Наша камера
на «Ланжероне»
Лобода Лобода
в Садах Победы
Погода в Одессе сейчас -3 ... 0
вечером -2 ... -1
Курсы валют USD: 25.899
EUR: 27.561
Регистрация
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

Эхо Одесского кинофестиваля 2

Четверг, 30 июля 2015, 08:20

Корреспонденты

Шестой кинофестиваль подвел итоги

Тина Арсеньева

Вечерняя Одесса, 21.07.2015

Вечером 18 июля в Одесском академическом театре музыкальной комедии прошла торжественная церемония закрытия шестого Одесского международного кинофестиваля.

Гран-при ОМКФ по результатам зрительского голосования (4,6 балла по 5-балльной системе): статуэтку «Золотой Дюк» и денежное вознаграждение в размере 6000 евро, — завоевал фильм «Мустанг» молодого режиссера-дебютанта Дениз Гамзе Эргювен (Турция). Кинорежиссер Дениз Гамзе Эргювен объявлена также победителем в номинации «лучшая режиссура» (2000 евро). Награды турецкой участнице фестиваля вручила президент ОМКФ Виктория Тигипко.

Международное жюри во главе с Жанн Лабрюн (Франция) назвало имена призеров в категориях. В номинациях «лучший фильм» по версии жюри (приз 4000 евро) и «лучший украинский полнометражный фильм» фестивальный приз «Золотой Дюк» получила Ева Нейман за картину «Песнь песней». Статуэтку «Золотой Дюк» и второй денежный приз, в размере 50 тысяч гривен, победителю вручил член жюри Национального конкурса Ричард Кук (Ирландия).

…Перед вручением награды лучшему украинскому полнометражному фильму жюри Национальной конкурсной программы призвало кинематографическую общественность поддержать украинского кинорежиссера Олега Сенцова, который уже больше года удерживается в заключении ФСБ России по обвинению в терроризме. Член жюри Международного конкурса Дариуш Яблонски от имени Европейской академии и международного киносообщества обратился со сцены к Владимиру Путину с призывом освободить Олега Сенцова незамедлительно. Его поддержал российский коллега, член жюри Национальной конкурсной программы, режиссер Алексей Федорченко.

…Украинский кинематографист Мирослав Слабошпицкий вручил американскому режиссеру Даррену Аронофски (известен нашему зрителю как автор фильмов «Реквием по мечте» и «Черный лебедь») почетный приз «Золотой Дюк» за вклад в киноискусство.

Призом за лучшую актерскую работу (1000 евро) награждена исполнительница главной роли в фильме Евгения Румана «Человек в стене» (Израиль) актриса Тамар Алкан.

Специальный диплом жюри Национального конкурса был вручен Остапу Костюку, автору документальной ленты о карпатских пастухах «Жива ватра».

Жюри также сделало два особых упоминания: отмечены Алексей Федорченко, режиссер художественного фильма «Ангелы революции», — за «прекрасное воплощение русского авангарда», и Сиро Герра, режиссер фильма «Объятия змеи», — «за невероятную смесь путешествия амазонскими джунглями и поиска ответов на вечные вопросы».

«В этом году аудитория ОМКФ превысила 120 000 зрителей, что на 15 000 больше чем в 2014-м, — сказала на пресс-конференции по окончании торжественной церемонии Виктория Тигипко. — Очень приятно отмечать в кинорежиссуре женский тренд, не только среди заявок, но и среди победителей кинофестиваля: 30% показанных фильмов созданы режиссерами-женщинами, две женщины-режиссеры получили по две награды».

Президент кинофестиваля объявила и результаты зрительского голосования, тройку фаворитов: после «Мустанга» 4,2 балла набрал фильм «Зенит» Далибора Матанича (Хорватия, Словения, Сербия); 4,1 балла — упомянутый выше «Объятия змеи».

«Одесса — как магнит, этот город не отпускает, и мы убедились в этом на примере наших гостей: Майкла Наймана, Тьерри Фремо и Даррена Аронофски, — констатировала Виктория Тигипко и поблагодарила зарубежных кинематографистов за содержательные мастер-классы. — Надо снимать в Украине десятки фильмов, надо повысить количество украинской кинопродукции в отечественном прокате сначала хотя бы до 10%, затем до 20 и 30%. Наша страна живет не в изоляции. Весь мир следит за новостями, и поэтому Украине нужна мирная жизнь, нужно мирное небо. Один день киносъемок в Одессе стоит сотни тысяч долларов, и мы заинтересованы, мы хотим, чтобы сюда ехали съемочные группы!».

Кинофест-2015 обслуживали, сказала президент, 300 молодых волонтеров.

Фильмом-закрытием шестого Одесского международного кинофестиваля стал участник конкурсной программы «Особый взгляд» Каннского МКФ — трогательная философская киноновелла «Ан» японки Наоми Кавасэ. На церемонии закрытия ОМКФ фильм представили специально приехавшие гости: исполнительница главной роли в фильме, выдающаяся актриса, «национальное сокровище Японии» Кирин Кики и сценарист Дуриан Сукегава.

Седьмой Одесский международный кинофестиваль пройдет с 15 по 23 июля 2016 года, объявила Виктория Тигипко.

* * *

ОМКФ закончен. Да здравствует ОМКФ!

Анна Волошина

Слово, 23.07.2015

Десять дней праздника для киногурманов прошли как один день. 120 тысяч зрителей, 100 фильмов, 300 волонтеров, многочисленные мастер-классы, дискуссии, питчинги и лекции от именитых звезд из 40 стран мира. Все это — о 6-м Одесском международном кинофестивале.

ФЕСТИВАЛЬНАЯ АТМОСФЕРА

Для начала отметим, что «открытие-закрытие» фестиваля этого года порадовало отсутствием так называемых «голых» платьев, наряды стали более спокойные, стильные и со вкусом. На дамах не сверкали напоказ все «брюлянты» из шкатулки, многие мужчины отказались от шлепанцев и неуместных шорт.

Как отметил на встрече со слушателями Летней киношколы директор Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо, на примере Каннского, все фестивали состоят из четырех составляющих: красная дорожка и гламурные вечеринки, собственно показ кино, кинорынок, профессиональные площадки и эдьютейнмент, критика и СМИ. Каждый выделяет что-то свое. Думаю, это и послужит ответом всем противникам Красной дорожки на ОМКФ. Конечно, наш ОМКФ еще молодой и не с такой богатой историей, как Каннский, но придерживаться определенного дресс-кода, все же, стоит. Это как раз и создает фестивальную атмосферу, настроение еще в самом начале кинофорума.

К слову, как поделилась с нами одна из киевских режиссеров, которая не раз бывала на Каннском фестивале, в Одессе фестиваль более ажиотажный для творцов кинолент. И уж тем более, для начинающих film industry.

ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ: ОБУЧАЕМСЯ, РАЗВЛЕКАЯСЬ

Творческие встречи с создателями фильмов, мастер-классы по звуку в кино, продюсированию и прокате, режиссуре, написанию сценариев и созданию документальных лент в рамках ОМКФ были очень плодотворными.

— Главное в кино — это история. Остальное зависит от режиссера, как он ее подаст зрителю, — делится менеджер проектов, продюсер Вячеслав Макшун. — И совсем неважно, чем вы будете снимать. Сейчас снимают неплохо на фотоаппараты и даже на телефоны. Зритель от кино ждет эмоций, новых впечатлений.

— Для режиссера важно, чтобы в зале зритель смотрел на большой экран, а не на маленький экранчик своего телефона. При этом следует уважать тех, кто смотрит ваши работы. И помните: сейчас у зрителя клиповое мышление, очень важен динамичный визуальный рассказ, — наставляет слушателей Летней киношколы режиссер Даррен Аронофски.

— Большая проблема современности — это пиратство, — отмечает продюсер Денис Иванов. — Нужно этот вопрос решать на законодательном уровне.

САМОЕ ОЖИДАЕМОЕ

Вообще, пересмотреть все фильмы было невозможно, посетить все мастер-классы и лекции — тоже, даже несмотря на то, что фестивальные автобусы курсировали от одной площадки к другой. Мы постарались для наших читателей выделить наиболее интересные.

Послушать мировую звезду — пианиста, композитора-минималиста Майкла Наймана, который аккомпанировал немому кино «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова, на Потемкинскую лестницу пришли несколько тысяч человек. Такое событие пропустить было невозможно. Здесь же открыли памятный знак Европейской кииоакадемии за вклад в развитие кино «Сокровище европейской кинокультуры*. Табличку установили справа от Дюка на парапете, рядом с табличкой-удостоверением памятника архитектуры.

Всех одесситов волнует один извечный вопрос: где же впервые появился первый фильм — во Франции или же все таки в Одессе? Миф развенчал Тьерри Фремо: «Думаю, в каждой стране есть свои братья Люмьер и легенда о возникновении кино». Директор Каннского МКФ привез в Одессу уникальную подборку из 80-ти первых в мире фильмов братьев Люмьер, которые он реставрировал и восстановил специально к 120-летию рождения кино. Этот видеоряд со столетней историей видели пока что только в Каннах.

Во время показа немые фильмы комментировал сам господин Фремо — с юмором, легкостью и трепетом к создателям и героям фильмов, которые старались всего за 50 секунд успеть выполнить все актерские задачи.

Стоит также отметить, что впервые на ОМКФ работала секция детского кино «Чилдрен кинофест», где маленькие зрители смогли увидеть как новинки украинского и зарубежного кино, так и ретроспективу украинской анимации.

— Культуру детям нужно прививать, нужно учить детей думать о хорошем качественном кино. Например, во Франции есть даже кинотеатр для малышей. Туда взрослые зайти не могут, потому что залы с низкими потолками построены под рост ребенка. Детей приучают не только смотреть качественные мультфильмы, но и расплачиваться за это. Оплата в кассе — чупа-чупсом, конфетой или игрушкой, — отметил директор «Чилдрен кинофеста» Денис Иванов.

ЧТО ПОСМОТРЕЛИ?

Тенденция кинофильмов в этом году — кровь, насилие, депрессия во многих увиденных кинолентах… Веяние времени? Может быть. Однако баланс был соблюден. В противовес — свежие, вдохновляющие, повествующие о современной жизни молодежи в других странах, киноленты.

Ажиотаж зрителей вызвали украинские короткометражки, на которые билеты было просто не достать, что очень приятно. Наиболее ожидаемое — немецкий фильм «Виктория» режиссера Себастиана Шиппера и французская кинокартина «Любовь» Гаспара Ное.

Первый заинтриговал тем, что снят в одном ракурсе на протяжении всего фильма, а это — 2 часа 20 минут. Второй — снят на грани эротики и порно в 3D. Количество желающих увидеть этот фильм было настолько велико, что организаторам пришлось делать дополнительный показ. Как поделился своими впечатлениями Даррен Аронофски: «Главное, что в фильме нет насилия. Он выдался чистым и четким. И почему убивать можно, а любовь показывать в подробностях — нет?!»

Невозможно не сказать и об «Объятиях змеи» колумбийского Сиро Герра. Это — роскошные черно-белые джунгли, амазонские шаманы и невероятная история о поиске священного растения. Путешествие в машине по улицам Ирана режиссера Джафара Панаги, который в своем фильме был также и сценаристом, и оператором, и продюсером, и главным героем.

В 2010 году господина Панаш засудили на 6 лет тюрьмы и на протяжении 20 лет ему запрещено снимать фильмы. Сейчас он находится под домашним арестом. Однако это не мешало ему снять «Такси», флешку с фильмом передать через праздничный торт на Каннский фестиваль и даже получить Золотого медведя на Берлинале-2015!

• Ангелы революции» российского режиссера Алексея Федорченко, основан на реальных событиях 1934 года, о Казымском восстании и революции между хантийцами и ненцами и о знаменитой женщине-киллере Полине-революции. К фильму Алексей подошел, как к научной работе. Режиссер восемь лет работал над сценарием фильма, изучая традиции и обычаи этих народов вместе с консультантами и этнографами. Герои в фильме, представляющие эти нации, — непрофессиональные актеры: работники лесопилки, оленеводы, музейщики, учителя. А вот в последнем кадре — самая настоящая легенда — девочка Катя, которую вывезли революционеры с Севера.

— Я ее случайно нашел. Бабушка еле ходила уже, съемку провели у нее в квартире. Встретила она нас почему-то в национальном костюме. Очень долго ничего не происходило. Родственники уже хотели нас выгонять. Я предложил тогда бабушке просто зайти в комнату и что-то спеть. Когда она вошла, вдруг запела песню Пахмутовой о тревожной молодости. И тогда я понял — кино у меня в кармане! А вообще, по иронии судьбы, она была учительницей русского языка, пела в ансамбле… Мне очень повезло, потому что буквально через месяц я узнал, что Кати не стало…

Невероятная работа иранского режиссера Али Агмадзаде «Атомное сердце» об упразднении стереотипов и штампов европейцев об иранских женщинах, об андеграунде творческой интеллигенции и запретах.

— Моя задача — разрушить стереотипы этим фильмом, поиграть с реальностью и мистикой. Сказать, что я — против войны. рассказать зрителю о ней иронией и юмором. И, может быть, тогда в мире не будет войн. Для нас Атомное сердце — это своеобразный код Тегерана, где очень бурно всеми обсуждается атомное оружие. Это было очень важное решение для всей страны.

Яркой точкой ОМКФ-2015 стал фильм-закрытие «Ан» японского режиссера Наоми Кавасе, -истинное эстетическое наслаждение и увлекательное путешествие в современную Японию. Автор романа «Аи» и сценарист фильма Дуриан Сукегава признался, что переписывал книгу 3 раза, а сценарий — 12. Выбрал знаменитую японскую актрису Кирин Кики потому, что она не вписывается в классический образ японки.

Вообще отмечу, что представители Японии на Одесском кинофестивале впервые. И. как отметила актриса Кирин Кики, ехать к нам ее отговаривали родственники.

— На это я ответила, что в Японии намного чаще случаются вулканы и землетрясения.

РАЗДАЧА ДЮКОВ

Победителей не судят. Но несколько слов о них скажем. Помимо победителей Украинского короткого метра, приза от FIPRESCI и питчинга, определились наиболее долгожданные обладатели Золотого Дюка в номинациях «Лучший украинский полнометражный фильм», «Лучший фильм Международной конкурсной программы» по версии жюри, «Лучшая режиссура», «Лучшая актерская работа» и самой главной интриги вечера — Гран-При фестиваля.

Первую статуэтку «Золотой Дюк» за вклад в киноискусство получил известный голливудский режиссер Даррен Аронофски («Реквием по мечте», «Черный лебедь», «Фонтан» и др.). К слову, его «Реквием по мечте» показали в один из кинофестивальных вечеров на Ланжероиовском спуске. Режиссер признался, что для него это — огромная честь, так как, во-первых, это недалеко от легендарной Потемкинской лестницы, и, во-вторых, корни Аронофски — из Украины! Посетить Одессу он мечтал уже давно. Говорит, что ОМКФ — прекрасная возможность увидеть наш город снова.

— Посмотрел программу фестиваля — здесь собраны лучшие фильмы года, скажу я вам. И совсем не страшно, чувствую себя в безопасности. У нас ситуацию в Украине не афишируют, — отметил режиссер.

К слову, здесь Даррен не только смотрел кино, развлекался и отдыхал. Время провел с пользой.

— Я везде, где есть море, провожу серию протестов против голландско-британской нефтегазовой компании Royal Dutch Shell, которые бурят и добывают в Арктическом регионе нефть. Поплыву хоть на каяке, чтоб растянуть баннер и докричаться до компании.

Сразу два Золотых Дюка — за победу в национальной конкурсной программе «Лучший украинский полнометражный фильм» и «Лучший фильм Международной конкурсной программы» по версии жюри — получила режиссер Ева Нейман и ее поэтическая «Песня Песней». Ее работа — первое прикосновение к произведениям Шолом-Алейхема, шла на протяжении двух лет. В кадрах хорошо узнаваемы пейзажи Вилково и одесских склонов.

— Мы долго искали локации для съемок рая в мае 2013 года. Именно на склонах при поиске была выпита первая чашка кофе. Первый съемочный день был назначен на 3 мая. Сразу после известных трагических событий в Одессе. Тяжело и напряженно было, но работа есть работа, ее невозможно было откладывать. Нам нужно было воссоздать рай… И потому негласно было решено не говорить и не обсуждать ситуацию.

Следует отметить невероятную работу художника по костюмам Руслана Хвастова.

— В ход шло все — мы испортили пледы, дорогие винтажные скатерти, полотенца… Но главное для нас — что они подходили по цвету и фактуре! Показать эту работу мне не стыдно, давно мечтал о таком красивом проекте, — признается Руслан.

— Да-да, и не важно, что моя чалма на голове весит 30 кг — зато она дала мне правильную осанку!, — улыбается героиня, актриса Виталина Библив.

Еще один Золотой Дюк уехал в Израиль. Тамар Алкан получила статуэтку за «Лучшую актерскую работу» в психологической ленте «Человек в стене» режиссера Евгения Рубана.

И наконец, обладатель Главного приза ОМКФ — Гран-При, за который боролись 12 фильмов. По результатам зрительского голосования, им стал турецкий фильм «Мустанг» режиссера Дениз Гамзе Эргювен. Она же получила и статуэтку за «Лучшую режиссуру». Для нее — это первое полнометражное кино о суровых традициях закрытой части Турции для посторонних, о притеснении свободы женщин, и, конечно же, о невинной и чистой любви.

— Фильм уже видели Канны, и там он вызвал много дискуссий у зрителей о том, каково это — быть женщиной в Турции. Я благодарю самую младшую героиню фильма за то, что ей хватило смелости сняться в кино. Для нее эта наша победа — только начало!

Несмотря на экономические сложности и политическую ситуацию в стране, следующий, 7-й ОМКФ, все же состоится. По словам президента фестиваля, Викторин Тигипко, он пройдет с 15 по 23 июля 2016 года.

* * *

ОМКФ-2015: вечные вопросы, непростые ответы

Марина Некрасова

Одесский вестник, 25.07.2015

Пролетели девять фестивальных дней, превративших Одессу в один большой кинотеатр. Сотни фильмов практически со всех континентов, мастер-классы именитых киномэтров, собирающие полные залы, интереснейшие встречи с кинематографистами разных стран…

И наверное, главное — ежевечерне заполненный до отказа кинотеатр под открытым небом на Ланжероновской лестнице и очереди к билетным кассам. И это, несмотря на кризис и войну на востоке страны, вполне объяснимо. Ведь кинематограф — зеркало жизни, где отражаются в поисках решения вечные вопросы человечества: мучительный антагонизм отцов и детей, любовь и ненависть, жертвенность и предательство, мир и война…

Понятно, для Украины тема войны сегодня особо, жгуче актуальна. И украинские кинематографисты, создавая свой ужасающе натуралистичный Captum, стремились вылечить больное войной общество методом шоковой терапии. Великолепный же фильм «Звиздан» режиссера Далибора Матанича (копродукция Хорватии, Сербии (!) и Словении) не шокирует невыносимыми реалиями насилия, зато заставляет задуматься о том, почему история так ничему и не научила человечество, почему со страшной периодичностью повторяются пароксизмы ненависти, кровопролитные войны. А главное — все же дает надежду на излечение.

Фильм, уже успевший завоевать специальный приз программы «Особый взгляд» в рамках Каннского фестиваля, — вечная история влюбленных, принадлежащих к враждующим родам. Правда, в рассказе о юных возлюбленных из соседних — сербской и хорватской — деревень смерть не примиряет, а озлобляет.

В фильме — три истории любви, произошедшие в одном из живописных мест бывшей Югославии. Там, где в 1991 году в Хорватии начался военный конфликт. Первая — словно открытая рана войны. Раной незатянувшейся, до сих пор приносящей боль, предстает история вторая, случившаяся десять лет спустя. Еще через десять лет происходит третья — эхом войны, казалось бы, уже зарубцевавшейся раны. И если первая история — без иллюстрации военных действий, но с ощущением их нависающей тяжести — проста и экспрессивна, то последующие сосредоточены на эмоциональных и нравственных переживаниях героев, их внутренних противоречиях, мучительно трудных попытках понять и принять «чужака», просить прощения и простить. Фильм о том, что гораздо легче ненавидеть, чем попытаться понять.

— Мне было важно создать впечатление того, что история повторяется. Не важно, какая эпоха — проблемы остаются теми же, если мы продолжаем вести себя по-прежнему, — убежден режиссер.

Фильм, на мой взгляд, безукоризнен — и кинематографическим мастерством, и своей гуманистической философией. Ценители найдут в нем множество смыслов, широкий зритель, безусловно, получит удовольствие от мастерски, сочно рассказанной истории. По всем параметрам — идеальный мейнстрим, культуртрегером которого позиционирует себя ОМКФ. И в рейтинге зрительского признания «Звиздан» занял второе место, увы, уступив Гран-при турецкой драме из жизни угнетенных женщин Востока «Мустанг». Фильм неплохой и определению «мейнстрим» соответствует совершенно. Никаких философских обобщений, символов и подтекстов. Все ясно — как на глянцевой картинке. К тому же, режиссер «Мустанга» Дениз Гамзе Эргювен получила и «Золотого Дюка» за режиссерскую работу. Приз же за актерское мастерство завоевала очаровательная Тамар Алкан, исполнившая главную роль в израильском фильме «Человек в стене» режиссера Евгения Румана — по сути, рассказе о человеческом одиночестве.

Главные же лавры — как международного, так и национального конкурса — достались фильму «Песнь песней» украинского режиссера Евы Нейман. По определению кинокритика Юрия Володарского, украинское поэтическое кино, снятое на русском языке и еврейском материале. В основе ленты — прелестная повесть Шолом-Алейхема. И фильм получился амбициозным, стильным и удивительно поэтичным, с замечательно красивым визуальным рядом. Кажется, он даже не требует текста — можно просто смотреть и наслаждаться. Порой ассоциируется с живописью, а его стоп-кадры — с полотнами старинных мастеров. И конечно, безусловная удача фильма — актерские работы детей, естественно существующих в его времени и пространстве, в пространстве прозы Шолом-Алейхема.

Правда, многие кинокритики и кинематографисты «Песнь песней» всерьез не восприняли. Не было единодушия в его оценке и членами международного жюри.

— Лично мне показалось то, что мысль этого фильма закончилась скорее, чем он сам, — отметил народный артист Украины, режиссер и сценарист Сергей Буковский.

Журналистам же, настырно задававшим вопрос «за что?», жюри посоветовало на следующем фестивале учредить приз кинокритиков. А почему бы и нет? Существует же премия FIPRESCI! В этом же году фильмы-фавориты прессы были стыдливо отмечены жюри невнятными спецпризами. Даже награжденный за лучшую режиссуру на Кинотавре-2015 высокопрофессиональный, умный и стильный фильм автора международных фестивальных хитов Алексея Федорченко «Ангелы революции» (Россия) — о том, как безапелляционность вторжения в мир, чуждый его преобразователям, превращается в разрушительный абсурд. Правда, надо отдать должное одесским киноманам. Мастерски снятая лента «Объятия змеи» режиссера Сиро Герра (Колумбия, Венесуэла, Аргентина), посвященная поискам ответов на вечные вопросы, в зрительском рейтинге заняла почетное третье место.

Не совсем понятно, почему «Золотого Дюка» фильму Евы Нейман присудило и жюри национального конкурса. А художественная документальная кинолента Остапа Костюка «Живая ватра», посвященная жизни овчаров украинских Карпат и судьбе их древнего ремесла в контексте современности, была удостоена лишь специального приза. Этот прекрасный фильм снят с большой любовью к его персонажам и искусству кино. Великолепна операторская работа — режиссер выбирает нестандартные ракурсы и словно растворяется в своих героях. По признанию продюсера Елены Ершовой, по своему художественному и профессиональному уровню фильм этот ни в чем не уступает «Песне песней». Но тогда — почему?!!

— Уровень украинского документального кино, с моей точки зрения, намного выше кино игрового, — считает председатель жюри национальной конкурсной программы именитый режиссер Алексей Федорченко. — А уровень программы короткометражных фильмов — на голову выше полнометражных. В Украине сегодня есть талантливое поколение молодых кинематографистов. Это дает надежду на перспективу развития украинского кино.

Возрождающийся украинский кинематограф молод. Наверно, потому «Золотого Дюка» за вклад в мировое киноискусство Одесский кинофестиваль вручил человеку совсем еще молодому, но тем не менее успевшему создать свой кинематограф, — выдающемуся режиссеру Даррену Аронофски.

Поддержка молодых кинематографистов, развитие национальной кинематографии — основные цели одесского кинофорума. И важнейшее условие возрождения отечественного кино, убеждены организаторы ОМКФ, кстати, ежегодно приносящего в Одессу, регион, страну миллионы гривень, — мирное небо над Украиной. Наверное, потому в этом году основной линией фестиваля стало стремление к миру и взаимопониманию. А его прекрасным финалом — японская кинолента «Ан» (режиссер Наоми Кавасе, сценарий Дуриана Сукегавы, в главной роли Кирин Кики), утверждающая, что человек рождается для того, чтобы сделать лучше людей и мир.

* * *

Куда ты скачешь, гордый конь?..

Тина Арсеньева

Вечерняя Одесса, 28.07.2015

Гран-при шестого Одесского международного кинофестиваля увезла в Турцию дебютант в режиссуре полнометражного художественного фильма Дениз Гамзе Эргювен — автор конкурсной ленты «Мустанг». Вердикт вынесли зрители…

Для нас неотразимо обаяние бунтарства. Не стану пускаться в рассуждения о «наследии тоталитарного прошлого». Отмечу лишь, что шарахаться между авторитарностью и анархией мы привыкли на протяжении столетий, равновесие нам неведомо. Некто непременно «прийде — порядок наведе»… а не то «мы им всем покажем, всем, кто где есть». Протестный пафос «Мустанга» был едва ли не определяющим фактором в голосовании зрителя за лучший фильм. Причем дело шло о протесте подростков, а таковой всегда осуществляется очертя голову. И, уж если эта тема так нам по сердцу, прикиньте сами степень нашей психологической и социальной зрелости…

Не зря в своих интервью Эргювен вспоминает «навеки 24-летнего» кумира пятидесятых, — ваша покорная слуга знала о нем лишь из специальной литературы, но теперь, благодаря радетелям видеохостингов, доступно и это. Киногерой этот был — воплощение темы «рассерженных молодых людей»: «Мне хотелось показать этих молодых женщин, — говорит режиссер о своих героинях-подростках, — которые стараются жить так, словно бы в их повседневном существовании нет барьеров и препятствий. Они чем-то напоминают мне персонажа, которого в свое время воплотил на экране Джеймс Дин в знаменитом «Бунтовщике без причины». Они живут без опасения подвергнуться критике или осуждению, это очень мужественно с их стороны». Признание знаменательное…

Не последним обстоятельством в зрительских симпатиях является и то, что «Мустанг» попросту хорошо сделан. Он сработан по канонам авантюрного жанра и развивает классическую тему побега. Хорошо, умело, увлекательно развивает. Да еще и с тонким, добрым юмором, иногда печальным.

…Пятеро сестренок-сирот, живущих с бабушкой и дядей, уличены сплетницей-соседкой в непристойном поведении. Как выразилась их бабушка, они допустили контакт своих интимных мест с шеями одноклассников, а если по факту — то дурачились, взбираясь на шею парням и плюхаясь оттуда в воду. Старосветские опекуны, проживающие со своими подопечными за тыщу километров от Стамбула, принимаются за сексуальное воспитание. Прежде всего, девчонок подвергают процедуре обследования на предмет ненарушения девственности. Затем приговаривают к подобию домашнего ареста, поначалу мягкого.

Не стоит пересказывать здесь остроумные повороты сюжета, изобилующего озорными коллизиями, вроде той, когда «арестантки» срываются на футбольный матч, а взрослая «женская половина» почтенного дома пускается, из жалости к ослушницам, на совершенно хулиганские эскапады, вырубая в квартале электричество, дабы «мужская половина» не увидела бунтарок на телеэкране в толпе болельщиков. Это пока еще ребячьи шалости. И тонко подмеченные закономерности: чем сильнее пытаются взрослые «давить» на подростков, тем яростнее, изощреннее сопротивление последних, тем притягательнее всяческий запретный плод, и вот уже отроковица, которой перемахнуть через забор — раз плюнуть, наставляет сестер, с какого боку «дать», чтобы не нарушить девственность…

Развитие событий в фильме, замечу, имеет вполне гротескный характер. Вырастают до небес заборы с колючей проволокой. Мощные решетки загораживают оконные проемы. Старших девиц срочным образом засватывают и справляют две свадьбы…

Но некие тревожные нотки всамделишней семейной действительности, всегда упрятанной от посторонних глаз хоть в Турции, хоть в Европе, хоть в Украине, за высоким ли забором или просто в четырех стенах «хрущобы», — проникают в повествование, и уже как-то не до смеха. Отчего внезапно совершает самоубийство одна из сестер?.. Отчего дядя-опекун по ночам слоняется меж спален — блюдет, что ли, девичью честь барышень? И что за стоны-охи слышны при этом младшим девчонкам через стенку?.. Фильм ничего не проясняет в этих эпизодических подробностях… только в жизни всяко бывает, и не обязательно в Турции. А самоубийцу, закутанную в саван, спешно закапывают непонятно где — то ли на специальном участке «вне», то ли на приватном усадебном погосте…

«Пламенным мотором» девичьего бунта выступает младшенькая из сестер, 13-летняя Лале. Она-то, надо понимать, и есть вольнолюбивый «мустанг», которого попробуй поймать и укротить. Ее изобретательность и отчаянная смелость не знают предела. Хотя сама-то она едва отдает себе отчет в том, чего хочет. Она лишь знает, чего не хочет: не хочет никакого понуждения, даже к добродетели.

Лале сумела обвести вокруг пальца взрослых и организовать сестрам побег в Стамбул — за тысячу километров от дома. Когда мы имеем дело с авантюрным сюжетом, не стоит рассказывать — как. Вам самим будет интересно отслеживать весь этот трагикомический гротеск. В финале девчонки падают в объятия своей молодой учительницы, живущей в Стамбуле со своим молодым супругом… что, хэппи-энд? А как насчет прав опекунов, насчет заявления в полицию? Молодые супруги готовы к этому гембелю — конфликту с родственниками беглянок?..

И дело тут не только в открытости финала. Дело глубже: в неоднозначности поднятой темы. Фильм «Мустанг» предлагает нашему вниманию ситуацию, когда Обычай оказывается сильнее Закона. И не только в Турции.

Ох, уж этот Восток, с его тонкими делами и восточными женщинами. Уж как описаны «их нравы» в книжке нашего детства «Птичка певчая» (а это 1922 год), так прям вот ничего не изменилось. И сама режиссер вторит нашим выводам: «Что меня больше всего волнует в Турции, так это постоянная и чудовищная сексуализация женщин. Она начинается очень рано. Девочек готовят так, чтобы они стали подходящими для мужчин женщинами. Как и Лале в моем фильме, я была младшей из сестер и прекрасно знаю, о чем идет речь. Признаться, я считаю, что все эти ограничения, которые оправдывают моралью, на самом деле никак не связаны с невинностью. Потому что в стране женщины представлены чрезмерно сексуально» (сайт «Кинопоиск»).

Но… не так одномерно поняла ситуацию наша, право же, не столь уж доверчивая публика. «Традиция, обычай имеют глубокие истоки в древности, надо уважать традиции», — это услышала я за своей спиной в кинозале, произнесенное задумчиво на украинском языке какой-то девушкой. От тобі й маєш! Оказывается, на некоторых наших зрителей фильм Дениз Гамзе Эргювен произвел впечатление, совершенно противоположное тому, на которое был рассчитан?..

Да, фильм «Мустанг» направлен, в конечном счете, против бытового ханжества, которое вполне способно искалечить конкретную жизнь. И это отнюдь не «восточная» проблема, когда Обычай превыше Закона. Обычай и предрассудок зачастую — близнецы-братья.

Потому что с Законом в Турции всё в отменном порядке. Я после фильма «Мустанг» заглянула в их Гражданский кодекс. Он совершенно европейский, с 1926 года, и составлен по образцу, взятому у Швейцарии.

«Женщины имеют право свободного выбора партнера для брака. Несмотря на то, что совершеннолетие достигается в возрасте 18 лет, замуж разрешается выходить с 17. Для того, чтобы эта чрезвычайная ситуация стала действительной перед законом, сначала должны быть соблюдены соответствующие условия. Если же девушке меньше 17 лет, то, кроме собственного согласия, ей необходимо согласие родителей, а также решение судьи. Независимо от возраста женщины, в случае, если семья хочет ее насильно выдать замуж, она может воспрепятствовать замужеству, обратившись до бракосочетания в уполномоченные органы. Если же бракосочетание осуществилось, брак может считаться недействительным при условии, что девушка подаст в официальные уполномоченные органы жалобу о вступлении в брак против своей воли. Религиозный брак сам по себе не имеет законной силы. Религиозный брак можно заключать при желании только после официальной регистрации брака».

Гражданский кодекс Турции четко оговаривает имущественные права женщины, в которых она равна с мужчиной; защиту ее от домашнего, в том числе сексуального, насилия. «Права турецких женщин, играющих важную роль в общественной и политической жизни страны, аналогичны правам женщин развитых европейских стран», — резюмируют правовые сайты. Вот вам и «Восток».

Так как же нам расценить фильм «Мустанг», если отвлечься от его романтического бунтарства и авантюрной фабулы? Феминизм в Турции? Попытка спорить с погодой? Призыв к смене менталитета? Чьего? Мужского?.. То есть — чтобы прекратили видеть в женщине прежде всего предмет потребления: сексуальный объект. Притязание благородное… хотя и вполне, по-своему, по-женски, донкихотское. Вот когда добьемся такого законодательства, как в США: «не так посмотрел» в лифте — плати штраф за сексуальное домогательство… ну, с учетом, что Моника Левински и кандидатки в кинозвезды под эти нормативы не подпадают…

Лично мне фильм «Мустанг» именно потому кажется симпатичным, что поднимает волну вот таких непростых вопросов, не предполагающих однозначных ответов. Так что рекомендую — смотрите и размышляйте.

* * *

Горянский: «Люди после плена говорят, что наш фильм — еще цветочки»

Сергей Бойко

Вести, 27.07.2015

Актер театра и кино о перевоплощении добряка по жизни в безжалостного палача, об ужасе привыкания к войне и о том, как заросший и небритый персонаж кино появляется на сцене театра

Актер театра и кино Владимир Горянский известен многим поклонникам кино своими неоднозначными ролями. А картина «Плен», где он сыграл главную отрицательную роль (была представлена в рамках VI Одесского международного кинофестиваля), и вовсе вызвала много споров. В жизни же Владимира Горянского многие знают как добряка и позитивного человека. «Вести» поговорили с актером о его работе в кино и театре, о его лучших работах и будущем украинского кинематографа.

— Вы давно знакомы с режиссером Анатолием Матешко. Анатолий не раз признавал, что его ассоциируют с сериалом «День рождения Буржуя», а с какой картиной ассоциируют вас?

— Как ни удивительно, это «День рождения Буржуя», конечно. Это первый фильм, который в свое время взорвал сознание людей. Там появился новый герой с новым содержанием — бизнесмен, человек, который сделал себя сам. Там очень много было вещей, которые были для нас не совсем понятны, и зритель это принял. И очень много звезд вышло из этого сериала. Поэтому моя роль, несмотря на то что она была не первого плана, стала в ряд с главными героями. И я рад этому, ведь это заслуга и режиссера, и автора сценария. Мы нашли какой-то ход, какой-то характер, который вдруг людям понравился. Мы стали интересны, и мы были первыми в таком жанре. И ведь, по сути, фильм снимался в Украине, и группа тоже была украинская. Поэтому точка отсчета — это «Буржуй», а дальше зритель уже сам следит за тобой, если ты ему в чем-то понравился и он тебя запомнил. К примеру, сериал «Останній москаль» победил в рейтинге — его смотрел практически каждый третий украинец.

— Зачастую в фильмах вы играете каких-то отрицательных персонажей. Но все, кто знает вас лично, отзываются о вас очень положительно. Почему так происходит?

— Наверное, я люблю играть отрицательных героев, потому что они неоднозначны, и всегда можно находить какие-то ходы, линии… А положительные герои — они такие положительные, ровные. Все ровно… В том же «Трубаче» (фильме Анатолия Матешко, снятом в 2013–14 гг. — Авт.) — там комедийный, очень смешной персонаж, и назвать его полностью отрицательным невозможно. Поэтому по сравнению с «Пленом» градус отрицательности очень такой… зыбкий.

— Но ведь «Трубач» — это детская сказка, а значит, там не могут быть отрицательные в полном смысле этого слова герои…

— Конечно, нет. В сказках должны быть добрые герои. Да и в жизни, дай Бог, должны жить и побеждать добрые герои, потому что у нас нет другого выхода — любовь и добро должны побеждать зло. И у нас в фильме «Плен» последние кадры фильма — когда сошел снег с поля, оголилась пашня, и камера передвигается на кормушку с птицами. И хоть птиц еще нет, но уже слышна трель — надежда на то, что весна все-таки придет.

— В этой картине вам досталась одна из сложных ролей — роль бывшего учителя, а ныне — безжалостного палача, которому скучно на войне. Это было сложное перевоплощение?

— Конечно, материал сложный, и, когда мы приступали к нему, мы не понимали до конца… по крайней мере, я не все понимал — как это должно быть, почему это так, почему и какого уровня должны быть эмоции?! Там же есть элементы жестокости, и они реальны — я еще раз убедился в своей правоте, ведь буквально на днях встречался с людьми, которые были в плену. Мы с ними долго говорили, и то, что было показано у нас в фильме, — это еще цветочки по сравнению с тем, как оно реально оказалось. И эти люди, которые посмотрели трейлер к фильму, прекрасно понимали, о чем речь. Если снимать кино о войне и говорить о том, что такое война, то «Плен» — это именно кино о войне. Потому что там сконцентрирован весь ужас человеческого героизма, человеческой подлости… Быть героем на поле боя немножко легче, чем быть героем в плену. Вся эта история — действительно психологический триллер, потому что мы хотим, чтобы люди не привыкали к войне. Сейчас у нас идет привыкание: здесь мир — там война, та м война — здесь мир. И это самое ужасное. Мы хотели устроить эмоциональный стресс, и мы, в общем-то, достигли своей цели. И по той критике, которая была… Я даже и не ожидал такого отклика: эмоционального профессионального, сильного. И я очень благодарен за это людям, которые писали о фильме, разбирали его…

А что касается перевоплощения — это моя работа, моя профессия. Но да — здесь было все очень сложно, и сама тема была очень глубокой. И в процессе работы она начинает тебя затягивать, и ты какое-то время начинаешь существовать в этом состоянии. И семь дней мы практически были выключены из реальности. Но так нужно было.

— А после чего вы решили сняться в этом фильме?

— Идея этого фильма родилась у продюсера Александра Итыгилова после того, как появилось обращение одного из отцов военнослужащих с предложением обменять своего сына на себя. Его поддержал второй продюссер, Антон Сладкевич… И когда Александр предложил почитать сценарий, рассказал о моей роли… после прочтения сценария мне было немножко не по себе. Но я читал первый вариант сценария, который был намного жестче и не насыщен каким-то символизмом, которые родились уже в процессе съемок. И мне было трудно принять решение. Я спрашивал у Александра: «А не многовато ли каких-то вещей?» Он мне сказал тогда: «Нет! Только стресс, только взрыв эмоций — по-другому нельзя, нет смысла». И я с ним согласился, потому что понял, что он все-таки был прав.

— Скажите, сложно совмещать работу в театре и съемки ? Ведь в последний день съемок, уже после их завершения, вы в срочном порядке уехали в Херсон, где ваш театр должен был давать спектакль.

— Выходя из театра или со съемочной площадки, костюм сыгранного только что персонажа необходимо снимать. Но за эти семь съемочных дней — так уж сложилось, что один раз все же были проблемы, — мой персонаж в «Плене» зарос, а в театре я играю роль молодого Гитлера в спектакле «Майн кампф, или Носки на кофеварке». И я был заросший и небритый, и поэтому были некие проблемы в этом плане, но мне удалось все же отстреляться. Но я стараюсь все планировать заранее, и мое расписание составляется на полгода вперед.

— А можно для наших читателей приоткрыть завесу ваших творческих планов?

— Сейчас я снимаюсь в комедийном сериале для всей семьи — «Самая худшая неделя моей жизни», режиссер — Семен Горов. А после этого мы начинаем съемки продолжения «Останнього москаля». Ну и плюс гастроли, поездки, телевизионные проекты. Сейчас украинский кинематограф стал более самостоятельным, и это испытание для всех — сможем ли мы делать свой качественный и интересный продукт, чтобы на него ходил зритель. Но кино должно быть разным…

— Чего не хватает украинскому кинематографу?

— Не хватает коммерческого кино. Фестивальное кино — оно есть. Есть короткометражное кино, появляются новые актеры, а вот коммерческого кино нет. Кино должно окупаться, оно должно идти в кинотеатры… И государство должно помогать в этом, давать какие-то льготы, как во всех странах. А пока этого нет, и оттого все — на каком-то эмоционально-спонтанном уровне. Нужна системность, нужны правильные законы. А для этого нужно брать европейский опыт и законодательство — и ничего придумывать не надо.

— Вы играете еще и на сцене и один из ваших спектаклей — «Дела сердечные или шапка с двумя карасями» назван лучшим спектаклем в Украине в этом году. А что вам ближе по духу: театр или кино?

— Театр, конечно. Театр для меня по духу, подходу и глубине все же ближе. Там больше экспериментов, там больше классических произведений, а сериальная продукция, телевизионная — все зависит от образов…

— А если бы предложили на выбор — театральная роль или кино. Чтобы вы выбрали?

— Я бы постарался совместить…
8200

Комментировать: