Наша камера
на «Ланжероне»
Лобода Лобода
в Садах Победы
Погода в Одессе сейчас -5 ... -3
днем -2 ... -1
Курсы валют USD: 25.899
EUR: 27.561
Регистрация
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

«Ещё год назад мы предвидели банкротство Одесской киностудии…»

Понедельник, 20 октября 2008, 00:22

Елена МАРЦЕНЮК

Юг, 16.10.2008

ИНТЕРВЬЮ с председателем правления Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины народным артистом Украины кинорежиссером Ярославом Лупием, в ходе которого подобный сценарий возможного развития событий только предполагался, мы провели год назад («Слухи о капитуляции Союза кинематографистов сильно преувеличены», «Юг» за 9 августа 2007 года). И хоть Ярослав Васильевич доказывал, что возглавляемая им профессионально-творческая организация, объединяющая сегодня кинематографистов, большинству из которых отказано от родной Одесской киностудии, не сдалась и продолжает активно бороться против ее «прихватизации», катастрофическое слово «банкротство» было произнесено как мрачный прогноз на ближайшее будущее.

И не надо было обладать особым экономическим чутьем или даром мистического предвидения: Одесская киностудия, переданная в руки новых хозяев с попранием Конституции и других законов нашей страны, на протяжении почти трех лет продолжала существовать как база для создания российских сериалов, ее техническая модернизация, обещанная этими хозяевами, оборачивалась блефом, разрекламированная реконструкция — «потемкинским» ремонтом фасадной части административного корпуса с гниющими стенами со стороны студийной территории.

Но это беспокоило почему-то исключительно изгнанных из нее кинематографистов. Ни новое руководство студии, ни региональные власти, ни тем более высокое (и высочайшее!) столичное начальство на отчаянные призывы обратить внимание на истинную суть происходящего на Французском бульваре, 33 не реагировали.

Некогда дружный коллектив студии, морально и физически разобщенный тотальным сокращением, распался на две неравные части. Большая осталась за бортом студийной бригантины, оказавшейся нужной предприимчивым акционерам ООО «Новая киностудия» лишь как раскрученный бренд входящего в него ЗАО «Одесская киностудия». А меньшая часть сотрудников (в основном, административно-технический персонал) остались служить новым хозяевам.

Уж не знаю, по недомыслию ли, или от отчаяния, эти наши бывшие коллеги поверили в радужные посулы «прихватизаторов», которые, кроме процветания производственной базы киностудии, обещали им высокие зарплаты, постоянную занятость и выход чуть ли не на голливудский уровень организации труда.

Но пока первая, большая часть одесских кинематографистов делала все возможное для отмены сомнительной приватизации, они, эти наши бывшие коллеги, подписывали «изготовленные» новыми хозяевами письма, отправляемые в серьезные инстанции, в которых «трудовой коллектив» киностудии выражал дружный «одобрям-с!» новому порядку и осуждение Союзу кинематографистов за его непрекращающуюся борьбу.

Я видела эти «обращения коллектива Одесской киностудии», читала в них фамилии людей, с которыми мы немало лет считались одной семьей, и не осуждала их. Думалось: «Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше…». Правда, не забывалась и другая пословица, что рыба-де гниет с головы. И она оказалась в результате верной.

Означенный «трудовой коллектив Одесской киностудии» не получил от новых хозяев ни-че-го.

И знаете, что произошло 12 сентября? Появилось очередное письмо, написанное председателем профкома Одесской киностудии Натальей Витвиновой от имени все того же безгласного «трудового коллектива» и адресованное Фонду государственного имущества Украины.

Текст этого письма официально вывешен для ознакомления на доске объявлений киностудии, так что процитировать выдержку из него не составляет труда:

«…ЗАО «Одесская киностудия» начиная с мая 2008 года находится на грани банкротства. Обязательства, взятые на себя администрацией перед трудовым коллективом, выписанные в коллективном договоре, не выполняются.

Систематически задерживается выплата заработной платы, которая в нарушение трудового законодательства выплачивается раз в месяц. Коллектив находится в полном информационном вакууме, работает вслепую, не имея планов администрации, ни краткосрочных, ни долгосрочных.

По информации, полученной в финансовой службе, убытки предприятия за первое полугодие 2008 года составили 3051200 гривень, и резервов на их покрытие у предприятия нет. Кроме того, с 1 сентября 2008 года в связи с задолженностью перед «Місто-банком», которая образовалась из-за кредита, взятого на выплату заработной платы, все поступающие на счет средства будут списываться в качестве погашения кредита, а следовательно, у предприятия не будет возможности выплачивать зарплату, оплачивать счета коммунальных служб (от поставок услуг которых зависит жизнедеятельность предприятия), возникнет задолженность по налогам в бюджет. Впереди зима, к которой из-за отсутствия денег предприятие не готовится.

…Сегодня мы вынуждены констатировать, что руководство ЗАО «Одесская киностудия» на первом этапе реконструкции материально-технической базы потратило средства так, что ни один цех не укомплектован современным оборудованием. Да, радует глаз отремонтированные помещения студии и фасад, но ни один из павильонов не соответствует современным требованиям работы. Из-за отсутствия необходимого оборудования съемочные группы по-прежнему получают услуги в Москве и Санкт-Петербурге. Мы при этом теряем наши объемы загрузки, а значит, не можем быть рентабельными.

Наши зарплаты на сорок пять процентов ниже средней по Одесской области…».

Союз кинематографистов, как ни странно, немедленно отреагировал на это душераздирающее послание обращением протеста. Оно было также адресовано в Фонд государственного имущества Украины.

Вот с них, с этих посвященных положению на Одесской киностудии двух официальных обращений, вступающих друг с другом в открытое противостояние, и начали мы с Ярославом Лупием наш очередной разговор.

— Ярослав, сегодня сбываются наши самые мрачные прогнозы — ЗАО «Одесская киностудия» на грани банкротства. Известно, что в письме председателя профкома якобы «с одобрения коллектива» предлагается кардинальный выход из кризисной финансово-экономической ситуации. Какой?

— Создать «в самые короткие сроки максимально выгодные условия для привлечения средств независимых продюсеров».

— Что это значит? Не понимаю.

— Как можно скорее приватизировать оставшуюся государственную часть акций в активе ЗАО «Одесская киностудия» в количестве пятьдесят процентов акций плюс одна.

— Но это никакая не новация. Еще в декабре прошлого года председатель правления ЗАО Александр Ткаченко официально обращался с такой просьбой в Фонд госимущества Украины и получил аргументированный отказ, опирающийся на экономический анализ плачевных итогов хозяйствования «прихватизаторов» на Одесской киностудии.

— Тем не менее предпринимается еще одна попытка вырвать государственные акции с помощью «волеизъявления народа». Правда, профсоюзный комитет Одесской киностудии — это отнюдь не трудовой коллектив и не его собрание. Но это мы уже проходили. Всем известно, что в свое время без проведения общего собрания было сфабриковано согласие трудового коллектива на закрытое акционирование государственной Одесской киностудии. Сегодня же, когда наша несчастная студия доведена до экономического краха, следуют далеко идущие выводы о том, что государство не в состоянии финансировать проекты возрождения предприятия, а частный капитал-де выведет киноиндустрию Одессы на современный творческий и коммерческий уровень.

Но вот факт: за все время существования ЗАО «Одесская киностудия» акционеры так и не сподобились создать ни одного фильма целиком за собственные средства. Производство, как и прежде, продолжает финансироваться с превалированием государственной доли. Это свидетельствует о многом.

Поэтому мы по-прежнему категорически заявляем: инвестор ООО «Новая киностудия» представил Министерству культуры и туризма и Фонду госимущества Украины сомнительные планы возрождения Одесской киностудии с единственной целью — за бесценок отхватить государственное имущество и землю… За три года ничего, кроме «потемкинского» ремонта главного корпуса, не сделано. Обман налицо.

— Но новые акционеры уже добились получения в аренду сроком на сорок девять лет уникального участка земли киностудии площадью в семь гектаров...

— Не так давно собрание самой многочисленной творческой организации нашего города — Одесского отделения Национального союза кинемато-графистов Украины, на котором присутствовали более ста его членов, рассмотрело пакет документов по всем аспектам деятельности ЗАО «Одесская киностудия», в том числе и касающихся дальнейшей приватизации предприятия, а также взаимоотношений с нами. Итогом этого собрания стало официальное уведомление Фонда госимущества Украины о том, что сегодня передача пятидесяти процентов акций плюс одна из государственной в собственность ЗАО «Одесская киностудия» будет грубейшим и законодательно наказуемым нарушением.

Во-первых, потому, что Закон Украины «Об общегосударственной программе развития национальной киноиндустрии на 2003—2007 годы» предусматривал «создание на базе Одесской киностудии художественных фильмов акционерной компании при участии государства с сохранением основного профиля ее деятельности».

Срок действия программы истек, а проверка деятельности ЗАО «Одесская киностудия» при участии разных министерств и ведомств вот уже год переносится на неопределенное время. Ясно, что государство абсолютно не горит желанием провести ее.

А мы ее провели и готовы обнародовать результаты, для чего уже 17 октября собираем в Киеве очередной пленум Национального союза кинематографистов Украины с приглашением представителей государственных структур: Минкульта, Фонда госимущества, службы кинематографии Украины, а также ЗАО «Одесская киностудия». На этом пленуме, надеюсь, гласно и доказательно будут расставлены все точки над «і».

— А если все эти чиновники вместе с новыми хозяевами Одесской киностудии проигнорируют намечаемый «разбор полетов»?

— Обратимся в суд. Кстати, в настоящее время в Одесском окружном административном суде рассматривается исковое заявление пятнадцати членов трудового коллектива студии к Фонду госимущества Украины об отмене незаконного акционирования государственного предприятия «Одесская киностудия художественных фильмов». Это вторая причина, по которой любые действия по окончательной приватизации Одесской киностудии окажутся сейчас вне закона.

Напомню также, что в государственной части имущества, незаконно включенного в уставной фонд ЗАО «Одесская киностудия», находятся помещения Одесского отделения НСКУ площадью две тысячи девятьсот двадцать квадратных метров. Эти площади были переданы нам в свое время в вечное пользование постановлением Кабинета министров Украины. Министерство культуры и туризма Украины и ЗАО «Одесская киностудия» в процессе затеянной ими поспешной приватизации утаили этот факт. И несмотря на то, что обман раскрылся, вопрос не урегулировали. Одесское отделение НСКУ до сих пор не имеет отдельного служебного входа в свой офис. Мы не обеспечены въездом со стороны Французского бульвара. Нам даже не разрешено установить на фасаде киностудии вывески Союза кинематографистов и Музея кино. Все эти вопросы бесконечно обсуждаются в разных кабинетах ЗАО «Одесская киностудия», но воз и ныне там.

Это также достаточно серьезный нерешенный вопрос, который не даст так просто, как хотелось бы новым хозяевам киностудии вкупе со своим профкомом, наложить лапу на оставшиеся акции.

— Ярослав, а как решился вопрос со студийными общежитиями и проживающими в них членами того самого «трудового коллектива», от имени которого председатель профкома Витвинова обращается в Фонд госимущества?

— Никак. За весь период существования ЗАО так ничего и не сделано для ремонта и приведения в порядок двух наших общежитий, где продолжают проживать кинематографисты. В них нет воды, тепла, постоянно отключают свет, потому что все коммуникации в аварийном и пожароопасном состоянии. И пусть уважаемая председатель профкома не лукавит, что, мол, привлечение средств свободных инвесторов и здесь исправит ситуацию.

Не секрет, что председатель правления ЗАО «Одесская киностудия» Ткаченко и его генеральный продюсер Неверко безуспешно попытались сбагрить наши общежития вместе с проживающими в них «членами трудового коллектива» на баланс города. Это все, что ЗАО «Одесская киностудия» сделало для бывших и нынешних работников киностудии. Основные инвестиционные средства ушли на фасад админкорпуса, а люди остались ни с чем. Сегодня защитой их прав занимается практически только Союз кинематографистов.

Нерешенным остается вопрос о нематериальных активах Одесской киностудии. Речь идет о бесценных оригинал-негативах кинофильмов, созданных одесскими кинематографистами. По законодательству Украины, Одесской киностудии принадлежит лишь стоимость отпечатанных копий фильмов, а не их духовная, творческая, художественная составляющая. Авторским правом на этот аспект кинопроизведений обладают исключительно творцы кинолент и правительство Российской Федерации в качестве преемника СССР. Как стало известно, руководство ЗАО «Одесская киностудия», прикрываясь своим уставом, пытается присвоить авторские права на наши фильмы, созданные до развала Совет-ского Союза. Это еще одно нарушение закона, за которое в правовом государстве должно было бы последовать наказание.

— Тебя послушать, так мы все под такой пуленепробиваемой защитой закона, что «прихватизаторам» Одесской киностудии и пособничающим им остается только трепетать в ожидании судебных приговоров. А на практике законы не работают, Фонд госимущества Украины ни за что не отвечает из-за открытого двоевластия — до судьбы ли им Одесской киностудии? Министерство культуры откровенно предало интересы кинематографистов. На наши письма власти и правоохранительные органы не реагируют...

— Я с горечью констатирую, что если бы «трудовой коллектив», оставшийся на киностудии, не пошел на поводу у хозяев-акционеров, а сразу поддержал Союз кинематографистов в борьбе за законность и справедливость, сегодня мы все вместе не стояли бы у финишной «рейдерской черты»: акционирование — банк-ротство — окончательная приватизация Одесской киностудии. И никто не посмел бы от имени этого коллектива проталкивать в высокие инстанции просьбы, идущие ему во вред.

— Весной этого года, Ярослав, ты участвовал во встрече украин-ских кинематографистов с президентом Ющенко, которая, как казалось тогда, должна была иметь для всех нас знаковое значение. Что-то с тех пор изменилось в отношении государства к украинской кинематографии?

— К сожалению, нет. Закон о кинематографии не принят, обещанных ста пятидесяти миллионов на свое развитие украинское кино не получило, бурно обсуждаемая приемлемая для Украины венгерская модель кинопроизводства осталась недосягаемой мечтой, а самое главное, государственная служба кинематографии при Министерстве культуры и туризма как ничего не делала на протяжении шестнадцати лет, так и продолжает бездействовать. Чиновники от кино занимаются исключительно отписками.

Недавно министр культуры Вовкун обнародовал перспективную программу развития культуры в Украине. Кинематографии в ней посвящено одно предложение: планируется создание четырех отечественных фильмов в год.

— А может, ну ее, эту борьбу за сохранение Одесской киностудии? Мы как голые среди волков. И помощи ждать неоткуда.

— Я уже говорил и продолжаю отстаивать свою позицию, что кинемато-графисты в силах возродить кинопроизводство и обеспечить себя работой самостоятельно. Будущее за продюсерским кинематографом. И пусть в Украине по вине чиновников продюсерская система не разработана и практически не внедрена в жизнь, мы вплотную приблизились к осуществлению своих планов на практике.

Целый год ушел у Одесского отделения НСКУ на создание собственного продюсерского центра. Бюрократическая волокита и соблюдение всех юридических формальностей наконец преодолены, и мы приступаем к осуществлению первых проектов совместно с генеральным продюсером центра Вячеславом Буковским.

— Что это будет?

— Боюсь сглазить и пока о конкретных производственных планах умолчу. Самое интересное мероприятие, с которого начинается сотрудничество с нашим продюсерским центром, — организация в Одессе международного кинофестиваля, который будет называться «Одесская киногавань» и планируется на октябрь 2009 года. Особо подчеркну, что ничего общего с провалившимся круизно-фестивальным шоу под названием «Золотой бриг» наш фестиваль не имеет.

Мы постараемся при поддержке Одесской мэрии, Национального союза кинематографистов Украины, Министерства культуры и туризма, а также меценатов и спонсоров провести «Одесскую киногавань» по канонам серьезного кинофестиваля и уже сейчас начинаем ежемесячную серию встреч с кинематографистами разных стран как преддверие будущего кинопраздника. В скором времени в Одессу приедут молодые кинематографисты России, Грузии, предстоят встречи с израильским кино, кино Греции. Наш продюсерский центр представляет четыре новые американские киноленты для широкого показа. Надеюсь, это будет настоящее кино с обязательными встречами со зрителями и обсуждением в самых разных кинозалах Одессы. Цель — готовить одесскую публику к серьезным фестивальным просмотрам.

А в качестве самого первого фестивального мероприятия намечена встреча с выдающимся кинорежиссером современности Ежи Гофманом, который приедет в Одессу с премьерой своего нового четырехсерийного документально-публицистического фильма «Украина. Становление нации» в конце октября. Просмотр фильма, встреча с Ежи Гофманом и другими создателями киноленты намечается на 26—27 октября во Дворце культуры политехнического университета. Вход будет свободным для всех желающих. Следите, пожалуйста, за рекламой. Такой фильм пропустить нельзя.

Но для нас, организаторов будущего кинофестиваля, встреча с Ежи Гофманом будет иметь еще и организационное значение. Мы бы хотели пригласить его возглавить жюри фестиваля.

— Ты как будто испытываешь меня на прочность: начал с безнадеги банкротства Одесской киностудии, с возможности ее окончательной потери, а заканчиваешь феерическими фестивальными планами. Так чего одесским кинематографистам ждать от жизни — похорон или праздника?

— Жизни! Пока мы боремся за свои права, мы существуем, пока есть Союз кинематографистов, мы вместе. Кино — искусство коллективное, и киношник ничего не может сотворить в одиночку, разве что написать книгу воспоминаний. Этим многие из нас в последнее время и занимались, постепенно отстраняясь от своей профессии и погружаясь в прошлое. Но это нонсенс.

Я хочу напомнить, что членами Одесского отделения НСКУ остались многие наши коллеги, уехавшие в Москву и успешно продолжающие там работать. Это режиссеры Говорухин, Полынников, Басаев, Кузьменко, Александр Павловский, операторы Карюк, Панков, Ивасив, продюсер Боковиков, режиссеры-монтажеры Олейник и Прокопенко, в Одессе заканчивают свои фильмы Кира Муратова, Вилен Новак, Георгий Делиев, на одесском телевидении работают Наталья Збандут и Валерий Баранов-ский, по сценариям Дмитрия Костроменко снимаются фильмы на россий-ских киностудиях, а режиссер Виктор Ноздрюхин-Заболотный недавно начал съемки сериала для российского телевидения… Это я к тому, что слухи о недееспособности и невостребованности одесских кинематографистов, которые распускают новые хозяева Одесской киностудии, ни на чем не основаны. Да, мы сегодня не нужны государству. Но киноискусство никто не отменял. И мы продолжаем оставаться востребованными им.

Одесское отделение Национального союза кинематографистов Украины подготовило к изданию уникальный справочник, который содержит индивидуальные сведения о каждом члене нашей организации. Его издание взялась профинансировать Одесская областная государственная администрация. Когда мы собрали все материалы справочника воедино, поразились, какие таланты, каких профессионалов, каких замечательных киношников воспитала за девять десятков лет своего существования Одесская киностудия.

Обанкротилась не киностудия, а бесталанные хозяева ЗАО. Поэтому, на мой взгляд, единственным правильным решением сегодня на государственном уровне было бы признать акционирование Одесской киностудии неудачной попыткой реорганизации неубыточного в недалеком прошлом государственного предприятия «Одесская киностудия художественных фильмов». Коллектив студии способен самостоятельно найти оптимальные пути выхода из кризиса.

— Ты вправду веришь в это?

— Верю. Иначе бы не шел до конца.
1914

Комментировать: