.

ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ

Решив перекусить перед дебютным спектаклем на сцене БДТ, Сергей Юрский зашел в буфет. Там он встретил легендарного артиста Виталия Полицеймако (тестя актера Семена Фарады).

— Вы сегодня впервые на подмостках играете? — поинтересовался Полицеймако у молодого коллеги. Тот кивнул в ответ.

— А вы традицию-то первого выхода знаете? — продолжил мэтр. — Чтобы сцена вас приняла, надо полить ее спиртным.

Послушав совета старшего товарища, Юрский сбегал в магазин и купил пару бутылок шампанского. Зайдя за кулисы, он от души полил сцену и обрел уверенность в успехе. А в БДТ с алкоголем было очень строго: главный режиссер Товстоногов был ярым противником пьянок. За полчаса до премьеры заведующий сценой учуял явный запах спиртного и бросился на поиск виновных. К его искреннему удивлению, все артисты были трезвы, запах шел не от них. Понаблюдав некоторое время за этим хаосом, Полицеймако подозвал Юрского к себе и тихо поинтересовался:

— Полили? Ну а теперь отвечайте за это!
7134

Комментировать: