Наша камера
на «Ланжероне»
Loboda Loboda
в Садах Победы
Погода в Одессе сейчас +1 ... +4
вечером -1 ... +1
Курсы валют USD: 0.000
EUR: 0.000
Регистрация
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

Итоги Одесского кинофестиваля в одесских СМИ

Воскресенье, 29 июля 2012, 10:45

ЗАКРЫТИЕ ОДЕССКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ: ЕФРОСИНИНУ ЗАСТАВИЛИ ЗАДУМАТЬСЯ О ЖИЗНИ, А ЖВАНЕЦКОМУ НЕ ХВАТИЛО ЗВЕЗД

Комсомольская правда, 23.07.2012


НЕМОЛЯЕВА В ПЛАТЬЕ ОТ СЫНА

По красной дорожке прошествовали народная артистка Украины и России Лариса Кадочникова, сербская актриса Бранка Катич («Белая кошка, черный кот»), историк моды Александр Васильев, посол Франции в Украине Ален Реми и многие другие. Леонид Барац и Ростилав Хаит из «Квартета И» всячески избегали внимания к своим персонам, мотивируя это тем, что они здесь с родителями.

Американская кинодива, очаровательная киллерша из «Убить Билла» Дэрил Ханна перед красной дорожкой успела представить фильм из конкурсной программы «Голливудский мусор» и даже выучила по-русски выражение «Одесса-мама».

- Люди здесь необыкновенно ласковые. Так что я с удовольствием проведу в Одессе еще несколько дней. А еще я теперь понимаю, почему этот город называют Одесса-мама.

Легенда советского кино актриса Светлана Немоляева накануне закрытия презентовала одесситам фильм «День учителя» и охотно делилась впечатлениями.

- На сцене Одесской оперы я играла давно, у нас было в Одессе много семейного счастья, — ностальгировала актриса. — На церемонию я надела платье, которое когда-то из-за границы мне привез сын, я его очень редко доставала из шкафа.

Своим стильным нарядом жизнерадостного лимонного цвета порадовала и Маша Ефросинина, которую пригласили вести церемонию закрытия.

Маша призналась «КП», что успела посмотреть лишь два фестивальных фильма, среди которых «Последняя сказка» Ренаты Литвиновой, заставившая ее призадуматься о жизни.

Гран-при ОМКФ: статуэтку «Золотой Дюк» и 15 тысяч долларов увезет в Британию режиссер Руфус Норрис, чей фильм «Сломленные» зрители признали лучшим.

ПРИЗ ЗА СЛЕЗЫ

По решению международного жюри, приз за лучшую режиссуру получили Бенуа Делепин и Гюстав де Керверн, режиссеры «свободного» фильма «Революция», награды за лучшую актерскую работу был удостоен актерский ансамбль молодежной картины «Кукольный дом». Также специального упоминания жюри ОМКФ заслужили фильм режиссера Валентина Васяновича «Обычное дело» (Украина) «за шаг к возрождению украинского кино» и фильм режиссера Раду Юде «Все в нашей семье».

Лучшим фильмом, согласно решению судей, стала картина «В тумане» Сергея Лозницы о событиях Великой Отечественной войны, произошедших в Белоруссии в 1942 году.

Сергей Лозница поблагодарил за приз и высказал надежду, что, возможно, благодаря этому фильм сможет попасть на экраны Украины.

Обладателя Гран-при ОМКФ в этом году впервые определял зритель. По итогам голосования статуэтку «Золотой Дюк» и 15 000 долларов получил британский режиссер Руфус Норрис, для которого фильм «Сломленные» с участием Тима Рота и Киллиана Мэрфи стал дебютом. Кинолента рассказывает о соседях, которые усложняют жизнь друг другу и в итоге теряют своих близких. Драматическая нотка кинокартины заставила прослезиться половину зала.

- Я стараюсь хорошо себя вести, улыбаюсь, но не могу в это поверить, — признался режиссер. — Это маленький фильм с большим сердцем, и он получил такой теплый прием. Если так будет продолжаться, то я отправлю детей в местную школу и куплю себе тут домик.

Руфус Норрис также хотел, чтобы после такой награды «Сломленных» показали в украинских кинотеатрах. И в Одессе его желание сбудется, ведь кинопрокатчики «Артхаус траффик» уже решили выкупить права на демонстрацию фильма в нашей стране.

В этом году многие гости сравнивали Одесский кинофестиваль с Каннами. Мол, еще немного — и украинский кинофорум догонит старшего брата с мировым именем.

- В этом году я смотрела по 2-3 фильма в день и считаю, что это очень сильная программа, — говорит глава госагентства по вопросам кино Екатерина Копылова. — Я видела программы в Каннах и Берлине, и скажу, что наша ничуть не хуже.

А лучший режиссер по мнению жюри ОМКФ-2011 и член жюри этого года — француз Олиас Барко был критичен в сравнениях.

— Известность фестивалю создает зритель, у вас благодарная публика, которая смотрит фильмы с 9 утра до 10 вечера, ее никто не заставляет это делать, — поясняет киношник. — А фестиваль в Каннах делают оплаченные журналисты, которые критикуют друг друга. Там после вечеринок с утра засыпаешь, а просыпаешься к вечеру — какое может быть кино? Fuck Cannes, viva Odessa!

Более толерантным оказался Михаил Жванецкий, который высказался об ОМКФ:

- Все хорошо, но маловато знакомых экранных лиц! Девочки с бейджиками мне нравятся, они очень красивые, но какое они имеют отношение к фестивалю?

КОНКРЕТНО

ОМКФ стал самым крупным киносмотром в Восточной Европе: количество гостей в фестивальных центрах достигло пиковой отметки в 110 тысяч.

В этом году показали 81 фильм.

Текущий кинофестиваль обошелся создателям в 3 миллиона евро, из которых 150 тысяч — государственные деньги.

Церемонию открытия по телевизору смотрели 3,5 миллиона зрителей.

4-й Одесский Международный кинофестиваль состоится с 12 по 20 июля 2013 года.

Олег Шапаренко

* * *

VIVA ОДЕССА-МАМА!

Сегодня, 23.07.2012


Гран-при и $15 тыс. взял фильм «Сломленные», а Дюка — «В тумане»

Вот и финишировал третий Международный Одесский кинофестиваль — по красной дорожке снова шествовали звезды, а жюри определило фаворитов богемного события.

Главным трендом прощального дефиле стали высоченные каблуки, платья-пеньюары и наряды канареечного цвета. Именно такой оттенок выбрала для своего образа ведущая Маша Ефросинина и была обескуражена, увидев в гуще звезд даму в точно таком же наряде.

Звезды «Масок» на этот раз приятно удивили, сменив гавайские рубашки на элегантные смокинги.

«Я готов одеть хоть два смокинга, лишь бы и в следующем году попасть на фестиваль», — хохмил Борис Барский. А участник квартета «И» одессит Ростислав Хаит был не в духе и, фыркнув, отказался позировать для папарацци. Не в пример ему щедро раздавали автографы и охотно фотографировались заморская актриса Дэрил Ханна («Убить Билла»), народная любимица Светлана Немоляева и неподражаемая певица Джамала.

РАЗДАЧА ДЮКОВ

Тем временем Оперный театр буквально трещал по швам от обилия вип-гостей — в зале был полный аншлаг. Открытие церемонии началось с немого ролика о приключениях Чарли Чаплина в Одессе, сделанного в стиле Театра теней. Финальная картинка с изображением Дюка и выглядывающего Чаплина сорвала овации зала, после чего на сцене появились ведущие. В отличие от церемонии открытия вместо Нонны Гришаевой компанию Алексею Суханову составила Маша Ефросинина. Первой специальной премии за шаг к возрождению украинского кино удостоился фильм «Обычное дело» украинского режиссера Валентина Васяновича. А фильм румынского режиссера Раду Юде «Все в нашей семье» отметили за свободу стиля. Во время вручения ему премии гендиректор ОМКФ Денис Иванов пошутил, что ведущий часто коверкает имя члена жюри Андрея Халпахчи (гендиректор Киевского кинофестиваля «Молодость»): «То Калпачки, то Халпахче! Но несмотря на это, он замечательный человек». «Вас хотя бы Ефросисиной не называли», — парировала ведущая.

