Наша камера
на «Ланжероне»
Loboda Loboda
в Садах Победы
Погода в Одессе сейчас 0 ... +2
вечером 0 ... +1
Курсы валют USD: 0.000
EUR: 0.000
Регистрация
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

БуДНИ Одесского кинофестиваля. 18 июля

Пятница, 19 июля 2013, 10:36

Пресс-служба ОМКФ

БОРИС НЕЛЕПО: «КИНОКРИТИКА - ОДИНОКОЕ ЗАНЯТИЕ»

18 июля в рамках программы Школы кинокритиков IV ОМКФ состоялась лекция вундеркинда российской кинокритики Бориса Нелепо. Россиянин рассказал аудитории о том, как изменились роль и задачи критики за последние годы, и что теперь делать отважным людям, которые по определенным причинам выбрали ее своей профессией.

Борис Нелепо озвучил ряд практических советов для синефилов, мечтающих профессионально заниматься кинокритикой. Во-первых, найти нормальную работу, а критику в традиционном понимании оставить для души - ведь за рецензии теперь очень редко платят. Во-вторых, не выносить приговор лентам - именно это, по его мнению, отличает хорошего критика от плохого: «Хороший критик каждый раз, когда пишет текст, пытается найти ответ на вопрос« Что такое кино? », а не ставит звездочки». В-третьих, смириться с тем, что роль кинематографа изменилась, и, соответственно, изменилась роль критики как вспомогательной отрасли: если неуютно режиссеру, то и критику должно быть неуютно. В-четвертых, заниматься еще чем-то, кроме как написанием текстов - например, кураторской деятельностью.

В то же время Борис Нелепо уверен, что роль критики будет возрастать - количество фильмов ежегодно увеличивается, и кто-то должен доносить их до публики. Он добавил, что уже нет массового зрителя - зритель во всем мире стал индивидуалистом. Поэтому теперь недостаточно следить за консервативной программой Каннского фестиваля, чтобы быть в курсе того, что происходит в кино - критик должен самостоятельно искать жемчуг.

Борис Нелепо оптимистичен - по его мнению, независимость от изданий и современные технологии открывают немало возможностей для критика. Но заниматься этим делом стоит, только если оно приносит тебе удовольствие.

«ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ» НА ОДЕССКОМ КИНОФЕСТИВАЛЕ

Сегодня, 18 июля, журналисты имели возможность встретиться с творческой группой одного из самых ожидаемых фильмов ОМКФ-2013 - «Географ глобус пропил». На вопросы прессы отвечали режиссер-постановщик Александр Велединский, продюсер Валерий Тодоровский и исполнительница одной из главных ролей Евгения Брик.

Картина, снятая по мотивам романа Алексея Иванова, - история молодого биолога, который от безденежья идет работать учителем географии в обычную пермскую школу - уже стала событием года в России, завоевав Гран-при и Приз за лучшую мужскую роль на фестивале «Кинотавр».

Валерий Тодоровский, ставший впоследствии продюсером фильма, несколько лет занимался кинолентой сам, но вскоре осознал, что «перегорел». «Уважение к истории осталось, а запал исчез», - прояснил ситуацию он. Появившийся в проекте Александр Велединский создал уже другой, свой фильм. «Книга в чем-то жесткая и провокационная, но любовь автора к своим героям чувствуется», - отметил Александр, - «так же и мы все вместе с актерами полюбили этих героев».

Отвечая на вопрос о множестве сюжетных линий, Тодоровский сказал: «Если зритель обескуражен - это прекрасно». «Хочется делать настоящее кино, искусство, при этом доступное широким массам»,- подчеркнул он.

Евгения Брик, воплотившая на экране образ провинциальной женщины в поиске себя, «инопланетянки в этом городе», призналась, что книга Иванова на данный момент для нее - самая любимая, поэтому она с радостью и не раздумывая согласилась участвовать в экранизации.

Что касается подбора актера на роль главного героя, создатели понимали, что это должен быть большой артист, и что они работают над монофильмом, где актер - в каждом кадре, поэтому ошибки - недопустимы. В России же выбор артистов, играющих персонажей в диапазоне от 35 до 45 лет, невелик, а Хабенскому роль оказалась очень близка. «Он в прямом смысле автор своей роли», - сказал Велединский. «Наш герой не ропщет, он по-своему счастлив», - уверены создатели картины.

«Географ глобус пропил» представлен в Международной конкурсной программе Одесского МКФ, Гран-при которой вручается по результатам зрительского голосования.

ПРОДЮСЕРСКИЙ ПИТЧИНГ НА ОМКФ-2013

Конкурс полнометражных проектов украинского производства или ко-продукции с Украиной состоялся на ОМКФ сегодня, 18 июля. Участие в питчинге приняли 10 проектов, отобранных селективной комиссией. Все они – соискатели денежного приза в размере 25 тысяч гривен от партнера фестиваля, девелоперской компании UDP. Цель продюсерского питчинга – найти партнеров, получить недостающее финансирование и познакомиться с дистрибьюторами.

Ежегодную секцию питчинга открыли Президент ОМКФ Виктория Тигипко и Глава Государственного агентства Украины по вопросам кино Екатерина Копылова. «Отрадно, - прозвучало со сцены, - видеть в зале знакомые лица: участников и победителей питчингов прошлых лет, которые в этом году показывают свои работы уже на новой стадии, в секции Work in Progress, питчингуют новые проекты и участвуют даже в международной конкурсной программе!» Последнее относится к фильму «Параджанов», история успеха которого началась именно на Одесском кинофестивале.

Участникам нынешнего питчинга Виктория Тигипко пожелала в лучшем виде представить свои проекты, получить финансирование и найти партнеров. «Победа одного из вас станет победой каждого», - подчеркнула Президент ОМКФ. Екатерина Копылова, в свою очередь, обращаясь к аудитории, продолжила: «Без вас невозможно появление и развитие нового украинского кинематографа, поэтому желаю вам вдохновения и усердия».

10 творческих групп презентировали проекты в разных жанрах - военно-исторические и социальные драмы, фентези и романтические мелодрамы. Участие в питчинг для украинских кинематографистов – возможность привлечь внимание потенциальных инвесторов, фестивальных отборщиков и широкой кинематографической общественности, включая международную, к украинским кинопроектам.

Представить проект «Дикобраз» сербского режиссера Срджана Драгоевича на сцену поднялась член международного жюри ОМКФ, немецкая актриса Франциска Петри. В картине о столкновении двух политических систем она исполнит главную роль: «История о полярных вещах показалась мне интересной, но для меня она больше философская, чем политическая», - рассказала Франциска.

Со своей новой работой, фильмом «Кай», выступил уже знакомый жюри тандем украинского режиссера Олега Сенцова и продюсера Ольги Журженко. Их прошлый проект, «Носорог», - победитель прошлогоднего питчинга.

Детскую сказку-фэнтэзи представили одесские кинематографисты Максим Фирсенко и Антон Червинский. В их проекте «Колесо Фортуны» дети будут бороться со злом, зажигать маяк, спасать оперный театр и царскую семью. За экранизацию бестселлера русской писательницы Дины Рубиной «Синдром Петрушки» взялась молодой, но уже востребованный украинский режиссер Елена Хазанова. Об утраченных возможностях и новом шансе – идея фильма «Степне» Марии Вроды, лауреата Каннского МКФ за лучшую короткометражную ленту. Военно-историческую тематику развивают проекты «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого, «Ворошиловград» Ярослава Лодыгина, «Снег в Карпатах» Константина Вернера и «Вариант Маркони» Леси Калинской. О вечной теме дружбы и любви в большой Вселенной – проект «Вулкан» Романа Бондарчука.

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ ФИЛЬМА «ПРОСТЫЕ СЛОЖНОСТИ НИКО ФИШЕРА»

18 июля в зале пресс-конференций был представлен предпоследний фильм Международной конкурсной программы - «Простые сложности Нико Фишера».

На встрече присутствовал режиссер фильма - Ян Оле Герштер, который работал над фильмами Тома Тыквера «Принцесса и воин» и «Рай», принимал участие в производстве фильма «Гудбай, Ленин!» Вольфганга Беккера и снял собственный документальный фильм о композиторе Яне Тирсене. «Простые сложности Нико Фишера» – его полнометражный игровой дебют.

В этом году картина о молодом человеке, который живет настоящим моментом, не заботясь о том, что оказался на обочине жизни, получила 6 главных премий Немецкой киноакадемии. «Все они были для нас неожиданностью», - скромно отметил Ян Оле Герштер.

Вопреки пассивности своего характера, главный герой, по мнению режиссера, все же участвует в своей жизни. «Для меня важно было показать персонажа, создать вечного героя, неподвластного времени», - говорит Ян. Именно по этой причине Герштер выбрал черно-белую манеру съемок и использовал в картине джазовую музыку. «С помощью черно-белого изображения я хотел позволить зрителю выбирать, насколько он может приблизиться к фильму». Переехав в Берлин 13 лет назад, Ян Оле скучает по тому, прежнему, Берлину, который меняется с каждым днем, и это чувство ему хотелось зафиксировать во время съемок.

Делясь впечатлениями о своей работе с известным немецким режиссером Томом Тыквером, Герштер сказал: «У Тома всегда свой исключительный взгляд на то, как нужно снимать фильм», а на вопрос о реакции Тома на свой фильм ответил: «Думаю, он порадовался за меня, потому что Том - щедрый человек».

ТАНЯ СЕГАЧАН: «КАЖДОЕ УТРО Я ПРОСЫПАЛАСЬ С МЫСЛЬЮ «ЧТО БЫ НА МОЕМ МЕСТЕ СДЕЛАЛ ДАМБЛДОР?»

18 июля мастер-класс для слушателей Летней киношколы в рамках 4-го ОМКФ провела член жюри Международной конкурсной программы, лауреат многих наград, британский кинопродюсер Таня Сегачан. В течение полутора часов она рассказывала о своем творческом пути, работе над франшизой о Гарри Потере и особенностях производства адаптации и экранизации литературных произведений.

«Когда я начинала свою работу, я не знала ничего. Когда Джоан Роулинг писала свою книгу, она тоже не знала ничего. Я это говорю к тому, что опыт не так важен, все дело в воображении и вере в свою мечту» - обратилась Таня Сегачан к молодым кинематографистам. В 1997 году она работала на BBC над документальными фильмами, и в это же время первая книга «Гарри Поттер и философский камень» вышла небольшим тиражом в 500 тыс. экземпляров, 300 тыс. из которых отправились в школы и детские библиотеки. «Именно дети сделали эту книгу популярной. Они читали ее на уроках, в библиотеках, обсуждали в школе». Сегачан заинтересовалась этой историей и, встретившись с Роулинг, предложила книгу для экранизации студии Warner Bros. На момент принятия решения, никто не знал, будет ли это успешным проектом, делать ли игровой или анимационный фильм и понравится ли людям сама история, но как показало время, Сегачян не прогадала.

Рассказывая об авторе Гарри Поттера – Джоаун Роулинг, Сегачан отметила: «Если спросить у этой женщины, что находиться в верхней комнате третьей северной башни, она начнет подробно описывать. Ты очнешься на следующий день, а она все еще будет рассказывать об этой комнате. У Роулинг в голове такое количество деталей, вся вселенная Поттера вместе с ней постоянно». Это стало одной из причин, почему сценарий, герои, актерский состав и каждая деталь экранизации заранее оговаривались с ней. Кроме того, фильмы начали выходить в то время, когда серия книг еще не была дописана. Писательница придерживалась очень строгой политики касательно спойлеров, и никто не знал, что будет в следующей книге, поэтому сценарий разрабатывался совместно с ней, чтобы не помешать будущей сюжетной линии.

Еще одна особенность подготовки к съемкам состояла в том, что франшиза планировалась на достаточно долгое время, следовательно, герои будут взрослеть на глазах у зрителей. Сегачан особенно акцентировала внимание на третьей части франшизы - «Гарри Поттер и узник Азкабана», так как именно при этих съемках произошла смена режиссера и его место занял Альфонсо Куарон. Сделано это было для того, чтобы показать взросление героев, с чем Куарон справился особыми методами. Он постарался вытянуть актеров из их детского состояния и заставить задуматься о своих персонажей. Например, многие дети-актеры под указкой режиссера сначала писали эссэ о себе, потом о своих персонажах, а потом сравнивали их между собой, стараясь найти точки соприкосновения. Это подействовало, и как позже отметили многие фанаты – третья часть фильма стала значительно мрачнее первый «детских» фильмов, герои разительно повзрослели.

Важный момент при адаптации сценария – добавление дополнительных сцен, событий и деталей для создания более зрелищной и яркой картинки. Для сравнения, Сегачан привела сцену с оборотнем и дементорами в третьем фильме, показав два ролика из фильма. В книге такие моменты описаны сжато, что-то одним предложением, что-то несколькими страницами, так как в случае литературы работает воображение читателя. При адаптации экранизации, очень важно органично эти сцены расширить, так как именно на зрелищность, особенно в фильме фентези, идет ставка.

Таня Сегачан спродюсировала 4 фильма о Гарри Потере. «4 года каждое утро я просыпалась с мыслью «Что бы на моем месте сделал Дамблдор?» Это был невероятный опыт, наполненный волшебством, как и сам фильм, но пришло время двигаться дальше» - говорит британский продюсер. С 2010 года Сегачан возглавила отдел развития, а затем Кинофонд Совета по вопросам кино Великобритании, где заведовала вопросами государственного финансирования фильмов, а также отдельных кинокомпаний. В это время был профинансирован ряд успешных кинолент, таких как «Король говорит»/The King's Speech Тома Хулера и «Яркая звезда»/Bright Star Джейн Кэмпион.

КИНОПОВЕСТЬ «ВЕРНОСТЬ» ПЕТРА ТОДОРОВСКОГО НА ЛАНЖЕРОНОВСКОМ СПУСКЕ

18 июля в кинотеатре Stella Artois на Ланжероновском спуске показали киноповесть военных лет, советский фильм 1965 года выпуска «Верность» в память об одном из величайших кинематографистов России Петре Тодоровском. «Я имел удовольствие и счастье работать в этом фильме оператором», - сказал со сцены Вадим Костроменко, представляющий картину.

Созданная на Одесской киностудии советским и российским кинорежиссером Петром Тодоровским («Анкор, ещё анкор!», «Интердевочка», «Военно-полевой роман») работа получила приз «За лучший дебют» на Венецианском кинофестивале. Рассказывая о трудностях во время съемок, Вадим Костроменко признался, что чуть было не впал тогда в отчаяние: после проявления кадров, отснятых на зимней натуре, оказалось, что пленка испорчена - она становилась то ярче, то светлее, возникли «засветки» на экране, и в связи с этим материал пришлось заново переснять, используя вместо снега соль. Благо, Тодоровский воспринял проблемную ситуацию стоически: «Вадим, не война - переживем!», - подбодрил оператора он. На Венецианском МКФ, к счастью, подмены никто не заметил, и картина была награждена золотой медалью «за чистоту человеческого отношения к жизни».

Сценарий киноленты написал известный тогда в СССР Булат Окуджава, никогда ранее сценариями не занимавшийся, а операторов изначально было двое, но одного из них призвали в армию, и, не рискуя оставаться с одним молодым оператором, Тодоровский пригласил на работу Вадима Костроменко, только закончившего свою предыдущую картину. На этапе монтажа режиссер вынужден был удалить эпизоды, снятые молодыми ребятами, но когда фильм был закончен, В. Костроменко настоял на том, чтобы их имена были указаны в титрах. Со временем Вадим Авлошенко стал хорошим оператором и сценаристом, а Леонид Бурлака снимал популярные фильмы, среди которых культовый «Место встречи изменить нельзя».

Местом действия событий «Верности» был выбран город Саратов, с которым режиссер связан личными воспоминаниями - Петр Тодоровский в свое время был курсантом Саратовского военного пехотного училища.

Лауреат премии «Ника» и номинант на премию «Оскар» в 1984 году, совсем недавно, в мае этого года, Петр Тодоровский скончался после сердечного приступа в Москве, на 88-м году жизни. «Надеюсь, ваше внимание к этому фильму будет знаком уважения к великому талантливому человеку», - обратился к зрителям оператор картины.

РОДЖЕР КОРМАН: КИНО НЕ УМРЕТ НИКОГДА!

О будущем киноиндустрии, сочетании в одном фильме ужаса и комедии, трендах и провалах рассказал на пресс-конференции американский режиссер и продюсер, обладатель «Оскара» за вклад в кинематограф, Роджер Корман. Встреча длилась более часа: у журналистов не заканчивались вопросы к легенде мирового кино.

Есть три главных качества режиссера, о которых Роджер Корман говорил и на мастер-классе для студентов Летней киношколы: ум, трудолюбие и креативность. «Создание художественного кино – это гламурный бизнес, но это и очень тяжелый труд», - подчеркнул Роджер Корман. Также, по его мнению, важно работать с сознательным и бессознательным.

Профессиональный опыт, уверен Роджер Корман, режиссер получает как в результате успехов, так и провалов. В его карьере поражений было немного и случались они, когда мастер решался на эксперименты в серьезных жанрах. Роджер Корман убедился: зритель ждет развлекательное кино; ожидание публики нужно оправдать, а посыл – скрыть между строк. Для современного кинематографа, говорит гуру независимого кино, одинаково важны и качество сюжета, и средства его визуализации.

Среди удачных экспериментов Роджера Кормана – соединение в одной картине жанров ужаса и комедии. «Снимая фильм, я наращивал и наращивал напряжения, во время сеанса зрители закричали именно в тот момент, когда я хотел. А потом вдруг они засмеялись: наверно, над собой и над тем, что попались на мой крючок. Так я решил совмещать два жанра в одном кино», - рассказал режиссер.

Отвечая на вопрос о насилии в кинематографе, Корман согласился, что это, к сожалению, современная тенденция. Он сказал: «часто насилие в кино, как и секс в фильме не имеют отношение к сюжету, а присутствуют лишь для увеличения коммерческой ценности картины». Режиссер – противник цензуры; по его мнению, скоро ситуация изменится сама, люди устанут от таких фильмов, исчезнет спрос, а вместе с ним и предложение.

В завершении встречи культовый кинематографист философствовал. Он сказал, что в кино, как, впрочем, и в жизни, никто не знает всего и это хорошо! В таком случае есть смысл снимать фильмы и искать неизвестное. Начинающим режиссерам Роджер Корман посоветовал вести поиск смело и радикально, оставляя консерватизм на завершение карьеры. «Новые идеи, - уверен кинематографист, - есть всегда! Кино будет развиваться и меняться, но никогда не умрет».

В Одессу Роджер Корман приехал с женой; рассказал, что они прекрасно провели время, а город покорил их своим космополитизмом. Побывал режиссер и на киностудии, где у него возникла идея снять следующий фильм именно в Одессе.

ВИТАЛИЙ МАНСКИЙ: «РЕАЛЬНО ЛИ ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО?»

Виталий Манский, один из известнейших режиссеров-документалистов и телепродюсеров России, режиссер представленного на ОМКФ-2013 в рамках «Недели российского кино» документального фильма «Труба», один из авторов концепции реального кино и создатель его манифеста, провел 18 июля мастер-класс для слушателей Летней киношколы.

Беседу со слушателями Манский начал с «Догмы» Ларса фон Триера, собственного «Манифеста реального кино» и сравнения эпохи цифровых технологий со старыми приемами съемки документального кино. Свой «Манифест» он разобрал по пунктам и объяснил каждый из них – отсутствие сценария, этические вопросы и зависимость от технологий. Если в игровом кино сценарий играет ключевую роль, то в документальном, чем четче сценарий – тем менее фильм реален. Касательно этических моментов и вопросов морали, режиссер емко высказался: «В момент самой съемки ты можешь не решать этических вопросов, они переносятся в монтажный период. Эталонно порядочный человек вообще не может быть документалистом»

Манский не случайно отделяет понятие документального и реального кино – «Нужно понимать, когда мы говорим «документальное кино», мы говорим о КИНО, а не то, что показывается по телевидению не только в России, но и в Украине. Документальное кино по телевидению в принципе не показывают». Режиссер рассказал, что сейчас производство документальных телевизионных программ доведено до полнейшей конвейерной стадии, когда пишется сценарий, утверждается редактурой, цензурируется, а задача режиссера состоит только в том, чтобы «перекрыть текст картинкой». «Любая правда является оппозиционной по своей природе. Если телевидение покажет каких то реальных людей, это будет настолько жесткое антигосударственное высказывание, что ни один канал на это не решится».

С начинающими документалистами, Манский поделился некоторыми своими приемами, техническими деталями и дал полезные советы для съемок реального кино. В частности, режиссер никогда не разговаривает с героями своих фильмов после окончания съемок «Если я отснял, то я исчезаю, я не даю излить душу вне кадра. Нельзя вообще давать существовать герою вне кадра». Касательно финансирования, режиссер предупредил, чтобы молодые режиссеры не питали особых иллюзий - в последнее время вообще возникла тенденция, когда реальные фильмы снимаются одним человеком ручной камерой и за свой счет. «Снимать реальное кино – это заниматься абсолютным подвижничеством, понимая, что никаких госпремий, народных артистов, ничего не будет. Но ведь никто вам не обещал, что будет легко».

В конце своего мастер-класса режиссер пригласил всех желающих молодых документалистов, работающих над своими проектами, поучаствовать в АРТДОКФЕСТЕ, и в конкурсе премии «Лавровая ветвь», которые он возглавляет и продюсирует.
4781

Комментировать: