Наша камера
на «Ланжероне»
Лобода Лобода
в Садах Победы
Погода в Одессе сейчас +2 ... +4
вечером 0 ... +2
Курсы валют USD: 25.638
EUR: 27.246
Регистрация
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

Эхо Одесского кинофестиваля. Дайджест

Вторник, 29 июля 2014, 21:08

Светлана Пензова, Жанна Жукова, Олеся Мамиенко, Тина Арсеньева, Олеся Мамиенко, Мария Рубан

ОДЕССКИЙ... ПЯТЫЙ... МЕЖДУНАРОДНЫЙ...

Порто-франко, 11.07.2014

Сегодня о нашем городе открытие Пятого Одесского международного кинофестиваля. ОМКФ, безусловно, главное событие нынешнего одесского лета. В этой подборке мы постараемся дать нашим читателям представление о сути и размахе кинопраздника.

КОНЦЕПЦИЯ

В Международную конкурсную программу входят фильмы со всего мира, в основном международные или национальные премьеры. Программный фокус фестиваля — «арт-мейнстрим», т. е. фильмы, обладающие высоким художественным качеством и доступные максимально широкой аудитории. С 2012 года зрители становятся главными арбитрами Одесского международного кинофестиваля, так как Гран-при вручается на основании результатов зрительского голосования. Международное жюри награждает победителей в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» и «Лучшая актерская работа». Внеконкурсные программы включают ретроспективы, подборки новейших фильмов разных стран, эксклюзивные премьеры и фестивальные хиты.

КИНОПЛОЩАДКИ

Фестивальный дворец с 2012 года находится в здании Театра музыкальной комедии им. М. Водяного. Вместимость зала, в котором проходят конкурсные показы и гала-премьеры, — 1260 мест. Здесь также расположены службы аккредитации, билетов, гостевая служба и пресс-центр. Большая фестивальная площадь с фонтаном и зоной кафе и ресторанов круглосуточно собирает всех гостей в неформальной обстановке у главного входа во дворец. Вторая по значимости фестивальная площадка — кинотеатр «Родина», располагающий двумя современными кинозалами на 180 и 520 мест. Профессиональная секция расположена на территории Одесской киностудии, а мероприятия Кинорынка проходят в мультиплексе «Синема-Сити».

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СЕКЦИЯ

Развитие профессионального киносообщества в Украине — одна из основных миссий кинофестиваля. В рамках Профессиональной секции проводится продюсерский Питчинг (конкурс на лучший проект фильма), презентации картин в стадии Work in Progress, а также панельные дискуссии и круглые столы, посвященные острым вопросам развития отрасли. В будущем Одесса планирует также стать крупным копродакшн рынком между государствами Европы и русскоязычными странами. В рамках кинофестиваля также проводится локальный кинорынок, основная цель которого — развитие продуктивных отношений между украинскими прокатчиками и дистрибьюторами.

ЛЕТНЯЯ КИНОШКОЛА

Летняя киношкола — образовательный проект кинофестиваля, состоящий из серии мастер-классов и творческих встреч с мэтрами мировой киноиндустрии — знаменитыми актерами, режиссерами, сценаристами, киноведами и продюсерами. Эта секция фестиваля функционирует на протяжении девяти фестивальных дней. В прошлом году участниками секции стали 600 человек из Украины и России. Среди мастеров и гостей киношколы — режиссеры Питер Гринуэй, Кшиштоф Занусси, Роджер Корман, Эмир Кустурица, Вадим Перельман, Кира Муратова, Йос Стеллинг, Иржи Менцель, Сергей Лозница, Тодд Солондз, актеры Рутгер Хауэр, Джон Малкович, Джеральдина Чаплин, продюсеры Тимур Бекмамбетов и Александр Роднянский, киноведы Андрей Плахов и Наум Клейман и многие другие деятели киноиндустрии.

В этом году программа школы не менее насыщена, чем в предыдущие.

Украинский режиссер, призер Каннского МКФ и автор нашумевшего фильма «Майдан», украинская премьера которого состоится на ОМКФ-2014, Сергей Лозница приготовил для слушателей киношколы мастер-класс «Документальное кино — возможности и ограничения. Кино как пропаганда». Кинематографист расскажет, как документалистика в современных реалиях становится частью информационной политики и замещает новостные сюжеты.

Глава жюри международной конкурсной программы, британский режиссер игрового и документального кино Питер Веббер представит лекцию на тему «Смерть кино», а семейство Хаббардов, всемирно известных кастинг-директоров, которые подбирали актеров для культовой трилогии «Властелин колец» и привели к славе Колина Фаррелла, Орландо Блума и Кейт Уинслет, поведают о том, как открывать новые имена и распознать будущих знаменитостей.

Кинокритик Жан-Филипп Тессе, заместитель главного редактора легендарного французского издания о кино «Кайе дю синема» и постоянный автор киноведческого журнала Cahiers du сіпйта, поделится тонкостями своей профессии. Ольга Дыховичная и Ангелина Никонова, директор и продюсер международного фестиваля независимого кино «Tomorrow/Завтра», прочитают лекцию о независимом малобюджетном кинопроизводстве, а также представят на фестивале свою совместную картину «Велкам хом» в рамках секции «Специальные показы».

Кроме того, во время творческих встреч на вопросы студентов образовательной секции ОМКФ ответят известная израильская актриса, член жюри международной конкурсной программы Евгения Додина, а также глава жюри Национального конкурса, известный российский режиссер-документалист и президент фестиваля авторского неигрового кино «Артдокфест» Виталий Манский. Англичанин Стивен Фрирз также встретится со слушателями Летней киношколы. Все тайны съемок трилогии «Хоббит» раскроет ирландский актер театра и кино, исполнитель роли гнома Кили Эйдан Тернер.

Онлайн G&A сессия состоится с одним из самых талантливых американских инди-кинематографистов, режиссером «Реквием по мечте» и «Черный лебедь» Дарреном Аронофски, а онлайн мастер-класс о роли новых цифровых технологий в кино даст британский независимый продюсер лорд Дэвид Паттнэм.

РЕТРОСПЕКТИВА СТИВЕНА ФРИРЗА

Свою ретроспективу на 5-м Одесском кинофестивале лично представит один из самых ярких и узнаваемых режиссеров Великобритании — Стивен Фрирз, автор таких известных картин, как «Опасные связи», «Королева» и «Филомена». Во время торжественной церемонии открытия юбилейного фестиваля ему вручат «Золотой Дюк» за вклад в киноискусство.

Стивен Фрирз неоднократно удостаивался самых престижных кинонаград: призов Берлинского и Венецианского кинофестивалей, премий «Гойя» и «Сезар», а также номинировался на «Оскар», «Золотой глобус» и «Золотую пальмовую ветвь» Канн. Британский кинематографист известен своими провокационными и стильными фильмами о людях, живущих на грани социальных и сексуальных норм. В личную ретроспективу режиссера в Одессе войдут наиболее значимые киноленты в его карьере: «Филомена», «Моя прекрасная прачечная», «Шери» и «Неотразимая Тамара».

В своей последней работе «Филомена», основанной на реальных событиях, режиссер исследует историю ирландки, которая родила в подростковом возрасте, после чего была отправлена родителями на «перевоспитание» в монастырь. Всю жизнь женщина потратила на поиски своего ребенка, усыновленного американской семьей. Образ Филомены на экране воплотила легендарная британская актриса — великолепная Джуди Денч, а комик Стив Куган сыграл журналиста Мартина Сикс-мита, автора романа «Потерянный ребенок Филомены Ли», по мотивам которого и был снят фильм. Премьерный показ картины состоялся на 70-м Венецианском кинофестивале, где она получила девять наград, включая «Голубого льва» за лучший сценарий, после чего последовали четыре номинации на «Оскар».

Комедийная драма «Моя прекрасная прачечная» принесла Фрирзу международный успех и вошла в список 100 лучших фильмов по версии Британского института кино. Главную роль исполнил единственный в истории трехкратный обладатель премии Американской киноакадемии — Дэниел Дэй-Льюис, который предстал в очень неожиданном образе — любовника пакистанца Омара и по совместительству панка и фашиста. Фильм рассказывает о жизни пакистанской общины в Лондоне середины 80-х и расистских настроениях того времени. Картина номинировалась на «Оскар» и премию BAFTA.

Костюмированная мелодрама «Шерри» — экранизация одноименного романа Колетт. Париж в начале 20-го века был известен не только как центр культуры и излюбленный город всех великих творцов, но и благодаря своим куртизанкам. Красавица Леа в исполнении Мишель Пфайффер является одной из них, но уже может позволить себе безбедную жизнь в свое удовольствие и отошла от дел. Ее старая знакомая и бывшая коллега, роль которой досталась оскаровскому лауреату Кэти Бейтс, знакомит ее со своим сыном Шери, и между бывшей куртизанкой и избалованным юношей закручивается бурный роман, который длится шесть лет.

Картина «Неотразимая Тамара» снята по мотивам комикса Пози Симмондс, в свою очередь основанного на романе Томаса Харди «Вдали от обезумевшей толпы». Фильм рассказывает о некрасивой девушке, которая, изменив свою внешность, возвращается в родной город и совершенно переворачивает ход жизни его жителей, покоряя сердца мужской части населения. Премьерный показ киноленты прошел в рамках Каннского кинофестиваля, где боксер по имени Босс, сыгравший не главную, но немаловажную роль, получил специальную награду Palm Dog, ежегодно вручаемую четвероногим артистам.

Ретроспектива Стивена Фрир-за проводится при поддержке Британского Совета в Украине.

УКРАИНСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА: ЗАБЫТЫЕ ШЕДЕВРЫ

Эта программа позволит зрителям увидеть фильмы, которые были сняты на Киевской и Одесской киностудиях, но большинство из которых по разным причинам остались недостаточно известными массовому потребителю.

Первая украинская психологическая кинодрама «ДВА ДНЯ» режиссера Георгия Стабового снята в Одессе в 1927 году.

С приходом Красной Армии белогвардейцы покидают город. В барском особняке остаются двое: старый швейцар Антон и барчук-гимназист. Дом занимает отряд красноармейцев, среди которых большевик Андрей, сын швейцара. Старик не разделяет взглядов любимого сына и оберегает барчука, спрятав его на чердаке. На следующий день город снова захватывают белые. Барчук выдает Андрея, красноармейца казнят. Слуга запирает двери барского особняка и поджигает его вместе с находящимися в нем белогвардейцами.

Главную роль в картине сыграл выдающийся актер Иван Замычковский, который в то время блистал на сцене Одесского украинского театра.

У фильма «СТРОГИЙ ЮНОША» режиссера Абрама Роома, снятого в 1936 году на студии «Украинфильм», едва ли не самая трагическая судьба из всех картин советского периода.

Премьера фильма, снятого по сценарию Юрия Олеши, должна была состояться в 1936 году, однако деятели киностудии запретили картину к широкому прокату.

В центре картины, снятой по сценарию Юрия Олеши, банальная на первый взгляд история, когда Гриша Фокин, спортсмен-комсомолец, влюбляется в Марию Михайловну Степанову — жену крупного профессора и учёного Юлиана Николаевича Степанова. Но поразительное режиссерское мастерство как бы уводит сюжет на второй план, а на первом — потрясающие съемки и оригинальное использование музыки. Еще одно достоинство фильма — уникальный актерский состав. В картине снимались великий театральный артист Юрий Юрьев, «звезда» еще немого кино Ольга Жизнева, будущий исполнитель роли В. И. Ленина Максим Штраух, артист Дмитрий Дорлиак, чья сестра стала женой Святослава Рихтера, совсем еще юная Валентина Половикова, которой было суждено под фамилией Серова стать музой Константина Симонова.

Но в июне 1936 года вышло Постановление треста «Украинфильм» о запрещении фильма: «Просмотр так называемого чернового монтажа фильма «Строгий юноша» (фактически законченного фильма) приводит к выводу, что постановщик — режиссер А. Роом не только не пытался в процессе съемок преодолеть идейно-художественную порочность сценария, но еще резче подчеркнул и навязчиво выпятил его чуждую «философскую» основу и ложную систему образов. По своей идейной концепции, в трактовке образов, общим эстетическим и стилевым чертам фильм «Строгий юноша» является образцом проникновения чуждых влияний в советское искусство...

1. Идейный стержень фильма — кодекс новой морали, рассуждения о равенстве и уравниловке — представляет собой смесь претенциозных сентенций... и отвлеченных прописей, к которым с явным намерением придать фильму большую «проходимость» механически добавлены высказывания тов. Сталина о большевистской ясности цели как новой черте советских людей.

4. В системе образов фильма комсомольская молодежь изображена так, что фильм в целом звучит как пасквиль. А Роом изобразил советскую молодежь, комсомольцев как людей, лишенных воли, действенности, революционной страсти, неспособных дать отпор классовому врагу...

6. При постановке фильма допущены грубейшие отклонения от стиля социалистического реализма...

7. Ввиду всего этого «Украинфильм» постановляет:

а). Выпуск фильма «Строгий юноша» — запретить. Киностудии прекратить дальнейшую работу над фильмом.

г). Признать, что директор Киевской киностудии т. Нечес и начальник художественно-производственного отдела «Украин-фильма» т. Левит в процессе всей работы над фильмом проявили недостаток бдительности и предоставили А. Роому полную свободу в осуществлении его вредных взглядов относительно идейной и стилевой направленности фильма».

Также в программе украинского ретро можно будет увидеть картины «ДОРОГОЙ ЦЕНОЙ», режиссер которой — уроженец Одессы Марк Донской; драму «СКУКИ РАДИ» Артура Войтецкого по одноименному рассказу Максима Горького и «ДИКАЯ ЛЮБОВЬ» Виллена Новака, последний фильм Одесской киностудии, имевший большой зрительский успех.

ФИЛЬМ «БУМАЖНЫЕ ДУШИ» ЗАКРОЕТ ФЕСТИВАЛЬ

Фильмом закрытия юбилейного кинофестиваля станет новая картина бельгийского режиссера, продюсера и сценариста Венсана Линно «Бумажные души» со звездой французского кино — самым известным «высоким блондином» Пьером Ришаром.

«Бумажные души» — трогательная романтическая драмеди Венсана Ланно о любви и смерти. Главный герой Поль зарабатывает на жизнь написанием поминальных речей, но однажды его жизнь полностью меняется, когда молодая вдова просит его написать достаточно необычный текст для восьмилетнего сына.

В роли друга и соседа Поля, одинокого Виктора, брат которого погиб в концлагере, зрители увидят выдающегося французского комика — 79-летнего Пьера Ришара. По словам автора фильма, Ришар был единственным, кого он видел в этой роли, Ланно даже был готов отказаться от съемок, если французская кинозвезда не согласится сыграть этого персонажа. Для того чтобы актер смог легче вжиться в образ, из музейного архива были присланы подлинные материалы со времен войны.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ, МУЖЧИНА-FEMEN И ПЕРВЫЙ «ЗОЛОТОЙ ДЮК»

Вести, 14.07.2014

11 июля в Одессе открылся пятый Одесский международный кинофестиваль. В этом году красная дорожка была заметно скромнее, чем ранее, к тому же из-за финансовых вопросов прошла она не в оперном театре — красную дорожку расстелили на площади перед зданием музкомедии. А поглазеть на звездных гостей на площади собралось несколько сотен одесситов, которые оценили заметный плюс новой локации — большую тень от здания музкомедии.

ПАРАД ЗВЕЗД

Дефиле почетных гостей по красной дорожке кинофестиваля началось с небольшим опозданием и... без ведущего, выход гостей никто не объявлял. Зато их встречала живая скульптура «Золотой Дюк», под золотистым гримом которой скрывалась девушка. Публику приветствовали украинские актеры Виктор Андриенко и Лариса Кадочникова, художник Александр Ройтбурд, бывшая солистка Real О Светлана Тарабарова, экс-«Алиби» Анна Завальская. Автор нашумевшего фильма «Майдан» Сергей Лозница прошел очень быстро, лишь на миг скромно остановившись попозировать перед камерами. По дорожке наряду с профессионалами, причастными к искусству в целом и к кинематографу в частности, прошли и вип-персоны. Городской голова Геннадий Труханов и экс-губернатор Николай Скорик пришли на церемонию с женами, а вот нынешнего губернатора Игоря Палицы не было вовсе. Одесских знаменитостей публика встречала более чем восторженно: криками «браво» и аплодисментами наградили Бориса Барского, Георгия Делиева, Олега Школьника, Юрия Кузнецова, Алексея Ботвинова... «Я рад, что и в этом году кинофестиваль состоятся, нужно проводить фестивали несмотря ни на что», — отметил «джентльмен» Олег Филимонов. А вот иностранных звезд кинематографа в этом году было не так много: выделились, пожалуй, только именитый британский режиссер («Опасные связи») Стивен Фрирз и французский продюсер и режиссер («Убей меня, пожалуйста») Олиас Барко.

Большинство гостей решили не изменять классическому дресс-коду, но несколько раз мелькнули джинсы и кеды, а настоящим хитом стали вышиванки, на которые сменили обычные рубашки сразу с десяток гостей. Не обошлось и без инцидента: неожиданно из зоны прессы выпрыгнул представитель Femen в Одессе Евгений Довлатов. Облаченный в классический костюм, с фестивальным бейджем и плакатом в руках, он встал на колени и прокричал несколько оскорблений в адрес Владимира Путина, охрана нарушителя церемонии явно не спешила уводить, и Довлатов, сделав свое дело, радостно припрыгивая, удалился с красной дорожки самостоятельно.

А вот президента кинофестиваля Викторию Тигипко с супругом Сергеем Тигипко на красной дорожке публика так и не дождалась, она открыла фестиваль уже в зале музкомедии. ОМКФ начался с минуты молчания, гости вечера почтили память погибших в тот день на востоке страны. Вели церемонию открытия телеведущие Снежана Егорова и Олег Панюта. Начался вечер под звуки симфонического оркестра, исполнившего известные всем мелодии из «Крестного отца» и «Шербургских зонтиков», после чего ушел к новому хозяину первый «Золотой Дюк» — Стивену Фрирзу главную награду фестиваля вручили «за вклад в киноискусство», Порадовало публику и выступление украинской группы The Hardkiss, исполнившей композицию Stones вместе с симфоническим оркестром и световым шоу. А на закуску церемонии зрителю подали «Человеческий капитал» итальянского режиссера Паоло Вирдзи с Валерией Бруни Тедески в главной роли.

После официальной части в музкомедии гости вечера переместились на вечеринку, которая тоже в этом году переехала (из Пале-Рояля возле оперного). В этом году здесь уже не ожидали 30 тысяч закусок, как в прошлом, однако удивить все-таки пытались — лавандовыми капкейками и закусками в эко-стиле на расстеленных на столах рулонах газонной травы. Почетные гости собирались в компании, обговаривая открытие кинофеста, держа в руках не только бокалы с вином, а и взятые со стола закусок свежие морковки. «Мне очень понравилось, что в этом году церемонию открытия кинофестиваля провели в музкомедии, а не в оперном, здесь намного теплее атмосфера. Уже только открытие кинофеста показало, что его стоит проводить, нужно отвлекаться от грустных мыслей о ситуации в стране», — поделилась с «Вестями» гостья вечера Светлана Тарабарова.

ОМКФ-2014: гости летели экономклассом

Комсомольская правда, 14.07.2014

В пятницу в Одессе открылся 5-й юбилейный международный кинофестиваль. Без пафоса и излишеств.

Отличительной особенностью этого кинофеста стали патриотические мотивы в одежде гостей. Так, наряду с традиционными вычурными нарядами со стразами, рюшами и глубокими декольте было много вышиванок и костюмов в цветах украинского флага. Среди тех, кто поддержал патриотический тренд, был одесский скульптор Михаил Рева. Он пришел в вышитой сорочке и в... кедах.

В целом гости вели себя скромно и не привлекали излишнего внимания. За исключением единиц. Так, одесский комик Борис Барский, проходя по красной дорожке, сделал вид, что хочет остаться незамеченным — он присел на корточки и пытался спрятаться за свою спутницу. А исполнительница главной роли одного из фестивальных фильмов «Моя Русалка, моя Лореляй» одесситка Екатерина Молчанова в буквальном смысле слова порхала над дорожкой, а подойдя к фестивальному баннеру, даже несколько раз подпрыгнула.

Звездных гостей из-за границы приехало немного. А те, кто все же решился, не предъявляли организаторам завышенных требований. К примеру, некоторые согласились даже на перелет эконом-классом. Среди них — гном Кили из трилогии «Хоббит» — актер Эйдаг Тернер. А вот россиянин Михаил Сегал дольше всех колебался, ехать ли на ОМКФ, в итоге все же прибыл в Одессу с опозданием на день и представил свой фильм «Кино про Алексеева».

- Они приехали поддержать Украину, а не веселиться, — сказала исполнительный продюсер ОМКФ Юлия Сенкевич.

Британский режиссер Стивен Фрирз, 73-летний мастер психологической драмы, известный публике по фильмам «Филомена», «Королева» и «Опасные связи». До ОМКФ на его счету было 55 престижных наград, в том числе призы Берлинского и Венецианского кинофести валей. Теперь ему вручили и «Золотого Дюка».

На второй день после церемонии открытия ОМКФ англичанин пообщался с прессой. Немного помятый и растрепанный, он появился в любимой красной майке с мороженым в руках. Англичанин признался, что впервые приехал в Одессу, тотчас приняв приглашение от организаторов кинофестиваля. Номинант на премию «Оскар» добавил: несмотря на то, что многие коллеги отказались ехать в Украину, на то он и голливудский декадент, чтобы поступать наперекор всеобщему мнению.

- Я знал, что у вас тут творится беда, — сказал режиссер.

- А потом прочитал Бабеля, который писал, что Одесса — это вообще гангстерский город, и сразу захотел приехать… А будь у меня немного больше времени, я бы с удовольствием повалялся на одесском пляже.

ТОП-3 ФИЛЬМОВ ФЕСТИВАЛЯ

1. «Столетний старик, который вылез в окно и исчез».

О дедушке, который не хочет больше бессмысленно доживать свой век в доме престарелых. Он вылазит из окна в день своего столетия и уходит навстречу приключениям.

2. «Зимняя спячка». История рассказывает о бывшем актере Айдыне, который держит небольшой отель в центральной Анатолии вместе с молодой женой и сестрой. Зимой, когда начинает идти снег, отель превращается в их убежище и одновременно разжигает их враждебность...

3. «А вот и она». С Майклом Дугласом и Дайан Китон. Фильм о жизни хамоватого и уставшего от работы риэлтора, жизнь которого переворачивается с ног на голову после того, как ему на попечение привезли внучку.

ЯКОРЬ СТАБИЛЬНОСТИ

Вечерняя Одесса, 15.07.2014

Пятый Одесский международный кинофестиваль открылся 11 июля, что называется, несмотря ни на что. И погнал не просто волну — цунами споров!

Начнем с того, что церемония открытия в зале Театра музыкальной комедии была выстроена весьма корректно.

Прежде всего ведущие предложили залу почтить минутой молчания жертв конфликта в Донбассе.

Собственно же культурная программа оказалась небольшим концертом: оркестр музкомедии, в джазовом составе и под управлением главного дирижера Вадима Перевозникова, сыграл любимые народом темы из старых кинофильмов — мелодии Гленна Миллера, Франсиса Лея, Нино Рота, Мишеля Леграна, в сопровождении слайд-шоу из соответственных кинокадров. Этот зачин назывался «Кино по нотам». Затем вышла президент ОМКФ Виктория Тигипко и, выразив свое сожаление по поводу печальных событий, сказала:

— Нынешний год стал переломным в истории Украины. Но, как бы тяжел он ни был, у нас не было ни секунды сомнения в необходимости проведения фестиваля: он — якорь стабильности, он способен объединить людей. Ведь совместный просмотр кинофильмов — действо, формирующее в разрозненных людях ощущение коллективного «мы». В период подготовки нас морально поддержали кинофестивали разных стран. Более 5000 гостей приехало на этот раз в Одессу, купив фестивальные абонементы. Втрое больше, чем в прошлом году, вызвалось волонтеров — 650 человек. Мы в Одессе заякорились, фестиваль занял свою нишу, и главный персонаж в нем — зритель. В этом городе зритель экспрессивный, живой, непосредственный.

Виктория Тигипко вручила на сцене главный приз ОМКФ, статуэтку «Золотой Дюк», звездному гостю — мэтру кинорежиссуры, британцу Стивену Фрирзу, с формулировкой: «За вклад в развитие киноискусства». «Я просто... декадент из Голливуда», — улыбнулся в ответ автор фильмов «Опасные связи», «Королева», «Филомена», «Тамара Дрю». В программе пятого ОМКФ — ретроспектива киноработ Стивена Фрирза.

На церемонии также было объявлено о поддержке фестивалем арестованного российскими спецслужбами украинского режиссера, крымчанина Олега Сенцова: оргкомитет фестиваля наладил связь с его адвокатом, в программе же будет показан фильм О.Сенцова «Гамер». Вырученные деньги будут направлены ему в помощь.

Вот и все, собственно, «веселье», завершенное фильмом открытия — социальной драмой Паоло Вирци «Человеческий капитал». Начались рабочие будни фестиваля. Для кинозрителя фестиваль — праздник искусства, для зевак — повод поглазеть-посплетничать, для оргкомитета и жюри — работенка от утренних петухов до ночных сов.

ОТКРЫТИЕ ОМКФ: С ПАФОСОМ, НО БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ

Одесская Правда, 15.07.2014

В Одессе стартовал международный кинофестиваль — с красной дорожкой, фуршетом и вечеринками. Торжественная церемония открытия состоялась в Театре музкомедии.

Несмотря на заверения организаторов о том, что градус пафоса значительно снизится в этом году, некоторые одесские VIP, которых среди гостей фестиваля было подавляющее большинство, пропустили мимо ушей этот обстоятельство и облачились в вычурные наряды со стразами, рюшами и откровенными декольте. Несколько гостей ОМКФ поддержали патриотический тренд и надели вышиванки, веночки и наряды цвета украинского флага.

При этом в сторону организаторов ОМКФ отовсюду сейчас зазвучат упреки по поводу того, что мероприятие устраивают в такое непростое для страны время. Тем более как раз в день открытия от рук террористов погибли десятки украинских военных.

При этом президент фестиваля Виктория Тигипко отметила, что в тяжелые периоды истории именно такие масштабные культурные мероприятия нужны как воздух.

- Подобные события объединяют людей: тысячи разрозненных «я» в процессе общения и совместного просмотра качественного кино создают единое «мы». Именно это сейчас нужно Украине, - поясняет Виктория.

Как рассказала Тигипко, коллеги из других международных фестивалей в связи с ситуацией в Украине советовали организаторам, во что бы то ни стало провести юбилейный ОМКФ — даже если пришлось бы показывать только один фильм с помощью проектора и натянутой простыни вместо экрана.

К слову, губернатор Одесской области Игорь Палица, также считает, что данное мероприятие для региона весьма полезно.

- Для города это позитивное и нужное событие, - прокомментировал нам губернатор вопрос об уместности проведения кинофестиваля. При этом сам он на открытии не был, хотя конечно, был приглашен.

Отметим, некоторые VIP, присутствовавшие церемонии, избежали прохода по красной дорожке и попали в зал через другой ход, видимо, чтобы в их адрес после не звучали осуждающие высказывания. Так, к примеру, сделал супруг Виктории политик Сергей Тигипко.

Соберут деньги для политзаключенного

Сама церемония открытия с минуты молчания по погибшим. Кроме этого, ведущие вечера Снежана Егорова и Олег Панюта пригласили всех поддержать призера ОМКФ украинского режиссера Олега Сенцова из Крыма, которого арестовали в Симферополе за его антироссийскую позицию. В настоящее время он находится в следственном изоляторе в Лефортово по сфабрикованному обвинению. Гостей призвали прийти на специальный показ его фильма «Гамер», который состоится 15 июля. Все деньги, собранные от продажи билетов, передадут родным Сенцова на оплату адвоката и помощь в содержании двух несовершеннолетних детей.

В день открытия по традиции вручили первого «Золотого Дюка» — за вклад в киноискусство в этот вечер наградили мэтра британского кинематографа режиссера Стивена Фрирза.

В завершении церемонии гостям показали фильм-открытие — итальянскую картину «Человеческий капитал» с ведущими современными актрисами Италии — Валерией Бруни-Тедески и Валерией Голино. Правда, никто из верхушки съемочной группы в Одессу не приехал — публике представила фильм художник по костюмам Беттина Понтиггия, передав горячий привет от режиссера.

А вечером того же на Ланжероновском спуске прошел open-air показ фильма «Филомена» режиссера Стивена Фрирза. Метр лично представил киноленту одесской публике.

Скромные звезды

Как рассказала нам исполнительный продюсер ОМКФ Юлия Сенкевич, в этом году приехавшие звезды отнеслись с пониманием к ситуации в Украине, и не предъявляли организаторам рейдеров со сложностями. К примеру, некоторые согласились даже на перелет экономклассом, как, к примеру, ирландский актер Эйдан Тернер, сыгравший гнома-красавчика в фильме «Хоббит».

- Они едут к нам поддержать Украину, а не веселиться, - прокомментировала Юлия Сенкевич.

Из самых капризных выявился лишь россиянин Михаил Сегал - он долго колебался- ехать ему на ОМКФ или нет, но в итоге все же прибыл в Одессу с опозданием на день и представил свой фильм «Кино про Алексеева».

Отметим, почетные гости фестиваля расположились в роскошном отеле «Бристоль» и «Континенталь». Почти все иностранные гости попросили организовать для них экскурсии по городу – захотели посмотреть Одессу и Стивен Фрирзс, и Эйдан Тернер, и Питер Веббер. Кроме этого для звезд устроят прогулки на яхте.

НА ВЫСТАВКАХ ОМКФ — ДЖОЛИ ОТ МОНСТРА ЗАЩИТИЛИ «ОСКАРОМ»

Комсомольская правда, 16.07.2014

В этом году организаторы подтянули художественную составляющую фестиваля.

Гостям Одесского кинофестиваля предлагают помимо фильмов посмотреть выставки, посвященные кино. Организаторы запланировали три арт-проекта. В выставочном зале на Канатной, 22 можно увидеть экспозицию Cinema, где представили работы 15 художников. Многие из них изобразили в работах легендарных актеров, поэкспериментировав с их привычными образами. К примеру, Илья Чичкан пририсовал обезьяньи лица Софи Лорен и Мэрилин Монро, а Дмитрий Дульфан шутливо изобразил Анджелину Джоли, грозящую статуэтками «Оскар».

- В моей личной коллекции есть произведения восьми из представленных здесь художников, - говорит президент ОМКФ Виктория Тигипко. - Люблю общаться с ними, заезжаю в мастерские, чтобы поговорить «за жизнь».

Еще один проект под названием «Мыло» открылся в помещении бывшего завода на улице Черноморского Казачества, 117. Молодые авторы, которые выставили там свои работы, посвятили их сюжетам мыльных опер. Наподобие сериалов, живописцы попытались сделать свои работы максимально предсказуемыми и немного подшутить над создателями фильмов. Больше всего удивила инсталляция Дмитрия Эрлиха, его любовные «стоп-кадры» дополняли обнаженные девушка и мужчина, стоящие по бокам, а на фоне проекции в это время целовались молодые люди. Кроме того, внимание привлекает работа Романа Громова «Вечное — 1844 серия» — фрагмент из эпохального сериала «Санта-Барбара», который проецируется на стену.

- Я решил изобразить лицо десятилетия, ведь фильм из пяти тысяч серий был символом всего постсоветского пространства, — рассказал автор.

Последний из выставочных проектов под названием «Кинопробы» показывают в галерее на Жуковского, 6. Его посвятили приемам и спецэффектам в кино.

А в это время

Организаторы ОМКФ провели аукцион в Одесском музее коньячного дела. Между его участниками развернулась нешуточная борьба за эксклюзивные лоты. В итоге устроителям удалось собрать 85 тысяч гривен, они продали эксклюзивное платье из капсульной коллекции от дизайнера Лилии Пустовит, бокал ручной работы, инкрустированный кристаллами Swarovski, билеты в первый ряд на премьеру балета The Great Gatsby. Самым дорогим приобретением на аукционе стало ювелирное украшение от компании Oberig — кулон Oberig jewelry «Ангел» в белом золоте с бриллиантами, сапфирами и рубинами в 18 карат. Изначально устроители планировали потратить вырученные деньги на развитие кино. Однако в связи с последними событиями решили передать деньги на лечение раненых и на поддержку семей, оставшихся без кормильцев.

«ПИР ВО ВРЕМЯ АТО» ИЛИ РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ?

Вечерняя Одесса, 17.07.2014

Пятый Одесский международный кинофестиваль погнал не просто волну, но цунами споров! Живо интересуясь событиями ОМКФ, наша газета пытается разобраться в явлении.

«Красная дорожка? Даже в тот день, когда погибших 23, а раненых около сотни?». «Когда твоя страна в огне, ты спокойно едешь в Одессу и на красной ковровой дорожке устраиваешь гламурную фотосессию». «В стране идет война, гибнут люди»...

То, что церемония открытия была выстроена корректно, мы отметили (№ 101 от 15 июля). Людские же мнения во многом обусловлены установками. Начиналась история ОМКФ, помнится, с ревнивого чувства одесситов. Первый фестиваль допустил промах — не позвал в сотрудники профильный творческий союз. К чести оргкомитета и президента фестиваля, промах был исправлен: на следующий год оргкомитет вовсю законтачил с Национальным союзом кинематографистов. Некоторое время еще царила ревнивая настороженность. Увлечение киноискусством столичной бизнес-вумен, супруги известного политика-олигарха, многие готовы были расценить как прихоть амбициозной барыньки. Подвешенное состояние Одесской киностудии, чей держатель половины акций донецкий олигарх Сергей Тарута, не подавал признаков жизни, тоже давало пищу для тревожных пересудов...

Но Виктория Тигипко проявила себя недюжинным организатором. Разослать эмиссаров по странам и континентам ради отбора кинопроизведений — это еще вопрос наличия денег; но снискать доверие оргкомитетов международных кинофорумов, уговорить европейских кинематографистов приехать на только что народившийся фестиваль в город Одессу...

Нашим офисным хомячкам, скандирующим с экстатическим блеском в глазах: «Україна — це Європа!», — я не просто рекомендовала бы, я обязала бы их смотреть представленный в рамках нынешнего фестиваля фильм украинского режиссера Валентина Васяновича «Присмерк». Это честный, мужественный, безыскусный рассказ о жизни в современном полесском селе. По форме — чистейшая эмпирика, как бы документ-наблюдение: люди в кадре заняты своими будничными делами, словно и нет наблюдающей камеры. У подобных киноповествований «под документ» есть «пункт родоначалия» — знаменитый фильм японца Кането Синдо «Голый остров», получивший Большой приз Московского международного кинофестиваля в 1961 году. Правда, когда я спросила Васяновича, не этот ли киношедевр его вдохновил, он ответил, что вряд ли. Видимо, некие природные обстоятельства провоцируют киношников на выбор именно такой эстетики бесстрастного документа. Обстоятельства же эти — дика я жизнь аборигена один на один с природой.

Да, то, что явил Васянович, — именно дикая жизнь, от созерцания которой у жителя большого города волосы встают «сторч» и против которой в ужасе восстает естество. Двадцать первый век!.. Украина, претендующая быть европейской страной! Свободная. Треклятые колхозы отменены, совхозы тоже почили с миром.

Удручающая картина упадка, депрессии, если не сказать — вырождения. «Признаки цивилизации», когда разбитная тетка вынимает из-за пазухи мобилу и говорит по ней о памперсах, не обнадеживают, а смешат и ужасают, контрастно оттеняя панораму вымирания. Может у них там, в Полесье, пшеница родить не хочет? Так она родит в других областях, а здесь зато луга такие, что молока — залейся. Мы видим женщин, сносящих по снегу ведра, полные свежего молочка, к машине-молоковозу образца советских пятидесятых годов... Им бы всем на продаже этого молока жить-поживать в особнячках да по хорошим трассам в город гонять на собственных легковушках, но они — в телегах! Они — нищие. Хуже того: они — грязные; на них какие-то засмальцованные куртки, китайские треники с английскими надписями. А их простодушные молодые мужики, готовые бескорыстно пособить старушке, по всему видно, бухают не выкисая, да у старухи на припечке мутная четверть припасена для угощения. Молоко же для горожанина сегодня — почти что роскошь...

О многом болевом побуждает думать и в голос кричать фильм «Присмерк» («Сумрак»). И то, что именно ОМКФ дает зеленую улицу этому фильму, как и вообще украинским авторам, представленным в рамках конкурсов: это ведь фестивалю зачтется, не так ли?

Не стоит злословить на тему, что-де на одесской красной дорожке (о ней речь впереди) светятся «никому не известные знаменитости». Это они тут нам не известны — снимают серьезное кино, которое наши брошенные на произвол базара прокатчики не покупают, ведь их благополучие зависит от выручки, а не от изысканного вкуса. Я понимаю, что к нашим пенатам кое-кто из звезд приезжал отметиться и хватить экстрима, но ведь другие именитые (Гринуэй, Дж. Чаплин, Занусси, Кустурица и пр.) провели содержательные творческие встречи, а Кустурица — так и дал концерт.

Хочу обратить серьезное внимание на уже оформившееся личико нашего фестиваля. ОМКФ ориентирован на прокат, мы это отмечали. Прокат в специальных малых залах: фестиваль принимает во внимание интересы тех зрителей, для которых кино — искусство, а не аттракцион. Эти фильмы не соберут большой аудитории, они не сулят прибыли комфортабельному современному кинозалу. Это не сказки про богатых, которые тоже плачут, и не лужи кровавого кетчупа, и не эскапады душки Джека Воробья... Фильмы ОМКФ, как правило, социально-психологического характера, на моральные темы, фильмы «за жизнь». Они разного достоинства, сильнее или слабее, но они претендуют на познание жизни, зовут поразмыслить.

Познание и есть главная фишка Одесского кинофестиваля. Его программы — образовательные. Рубрики продуманы так, будто ими занимался педагог-психолог. Значение этих программ для молодежи трудно переоценить. Знакомство с шедеврами немого кино. Авторские и тематические ретроспективы, творческие портреты. Документальное кино. Молодежные эксперименты — берите на зубок, дискутируйте, учите уму-разуму. А сопутствующие выставки? Выставка коллажей Параджанова год назад, — где и как бы мы еще их увидели?..

Да: идет война. Большая печаль. Нешуточное испытание. Вы думаете, так просто — вдруг отменить фестиваль, на международные договоренности по которому (к примеру, ретроспектива Стивена Фрирза проводится при поддержке Британского Совета в Украине) ушло минимум полгода? Виктория Тигипко вряд ли могла предвидеть, чем обернется «Евромайдан», да и войну не планировала. «Пир во время АТО», — пишут в Фейсбуке, но одесситы же, к примеру, свои свадьбы не отменили? А ревность — так это, говорят психологи, разновидность зависти...

Одно в фестивале уязвимо: красная дорожка. Ошибочной была ее изначальная демократизация — разрешение дефилировать по ней кому не лень, был бы билет. Красная дорожка кинофестиваля — исключительно для деятелей кино, даже если их съехалось всего чуть. Никакого «бомонда». «Бизнес-элита», спонсоры, кавээнщики, чиновники, глянцевые «миски» — по окончании дефиле, гурьбой без объявлений, занимать места согласно купленному билету или именному приглашению.

Неловко же читать в Сети: «Деятелей культуры на красной дорожке ОМКФ почему-то процентов 10, а остальные... люди, которые, в принципе, не то что не сделали для развития культуры Украины и региона что-либо, а вообще... Выходит, что красная дорожка ОМКФ и в этом году сохранила свою провинциальную характеристику «начальников ЖЭКов»?». «Ни одного знакомого кинематографического лица! Провинциальное убожество!!!».

Есть и другие мнения. Алексей Слепцов, например: «Фестиваль нужен. Не нужна красная дорожка». Федор Довбуш: «Хочу снять шляпу в признательности Сергею Тигипко как человеку, в пятый раз финансирующему Одесский кинофестиваль. И особенно Виктории, чье упорство и настойчивость двигают эту тему. Проделана большая работа, и эта попытка поднять авторитет нашего города, в его культурной составляющей, заставляет проявить уважение и благодарность...».

МУРАТОВА БЛАГОДАРИЛА СО СЦЕНЫ ЗА «МАЙДАН»

Сегодня, 21.07.2014

В субботу в Одессе завершилось главное кинособытие лета — международный кинофестиваль. Закрытие было еще скромнее, чем открытие: из-за трагедии с пассажирским самолетом в Донецкой области церемонию красной дорожки отменили и отказались от помпезной концертной программы. Как и на открытие, многие гости пришли в вышиванках, на этот раз — даже иностранцы. Церемония закрытия началась с минуты молчания в память о погибших. А затем сразу приступили к оглашению победителей в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучшая актерская работа».

Гран-при Одесского международного кинофеста достался черной комедии «Мотивации ноль» израильского режиссера Тальи Леви. «Золотой Дюк» за лучший украинский полнометражный фильм получила документальная лента «Сумерки» Валентина Васяновича. Почетный приз за вклад в киноискусство был вручен украинскому режиссеру Кире Муратовой. Интересно, что кроме благодарности за награду, Муратова со сцены сказала слова благодарности за возможность посмотреть на большом экране фильм «Майдан» Сергея Лозницы. «Это не пир во время чумы. Таково свойство человеческой натуры: когда нет лекарства от чумы, нужно показать, что мы живы и можем радоваться», — сказала она.

Победительницей в номинации «Лучшая актерская работа» стала эпатажная российская актриса Анжелика Литценбургер «за столь смелый рассказ личной истории» в фильме Party Girl. В этой ленте она сыграла шестидесятилетнюю гейшу.

К слову, из-за последних событий в стране не все призеры смогли забрать свои награды. Призом за захватывающую режиссуру и бескомпромиссно правдивое отражение китайской современности» был отмечен режиссер картины «Черный уголь, тонкий лед» Иинан Дяо. Японский кинематографист не смог приехать на церемонию, поэтому прислал видеообращение.

От фуршета организаторы также отказались. В завершение президент кинофеста Виктория Тигип-ко добавила, что несмотря на все происходящее она не сомневается, что фестиваль был нужен стране. Показы феста в этом году посетили более 105 000 зрителей, а волонтеров, задействованных в процессе, было втрое больше, чем в прошлом году — более 650 человек. «Все мы запомним этот сложный год — и как год становления новой демократии в Украине, и как пятый год нашего кинофестиваля. Каждый из девяти дней фестиваля подтвердил, что решение его проводить несмотря ни на что было правильным. Доказательством тому — многочисленные аншлаги и овации стоя. Мы счастливы, что он все же состоялся», — завершила церемонию президент ОМКФ Виктория Тигипко.

Притащили гроб

Несмотря на траур по поводу погибших в авиакатастрофе под Донецком, нашлись те, кто посчитал возможным проведение сомнительной политакции. Активист движения Femen Евгений Довлатов, которого после выходки на открытии лишили аккредитации, с единомышленниками принесли к Музкомедии... гроб. Внутри лежал человек, изображающий раненого бойца украинской армии. Участников акции арестовали.
6087

Комментировать:
  1. муратова
    :D
    Ответить
  2. муратова
    Довлатов лайккккккккк!!!!
    Ответить