Дальше, приз за лучшую актерскую работу из рук актера Александра Феллинга получил Джек Рейнер, представлявший фильм «Кукольный дом», в котором он сыграл. А вот обладатели премии за лучшую режиссерскую работу — авторы фильма «Революция» на вручение не приехали, но прислали эсэмэску, где пообещали отправить выигранные средства ($10 тыс.) в казну следующего фильма. И, наконец, главный символ феста, — статуэтку «Золотой Дюк» вручала за «Лучший фильм» Дэрил Ханна. 52-летняя красотка призналась, что кинофестиваль был очень плодотворным, и заявила, что город стал для нее «Одессой-мамой». 1 место — у киноленты «В тумане» режиссера Сергея Лозницы. «Спасибо одесситам за жаркий прием», — благодарил со сцены режиссер.

Право объявить обладателя Гран-при досталось президенту ОМКФ Виктории Тигипко, которая не стала томить зрителя долгими речами и сразу объявила фаворита. По результатам зрительского голосования — это фильм «Сломленные». «Это маленький фильм с большим сердцем. Надеюсь его биение не потерялось в переводе», — говорил режиссер Руфус Норрис. — «Если так будет каждый год, обещаю купить в Одессе домик и отправить детей в местную школу». На десерт гостям спела Джамала, прошел показ фильма-закрытия «Доля ангелов». А кто-то из членов жюри смело резюмировал: «Fuck Cannes, viva Odessa!».

«СЛОМЛЕННЫЕ» ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, 2012

Победитель кинофестиваля — экранизация истории о больной диабетом девочке. В ролях — Киллиан Мерфи («Бэтмен» и Тим Рот («Криминальное чтиво»).

«В ТУМАНЕ» РОССИЯ, 2012

Фильм Сергея Лозницы рассказывает историю о фашистской оккупации в Белоруссии в период Второй мировой войны.

«РЕВОЛЮЦИЯ» ФРАНЦИЯ, 2012

Два брата — антиподы. Панк, обращает в свою субкультуру брата экс-продавца. Престарелые бритоголовые дурачатся, как дети, и хотят дать толчок революции.

«КУКОЛЬНЫЙ ДОМ» ИРЛАНДИЯ, 2012

Пьяные подростки вламываются и разносят в пух и прах богатый особняк. Позже становится известно: дом принадлежит родственнику одного из них...

* * *

ИТОГИ ТРЕТЬЕГО ОМКФ

Вечерняя Одесса», 24 .07.2012


«Это конец фестиваля, но начало пути. Прощай, третий Одесский международный кинофестиваль! Здравствуй, четвертый!» — сказала вечером 21 июля, подводя итоги кинофорума, его президент Виктория Тигипко на сцене Оперного театра. Лауреатом Гран-при третьего ОМКФ: статуэтки «Золотой Дюк» и денежной премии в размере 15 000 долларов — объявлен британский режиссер Руфус Норрис за игровой фильм «Сломленные»...

Наградное действо открыл грациозный теневой театр, затем на сцену вышли ведущие — Маша Ефросинина и Алексей Суханов. Жюри международной конкурсной программы также заняло свои места на сцене. Для вручения наград вышла народная артистка Украины и России Лариса Кадочникова. Вместе с членом жюри, генеральным директором Киевского МКФ «Молодость» Андреем Халпахчи актриса вручила диплом украинскому режиссеру Валентину Васяновичу за фильм «Обычное дело», отмеченный наградой «Дон Кихот» Международного жюри киноклубов. Специальной наградой жюри отмечен также фильм
режиссера Раду Юде «Все в нашей семье» (Румыния, Нидерланды, 2012).
Следующую награду вручала народная артистка России Светлана Немоляева: в фестивальной рубрике «Новое российское кино» шел фильм «День учителя» с нею в главной роли. «Для меня, — сказала актриса, — Одесса не только творческий город, где я играла на сцене и снималась в кино, но также и город дней семейного счастья». Немоляева вручила приз за лучшую актерскую работу, отметив: «Актер — не профессия, а диагноз». Награды (7000 долларов) удостоился актерский ансамбль фильма Кирстен Шеридан (Ирландия) «Кукольный дом».

Кого же определили лучшим режиссером? Это объявила сербская актриса Бранка Катич — памятная зрителю цыганка-подросток (между прочим, актрисе тогда было 28) из фильма Э. Кустурицы «Черная кошка, белый кот». Приз за лучшую режиссуру (7000 долларов) вручил Бенуа Делепину и Гюставу де Керверну, создателям фильма «Революция», прошлогодний лауреат аналогичного приза ОМКФ Олиас Барко.

Со сцены было объявлено, что в мае нынешнего года ВР Украины ратифицировала двустороннее соглашение с Францией о совместном фильмопроизводстве.

Лучший фильм международной конкурсной программы объявил председатель жюри, киновед Андрей Плахов. Итак, лучшей киноработой (приз 10000 долларов) признана экранизация повести Василя Быкова, предпринятая Сергеем Лозницей: «В тумане» (Германия-Россия-Латвия-Нидерланды-Беларусь). «Спасибо Одессе за жаркий прием. Спасибо потрясающим актерам и группе, с которой я работал. И всем, кто поверил в нас и дал возможность создать наш фильм», — сказал режиссер.

А гран-при за фильм «Сломленные» вручила режиссеру Руфусу Норрису президент ОМКФ Виктория Тигипко (Гран-при является теперь призом зрительских симпатий).

«Стараюсь хорошо вести себя, улыбаюсь... и еще не до конца верю, — признался Руфус Норрис. — Наш фильм — маленький, но у него большое сердце. И я вижу, что биение этого сердца не заглушил перевод на иной язык. И принял фильм город тоже с большим сердцем. Мне даже захотелось отдать своих детей в здешнюю школу и купить себе здесь домик!».

Легитимность зрительского голосования была подтверждена международной аудиторской компанией «Deloitte». Второе место по результатам голосования заняла кинокартина Серджана Драгоевича «Парад» (Сербия, Хорватия, Словения, Македония, Черногория).

Жюри питчинга (конкурса кинопроектов) ОМКФ тоже определило своего победителя. Им стал режиссер Олег Сенцов. Его криминальную драму «Носорог» представила молодой украинский продюсер Ольга Журженко. Приз проекта — 25 тысяч гривен.

В заключение праздника была показана грустная комедия «Доля ангелов» Кена Лоуча (Великобритания, Франция). Третий ОМКФ достиг отметки в 100000 посещений, с гордостью констатировала его президент...

Надежда Маркевич

* * *

ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ В 2013-М!

Одесский вестник, 24.07.2012


Формально мэтр, возможно, и прав. Сегодня провести виртуальный кинофестиваль вполне реально. Просмотреть конкурсные фильмы online, обсудить их по скайпу, проголосовать в Интернете. Даже виртуальную «красную дорожку» организовать не проблема. Вполне реально. При условии, что у фестиваля нет своего лица, своего особого шарма, своего уникального, неповторимого кино-события, привлекающего тысячи взволнованных зрителей. Долгую жизнь такому фестивалю прогнозировать нельзя.

Одесский международный кинофестиваль, в этом году отметивший свое трехлетие, полон сил, задора и энергии. Для Одессы и одесситов – это настоящий праздник кино, бурная стихия которого, вырвавшись за пределы кинозалов, выплеснулась на улицы. Шедевры киноклассики демонстрируются в антураже вечной архитектуры Ланжероновского спуска, зрительным залом становятся ступени ставшей кинолегендой Потемкинской лестницы. В этом году в импровизированном кинозале на 192 ступени под яркими звездами одесского ночного неба одесситы смогли увидеть великий фильм Великого Немого «Огни большого города» Чарли Чаплина. Грандиозное киношоу сопровождалось музыкой симфонического оркестра. Представили фильм дочь Чаплина Джеральдин и его внук Чак Ситоварис. Так что зрители могли вплотную соприкоснуться с легендой кинематографа.

И таких встреч на фестивале у одесситов было немало: российская звезда Светлана Немоляева и голливудский мачо Майкл Медсен, обладатель самых прекрасных в шоу-бизнесе глаз, сдержанный и ироничный Киллиан Мерфи и голливудская дива Дэрил Ханна… Программа ОМКФ-2012 была до предела насыщенной, разнообразной и, как утверждают фестивальные завсегдатаи, по сравнению с прошлогодним одесским кинофестом – более интересной.

Во-первых, одесситам выпала счастливая возможность посетить гала-премьеры трех самых актуальных фильмов текущего киносезона: удостоенного «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля «Цезарь должен умереть» братьев Тавиани, фаворита Канн «Любовь» Михаэля Ханеке, блистающие звездным составом (Пенелопа Крус, Роберто Бениньи, Алек Болдуин!) «Римские приключения» Вуди Аллена. А еще – первыми в Украине увидеть собравшую целое киносозвездие режиссеров мирового уровня антологию короткометражек «Гавана, я люблю тебя», которая практически после премьеры выйдет в украинский прокат.

Ставшая уже традиционной Панорама французского кино представила новые актерские работы Ванессы Паради и Вуди Аллена, новые фильмы культового режиссера Жака Одиара и номинанта на Оскар Кристофа Барратье. Программа «Новое российское кино» презентовала новейшие русские фильмы, в числе которых – «Духless» Романа Прыгунова, открывший 34-й Московский международный фестиваль. Не была забыта и мультипликация – ценители аниме смогли увидеть шесть интереснейших фильмов Международного фестиваля «Крок». А на Ланжероновском спуске демонстрировались фильмы в честь членов жюри и почетных гостей ОМКФ-2012. Ретроспектива украинского кино начала 90-х годов XX века предоставила возможность проникнуть в «затерянный мир» этого неизвестного пласта национальной культуры, названного членом жюри национального конкурса ОМКФ-2012 историком украинского киноискусства Любомиром Госейко разогнанным киновозрождением. Патриотично настроенный зритель наконец-то увидел отечественные фильмы, в свое время снискавшие славу на зарубежных кинофестивалях, но так и не дошедших до широкой аудитории из-за распада системы советского кинопроката. Одесские киноманы смогли познакомиться с ретроспективой лучших фильмов признанного мастера черного юмора, голливудского интеллектуала Тодда Солондза, в рамках которой состоялась украинская премьера его последнего фильма «Темная лошадка». Вполне в соответствии с концепцией мейнстрима зрители во время просмотра смогли и посмеяться, и поплакать. Получив же хорошую порцию киноэмоций – попытаться проанализировать проблемы современного «общества потребления». А «голливудский провокатор», представив свои фильмы, специально для будущих создателей саркастических киношедевров провел мастер-класс в Летней киношколе ОМКФ-2012. Сам мэтр Питер Гринуэй приехал в Одессу в поисках актера на роль Сергея Эйзенштейна, съемки фильма о котором, несмотря на свои уже ставшие доброй традицией декларации о смерти кино, он планирует начать в октябре. А заодно для слушателей киношколы провел мастер-класс, посвященный новым перспективам и возможностям кинематографа.

Но главное на кинофестивале – это, конечно же, конкурсная программа. В этом году в ней были представлены 12 фильмов, созданных в Европе и США.

Господи, до чего же все мы одинаковы, впервые поняла я. На кухнях – один и тот же Nеsquik, по телевизору – та же реклама ортопедических матрасов, в квартирах – одинаковый беспорядок, в головах – хаос нерешенных проблем, неосуществленных желаний. Жизненные задачи – что у испанского копирайтера, что у венгерского танцовщика, украинского психотерапевта или итальянского торговца – выжить и остаться собой. И главное – помочь выжить в этом непростом мире своим детям. Для кого-то – дать университетское образование, для кого-то – научить давать в морду. А всеобщая затаенная мечта – вырваться из гнетущей реальности. Хоть в голливудский кинорай, хоть в телевизионное реалити-шоу. Правда, подрастающее поколение, с наслаждением круша отцовское наследие, предпочитает розовый рай наркотического блаженства. И взрослые порой, насмотревшись на детишек или вспомнив бурную молодость, тоже в панки подаются.

«Проблема сорокалетних» красной строкой пронизывает все фильмы международной конкурсной программы. Их главным героям, за редким исключением, около 40. И пресловутый «кризис среднего возраста» не обходит стороной ни, казалось бы, вполне удовлетворенных жизнью швейцарских филателистов, ни загнанных в угол жизненными неудачами французских торговых агентов. (Заметьте, олигархи и звезды шоу-бизнеса, судя по представленному срезу европейского кино, гамлетовскими комплексами не страдают). Ярче всего эта тема прозвучала в фильме украинского кинорежиссера Валентина Васяновича «Обычное дело», удостоенного специального приза жюри международной конкурсной программы «За уверенный шаг в становлении украинской кинематографии» и награды жюри международной федерации киноклубов. И действительно, в социуме, где национальной идеей становится «продать то, что ничего не стоит, и круто на этом заработать», вопли «телефона доверия» не мешают аппетитно завтракать, а жизнь не отличается от театра абсурда, «земную жизнь пройдя до половины», просто не хочется просыпаться по утрам. А уж писать хорошие стихи – занятие совершенно бесполезное. Счастье же – ощутить себя позитивным винтиком офисного механизма. Никому не нужного на самом деле. И еще – потратить в супермаркете достаточно ощутимую сумму. Чем крупнее сумма – тем больше счастье. Фильм достаточно смешной – в традициях украинской культуры, заканчивается грустно. А к тому же – тривиально и скучно. Герой бродит по кладбищу, где находится и его могила. «Все это было, было, было…», и не в одной киноленте. В том числе и в украинских. Но все же о фильме хочется говорить. И это – уже удача режиссера и украинского кино. Надеемся, следующий фильм Валентина Васяновича не вызовет ощущения вторичности.

Вечная проблема сохранения человеческого достоинства в обществе, где правят законы выживания любой ценой и смертельной ненависти, стала темой удостоенного в этом году в Каннах приза ФИПРЕССИ, снятого в лучших традициях советского кино талантливого фильма режиссера Сергея Лозницы «В тумане», признанного международным жюри ОМКФ-2012 лучшим фильмом фестиваля. Человек не может жить, потеряв человеческое достоинство, перестав быть человеком, убежден главный герой картины. Даже когда «братья по разуму» и, мало того – соотечественники и, вероятно, земляки достреливают как загнанную скотину ближнего своего, чтобы хозяйственно снять с него сапоги. Когда твои убеждения идут вразрез с волчьими законами социума, выхода нет. И человек, чтобы остаться человеком, сохранить себя, уходит из жизни.

– Будет грустно от кино, – озвучила на «красной дорожке» открытия ОМКФ-2012 свои ожидания от Одесского кинофестиваля его почетная гостья Наталья Бузько.

Что имела в виду прекрасная клоунесса Одессы – темы фильмов или их кинематографические достоинства, осталось загадкой. Но, прямо скажем, кинопанорама получилась достаточно чернушной. И это примета времени. Снимать позитивное кино сегодня считается дурным тоном. А что же делать бедному зрителю? С одной стороны – почитающему искусство кино и стремящемуся с его помощью попытаться разрешить вечные вопросы. С другой – хоть в кинозале получить заряд положительных эмоций, дающих силы и желание продолжать трудную работу жизни. Фильмы «Парад» сербского режиссера Серджана Драгоевича и «Песочный человек» швейцарца Петера Луизи, пожалуй, были единственными картинами конкурсной программы, на которых можно просто похохотать от души, с головой окунувшись в причудливый сюжет. Оказывается, вечные проблемы можно пытаться решать без занудных истерик и постных ликов замученных социумом индивидуумов. Правда, от гибели человек, отстаивающий право быть собой, не застрахован. Но цели своей достигает – даже ценой собственной жизни. Но… «Мы смеемся в самые тяжелые минуты», – утверждает Серджан Драгоевич. И потому эмоциональный удар, вызванный резким контрастом между фарсом и трагедией в фильме «Парад», принес этой ленте признание зрителей и второе место в рейтинге зрительских симпатий. Забавный «Песочный человек» – скорее сказка, чем сюр – получил третье место.

Миром правят все-таки любовь и доброта, утверждают эти фильмы. И закономерно, что Гран-при фестиваля, присуждаемый зрителями, завоевал прекрасный фильм британского режиссера Руфуса Норриса «Сломленные». Его главная героиня – обыкновенная 11-летняя девочка – исполнена любви, сострадания и добра. Когда становится совсем невмоготу противостоять безумной жестокости мира, она готова покинуть его. Но все же возвращается, оставляя людям надежду. Жесткое, отнюдь не развлекательное высококлассное кино с замечательными актерскими работами получило высочайшее признание широкого зрителя, доказав прекрасный вкус одесских поклонников кинематографа.

– Именно в зрителях главная особенность Одесского кинофестиваля, – убежден член международного жюри конкурсной программы французский кинорежиссер Олиас Барко. – Здесь люди смотрят фестивальное кино с 10 утра до 10 вечера. И их никто не заставляет этого делать. А в Каннах в зрительные залы загоняют журна листов – за деньги. Фестиваль же – это прежде всего зрители. Зрители – это легкие фестиваля.

Сегодня Одесский международный кинофестиваль дышит полной грудью. Пожелаем его зрителям новых хороших фильмов. А фильмам – счастливой прокатной судьбы. Спасибо и прощай, Одесский международный кинофестиваль. Здравствуй, ОМКФ-2013!

Вероника Полищук

* * *

ПОТОМКИ ВЕЛИКОГО НЕМОГО — В ОДЕССЕ

Юг, 26.07.2012


Третий Международный кинофестиваль одесситам запомнится, я уверена, совершенно фантастическим зрелищем — показом на Потемкинской лестнице гениальной немой комедии Чарли Чаплина «Огни большого города» (1931 г.). Фильм, снятый на закате эпохи немого кино, сопровождала оригинальная музыка, написанная самим Чаплином. Ее с успехом исполнил симфонический оркестр Одесского национального театра оперы и балета (дирижер Игорь Шаврук). А представили картину зрителям — невероятно! — дочь мэтра Джеральдин Чаплин и его внук Чарли Систоварис.

Выступая на церемонии открытии кинофестиваля, писатель-сатирик Михаил Жванецкий сказал по этому поводу:

— Я хочу обратиться к великим артистам — рожайте поздно. Видите, теперь мы имеем возможность видеть дочь Чарли Чаплина. Это же потрясающе: можно передать ему привет.

«Огни большого города» настолько органично смотрелись на гигантском экране, а история любви маленького бродяжки и слепой цветочницы настолько тронула сердца зрителей, собравшихся на Потемкинской лестнице, что по окончании фильма еще долго не стихали аплодисменты и восторженные крики «браво!».

В числе зрителей, аплодировавших в этот вечер на Потемкинской лестнице, были Клаудиа Кардинале, Питер Гринуэй, Майкл Мэдсен, Киллиан Мерфи и другие почетные гости фестиваля.

Перед началом показа арт-директор фестиваля Алик Шпилюк рассказал, что работа над фильмом «Огни большого города» велась более трех лет, шла тяжело и неоднократно прерывалась.

Чаплин менял актеров, отправлял «в корзину» десятки метров отснятого материала, который во много раз превышал хронометраж полнометражного фильма. На смену немому кино тем временем уже шел звуковой кинематограф, и был риск провала. Но в итоге чутье не подвело Чаплина-режиссера. Результат оправдал все потраченные усилия. Фильм имел триумфальный успех во всем мире. То же повторилось в 1950 году при повторном прокате, когда немой кинематограф остался в истории, уступив место звуковому кинематографу. Не утеряла лента и сегодня своей уникальности, реакция одесских зрителей тому прямое подтверждение.

Не зря ведь фильм «Огни большого города» занимает первое место в списке десяти лучших романтических комедий по версии AFI (Американского института киноискусства). А в 1991 году лента была включена в Национальный реестр фильмов США — список фильмов, выбранных Национальным советом США для хранения в библиотеке конгресса.

Джеральдин Чаплин и Чарли Систоварис выступили перед началом фильма, поведав истории из жизни своего знаменитого родственника. Одна из них — приезд в Лос-Анджелес в гости к Чарли Чаплину Сергея Эйзенштейна. Известно, что великий Чаплин был знаком с советскими режиссерами Сергеем Эйзенштейном и Григорием Александровым, он пригласил их в тридцатые годы прошлого века в Голливуд для освоения техники звукозаписи. Там они подружились, и как-то Эйзенштейн с Чаплиным решили сыграть в теннис. У Эйзенштейна не оказалось нужной экипировки, и Чаплин помог ему купить элегантные теннисные белые брюки. Брюки по размеру оказались несколько велики, пришлось Чаплину купить к ним в придачу красные подтяжки, которые не было принято носить на корте. В таком наряде Эйзенштейн выглядел весьма комично, чем-то напоминая бродяжку из чаплинских фильмов. К слову, тот исторический матч выиграл Чаплин с большим разрывом.

Сергей Эйзенштейн оставил книгу, в которую вошли интересные воспоминания о Чарли Чаплине и пребывании в Голливуде. Внук Чаплина Чарли Систоварис принес ее на встречу с журналистами в рамках кинофестиваля. В ней Эйзенштейн вспоминает, как во время игры друзья и коллеги, желая подшутить над Чаплиным, поставили ему очень низкий балл за чувство юмора. Чаплин страшно обиделся, ибо юмор для него был делом очень серьезным.

Джеральдин Чаплин появилась на свет спустя тринадцать лет после выхода фильма «Огни большого города». Ее первые воспоминания об отце: пожилой седоватый человек с пивным животиком. Образ Чаплина-отца и образ его киногероя на экране для нее всегда были очень разными и никогда не соединялись.

Джеральдин тоже связала свою жизнь с кино, став актрисой. Она призналась, что фамилия Чаплин дала ей все, и в этом нет ничего плохого. Ее отец был не только величайшим актером, режиссером и художником. Он был также очень любим друзьями, коллегами.

— Я родилась, чувствуя всеобщую любовь к моему отцу, и живу с ней всю жизнь. Когда я приходила на съемочную площадку, то чувствовала, что я дочь всеми любимого человека. Это большая удача, и не только в профессиональном плане. Даже в школе, когда я подружилась с самой умной отличницей в классе, говорила ей: если ты мне дашь списать контрольную, то я поведу тебя домой и познакомлю с папой.

Джеральдин вспоминала, что отец всегда очень волнительно, с чувством сомнения относился к своим фильмам. Он боялся, что их время прошло, и не любил их показывать. Но в доме Чаплина был шестнадцатимиллиметровый проектор, и вся семья иногда собиралась перед экраном. Но отца всегда нужно было упрашивать, чтобы он показал фильмы с его участием. Чаплин никогда не рассказывал, как он их снимал. Это для домочадцев всегда было тайной.

Но Джеральдин — не только дочь своего великого отца, но и внучка Нобелевского лауреата и лауреата двух Пулитцеровских премий Юджина О’Нила. Маленькой девочкой она коллекционировала марки, связанные с именами деда и отца. И сегодня Джеральдин говорит, что страстно любит читать. Кстати, по признанию актрисы, один из ее любимых авторов — украинский писатель Андрей Курков.

А Чарли-младший даже пробовал себя в писательстве, но из-за плотного рабочего графика, семьи и детей, их у него двое, ему пришлось оставить это занятие.

Чарли Систоварис работает в ассоциации Чарли Чаплина и занимается защитой наследия великого деда. После смерти Чаплина остался большой архивный материал, документы, фотографии. Все это требует внимания, обработки. Специалисты ассоциации сканируют документы, занимаются их архивацией. Кроме того, эта организация активно борется с пиратскими копиями и предпринимает большие усилия, чтобы очистить рынок от некачественных пиратских DVD.

Авторские права на кинопроизведения Чаплина будут принадлежать его семье в течение семидесяти лет после его смерти. Срок истекает в 2040 году. Основной доход составляет продажа DVD-дисков и мерчандайзинг. Но следует учесть, что образ Чарли Чаплина не имеет того гламурного духа, как, скажем, образы Мэрилин Монро или Джеймса Дина. Да и семья Чаплина не склонна продавать образ гениального предка на потребу рынка.

Ассоциация, в которой трудится внук Чаплина, также проводит показы его фильмов, отдавая дань уважения его творчеству, сродни тому, что состоялся на Потемкинской лестнице под открытым небом.

Тем удивительнее были признания дочери великого комика, что кино — это умершее искусство двадцатого века, которое почему-то продолжает жить в веке двадцать первом. То же самое и опера, искусство девятнадцатого века, которое почему-то все еще живет. Актриса верит, что будущее за Интернетом и новыми технологиями. Джеральдин очень удивилась, узнав, что почти дословно процитировала Питера Гринуэя:

— Неужели он так же сказал?! А я думала, что сама это придумала.

Джеральдин дала несколько советов начинающим кинематографистам. По ее мнению, им есть чему учиться на американском кино. Профессиональная польза от просмотра американских фильмов несомненна. При этом сама Джеральдин старается никогда не смотреть так называемое мэйнстрим-кино, которым сегодня заполнены кинотеатры. Оно, по ее мнению, притупляет восприятие и рассчитано на детей от пяти до пятнадцати лет. Зато сейчас, уверена Джеральдин, много сильных телевизионных сериалов, интересно работает латиноамериканское кино, остающееся в тени в силу неэффективности проката.

Но лучшее кино, заявила актриса, сегодня можно увидеть лишь на кинофестивалях. Поэтому на них нужно как можно чаще приезжать и смотреть хорошие фильмы.

Наталья Бржестовская

* * *

ЗАКУЛИСЬЕ КИНОФЕСТИВАЛЯ: АКИНЬШИНА ПОКАЗАЛА ЖИВОТИК, А ЛИТВИНОВА ОБИДЕЛАСЬ НА ЖЮРИ

Комсомольская правда, 27.07.2012


«КП» собрала интересные факты пребывания звезд в Одессе

КОЗЛОВСКОМУ НАДОЕЛО БЫТЬ ПРАВИЛЬНЫМ

Одной из первых в Одессу прибыла Оксана Акиньшина. Компанию ей составил гражданский муж – продюсер Арчил Геловани. Пара времени даром не теряла – незадолго до церемонии открытия прогулялась по Дерибасовской и отобедала в ресторане. Оксана, очевидно, решила больше не делать тайну из своей беременности – все время в Одессе ее видели в облегающих нарядах, подчеркивающих округлившуюся фигуру.

Но вообще Акиньшина решила сделать свое пребывание в Одессе как можно более незаметным. После красной дорожки она не осталась смотреть фильм, не дождались ее и на вечеринке, посвященной старту кинофестиваля…

Зато остальные российские актеры, доехавшие до Одессы, с видимой радостью окунулись в светскую жизнь. К примеру, Данила Козловский, который представляет в Одессе фильм «Духless», начал праздновать свое прибытие с утра. Во всяком случае, к тому моменту, когда пришла его очередь пройтись по красной дорожке в компании Артема Михалкова, было заметно, что он уже навеселе. Потом, на вечеринке, Козловский больше общался не с коллегами, а с людьми, разливавшими по бокалам спонсорский коньяк. Результата он добился быстро и уверенно.

– Надоело быть правильным! – сообщил он Михалкову. – Здесь я буду отрываться!

Отрываться решили в компании местных барышень, с которыми еще предстояло познакомиться.

В это время на другом конце площади, за Одесским оперным театром, собирала вокруг себя поклонников ведущая церемонии Нонна Гришаева. Фанаты – преимущественно украинские бизнесмены – с большим удовольствием рассматривали наряд российской телезвезды, не побоявшейся надеть платье с глубоким декольте.

– Она таки рано или поздно возьмет и что-нибудь из этого своего платьица потеряет, – с характерным выговором прокомментировала наряд Гришаевой одна из приглашенных на вечеринку.

ДЭРИЛ ХАНА ВЫУЧИЛА РУССКИЙ

На Одесском кинофестивале до последнего ждали Ренату Литвинову, чей фильм «Последняя сказка Риты» участвовал в конкурсной программе. Однако российская кинодива решила проигнорировать украинский кинофорум. Организаторы затруднились ответить на вопрос, что же случилось с Литвиновой, на пресс-конференцию которой собралось максимальное число журналистов.

В кулуарах фигурировала замысловатая версия – дескать, Рената была готова приехать в Одессу ради получения одного из главных призов, но никто не смог ей гарантировать, что «Последней сказке Риты» достанется хотя бы что-то. В итоге ни жюри, ни зрители не заметили опус Литвиновой, позволив ей не посещать церемонию закрытия. Известно, что в день вручения призов в Одессе Рената принимала участие в записи ток-шоу в «Останкино» и была заметно не в духе.

За Ренату в Одессе отдувалась другая актриса – голливудская звезда Дэрил Ханна, популярность которой принесла роль медсестры в фильме Квентина Тарантино «Убить Билла». Актриса, которую регулярно признают одной из самых красивых артисток Голливуда, удивила дважды. Для начала она пришла на церемонию закрытия в необычном красно-черном платье с глубоким декольте. Вторая неожиданность была связана с племянником Ханны, которого она решила вывезти в Одессу.

– Ребята, я принимала роды у своей сестры, и этот мальчик был первым ребенком, которого я держала в своих руках, – доверительно сообщила актриса журналистам.

Юноша в это время застенчиво улыбался и явно чувствовал себя не в своей тарелке. А еще актриса выучила фразу «Одесса-мама» и вставляла его почти во все реплики!

В ТЕМУ

В этом году Одесский кинофестиваль принял 100 тысяч гостей. По словам организаторов, эта цифра практически предельная, ведь киноплощадки города едва ли могут вместить такое количество людей.

– Мы хотим усилить пиар-кампанию по привлечению кинотуристов из стран Центральной и Западной Европы, – говорит президент ОМКФ Виктория Тигипко. – Презентуем наш фестиваль в Москве, Торонто и Карловых Варах. Оттуда мы принимаем тысячи гостей, и если людей приедет еще больше, это будет настоящая победа. Тогда мы сделаем Одессу кинотуристическим городом!

Также в планах организаторов увеличить экран на Ланжероновском спуске, т.к. только на показ фильма «Одесса… Одесса» пришло более трех тысяч человек. Естественно, все не поместились на узкой лестнице.

Бюджет кинофорума, как и в прошлом году, составил три миллиона евро. Из этой суммы 150 тыс. евро, т.е. 5%, выделило Минкультуры, по миллиону гривен дали городской и областной советы, а оставшиеся 90% – это деньги партнеров, меценатов и спонсоров. Для примера – господдержка фестиваля в Карловых Варах составляет 40-50%. Но и имеющимся финансам в Одессе может позавидовать столичный кинофестиваль «Молодость», где от местных властей в прошлом году организаторы получили 50 тыс. грн.

– Было бы не плохо проводить в Одессе мастер-классы не только в киношколе, но и среди чиновников, чтобы одесситы научили киевлян, что искусство нужно уважать, – отметил гендиректор киевского кинофорума Андрей Халпахчи.

Дмитрий Покровский, Сергей Павлов

* * *

ФЕСТИВАЛЬ РАЗДАЛ НАГРАДЫ

Порто-франко, 27.07.2012


На торжественной церемонии закрытия Третьего Одесского международного кинофестиваля (ОМКФ) были объявлены победители конкурсных программ.

По итогам зрительского голосования Гран-при фестиваля — статуэтка «Золотой Дюк» и денежное вознаграждение в размере 15 тыс. долл. — получил британский режиссер Руфус Норрис за фильм «Сломленные». Фильм рассказывает о девочке, больной сахарным диабетом, и её взаимоотношениях с соседским пареньком Риком.

Второй и третий приз зрительских симпатий получили фильмы «Парад» Серджана Драгоевича (Словения, Македония, Хорватия, Сербия, Черногория) и «Песочный человек» Петера Луизи (Швейцария).

Приз за лучшую режиссуру получили Бенуа Делепин и Гюстав де Керверн — постановщики фильма «Революция» (Франция). Награды за лучшую актерскую работу удостоен актерский ансамбль фильма «Кукольный дом» (Ирландия), главные роли в котором исполнили Шина Керслейк, Джонни Уорд, Кейт Бреннан, Шейн Керри, Киран МакКейб и Джек Рейнор. А лучшим фильмом фестиваля признана уже хорошо известная лента «В тумане» Сергея Лозницы (кооперативное производство Германии, России, Латвии, Нидерландов и Беларуси). Специального упоминания международного жюри ОМКФ удостоены фильмы «Обычное дело» Валентина Касяновича «За шаг к возрождению украинского кино» и «Все в нашей семье» Раду Юде «За свободу стиля и силу истории о повседневной жизни современной Румынии».

А перед этим победителя назвало жюри питчинга (конкурс проектов). Им стал режиссер Олег Сенцов с криминальной драмой «Носорог». Ему вручен приз — 25 тысяч гривен от девелоперской компании UDP.

Диплом-отличие получил проект Георгия Делиева «Заложник».

Приз Международной федерации киноклубов (FICC) под названием «Дон Кихот» получил украинский фильм «Обычное дело» режиссера Валентина Васяновича. Специальной награды жюри удостоена картина «Парад» Серджана Драгоевича.

Лучшим фильмом украинского национального конкурса стала картина «Чемпионы из подворотни» режиссера Ахтема Сейтаблаева. Кроме того, жюри вручило три специальных диплома: фильмам «Гамер» Олега Сенцова, «День независимости» Антонины Ноябревой и «Красивая женщина» Алены Алымовой.

А самый первый приз был вручен еще во время открытия кинофестиваля. «Золотой Дюк» губернатор Эдуард Матвийчук вручил за вклад в киноискусство знаменитой итальянской актрисе Клаудии Кардинале.

Объявляя закрытым Третий Одесский международный кинофестиваль, его президент Виктория Тигипко сказала: «В этом году наши прогнозы были оправданы: ОМКФ достиг отметки в 100 000 посещений».

А Григорий Тычина, главный исполнительный продюсер телеканала «Украина», сообщил, что помимо многотысячной аудитории ОМКФ-2012, сюжеты, которые выходили в новостях канала, собрали аудиторию около 3,5 миллионов человек.

Президент ОМКФ Виктория Тигипко сообщила, что следующий — четвертый Одесский международный кинофестиваль — состоится с 12 по 20 июля 2013 года.

А. Т.

* * *

ДУБЛЬ № 3. ЗНЯТО! АБО КІЛЬКА КАДРІВ З КІНОФОРУМУ

Чорноморські новини , 26.07.2012


Протягом тижня, поки тривав Одеський міжнародний кінофестиваль-2012, журналісти крутилися, немов білка в колесі: графік передбачав з десяток подій щодня — і прес-покази, і прес-конференції, і дискусії на тему кіно й не тільки. Голова йшла обертом від спеки і біганини. Здавалося, все змішалося у «фестивальному палаці» — Театрі музичної комедії ім. М. Водяного: змішалися у купу кінозірки, звичайні люди... Третій кіномарафон промайнув швидко і залишив по собі враження локомотива, за рухом якого довелося спостерігати.

ІНЬ ФЕСТИВАЛЮ

ВОГНІ ВЕЛИКОГО МІСТА ОДЕСИ

Усі дороги ведуть у Рим, але всі дороги ведуть з Одеси: за однією з легенд, метр німого кіно Чарлі Чаплін, свідоцтво про народження якого втрачене, родом з…Одеси! Його дочка Джеральдін — найяскравіша зірка цьогорічного кінофестивалю. Її візит письменник Михайло Жванецький прокоментував на церемонії відкриття кінофоруму жартома-серйозно: «Моя порада геніям: народжуйте пізніше. От Чаплін зробив усе правильно — і тепер ми маємо щастя познайомитися з його нащадками!»

Пізніше, на прес-конференції з Джеральдін, 67-річною, тендітною та розважливою, на особистому рахунку якої — ролі у понад 130 фільмах, акцент теж робився на її походженні. Та увагу до свого батька актриса приймала зі щирою посмішкою на обличчі: «Я ніколи не цуралася свого походження і не соромилася використовувати те, що дано мені Богом. Прізвищу Чаплін я зобов’язана усім, що маю зараз. Коли артистка спотворює своє гарне обличчя, бо прагне, аби її цінували лише за акторські здібності, — це нісенітниця… Я дуже щаслива бути дочкою самого Чапліна. Тінь батька мені не заважає, навпаки — вона мені допомагає. Я — щаслива дитина знаменитості. Бродяга (персонаж, якого втілював у своїх фільмах Чарлі Чаплін, — Прим. Авт.) — мій герой, і я не бачу у цьому чогось поганого».

До речі, зі слів Джеральдін, її батько у житті не був схожий на свого екранного героя і не любив показувати свої фільми дітям. Однак здивувала вона іншим: актриса зізналася, що любить книги українця Андрія Куркова. Приємно здивувала!

До Одеси разом з Джеральдін прибув Чарлі Сістоваріс — онук Чапліна — перш за все, аби відкрити на Потьомкінських сходах показ картини свого великого предка — нині хрестоматійного фільму «Вогні великого міста». Покази шедеврів світового кінематографа «просто неба» — на Потьомкінських сходах та на Ланжеронівському узвозі — і цього року були виділені в окрему, паралельну до основних, програму…

МУЗА ЧАРІВНИКА ФЕЛЛІНІ

Кінодіва 1970-х Клаудіа Кардінале на Ланжеронівському узвозі представила картину безсмертного Фредеріко Фелліні «Вісім з половиною» і розповіла, як воно — бути музою генія. Виходить, нелегка ця справа. Особливо, якщо доводиться бути музою одразу двох геніїв, як це сталося з актрисою: під час зйомок фільму «Вісім з половиною» Клаудіа знімалася також у Лучіно Вісконті — лютого ворога Фелліні. У картині одного вона була блондинкою, іншого — брюнеткою, і тому постійно фарбувала своє довге волосся.

«Кожного ранку Фелліні заїжджав за мною, казав, що я його надихаю, — пригадувала актриса. — Фелліні — чарівник, а не режисер. У фільмі «Вісім з половиною» є сцена, де я прямую до головного героя, і здається, ніби я лечу. Як це йому вдалося — я не знаю. Напевне, це магія».

На відкритті ОМКФ за видатні заслуги в галузі кінематографії кінодіва отримала «Золотого Дюка».

МІСТО ЩАСТЯ СВІТЛАНИ НЄМОЛЯЄВОЇ

На відміну від своєї героїні Рижової, персонажу відомої стрічки Рязанова «Службовий роман», Світлана Нємоляєва, нині — зірка російського театру та кіно, в Одесі була не «у жутких розочках», а у вишуканих туалетах. Цій дамі однаково пасувало все: і яскраво-зелений костюм, і синьо-фіолетова сукня, і безкінечні спогади.

«В Одесі в мене було багато щастя, — згадувала актриса. — Тут я багато знімалася та часто бувала з театральними гастролями. Мене захоплює архітектура та зелень цього міста — це фантастичне місце за своєю атмосферою. І саме тут я проходила свої перші серйозні кінопроби — на Одеській кіностудії, що на той час вважалося найвищим знаком уваги. Щоправда, тоді я з тріском провалилася».

У рамках програми «Нове російське кіно» Світлана Володимирівна представила картину зі своєю участю — «День вчителя», драму російського інтелігента ХХІ сторіччя — шкільного вчителя російської мови та літератури. Режисер фільму Сергій Мокрицький ставився до актриси як належить ставитися до актриси: робив зауваження, коли потрібно, — такої думки була Нємоляєва. У своїй стрічці митець натякає: шанс вижити культура Росії, країни, де колись любили Єсеніна, все ж таки має.

ПОБАЧИТИ РІНАТУ ЛІТВІНОВУ І ВМЕРТИ

Магнетизм Рінати Літвінової доведено ОМКФ: «Остання казка Ріти» — картина епатажної російської режисерки та актриси стала останнім фільмом, показаним у програмі «Міжнародний конкурс», і зібрала чи не найбільшу кількість глядачів.

Загалом, це своєрідне продовження стрічки Літвінової «Богиня: як я покохала». На екрані знову — сучасні жінки, одягнені пишно, у вінтажні сукні, ніби з бабусиної скрині, роздуми про життя та смерть, точніше — про смерть у житті та життя після смерті; страждання через велике кохання та через відсутність великого кохання, точніше — смерть через велике кохання та через відсутність великого кохання. Цього разу помирає головна героїня Ріта. Її смерть приходить саме так, як вона й хотіла: у гарній сукні та з бокалом шампанського.

Оскільки Ріта кохала та була коханою, її душа — цінна, тому Смерть, зіграна Рінатою Літвіновою, опікується нею…

Порушені у фільмі теми хоча й серйозні, та на філософа-екзистенціаліста Ріната Літвінова не тягне. Після її «Останньої казки…» хочеться хіба що нафарбувати червоним губи та нігті, як це роблять красуні-героїні стрічки, а не взятися за голову і змінити своє життя, таке ж звичайне, як і в них, — звичайне життя звичайної людини. Отже, катарсису, який відбувається після по-справжньому великого кіно, не варто очікувати. Однак естетичне задоволення фільм принесе. Герої «Останньої казки…» навіть цигарки палять красиво…

До Одеси Ріната Літвінова, яку всі так очікували, не приїхала, прокоментувавши коротко: «Не склалося». За неї на прес-конференції про фільм розповідав виконавець головної ролі — російський режисер Микола Хомерікі. На його думку, це картина про саму режисерку: «Яка вона — такий і фільм». Отже, дивакуватий. І навіть спосіб роботи режисера-Літвінової такий же — виходить зі слів актора. «Замість сценарію перед зйомками видавався папірець із вказівками, — пригадував Хомерікі. — Цілком сценарій, здається, ніхто не читав. Ріната постійно придумувала нові й нові сцени, повороти в сюжеті. Це була робота на інтуїції».

Музику до фільму написала Земфіра, давня подруга Літвінової, а гонорар ні їй, ні акторам не виплатили: в картині задіяні друзі режисерки, а чого тільки не зробиш заради хорошого друга — навіть працюватимеш безкоштовно. Отже, принаймні друг-Ріната Літвінова — неабиякий…

Розповідаючи про жінок ОМКФ, логічно було б згадати й про його президента Вікторію Тігіпко. Однак хіба замало піару четі Тігіпків?

Олена Милосердна

* * *

АЛЕКСЕЙ ГОРБУНОВ: «МАТ — ЕДИНСТВЕННО ЧЕСТНЫЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ НАМ ОСТАЛИСЬ»

Вечерняя Одесса, 28.07.2012


В рамках программы Одесского кинофестиваля 17 июля состоялась творческая встреча с заслуженным артистом Украины Алексеем Горбуновым.

В украинском национальном конкурсе ОМКФ был представлен игровой полнометражный фильм Ахтема Сейтаблаева «Чемпионы из подворотни», в котором Алексей Горбунов сыграл главную роль. Накануне своего творческого вечера актер побывал в гостях у воспитанников одесского благотворительного фонда «Дорога к дому» (президент БФ — Сергей Костин): ведь это именно их победа на «возрастном» чемпионате мира по футболу в 2009 году в Милане легла в основу сюжета фильма. Только что детская команда во второй раз стала чемпионами Европы, выиграв матч во Вроцлаве...

Алексей Горбунов (р. 1961) — киевлянин, выпускник актерской мастерской Константина Степанкова в университете кино и театра имени Карпенко-Карого. Своей творческой биографией он демонстрирует справедливость тезиса «нет маленьких ролей». В его послужном списке множество фильмов разных режиссеров и разного достоинства, и все роли, сыгранные Горбуновым, принадлежат к так называемым ролям второго плана. Тем не менее, актер сумел запомниться и полюбиться зрителям, особенно яркой в этом смысле выдалась его роль шута Шико в телесериале В. Попкова «Графиня де Монсоро». За лучшую мужскую роль в фильме Н. Михалкова «12» Горбунов удостоен премии «Золотой орел». Играл в антрепризах Олега Меньшикова. А также работал ди-джеем на радиостанциях «Континент» и «Ностальжи». Создал музыкальную группу «Грусть пилота»: вместе с нею на нынешнем кинофестивале в Одессе дал авторский концерт, как и в прошлом году.

В прошлом году Горбунову исполнилось 50, и друзья его, молодые режиссеры Даниил Белых и Григорий Калинин, загодя готовились к этой дате: принялись снимать документальный фильм об артисте. Своего рода фильм-интервью, творческий портрет. Назвали эту работу остроумно: «Человек, у которого было». Алексей Горбунов показал нам этот фильм, а затем ответил на вопросы молодых зрителей.

«В фильме много мата, — предостерег особо впечатлительных виновник торжества, — но на то и документальная картина. Дело в том, что все прочие слова до того обесценены политиками и телевидением, что я доверяю только мату: иных слов для обозначения нашей действительности просто не осталось! Мат — единственно честные слова, которые есть у людей в XXI веке. Поезжайте-ка в среднюю полосу России, поговорите там с вполне нормальными людьми без мата — поглядел бы я на этот диалог».

Ну, щегольство матерной лексикой в богемных кругах — явление не новорожденное. Это у нас такой сравнительно новый способ хождения в народ, поиска «корней». Плюс, как обозначил Игорь Губерман, «стон угнетенной твари». Но в общении Горбунова с молодежью обошлось без мата: все-таки близкая социальная среда...

«По теории Эрика Бентли все актеры — эксгибиционисты», — важно заметил Горбунову молодой человек, дав понять, что мы тут не лаптем щи хлебаем. «Во-первых, я не знаю, кто такой Аликобентли, — дурачась, ответил артист, которому действительно вовсе не обязательно штудировать труды театроведов, даже англо-американских. — Во-вторых, обнажаем мы сердце и душу, и это подчистую откровеннее, чем стриптиз перед публикой. И да — я получаю от этого обнажения удовольствие!».

Появление на свет фильма «Человек, у которого было» его герой пояснил своим долгом перед детьми: «Моей младшей дочке Соне три года и два месяца. Старшую, Настю, я ребенком видел раз в несколько месяцев — когда ползать стала, потом — когда заговорила. Все это из-за моей работы. Поэтому уже для Сони я на год остался в Москве, работал лишь там. Мы задумали снять маленький фильм о моих детях (в фильме есть кадры, как Горбунов забирает дочку из роддома — Т. А.). И вот во что он вылился — в юбилейное повествование».

«Нам повезло гораздо больше, чем вам, — сказал актер молодежи о своем поколении. — Мы еще получили доброкачественное образование у честных, уважаемых, одаренных педагогов. Теперь в искусстве другие приоритеты. Часто снимаешься, чтобы прокормить семью, в таких сериалах, что потом полтора года тошнит».

Горбунов — московский актер (Украине, с ее убитым чиновниками кино, остается утереться, она продолжает пополнять список потерь). «Отдыхать, — признался он, — мне нравится в Крыму, жить — в Одессе. А работать — в Москве: куда ж мы без нее денемся, в ней масса талантливых людей и, что не менее важно, денег, денег, денег».

Работа в Киеве в «Чемпионах из подворотни», говорит Алексей Горбунов, доставила ему огромное удовольствие. «Мы, киевские пацаны, знали все о «Динамо» (Киев)! Лобановский, Мунтян, Блохин... и мы «зайцами» в первом ряду стадиона, и никто нас не выгонял. Мы мечтали быть такими, как Блохин и Веремеев».

Естественно, молодняк ехидно спросил артиста, как он отреагирует, если мат станут употреблять его дочки. «Нормально, — не смутился Горбунов. — И как я, такой отец, могу запретить дочерям материться?! Да они с двух лет от роду такие компании повидали! Зачем же следовать двойным стандартам? Ребенку говорим: «не кури», — а сами за дверью дымим и коньяк пьем? Другое дело, что мат в устах женщины имеет свой секрет стиля. Я еще застал великих актрис. Раневская! Да она не просто материлась — это же звучало, как стихи! Эдак, низким голосом, да с папиросой!.. А Пельтцер!.. Это совсем не то, что какая-нибудь визгливая бабенка. Так что — пожалуйста, пусть матерятся девушки, если это будет звучать естественно и голос будет низкий».

Алексей Горбунов рассказал, что снялся в 16-серийном телевизионном фильме Андрея Кавуна «Шерлок Холмс» в роли профессора Мориарти. Напомню читателю: Андрей Кавун, львовянин (еще один в списке убытия нашей гордой державы), снявший фильмы «Кандагар», «Охота на пиранью» и сериал «Курсанты», стал дважды лауреатом первого ОМКФ: его фильм «Детям до 16...» получил призы «Лучший фильм» и «Приз зрительских симпатий».

Снимается Алексей Горбунов и в международных кинопостановках, уже в третий раз: играет в авантюрной ленте Эрика Рошана «Мебиус». Кстати, в роли спецагента в этом фильме снялся небезызвестный одесситам оскароносец Жан Дюжарден, герой фильма-открытия второго ОМКФ «Артист». В театре Горбунову довелось поработать у российского режиссера, лауреата «Золотой маски» Василия Бархатова — «молодого, известного, скандального, талантливого».

В 2009 году Горбунов снялся в фильме «Я» независимого российского режиссера Игоря Волошина (родился в Севастополе!). Этот фильм, по замыслу его автора, должен будить «сострадание к людям, чья молодость пришлась на 1990-е и которые погибли не на Второй мировой, а на настоящей метафизической Третьей войне». В России фильм запретили сразу по выходе. А сейчас фильм купили США.

«И всем советую смотреть документальное кино! — заключил беседу артист. — Фильмы Виталия Манского, например». Львовянина; члена Российской телеакадемии «Ника», лауреата российских и международных премий...

* * *

ДЮК УЕХАЛ В ВЕЛИКОБРИТАНИЮ

Пресс курьер, 26.07.2012


Кинопраздник финишировал: в субботу состоялось закрытие III Одесского международного кинофестиваля. Почетные гости ОМКФ прошлись по Красной дорожке перед Оперным театром, международное жюри объявило победителей, а президент ОМКФ Виктория Тигипко вручила Гран-При ОМКФ-2012 за лучший фильм согласно результатам зрительского голосования.

Накануне на Ланжероновском спуске были названы первые призеры ОМКФ. Свои награды вручили жюри Международной федерации киноклубов (FIGC), Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI), Питчинга ОМКФ и Международное жюри первого в истории Национального конкурса ОМКФ.

Члены жюри украинской конкурсной программы признали лучшим фильмом картину Ахтема Сейтаблаева «Чемпионы из подворотни». Среди украинских короткометражек бьши отмечены ленты «День независимости»

Антонины Ноябревой и «Красивая женщина» Алены Алымовой. Дипломы украинского национального конкурса и FIPRESCI получил фильм «Гамер» Олега Сенцова. Посл«е награждения состоялся показ отреставрированной копии фильма «Земля» Александра Довженко под живой саундтрек от этно-хаус-группы «ДахаБрахэ».

21 июля по красной дорожке перед Оперным театром прошлись к восторгу зрительской толпы почетные гости звездного ранга: голливудская супердива Дэрил Ханна с племянником, неподражаемая Светлана Немоляева, муза режиссера Эмира Кустурицы Бранка Катич, режиссер Майя Милош, российский актер Егор Дронов, историк моды, искусствовед и телеведущий Александр Васильев в компании 97-летней балерины Ксении Триполитовой, мемуары которой вышли в свет в их соавторстве.

Замыкали дефиле члены творческой группы фильма-закрытия фестиваля — трагикомедии из жизни британского преступного мира «Доля ангелов» режиссера Кена Лоуча. фильм в Одессе представили исполнитель главной роли Пол Бранни-ган, актеры Жасмин Риггинс и Гарри Мейтланд, продюсер Ребекка О'Брайен.

На церемонии, которую вели Алексей Суханов и Маша Ефросинина, были объявлены победители международного конкурса фестиваля, определенные жюри во главе с кинокритиком Андреем Плаховым, Решение по всем номинациям было принято единогласно.

Приз за лучшую режиссуру из рук Бранки Катич получили Бенуа Делепин и Гюстав де Керверн, режиссеры фильма «Революция» (Франция, 2012). Награды за лучшую актерскую работу удостоен актерский ансамбль фильма «Кукольный дом» (Ирландия, 2012). Лучшим фильмом ОМКФ-2012, согласно решению международного жюри, стала картина «В тумане» Сергея Лозницы (Германия, Россия, Латвия, Нидерланды, Белорусь, 2012).

Также специального упоминания жюри были удостоены фильм режиссера Валентина Васяновича «Обычное дело» (Украина, 2012) («за шаг к возрождению украинского кино») и фильм режиссера Раду Юде «Все в нашей семье» (Румыния, Нидерланды, 2012) («за свободу стиля и силу истории о повседневной жизни современной Румынии»). Кинолента «Обычное дело» кроме этого удостоена награды «Дон Кихот» Международной федерации киноклубов (FICC),

Гран-при ОМКФ — статуэтку «Золотой Дюк» и денежный приз в $15000 — получил британский режиссер Руфус Норрис за фильм «Сломленные» (Великобритания, 2012). Легитимность зрительского голосования была подтверждена международной аудиторской компанией Deloitte.

Дух гениального Чарли Чаплина незримо витал над ОМКФ-2012. Одесса приветствовала его дочь Джеральдин, тысячи зрителей кинотеатра под открытым небом с замиранием сердца следили за крутыми поворотами судьбы Великого Немого, Еще один штрих — выступление в Оперном после вручения наград певицы Джамалы с композицией Smile из фильма Чарли Чаплина «Новые времена» (1936 г.). Хочется верить, что это соприкосновение с легендой мирового кинематографа принесет фестивалю успех и удачу на многие-многие годы — как благословение Мастера благодарным ученикам и последователям.

Для почетных гостей закрытия III Одесского международного кинофестиваля выступил оркестр Kiev Big Band — джаз-сенсанция этого года, а на Ланжероновском спуске все желающие смогли посмотреть картину «В поисках Эрика». Фильм режиссера Кена Лоуча публике представила продюсер Ребекка О'Брайен,

В этом году Одесский международный кинофестиваль достиг весьма солидного уровня в 100000 зрительских посещений. Трансляцию его торжественных церемоний и фестивальные репортажи 8 эфире генерального телевизионного партнера — канала «Украина» — смотрели около 4 млн зрителей.

Сегодня III ОМКФ — уже история. А значит — мы сейчас на шаг ближе к фестивалю следующему. Он уже не за горами и пройдет с 12 по 20 июля 2013 года.

Готовьтесь, ценители хорошего кино!

Наталья Гриценко
3592

Комментировать: