Наша камера
на «Ланжероне»
Лобода Лобода
в Садах Победы
Погода в Одессе сейчас -2 ... +1
утром -1 ... +2
Курсы валют USD: 25.638
EUR: 27.246
Регистрация
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

«Фаворит» на кинофестивале

Пятница, 19 августа 2011, 15:38

Журнал «Фаворит удачи», 06.2011

По нашему, по-одесски

Украинцам пора присвоить звание самой кинолюбивой нации. За последние пару лет в нашей стране возникло сразу несколько специализированных киносмотров, среди которых и наш «одесский международный» – нацеленный на кино с концептуальным чувством юмора.
Правда, еще в прошлом году в программе ОМКФ попадались ленты, которые с натяжкой можно было назвать забавными. Впрочем, это популярности фестиваля не мешало. Все смотрелось довольно бодро, даже несмотря на некоторое смешение стилей. Видимо организаторы решили: Одесса – город контрастов, которые можно не брать во внимание… Они продолжили в том же духе и в этом году: что-то получилось, что-то наоборот – развалилось… Например, многие кинокритики, присутствовавшие на показах ОМКФ-2, отметили, что конкурс был откровенно слаб… Мне так не показалось. Отмечу другое – он был абсолютно ровным, а потому было сложно выделить фаворита, достойного Гран-при…
Тем не менее фавориты на одесском фестивале были, как и ленты, которые просто заставляли задержать дыхание …

ЮБИЛЕЙ БРИТАНСКОГО ЮМОРА

Пожалуй, одной из настоящих жемчужин ОМКФ стала ретроспектива фильмов знаменитой комик-группы «Воздушный цирк Монти Пайтон», лично представленная Патрисией Кейси, продюсером первой полнометражной ленты коллектива – «Нечто совсем иное». Увидеть на большом экране пять фильмов, являющих собой памятник нетленному британскому юмору – уникальная возможность для фанатов творчества «Монти Пайтон». Из этой группы вышли такие выдающиеся личности, как режиссеры Терри Джонс и Терри Гиллиам, писатель и путешественник Майкл Палин, бродвейский композитор и постановщик Эрик Айдл и комик Джон Клиз, а в следующем году свет увидит документальный фильм, посвященный Грэму Чепмену – ныне покойному актеру «Монти Пайтон».
Трудно поверить, но в этом году «Воздушный цирк» отмечает свою 40-летнюю годовщину. Его участникам уже под семьдесят, однако все они полны энергии, а их тонкие и эстетские комедии, которые они в шутку именовали «идеальными идиотизмами», хоть и вошли в историю кино, по сей день смотрятся ультрасовременно.

БАЛАНС СИМПАТИЙ

Возвращаясь к конкурсной программе ОМКФ, мне изначально хочется выделить ленту, на мой взгляд, незамеченную жюри совершенно незаслуженно. Это работа шведа Андреаса Омана «В космосе чувств не бывает», повествующая о 18-летнем аутисте Симоне, роль которого блестяще исполнил Билл Скаарсгаард (сын одного из любимых актеров Фон Триера – Стеллана Скаарсгарда). Нетривиальная и во многом фантастическая история находит прямой отклик в сердцах зрителя, но, увы, – все портит хэппи-энд, обычно такой желанный, но в этом случае – слишком спорный. Несмотря на феерически веселую развязку фильма ты чувствуешь себя обманутым из-за ее искусственности, потому что в глубине души понимаешь: немногие люди, страдающие синдромом Аспергера, счастливо устраивают свою личную жизнь… Наверняка это и сыграло решающую роль при зрительском голосовании – по результатам фильм совсем «чуть», но не дотянул до «Приза зрительских симпатий», отошедшего трагикомедии «Альмания: добро пожаловать в Германию» («Almanya – Willkommen in Deutschland»), режиссерскому дебюту немки турецкого происхождения Ясмин Самдерели, создавшей свою биографическую историю вместе с сестрой Несрин.
Очевидно, мытарства турецких трудовых эмигрантов в Германии нашему народу намного ближе, чем одиссея шведского аутиста, решившего выбраться из своего укрытия – старой стиральной машинки, чтобы найти новую подружку для брата. Странно другое: то, что жюри не обратило внимания на работу Скарсгаарда, присудив приз за лучшую актерскую работу Керен Бергер – исполнительнице главной роли фильма «2Night» израильтянина Роя Вернера, снявшего совершенно стандартную, пусть и не лишенную очарования, камерную историю любви.

ЗАЛОГ УСПЕХА

Специальный приз жюри фестиваля достался болгарскому экс-клипмейкеру Драгомиру Шолеву за дебютный полный метр «Прибежище», в котором режиссер эксплуатирует тему непонимания между отцами и детьми. Стоит отдать должное – его камера говорит об этой «избитой проблеме» весьма легко и без излишних акцентов на деталях неустроенного быта. Разумеется, картина Шолева не совсем вписывается в общую концепцию «фестиваля смешного кино», но не будем повторяться – раз уж тренд «выхода за рамки юмора» плотно сформировался для ОМКФ, то так тому и быть.
Кстати, еще одним подтверждением этому стал приз за «Лучшую режиссуру». Его получил слегка вторичный, на мой взгляд, фильм «Убейте меня, пожалуйста» французского режиссера Олиаса Барко, уже удостаивавшегося «Золотой пальмовой ветви» за одну из предыдущих короткометражек. История о клинике для самоубийц, балансирующая на грани фарса и триллера, очень напоминает экранизацию-перевертыш романа Агаты Кристи «10 негритят», но благодаря своей абсурдности может трактоваться на любой манер.
Это, кстати, и является главным плюсом фильма – когда он «провисает», ты начинаешь заполнять пробелы глубоким философским смыслом… Подобный трюк вряд ли удастся с финской комедией «Герои Полярного круга», зато эта картина действительно смешная и отмечена абсолютно заслуженной специальной наградой FICC – неким призом симпатий кинокритиков. Режиссер Доме Карукоски снимал свое бешеное роуд-муви в условиях беспросветной полярной ночи, вдохновляясь спагетти, вестернами и «Космической Одиссеей» Стенли Кубрика, коим в «Героях» отсыпано огромное количество «глубоких книксенов». Но, с другой стороны, лента не лишена и национального колорита в духе лент Каурисмяки: «Она начинается с пяти самоубийств, а это очень по-фински, – шутит режиссер. – Полагаю, мне тоже следовало покончить с собой – хотя бы ради промо!».

ШОУ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Есть расхожее мнение, что главным событием фестиваля должен быть фильм, получающий его Гран-при. Но удостоенная в этом году блестящего приза «Золотой Дюк» лента «Девчонка-сорванец» («Tomboy») француженки Селин Шьяммы (как оказалось, дочери Изабель Юппер), столь неизгладимого впечатления не производит. Безусловно, у автора были извиняющие обстоятельства: сценарий писался всего за два месяца до съемок фильма, должного финансирования не было. Одним словом, получившееся в итоге добротное кино о толерантности безоговорочно заслуживает поощрения. Тому подтверждение – уже имеющийся у него в арсенале «Плюшевый мишка» Берлинале. Но до Гран-при этот фильм о становлении личности ребенка и обретении им сексуальности не дотягивает. Поэтому для нас главным фестивальным «хард-кором» стало «Шоу Жоржа Мельеса», проходившее 17 июля под открытым небом на Ланжероновском спуске. 16 лент пионера кинематографа, снятые более ста лет назад, но знаковые и по сей день. Среди них: «Искушение святого Антония» (1898), «Синяя борода» (1901), «Фокусник» (1899), «Человек-оркестр» (1900), «Коронация Эдуарда VII» (1902), «Таинственное перемещение» (1901), легендарное «Путешествие на Луну» (1902), «Куколка и бабочка» (1903), «Волшебный живой веер» (1904). Мельес работал над своими фильмами кустарным способом, привлекая к делу знакомых и родственников. Он потратил на свое кино все свое состояние и состояние своей жены, но так и не стал сказочно богатым. Зато может по праву считаться первым гондзо-журналистом мира: когда ему отказали в праве снимать коронацию Эдуарда VII в Вестминстерском аббатстве, он сделал декорацию у себя дома и нашел плотника, как две капли воды похожего на монарха. Когда Эдуард VII посмотрел фильм, он отметил: «Браво, Мельес! В день коронации я плохо себя чувствовал и церемония была скомканной, только вы смогли показать ее мне во всех прекрасных подробностях».

ТАНЕЦ ПИНЫ, «МЕЛАНХОЛИЯ», КЛИЧКО…

Настоящим праздником для киноманов стал показ величественной «Пины» – чувственного и трогательного признания великого режиссера Вима Вендерса в любви театру танца. Глубоко поразила «Меланхолия» Ларса Фон Триера, сложная для восприятия, апокалипсическая лента оказалась… не лишенной юмора. Картина построена на контрастах актерских дуэтов: с одной стороны – комичные Шарлотта Рэмплинг и Кифер Сазерленд, с другой – две главных трагических фигуры, Шарлотта Гинзбур и Кирстен Данст…
Странной шуткой со стороны организаторов казалось то, что в один день с «Меланхолией» демонстрировали пафосную документальную ленту «Кличко» об успехах нашей спортивной гордости – братьях-боксерах. Обладатель премии «Эмми» режиссер Себастьян Денхардт два года ездил за Кличко по всевозможным турнирам США, Украины и Германии, чтобы сделать их байопик максимально достоверным. У него получилась достойная история о трогательной братской дружбе с упором на философию победителей – «никогда не сдавайся».

ЗАНАВЕС

Второй Международный одесский кинофестиваль отгремел, а его организаторы отбыли в Киев, оставив о кино-празднике лишь воспоминания. К сожалению, пока до обещанного уровня Канн тут бескрайне далеко. Возможно, мешает изначально «сбитый прицел» в отборе фильмов с концептуальным юмором, а может, организаторам и не нужно было «париться» с фестивалем…. Чтобы вручать свои премии без особых затрат (вроде аренды кинотеатров и устроения пресс-показов и мастер-классов) им бы хватило и Национальной киноакадемии … Время покажет.
Пока хочется сказать только одно. Когда Питер Гринуэй утверждал, что «кино умерло и его больше нет», мы смеялись над этим, как над монти-пайтоновским скетчем о дохлом попугае. Сегодня, после посещения второго одесского фестиваля, мы поддерживаем Гринуэя: кино переживает серьезный кризис, как жанровый, так и смысловой. Спасет ли его лоск красных ковров и парад вечерних платьев перед Одесским оперным – вот в чем вопрос…

ПОБЕДИТЕЛИ ВТОРОГО ОДЕССКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ

ГРАН-ПРИ
«Девчонка-сорванец» / 2011 / Франция / Режиссер Селин Шьямма

ЛУЧШАЯ РЕЖИССУРА
Олиас Барко за фильм «Убейте меня, пожалуйста» / 2010 / Бельгия

ЛУЧШАЯ АКТЕРСКАЯ РАБОТА
Керен Бергер за фильм «2 Night» / 2010 / Израиль

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ
«Прибежище» / 2010 / Болгария / Режиссер Драгомир Шолев

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ
«Срок годности» / 2010 / Уругвай / Режиссер Федерико Вейрох

ПРИЗ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ
«Альмания: Добро пожаловать в Германию» / 2011 / Германия / Режиссер Ясмин Самдерели

ОМКФ-2 В ЦИФРАХ И ФАКТАХ

* В этом году на фестиваль акккредитовали более 450 журналистов из Украины, России, Германии, США, Румынии, Италии и других стран мира.

* За 9 дней фестиваля был показан 71 фильм и отмечено более чем 70 000 посещений сеансов (это ровно на 30 000 больше по сравнению со статистикой прошлого года).

* Гости фестиваля выпили 3 тонны алкоголя, из которых 1 тонна коньяка «Шустов».

* Один из самых низких баллов зрительского голосования на ОМКФ получила украинская лента Александра Шапиро «Бес Пор N» (3,62), уступив последнее место лишь уругвайскому «Сроку годности» (правда, Уругвай в отличие от Украины без приза не остался – великолепная операторская работа и идеально стилизированные под 60-е планы, обеспечили ему специальный приз жюри).

* В этом году фильмы оценивало жюри под руководством польского актера Ежи Штура, португальской актрисы, режиссера и певицы Марии де Медейруш, украинской актрисы театра и кино Ады Роговцевой, российского продюсера, режиссера и сценариста Валерия Тодоровского и немецкого кинокритика и генерального секретаря ФИПРЕССИ Клауса Эдера.

* В конкурсную программу ОМКФ-2011 вошли 14 фильмов со всего мира.

* Третий Международный одесский кинофестиваль состоится с 13 по 21 июля 2012 года.

Лора Смирнова

* * *

Сексуально озабоченное кино?

Фраза, вынесенная в заголовок, очень точно соответствует моему ощущению кинофестиваля на пятый день просмотра. Может быть, с небольшим дополнением в сторону «чернухи».

Судите сами. Вот только несколько фраз из аннотаций к фильмам.
«Бес Пор No»: «Вчерашний школьник благодаря случаю становится крупным производителем порно». Остается добавить, что это криминальная история. Отец мальчика – милиционер. Он ищет этих самых порнопроизводителей, находит и убивает собственного сына.
«2 Night» : «История о парне и девушке, которые знакомятся в баре. Они хотят провести ночь вместе и отправляются к девушке домой, но, оказывается, что машину поставить негде». Добрый фильм, в основном состоящий из ночных разговоров «про это».
«Убейте меня, пожалуйста!» : «Доктор Крюгер хочет изменить подход к самоубийству. Он мечтает создать терапевтическую схему, при которой суицид будет не трагедией, а обычной медицинской процедурой». Жители окрестных селений очень недовольны, что в их округе находится клиника эвтаназии, и начинают отстреливать пациентов, врачей, фининспектора, в общем, всех, кто попадет под прицел. В конце все умирают.
«Любовь втроем» : «Ханна и Симон прожили вместе 20 лет. Любовь, работа, секс и будни сплавились в смутную гармонию. Затем Ханна встречает Адама. А Адам – Симона. Неожиданно все они влюбляются друг в друга». Тут особо и дополнять нечего.
«Герои полярного круга» : «Жена ставит мужу ультиматум: если он не привозит до рассвета декодер к телевизору, то она от него уходит». Милое финское кино, этакая вариация на тему советско-финского фильма «За спичками», только зимой, без Евгения Леонова, Георгия Вицина, Вячеслава Невинного, Сергея Филиппова и с чисто финским чувством юмора. А в начале долго показывают высохшую ель, на которой повесилось несколько поколений жителей деревни.
«Меланхолия» культового режиссера Ларса фон Триера: «Жюстина и Микаэль пышно празднуют свою свадьбу в доме ее сестры и зятя». Вроде бы ничего страшного. Но в первую же брачную ночь невеста, вместо того чтобы идти исполнять свой супружеский долг, буквально насилует на поле для гольфа первого встречного. А заканчивается фильм тем, что в Землю врезается другая планета – Меланхолия – и гибнут вообще все.
«Маленькие секреты» : «Каждый год успешный ресторатор Макс и его жена Веро приглашают веселую компанию друзей в прекрасный дом на берегу моря, чтобы отпраздновать день рождения Антуана и дать хороший старт отпуску». Опять же, казалось бы, все в пределах приличий. Но один из друзей хозяина попадает в катастрофу и, в конце концов, умирает, а другой оказывается геем и объясняется хозяину в любви.
«Субмарина» : «Его заботят два вопроса: как потерять невинность с одноклассницей-пироманкой Джорданой, страдающей экземой и ненавидящей так называемую романтику, и как сохранить брак своих родителей».
«В космосе чувств не бывает» : «Жизнь 18-летнего Симона с синдромом Аспергера перевернулась с ног на голову, когда его брата Сэма бросила девушка».
Последние два фильма я не видел, поэтому добавить к аннотации мне нечего…

Еще в двух фильмах «чернуха» была, так сказать, заложена классиками.
Прочтение «Анны Карениной» режиссером Сергеем Соловьевым одним понравилось, другим – нет. Так же как и актриса Татьяна Друбич в роли Анны. Сам режиссер рассказывал, что исполнительница главной роли вначале стеснялась: как можно играть в фильме, когда все знают конец? Но такого конца не ожидал никто. Какого? А вы посмотрите фильм и поймете!

В еще одном фильме-трагедии с известным концом – «Гамлет, XXI век» режиссер Юрий Кара попытался перенести трагедию Шекспира в наше время.
Начало мне понравилась. Закадровый голос объявляет, что в честь свадьбы Клавдия и Гертруды начинаются гонки между Гамлетом и Лаэртом. И две крутейшие машины несутся по третьему кольцу Москвы. А тем временем в не менее «крутом» ночном клубе, оформленном в виде средневекового замка, идет вечеринка, на которой звучит шекспировский текст под музыку Deep Purple.
Если бы режиссер в дальнейшем не вышел из условности ночного клуба, где имена шекспировских героев воспринимаются как прозвища современных персонажей, то этот фильм, возможно, вошел бы в перечень лучших интерпретаций Шекспира. Но оказалось, что зайти так далеко режиссер не был готов. Уже в следующей сцене Гамлета к призраку отца вели не вышибалы или фейс-контроль клуба, а охрана замка в хоть и стилизованных, но все-таки латах. И тут же восприятие резанула фальшь в игре актеров. Впрочем, через некоторое время выяснилось, что когда актеры играют Шекспира, у них это получается неплохо, а как только начинают играть Кару – сразу же из рук вон...
В ожидании финальной сцены фильма, когда вместо дуэли между Лаэртом и Гамлетом опять объявили гонки и принцу датскому при этом сломали машину, зал затаился: неужели в интерпретации Юрия Кары знаменитая фраза будет звучать так: «Ступай испорченная сталь по назначенью». Но оказалось, что все-таки клинок надежней.
А вершиной всего оказался монолог «Быть или не быть?». Когда-то я активно работал с молодыми командами КВН. И каждый раз, когда они пытались убедить меня, что их пошловатая шутка хороша («Но ведь это же класс, зал же будет смеяться!»), я объяснял им, что человечество не придумало ничего более смешного, чем когда с Гамлета в момент чтения монолога «Быть или не быть» падают штаны. Гомерический хохот обеспечен, но это не тот смех, который нам нужен. Так вот, в фильме «Гамлет, XXI век» принц датский читал этот монолог вообще без штанов. Сидя в море на камне. И зал почему-то не смеялся. Хотя, когда актер встал в полный рост, посмеяться было над чем…

И, наконец, фильм-закрытие фестиваля «Огни притона» : «Одесса, 1958 год. Хозяйка маленького борделя – яркая красавица и личность, персонаж глубокий и трагикомический...».
Этот фильм стоит особняком. Откровенных сцен в нем нет. Особой «чернухи» – тоже, хотя последняя сцена в сценарии заканчивается ремаркой: «Легла, улыбнулась, умерла». Этот фильм возмутил меня другим. Автор сценария – одессит, художник, писатель и поэт Гарри Гордон. Режиссер – его сын Александр Гордон, актер, режиссер, теле- и радиожурналист. В главной роли – одесситка Оксана Фандера. И при такой «наследственности» на экране абсолютное непонимание актерами (читай – режиссером) специфики одесской речи: наблюдаются натужные попытки «шокать» и говорить по-одесски, как это понимают москвичи. К тому же реквизит и костюмы во многом не соответствуют времени, когда разворачивается действие фильма: тогда еще не придумали сумок с «карабинами», были другими и таблички с номерами на наших домах…
Должен сказать, что широко разрекламированная «Ликвидация» мне не нравится, в том числе, из-за подобных несуразностей. Но по сравнению с «Огнями притона» «Ликвидация» – шедевр.
В 60-х годах прошлого века был такой писатель Аркадий Адамов. Вот в его детективах и бандиты, и менты, и уличная проститутка, и бабка на Привозе, и известный писатель, и даже секретарь горкома партии говорят на таком же псевдоодесском наречии.
На пресс-конференции я задал вопрос насчет специфики одесской речи и хронологического соответствия реквизита. Автор сценария сказал, что его лично в фильме ничего не раздражает, а его сын и по совместительству режиссер фильма, который родился в 1964 году и никогда в Одессе не жил, заявил, что весь реквизит выверен по времени, а потом опустился до откровенного хамства, сказав, что «человек, который разглядывает реквизит, ни хрена в кино не понимает».
После закрытия фестиваля я подошел к Александру Гордону, чтобы узнать действительно ли он считает, что для фильма реквизит не имеет никакого значения. И тогда широко телеизвестная звезда российского кинематографа… полезла в драку!
Позже в Интернете я выкопал интересный факт, что в 1998 году Александр Гордон организовал Партию общественного цинизма, сокращенно «ПОЦ», что, несомненно, свидетельствует о знании некоторых специфических одесских словечек.

У читателя может сложиться впечатление, что на фестивале все было очень плохо. Но это не так. На второй день фестиваля я посмотрел чудный российский фильм «Упражнения в прекрасном» . В общем-то, неприхотливая фабула – российские актеры на гастролях в российской же глубинке. Но как прекрасно, с пониманием дела, автобиографично сыграно, и какая фантастическая плотность шуток на единицу времени. Не специально придуманных реприз, а шуток бытового плана, которые возникают в конкретной ситуации, да и шутками, строго говоря, не являются.
Есть расхожее выражение: «Я давно так не смеялся», так вот на этом фильме я давно так не смеялся! Я был уверен, что этот фильм – один из главных претендентов на победу, и сильно удивился, когда жюри даже не вспомнило про «Упражнения в прекрасном». Единственное объяснение, которое я себе придумал, состояло в том, что судьба русского артиста на гастролях понятна только советскому человеку, а из пяти членов жюри четверо – иностранцы. На итоговой пресс-конференции я задал им этот вопрос, но ответила пятый член жюри, народная артистка Украины Ада Роговцева. И ответила великолепно:
– Я думаю, что понять этот фильм может любой человек. Но здесь вы затронули важную и больную тему. Актеры всегда возвышены, и мало кто знает расстояние, которое отделяет нас от зрителей. Наряды, рампа, софиты – все это делает театр праздничным и торжественным. И именно такими хотят видеть нас зрители: чуть-чуть наряднее, украшеннее, чем простые люди. А этот фильм показывает изнанку, не только какую-то небрежность в одежде, какую-то усталость, а вот эту мучительную нашу работу, эту мясорубку, в которую попадает любой актер, независимо от рангов, званий и возраста. Я часто вспоминаю Жана Кокто, который вложил в уста героини своей пьесы слова: «Все закулисные лестницы во всех театрах мира очень похожи на тюремные». А уж то, что происходит на съемочной площадке, в павильоне, на киностудии… Так тюремная камера, наверное, получше. А самое трудное, я не знаю как в других странах, но у нас точно – это антреприза. Когда актер сталкивается с немыслимыми трудностями, с невозможными условиями. Когда тащишь на себе костюмы и грим. Когда приходишь в холодный автобус, а потом он на какой-то сибирской дороге ломается и останавливается. И люди получают страшные простудные заболевания, и иногда на всю жизнь становятся калеками. Это рассказать трудно, это нужно прожить и пройти. Поэтому всем, кто знает это, фильм очень любопытен и интересен. Нужно ли это зрителем знать? Эту истеричность? Эту ночную неприкаянность? Это отчаяние, которое иногда приходит? Я не знаю, нужно ли это. И может быть от того, что возникают такие вопросы, ни в номинации, ни в призах этого фильма нет!
Но окончательно примирил меня с фестивалем последний день, когда мне удалось посмотреть четыре абсолютно разных, но по-своему великолепных кинокартины.
Истинное удовольствие доставил документальный 3D фильм о легендарной немецкой танцовщице и хореографе Пине Бауш.
Фильм «Залечь на дно в Дублине» (оригинальное название – The Guard) об ирландском полицейском, борющемся с наркомафией, оказался безумно смешным именно на том самом бытовом уровне, о котором я говорил выше. (К слову сказать, к превеликому сожалению, зритель в основной массе такой юмор не понимает. Во всяком случае, в зале на этом фильме постоянно смеялись всего человека 3-4).
Очень доброе и радостное послевкусие оставил чудный фильм «Альмания: добро пожаловать в Германию» – рассказ о судьбе турецкой семьи, переехавшей в Германию на ПМЖ.
И, наконец, «Ну и ладно» – типично итальянская комедия без особых претензий – поразил тем, насколько точно попал итальянский режиссер в наши местные реалии: «Я вообще отменю плату за газ, свет, электроэнергию», – уверяет кандидат и становится мэром...
Позже президент фестиваля Виктория Тигипко призналась, что решающим фактором отбора этого фильма в конкурсную программу была как раз схожесть предвыборных реалий в наших странах.
На завершающей пресс-конференции я спросил организаторов фестиваля, свидетельствует ли некая сексуальная озабоченность и «чернуха» фильмов, представленных на фестивале, о тенденциях современного кинематографа, и получил короткие, но исчерпывающие ответы:
Президент фестиваля Виктория Тигипко: – Тенденции намного хуже. Готовя этот фестиваль, мы просмотрели больше 400 фильмов. И если бы вы с нами поездили на «Берлинале», например, или на Амстердамский фестиваль и посмотрели бы фильмы, которые там показывают, вы бы поняли: то что здесь – это самый best. Это самое позитивное, здесь есть свет, здесь есть юмор. Это самое лучшее, что прошло через наши души и через наш мозг. То, от чего там взрываются аплодисментами, вас бы просто поразило.
Директор фестиваля Денис Иванов: – У нас есть очень ясная концепция. На каждом кинофестивале, где мы бываем, к нам подходят люди и говорят: «Я видел кино, это точно для Одесского кинофестиваля». У нас есть свой особый формат, который уже выработался. Мы не отбираем специально комедии, но элементы юмора есть в каждом конкурсном фильме. Мы показываем то, что происходит в современном кино.
Арт-директор фестиваля Алик Шпилюк: – Да, есть такая тенденция. Мы показываем то, что происходит в современном культовом кино. Мы не выбираем специально, чтобы обелить его или очернить. Что делается, то и показывается. Если оно показывается, значит, об этом сейчас снимают.

Сергей АлександрОвич

* * *

Несколько штрихов к фестивальному портрету

О Втором Одесском международном кинофестивале многие напишут, расскажут, покажут, проанализируют, похвалят и поругают – все как положено. Но есть такие ехидные люди (отношу себя к их числу), которые подмечают в любом событии какие-то смешные или нелепые вещи. И вот эти самые штрихи, моменты пресс-конференций, пресс-показов, встреч со зрителями я и предлагаю вашему вниманию.

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ БЕЛЬГИЙСКОГО ФИЛЬМА «УБЕЙТЕ МЕНЯ, ПОЖАЛУЙСТА».
Режиссер Олиас Барко: – Я снял странный фильм. В Словакии меня за него чуть не побили, в Ватикане чуть было не возвели в святые, а в Японии подарили цветочки.
Вопрос (задан крайне эмоционально, даже агрессивно, с большим напором): – Когда смотришь большинство современных фильмов, похоже на то, что нас готовят к тому, что будет конец света.
Ответ: Когда вы говорите, мне уже кажется, что конец света наступил!
А вот рецепт от Олиаса – как снять такой фильм: «Возьмите актеров-звезд, немного алкоголя и антидепрессантов, хороший бельгийский шоколад вместо крови – и снимайте «Kill Me, Please».

НА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ ПО УКРАИНСКО-РОССИЙСКОМУ ФИЛЬМУ АЛЕКСАНДРА ШАПИРО «БЕС ПОР NO» ВОПРОСЫ, САМО СОБОЙ, ВЕРТЕЛИСЬ ВОКРУГ ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ТЕМЫ.
Вопрос Антону Комяхову – исполнителю главной роли: – Как работалось в роли режиссера порно? Не хотелось ли в жизни попробовать что-либо подобное?
Комяхов: – Конечно, снимать порно очень хотелось, но пока предложений не поступало.
Вопрос Алексею Горбунову, который сыграл отца главного героя – майора милиции (стилистика вопроса и ответа сохранена): – Вы хорошо сыграли своего образа в фильме, или вы такой человек, что сможете убить своего ребенка?
Горбунов: – Меня все время спрашивают об этом, причем по поводу разных ролей. Да, если бы ребенок был мальчиком и таким поддонком, которого сыграл Антон, может быть, да. А если бы я еще был вот таким папой майором…

НА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ ПО ФИЛЬМУ «ДВА ДНЯ» (АВТОР СЦЕНАРИЯ И РЕЖИССЕР АВДОТЬЯ СМИРНОВА) БЛИСТАЛ ИСПОЛНИТЕЛЬ ГЛАВНОЙ РОЛИ ФЕДОР БОНДАРЧУК.
Он замечательно срежиссировал «рояль в кустах», так как в тот момент, когда начали задавать вопросы, у него зазвонил мобильный.
Бондарчук (в зал после звонка): – А вот, кстати, и она… (в трубку) Я на пресс-конференции. Меня мучают. Не могла бы ты сказать, о чем ты снимала свою картину?
Вопрос: – Когда вы снимаетесь в картинах других режиссеров, что вами руководит?
Бондарчук: – Режиссер.

ИЗРАИЛЬСКАЯ КАРТИНА «2 NIGHT». ТАКОЕ СЕБЕ СЛЕГКА ЭРОТИЧНОЕ КИНО, МАЛОБЮДЖЕТКА, СНЯТАЯ НА СОБРАННЫЕ В ИНТЕРНЕТЕ ДЕНЬГИ.
Ответ режиссера Роя Вемера на один из вопросов: – Конечно! Только в Израиле могли придумать такой гениальный ход и еще более гениальный термин: «групповое... (пауза) финансирование»… А вы что подумали?

ФИЛЬМ ЮРИЯ КАРЫ «ГАМЛЕТ, XXI ВЕК».
Вопрос: Сегодня и уже последние 400 лет Гамлет всегда в бренде. И каждый его хочет поставить в театре или в кино. Для многих это своего рода лебединая песня… (!) Не про вас будь сказано.

НА ПРЕЗЕНТАЦИИ ФИЛЬМОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ГРУППОЙ КОМПАНИЙ «АВРОРА-ФИЛЬМ», ВОПРОС ИЗ ЗАЛА ОДНОМУ ИЗ АКТЕРОВ:
– Насколько вам, положительному герою, трудно играть отрицательного?
Ответ: – У меня все герои положительные
Тот же голос: – Неправда. А «Таежный роман»?
Ответ: – Что вы! Там замечательный персонаж! Он так любит свою жену, что готов всех убить!

НА ПЕРВОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ С ЖЮРИ ПРОЗВУЧАЛ ВОПРОС ОТ КАКОЙ-ТО ОТВЯЗАННОЙ СТОЛИЧНОЙ ЖУРНАЛИСТКИ, КОТОРАЯ ДАЖЕ НЕ ПРЕДСТАВИЛАСЬ:
– Зачем стране, в которой такая большая жесть с культурой, тратить деньги на фестиваль?
Сленговое словечко «жесть» прозвучало как-то невнятно, и Валерий Тодоровский фактически отвечал на вопрос, почему в нашей стране (читай – в наших странах) культура находится в такой ж… И отвечал, кстати, очень умно.

ВОПРОС ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ФРАНЦУЗСКОГО КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА ФРАНКЕ БЛАНДО:
– Критики кажуть, що це – українські Канни. Гадаю, це дещо мрійливо.
Ответ (задумчиво): Как же отвечать на такие вопросы? Канны как минимум старше… Если хотите наше французское мнение о гламурности происходящего, то Одесса, вне всякого сомнения, находится гораздо выше Канн.

НА СВОЕЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ НИКИТА МИХАЛКОВ РАССКАЗЫВАЛ, КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖНА ОБЛАДАТЬ ЕГО ЖЕНА:
– Во-первых, терпением. Потому что врагу не пожелаешь жить со мной. Во-вторых, у нее должно быть очень грамотное движение внутреннее. А главное: у жены должно быть Дело. Потому что если у жены или у детей нет Дела, то они все начнут заниматься твоими делами. И это всегда чревато.

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЮ С АКТЕРОМ И РЕЖИССЕРОМ ДЖОНОМ МАЛКОВИЧЕМ
организаторы решили совместить с представлением спонсоров.
Поэтому специальный гость фестиваля должен был появиться не в начале, а в точно определенный момент. Но как дисциплинированный и весьма дорожащий своим временем человек, Малкович зашел в зал за пару минут до начала, первым сел за стол на сцене и был вынужден выслушивать дежурные речи «деньгодателей». Возможно, поэтому, когда, наконец, началась его пресс-конференция, на вопросы прессы он отвечал достаточно односложно.

А ВОТ ВАЛЕРИЙ ТОДОРОВСКИЙ И ВАДИМ ПЕРЕЛЬМАН,
очевидно застряв в одесских пробках (а может и на море, пардон за прямоту), появились своей на пресс-конференции минут за 10 до ее окончания и были немало изумлены, когда она закончилась: «Как? Уже? А где же вопросы?»

Ирина Сечковская
3120

Комментировать: