Наша камера
на «Ланжероне»
Лобода Лобода
в Садах Победы
Погода в Одессе сейчас -3 ... 0
ночью -2 ... +1
Курсы валют USD: 25.638
EUR: 27.246
Регистрация
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

БуДНИ Одесского кинофестиваля. 17 июля

Четверг, 18 июля 2013, 16:22

Пресс-служба ОМКФ

КИНОКРИТИК МАРТИН БЛЭНИ: «Я НЕ УЧИЛСЯ ЭТОЙ РАБОТЕ – Я ПРОСТО ДЕЛАЛ ЕЕ»

17 июля в рамках работы Школы кинокритиков лекцию провел обозреватель Screen Daily Мартин Блэни (Великобритания). Со студентами образовательной секции ОМКФ у Блэни состоялся предметный разговор на тему международного фестивального движения и роли кинокритики в современном кинопроцессе.

В начале встречи Мартин рассказал о том, как пришел в профессию: у него нет специального образования, сделать карьеру ему помогло совершенное владение английским и немецким языками. В настоящее время Блэни является постоянным участником и критиком не только Каннского и Берлинского фестивалей, но и большинства кинофорумов Восточной Европы, Азии, Индии, Южной Америки, Израиля.

Весь год Мартин регулярно посещает профессиональные события и публикует о них эксклюзивные материалы в ежедневном издании о кино «Screen Daily», участвует в дискуссиях, координирует работу питчингов в Софие, Варшаве, Ереване, Одессе и других городах, являясь членом жюри FIPRESCI.

Начинающим критикам Блэни советует побывать на «скромных» фестивалях, прежде чем приступать к работе в жестком режиме на Берлинале или в Каннах. На небольших кинофорумах у молодых людей появляется больше шансов получить эксклюзив, посмотреть хорошее кино и получить бесценный опыт работы.

Отвечая на вопросы студентов Школы, Мартин Блэни отметил преимущества новых технологий для современных кинокритики и кинематографа; определил общую тенденцию современного мирового кинематографа - тягу к теме наркотиков, смерти, депрессии; а также отметил высокий уровень некоторых украинских короткометражек.

ДОЛГОЖДАННЫЙ «ПАРАДЖАНОВ» НА ОДЕССКОМ КИНОФЕСТИВАЛЕ

17 июля состоялась пресс-конференция, посвященная долгожданному байопику о легендарном Сергее Параджанове. Картину представляли со-режиссеры Елена Фетисова и Серж Аведикян, который, к тому же, является исполнителем роли самого Параджанова.

«Этот фильм не документальный. Он о художнике, который живет против всех и творит то, что считает нужным» - сразу предупредили режиссеры. При подготовке сценария было изучено огромное количество документальных и биографических материалов, воспоминаний самого творца и его друзей. Елена Фетисова рассказала, что многие слова, сказанные главным героем в фильме, являются прямыми цитатами из тюремных писем Параджанова, обращенных к любимой женщине, близким и соратникам.

Несмотря на такой масштабный документальный базис, создатели признают, что многие герои вымышлены, а некоторые события, показанные в картине, являются лишь обобщением ситуации в жизни Параджанова и страны в целом. Фильм не задумывался как карикатура, он никого не судит и не критикует власть, он является лишь картиной, отображающей борьбу художника.

«Этот фильм показывает пример того, как в то время человек был свободен, даже находясь в заключении. Советская власть уничтожала личность, но эту личность она уничтожить не смогла» - сказал Роман Балаян, который присутствовал на пресс-конференци в качестве гостя в зрительном зале, но все-таки решил взять слово.

Для Одесского кинофестиваля картина имеет особое значение, так как перед запуском работы над проектом в 2011 году, авторы предварительно выставили его на питчинг в рамках профессиональной секции 2-го ОМКФ. Во время фестиваля в 2012 году, картина принимала участие в презентации проектов на стадии пост-продакшн Work in progress. В этом же году фильм участвует сразу в двух конкурсных программах – международной и Украинская национальная кинопремия.

Помимо показа биографической картины «Параджанов», в рамках ОМКФ проходит его ретроспектива, которая включает как известные шедевры, так и малоизвестные работы режиссера, а также выставка коллажей в Литературном музее, открытая для всех желающих с 12 по 20 июля.

«АВТОИНСПЕКЦИЯ» В МЕЖДУНАРОДНОМ КОНКУРСЕ

16 июля состоялась пресс-конференция фильма-участника международной конкурсной программы ОМКФ польской криминальной драмы «Автоинспекция», посвященной вопросам коррупции и моральному облику служителей порядка.

Режиссер Войтек Смажовски возглавил многочисленную польскую делегацию, состоящую из продюсеров, сценаристов и актеров картины, представляющую фильм. Разговор шел в основном о коррумпированных государственных системах и реакции зрителей на эту провокативную картину. Особенно интересен факт, что около 50% бюджета картины составляют государственные средства, но, как отметил режиссер, сами автоинспекторы фильм очень любят, в отличии от их жен и начальников.

Премьера картины в Польше прошла 1 февраля и вызвала очень бурную реакцию. За последнее время в стране был раскрыт целый ряд коррупционных скандалов, что только подтверждает факты, описанные в фильме. Кроме того, если в новостях идет речь о коррупционном скандале, то очень часто в качестве фоновой картинки вставляются отрезки из фильма. Смажовски также пожаловался, что теперь, когда что-то происходит в полиции, то сразу звонят ему.

Режиссер решил снять фильм, чтобы отойти от своей предыдущей работы – исторического фильма «Роза», действие которого происходит во время Второй мировой войны. Поменяв тематику, он создал провокационный фильм на волнующую его тему – автоинспекцию. Войтек рассказал, что он не строит иллюзий, будто бы его фильм изменит мир, но всегда старается дать зрителю «надежду на надежду». Режиссер стремится снимать картины, которые можно будет пересматривать 2-3 раза, наталкивая зрителей на все новые и новые размышления. Лучшим выходом в миссии борьбы кинематографа с коррупцией режиссер считает именно такой метод «съемки с заднего сидения автомобиля».

ЙОС СТЕЛЛИНГ: «РЕЖИССУРА - ЭТО МУЖСКОЕ ДЕЛО, А СМОТРЕТЬ КИНО - ЖЕНСКОЕ»

Мастер-класс нидерландского кинорежиссера и сценариста Йоса Стеллинга для слушателей Летней киношколы Одесского МКФ начался с ролика, посвященного его фильмам. Частый и почетный гость ОМКФ, в первый год возглавивший Международное жюри фестиваля, уже почти традиционно отмечает свой день рождения в Одессе.

«Мы можем говорить о чем угодно, но мне бы хотелось поговорить о драматизме в кино», - обратился Стеллинг к аудитории. Зрители, посмотревшие утром новый фильм режиссера - голландско-российско-немецкую копродукцию «Девушка и смерть», могли убедиться в словах автора о том, что «кино - единственная форма искусства, которая может играть со временем». По признанию самого Стеллинга, это, а также возможность окружать себя талантливыми людьми и плодотворно сотрудничать с ними, привлекает его в кинематографе больше всего. Гость рассказал присутствующим, что ему не всегда удаются диалоги, поэтому часто берет кого-то, кто помогает прописывать их. Что касается последнего фильма, то изначально диалоги в нем были на голландском, затем переводились на русский, а после этого - опять на голландский - в итоге результат оказался удачным.

Интересно и довольно оригинально прозвучала фраза Стеллинга о том, что «фильм создается в том числе и тем, кто его смотрит». «Когда фильм завершен, меня уже не существует - это уже ваш фильм»,- добавил он позже.

Несмотря на личные амбиции каждого творческого человека и желание «показать себя миру», Стеллинг, принимая комплименты по поводу своих работ, осознает, что восторг вызывает работа не только режиссера, но и других членов съемочной команды, и всегда помнит о том, что сделали для фильма другие. «Я люблю работать с друзьями - это люди, на которых можно положиться. С одним из операторов работаю уже 30 лет».

«Режиссура - это мужское дело, а смотреть кино - женское», - заявил гость, назвавший среди режиссеров-женщин Софию Копполу как одну из троих выдающихся. «Все дело в мужской и женской энергии, которые дополняют друг друга», - объяснил он.

Рассуждая о современном, Стеллинг поделился своим убеждением в том, что фестивали и кинотеатры существуют потому, что «одиночество - это болезнь нашего времени», а людям важно иметь рядом сопереживающих.

Также Йос Стеллинг рассказал о разделении фильмов на продюсерские, актерские и авторские, о роли локации, о том, что актеров лучше подбирать еще во время работы над сценарием, и «писать фильм» непосредственно «под них», о том, что «съемки - это всегда война», а «кинематограф- это создание проблем», которые на самом деле помогают и «делают тебя лучше», о важности основной идеи и необходимости «влюбиться в то, что снимаете», и о том, что «самое ужасное, что может случиться с режиссером, - это стать жертвой своей истории».

В конце встречи студенты киношколы посмотрели эротическо-комическую короткометражку, снятую Стеллингом в 1995 году - «Зал ожидания»/ The Waiting room.

МАЙКЛ УИНТЕРБОТТОМ: МНЕ СКУЧНО СНИМАТЬ ФИЛЬМЫ В ОДНОМ ЖАНРЕ

На Одесский кинофестиваль приехал специальный гость, британский режиссер Майкл Уинтерботтом. Его последнюю картину «Король Сохо» покажут в секции «Гала-премьеры» сегодня, 17 июля. Кроме того, на ОМКФ-2013 режиссер представлен в отдельной секции: «Ретроспектива Майкла Уинтерботтома».

На пресс-конференции режиссер Майкл Уинтерботтом и продюсер Эндрю Итон рассказали о фильме «Король Сохо». Картина основана на реальной истории о скандальном мире Поля Рэймонда, основателя империи «джентльмен-клубов» и эротических журналов.

«История – грустная, - говорит Майкл Уинтерботтом, - она не дает ответов, а, наоборот, ставит вопросы: что такое мораль, как в таких условиях воспитывать детей и так далее». Главную роль в картине сыграл, как выразились журналисты, «любимчик» режиссера, актер Стив Куган. Исполнительницы ряда женских ролей работают в тех самых клубах, о которых, собственно, идет речь: «об этой индустрии они знают из собственного опыта», - рассказал Майкл Уинтерботтом.

На встрече зашла речь и о профессиональной «всеядности» режиссера, он снимает в очень разных жанрах. Майкл Уинтерботтом объяснил: «Мне было бы скучно создавать фильмы одного жанра! Это же так весело – сделать незатейливую комедию, а уже через год – серьезное кино. Мой выбор, скорее, хаотичен». Солидарен с режиссером его друг и коллега, продюсер Эндри Итон: «мы просто скучные люди и нам нравится так вносить разнообразие в свою жизнь». Примечательно, что Эндрю Итон продюсирует все фильмы Майкла Уинтерботтома; их дружба и сотрудничество начались еще даже до легендарного «Джуд».

Своими фильмами, заявил режиссер, он ничего не хочет сказать и меседжа для зрителя у него нет: «Я делаю то, что интересует и беспокоит меня; я ничему не хочу научить и, тем более, не хочу объяснять зрителям, как они должны реагировать на ту или иную картину. Мне нравится, когда зритель вовлечен в историю, а не поглощается ею; важно, чтобы люди могли размышлять и сами делать выводы».

Кино – это бесконечные рабочие будни Майкла Уинтерботтома. В свободное время, признался режиссер, он не смотрит фильмы: ни свои, ни чужие. Дома включает новости и старается больше времени проводить с близкими людьми.

Журналисты подчеркнули, что все работы режиссера – очень британские. «Я и рад бы не быть настолько британцем, но страна сама подкидывает нам истории. Это не выбор, это – проклятие», - пошутил Майкл Уинтерботтом.

Ретроспектива Майкла Уинтерботтома на ОМКФ-2013 проходит при поддержке Британского совета в Украине. Партнерство стало уже традицией, которая, по словам директора Британского совета Мартина Даула, будет развиваться: «Мы рады сотрудничеству с кинофестивалем! Со своей стороны, стараемся вносить больший вклад, увеличиваем показы британских фильмов и с каждым годом их будет все больше»

ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ: ПУТИ СОТРУДНИЧЕСТВА ВОСТОКА И ЗАПАДА

17-го июля в рамках работы Профессиональной секции ОМКФ прошла панельная дискуссия глав кинофондов на тему «Обмен практиками финансирования киноиндустрии в Восточной и Западной Европе». В дискуссии приняли участие представители Германии, Франции, Великобритании, Израиля, Грузии, Украины, Беларуси и Азербайджана.

В рамках обсуждения выступила Ирина Орзех - руководитель программы Европейского союза «Media» с презентацией новой программы Европейского Союза «Креативная Европа». Ирина обратила внимание, что фрагментарность кинорынка, ограниченное распространение фильмов за пределами стран-производителей, недостаток финансирования и неактуальность существующих бизнес-моделей являются наиболее актуальными проблемами киноиндустрии на данный момент. Для разрешения этих вопросов необходимо развивать сеть деловых контактов создателей кинолент, предоставлять им доступ на иностранный рынок, поддерживать кинофестивали. Именно для выполнения данных задач была создана программа ЕС «Креативная Европа». Программа включает в себя направление по сотрудничеству между ЕС и третьими странами и предполагает направление по работе напрямую с создателями фильмов, без подписания правительственных договоров.

Как отметила Ирина Орзех, «Креативная Европа» предоставляет финансирование для дистрибуции фильмов, финансированием производства картин занимаются международные фонды копродукции, представители которых также принимали участие в панельной дискуссии.

К примеру, Германия на ОМКФ этого года представила наибольшее количество фильмов, снятых в копродукции. Фильмы «Ланчбокс», «Будущее», «Девушка и смерть» и «В цвету» частично сняты при финансировании немецких фондов. «Для Германии важно, чтоб деньги, полученные от нас, были потрачены именно в Германии», - заявила исполнительный директор фонда Medienboard Berlin Brandenburg Кирстен Нихуус. Такое же требование выдвигают фонды Грузии, о чем рассказала Тамара Татишвили, которая способствовала включению Грузии в состав ключевых европейских организаций по сотрудничеству в сфере кино - EURIMAGES и European Film Promotion. В Азербайджане, наоборот, нет требования по использованию денег, полученных от азербайджанских фондов. Главным требованием является связь сюжета картины со страной, утверждает Джахангир Мамадов - Глава Кинодепартамента Министерства культуры Азейбарджана. Израиль, в свою очередь, не выдвигает требований по содержанию фильма, также нет языковых требований по использованию иврита в фильмах.

Представители Германии и Франции отметили, что очень важна государственная поддержка. При помощи фондов, можно собрать до 80% необходимых средств. В Украине также начинает развиваться государственное финансирование кинопроизводства - после 20-ти летнего застоя власть начала идти навстречу кинематографистам. По словам Екатерины Копыловой, Главы Государственного агентства по вопросам кино, украинские режиссеры могут получить до 100% средств, необходимых для съемок фильма. Поддержка кинематографа за счет государства также осуществляется в Грузии и Белоруссии.

Грузия, в основном, выпускает фильмы совместно с Францией, Великобритания с США, Белоруссия сотрудничает с Россией. Уже есть несколько завершенных картин в копродукции с Украиной, среди которых фильм-участник международной конкурсной программы 4-го ОМКФ «Параджанов», над которым также работали представители Франции, Армении и Грузии.

«Основной проблемой киноиндустрии Украины является отсутствие взаимодействия кино и бизнеса. Создание продуктивного сотрудничества между инвесторами из частного сектора и кинематографистами является важной задачей украинского кинематографа», - полагает Екатерина Копылова.

РОДЖЕР КОРМАН: «КИНО ДОЛЖНО БЫТЬ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫМ, А МЕТАФОРУ НУЖНО ПРЯТАТЬ МЕЖДУ СТРОК»

Американский кинорежиссер и продюсер, обладатель почетного «Оскара» за вклад в кинематограф, человек-легенда Роджер Корман встретился на своем мастер- классе со слушателями Летней киношколы.

Роджер Корман снял более 50 фильмов, спродюсировал около 400, открыл первую и самую успешную в истории студию независимого кино, прошел путь от «короля фильмов класса Б» и «короля драйв-инов» до «короля культового кино», написал книгу «Как я снял сотню фильмов в Голливуде и не потерял ни цента». Еще до того, как навсегда войти в историю кино, с Корманом работали Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе, Джеймс Кэмерон, Джек Николсон, Роберт де Ниро, Сильвестр Сталлоне, Сандра Баллок и многие другие режиссеры и актеры, которых сейчас причисляют к касте суперзвезд.

Обращаясь к собственному опыту продюсирования, Роджер Корман сказал, что среди режиссеров ищет людей, у которых совместимый с ним стиль, и в первую очередь обращает внимание на интеллект, желание и возможность тяжело трудиться, а также креативность. Кинематографист принципиально не работает с большими студиями из-за слишком затянутого процесса и необходимости мириться с решениями, с которыми не всегда соглашается.

Наставник многих голливудских звезд выразил свою уверенность в том, что фильм должен быть развлекательным, поэтому метафору, которая является «унифицированной силой картины», он пытается «прятать между строк».

«Глобализация и мгновенная коммуникация - это одновременно и добро, и зло нашего времени»,- сказал Роджер, убежденный в том, что в общем интернет вредит кино, но прогресс не остановить: кинотеатральный прокат сокращается, интернет-прокат - неумолимо расширяется.

Также культовый режиссер поговорил со студентами Летней киношколы о возможности импровизации во время съемок, развитии независимого кино в современности, универсальности и человечности как главных задачах кинематографа, о вере в планирование на этапе предпродакшна, о балансе между искусством и бизнесом в кинопроизводстве, восхищении экранизацией Бондарчуком «Войны и мира» и о преклонении перед величием картины «Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна, отношение к которой стало одной из причин его приезда в Одессу.

РЕТРОСПЕКТИВА ПАРАДЖАНОВА: «МАЭСТРО»

Вчера, 17 июля, зрители имели возможность попасть на очередной показ в рамках ретроспективы Сергея Параджанова. В кинотеатре «Родина» показали документальный фильм «Маэстро», посвященный выдающемуся режиссеру и уникальному художнику, и по большей части представляющий собой интервью с ним.

Картина снималась в течении пяти дней летом 1989 года. Пленка долгое время считалась пропавшей, однако единственную ее копию все же удалось разыскать несколько лет назад. Вниманию зрителей была представлена отреставрированная в 2012 году версия фильма.

Представить фильм в Одессе приехал художественный руководитель международного фестиваля «ArtoDocs» (Санкт-Петербург) Лев Наумов, провозгласивший, что культурологическое сотрудничество между ОМКФ и «ArtoDocs», хотя и не является обычной практикой, но из ракурса культурных столиц России и Украины выглядит вполне логичным. В своем вступительном слове Лев сосредоточился на персоне режиссера, создавшего свою первую и единственную документальную работу.

Александр Кайдановский - выдающийся актер, сценарист и режиссер (1946 - 1995). Закончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская А. Тарковского и других). Сыграл в таких фильмах, как «Сталкер» А. Тарковского, «Свой среди чужих, чужой среди своих» Н. Михалкова, «Новые приключения янки при дворе короля Артура» В. Греся.

После «Сталкера» Кайдановский, ставящий очень высокую планку в своей работе, фактически перестал сниматься, - рассказал Лев Наумов, - а в работах других режиссеров участвовал исключительно для того, чтобы найти деньги для собственных проектов. В отличие от режиссеров, находящихся под влиянием великого Тарковского, Кайдановский, хотя и был чуть ли не единственным его учеником, шел в режиссуре своим путем, экранизируя Камю, Толстого, Борхеса и обозначая свой жанр как «мистический реализм».

Идея съемок картины «Маэстро» пришла к Кайдановскому неожиданно - Параджанов приехал в Москву в Институт Склифосовского как онкологический больной, и тогда же попал в легендарную квартиру Кайдановского, который решил взять у метра интервью о творческих методах. Монтаж длился на протяжении 1991-1993 годов, и, по признанию Льва Наумова, картина лично ему кажется незаконченной.

«ДЕВУШКА И СМЕРТЬ»: ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ ЙОСА СТЕЛЛИНГА

Украинская премьера фильма «Девушка и смерть» состоялась на Одесском кинофестивале. И случилось это не в обычный день, а в день рождения режиссера Йоса Стеллинга. Команда ОМКФ не могла оставить почетного гостя без подарка! На сцене, перед началом показа его работы «Девушка и смерть», Йосу Стеллингу вручили «Золотой Дюк».

Зрителям Одесского кинофестиваля картину представила звездная творческая группа. По красной дорожке перед фестивальным центром «Родина» прошли режиссер Йос Стелинг, актриса Сильвия Хукс и продюсер Евгений Гиндилис. «Девушка и смерть» - совместное производство Голландии, Германии и России. Заняты в фильме и российские актеры: Сергей Маковецкий, Рената Литвинова, Леонид Бичевин, Светлана Светличная.

«Девушка и смерть» – это ода романтическим временам 19 века, - объяснил на пресс-конференции режиссер Йос Стелинг - «фильм непростой, в нем нет юмора – таким был наш выбор».

Актриса Сильвия Хукс – редкий гость кинофестивалей, но ОМКФ почтила своим присутствием. Рассказала, что счастлива быть здесь, а на вопрос о выборе между модельным бизнесом и киноиндустрией, ответила, не сомневаясь: однозначно кино. «Мне нравится быть перед камерой, рассказывать историю. Кино – самый близкий мне вид искусства», - поделилась Сильвия Хукс.

Режиссер фильма «Девушка и смерть», Йос Стеллинг, рассказал, как появилась у него идея создания ленты. Сначала он пересмотрел любимый романтический фильм своего детства и увидел вдруг, что картина – «глупа». Так исчезло одно его светлое воспоминание. Позже, он случайно встретил женщину, похожую на мать, которая оказалась его первой девушкой! Когда-то она была первой красавицей, а теперь он ее даже не узнал. Еще одно воспоминание оказалось, по словам режиссера, украденным. Поэтому он и решил создать фильм о воспоминаниях, которые живут своей жизнью и вечно хранят любовь.

Два часа фильма, по словам Йоса Стеллинга, это одно чудное мгновенье, как в стихотворении Пушкина. Его поэзии в картине уделена особая роль: с помощью томика стихов герои преодолевают языковой барьер и рассказывают друг другу самое сокровенное.

Представляя фильм на сцене, продюсер Евгений Гиндилис выразил благодарность организаторам Одесского кинофестиваля за украинскую премьеру картины «Девушка и смерть» именно в Одессе, на ОМКФ. Перед началом показа, режиссер посоветовал зрителям не размышлять, а включить душу, сердце и прочувствовать фильм.
4777

Комментировать: