Наша камера
на «Ланжероне»
Лобода Лобода
в Садах Победы
Погода в Одессе сейчас 0 ... +1
ночью -1 ... 0
Курсы валют USD: 25.638
EUR: 27.246
Регистрация
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

ОМКФ стартовал

Понедельник, 13 июля 2015, 07:49

Анна Карцовник, Александр Левит

Экспромт композитора, триумф Саакашвили и нереальная «Реальность»

Репортер, 11.07.2015

Одесский международный кинофестиваль стартовал в шестой раз в самом сердце Южной Пальмиры. Организаторы сетовали на невысокое финансирование, кинематографисты признавались в любви к Одессе, однако самое незабываемое – это та атмосфера, благодаря которой одесситы валят на фестивальное кино во время ОМКФ буквально без разбору.

Атмосфера сопричастности искусству, атмосфера эмоций позитивных, не замешанных на курсе доллара и внешней агрессии. Люди настолько устали от всего абсурда, происходящего вокруг, что с удовольствием бегут в чарующий мир, где остаются один на один с кинопроектором. Тем изысканнее и тоньше в сегодняшней социально-экономической ситуации смотрится фильм-открытие «Реальность» французского режиссера Квентина Дюпье.

Президент ОМКФ Виктория Тигипко в ходе пресс-брифинга старта ОМКФ днем и на церемонии открытия кинофестиваля вечером сетовала на отсутствие поддержки кинофестиваля в целом со стороны государства. И если в прошлом году речь шла о том, что в Каннах около половины затрат компенсирует организаторам государство, то в этом году она оценила экономический эффект от кинофестиваля.

«Фестиваль — это синергия культуры и туризма, и все это в Одессе есть. Мы вносим большую лепту в экономику области и страны. В пример хочется привести фестиваль «Санденс» в Парк-Сити, где всего лишь за 10 дней маленький горнолыжный городок получает прибыль в 87 млн долларов, а каждый турист оставляет там около 1400 долларов, при этом более 7 млн налогов идет в бюджет штата Юта и города. Мы оперируем несколько другими цифрами, но я думаю, что эффект ОМКФ исчисляется сотнями миллионов гривень», — сообщила президент фестиваля.

«Если посчитать минимальные затраты туриста, который приехал на эти 8-10 дней на Одесский кинофестиваль, то это около 2,5 гривень с каждого из более чем 100 тысяч гостей. Мы можем посчитать тот объем живых денег, которые вольются в экономику нашего города», — подчеркнула в ходе пресс-конференции советник одесского городского головы Елена Павлова.

При этом Виктория Тигипко заявила, что приоритетом ОМКФ является развитие украинского кинематографа. Долг государства перед украинскими кинематографистами, по ее словам, на данный момент составляет 120 млн гривень: «Надо выходить из состояния ступора, если мы хотим, чтобы в прокате был не 1% или 1,5% украинских фильмов, а больше, то государство должно финансировало более 50% снимаемых фильмов в стране ежегодно, от 30 и больше. И тогда прокат будет исчисляться десятками процентов. В этом же году и одного процента не будет, потому что государственное финансирование прекращено», — посетовала президент фестиваля.

К слову, СМИ уже озвучили более чем скромные цифры бюджета фестиваля в этом году – общая сумма затрат составляет около 8 миллионов гривень, из которых Госкино выделило… 90 тысяч, а городской бюджет впервые с 2010 года сразу миллион. Для сравнения – несколько лет с начала фестиваля бюджет кинофорума составлял пять миллионов евро, так что в данный момент бюджет сократился примерно в 20 (!) раз, однако внешне зритель перемен не заметил, этом можно сказать с уверенностью.

Церемония открытия кинофестиваля традиционно прошла в фестивальном дворце кинофестиваля – академическом театре музкомедии. Ведущим красной дорожки и церемонии открытия стал Олег Панюта, ведущий телеканала «Украина». Маша Ефросинина, несколько раз открывавшая ОМКФ, в этот раз лишь прошла по красной дорожке, а компанию ведущему составила его коллега Ольга Бутко.

Зрители заполонили площадь перед театром и бурно реагировали на одесских звезд – Бориса Барского, Георгия Делиева, Юрия Кузнецова и многих других. Однако истинным триумфатором в зале и за его пределами стал губернатор Михеил Саакашвили, появившийся в компании сына и супруги. К слову, его речь напоминала мастер-класс для местных политиков по работе с публичными выступлениями.

Началась церемония с видеонарезки работ и цитат великих режиссеров всех времен и народов, затем на сцену начали подниматься почетные гости. Вице-премьер-министр-министр культуры Вячеслав Кириленко приехал на открытие форума и отметил, что в Одессе «чудесный губернатор, чудесный ОМКФ».

«Хорошо, что целую неделю люди будут получать позитивные эмоции, сегодня среди негативных эмоций необходима эстетика Одессы и одесского ландшафта. Благодарю всех организаторов, красота победит», — отметил вице-премьер.

Михеила Саакашвили встретили громогласными аплодисментами, которыми наградили еще одного лишь человека за этот вечер – обладателя первого традиционного «Золотого Дюка».

«Мне, право, неловко за эти аплодисменты, и на красном ковре, и здесь. Немножко непривычно сегодня, ведь я только от галстука начал отвыкать. Я как будто родился тут, в Одессе или Одесской области. Я расскажу одну историю, хотя я ее уже и рассказывал: на Приморском бульваре была группа туристов польских, им рассказывали о том, что Дюк — это губернатор одесский, достопримечательность, а на меня показал экскурсовод и сказал: «А вот дежурная достопримечательность. Я благодарю искренне Викторию и Сергея Тигипко, которые делают все для культуры тогда, когда до этого никому нет дела. Этот исключительный город хотели убить, но это город-праздник, ОМКФ – тоже праздник, а когда соединяются два праздника —  значит нас не убить», — отметил М. Саакашвили.

Геннадий Труханов записал видеообращение к участникам и организаторам, поскольку сам он находится в Регенсбурге, где отдыхают дети из зоны АТО. «Мы показали всему миру, что Одесса — спокойный и безопасный город».

«Проводить фестиваль нам год от года становится и проще, и сложнее одновременно. Проще, потому что высокое реноме фестиваля начинает работать на нас, а сложнее — потому что страна переживает военный, экономический и культурный кризис. Но у нас нет сомнений: культурные события такого масштаба как ОМКФ должны быть, и не может быть никаких оправданий для пренебрежения культурным сектором. Потому что государство, которое не поддерживает культуру, так же обречено, как и государство, которое не развивает свою экономику» — отметила президент Одесского международного кинофестиваля Виктория Тигипко.

Почетный Золотой Дюк за вклад в киноискусство из рук Виктории Тигипко получил британский композитор, автор музыки к фильмам Питера Гринуэя и Майкла Уинтерботтома — почетный гость ОМКФ Майкл Найман. Майкл Найман, еще в ходе пресс-конференции поделившийся восторгом от того, что сможет пройти по локациям легендарных фильмов в нашем городе, поблагодарил за награду и, расчувствовавшись, исполнил несколько своих композиций, в том числе известный саундтрек к фильму «Пианино» Джейн Кампион.

Ведущие вечера Олег Панюта и Ольга Бутко представили жюри международной конкурсной программы: главу — французского режиссера и сценариста, Каннского призера, француженку Жанн Лабрюн, сербского кинематографиста, лауреата Берлинале Срджана Драгоевича, украинского документалиста, снявшего более 50 картин, Сергея Буковского, президента польской киноакадемии, продюсера Дариуша Яблонски и титулованного литовского режиссера Шарунаса Бартаса.

За награды международного конкурса традиционно поборются 12 картин, две из которых — украинского производства. В национальной конкурсной программе представлено 24 фильма: 6 полнометражных и 18 короткометражных лент.

Фильм открытия «Реальность» авторства Квентина Дюпье представил французский продюсер, директор продюсерской компании Chasse à Courts Мартин Гондре.

Квентин Дюпье родился в 1974. В возрасте 12 лет он нашёл камеру и стал фотографировать всё, что видел. Вскоре для его изображений пришлось создавать свою музыку, и он стал известным на весь мир ди-джеем по прозвищу Mr. Oizo. Его прославившиеся фильмы «Шина» и «Неправильно» были представлены на Пьяцца Гранде в Локарно.

Джейсон, тихий оператор, мечтает снять свой первый фильм ужасов. Боб Маршал, зажиточный продюсер, соглашается профинансировать его ленту при одном условии: у Джейсона есть 48 часов, чтобы отыскать идеальный вопль в истории кино. В процессе поиска Джейсон понемногу погружается в настоящий кошмар.

Первое впечатление, которое производит фильм – банальная французская комедия на новый лад. Однако режиссеру удается погрузить нас целиком и полностью в сюрреалистический мир раздвоения личности главного героя, и, чем черт не шутит – всех людей, окружающих его. Чего стоит героиня – маленькая девочка, которая склеивает разбившиеся осколки искореженного сознания Джейсона (его сыграл неподражаемый Ален Шаба, исполнивший роль Цезаря во второй части французской франшизы об Астериксе и Обеликсе) в единый, беспробудный кошмар. И именно в тот момент, когда зритель уже ожидает того, что герой осознал свою одержимость и готов принять лечение, как мы осознаем, что мы всего лишь в новом витке всеобщего кошмара.

Словом, галерея персонажей еще та: директор школы, тайком одевающий женскую одежду; тихая ученица, пытающаяся выяснить, что же записано на кассете, найденной внутри у дикого кабана; телеведущий в костюме крысы, страдающий от мифической экземы; продюсер, вечно ищущий идеальный кадр; режиссер, добивающийся абсолютного саспенса, и до боли напоминающий самого автора картины; наконец, главный герой, разыскивающий для своего фильма идеальный крик. Каждый из этих персонажей потрясающе погружен в свою реальность, однако режиссер мастерски сбивает своих героев и всех зрителей в придачу с толку с мастерством любителя боулинга, выбивающего страйк за страйком.

Саспенс, о котором говорит один из героев, достигается самим режиссером, в тот момент, когда мы окончательно теряем нить повествования. Детали сплетаются и переплетаются, объединяются самым немыслимым образом, абсолютно не придерживаясь киношных клише. Чего стоит ружье, которое не выстрелит? Или имя героини Реалити? Или тот сладостный момент, когда ты понимаешь, что тебя обманули, и ты этому рад?

Словом, перед нами – рефлексия на современный мир, где начинают стираться грани между реальностью и вымыслом, между виртуальным и реальным миром. Особо актуален фильм для нашего общества, ведь многие, очень многие люди сегодня не понимают – это реальность или затянувшийся кошмар. Таковы настроения во всех уголках планеты, о чем свидетельствует мрачный, на первый взгляд, аккорд во всех фильмах конкурсной программы нынешнего года. А вывод автор дает один – кошмары заканчиваются, и их можно выбросить в мусорный бак, как просмотренную из брюха кабана кассету. Поэтому, несмотря на весь глубокий сюрреализм, режиссер оставляет нас наедине с надеждой, чего и нам всем желаю с большим удовольствием!

* * *

На открытии Одесского кинофестиваля главной звездой стал Саакашвили, а ведущий не смог выпросить аплодисменты для гостей

Одесская правда, 11.07.2015

Вечером 10 июля в Одессе состоялось самое масштабное и ожидаемое мероприятие года – открытие 6-ого Одесского международного кинофестиваля. И сколько бы организаторы и гости сего действа не говорили о важности развития культуры и качестве представленных картин, в день открытия самой важной частью становится красная дорожка и ее гости.

Уже шестой год одесские ВИПы считают своим долгом пройтись под вспышками фотокамер и продемонстрировать свою принадлежность к прекрасному и свое умение наряжаться. Большинство горожан именуют это мероприятие не иначе как «ярмаркой тщеславия», и с ними тут сложно не согласиться. Но, если опустить эту деталь, то правды ради, стоит сказать, что церемонии открытия и закрытия, и красные дорожки, которые в прежние годы проводились в Оперном театре, действительно выглядели красиво и торжественно. И не столько благодаря гостям и их ярким нарядам, сколько благодаря антуражу – архитектура старого центра города, красиво постриженные деревья и конечно сам величественный Оперный театр.

Теперь же ситуация выглядит совсем иначе. Вокруг Музкомедии глазу открывается обветшалая трамвайная остановка, старый продуктовый магазин и процесс строительства очередного дома. А в фойе – тщетные попытки скрыть старость и совковость обстановки, рекламными брендволами и столиками с шампанским. Все это сильно нивелирует торжественность события. Ну и в этом году в связи с тяжелой экономической и политической ситуацией, состав гостей дорожки тоже оставлял желать лучшего.

БЕЗ МИРОВЫХ ЗВЕЗД, ЗАТО С СААКАШВИЛИ

Еще до открытия красной дорожки вокруг театра собрались сотни зевак, чтобы поглазеть на звезд. Складывалось впечатление, что многие из них – не одесситы, а приезжие, которые просто шли с пляжа и решили ненадолго задержаться. Перед проходом гостей брендвол, возле которого они позировали, на наличие взрывчатки проверила милицейская служебная собака, естественно ничего не обнаружила, и ведущий Олег Панюта открыл этот вечер, поприветствовав первых гостей.

Он старался как мог, рассказывая, «какой сегодня прекрасный вечер, какие красивые дамы, шикарные наряды» и призывая встречать гостей аплодисментами, но это не проняло публику. Не только зеваки, но и журналисты недоумевали «кто все эти люди» и искренне радовались, когда появлялись знакомые лица. И как Панюта не старался выпросить овации для гостей, зрители оставались безучастны. Люди немного оживлялись только тогда, когда на дороже появлялись любимые всеми актеры «Масок», Олег Филимонов и Олег Школьник, Маша Ефросинина, Феликс Шиндер и группа «Деньги вперед» и еще несколько известных личностей. Ну и конечно, нового губернатора Михаила Саакашвили с семьей встречали настоящими овациями.

Вообще глава ОГА стал настоящей звездой вечера, хотя к кино он не имеет никакого отношения. Уже в зале, до начала церемонии, ему не давали покоя желающие сделать совместное фото, или просто пожать руку, разве что автографов не брали. А когда ведущий пригласил его на сцену для приветственного слова, зал просто взорвался овациями, из чего стало ясно, что нашего губернатора любит и простой народ, и местные элиты. Мэр Одессы Геннадий Труханов на церемонии отсутствовал, но зрителям продемонстрировали записанное им видеообращение, а ведущие акцентировали внимание на том, что градоначальник сейчас находится в Германии, где работает над организацией отдыха для детей из зоны АТО.

ПЕРВАЯ СТАТУЭТКА ДОСТАЛАСЬ НАЙМАНУ

По традиции на церемонии открытия был вручен первый «Золотой Дюк», который достался британскому композитору Майклу Найману за вклад в киноискусство. Сам мэтр решил вместо долгих благодарственных речей сесть за рояль, и заворожил своей музыкой весь зал.

Феликс Шиндер и «Деньги вперед» также оживили публику своими одесскими песнями, а президент фестиваля Виктория Тигипко в своей речи отметила, что организаторы поставили себе задачу на вторую пятилетку привлечь на фестиваль больше европейских гостей.

— Мы и раньше стремились к этому, но события в Украине отбросили наши планы назад. Несмотря на это, мы полны сил и энергии и намерены сделать так, чтобы фестиваль расширял свою географию и собирал здесь больше европейских зрителей, — подчеркнула Виктория Тигипко.

После завершения торжественной части демонстрировался фильм-открытие «Реальность» режиссера Квентина Дюпье. И вот тут-то и стало понятно, насколько был прав Михаил Жванецкий, который на первом ОМКФ подметил, что для многих гостей мероприятия кино стоит на втором месте, после возможности продемонстрировать всем свое новое платье. Как только начался фильм, процентов 40% зала просто развернулись и ушли, решив, наверное, что «культурный» план на сегодня они уже выполнили.

Но как бы то ни было, Одесский кинофестиваль — действительно замечательное событие, которое привлекает в наш город множество настоящих ценителей кино, которые не попадают, правда, на красную дорожку. И в ближайшую неделю ничто не помешает всем нам наслаждаться хорошими фильмами и приятной культурной атмосферой, пока некоторые будут готовиться, и выбирать наряды к церемонии закрытия ОМКФ.

* * *

Знаменитой Потемкинской лестнице присвоен статус «Сокровище европейской кинокультуры»

Факты, 12.07.2015

В Одессе поздно вечером в субботу в неповторимом кинотеатре «под открытым небом», более 15 тысяч зрителей присутствовали на уникальном киносеансе.

Накануне, за несколько часов до этого события, состоялось другое — открытие памятного знака о присвоении Потемкинской лестнице статуса «Сокровище европейской кинокультуры». Церемония состоялась на Приморском бульваре, у подножия памятника Дюку де Ришелье, в рамках проходящего в городе Одесского международного кинофестиваля (ОМКФ). В ней приняли участие руководители городского совета и организаторы фестиваля, представитель Совета Европейской Киноакадемии Марек Розенбаум. Также на открытии присутствовали члены Европейской киноакадемии Срджан Драгоевич, Алик Шпилюк и Денис Иванов.

Как отметил Марек Розенбаум, Потемкинская лестница вошла в историю кинематографа, благодаря фильму Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин».

— Впервые я увидел сцену с Потемкинской лестницей из «Броненосца Потемкина» около 50 лет назад, а сегодня впервые вижу воочию, — сказал Розенбаум. — Для меня огромная честь выступать сегодня от имени Совета киноакадемии.

Памятный знак представляет собой прямоугольник из специального стального сплава, с высокопрочным прозрачным покрытием, с соответствующей надписью на английском языке и символами киноакадемии. Знак вмонтирован в вертикальный каменный парапет — между первым и вторым маршами лестницы. В частности, по соседству с указателем о том, что Потемкинская лестница — памятник архитектуры республиканского значения.

Потемкинская лестница стала своеобразным кинотеатром под открытым небом шесть лет назад, на первом ОМКФ, когда здесь была показана ретроспектива Сергея Эйзенштейна. Каждый год, разместившись на ступенях данной лестницы, бесплатный киносеанс могут увидеть более 15 тысяч зрителей.

Установкой вышеназванного знака Европейская киноакадемия (объединяющая более 3 тысяч профессионалов, которые продвигают европейское кино, в их числе — 14 украинцев) стремится повысить осведомленность общественности о местах символического значения для европейского кино, которые необходимо сохранить для будущих поколений. Такие знаки уже установлены в Лионе (Франция) на доме, где родились братья Люмьер; научно-методическом кабинете-музее Эйзенштейна в Москве; Центре Бергмана на острове Форе (Швеция) и музее «Мир Тонино Гуэрра» в Пеннабилли (Италия).

В тот же вечер тысячи людей пришли на демонстрацию немой киноленты Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», состоявшуюся на Потемкинской лестнице. (К слову, это первый за все шесть «фестивальных» лет украинский фильм, демонстрирующийся здесь).

Кинопоказ прошел в рамках шестого Одесского международного кинофестиваля. Чтобы увидеть этот документальный фильм, который начался в 21:30, местные жители и туристы собирались на Потемкинской лестнице, занимая места прямо на ее ступенях, еще за несколько часов до начала показа.

66-минутный фильм люди смотрели, стоя и сидя на ступенях. Кому не хватило мест, остались наверху — на Приморском бульваре и площади возле памятника Дюку, где выискивали «свободное местечко», откуда можно было наблюдать действо.

Кинолента демонстрировалась в сопровождении всемирно известного английского камерного оркестра Michael Nyman Band под руководством легенды киномузыки, лауреатом премии Оскар, композитором Майклом Найманом.

— Второй год подряд мы собираемся на Потемкинской лестнице, демонстрируя ленты под патронатом Британского Совета в Украине, — сказал, выступая перед собравшимися, Чрезвычайный и Полномочный посол Великобритании в Украине Самон Смит. — В прошлом году британский киношедевр показывали в сопровождении Одесского симфонического оркестра, а в этом году — наоборот. «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова — уникальное явление в истории кинематографа. Украинский первопроходец создал неповторимое кино без актеров и сюжета, но при этом понятное каждому — кино без границ и временных рамок.

Как отметил Майкл Найман, одна из основных причин его приезда в Украину состоит в том, что «Человек с киноаппаратом», к которому композитор написал музыку, снимался в Одессе.

— Считается, что фильм якобы полностью снят в Москве, но это не так, — констатировал маэстро. — Часть снимали в Одессе, еще часть — в Киеве.

Он добавил, что счастлив быть в черноморском городе и узнавать места, запечатленные в этой ленте — классике мирового кинематографа. Композитор отметил, что перед выступлением переживал и не исключает, что Вертов счел бы его саундтрек неприемлемым, но… он (Найман) видит музыкальное сопровождение именно таковым.

Зрители встретили показ и выступление музыкантов длительными аплодисментами.

СПРАВКА
«Человек с киноаппаратом» (1929) — экспериментальный фильм одного из пионеров документалистики — радикального советского кинематографиста Давида Кауфмана, известного под псевдонимом Дзиги Вертова. Фильм составлен из коротких документальных фрагментов (зачастую всего несколько кадров), изображающих хаотичную жизнь современного города: движение транспорта и людей, труд рабочих на промышленных предприятиях, культурные мероприятия, медицинские учреждения.

На протяжении четырех лет на улицах Одессы, Киева и Москвы режиссер вместе со своим братом — оператором Михаилом Кауфманом — снимал бурлящую жизнь современного города во всех ее проявлениях, после чего был смонтирован 66-минутный урбанистический калейдоскоп. В картине нет ни сюжета, ни сценария, ни титров, ни актеров, ни декораций. Единственный протагонист — человек с камерой, фиксирующий окружающую реальность.

«Городская симфония» Вертова была воспринята современниками как «кинохулиганство» и забыта вместе с его автором. Вернули Дзигу Вертова кинематографу представили «французской новой волны». Уже с 1960-х годов «Человек с киноаппаратом» становится хрестоматийным пособием для изучения монтажных и операторских техник, а Вертов вдохновляет режиссеров синема-верите, Годара и Трюффо, а позже и кинематографистов группы «Догма» во главе с Ларсом фон Триером.

В 2012 году в опросе почти тысячи кинокритиков британского журнала Sight& Sound («Зрение и звучание») «Человек с киноаппаратом» занял 8 место списка лучших фильмов всех времен. В 2014 году Sight & Sound назвал картину лучшим документальным фильмом всех времен.


8086

Комментировать: