Наша камера
на «Ланжероне»
Лобода Лобода
в Садах Победы
Погода в Одессе сейчас -1 ... +4
днем +2 ... +3
Курсы валют USD: 25.638
EUR: 27.246
Регистрация
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

Главный джазмен Одессы

Среда, 14 января 2009, 05:06

Олег ШАПАРЕНКО

Odessa Daily, 14.01.2008

Юрий Кузнецова по праву можно назвать главным джазменом Одессы. В конце прошлого года музыкант отметил своеобразный юбилей, он дал сольный концерт импровизационной музыки «Однажды, 15 лет спустя…» Название выбрано не случайно, так как 93-й год Юрий считает самым сложным в своей жизни. Тогда в ноябре месяце жители Одессы, Москвы, Ленинграда и Сибири спасли жизнь музыканту, многие знакомые, а больше незнакомые люди собирали деньги на операцию музыканту, которая должна была пройти в Гамбурге.

-Я даже не смел никого просить, что бы мне помогли, и казалось не было никакой надежды на выздоровление, болезнь моя была серьезна. И люди сами, узнав о моей беде, начали ходить по кабинетам, общались с бизнесменами, деятелями культуры, руководителями, а я лежал и не знал об этом и вот потом эти откровения сложились у меня в ту картину, которую я называю «Одесса». 15 лет я живу вторую жизнь и благодарен одесситам и своим спасителям.

-Юрий, вас можно назвать реаниматором джаза в нашем городе, расскажите как вам удалось поднять джаз в Одессе?

-35 лет назад я начал выступать на профессиональной сцене, и моя джазовая жизнь никогда не прекращалась. Хотя в Одессе я не часто выступаю, больше гастролирую. К Одессе меня привязывало то, что я всегда был приписан к одесской филармонии как музыкант–пианист, но это государственной организацией, и со временем мне стало ужасно скучно там работать. Еще в советские времена я начал организовывать джаз-фестивали, в том числе и фестиваль памяти Утесова. В 1980 году я отважился открыть в Одессе джаз–клуб, который просуществовал 7 лет. До 1987 года у нас еще было много гастролеров со всего союза, а потом гастроли стали редкостью. Перестройка ухудшила ситуацию. Во времена перестройки была стабильная фестивальная жизнь и, благодаря комсомольцам, джаз–фестивали проводились довольно регулярно. А в независимой Украине от фестивалей остались единицы, доходило до смешного: мы с моими друзьями–музыкантами из советской страны встречались чаще где-нибудь в Мюнхене или Риме, чем на родине.

-Южную пальмиру многие называют родиной джаза, а вы как считаете?

-Еще лет десять назад наш город был джазовой провинцией. Я делаю все возможное, чтобы к нам заезжали достойные джазмены, и вернулись те, кто когда–то уехал. Потому что все выдающиеся одесситы делали себе имя в Америке, Москве, Израиле... Жванецкий, Утесов, например, который все пел про любовь к Черному морю, а за всю жизнь только несколько раз побывал в Одессе с гастролями. Моя мечта - попытаться сделать так, чтобы люди, уехавшие из Одессы, вернулись сюда, а те, кто еще не уехал - остались. Уже есть первые достижения, в рамках «Джаз карнавала в Одессе» и не только к нам заезжают звезды мировой величины, но мы работаем дальше.

-Во многом мы обязаны «Клубу высокой музыки».

-Ты знаешь, организовав клуб, я перестал быть просто музыкантом, а стал «завклубом». Позже, я понял, как это важно, когда музыкант с авторитетом становится президентом клуба, во главе движения. Должность часто отвлекает меня от музыки - на решение идиотских проблем, порождаемых идиотскими законами нашей страны. Многие вопросы приходится решать лично мне, потому что, к счастью, в кабинетах на мою фамилию еще реагируют.

-С кем бы отказались сыграть на одной сцене?

-Интересный вопрос. Наверное, это должен быть просто плохой человек. Точнее тот, кто для меня не симпатичен как человек, тот и на сцене не откроется мне, вопрос только в этом, а не в профессиональных возможностях музыкантов. Для музыки важно какое-то глубокое, на генетическом уровне взаимопонимание.

«Концерт я начал совершенно не с рояля, не с музыки, а с этого ужасного скрипа…»

-Какой концерт вы никогда не забудете?

-Самое сильное впечатление у меня осталось от моего первого заграничного фестиваля «Советский авангардный джаз», проводимый в Цюрихе. Сам город настолько противоречил мировоззрению советского человека, полжизни безвыездно прожившего в родной стране. А тут вдруг я увидел счастливых, богатых, никуда не спешащих людей, стоящих в очереди только за билетами на джаз. Там я узнал, что город Цюрих ежегодно выделяет 200 миллионов долларов на культуру, в то время вся советская страна выделяла на культуру 12 миллионов рублей. Фестивали запоминались мне по именам тех артистов, с которыми они сводили меня на сцене: кумиры, которыми я восхищался стояли рядом на сцене и вместе мы пили виски.

-Что на сегодняшний день для вас выглядит направление джазовой музыки?

-Сегодня джаз одним краем касается фольклора, самых малоизвестных его направлений. Я, например, в сибирской тайге встретил английский дуэт джазменов, которые поехали туда изучать горловое пение. А потом на джазовом фестивале выдали все то, чему научились. А моя музыка - это соединение элементов фольклора и классики с элементами современных направлений, и конечно же импровизация. Хотя я неплохо играл классику, мне всегда интересно было играть то, что в сию минуту происходит во мне. Не люблю играть вымученную музыку. Со мной произошел случай в Германии, у меня был сольный концерт, я вышел на сцену, в зале уже была публика, а у рояля стоял круглый стульчик. И когда я его провернул, что бы выставить на нужную высоту, он издал жуткий вопль, и я начал концерт совершенно не с рояля, не с музыки, а с этого ужасного скрипа, который через динамики разносился повсюду… Зал оцепенел, а я кручусь на этом стуле несколько минут, эти вопли напоминают строчки «то как зверь она завоет, то заплачет как дитя». Я представил себе старую скрипящую телегу… и вдруг я заору «Фольксваген»… я не знаю почему, и вот здесь публику отпустило, а в зале началась истерика. Это пример того, что импровизация рождается из всего вокруг! Такая же ситуация была и в нашей филармонии, я подошел закрыть форточку и она тоже издала звук, я несколько минут «играл» на форточке, одесситам понравилось.

-А как насчет одесской публики, она готова принимать джаз?

-Дело в том, что на мой взгляд клубная публика делится на две группы: постоянную и не очень. Когда к нам заходят случайные люди, мне очень интересно наблюдать их реакцию: сначало у них глаза бегают непонимающе, потом они медленно затихают, приоткрывается рот... Многие в таком состоянии остаются и становятся завсегдатаями клуба. Чаще всего такая реакция наблюдается у тинейджеров, которые, кроме кислотных дискотек, ничего до этого не посещали. А тут вдруг, по какой–то иронии судьбы, их занесло на джаз, им понравилось и они остались. И те, кто признается: «Мне эта музыка нравится, но я в ней ничего не понимаю», я считаю самыми счастливыми людьми, а вот те, кто сидит в зале и считает главные и побочные партии - это убогие, несчастные люди. Я бы сказал: они воспринимают музыку не теми частями тела.

«Возможно, скоро мы будем говорить, что Одесса самый бесперспективный, безнравственный и спидоносный город»

-Недавно было сделано заявление о планах открыть школу джаза в Одессе, насколько это реально?

-С точки зрения истории логично было бы открыть такую школу, т.к. мой опыт насчитывает более трех десятков джазовой педагогики. Искусство импровизации передается от учителя к ученику и никак иначе. Я пока могу обучать, потому что еще не выжил из ума, а вот лет через 5-10 все сойдет на нет. Не представляю каким образом Петру Соломоновичу Столярскому удалось организовать в этой стране музыкальную школу тем более в той советские времена, когда душилось все живое и талантливое. Но времена сейчас не намного лучше, ситуация неуправляема. Возникает ряд труднопреодолимых барьеров, в первую очередь это безумное повышение аренды залов, «налоговые глупости» в искусстве, абсурд, когда бизнесменов с миллионными состояниями и культуру ставят на один уровень. А вот наш «гениальный» аккордеонист Ян Табачник и поющий ректор Поплавский имеют все льготы артистов и условия для продвижения. К сожалению, искусство пока не может быть гордостью национальной культуры… Нет повода говорить, что создание школы находится ближе горизонта.

-Вся проблема в непонимании чиновников?

-Такой город, как Ростов имеет школы снабженные аппаратурой, выделяет здания, где детвора учится продолжает творить. В Одессе я пока не вижу структур и меценатов, которые способствовали этому, но некоторые все же пытаются. Но помощь некоторых людей, которым небезразлична культура, у которых сердце болит за родной город, заставляют меня еще во что-то верить. Валерий Локайчук, Семен Калика, Константин Моченко возглавляют компании, казалось бы очень далекие от театра и музыки, но они являются патриотами города. Я думаю, что в Одессе есть еще несколько людей, которые в своем бескорыстном желании готовы обогатить родной город и духовно обогатить себя. Здесь нужна сумма усилий умноженная на энтузиазм и патриотизм. А пока что культурные учреждения бедствуют, с лица города исчез Дворец студентов, что там будет и куда сбросят студентов и все коллективы, которые там десятками лет творили мы не знаем… Наши культурные очаги могут заложить стеклянными фасадами, и они пойдут под банки, офисы и игровые автоматы. Поэтому я хотел бы обратиться к интеллигенции, бизнесменам, у которых еще осталась совесть, нужно внимательно отслеживать что происходит, ведь эти вещи могут быть необратимыми. Детей нужно развивать и прививать культуру, ведь если они не пойдут в по правильному пути, то скоро мы будем говорить, что Одесса самый бесперспективный, безнравственный, спидоносный и туберкулезный город. При нашем умном руководстве, если так будет идти и дальше, то Одесса, как Южная пальмира со своей колоритной культурой просто исчезнет…

«Пока в Одессе люди будут знать, что у него есть те, кто станет горой, то мы сдужаем!»

-Финансовый кризис на вас уже как-то отразился?

-Трудно сказать, потому что если бы я назвал ту зарплату, которую я получаю как музыкант, отдавший всю жизнь искусству, педагогике, композиторству, исполнительству, научной и общественной деятельности, и то, что я получаю от государства в качестве зарплаты… не хочу что бы люди смеялись сквозь слезы. На эти деньги мне можно прожить 3-4 дня достаточно скромно… моя жизнь в этом смысле, это мои авторские, гастрольные концерты, много заказов на музыку к фильмам. Но пока в Одессе люди будут знать, что у него есть те, кто станет горой, то мы сдужаем!

-Какие курьезы случались на ваших концертах?

-Мне запомнился концерт с Владимиром Чекасиным: мы сыграли на бис несколько вещей и ушли со сцены, пора и честь знать! Поднялись, собрали инструменты, переоделись, прошло минут 20 и тут забегает продюсер и вопит- идите вниз. Мы спускаемся, а в партере зрители продолжают сидеть и аплодировать ногами и руками. Мы испытали приятные чувства и если мы ввели в такой транс непростую немецкую публику, то это что-то да значит!

Кузнецов Юрий Анатольевич, родился 11.07.1953 в Одессе. Окончил школу им. Столярского и Одесскую консерваторию по классу фортепиано, с 1979 года ведет в Одесской консерватории класс импровизации. В1973г. начал активную концертную деятельность, принимал участие в крупнейших советских джазовых фестивалях. По опросам критиков и журналистов неоднократно признавался ведущим пианистом СССР. Кузнецов включен в джазовую энциклопедию США, в 1997-м Юрий организовал и возглавил одесский «Клуб Высокой Музыки», в рамках которого проводятся концерты выдающихся музыкантов. На сегодняшний день джазмен имеет более сотни учеников в разных уголках мира.
2041

Комментировать: