Наша камера
на «Ланжероне»
Лобода Лобода
в Садах Победы
Погода в Одессе сейчас -5 ... -3
днем -3 ... 0
Курсы валют USD: 25.899
EUR: 27.561
Регистрация
Фильтр публикаций
Все разделы
Публикации по дате
Дата:

600 лет — Одессе или Хаджибею? (дополнено 2)

Среда, 25 февраля 2015, 09:21

Яков Шпигельман, Глеб Краснецкий, Анатолий Горбатюк

Вечерняя Одесса, 19.02.2015

Публикация «Одессе-600!» («Вечерняя Одесса» от 12 февраля с.г.) удивила. Не собственно мнением сторонников исчисления возраста нашего города шестью веками. Эта точка зрения не нова и имеет право на существование. Поразил сам факт подачи общественным объединением «Одессе-600», зарегистрированным совершенно недавно — 25 января с.г., искового заявления в Приморский районный суд (!) с требованием к Одесскому горсовету признать 1415 год датой основания Одессы и провести ряд связанных с этим плановых мероприятий. Научный спор из университетской аудитории переносится в зал суда. Несколько десятилетий тому назад это уже происходило: «правильный» взгляд на явления общественной жизни, литературу и искусство устанавливал советский суд. Инициатива общественной организации выглядит, мягко выражаясь, странно.

Автор газетной публикации В. Кудлач пишет, что общепринятое правило — это определение возраста города согласно первому упоминанию его в исторических анналах. Формулировка не совсем точная и, представляется, неполная. Нельзя, например, исключать факт непрерывного по времени присутствия населения на конкретной территории, допуская при этом возможность ограниченных по историческим меркам перерывов на восстановление жизни поселения, если оно опустело в результате войны, эпидемии, природных катаклизмов. Не претендуя на истину в последней инстанции, попробую свое мнение пояснить на эпизодах истории нашего города, опуская детали и ограничиваясь ссылками только на некоторые первоисточники из-за ограниченного формата газетной публикации.

Можно выделить три основные версии исчисления возраста Одессы, и в хронологическом порядке они располагаются так. Первая версия (назовем ее условно античной): городу с учетом результатов археологических работ, проводившихся с середины 1990-х годов под руководством историка и археолога профессора А. О. Добролюбского, в этом году исполняется ровно 2660 лет. Обнаруженный археологами предположительно самый ранний предшественник Одессы — это упоминаемый еще Геродотом город Борисфен, основанный греками-милетцами в 645 году до н.э. После Борисфена в тот же античный период в пределах «местности, занимаемой Одессою» (выражение Ф. К. Бруна, историка, профессора Новороссийского университета в 1865-1880 гг.) возникали поселения Одессос, Истриан и Исиаков (фонетические и иные варианты этих топонимов здесь опускаем).

До появления посвященных данной версии публикаций А. О. Добролюбского, О. И. Губаря, А. В. Красножона, Е. Ю. Новицкого и других самыми ранними поселениями на месте Одессы считались основанные предположительно в V-III вв. до н. э. греками-милетцами поселения (гавани) Истриан и Исиаков. Об этом, ссылаясь на античных авторов, писали еще в 1820-х годах основатели Одесского городского музея древностей (ныне Одесский археологический музей) И. П. Бларамберг и И. А. Стемпковский. Просуществовали античные поселения не позднее, чем до первых веков н.э., им на смену, но уже в средние века, пришли Джинестра и Хаджибей.

Теперь обратимся к средневековой версии основания Одессы. В середине ХIII столетия после монгольского нашествия территории Северо-Западного Причерноморья вошли в состав Золотой Орды, а вскоре на итальянских навигационных картах (портоланах) на «местности, занимаемой Одессою», появляется название Джинестра, честь «открытия» которой принадлежит Ф. К. Бруну.

Нет конкретных документальных или материальных свидетельств существования на месте Одессы каких-либо поселений после первых веков н.э. вплоть до периода татаро-монгольского нашествия, хотя попытки обнаружить такие поселения делались историками на протяжении почти двух столетий. (У В. Файтельберга-Бланка и В. Савченко, например: «Конечно, хотелось бы, чтобы был найден этот славный город антов Вантит, как преемник Одессоса, Истриана, Исиакова... Но пока нет следов Вантита»). Однако справедливости ради следует отметить, что названный период, составивший без малого тысячу лет, подпадает под такое определение Льва Гумилева, как лакуна (с французского — «пробел», «пропуск») во всемирной истории. Поэтому нельзя исключить вероятности существования поселений на месте современной Одессы и до татаро-монгольского нашествия.

По разным источникам топоним Джинестра впервые появился на навигационных картах в 1296 или 1311 году. Возник он после того, как купцы независимой морской республики Генуя начали создавать в Северо-Западном Причерноморье и Крыму генуэзские колонии, в том числе на берегах Хаджибейского и Куяльницкого лиманов, Одесского залива.

Именем Джинестра, считает Олег Губарь, на картах обычно фиксировалась якорная стоянка судов. Автор утверждает, что возле подобных мест создавались поселения и, основываясь на анализе старых планов, карт и эпистолярных источников, приходит к заключению, что существовал «на одесском плато, в нынешнем историческом центре города, какой-то генуэзский замок и порт». Это предположение подкрепляется фактом обнаружения в 1860-х годах при мощении Екатерининской улицы на участке между Греческой и Дерибасовской, многочисленных костяков, маркирующих внезапно возникшее обширное средневековое кладбище. Согласно А. Добролюбскому, существовавший здесь населенный пункт, по-видимому, Джинестра, вымер в середине ХIV в. из-за катастрофической эпидемии чумы.

Однако некоторое время на картах еще продолжает существовать Джинестра, а рядом и параллельно с ней вскоре появляется надпись Качибей. Первое письменное упоминание этого населенного пункта обычно связывают с Литовской летописью 1415 года, но есть и другие мнения. Например, А. И. Горбатюк считает, что «возникновение (этого) селения в районе будущей Одессы относится ко второй половине 1300-х годов», а О. Губарь датирует первые известия о Хаджибее «интервалом между 1415-м и несколькими следующими годами». Наиболее последовательно и полно история города впервые получила отражение в труде А. Маркевича «Город Качибей или Гаджибей, предшественник города Одессы» (1894 г.), где, в частности, приводятся версии этимологии этого имени (здесь опускаем), однако и это сочинение имело своих критиков — Ф. О. Петруня и других.

Как видим, на многие вопросы в истории Одессы нет пока однозначных ответов. И представляется, что для средневековой версии исчисления возраста города, возможно, в не меньшей степени, чем Хаджибей, подходит его предшественница Джинестра. Следуя примеру ОО «Одессе-600», в будущем году впору обращаться в районный суд, дабы обязать город праздновать свою 720-ю (или 705-ю) годовщину. Смешно? Не очень...

По принятой периодизации всемирной истории «узаконенный» на сегодняшний день 1794-й год в качестве года рождения нашего города относится уже к Новому времени. Перечислять имена авторитетнейших исследователей истории Одессы прошлого и современности, в своих трудах обосновавших эту дату (год), нет необходимости, хотя определенный «разбег» мнений применительно к конкретному событию и дню, который предлагалось считать днем рождения города, в ряде работ и существует. Чем не тема для научной дискуссии? Впрочем, как и глобальная тема возраста города по каждой из трех приведенных здесь версий, условно названных античной, средневековой и версией Нового времени. (Попутно замечу, что В. Кудлачом неверно названа дата 27 января как впервые зафиксированная дата употребления названия — «Одесса». На сегодня известно, что это название впервые появилось в заглавии Высочайше утвержденного 10 (21) января 1795 года штата Запасного соляного магазина на 1240 пудов соли).

Научный поиск истины в археологических раскопках, в исследовательских лабораториях, в тиши библиотек и архивов или в бурных дискуссиях профессионалов — это понятно, потому что естественно. Вместо этого, но якобы ради той же цели поданный в районный суд иск выглядит более чем нелепо, хотя инициаторов мероприятия понять можно: 600-я годовщина — это звучит!

Во второй своей публикации («Вечерняя Одесса» от 17 февраля с. г. ), В. Кудлач уже сообщает о включении празднования 600-летия первого письменного упоминания Одессы (Одессы, а не Хаджибея!) в принятое на днях Верховной Радой Украины постановление о праздновании памятных дат и юбилеев в 2015 году. Постановление Верховной Рады, имеющее силу закона, делает вроде бы абсолютно ненужным обращение в суд и почти бесполезными какие-либо научные дискуссии в ожидании этого суда.

Автор утверждает, что «ряд фальсификаций в истории Одессы очень длинный». Именно так — фальсификаций, а не ошибок. Значит, будем разоблачать, не забывая прошлый опыт. Список фальсификаторов следует начать со Скальковского, который «придумал» День города — 2 сентября по новому стилю. (Кудлач приводит иные возможные варианты — День Святой Троицы и день штурма Хаджибея в 1789 году — 25 сентября). Не забыть внести в список фальсификаторов советского периода, включая историка профессора С. Борового, в свое время прилюдно недоразоблаченного секретарем обкома компартии. И, конечно, следует помнить о самой вредной части современной творческой интеллигенции города. Боясь кого-то пропустить, имен не называю...

Сегодня мы уже просто обязаны отметить 600-летие Хаджибея. Именно Хаджибея, но отнюдь не Одессы («покуда,... — так сказать, до выяснения», как написал О. Губарь в аналогичной ситуации). Следует широко обсудить, в том числе и в печати, как отметить эту дату. Лучшей газетной «площадью» для этого мне представляется «Вечерняя Одесса».

И вне зависимости от празднования годовщины «праотца Одессы» (А. Скальковский), с любовью и трепетным отношением к трудам наших замечательных археологов, историков, краеведов «всех времен и народов» мы должны еще раз перелистать книгу истории города, выявляя возможные ошибки или противоречия, но отнюдь не преднамеренную фальсификацию фактов. С этой точки зрения инициативу новой общественной организации можно только приветствовать, даже не состоя в ее рядах.

* * *

Прабабушка Одесса

Время Ч, 20.02.2015

На прошлой неделе Верховная Рада Украины, в числе прочих, приняла постановление, которое непосредственным образом касается нашего города.

Согласно Постановлению «О праздновании памятных дат и юбилеев в 2015 году», на государственном уровне в этом году будет отмечаться «600-летие со времени первого письменного упоминания о городе Одесса (1415).

Кроме того, в этом году также будут праздновать 150 лет со дня основания Одесского национального университета имени И.И. Мечникова, основанного 13 мая 1865 года.

В общем, «патріотично налаштованi громадяне», которые и раньше заполоняли средства массовой информации своим праведным гневом насчет неправильной даты основания города, получили карт-бланш.

Факт того, что «городу и порту быть» повелела российская императрица Екатерина Вторая, вызывает у них крайнее раздражение, поэтому они уверены, что датой основания Одессы нужно считать не 1794-й, а 1415 год.

К слову, словосочетание «первое письменное упоминание о городе Одесса» выглядит совсем смешным, ведь это имя все-таки придумала сама императрица, и она явно не могла этого сделать за четыре века до своего рождения. Речь идет о первом упоминании поселения Коцюбеев, позднее ставшего турецким Хаджибеем, на месте которого теперь выросла Одесса. В мировой практике так принято — если точная дата основания неизвестна, то в качестве нее берется дата первого упоминания. Городок Коцюбеев, кстати, был польско-литовским. Сейчас, глядя на маленькую Литву, сравнимую по размерам с Одесской областью, в это трудно поверить, но в те времена территория Великого княжества Литовского раскинулась от Балтийского моря до Черного.

Таким образом, с подачи депутатов Верховной Рады Одесса-мама, которая в прошлом году торжественно отметила свое 220-летие, должна перескочить сразу на 380 лет и стать Одессой-прабабушкой, пышно празднуя новый юбилей — 600-летие со дня основания.

ЭПИДЕМИЯ СТАРЕНИЯ

Впрочем, эпидемия повального «старения» городов и сел сейчас проходит по всей Одесской области, да и в целом по Украине. После победы Евромайдана депутаты десятков крупных и не очень городов, местечек и сел внезапно осознали, что в истории их населенных пунктов есть несмываемое «черное пятно» на биографии — все они были основаны во времена Российской империи, более того, многие во время Новороссии (слова, которое нынче произносить вслух не принято). И начали историки и архивисты искать и поднимать документы, ища доказательство того, что в период нижнего палеолита 300 тысяч лет назад полуобезьяна-получеловек на этом месте разбивал свое лежбище и выцарапывал на стене пещеры изображение мамонта, а значит, и свой отсчет город должен вести с того самого момента. Это, конечно, утрировано, но близко к истине.

Например, депутаты Запорожья недавно за один день «накинули» городу лишних 818 лет жизни, изменив на сессии горсовета дату основания города с 1770-го на 952 год, поскольку именно в этом году, как свидетельствуют письменные источники, на территории современного Запорожья имели место постоянные поселения людей.

В прошлом году депутаты одесского райцентра Балта состарили свой город сразу на 250 лет. Всегда считалось, что городок был основан в 1797 году, но депутаты совместно с краеведами пришли к выводу, что первое поселение на месте будущего районного центра построили турки в 1526 году, и через несколько недель город сразу же отметил 487-летие.

«НЕ ОСНОВАЛА, А ЗАХВАТИЛА»

Тот факт, что перенос даты политически мотивирован, особо не скрывают даже сами «патриотичные ученые». В частности, на недавней пресс-конференции в Одессе, прошедшей сразу после обнародования постановления Верховной Рады, спикеры, сплошь профессора да доценты с проукраинской позицией, долго говорили о том, что 1794 год — не год основания Одессы, а год захвата мирного турецкого поселения кровожадной Российской империей.

«Власть уже больше 20 лет игнорирует открытие первого письменного упоминания про порт Коцюбеев. Нельзя использовать российский имперский подход в современной исторической науке. В российской истории было принято назначать дату, исходя из того, когда ее власть пришла в город. Из-за имперского подхода к тому, какую дату считать точкой отсчета в основании города, Одесса потеряла 400 лет своей истории», — утверждали историки.

Впрочем, согласимся, как ни крути, но даже в советских учебниках истории было сказано, что «Одесса основана на месте турецкого поселения Хаджибей, известного с XIV века». Правда, от того, старого Хаджибея в Одессе не осталось ничего — ни одной улочки, ни переулочка. Поселение было распахано, а на его месте «с нуля» возник совершенно новый город, ставший всемирно известной Одессой.

ОТ 2500 И СТАРШЕ

И все же, если принять точку зрения, что датой основания необходимо считать именно 1415 год, следует акцентировать внимание на другом. На месте Одессы еще до Коцюбеева находилась итальянская колония Джинестра, известная с 1297 года. Ее отчего-то в качестве новой даты основания в расчет не берут. Видимо, название у нее недостаточно украинское, да и основана она не польским шляхтичем Коцюбой...

Более того, копнем еще глубже — с V в. до нашей эры на территории современной Одессы появляются древнегреческие поселения-колонии.

Открываем учебник «Одессаведение», введенный в качестве факультативного предмета во многих школах города несколько лет назад, и читаем.

«Античным предшественником Одессы является древнегреческий город Гавань Истриан, который находился на территории современной центральной части Одессы две с половиной тысячи лет назад. Остатки этого древнего города сохранились под всем Приморским бульваром на глубине 1,5 м. Со стороны нынешнего Оперного театра к древнему городу примыкало кладбище. Высокие курганы располагались на площади Греческой, пока их не снесли при строительстве рыночных сооружений молодой Одессы в 1803 г. Два захоронения также были найдены в 1910 г. на углу улиц Екатерининской и Греческой, множество фрагментов античных ваз и сосудов было найдено во дворике Пале-Рояля. Но наибольшее количество античных захоронений найдено в районе Театрального переулка. Так, в марте 1823 г. один из рабочих копал ров во дворе дома Телесницкого (Приморский бульвар, у гостиницы «Лондонская») и нашел захоронение с останками человеческого скелета и роскошными греческими вазами. Во дворе дома Делявоза (переулок Театральный на углу Приморского бульвара) обнаружена «древняя могила, обложенная простым известняковым камнем». А в саду дома господина Сен-При была обнаружена краснофигурная расписная ваза. Это свидетельствует о том, что жилые кварталы древнего города на Приморском бульваре V в. до н. э. уже состояли из каменных зданий, на которых были черепичные крыши, а в середине находились отопительные печи. Там, где сегодня находится Морвокзал, в античное время также располагался порт».

Впрочем, зачем далеко ходить — уже на нашей памяти, семь лет назад, во время реконструкции Приморского бульвара археологи обнаружили остатки древнегреческого жилища, датированные пятым веком до нашей эры. Его засыпать не стали, накрыли стеклянным куполом, и каждый желающий сегодня может убедиться, что и до Коцюбы в будущей Одессе таки была жизнь.

А был еще другой древнегреческий город, существовавший в тех же временных рамках, — Гавань Исиаков на месте нынешней Лузановки.

Так чем мы хуже соседнего города Белгород-Днестровский, который и сейчас, и даже в советские времена официально ведет свое летоисчисление с 480 г. до нашей эры, когда на его месте было основано древнегреческое поселение Тира?

А согласно данным археологов, на берегу Куяльницкого лимана и на Жеваховой горе в Одессе около 60 тысяч лет назад располагался охотничий лагерь неандартальцев. В пещере у Куяльника даже найдено 60 орудий из камня, созданных первобытными людьми, или если следовать модному тренду — «первобытными одесситами».

Впрочем, это, разумеется, крайности. А если серьезно, то историю Одессы можно совершенно официально состарить на две с лишним тысячи лет и в этом году пышно отпраздновать ее 2500-летие. И никакой политики.

* * *

600? Уверены, что не больше?

Вечерняя Одесса, 24.02.2015

...Представляете, как удивились бы парижане, узнав о том, что административный суд 3-го (или 5-го — неважно) округа Парижа предлагает им считать датой рождения их любимого города не начало 1-го века, а лет этак на 300 ранее — тогда, когда на этом месте кельтским племенем паризиев было основано поселение Лютеция (что, кстати, на латыни означает «грязь»)? И что подобное, мягко говоря, легкое сумасшествие даже поддержал Французский парламент? Самые настырные бросились бы доказывать, что суд, как и парламент, вообще никак не является тем местом, где решаются проблемы истории, для этого, мол, существуют всякие там историки, археологи и другой ученый народ, что Париж и Грязь... пардон, Лютеция — явления совершенно разные и никак не совместимые — ни по духу, ни по времени. Остальные же парижане, народ, как известно, весьма легкомысленный, и вовсе на подобную глупость внимание бы не обратили...

Это я к тому, что некоторые одесские ученые подобным образом пытаются меня, потомственного одессита и, главное, патриота Украины, вместо празднования очередной, 221-й годовщины со дня рождения моего все еще прекрасного украинского города по имени Одесса, отмечать «первое упоминание» о совершенно не привлекательном турецком поселении Хаджибей. Ну, никак они в толк не возьмут, что Одесса — это Одесса, а Хаджибей — это поселение, на месте которого впоследствии всей Европой был построен европейский город, главными первыми строителями которого стали черноморские казаки, руководимые Иосифом де Рибасом, Эммануилом де Ришелье и т. д. — по известному списку.

Кстати, если на минуту принять за реальность то, что предлагают горячие поклонники «турецкого гамбита», сразу возникают вопросы. Во-первых, кто, в этом случае, является (вместо де Рибаса) первым строителем города «первого упоминания»? Вопрос второй: раз Ришелье, по этой логике, уже никак не может быть первым градоначальником, то кто этот замечательный турецкий подданный, ради которого безжалостно отправлен в отставку славный Дюк? Вопросы, вопросы...

И если быть хоть чуточку честным, нашим ревизионистам следовало бы признать, что пресловутое «первое упоминание» о заселении рассматриваемой территории состоялось никак не 600 лет назад, а гораздо раньше, за много столетий до 1415 года, о чем очень детально рассказывает Яков Шпигельман в статье «600 лет — Одессе или Хаджибею?» — вслед за весьма авторитетными специалистами — А. Добролюбским, А. Третьяком, О. Губарем... Почему же так упорно хватаются за 1415-й год поклонники «турецкого варианта»? И не испытывают ли они вполне уместное в данном случае чувство неловкости — таким, мягко говоря, неподходящим способом (суд, парламент) решать вопросы исторические, научные, если хотите? Как бы там ни было, неправду говорить некрасиво...

...Активный поборник 600-летия Богдан Сушинский, писатель-историк, заслуженный журналист Украины, пишет: «Если чье-то исследование и заслуживает право на титул «сенсационного», так это исторический очерк профессора А. Маркевича «Город Качибей или Гаджибей — предшественник города Одессы», появившийся в печати в Одессе еще в 1894 году». Спасибо за ценную подсказку, коллега: вот именно — «предшественник города Одессы», а никак не сама Одесса, давайте вместе прочувствуем эту огромную разницу. И не советую пытаться брать в союзники еще одного истинного профессионала — профессора В. К. Надлера. Опровергатели 221-летия почему-то не задумывались, как это он, Надлер, сто двадцать лет назад стал автором главы по истории нашего края в книге «К 100-летию Одессы». Вы понимаете, на что я намекаю? Мол, не «К 500-летию...», а именно — «К 100-летию...»...

Геннадий Чижов, представитель общественной организации «Одессе 600» на брифинге «Как Одесса в 2015 году отпразднует свое 600-летие» сообщил публике, что «...Увеличение возраста города — явление не уникальное. За последнее время в Украине стали намного старше такие города, как Измаил и Запорожье». Действительно, не уникальное, но только в нашей многострадальной стране, и едва ли Европа, куда мы так стремимся, подхватит такой печальный, на наш взгляд, почин.

...Вспоминаются слова великого Иоганна Вольфганга Гете, написанные им лет двести назад: «Спорящим кажется, что они возражают, когда они только повторяют собственное мнение и не выслушивают доводов своего противника». И поскольку ситуация складывается патовая, напрашивается единственное разумное решение: вы, ребята, празднуйте себе якобы «первое упоминание» о турецком поселке (кстати, не забудьте пригласить Генерального консула Турции в Одессе г-на Хусейна Эргани, ему, понятное дело, будет приятно), а мы, по старинке, отметим 221-ю годовщину основания украинской Одессы, которую, как и прежде, искренне называем мамой. И, уверяем вас, праздник не испортим...
6966

Комментировать: