Наша камера
на «Ланжероне»
Loboda Loboda
в Садах Победы
Погода в Одессе сейчас 0 ... +2
вечером 0 ... +1
Курсы валют USD: 0.000
EUR: 0.000
Регистрация
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

БуДНИ Одесского кинофестиваля, 16.07 (добавлено)

Среда, 16 июля 2014, 23:36

«ПОВОДЫРЬ»: МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА НА ОДЕССКОМ КИНОФЕСТИВАЛЕ

На ОМКФ состоялась долгожданная премьера фильма «Поводырь» украинца Олеся Санина. С 2007 года режиссер собирал команду, подбирал актеров, искал средства на реализацию своей сокровенной идеи. Спустя годы история, наконец, состоялась и, не смотря на предложения от других международных фестивалей класса «А», местом мировой премьеры «Поводыря» Олесь Санин выбрал именно Одесский МКФ. О мотивации своего решения режиссер вместе с творческой группой рассказал на пресс-конференции после премьерного показа.

Действие картины разворачивается в Советской Украине начала 1930-х годов. В основе сюжета – драматическое путешествие американского мальчика Питера Шемрока и слепого музыканта Ивана Кочерги. Они встретились в годы коллективизации и голодомора и простились, когда в 1934 Ивана Кочергу расстреляли под Харьковом.

Роль юного поводыря слепого музыканта сыграл маленький украинец Антон Грин, которого режиссер нашел и утвердил за неделю до начала съемок. По признанию Олеся Санина, если бы Антон появился раньше, акценты фильма, скорее всего, были бы смещены: «Я сделал бы его более значительным проводником истории. Каждый съемочный день Антона был для нас загадкой и открытием». Сам молодой актер признается, что предложение сняться в «Поводыре» его шокировало: «После этой роли изменилась вся моя жизнь. Я никогда не готовился и не думал, что буду играть. Теперь я очень хочу быть актером!»

Также, в фильме сыграли около 200 незрячих актеров, большинство из них – музыканты. Музыка вообще для картины очень важна и музыкальная история фильма тоже, безусловно, состоялась. Композитора Аллу Загайкевич участники пресс-конференции встретили бурными овациями. «Мы старались сломать стереотипы шароварщины, избавиться от негативных шаблонов украинской культуры», - объяснила свою идею Алла Загайкевич.

Бюджет фильма – 16 миллионов гривен. Это немного, - говорят продюсеры, но рады, что и это удалось получить в предыдущие непростые годы. Благодарность за принципиальную позицию и поддержку творческая группа выразила директору Госкино Катерине Копыловой.

Ограниченность в средствах не позволила строить масштабные декорации, снимали на натуре, в поисках нужных пейзажей объездили всю Украину, часто работали в сложных погодных условиях. Оператор-постановщик фильма «Поводырь» – Сергей Михальчук, одноклассник режиссера Олеся Санина, его друг и единомышленник уже более 30-ти лет. Перед оператором, прозвучало на пресс-конференции, стояла очень сложная задача: снять фильм о людях и для людей, которые не видят свет. В картине нет ни одного случайного кадра. Съемки, уверен Олесь Санин, поразят кинематографистов мирового уровня.

Впервые в Украине фильм на большом экране адаптируют для незрячего зрителя: будет использована технология тифлоперевода, это специальные аудиокомментарии, которые подскажут, что происходит на экране, во что одеты герои.

Картину, не сомневаются критики, ожидает серьезное фестивальное и прокатное будущее. Уже ведутся переговоры с национальными и международными дистрибьюторами, готовится 4-серийная телевизионная версия «Поводыря». Но первыми в мире «Поводырь» увидели зрители Одесского Международного Кинофестиваля. «Нас пригласил сюда программный директор ОМКФ Алик Шпилюк, и ради этого мы отказались от нескольких больших фестивалей, ряд фестивалей класса «А» согласились показать нашу ленту после премьеры в Одессе. Одесса – это город честных и смелых людей, Одесса – это история свободы. Я хотел, чтобы первые оценки нам дали именно здесь», - объяснил свое решение Олесь Санин. И не ошибся: у публики «Поводырь» уже имеет огромный успех.

МАСТЕР-КЛАСС АНГЕЛИНЫ НИКОНОВОЙ И ОЛЬГИ ДЫХОВИЧНОЙ: «НЕЗАВИСИМОЕ, МАЛОБЮДЖЕТНОЕ КИНОПРОИЗВОДСТВО»

Российские кинематографисты Ольга Дыховичная и Ангелина Никонова, которые представили в рамках внеконкурсных показов фестиваля свою совместную картину «Велкам Хом», провели мастер-класс для студентов Летней Киношколы. Говорили о творческих поисках и специфике съемки в независимом кино, о тонкостях промоушена и о том, кaк «выжить» новичку в жестких конкурентных реалиях.

Творческий тандем начал свой мастер-класс с личного опыта, приведя в пример первый совместный проект — ленту «Портрет в Сумерках» 2011 года. Фильм был снят при производственном бюджете в 20 тысяч долларов и завоевал 18 международных наград, среди которых Гран-при фестивалей в Рейкьявике, Коттбусе и Салониках, а также приз за операторскую работу ОРКФ Кинотавр-2011. Ольга Дыховичная, которая также исполнила главную роль в фильме, подчеркнула, что во всех своих работах, даже несмотря на маленький бюджет, вся съемочная группа получала пусть и небольшие зарплаты. Дебютная лента не стала исключением. Это принципиальная позиция позволяет оставаться в рамках профессионального кинопроизводства, хоть и за меньшие деньги, и почувствовать другую степень ответственности, если сравнивать со съемками «за бесплатно».

Ольга Дыховичная, говоря о своем продюсерском опыте организации малобюджетных съемок за рубежом, рассказала о сложностях и преимуществах съемок кино в Нью-Йорке. Как одно из положительных моментов, актриса отметила легкость в получении разрешений на съемку, а также оптимизированный поиск необходимых кадров через специализированные ресурсы. Также, член Международного жюри ОМКФ посоветовала оптимизировать бюджет за счет поиска мотивированных людей, например, приезжих актеров, начинающих операторов и режиссеров, которые хотят сменить амплуа и пополнить резюме.

Ангелина Никонова, со своей стороны, порекомендовала студентам экономить бюджет на организации съемок, проводя их именно в том городе, о котором они снимают кино. По ее словам имеет смысл искать квартиру для фильма сразу с такой обстановкой, которая нужна для «картинки», что позволит сэкономить на дорогом гонораре для художника-постановщика и знакомиться с новыми независимыми музыкантами, музыка которых может стать потенциальным саундтреком к новому фильму.

Что касается продвижения картины, Ольга и Ангелина отметили, что более эффективно заниматься продвижением самостоятельно, учитывать при планировании бюджета статью затрат для подачи на фестивали и устраивать фильму «фестивальное» турне. Творческая пара отметила пресыщение рынка кинолентами и распространенность «пиратства», что очень усложняет возможность заработать, и выразили надежду на появление в ближайшем будущем новой технологии, которая позволит решить эти сложности.

Отвечая на многочисленные вопросы студентов Летней Киношколы, как «выжить» новичку в начале карьеры, творческий тандем делился собственным опытом. Так, Ангелина Никонова в свое время выживала за счет написания сценариев и работы оператором на коммерческих событиях, от разных выставок до фестивалей. Режиссер порекомендовала студентам осваивать смежные профессии, набивать руку и не бояться начинать.

Заканчивая мастер-класс и говоря о дальнейших творческих планах, режиссер Ангелина Никонова подчеркнула: «Делать кино – это во мне и я всю жизнь хотела этим заниматься, это определенный способ коммуникации, который невозможно отпустить от себя. И если меня что-то возмущает в обществе, в котором я живу, и мне хочется прокричать об этом, в моем случае, адекватней снять об этом кино, чем стоять на Красной площади и кричать».

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС: «ЗЕЛЕНАЯ КОФТА»

Съемочная группа украинского триллера «Зеленая кофта» представила свою работу в рамках Национального конкурсе 5-го Одесского кинофестиваля.

«Зеленая кофта» - современная городская история о девочке-подростке, которая пытается добиться справедливости - найти и наказать маньяка, похитившего ее младшего брата. Презентуя свой фильм, режиссер и автор сценария Владимир Тихий рассказал, что если бы он снимал картину сейчас, то развитие событий и финал подверглись бы изменениям: временной промежуток в полгода сократился бы до одного дня, а развязка могла бы стать счастливой. По словам режиссера, это обусловлено тем, что за последние шесть месяцев изменилась реальность, она стала более динамичной. «Когда ты снимаешь, то пытаешься вступить в социальный диалог, а твой успех, зависит от искренности. Отсутствие хорошего финала просто говорило честно о стране». Как отметил продюсер ленты Денис Иванов, в картине хорошо передан застой и предмайдановские настроения, «Зеленая кофта» выступает документом времени.

Владимир Тихий высказал теорию, что за последний, хоть и тяжелый год, общество проснулось и теперь для кинематографистов стали доступны новые жанры и темы для творчества, и, главное, счастливые финалы.

Несмотря на то, что фильм заявлен как триллер, сам Тихий называет его социальной драмой и не считает развлекательным. Сценарий был написан 4 года назад, а съемки проходили в 2012 году в спальных районах Киева – на Подоле и Святошино. Картина стала первым полнометражным фильмом, который «родился» из альманахов короткого метра «Мудаки. Арабески» и «Украина Гудбай», за ней последовала работа Мирослава Слабошпицкого «Племя».

Премьера «Зеленой кофты» состоялась в сентябре 2013 года в секции New directors Международного фестиваля класса «А» в Сан-Себастьяне. На разных стадиях производства фильм был представлен в рамках Питчинг-сессии и презентаций Work in Progress на Одесском кинофестивале.

«Зеленая кофта» и еще шесть полнометражных картин национального конкурса претендуют на награды в следующих категориях: «Лучший полнометражный фильм» и «Лучшая актерская работа». Победителей определит экспертное жюри во главе с Виталием Манским.

ПУТЬ К СВОБОДЕ: ЧЕШСКИЕ «БАРХАТНЫЕ ТЕРРОРИСТЫ»

В рамках внеконкурсной программы «Путь к свободе» прошел показ документального фильма «Бархатные террористы», посвященного трем участникам революции в Чехословакии. Картину представили режиссер Иван Остроховски и оператор Мартин Коллар. Модерировала дискуссию после сеанса журналистка hromadske.tv и гражданская активистка Наталья Гуменюк.

В отличие от остальных фильмов секции, в основном рассказывающих о современных протестах и документирующих непосредственно революционные события, «Бархатные террористы» посвящен трем мужчинам-участникам революционного движении 20-летней давности и их современной жизни. Все они получили тюремный срок от 5 до 14 лет за неудавшиеся попытки террористического акта.

Рассказывая о своей ленте, создатели отметили, что не хотели создавать очередной пафосной героический фильм о революции в Чехословакии. Три истории, показанные в картине, являются уникальными, потому что это единственные случаи радикального вооруженного протеста в стране за 70-80 годы. Создатели объяснили это фактом существования в то время обширного диссидентского движения, состоящего в основном из интеллигенции и творческих людей, которые не спешили брать в руки оружие и активно выступать против диктатуры. Новости не освещали попытки терактов, а героев документальной ленты держали в отдельных изолированных тюремных блоках, чтобы они не общались с другими заключенными. Даже в 90-е после свержения коммунистического режима, эта информация не предавалась огласке, дабы сохранить миф о мирном протесте и победе над тиранией. Один из революционеров находился в заключении в течение 2 лет даже после свержения коммунистического строя. Многие участники революционного движения в Чехословакии до сих недовольны результатом революции, так как при смене власти был заключен мирный договор с партией и большинство людей, ответственных за преступления коммунизма остались, по их мнению, безнаказанными.

Лента снималась около 6 лет и за этот период съемочная группа проводила очень много времени со своими героями, благодаря чему удалось запечатлеть их жизнь с максимально близкого, практически интимного расстояния.

Премьера «Бархатных террористов» состоялась на кинофестивале в Карловых Варах, где его отметили наградой федерации европейских кинокритиков FEDEORA Prize «за инновационный подход к изображению коммунистического прошлого с юмором и изобретательным балансом между постановочными сценами и документалистикой». Картина также была показана на Берлинале, где взяла приз газеты Tagesspiegel.

Внеконкурсная программа «Путь к свободе» организована совместно с HROMADSKE.TV и Международным кинофестивалем документального кино DOCUDAYS.UA.

УКРАИНСКАЯ «НОВАЯ ВОЛНА»: КОРОТКИЙ МЕТР. ЧАСТЬ I

В переполненном зале Фестивального центра состоялся показ семи из 13 короткометражных лент, претендующих на приз в рамках Национальной конкурсной программы. Режиссеры представили свои картины и ответили зрителям на возникшие во время просмотра вопросы. Позже состоялась пресс-конференция, где журналисты смогли подробнее узнать о творческом процессе и технической стороне съемок.

Первыми свою дебютную картину «PTSD» представили Михаил Коротеев и Алексей Соболев. Режиссеры, работающие в самом креативном digital-агентстве в Украине по итогам 2013 года - «VGNС», уже выиграли несколько международных призов за свои интерактивные видео, и фильм «PTSD» не стал исключением - награда на Webby Awards в категории People’s voice.

Следом за ними свои работы представили: Мария Кондакова, студентка Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого - фильм «Листопад», Марыся Никитюк - «В деревьях», Максим Якобчук - дипломная работа «Портрет», грузинский сценарист и режиссер Заза Буадзе – «И бог шагнул в пустоту», Нариман Алиев - «Вернуться с рассветом» и Александр Ратий - «Простые вещи».

Самый большой интерес у зрителей и журналистов вызвали творческие планы молодых фильммейкеров и текущее положение вещей в кинопроизводстве. Алексей Соболев, креативный директор агенства «VGNС», считает, что украинское кино еще не сформировалось как таковое и на данный момент и молодые кинематографисты находятся в поиске собственного киноязыка. Самый старший из режиссеров - высказал предположение, что нынешнее поколение, возможно, станет «новой волной» украинского кинематографа. Единогласно прозвучало мнение, что без государственной поддержки развитие киноиндустрии в Украине будет практически невозможно.

В остальном, участники национального конкурса уверены, что главное – это желание рассказать зрителю историю, накладывая всевозможные пласты в процессе работы, сохранить актуальный и интересный конфликт сюжета и не прекращая работать над собой и своими картинами.

ПРОДЮСЕРСКИЙ ПИТЧИНГ 5-ГО ОДЕССКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ

Состоялся Питчинг проектов в рамках секции Профессиональной секции Одесского международного кинофестиваля – конкурс полнометражных кинопроектов украинского производства или ко-продукции с Украиной, предназначенных для кинотеатрального проката, на соискание денежного приза в размере 50 000 гривен от партнера фестиваля девелоперской компании UDP.

Цель Питчинг-сессии – привлечения внимание потенциальных инвесторов, фестивальных отборщиков и широкой кинематографической общественности, включая международную, к украинским кинопроектам.

Из 30 заявок на питчинг 2014 года селективная комиссия ОМКФ отобрала 11 проектов, которые претендуют на приз от девелоперской компании UDP в размере 50000 гривен. Представители их творческих групп – в основном, продюсеры и режиссеры – презентовали фильмы в разных жанрах. О разработке своей новой ленты «Ее сердце» рассказал член жюри Национальной конкурсной программы ОМКФ-2014, обладатель премии «Ника», украинский режиссер, актер и сценарист Ахтем Сейтаблаев. Кроме того, в рамках питчинг-сессии состоялась презентация дебютных работ - художественного фильма-элегии Анны Меликовой «Дюрас: Говорят они», участие в съемках которого уже подтвердили титулованные французские кинодивы Фанни Ардан и Изабель Юппер, а также первого полнометражного фильма-нуара известного украинского клипмейкера Олександра Стеколенко «Местами туман». Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля, участник международного и национального конкурса ОМКФ-2014, грузинский режиссер Нана Джорджадзе представила проект военной драмы «Красные ангелы». Байопик «Александ Довженко. Одесский дебют» о работе легендарного украинского режиссера над картиной «Сумка дипкурьера» с Сергеем Бабкиным, Ольгой Куриленко и Сергеем Маковецким в главных ролях также поборется за главную награду Питчинга.

Питчингу как явлению в украинской киноиндустрии всего три года – Одесский Кинофестиваль стал первооткрывателем коммерческого питчинга в Украине. Вначале, вспоминают организаторы ОМКФ, и участникам, и членам жюри было сложно, но три года спустя позитивная динамика – очевидна. «За три года качество презентаций значительно улучшилось, то, что мы видим сегодня – это высокий класс. Конкурсанты многому научились, они присутствуют на конкурсах, слушают друг друга», - рассказал о достижениях питчинга ОМКФ программный директор Алик Шпилюк.

Объявление победителей секции Киноинудстрия - лучших проектов по итогам конкурса Питчинга и презентаций Work in Progress состоится в пятницу, 18 июля.

ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА С АКТРИСОЙ ЕВГЕНИЕЙ ДОДИНОЙ: «АКТЕРСКАЯ ПРИРОДА - ВСЕГДА ОСТАЕТСЯ АКТЕРСКОЙ»

Евгения Додина, известная израильская актриса и член жюри международной конкурсной программы ОМКФ-2014, провела творческую встречу со студентами Летней киношколы и рассказала о своем пути в театре, разнице между актерами кино и театра, а также о важности «случая» в судьбе.

Свое выступление известная актриса начала с показа видеозаписи монолога Нины Заречной из «Чайки» А.П. Чехова в собственном исполнении, который был прочитан на трех языках: русском, иврите и английском. Евгения Додина отметила, что этот монолог стал результатом долгой творческой жизни в Израиле, где живет и работает актриса, а также обратила внимание студентов на использование разных языков в слитном тексте, которые логично идут один за другим. Кроме того, актриса прочла несколько стихов Бродского и отрывок с рассказа одесского писателя И.Бабеля «История моей голубятни». На примере последнего произведения, Додина рассказала о сложностях актерского перевоплощения и поисках себя «в роли».

Актриса отметила, что ее путь в театр начался с детского увлечения кумиром - советским актером Олегом Далем. Отслеживая его творчество, Евгения узнала о существовании театра и актерского дела и приняла решение стать артисткой. Раскрытие творческого потенциала пришло не сразу: для этого потребовалось время, «правильная роль» и случай. Таким случаем, для Евгении стало предложение переехать в Израиль, где в 1990 году открывался первый русский театр «Гешер».

Отвечая на вопрос студентов, чем израильский театр отличается от русского, актриса отметила, что основное отличие это гораздо меньший бюджет. «Я считаю, что продюсер, это муза режиссера. Когда бюджет маленький, театр вынужден выбирать коммерческий репертуар, чтобы выжить. В отличие от Европы, где театр получает большие дотации и может ставить разные пьесы, то есть быть театром ради театра» - рассказала Додина.

Также, одной из дискуссионных тем во время творческой встречи стал вопрос об образовании актера. По мнению Евгении, образование более важно для театральной сцены, в кино можно многое скрыть. Но все же актриса отметила, что актерская природа остается актерской и талант всегда побеждает. Додина оценивает свою собственную игру по физическим ощущениям, и если играет не правильно, то чувствует себя не гармонично и испытывает почти физическую боль.

18 июля, в рамках специальных показов на Ланжероновском спуске, актриса Евгения Додина лично представит картину режиссера Михаль Авиад «По тебе не видно», где исполняет одну из главных ролей.

ЛУЧШИЙ ДЕБЮТ КАНН В КОНКУРСНОЙ ПРОГРАММЕ ОМКФ

Еще одного участника международной конкурсной программы – французский фильм «Party girl» - представили режиссеры ленты Мари Амашукели и Клэр Бюргер. Обладатели «Золотой камеры» за лучший дебют Каннского кинофестиваля обсудили реалии французского кинематографа, тематику фильма и поделились подробностями съемок.

Французское режиссерское трио Мари Амашукели, Клэр Бюргер и Сэмюэл Тейс сложилось уже давно. Все они познакомились в престижной киношколе Fémis и уже успели снять три успешных короткометражных фильма, получив награду Каннского МКФ и премию «Сезар» в 2010. Главную роль в их дебютной полнометражной картине сыграла мать Сэмюэля Тейса – Анжелика Литценбургер. Она уже снималась у режиссеров в коротком метре вместе с самим Сэмюэлем и его братом.

Анжелика более 30 лет проработала хостесс и танцовщицей в стрип-клубе в бедном шахтерском районе на границе Франции и Германии, но достигнув 60 лет, приняла решение остепениться, выйдя замуж по расчету. Так как Мари, Клэр и Сэмюэл знакомы уже много лет, они вплотную наблюдали за этой ситуацией и, вдохновившись идеей, решили снять фильм о невероятно харизматичной и энергичной Анжелике. Не смотря на то, что картина основана на реальных событиях и все роли исполняли не профессиональные актеры, а местные жители, которые просто играли самых себя, режиссеры настаивают, что это не документальное кино. Создатели фильма старались быть максимально честными, в то же время, не переходя в жанр автобиографии и не раня чужих чувств. Несмотря на то, что все сцены прописаны в сценарии, режиссеры позволяли актерам просто импровизировать. В то же время, многие события из жизни были изменены для того, чтобы добавить драматизма.

Мари и Клэр называют свое решение снять подобную ленту политическим. Помимо отсутствия профессиональных актеров, такие фильмы очень нетипичны для современного французского кинематографа. Они рассказывают «неприятную правду» о бедных жителях разорившегося региона, о котором предпочитают не говорить. Кроме того, картина снята на французском и немецком языках.

Основной темой фильма режиссеры считают как любовь между людьми, семьей друзьями, так и одиночество. Для них было важно оставить открытый финал, чтобы зритель сам мог решать, счастливый он или нет, ведь с одной стороны героиня снова остается одна, но с другой - она не изменяет своей природе. Режиссеры особо подчеркнули важность второго момента, называя свою картину феминистической, отстаивающей право женщины на самоопределение своей роли в жизни и в обществе.
6063

Комментировать: